8-804-333-71-05
(бесплатно по РФ)
Диплом-центр.Ру - помогаем студентам в учёбе

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

Главная / готовые работы / Курсовые работы / Право

Форма правления и ее особенности в современной России - Курсовая работа

Содержание

Введение ….…. 3

1. Понятие форма правления.…. 5

1.1. Подходы к определению понятия «форма правления»…. 5

1.2. Формы государственного правления: ретроспективный экскурс…. 9

2. Понятие, признаки и разновидности монархий…. 13

2.1. Понятие, признаки исторические формы монархии…. 13

2.2. Классификация монархической формы правления…. 18

3. Понятие и разновидности республики…. 21

3.1. Президентская, парламентская и «гибридные» формы республики. 21

3.1. Россия как смешанная (полупрезидентская) республика …. 25

Заключение ….….… 30

Список литературы ….…. 32


Введение (выдержка)

Сущность и происхождение государства, виды и формы политической власти, формы правления в обществе, политические режимы, гражданское общество и правовое государство, устройство и борбьба политических партий составляют содержание политической жизни общества. Поэтому, общественная и личная значимость данной темы очевидна. Эти вопросы касаются не только элиты, но и рядовых граждан,

Основная часть (выдержка)

Глава 1. Понятие форма правления

1.1. Подходы к определению понятия «форма правления»

Прежде чем характеризовать основные формы правления, существующие в современном мире, выясним, что означает данное понятие. Форму правления не следует путать с формой государственного устройства и политическим режимом государства. Все вместе, эти три характеристики дополняют друг друга и описывают форму государства. Согласно мнению М.Н. Марченко , форма правления – это порядок организации государственной власти, включающий способ образования высших и местных государственных органов и порядок взаимоотношений их между собой и с населением. В зависимости от того, осуществляется ли власть одним лицом или принадлежит коллективному выборному органу, различаются монархическая и республиканская. По Нерсесянцу В.С . Форма правления - характеризует порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношения друг с другом и населением. В Юридическом словаре дано следующее определение: форма правления — комплексный конституционно-правовой институт; организация власти, характеризуемая ее формальным источником; структура и правовое положение высших органов (глава государства, парламент, правительство), а также установленный …

• форма правления — принцип организации государственной власти. Различают: монархическая форма правления - монархии и республиканская форма правления - республики.… (Большой Энциклопедический словарь) .

• Форма правления — организация государственной власти, характеризующаяся способом образования и правовым положением высших органов власти, а также статусом главы государства. Основной формой правления эксплуататорских государств являются Монархия и Республика. Для… (Большая советская энциклопедия).

• форма правления — порядок образования и структура высших органов государственной власти и распределение компетенции между ними. По форме правления, государства подразделяются на монархии и республики. Главным, определяющим признаком формы правления. является правовой статус главы… (Энциклопедический словарь экономики и права) .

Под формой правления подразумевают организацию верховной государственной власти, в особенности высших и центральных ее органов, структуру, компетенцию, порядок образования этих органов, длительность их полномочий, взаимоотношения с населением, степень участия последнего их формировании. Форма правления является ведущим элементом в форме государства, трактуемый в широком смысле.

Термин «форма правления» (реже - «форма государственного правления») содержится во многих конституциях стран мира (Бразилия 1988г., Иордании 1952г., Казахстана 1995г., Мексики 1917г., Эфиопии 1994г. И др.) Почти всегда говорится и о том, является государство монархией или республикой (исключениями являются Израиль и Камбоджа 1993г., где использовалась просто название «государство», например «Государство Израиль»), но в конституциях развернутого понятия формы правления не содержится. Оно вырабатывается доктринальным путем в работах ученых.

Необходимо отметить, что в научной литературе существуют различные понятия, например, связывают форму правления только или прежде всего с правовым положением главы государства (А.А. Мишин), приверженцы широкой трактовки включает в это понятие отношения высших органов государственной власти с центрами экономической и политической власти и даже политическую среду (чешский автор Й. Благож).

Форму правления нельзя отождествлять с управлением государством. Последнее - гораздо более широкое понятие. Кроме того, название существующей формы правления не всегда дает правильное представление о способе управления. Великобритания или Япония - монархии, но монарх фактически не обладает властными полномочиями и отнюдь не управляет государством.

Следует отметить, что форма правления имеет основополагающее значение для изучения конституционно-правового регулирования организации и функционирования государства. Это не просто теоретическая абстракция категории науки, как, например, суверенитет или народовластие, а тот ключ, с помощью которого можно разобраться в смысле той или иной системы органов государственной власти, установленной конституцией соответствующего государства.

При аграрном строе значение формы правления сводилось лишь к определению того, каким образом замещается должность главы государства - в порядке наследования или путем выборов. По мере разложения феодализма и перехода к индустриальному строю, сопровождавшегося ослаблением власти монархов, появлением и укреплением народного (национального) представительства, формы правления стали обогащаться: наибольшую значимость приобрело не то, наследственный или выборный главы государства в стране, а то, как организуются отношения между главой государства, парламентом, правительством, как взаимно уравновешиваются их полномочия, - словом, как устроено разделение властей. И сегодня при анализе формы правления конкретного государства, прежде всего главным является не то, республика это или монархия, а то, какая разновидность республики или монархии здесь установлена.

Форма правления представляет собой наиболее консервативный компонент организации государственной власти, поскольку отношения населения к власти, ее роли и месту в жизни человека опирается на устойчивые представления, систему ценностей, традиции, господствующие в обществе. Вероятно, этим объясняется сохранение института монархии в таких промышленно развитых европейских странах, как Великобритания, Бельгия, Швеция, Дания, Норвегия, Испания и т.д.

Таким образом, мы можем определить, что понятие «форма государственного правления» (или просто «форма правления») отвечает на вопрос, кто «правит» в государстве, то есть кто осуществляет в нем высшую (верховную) власть. Форма правления показывает следующие аспекты:

1. строение высших органов государственной власти (их состав, компетенция, принципы взаимодействия);

2. характер взаимоотношений органов высшей государственной власти с другими органами государства и с населением;

3. порядок образования;

4. степень участия населения в формировании.

5. в какой мере организация органов государства позволяет обеспечивать права и свободы граждан.

1.2. Формы государственного правления: ретроспективный экскурс.

Исходя из выше сказанного, мы можем характеризовать форму государственного правления как совокупность устойчивых взаимоотношений (способов сосуществования) между центральными (общегосударственными, высшими, верхними, верховными) органами государственной власти («по горизонтали»), в том числе способов ее распределения между ними, способов их образования (формирования) и взаимной ответственности). В качестве формообразующих центральных органов государственной власти выступают глава государства (как правило монарх или президент), парламент (как коллегиальный орган законодательно – представительной власти), правительство (как коллегиальный исполнительно-распорядительный орган) и высшие судебные органы.

Современная политическая наука в зависимости от того, каковы взаимоотношения между формообразующими органами власти, как они сосуществуют друг с другом, как между ними распределена государственная власть, как они формируются и перед кем ответственны, выделяет семь форм государственного правления. Это – парламентарная, президентская, полупрезидентская, суперпрезидентская, военно-полицейская, псевдопарламентарная и монархическая формы государственного правления.

Однако, в литературе нередко все формы государственного правления сводят к двум: монархии и республике. В качестве исходного критерия такого деления обычно берется участие (в республиках) или не участие (в монархиях) граждан (в республиках) или подданных (в монархиях) в образовании (формировании) высших органов государственной власти. Например, Б.Н. Чичерин, различая республику и монархию, пишет: «В республиках верховная власть признается исходящей из народа; в монархиях устанавливается власть независимая от народной воли». Такой подход имел серьезное обоснование и определенное значение в XVII-XVIII вв. или даже в XIX веке, когда в обществе и политической мысли велась упорная борьба за республику, за участие граждан в формировании высших органов государственной власти. Так, например Ш. Монтескье в работе «О духе законов» пишет, что есть три образа правления: республиканский, монархический и деспотический. Республиканское правление – при котором верховная власть находится в руках всего народа или его части. Монархическое правление – при котором управляет один человек, но посредством неизменных законов. Между тем как в деспотическом правлении все вне всяких правил движется волей и произволом одного лица. Как для республики нужна добродетель, а для монархии честь, так для деспотического правления нужен страх. Еще раньше Т. Гоббс отмечает, что различных форм государства может быть только три. Различие государств заключается в различии суверена, или лица, являющегося представителем всех и каждого из массы людей. А так как верховная власть может принадлежать или одному человеку, или собранию большого числа людей, а в этом собрании могут иметь право участвовать или каждый или лишь определенные люди, отличающиеся от остальных, то отсюда ясно, что могут быть лишь три вида государства. Если представителем является один человек, то государство представляет собой монархию; если собрание всех, кто хочет участвовать, тогда это демократия, или народоправство; если собрание принадлежит лишь части горожан, тогда это аристократия. Других видов государства быть не может. Тирания и олигархия есть лишь различные названия монархии и аристократии. Дж. Локк в качестве форм правления выделяет демократию, олигархию, наследственную монархию и выборную монархию. В первом случае большинство людей, объединенных в государство (в любое независимое общество – any independent community, а по латыни – civitas), может употребить власть государства для создания законов для сообщества и для осуществления этих законов назначенными им должностными лицами. Во втором случае оно может передать законодательную власть в руки нескольких избранных лиц и их наследников или преемников, тогда как в третьем случае в руки одного лица и его наследников. В четвертом случае эта власть эта власть передается в руки одного лица только пожизненно, а после смерти право назначать преемника возвращается к большинству. Кроме того, могут устанавливаться сложные и смешанные формы правления.

Стоит отметить, что корни данного подхода к разделению видов форм правления уходят корнями в средневековье. В частности, Н. Макиавелли указывает, что все государства, все власти, которые господствовали и господствуют над людьми, были и суть или республики, или княжества, которые бывают или наследственными, где много лет правил род их государя, или новые. Кроме того, у Н. Макиавелли, можно обнаружить такие формы государственного правления, как монархия, аристократия, демократия и тирания, олигархия, «распущенность». Отметим так же, что идея о различных формах государственного правления имеет все-таки свои истоки в древней истории, где она впервые зарождается. Например, Платон различает царскую власть, тиранию, аристократию, тимократию, олигархию, демократию. Аристотель – монархию и тиранию, аристократию и олигархию, политию и демократию. Полибий – царскую власть, тиранию, аристократию, олигархию демократию, охлократию. Цицерон – царскую власть, аристократию, демократию. Сегодня же такой подход автору представляется ограниченным, поскольку почти во всех ныне существующих государствах граждане, как правило, участвуют в формировании (избрании членов) высших органов государственной власти (либо в избрании депутатов парламента и президента, либо в избрании только депутатов парламента), а монарх в их структуре играет весьма ограниченную роль. С другой стороны, многие республики настолько существенно отличаются друг от друга, что различия между ними значительно превосходят их отличие от монархий.

Таким образом, мы остановимся на разделении форм правления на два основных типа – монархию и республику.

Заключение (выдержка)

Итак, мы в своей научной работе рассмотрели две основные формы государственного правления: монархия и республика. Подробно дали характеристику каждой из форм. Проведенное исследование формы правления позволило сформулировать следующие выводы.

Форма правления - это организация высших органов государственной власти: порядок их образования, принципы их взаимоотношения между собой, степень участия народных масс в их формировании и деятельности. В понятие «форма правления» есть все основания включить отношения между государством и населением, между высшими государственными органами, между этими органами и центрами экономической и политической власти, политическую среду, в которой реализуются все эти отношения. Форма правления имеет основополагающее значение конституционно-правового регулирования организации и функционирования государства. Именно она определяет, кто и как осуществляет государственную власть в государственно-организованном обществе.

Литература

I. Нормативно-правовые акты (по юридической силе, в хронологическом порядке в каждой группе).

1. Конституция РФ. – М, 2007.

II. Учебники по дисциплине (даются в хронологическом порядке).

1. Марченко М.Н. Теория государства и права. Курс лекций. - М., 2001

2. Теория государства и права / под ред. В.В. Лазарева. - М., 2001.

3. Любашиц В. Я. Теория государства и права. - Ростов-на-Дону, 2002.

4. Мухаев Р.Т. Хрестоматия по теории государства и права, политологии, истории политических и правовых учений. –М., 2000

5. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько - 2-е изд., перераб., доп. - М.: Юрист, 2002.

6. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. - М., 2002.

7. Мухаев Р.Т. Теория государства и права. - М., 2005.

8. Смоленский М.Б. Теория государства и права. - М., 2005.

9. Темнов М.Б. Теория государства и права. –М., 2004.

10. Теория государства и права / Под ред. Л.В.Смирнова. - М., 2005.

11. Радько Т.Н. Теория государства и права. – М.: Проспект, 2009

Справочная литература

12. Юридическая энциклопедия/ под ред. Б.Н. Топорнин. – М.:Юристъ, 2001.

13. Большой Энциклопедический словарь

14. Большая Советская энциклопедия

15. Энциклопедический словарь экономики и права

III. Работы отдельных авторов (фамилии авторов даются в алфавитном порядке).

1. Гоббс Т. Соч.: в 2т. – М., 1991. – Т. 2.

2. Гомеров И.Н. Государство и государственная власть. – М.: ЮКЭА, 2002.

3. Ильин И.А. О монархии и республике // Вопросы философии. – 1991. - № 4,5.

4. Локк Дж. Соч.: в 3т. – М., 1988. – Т.3.

5. Макиавелли Н. Государь. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. – Ростов – на – Дону, 1998.

6. Монтескье Ш. Избранные произведения. – М., 1955.

Информация о работе

Тип: Курсовая работа
Страниц: 32
Год: 2011
600 p.
Не подошла эта работа?

Узнайте стоимость написания
работы по Вашему заданию.
ПОСМОТРЕТЬ ЦЕНЫ
Оформление заявки БЕСПЛАТНО и
ни к чему не обязывает.
Закажите авторскую работу по Вашему заданию!
Контрольная работа
от 100 p.
cрок: от 1 дня
Реферат
от 600 p.
cрок: от 1 дня
Курсовая работа
от 1000 p.
cрок: от 3 дней
Дипломная работа
от 6000 p.
cрок: от 6 дней
Отчет по практике
от 1000 p.
cрок: от 3 дней
Решение задач
от 150 p.
cрок: от 1 дня
Лабораторная работа
от 200 p.
cрок: от 1 дня
Доклад
от 300 p.
cрок: от 2 дней
Заказать работу очень просто!
Вы оформляете заявку
Получаете доступ в лк
Вносите предоплату
Автор пишет работу
Получаете уведомление
о готовности
Вносите доплату
Скачиваете готовую
работу из лк
X
X