Курсовая работа

«Социальная ответственность бизнеса»

  • 32 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ХАРАКТЕРИСТИКА КОНЦЕПЦИЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 5

1.1 Характеристика социальной ответственности 5

1.2 Основные уровни социальной ответственности 11

2. СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ БИЗНЕСА В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ ЗАПАДА 15

2.1 Зарубежный опыт социальной ответственности 15

2.2 Западные стандарты отчетности по социальной ответственности 20

3. СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ БИЗНЕСА В РОССИИ 24

3.1 Современное состояние социальной ответственности бизнеса 24

3.2 Проблемы и перспективы развития социальной ответственности бизнеса 28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31

ЛИТЕРАТУРА 33

Введение

Трансформационные процессы, происходившие с 90-гг прошлого века в России, инициировали внимание общественности к феномену предпринима-тельства как к источнику развития экономической и социальной сферы общества. Предприниматель стал одним из главных действующих субъектов рынка, поскольку без творческого подхода к организации производства, использования новых комбинаций, смелого и рискованного подхода к организации нового дела невозможно получить прибыль в условиях рыночной экономики.

Реформы 90-х гг. проводились в соответствии с либеральной моделью рыночной экономики, где фигурирует «экономический человек», который действует рационально, эгоистично в соответствии с личными интересами. При этом не учитывались последствия этих действий, что нанесло непоправимый вред стране, обществу, человеку. Объявленная свобода предпринимательства стала отождествляться со свободой стяжательства в любых его формах. Предпринимательство в это время развивалось часто вне законов и правил, иногда даже вопреки им. Ломка, смена ценностей и нравственных ориентаций не сопровождалась появлением новых, социально привлекательных и интегрирующих общество идей. В итоге получилось то, что можно обозначить как «экономика физических лиц». Её особенность состоит в том, что общественные интересы в ней подчинены интересам собственников или руководителей предприятий как физических лиц.

Принципиальными характеристиками предпринимательской деятельно-сти являются: принятие предпринимателем на себя риска осуществляемой им деятельности и получение прибыли. Принятие риска напрямую означает ответственность предпринимателя за ведение своего дела. Предприниматель ответственен за успех предприятия, за предоставление рынку необходимого товара, за качество товара, за соблюдение законов и договоренностей с партнерами, инвесторами, работниками и государством. Однако, несоблюдение законодательства, уход от налогов, некачественная продукция, плохие условия труда – это реалии наших дней.

С точки зрения философии, при любой степени свободы жить в общест-ве и быть свободным от общества нельзя. Соответственно, предприниматель стремится найти компромисс между получением прибыли и удовлетворением потребностей общества. Практически это означает, что социально ответствен-ный предприниматель будет заниматься не всякой деятельностью, при-носящей пусть даже высокую прибыль (яркие примеры – торговля наркотиками и оружием – социально неприемлемые виды деятельности, но высокоприбыльные).

Тема социальной ответственности бизнеса неразрывно связана с зада-чами построения в России институтов гражданского общества. Уже сейчас многие исследователи (Аганбегян А.Г., Карпухина Е.А., Еремеев О.В.,) отмечают, что в России есть тенденция завершения стадии первоначального накопления капитала. Практика многих предприятий показывает, что социальная защищенность работников, их благосостояние становятся фактором роста производительности труда, обеспечения стабильности и роста производства.

Все изложенное выше подтверждает актуальность темы социальной от-ветственности бизнеса, ее теоретических и практических аспектов. Раскрытие данной темы и является целью данной работы. Задачами работы являются:

анализ основных концепций социальной ответственности предпринима-тельства;

изучение зарубежного опыта социальной ответственности бизнеса;

анализ социальной ответственности современного российского бизнеса, перспектив ее дальнейшего развития.

Фрагмент работы

Ответственность – это отношение зависимости человека от чего-то, вос-принимаемого им в качестве определяющего основания для принятия решений и совершения действий. Объектом ответственности могут быть другие люди, в том числе будущие поколения, общности, а также животные, окружающая среда, материальные, социальные и духовные ценности. Также ответственность – категория этики и права, отражающая особое социальное и морально-правовое отношение личности к людям, к обществу (человечеству в целом), которое характеризуется выполнением своего нравственного долга и правовых норм. Еще Аристотель указывал, что ответственность – одно из проявлений свободы, а свобода – одно из условий ответственности: человек вправе принимать решения и совершать действия согласно своим мнениям и предпочтениями, но он должен отвечать за их последствия и не может перекладывать вину за негативные результаты своих решений и действий на других. В настоящее время такое понимание ответственности можно найти и в современном мире, например, решение экологических проблем или забота о соблюдении законов, даже если имеется возможность их обойти .

Социальная ответственность бизнеса – это ответственность субъектов бизнеса за соблюдение норм и правил, неявно определенных или неопределенных законодательством (в области этики, экологии, милосердия, человеколюбия, сострадания и т. д.), влияющих на качество жизни отдельных социальных групп и общества в целом. Социальная ответственность бизнеса – это добровольный вклад бизнеса в развитие общества в социальной, экономической и экологической сферах, связанный напрямую с основной деятельностью компании и выходящий за рамки определенного законом минимума. Данное определение скорее идеальное, и не может быть полностью претворено в действительность хотя бы потому, что просчитать все последствия одного решения просто невозможно. Но социальная ответственность – это не правило, а этический принцип, который может и должен быть задействован в процессе принятия решения .

Социальная ответственность – это контракт между бизнесменом и обществом, в котором он функционирует. Социальная ответственность в бизнесе предполагает :

Заключение

Социальная ответственность бизнеса подразумевает определенный уро-вень развития предприятия и добровольный отклик на социальные проблемы общества. Этот отклик означает соблюдение законодательно установленных норм и правил и осуществление деятельности сверх этих требований. Понятие социальной ответственности включает в себя, во-первых, выполнение бизнесом социальных обязательств, предписываемых законом, и готовность неукоснительно нести соответствующие обязательные расходы. Во-вторых, социальная ответственность бизнеса – это готовность добровольно нести необязательные расходы на социальные нужды сверх пределов, установленных налоговым, трудовым, экологическим и иным законодательством, исходя не из требований закона, а по моральным, этическим соображениям.

Различные уровни социальной ответственности представляют собой комбинации требований и ожиданий к бизнесу со стороны общества и госу-дарства и выгодности/невыгодности социальной активности для бизнеса. Чем выше уровень социальной ответственности у компаний, тем больше добровольно принятых на себя обязательств.

Приверженность принципам корпоративной социальной ответственно-сти стала отличительной чертой передового бизнеса в мире и за последние несколько лет – в России. Развитие социальной ответственности на Западе шло через организацию общественных союзов, неформальных объединений предпринимателей. В настоящее время в ряде стран мира всё большую роль играют документы, содержащие нормативные требования, политическую линию и процедуры, обеспечивающие социальную ответственность организаций, в первую очередь в областях, определённых Всемирной декларацией прав человека, конвенцией ООН по правам детей, конвенциями и рекомендациями МОТ и других организаций.

Основные формы социальной ответственности российского бизнеса воз-можно выделить на основе анализа реальных практик взаимодействия власти и бизнеса, а также анализа формальной стороны этого взаимодействия. К ним относятся: благотворительность, меценатство, «спонсорская помощь органам власти», традиционная (формальная) социальная ответственность бизнеса, основывающаяся на экономической и юридической ответственности и гражданской позиции бизнеса.

Де факто российский бизнес уже проявляет существенную социальную активность, которая во многом носит закрытый для общественности харак-тер. Социальная активность российского бизнеса носит скрытый характер по причинам неразвитой налоговой системы в стране и негативным отношением к бизнес сообществу в целом. Российский бизнес в целом готов двигаться в сторону большей социальной ответственности и социальной отчётности в случае её легитимации и определения рамок со стороны государства.

Список литературы

1. Апарина Н., Курбатова М. Взаимодействие региональной администрации и бизнеса в процессе использования ресурсов региона // Вопросы экономики. 2008. №11.

2. Братющенко С.В. Социальная ответственность предпринимательства (обзор концепций) // Актуальные проблемы социально-экономического развития: взгляд молодых ученых. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2005.

3. Веревкин Л.П. Социальная ответственность бизнеса. // Мониторинг об-щественного мнения: экономические и социальные перемены. 2010. №№1-2.

4. Малинин Е.Д. Социальная ответственность предпринимателей и эконо-мические реформы в России // ЭКО. 2010. №10.

5. Петрунин Ю.Ю. Борисов В.К. Этика бизнеса: Учеб. пособие. – М., 2010.

6. Петрушин О.А. Возможен ли в России социально ответственный бизнес? // Однако. 2010. №48.

7. Социальная ответственность бизнеса: опыт России и Запада. // ООД «Деловая Россия». – М., 2008.

8. Трофимова Е.В. Институт социальной ответственности бизнеса в России: формы и особенности проявления, факторы развития. // Из материалов VII международной научной конференции "Модернизация экономики и государство, 4-6 апреля 2006 г.

9. Туркин В.В. Социальные инвестиции в бизнесе. – М, 2003.

10. Шинкин А.В. Стандарты и социальная ответственность в бизнесе. // Управление качеством. 2011. №2.

Покупка готовой работы
Тема: «Социальная ответственность бизнеса»
Раздел: Экономика
Тип: Курсовая работа
Страниц: 32
Цена: 350 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика