Дипломная работа

«Принятие управленческих решений в таможне (на примере Азовского таможенного поста)»

  • 72 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1. УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ТАМОЖЕННОГО ОРГАНА 7

1.1 Сущность и классификация управленческих решений 7

1.2 Основные стадии принятия управленческих решений 15

1.3 Методы и способы принятия управленческих решений 19

2. АНАЛИЗ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ АЗОВСКОГО ТАМОЖЕННОГО ПОСТА 30

2.1 Характеристика поста 30

2.2 Анализ процесса принятия управленческих решений 48

3. НАПРАВЛЕНИЯ УЛУЧШЕНИЯ ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ НА АЗОВСКОМ ТАМОЖЕННОМ ПОСТУ 56

3.1 Методы улучшения процесса принятия управленческих решений 56

3.2 Проблема поиска и применения новых методов и способов принятия управленческих решений в деятельности руководителя таможенного органа 58

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 70

Введение

Актуальность данного исследования обусловлена тем, что в настоящее время Таможенный союз в составе России, Казахстана и Белоруссии – это ре-альность, которая практически необратима. С этого времени вступили в действие положения Таможенного кодекса Таможенного союза, а также Международные договоры и решения Комиссии Таможенного союза, принятые на основании Кодекса.

Таможенному союзу в рамках Союза Независимых Государств предшествовал предварительный и долгий процесс объединений и согласований. Еще в январе 1995 г. президенты Российской Федерации, Республики Казахстан и Республики Беларусь подписали Соглашения о Таможенном союзе. А уже летом того же года были сняты таможенные посты на границе Республики Беларусь и Российской Федерации и одновременно был введен упрощенный порядок таможенного контроля на границе Российской Федерации и Республики Казахстан.

В 1996 г. к Соглашениям присоединилась Киргизская Республика, а в 1999 г. – Республика Таджикистан. В указанный период не удалось создать полновесный Таможенный союз (кроме того, в 1998 г. Киргизская Республика самостоятельно вступила в ВТО). В рамках действия режима свободной торговли была произведена только отмена таможенных пошлин и других ограничительных мер в торговле товарами, произведенными на территории стран-участниц. Таким образом, из-за противоположных мнений и как результат – неопределенностей в рамках СНГ Таможенный союз не состоялся ни юридически, ни фактически.

В период с 2000 по 2006 г. государства – участники Таможенного союза объединились в Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС). ЕврАзЭС – это международная организация, в состав которой входят Российская Федерация, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Киргизская Республика, Республика Таджикистан и Республика Узбекистан (в статусе наблюдателей – Республика Армения, Республика Молдова и Украина).

ЕврАзЭС формируется в соответствии с Договором о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 г. и Дого-вором об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 ок-тября 2000 г.

Основной целью ЕврАзЭС является повышение эффективности формирования Единого экономического пространства, начатого в Таможенном союзе (1995 - 1996 гг.), с использованием новых, перспективных форм и механизмов взаимодействия. Создание Евразийского экономического сообщества направлено на более эффективную реализацию общих выгод и национальных интересов его членов.

ЕврАзЭС формируется по политическим и экономическим мотивам из государств, одновременно имеющих значительную исторически обуслов-ленную общность и большие реально существующие различия политических и социально-экономических условий. ЕврАзЭС создано в целях углубления интеграции и формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства. Формирование Таможенного союза является одной из главных целей создания ЕврАзЭС и предполагает скоординированное движение по пути унификации внешнеторгового и таможенного законодательства, а также проведение согласованной пограничной политики.

В соответствии с решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС о формировании правовой базы Таможенного союза Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией были подготовлены документы, а также План действий по формированию Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества, который установил последовательность действий по его практической реализации в течение 2007-2010 гг.

В новых условиях для повышения эффективности деятельности таможенных органов необходимо совершенствование системы их управления, в первую очередь, за счет повышения эффективности принятия управленческих решений.

Следует отметить, что опыт эффективного принятия управленческих решений при осуществлении таможенными органами своей деятельности весьма ограничен. При этом принятие эффективных управленческих решений становится сегодня одним из важнейших элементов концепции управления таможенными органами. Они используются для повышения эффективности существующей в системе ФТС РФ управленческой системы, позволяют составлять более реальные программы деятельности, быстрее реагировать на происходящие изменения.

Различные вопросы анализа управленческих решений рассматривают-ся в трудах, как отечественных, так и зарубежных ученых: Альбекова А., Божко П., Голубкова Е.П., Месхона М., Юкаевой В.С. и других. Анализ научной литературы по теме исследования показывает, что проблема принятия управленческих решений дипломной работы не получила достаточно полной проработке в современной науке, в частности применительно к деятельности таможенных органов, что и определяет актуальность данной работы.

Основной целью данной работы является исследование вопросов, свя-занных с управленческими решениями и их принятием. На основании цели в данной работе формулируются следующие задачи:

- раскрыть сущность управленческих решений;

- проанализировать виды и способы классификации управленческих ре-шений;

- рассмотреть основные стадии принятия управленческих решений;

- изучить различные методы обоснования и оценки оптимальности управленческих решений;

- изучить вопрос о поиске новых способов принятия управленческих решений в современной организации;

- проанализировать методы обоснования и оценки оптимальности управленческих решений на примере Азовского таможенного поста;

В составе работы нами выделено введение, три основных раздела и за-ключение.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы (состоящего из 31 источника).

Фрагмент работы

Принятие решений пронизывает всю управленческую таможенную дея-тельность, решения принимаются по широкому кругу задач управления. Ни одна функция управления, независимо от того, какой орган ее осуществляет, не может быть реализована иначе как посредством подготовки и исполнения управленческих решений. По существу, вся совокупность видов деятельности любого работника управления, так или иначе, связана с принятием и реализацией решений. Этим, прежде всего, определяется значимость деятельности по принятию решений и определению его роли в управлении.

Известный американский специалист по управлению М. Месхон назвал принятие решений «сутью управленческой деятельности» . Далее он отмечал, что любая практическая деятельность состоит из «решения» и «действия». Управление в таможне, таким образом, можно рассматривать как процессы принятия решений и как процессы, содержащие действия.

Содержание понятия «решение» по-своему интерпретируется в разных областях знаний. Так, в психологии исследуются принятие решений и решение проблем. При этом принятие решений рассматривается как этап важного акта, включающего такие психические компоненты, как цели, оценки, мотивы, установки.

Общая теория принятия решений, разработанная на основе математических методов и формальной логики, используется в различных сферах деятельности и имеет предпосылки для широкого распространения. С позиции данной теории принятие решений – это выбор из множества наиболее предпочтительной альтернативы. Под решением же понимается:

• элемент множества возможных альтернатив;

• нормативный документ, регламентирующий деятельность системы управления;

• устные или письменные распоряжения необходимости выполнения конкретного действия, операции, процесса;

• регламентируемая последовательность действий для достижения по-ставленной цели;

• нечто, отражающее осуществление поставленной цели (материальный объект, число, показатель и др.);

• реакция на раздражитель.

Философская наука трактует решение как процесс и результат выбора цели и способа действий.

В экономической науке (литературе) понятие «решение» также неодно-значно и рассматривается как процесс, как акт выбора и как результат выбора. Решение как процесс предполагает временной интервал, в течение которого оно разрабатывается, принимается и реализуется. Решение как акт выбора включает этап принятия решений с соблюдением особых правил. Решение как результат выбора – это волевой акт, ориентированный на наличие альтернатив, сопредельных целей и мотивов поведения ЛПР (т.е., лица, принимающего решение) .

Заключение

Менеджером можно назвать человека только тогда, когда он принимает организационные решения или реализует их через других людей. Принятие решений, как и обмен информацией, – составная часть любой управленческой функции.

Необходимость принятия решения пронизывает все, что делает управ-ляющий сотрудник таможенных органов, формулируя цели и добиваясь их достижения. Каждый менеджер в процессе своей работы постоянно сталки-вается с необходимостью принимать решения. Решение – это выбор альтернативы действия. Менеджеры не только принимают решения, но и несут ответственность за них. Принятые решения отражаются на всей деятельности организации. Организационные решения – это выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой им должностью. Цель организационного решения – обеспечить движение организации к поставленным перед ней за-дачам.

Процесс принятия решения в таможенных органах – это психологиче-ский процесс, и поэтому виды решений зависят от того, как их принимают. Процесс принятия решения носит либо интуитивный характер, либо рациональный характер.

Этапы рационального разрешения проблем – диагноз, формулировка ограничений и критериев принятия решений, выявление альтернатив, их оценка, окончательный выбор. Процесс не является завершенным, пока через систему обратной связи не будет засвидетельствован факт реального решения проблемы благодаря сделанному выбору.

Обоснование и оценка оптимальности управленческих решений относится к этапу непосредственного выбора решения. Оно тесно связано с оценкой различных альтернатив, их проверкой и выбором из этих альтернатив единственного варианта.

Методы обоснования и оценки оптимальности управленческих решений в таможенных органах делятся на три основные группы: эвристические, математические и экономические.

Эвристические методы базируются на жизненном опыте руководителей и логических суждениях.

Математические методы основаны на описании управленческих реше-ний в терминах математической теории. Для обоснования управленческих решений строятся математические модели.

Экономические методы основываются на сопоставлении затрат и результатов в стоимостном выражении.

Современные таможенные органы должны не только обладать свойствами самообучения, адаптации, самоорганизации, но и максимально содействовать бизнесу. С этой целью таможенная служба должна максимально оптимизировать свою организацию и технологии, чтобы найти свое место на рынке государственных услуг. При такой постановке задачи одно из главных направлений отводится таможенному администрированию.

В целом, для принятия верных управленческих решений в таможенной сфере требуется наличие трех связанных систем:

системы поддержки принятия решения;

системы взаимодействия участников рынка;

системы международной интеграции.

Также администрирование должно позволять не только принимать текущие управленческие решения, но и прогнозировать дальнейшее раз-витие.

Внешнеэкономическая политика РФ направлена на интеграцию с миро-вой экономикой и активное включение в международную торговлю, которая предписывает соблюдение РФ основных принципов Киотской конвенции. Реализация конвенционных начал направлена на ускорение внешнеторгового оборота и создание условий, благоприятствующих законной торговле, что ведет к снижению объемов таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу. При этом возрастает риск пропуска через таможенную границу недекларированных или недостоверно декларированных товаров, что может привести к снижению уровня экономической безопасности государства. Тенденция к увеличению внешнеторгового оборота и ограниченные возможности таможенной службы РФ требуют постоянного ее совершенствования и поиска оптимальных форм и механизмов осуществления своих функций, в первую очередь, за счет оптимизации системы принятия управленческих решений.

Эффективным механизмом, обеспечивающим удовлетворение интересов государства и участников внешней торговли при проведении таможенного контроля выступает распространенная практически во всем мире система управления рисками. Союзным кодексом предусмотрена возможность определения наднациональных областей рисков, которые чувствительны для всех государств – членов Таможенного союза. Такие области рисков определяются Комиссией Таможенного союза.

Для этого руководящие лица и ответственные сотрудники кадровой службы Азовского таможенного поста должны проводить аналитическую работу и выявлять определенные критерии (индикаторы риска) для определения случаев, когда необходимо ужесточение таможенного контроля путем проведения досмотра, дополнительной проверки документов и т.п. Другое направление совершенствование системы принятия управленческих решений Азовского таможенного поста – оптимизация системы ведомственного контроля.

Список литературы

1. Таможенный кодекс Таможенного Союза (в ред. от 16.04.2010).

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (в ред. от 21.04.2011).

3. Таможенный кодекс РФ от 28.05.2003 №61-ФЗ (в ред. от 28.11.2009 – утратил силу).

4. Закон РФ от 21.05.1993 №5003-1 (ред. от 28.12.2010) «О таможенном тарифе».

5. Приказ ФТС РФ от 13 августа 2007 г. №965 «Об утверждении Общего положения о таможенном посте».

6. Всемирная торговая организация: документы и комментарии (многосто-ронние торговые соглашения) / Под ред. С.А. Смирнова. – М., 2007.

7. Алексеев А., Пигалов В. Деловое администрирование на практике. – М.: Технологическая школа бизнеса. 2004.

8. Альбеков А. Процесс принятия управленческих решений в производственном менеджменте.//Бухгалтерский учет в торговле 1997. №4.

3. Аунапу Ф.Ф. Научные основы принятия решений в управлении производством. – М.: Экономика, 2004.

4. Божко П. Особенности управленческого учета на российских предприятиях. // Финансовый директор. 2003–№2.

5. Брянский Г.А., Разу М.Л., Овсянников О.А. Хозяйственные ситуации (Практическое пособие). – М.: Экономика, 2003.

6. Бусыгин А.В. Эффективный менеджмент: Курс лекций. Выпуск 3. М.: Эльф К, 1999.

7. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. – М.: Высшая школа, 2004.

8. Голубков Е.П. Сущность и характерные особенности управленческих решений. // Менеджмент в России и за рубежом. 2003. №2.

9. Голубков Е.П. Какое принять решение? Практикум хозяйственника. М.: Экономика, 2008.

10. Евланов Л.Г. Теория и практика принятия решений. – М.: Экономика, 2004.

11. Истомин С.И. Таможенное оформление и применение таможенных режи-мов. – М.: Деловой двор, 2008.

12. Карданская Н.Л. Основы принятия управленческих решений: Учебное пособие. М.: Русская деловая литература, 2008.

13. Кащеев Р. Модель оценки стоимости компании: разработка и примене-ние.//Финансовый директор. 2003. №12.

14. Козырин А.Н. Комментарий к Таможенному кодексу РФ. – М., 2008.

15. Козырин А.Н. Комментарий к Закону РФ «О таможенном тарифе». – М., 2007.

16. Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации (постатей-ный) / Под ред. Ю.Ф. Азарова, Г.В. Баландиной. – М., 2008.

17. Комментарий к главе 22 Налогового кодекса Российской Федерации «Акцизы» (постатейный). Лермонтов Ю.М. – М., 2008.

18. Комментарий к части второй Налогового кодекса РФ (поглавный). Под ред. А.А. Ялбулганова. – М., 2007.

19. Корняков К.А О некоторых теоретических вопросах проведения таможенного контроля на единой таможенной территории Таможенного союза. // Таможенное дело. – 2009. – №4.

20. Ксенчук Е.В., Киянова М.К. Технология успеха. – М.: Дело, 1993.

21. Месхон М. и др. Основы менеджмента. – М., 2005.

22. Питерс Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления (опыт лучших компаний). М.: Прогресс, 1996.

23. Ременников В.Б. Разработка управленческого решения. М.: Экономика, 2000.

24. Свинухов В.Г., Сенотрусова С.В. Правовое регулирование уплаты таможенных платежей в условиях Таможенного союза. // Право и экономика. – 2011. – №2.

25. Свинухов В.Г., Сенотрусова С.В. Правовое регулирование уплаты таможенных сборов. // Право и экономика. – 2010. – №10.

26. Трунина Е.В. Актуальные вопросы ведомственного контроля. // Таможенное дело. 2009. №1.

27. Федоровская М.А. Некоторые особенности системы управления таможенными органами. // Финансовое право. 2009. №4.

28. Эддоус М., Стэнсфилд Р. Методы принятия решения. М.: Юнити, 2007.

29. Юкаева В.С. Управленческие решения. М.: Юнити, 2003.

30. Ямпольская Д., Зонис М. Менеджмент. – М., 2005.

31. h**t://yutu.customs.r*

Покупка готовой работы
Тема: «Принятие управленческих решений в таможне (на примере Азовского таможенного поста)»
Раздел: Государственное регулирование, Таможня, Налоги
Тип: Дипломная работа
Страниц: 72
Цена: 3900 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика