Курсовая работа

«Регулирование и надзорная политика в банковской и страховой деятельности»

  • 42 страниц
Содержание

Введение….3

Глава 1. Теоретические основы финансово-правового регулирования банковской и страховой деятельности в Российской Федерации….5

1.1 Регулирование банковской деятельности в Российской Федерации.5

1.2 Регулирование страхования в Российской Федерации…9

Глава 2. Надзор за банковской и страховой деятельностью в Российской Федерации….14

2.1 Состояние и тенденции надзорной политики за банковской

деятельностью на современном этапе….14

2.2 Надзорная политика в сфере страховой деятельности

Заключение….24

Список использованной литературы….35

Приложения….38

Введение

В курсовой работе исследуется тема «Регулирование и надзорная политика в банковской и страховой деятельности». Актуальность темы исследования. Проблема укрепления и развития банковской и страховой систем должна всегда находиться в центре внимания государства и общества, так как от их эффективного решения зависит не только состояние указанных секторов экономики, но и способность банковской системы выполнять присущие ему уникальные функции, и устойчивость, и безопасность финансовой системы страны в целом. Регулирование банковской деятельности особо специфично, поскольку оно представляется как процесс по установлению правил осуществления банковской деятельности в России в порядке законодательной и иной нормотворческой деятельности. Президент Российской Федерации и Государственная Дума Российской Федерации контролируют Банк России, последний осуществляет контроль и надзор за соблюдением банковского законодательства коммерческими банками и иными небанковскими финансово-кредитными институтами, применяет принуждение в случае допущения нарушений установленных правил поведения наряду с судебной властью.

Цели государственной политики в сфере регулирования и надзорной политики в банковской и страховой деятельности определяют цели системы государственного управления в данной сфере как обеспечение стабильности и развития государства.

Исходя из изложенного:

Объект исследования – комплексный анализ регулирования и надзорной политики в банковской и страховой деятельности.

Предметом исследования в курсовой работе выступают проблемы и вопросы, связанные с реализацией финансово-правового регулирования банковской и страховой деятельности в Российской Федерации, нормативные правовые акты, регулирующие участие и степень присутствия государства в сфере банковской деятельности, теоретические основы, а также правоприменительная практика финансово-правового регулирования и совершенствования в названных сферах.

Цель исследования – комплексный анализ представлений о регулировании и надзорной политики в банковской и страховой деятельности

Задачи исследования:

- рассмотреть теоретические основы регулирования банковской и страховой деятельности в Российской Федерации;

- изучить состояние и тенденции надзорной политики за банковской деятельностью на современном этапе;

- рассмотреть надзорную политику в сфере страховой деятельности.

Несмотря на большое внимание, уделяемое изучению банковских правоотношений, существует необходимость в комплексном исследовании финансово-правового регулирования банковской деятельности на современном этапе развития.

Методологической основой исследования является совокупность общенаучных принципов познания, применялись основные общенаучные методы: системный подход, научный анализ фактических данных, формально-логический метод и другие.

Эмпирическую базу работы составили данные официальной статистики о состоянии банковской и страховой сфере.

Объем и структура курсовой работы обусловлены целью и задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников и приложений.

Курсовая работа изложена на 37 страницах, без учета приложений, содержит 2 таблицы, 6 рисунков и 5 приложений.

Фрагмент работы

Российский страховой рынок характеризуется значительным числом действующих страховых компаний (в Едином государственном реестре субъектов страхового дела на 31 декабря 2010 г. зарегистрировано 625 страховых компаний) . Совокупный объем активов страховых компаний России составляет около 700 млрд. руб., а суммарный уставный капитал страховых организаций – свыше 200 млрд. руб. Для сравнения: совокупные активы российских банков оцениваются в 33 трлн. руб., а объем ВВП страны – 41,7 трлн. руб. . Доля российского страхового рынка в ВВП страны составляет 2,5% (56-е место в мире), что гораздо ниже, чем в среднем в странах Европы (7,56%) и Северной Америки (8,02%) .

Объекты государственного регулирования на страховом рынке сгруппированы следующим образом:

1) Объектами регулирования предложения могут быть допуск страховщиков на рынок, страховые операции действующих компаний, финансовая устойчивость и платежеспособность, инвестиционная деятельность, операции по перестрахованию и сострахованию, страховое посредничество (брокеры и агенты), конкуренция и соблюдение антимонопольного законодательства и др.

2) Регулирование страхового продукта, которое может включать утверждение правил (условий) страхования (типовых для всего рынка или индивидуальных для конкретного страховщика), регулирование наличия необходимых условий в договоре страхования (полисе), регулирование страховых тарифов, регулирование норм доходности (по накопительному страхованию жизни) и др.

3) Объектом регулирования спроса могут быть условия налогообложения страховых взносов и выплат, установление различных льгот для страхователей, законодательно установленные обязательности страхования определенных рисков и др.

Создаваемые участниками российского страхового рынка такие институциональные структуры, как пулы и объединения, находятся на начальной стадии развития по сравнению с мировым уровнем масштаба деятельности и объемов финансовых ресурсов, аккумулируемых мировыми лидерами в области страхования .

Заключение

Существенными особенностями финансово-правового регулирования банковской деятельности как формы реализации единой государственной финансовой политики в кредитно-денежной сфере, выделяющими их из других, регламентируемых нормами финансового права, форм финансовой деятельности, выступают: особый объект регулирования (банковская система и банковская деятельность как составные элементы, соответственно, финансовой системы и финансовой деятельности); специальный субъектный состав публично-правовых участников (т.н. регуляторов и надзорно-контрольных органов) и частноправовых участников, наделенных существенными публично-правовыми функциями в банковской сфере (в части финансового и валютного мониторинга и контроля); наличие особой группы правовых норм, объединенных в единое комплексное образование, именуемое банковским правом; специальные правовые методы и формы надзорно-контрольной деятельности в регулируемой сфере.

Постановлением Правительства РФ от 29 августа 2011 г. № 717 между Минфином и ФСФР России перераспределены функции по нормативно-правовому регулированию в сфере финансового рынка. Ранее Президентом РФ было принято решение присоединить Росстрахнадзор к ФСФР России. В связи с этим возникла необходимость в перераспределении функции по нормативно-правовому регулированию в сфере финансового рынка. С этой целью Правительством РФ и принято указанное постановление. В частности, установлено, что Минфин России осуществляет разработку основных направлений развития рынка ценных бумаг и координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам его регулирования.

Также утверждено новое Положение о ФСФР России. Согласно нему служба осуществляет функции по нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением банковской и аудиторской деятельности). Теперь на нее возложено принятие нормативно-правовых актов, устанавливающих порядок регистрации правил негосударственных пенсионных фондов и их изменений, стандартов раскрытия информации и форм отчетности (кроме бухгалтерской (финансовой)) таких фондов. По согласованию с Минфином России служба будет принимать стандарты эмиссии ценных бумаг, проспектов ценных бумаг эмитентов, нормы допуска ценных бумаг к их публичному размещению, обращению, котированию и листингу.

Как и ранее, ФСФР России будет приостанавливать эмиссию ценных бумаг, а также надзирать за соответствием объема выпуска эмиссионных ценных бумаг их количеству в обращении. Кроме того, за службой закреплено ведение ряда реестров. Это единый государственный реестр субъектов страхового дела, реестры профессиональных участников рынка ценных бумаг и паевых инвестиционных фондов, госреестры кредитных потребительских кооперативов и микрофинансовых организаций. А также согласно положению служба контролирует соблюдение страхового законодательства, достоверность представляемой субъектами страхового дела отчетности и выдачу страховщиками банковских гарантий.

Список литературы

Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Российская газета, N 7, 21.01.2009.

2. Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 07.02.2011) "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" // Российская газета, N 127, 13.07.2002.

3. Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 (ред. от 11.07.2011) "О банках и банковской деятельности" // Собрание законодательства РФ, 05.02.1996, N 6, ст. 492.

4. Федеральный закон от 27.11.1992 N 4015-1 (ред. от 18.07.2011) "Об организации страхового дела в Российской Федерации" //Ведомости СНД и ВС РФ, 14.01.1993, N 2, ст. 56.

5. Федеральный закон от 25 декабря 1999 года №40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций». // СПС Консультант Плюс.

6. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 г. № 329 «О Министерства финансов РФ». // СПС Консультант Плюс.

7. Административный регламент Федеральной службы страхового надзора по исполнению государственной функции ведений единого государственного реестра субъектов страхового дела и реестра объединений субъектов страхового дела, утвержденный приказом Минфина РФ от 28 апреля 2009 г. N 39н.

8. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2011 год и период 2012 и 2013 годов" (утв. Банком России) // СПС Консультант Плюс.

Научная литература

1. Ковалевская Н.С. Проблемы правового регулирования несостоятельности (банкротства) страховых организаций // w*w.bankr.r*

2. Потапова Н.Н. Проблемы разграничения преднамеренного банкротства от мошенничества и лжебанкротства страховых организаций // h**t://w*w.alldocs.r*.

3. Потапова Н.Н. Соотношение возбуждения процедуры банкротства и отзыва лицензии страховой организации // Режим доступа: h**t://w*w.allinsurance.r*/AllDocs/OMIN-7PUALD050309100.

4. Пугачев А.И. Банковский надзор в системе регулирования банковской деятельности в Российской Федерации. Автореферат дисс… к. эк. н. М., 2011. С. 10.

5. Сырбу Т.Г. Финансово-правовое регулирование банковской деятельности: Автореферат дисс… к. ю. н. М., 2009. С. 7.

6. Тимофеев С.В. Правовое регулирование предпринимательской деятельности банков в Российской Федерации. Автореферат дисс… д. ю. н. М., 2010. С. 6.

7. Ткач В.Н. Регулирование конкурсного производства страховой организации // Законодательство. 2004. №10.

8. Устьянцев А.И. Совершенствование финансово-правового регулирования банковской деятельности в Российской Федерации. Автореферат дисс… к. ю. н. М., 2010. С. 16.

9. Черникова Е. В. Публично-правовое регулирование банковской деятельности в Российской Федерации (финансово-правовые аспекты) // Режим доступа: h**t://dibase.r*/article/20042009_chernikovaev/4, свободный.

Периодические издания

1. Ведмедь И. Прогнозирование макроэкономических индикаторов развития страхового рынка Российской Федерации в 2010 г. с использованием методов имитационного моделирования // Страховое дело. 2010. № 3. С. 17.

2. Пугачев А.И. Переход Российской Федерации от банковского надзора к мегарегулятору // Предпринимательство. 2009, № 4.

3. Пугачев А.И., Регулирование банковского сектора Российской Федерации с помощью единого органа надзора финансовой рынка // Вестник ВГНА Минфина России. 2010, № 11.

4. Пугачев А.И., Создание мегарегулятора финансового рынка в России как важное направление совершенствования банковского надзора // Вестник Российского государственного торгово-экономического университета. 2011, № 4.

5. Устьянцев А.И. Некоторые особенности регулирования банковского надзора и практики его применения в странах Европейского Союза // Актуальные вопросы российского права: Сборник статей. № 16. М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2010. С. 139-144.

Другие источники

1. Данные компании Sigma Re за 2010 г.

2. Данные Федеральной службы страхового надзора: Сведения о деятельности страховых организаций за 2010 г. // Режим доступа: w*w.fssn.r*/www/site.nsf/web/doc_24022010161419.html, свободный.

3. Обзор банковского сектора Российской Федерации (интернет-версия). – Февраль 2011 г. (Экспресс-выпуск) // Режим доступа: w*w.cbr.r*/analytics/bank_system/#ob, свободный.

4. Страхование сегодня. Динамика отзыва лицензий – по годам, кварталам и месяцам//h**t:// insur-info.r*.

5. Сайт ЦентроБанка РФ // Режим доступа: h**t://w*w.cbr.r*/credit/likvidbase/print.asp?file=about.htm.

Примечания

Работа защищена на отлично. Содержит актуальные приложения.

Покупка готовой работы
Тема: «Регулирование и надзорная политика в банковской и страховой деятельности»
Раздел: Страхование
Тип: Курсовая работа
Страниц: 42
Цена: 480 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика