Реферат

«Антропология в системе наук о человеке.»

  • 18 страниц
Содержание

Введение 3

1.Антропология и ее место в системе наук о человеке 4

1.1.Сущность антропологии, ее оставляющие и антропология в системе наук 4

1.2. Направления антропологии 7

2.Методики антропологии 12

Заключение 16

Литература 18

Введение

Понятие “Антропология ” имеет греческое происхождение и означает дословно “наука о человеке” (антропос — человек; логос — наука).

Его первое использование приписывается Аристотелю, который употреблял это слово преимущественно при изучении духовной природы человека. Применительно к физическому строению человека термин “антропология”, по-видимому, впервые встречается в названии книги Магнуса Хундта, вышедшей в Лейпциге в 1501 г.: “Антропология о достоинстве, природе и свойствах человека и об элементах, частях и членах человеческого тела”. Это сочинение чисто анатомическое. В 1533 г. появилась книга итальянца Галеаццо Капелла “Антропология, или рассуждение о человеческой природе”, содержащая данные об индивидуальных вариациях человека. В 1594 г. вышло сочинение Касмана “Антропологическая психология, или учение о человеческой душе” и вслед за ней 2-я часть — “О строении человеческого тела в методическом описании”.

Задача антропологии — проследить процесс перехода от биологических закономерностей, которым подчинялось существование животного предка человека, к закономерностям социальным.

Таким образом, антропология занимает в кругу биологических дисциплин особое место.

Целью данной работы следует считать рассмотрение и закрепление теоретических знаний об антропологии, в системе наук о человеке.

Фрагмент работы

1.Антропология и ее место в системе наук о человеке

1.1.Сущность антропологии, ее оставляющие и антропология в системе наук

Антропология - система относительно автономных дисциплин, предметом которых является человек.

Антропология, имея предметом своего исследования человека, она не может не выйти за пределы естественно-исторических вопросов; изучая человека, она вступает в ту область знаний, где действуют факторы социально-исторические. Из этого пограничного положения антропологии в ряду наук вытекает и ее отношение к смежным отраслям знания. Антропология неразрывно связана с другими биологическими науками и вместе с тем самым тесным образом соприкасается с науками общественными. Антропология в этом смысле как бы увенчивает собой естествознание.

Основатель антропологической науки в России А. П. Богданов в речи на торжественном собрании Московского университета в январе 1876 г. указал, что естествознание без антропологии остается незавершенным и только "с антропологией естествознание не является каким-то особенным островом, отделенным бездною от других наук чисто человеческих, если можно так выразиться, т. е. касающихся самых высоких, самых увлекательных для ума сторон его природы, его истории и его существования".

Антропология включает три основных раздела: 1) морфологию , 2) антропогенез и 3) расоведение, или этническую антропологию.

Раздел морфологии разрешает вопросы, связанные: а) с индивидуальной изменчивостью физического типа, б) с его возрастными изменениями от ранних стадий зародышевого развития до старости включительно, в) с явлениями полового диморфизма и, наконец, г) с анализом тех особенностей физической организации человека, которые возникают под влиянием различных условий жизни и труда.

Решение этих вопросов требует изучения взаимной связи отдельных признаков строения тела.

Раздел антропогенеза сосредоточивает свое внимание на тех изменениях, которые претерпевает природа ближайшего предка человека, а затем и самого человека в течение четвертичного периода. Это морфология человека и его предшественника, рассматриваемая во времени, измеряемом геологическим масштабом.

Раздел расоведения, посвященный изучению сходств и различий между расами человека, может быть назван по аналогии с разделом антропогенеза морфологией, рассматриваемой в пространстве, т. е. на всей поверхности земного шара, населенной человеком.

1.2. Направления антропологии

Антропология включает такие направления как:

1. Гуманитарное .

2. Естественнонаучное.

1.Гуманитарное направление

1. Философская антропология - наука о фундаментальных основах человеческого бытия.

2. Социальная антропология - наука об экономических, политических и юридических аспектах существования человека.

3. Культурная антропология - наука о духовной жизни человека. Социальная антропология близка к медицинской своим интересом к проблемам нормы и патологии. Культурная антропология близка к медицинской тем, что включает возрастную антропологию: антропологию детства, акмеологию (антропологию зрелости), антропологию старости (составная часть геронтологии).

2.Методики антропологии

В основе антропологической методики лежит антропометрия , или измерение размеров человеческого тела. Необходимость количественной характеристики вытекает из того, что все размеры обнаруживают непрерывную изменчивость, причем, как правило, пределы колебаний размеров одной какой-либо группы людей заходят за пределы колебаний другой. Это явление, называемое “трансгрессивной изменчивостью”, очевидно, приводит к необходимости числовых определений. По тому объекту, который служит предметом измерения, различают соматометрию (собственно антропометрию), или измерение живого человека, остеометрию — измерение костей скелета, краниометрию — измерение черепа.

В широком смысле слова антропометрия включает в себя и антропоскопию. т. е. методику “описательной” или “качественной” характеристики формы частей тела, головы, волос, черт лица, пигментации кожи, волос, радужины и ряд других признаков. В антропологии подробно разработаны определенные приемы измерений, которые необходимо соблюдать с полной точностью, без чего результаты исследований ненадежны сами по себе и несравнимы с измерениями других исследователей. Чтобы добиться наиболее точных определений “описательных” или “качественных” признаков, в антропологии получили широкое применение всевозможные шкалы, например, шкальные наборы цвета кожи, глаз, волос, эталоны в виде муляжей губ, носа, глазной области, ушной раковины и т. д. Основная цель разработки и использования шкал и эталонов заключается в сохранении единого (“мирового”) масштаба оценки баллами тех признаков, которые не поддаются непосредственному измерению. Основы современных антропологических методов были заложены работами известного французского антрополога, анатома и хирурга Поля Брока (1824—1880), который в 60— 70-х годах прошлого столетия разработал подробные программы проведения антропологических исследований, предложил ряд приборов и инструментов для измерения человеческого тела, составил таблицы определения пигментации и т. д.

Значительное усовершенствование и расширение эта методика получила в трудах Рудольфа Мартина (1864—1925). Его трехтомное руководство “Учебник антропологии в систематическом изложении” дает подробное изложение приемов антропометрического и антропоскопического исследования и сводку цифровых данных по вариациям отдельных соматологических, остеологических и краниологических признаков.

Антропологическая методика Мартина с теми или иными модификациями получила самое широкое признание и применение, равно как и различный усовершенствованный им основной антропометрический инструментарий.

Для определения роста и пропорций тела применяется металлический штанговый составной антропометр Мартина; для измерения головы и лица, а равно и при краниометрических исследованиях употребляются скользящий и толстотный циркули также системы Мартина.

При измерении углов на черепе пользуются приставным гониометром Моллисона, укрепленным на ножке скользящего циркуля. Существует значительный набор специальных инструментов: штативы для укрепления черепов, мандибулометр для измерения нижней челюсти, координатные циркули для измерения глубинных размеров, доски для измерения длинных костей и т. д.

Заключение

Антропология как наука выделяется своим почтенным возрастом. Этот термин употреблял сам Аристотель.

Антропология (от “антропо” и “логия”) - наука о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и о нормальных вариациях физического строения человека.

В России, по мнению Б.Г. Ананьева в философской, научной, педагогической мысли, термин "антропология" пользовался особым уважением. В немалой степени этому способствовало антропологическое учение Н.Г. Чернышевского (философский антропологизм или антропологический принцип в философии), для которого характерно "понимание человека как целого, стремление вскрыть единство общественного и естественного в структуре человека". А сам Н.Г. Чернышевский пытался решить главным образом вопрос своего учения: ".не могут ли быть отношения между людьми так, чтобы способствовать потребностям человеческой натуры".

Первоначально антропология трактовалась как система наук о человеке, хотя в дальнейшем произошло ограничение её предмета специальным развитием антропологии как отдельной науки, изучающей изменение природы человека под влиянием общественно-исторических условий. Но стремление к целостному научному познанию человека в единстве его физического, умственного и нравственного развития, его природы и общественных свойств красной нитью проходит через прогрессивные направления русской научной мысли второй половины Х1Х века.

Леви-Строс так описывает отношение антропологии с другими науками : "Антропология не может ни в коем случае соглашаться на отделение её как от точных и естественных наук (с которыми её связывает физическая антропология), так и от гуманитарных (с которыми её теснейшим образом связывают география, археология и лингвистика). Если бы ей пришлось обязательно выразить приверженность к той или иной науке, то она назвала бы себя социальной наукой <.>, она, если можно так выразиться, опирается на естественные науки, прислоняется к гуманитарным наукам и обращает свой взор к социальным <.>, она действительно относится ко всем трем аспектам одновременно"45.

Список литературы

1. Зиневич П. Антропология. Киев: Наукова думка, 1988

2. Леви-Строс К. Антропология. М.: Наука, 1983.

3. Малькольм Баудер. Антропология. Спб.: Литекс, 2002.

4. Основы антропологии./ Под ред. Зиневич П./М.: Инфра-М, 2002.

5. Рогинский Я.Я. Левин М.Г. Антропология. М.: Высшая школа, 1978.

Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика