Курсовая работа

«Малый бизнес»

  • 41 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ФУНКЦИОНИРОВА-НИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО БИЗНЕСА

1.1. Малый бизнес: понятие, основные черты, субъекты, преимущества и недостатки

1.2. Организационно-правовые основы существования и формы малого бизнеса

2. СТРАНОВЕДЧЕСКАЯ ПРАКТИКА ВЕДЕНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

2.1. Зарубежный опыт функционирования субъектов малого бизнеса (на примере США, Великобритании и Франции)

2.2. Становление и развитие субъектов малого бизнеса в России: предпо-сылки, особенности и проблемы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Введение

Осуществляемые в нашей стране экономические реформы при всей их непоследовательности и противоречивости явились условием становления и развития малого предпринимательства. Опыт ведущих стран современного мира со всей очевидностью доказывает необходимость наличия в любой национальной экономике высокоразвитого и эффективного малого предпринимательского сектора. Поэтому возрождение России невозможно осуществить без соответствующего этому развитию данного сектора экономики, так как именно он является тем локомотивом, который буквально тащит за собой экономическое и социальное развитие.

Актуальность темы работы определяется необходимостью активизации развития малого предпринимательства как одного из условий скорейшего завершения рыночной трансформации отечественной экономики. В системе экономических и социальных отношений большинства государств малый бизнес выполняет сегодня важнейшие функции. В этой сфере производится основная часть валового внутреннего продукта, обеспечивается занятость большинства работающего населения. Малый бизнес содействует развитию научно-технического прогресса, создавая более половины всех инноваций. Наконец, благодаря ему возник и приобрел свой современный вид так называемый «средний класс» – важнейший фактор социально-политической стабильности современного общества.

Уровень развития малого предпринимательства в России сохраняется без существенных изменений с начала 21 века. Вследствие этого не использу-ются значительные потенциальные возможности для роста производства товаров и услуг, занятости и доходов населения, не вовлекаются в экономический оборот имеющиеся значительные ресурсы.

Целью работы является анализ роли и места малого предприниматель-ства в современной экономике России. Поставленная цель позволяет решить следующие основные задачи:

проанализировать сущность понятия «малый бизнес» и его основные составляющие;

выявить основные организационно-правовые формы малого бизнеса;

проанализировать зарубежный опыт функционирования субъектов малого бизнеса;

изучить становление и развитие субъектов малого бизнеса в нашей стране – проблемы и перспективы его развития.

Объектом исследования работы являются предприятия малого бизнеса. Предмет исследования данной работы – экономическая и хозяйственная дея-тельность предприятий малого бизнеса.

При обосновании теоретических обобщений и практических рекомендаций широко использовались положения и выводы, содержащиеся в научной литературе, концептуальные подходы, реализуемые в законодательных и нормативных актах РФ, в методических документах органов государственного управления. Для обоснования теоретических по-ложений использовались следующие методы статистического, экономического, категориального, сравнительного анализа; научного наблюдения и обобщения. В исследовании широко используются институциональный, структурно-функциональный и системный подходы.

Информационно-эмпирическая база исследования сформирована на основе научных исследований предприятий малого бизнеса.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, содержащих в общей сложности четыре параграфа, заключения и списка использованной литературы. Во введении обосновывается актуальность темы исследования, ставятся его цель и задачи. Первая глава посвящена теоретическим подходам к проблемам функционирования предприятий малого бизнеса. Во второй главе анализируется практика ведения малого бизнеса. Заключение содержит основные выводы, полученные в ходе изучения проблем малого бизнеса. Список использованной литературы включает 30 источников.

Фрагмент работы

Приступая к рассмотрению системы малого бизнеса необходимо, преж-де всего, четко представлять его место, роль и отличительные особенности, как в национальной, так и в мировой экономике.

Современная экономика имеет двухъярусную структуру: верхний ярус образуют большие монополии (корпорации, финансово-промышленные группы, транснациональные корпорации), а нижний – предприятия среднего и малого предпринимательства (бизнеса). Число первых невелико (оно, как правило, исчерпывается перечнями 100-1000 компаний, обычно фигурирующих в широко известных финансово-экономических рейтингах). Число предприятий среднего и малого бизнеса в развитых странах достигает значительных величин (например, в США действует около 20 000 000 предпринимательских структур). При этом наблюдается характерная особенность: социально-экономический уровень страны прямо связан с числом хозяйствующих субъектов.

Как свидетельствует мировой опыт, эффективность функционирования этой экономической системы может быть достигнута только в том случае, если на всех основных рынках товаров и услуг экспансия крупных производителей уравновешивается необходимым количеством мелких и средних производителей, которые в решающей степени обеспечивают формирование и сохранение конкуренции и препятствуют тенденциям монополизации рынков. Но, в то же самое время, одной из немаловажных причин успешного развития малого и среднего бизнеса в странах с развитой экономикой является то, что крупный бизнес не только не противопоставляется мелкому, а напротив, культивируется принцип сочетания крупных и малых предприятий: крупные и малые предприятия не противостоят, а взаимодополняют друг друга.

Мировая практика свидетельствует о том, что :

Во-первых, малый бизнес является важнейшим структурообразующим сектором развитой экономики, деятельность которого напрямую влияет на успешное развитие не только крупного бизнеса, но и экономики страны в целом, обеспечивая наполнение внутреннего рынка потребительскими товарами и услугами, рост экспортного потенциала, решение проблем занятости и повышения уровня реальных доходов населения.

Во-вторых, в условиях глобализации экономики, которая сопровождается ужесточением соперничества и конкуренции на мировом рынке, именно малый бизнес в силу своей относительно меньшей капиталоемкости, гибкости и маневренности легче, чем крупный производитель, обеспечивает модернизацию производства и обновление номенклатуры выпускаемой продукции, тем самым приспосабливается к меняющимся условиям конъюнктуры рынка и периодически повторяющихся экономических кризисов.

К преимуществам малого бизнеса относятся :

Заключение

Подводя итоги, следует отметить, что в ходе написания курсовой работы были сделаны следующие выводы.

Малый бизнес в рыночной экономике – ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Этот сектор по своей сути является типично рыночным и составляет основу современной рыночной инфраструктуры, так как он в первую очередь обеспечивает конкурентную среду экономики.

Малый бизнес представляет собой самый многочисленный слой мелких собственников, которые, в силу своей массовости, определяют социально-экономический, а также, в некоторой степени, и политический климат в стране. Малое предпринимательство принадлежит к самым широким социальным слоям общества и является одновременно как одним из самых больших производителей, так и одним из самых больших потребителей разнообразных товаров и услуг, образуя при этом самую большую сеть предприятий, непосредственно связанную с массовым потребителем, которая в силу небольших размеров составляющих ее единиц и их управленческой гибкостью позволяет быстро и эффективно реагировать на постоянно изменяющуюся конъюнктуру рынка. Налогообложение субъектов малого предпринимательства осуществляется, как на общих основаниях, так и с помощью специальных налоговых режимов.

Особый режим налогообложения для малого бизнеса принят в большинстве стран. Для этого существуют различные причины. Прежде всего, малое предпринимательство является важной сферой функционирования экономики. Малые предприятия отличаются большей гибкостью, легче приспосабливаются к изменяющейся конъюнктуре рынка. Поддержка малого предпринимательства позволяет увеличить занятость населения и таким образом улучшить социальную атмосферу в обществе и уменьшить расходы на выплату пособий по безработице. Особенно важным с этой точки зрения является развитие малого предпринимательства при структурной перестройке экономики, когда растет безработица за счет сокращения производства в целых отраслях. Для стран с переходной экономикой поддержка малого бизнеса может быть немаловажной и по политическим причинам – формирование значительного слоя независимых самостоятельных предпринимателей, осознающих свои интересы, простившихся с иждивенческой психологией и заинтересованных в развитии демократических институтов, может улучшить атмосферу в обществе и способствовать рыночной направленности его развития.

Формирование среднего класса в современной России становится стратегической задачей повышения политической, экономической и социальной стабильности российского общества. Решение этой задачи требует создания благоприятных правовых и экономических условий для интенсивного развития малого и среднего предпринимательства, которое способствует формированию рыночной структуры экономики и конкурентной среды, налогооблагаемой базы для бюджетов всех уровней, снижает остроту безработицы, позволяет потребителям выбирать производителей товаров и услуг.

К сожалению, в России малый бизнес находится на начальном этапе развития. Несмотря на принимаемые Правительством меры по поддержке малого предпринимательства, его деятельность ограничена рядом проблем. Количественные показатели в несколько раз уступают соответствующим показателям развитых стран. Можно предположить, что одним из факторов выхода нашей страны из кризиса и построения рыночной экономики является развитость и нормальное функционирование малого предпринимательства.

Для повышения конкурентоспособности российского малого предпринимательства необходим комплекс организационно-экономических и социально-правовых мер, направленных на создание щадящих (льготных) условий по линии их инвестирования, кредитования налогообложения, ценообразования и т.д. Необходимо устранение правовых, административных, экономических и организационных барьеров, ограничивающих их деятельность.

Список литературы

1. Алешкин А.И. История развития малого предпринимательства в России. // Безопасность бизнеса. 2010. №2. С. 30-41.

2. Батаковская М. АйТи: Интегрированные системы управления предприятием. // Управление и автоматизация. 2008. №10. С. 35-45.

3. Бляхман Л.С. Структурные реформы в России: реальность и мифы. // Проблемы современной экономики. 2009. № 3(7). C. 3-13.

4. Брянский Г.А., Разу М.Л., Овсянников О.А. Хозяйственные ситуации (Практическое пособие). – М.: Экономика, 2008. – 473 с.

5. Бусыгин А.В. Эффективный менеджмент: Курс лекций. Выпуск 3. – М.: Эльф К, 2010. – 434 с.

6. Варакса Н.Н. Трансформация систем налогообложения малого бизнеса в развитых странах.// Управленческий учет. 2009. №1. С. 11-15.

7. Виленский А.В. Российские объединения малых предпринимателей как институт гражданского общества // Общественные науки и современность, 2008. № 1. С. 59-68.

8. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. – М.: Высшая школа, 2008. – 522 с.

9. Войтов А.Г. Экономика. Общий курс. (Фундаментальная теория экономи-ки): Учебник.  8 е перераб. и доп.  М.: Издательско-торговая корпора-ция «Дашков и К», 2008. – 671 с.

10. Волков М.В. Этапы развития малого предпринимательства в России в 80 - 90-е годы XX века. // История отечественного государства и права. 2007. №13. С. 40-49

11. Ворот И.В. Экономика фирмы. – М.: Высшая школа, 2007. – 562 с.

12. Гильмиярова А.Ф. Методы государственного воздействия на предпринимательскую активность малого и среднего бизнеса. // Безопасность бизнеса. 2011. №3. С. 5-15.

13. Горшков Г. Малый и средний бизнес: государство в помощь! // ЭЖ-Юрист. 2011. №32. С. 28-33.

14. Конин А.А. Интегрированные системы управления предприятием. – М.: Маркетинг, 2009. – 466 с.

15. Коноков Д.Г., Рожков К.Л. Организационная структура предприятий.// Менеджмент в России и за рубежом. 2009. №9. С. 10-19.

16. Кравцова И. Концептуальное проектирование систем управления предприятием. // Маркетинг. 2007. №1. С. 22-33.

17. Лапуста М.Г., Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство. – М.: ИН-ФРА, 2007. – 426 с.

18. Лисица В.Н. О развитии малого и среднего предпринимательства в условиях финансово-экономического кризиса. // Предпринимательское право. 2009. №4. С. 35-45.

19. Малое предпринимательство в РФ: общая характеристика, основные тен-денции развития.// Доклад Правительства РФ. w*w.goverment.r*.

20. Потапенкова Т.А. Важнейшие направления совершенствования правового регулирования малого и среднего предпринимательства. // Российская юстиция. 2011. №12. С. 7-14.

21. Сидоров М.А. Проблемы малого бизнеса в России. // Материалы VI Всероссийской конференции представителей малых предприятий «Малый бизнес – экономическая основа развития местного самоуправления», состоявшейся 26 апреля 2008 года в Торгово-промышленной палате Российской Федерации.

22. Синельников С. Проблемы налоговой реформы в России: анализ ситуа-ции и перспективы развития. – М., Евразия, 2008. – 225 с.

23. Старостин Д. Готовность систем управления предприятием к интеграции. // Менеджмент. 2011. №9. С. 22-26.

24. Тутунджян А. Опыт реструктуризации систем управления предприятием. // Менеджмент. 2009. №2. С. 23-29.

25. Черногорцев С.Н. Анализ конкурентоспособности предприятия. – М., 2009. – 126 с.

26. Сытова Е.В. Роль малого бизнеса в экономике. // Безопасность бизнеса. 2009. №4. С. 22-29.

27. Сытова Е.В. Стимулирование малого и среднего бизнеса в условиях кризиса. // Налоги. 2009. №26. С. 42-51.

28. Терновцов А.В. Малый бизнес получит поддержку со стороны государст-ва. // Безопасность бизнеса. 2009. №2. С. 50-58.

29. Усенко Л.Н. Формирование условий для развития малого предпринимательства на региональном уровне.// Ведомости. 2007. №2. С. 20-27.

30. w*w.nalog.r*

Покупка готовой работы
Тема: «Малый бизнес»
Раздел: Экономика
Тип: Курсовая работа
Страниц: 41
Цена: 400 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика