Курсовая работа

«Развитие Российской государственной статистики»

  • 56 страниц
Содержание

Введение 4

Раздел 1 Теоретическая часть. Развитие Российской государственной статистики 6

Глава 1. Возникновение и организационно-структурное оформление статистической деятельности в России (конец XVIII века - 20-е годы XIX века). 6

Глава 2. Развитие системы государственной статистики и зарождение ее методологических основ (первая половина 30-х годов — начало 60-х годов XIX века). 8

Глава 3. Становление земских статистических органов и развитие государственной статистики в России (начало 60-х годов XIX века - начало XX века) 11

Глава 4. Советский период деятельности органов государственной статистики (1918-1991 годы) 16

Глава 5. Российская государственная статистика в период перехода к рыночной экономике 22

Глава 6. Российская государственная статистика. Личности. 25

Глава 7. Хронология развития Российской Государственной статистики 28

Краткие выводы по теоретической части 29

Раздел 2 Практическая часть. Статистический анализ взаимосвязей между производственными факторами 30

2.1 Определение значения признаков 30

2.2 Аналитическая группировка показателей и метод сравнения параллельных рядов 30

2.3 Расчет групповых и общих средних показателей 33

2.4 Расчет относительных показателей по группам 34

2.5 Построить эмпирическую и теоретическую линию регрессии зависимости результативного признака от факторного. 36

2.6 Определить показатель тесноты связи между признаками 37

2.7 Рассчитать коэффициент вариации для факторного и результативного признака и охарактеризовать однородность статистической совокупности. 38

2.8 По данным интервального ряда для факторного признака определяем структурные средние величины (моду, медиану, нижний и верхний децили), а также коэффициенты асимметрии и эксцесса. 38

2.9 В соответствии со значением порядкового номера в группе (Z = 13) из таблицы А.3 приложения А выбираем значения 42

2.10 Расчет базисных, отчетных показателей 43

2.11 По таблице 15 рассчитать все средние показатели рядов динамики средней заработной платы по каждому цеху и фирме в целом 45

2.12 Сгладить ряды динамики средней заработной платы по цехам и фирме методами укрупнения, сглаживания по скользящей средней, среднему абсолютному приросту, среднему коэффициенту роста и на основе метода наименьших квадратов. 47

2.13 По таблице 15 рассчитать индексы заработной платы с постоянными и переменными весами для третьего и четвертого отчетного периода (квартала) 50

2.14 По таблице 15 для первого и второго отчетного периода проанализировать индексы переменного состава, постоянного состава и структурных сдвигов заработной платы 51

Заключение 54

Список литературы 55

Введение

Во всем мире возрастает интерес к статистике. В нашей стране это внимание тем более обострено в связи с осуществлением экономических реформ, затрагивающих интересы всех людей. В статистических данных, отображающих развитие отдельных сторон жизни общества и служащих информационной базой принятия управленческих решений, каждый из нас ищет результаты реформ.

Одним из непременных условий правильного восприятия и тем более практического использования статистической информации, квалифицированных выводов и обоснованных прогнозов является знание статистической методологии изучения количественной стороны социально-экономических явлений, природы массовых статистических совокупностей, значения и познавательных свойств показателей статистики, условий их применения в экономическом исследовании.

Фрагмент работы

Раздел 1 Теоретическая часть. Развитие Российской государственной статистики

Глава 1. Возникновение и организационно-структурное оформление статистической деятельности в России (конец XVIII века - 20-е годы XIX века).

В шестидесятые-семидесятые годы XVIII века произошли серьезные сдвиги в экономической, политической и культурной жизни России. В царствование Екатерины II (1762-1796) наступило время "просвещенного абсолютизма". Помещичье-крепостнический строй еще не препятствовал росту производительных сил, успешно развивались промышленность и торговля, и к концу XVIII столетия в России начали зарождаться капиталистические отношения.

Существенно изменилась экономическая политика государства, проявлением чего стало оживление свободного предпринимательства. В связи с этим была реорганизована система государственного управления: в 70-х годах были ликвидированы хозяйственные коллегии, в 1775 г. осуществлена губернская реформа, в результате чего центром государственного управления стала губернская администрация, а Правительствующий Сенат из высшего правительственного учреждения страны был преобразован в судебный орган.

Все это, естественно, отразилось на характере российской статистики того времени, на изменении ее функций, организации и методов работы. В ней стали проявляться черты орудия социального познания.

Появился новый тип статистических работ, рассчитанных не на удовлетворение узких по содержанию оперативных запросов, а на получение разнообразных статистических данных о состоянии социально-экономической жизни, - возникла так называемая познавательная статистика.

Начиная с 1764 г. в России было проведено несколько уникальных статистических работ, послуживших базой для последующего развития статистической практики и становления российской статистической науки. Важнейшие из этих работ: генеральная опись Малороссии; генеральное межевание и топографические описания губерний, включавшие описания отдельных районов страны с их историческими, географическими, административными и экономическими характеристиками. Изменения в структуре государственного управления были вызваны необходимостью решать новые задачи экономического и социального развития России. Настоятельная потребность в накоплении учетно-статистических данных, в их изучении и осмыслении, в совершенствовании самих методов организации и проведения исследований способствовали развитию научных статистических разработок. Первое статистико-экономическое обозрение России было подготовлено Иваном Кирилловичем Кириловым (1689-1737), обер-секретарем Сената, автором уникального исторического, этнографического и экономического атласа России (1734 г.), которым пользовались около 50 лет.

В написанной им книге "Цветущее состояние Всероссийского государства, в каковое начал, привел и оставил неизреченными трудами Петр Великий, отец отечествия, император и самодержец всероссийский и прочая, и прочая, и прочая", завершенной в 1727 г., были широко использованы поступавшие в Сенат учетно-статистические данные, представленные в таблицах, а также обобщающие показатели. В книге использовались данные подворной переписи 1710 г. и первой ревизии 1718 г., но вопрос о том, как организовать наилучшим образом ревизии, автором не был поставлен. Это сделал Василий Никитич Татищев (1686-1750), управляющий казенными заводами на Урале, основатель Екатеринбурга (1723 г.). Ему принадлежит и первый в России научный труд по организации учета населения "Рассуждения по ревизии поголовной и касаючемся до оной" (написана в 1747 г., а опубликована лишь в 1861 г.). Основные идеи, высказанные Татищевым, - создание единого переписного документа, сокращение срока проведения переписей, повышение квалификации переписчиков - в конце концов, нашли воплощение в статистической практике.

Глава 2. Развитие системы государственной статистики и зарождение ее методологических основ (первая половина 30-х годов — начало 60-х годов XIX века).

В конце 30-х годов прошлого века намечаются признаки нового подъема статистики, который к середине 40-х годов становится неоспоримым фактом: совершенствуется система правительственной статистики, ею осуществляется большой объем работ, возрастает число и качество статистико-экономических исследований и статистических публикаций, возрождается общественный интерес к статистике.

В 1834 году в Совете Министерства внутренних дел учреждается особое Статистическое отделение (Полное собрание законов Российской Империи, собрание 2, том 9, отделение 2). Согласно утвержденным 20 декабря 1834 г. Правилам о Статистическом отделении при Совете Министерства внутренних дел, целью его учреждения было составление подробных и, по возможности, точных описании состояния всех частей, подведомственных Министерству внутренних дел. Кроме этого ему поручалось предварительное рассмотрение представленных вновь планов городов, проектов новых разделений губерний и уездов, предположений о городских доходах и расходах и рассмотрение, в хозяйственном отношении, предполагаемых по ведомству Министерства внутренних дел новых зданий.

Основанием статистических работ, поручаемых канцелярии Статистического отделения, служили сведения, получаемые из департаментов министерства и от начальников губерний. Правилами предусматривалось, что при производстве статистических работ чиновники должны были всегда начинать историческим обозрением прежнего состояния описываемой им части для сравнения его с настоящим. К тексту описаний, при необходимости, прилагались таблицы.

Одновременно во всех губернских городах учреждались статистические комитеты под председательством гражданских губернаторов и главным ведением генерал-губернаторов. Губернский статистический комитет собирал сведения, проверял их, приводил в единообразный порядок, вносил их в табели по полученным от Статистического отделения Министерства формам, составлял по этим сведениям точные описания губернии в целом или отдельно некоторых отраслей хозяйства, промышленности и торговли.

Комитеты открывались медленно, к 1853 г. они были образованы в 33 из 49 губерний европейской части России.

В 1837 г. была определена и оформлена система годовой отчетности губерний. Круг вопросов, охватываемых ею ранее, был расширен, но социально-экономическая статистика была исключена из основного отчета о состоянии губерний. И только в 1842 г. Министерство внутренних дел значительно расширило программу статистической отчетности губерний, введя в нее данные о важнейших областях экономической жизни (народонаселение, сельское хозяйство, промышленность, торговля и т.д.).

Утвержденный образец годового отчета с приложением, состоящим из 27 таблиц, 7 марта 1843 года был разослан всем начальникам губерний (Письмо Департамента общих дел Министерства внутренних дел №1514 от 07 марта 1843 г.).

При Министерстве внутренних дел с 1847 г. был учрежден Временный комитет для «люстрации» помещичьих имений Западного Края. Эта люстрация должна была состоять в подробном хозяйственном описании каждого имения, в измерении и классификации земель, их оценке и т.д. Комитет испытывал трудности из-за недостатка технических кадров и средств. Было предложено соединить работы по люстрации помещичьих имений с прочими статистическими работами, проводимыми в министерстве.

22 декабря 1852 года по Высочайшему повелению взамен существующих в Министерстве внутренних дел Временного Люстрационного комитета и Статистического отделения Совета был учрежден Статистический комитет под непосредственным ведением и руководством Министра внутренних дел (Полное собрание законов Российской Империи, собрание 2, том 27, отделение 1).

Глава 3. Становление земских статистических органов и развитие государственной статистики в России (начало 60-х годов XIX века - начало XX века)

Вступивший в 1855 г. после смерти Николая I на царский престол его старший сын Александр II (1855-1881) в поисках более гибких методов управления пошел на некоторые крупные социальные преобразования. По указанию правительства в губерниях были созданы дворянские губернские комитеты по подготовке крестьянской реформы. 19 февраля 1861 года Александром II были подписаны законопроекты об отмене крепостного права.

После падения крепостного права был проведен ряд реформ политического характера, в том числе и реформа местного управления.

В 1864 г. были созданы выборные органы власти в масштабе губернии и уезда - земские учреждения (земства). В ходе реформ 60-х годов они появились в 33 губерниях России (к 1914 году - в 43-х). Земства должны были заниматься народным продовольствием и благотворительностью, промышленностью и торговлей, строительством дорог, почтой, страхованием, материальной помощью народному образованию и здравоохранению и т.п.

Органами земств были губернские и уездные собрания, созывавшиеся один раз в год, губернские и уездные земские управы, непосредственно ведавшие делами земств (исполнительные органы), избиравшиеся на трехлетний срок.

Земства контролировались Министерством внутренних дел и губернаторами, имевшими право отменять постановления земского учреждения. Основным источником средств для деятельности земских учреждений были местные сборы, взимавшиеся с учетом стоимости недвижимого имущества и его доходности.

Земским учреждениям требовались подробные статистические данные, необходимые для правильного ведения хозяйств, которые не могли им дать правительственные органы. Многие земства взялись за организацию своей собственной местной статистики. К концу XIX века из 34 земских губерний в 25-ти были статистические органы. Создавались они либо путем приглашения на службу одиночных статистиков, в обязанности которых входили поиск и приведение в систему необходимого земству материала, либо созданием бюро.

Способом получения информации была выборка сведений из существующих первичных записей и в дополнение к этому - сбор данных на местах через волости, учителей народных училищ, других агентов, не экспедируя на места членов бюро.

Возникнув как оценочная, с началом сбора материалов об объектах земского обложения земская статистика очень скоро поставила перед собой задачи изучения экономической жизни России, состояния и развития деревни.

Глава 4. Советский период деятельности органов государственной статистики (1918-1991 годы)

В советское время статистические работы (в тех или иных масштабах) велись во всех советских организациях и учреждениях с момента их формирования. Прежде всего в ВСНХ, который был создан 14 декабря 1917 г. по декрету ВЦИК в качестве единого общеэкономического центра. Со второй половины 1918 г. ВСНХ из общеэкономического органа стал промышленным наркоматом. В структуре ВСНХ имелся специальный отдел статистики и переписи (в его задачи, в частности, входила подготовка промышленной переписи, намеченной на 1918 г.). Но ВСНХ был не в состоянии обеспечить должного масштаба, единства и организованности статистических работ. Нужна была единая централизованная система государственной статистики.

В июне 1918 г. был созван первый Всероссийский съезд статистиков, который обсудил проект Положения о государственной статистике, представленный П. И. Поповым, возглавлявшим в то время отдел статистики и переписи ВСНХ.

25 июля 1918 года Декретом Совета Народных Комиссаров "О государственной статистике (Положение) " было оформлено создание в стране единого общегосударственного органа - Центрального статистического управления (Декрет Совета Народных Комиссаров от 25 июля 1918 г.). Этим декретом, а также утвержденными в сентябре 1918 года "Положением об организации местных статистических учреждений" и "Положением о Совете по делам статистики при Центральном статистическом управлении" были заложены основы советской государственной статистики в РСФСР.

Представлять по требованию Центрального статистического управления все необходимые статистические сведения о своем устройстве и трудах обязывались частные общества и учреждения. Гражданские, военные и вероисповедного характера правительственные и общественные организации должны были оказывать Центральному статистическому управлению полное содействие при собирании им статистических сведений и доставления сведений, необходимых для работ и трудов, и производить по правилам, изложенным в декретированном положении, а также в соответствии с особыми законами или специальными распоряжениями Центрального статистического управления работы по наблюдению или контролю над наблюдением в подведомственных им областях. Все государственные и общественные органы, частные и общественные лица, печатающие издания, относящиеся к области статистики, обязывались в течение месяца после выхода в свет изданий посылать их в двух экземплярах в Центральное статистическое управление.

Глава 5. Российская государственная статистика в период перехода к рыночной экономике

Начало 90-х годов совпало с прекращением существования СССР и созданием на его территории самостоятельных государств. С этих пор Госкомстат Российской Федерации стал преемником накопленного советской статистикой опыта в методологии и практике статистических работ на ее территории.

В настоящее время в системе государственных статистических органов Российской Федерации работают свыше 50 тыс. человек. Из них на долю центрального аппарата приходилось 1, 7%, территориальных органов государственной статистики - 94%, вычислительного центра - 3, 4%, научно-исследовательских и проектных институтов - 0, 9%.

Госкомстат России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим руководство российской статистикой. В его состав входят 88 территориальных комитетов государственной статистики республик, краев, областей, автономных округов и автономной области, вычислительный центр, научно-исследовательский и проектно-технологический институт статистической информационной системы, институт статистики и экономических исследований, учебные заведения (Межотраслевой институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов в области учета и статистики, 14 колледжей и техникумов, 58 учебных центров).

Подготовка специалистов для органов государственной статистики и секторов экономики с 1932 года осуществляется в Московском государственном университете экономики, статистики и информатики (до 1996 г. - Московский экономико-статистический институт). Специалисты этого профиля готовятся также в восьми региональных учебных заведениях (Санкт-Петербургский университет экономики и финансов. Ростовская государственная экономическая академия, Новосибирская государственная академия экономики и управления и др.)

Госкомстат России стал центром не только организации, но и методологии проведения статистических разработок, тесно связанных с реформированием экономики. Это потребовало перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики, направления которой были намечены в утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 121 соответствующей Программе.

В соответствии с Программой была существенно изменена действующая система статистических показателей, создана система национальных счетов, положено начало международным сопоставлениям валового внутреннего продукта, приведены в соответствие с международной практикой показатели статистики цен, финансов, населения, труда, внешней торговли, включая таможенную, бюджетную и банковскую статистику, заложена основа Государственного статистического регистра юридических лиц и их обособленных подразделений, а также Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации. На Всероссийском совещании статистиков в ноябре 1995 г. Председатель Госкомстата России изложил принципы и направления реформирования российской государственной статистики.

Реформирование статистики на первом его этапе проводилось по принципу приоритетности, когда в старую систему были вмонтированы не связанные между собой новые элементы. Статистика вступает в новый период, который сочтет в себе дальнейшее развитие и завершение работ в рамках приоритетов и изменение самой системы в целях адаптации ее к рыночной экономике.

Заключение

Во всех развитых странах размер убытков от экономических правонарушений и их причины тщательно изучаются и анализируются как на правительственном уровне, так и в научных учреждениях. Мы же пока не можем даже приблизительно подсчитать, сколько теряет государство от этих правонарушений.

Организация единой централизованной системы хозяйственно-правовой статистики в Российской Федерации дала бы возможность выявить наиболее уязвимые места в правовом регулировании, экономическом обороте и экономике страны в целом, содействовала бы предотвращению хозяйственных правонарушений и преступлений.

Список литературы

1. Адамов В.Е., Ильенкова С.Д., Сиротина Т.П. Экономика и статистика фирм: Учебник .-М.: Финансы и статистика, 1995.

2. И. И. Елисеевой и Б. Г. Плошко "История статистики" (М.: Финансы и статистика, 1990).

3. Ефимова М.Р., Петрова Е.В., Румянцев В.Н. Общая теория статистики: Учебник.-М.:Инфра-М,1999.-416с.

4. Ионин В.Г. Статистический анализ типовых экономических и социальных процессов на ПЭВМ: Методическое пособие по курсам «Основы применения ЭВМ в статистических расчетах» и «Многомерные статистические методы».-Новосибирск: НГАЭиУ, 1999.-146с.

Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика