Реферат

«Архитектура Москвы»

  • 21 страниц
Содержание

1. Введение. 2

2. Москва меняет свой облик 4

3. Модерн как новый стиль в архитектуре Москвы 20 века 6

4. Конструктивизм 8

5. Сталинский неоклассицизм, Социалистический 10

реализм и послевоенная архитектура. 10

6. Московское метро 15

7. Неоклассика, национальная романтика и

“новая архитектура”. 17

8. Заключение 20

Введение

От древнейших времен и о современности в местах обитания человека в зависимости от географического положения, условий и социального образа жизни, потребностей людей, сложилось несколько типов городов. Древнейшие поселения имели центрическую структуру с площадью для ритуальных, общественных собраний.

Города застраивались по берегам рек, вдоль дорог, горных хребтов.

Для основания города выбиралось особое место, холм, возвышенность на стыке рек, которые имели оборонительное значение. Валы, стены, башни били “стражами” города. Ворота городских укреплений несли на себе практическое и символическое значения. Наиболее актуальную роль в городской среде играют улицы. Улицы города - пути движения по городу, - границы, распределяющие части города. На пересечении улиц располагались площади, центры.

В средневековом городе естественно сформировалась радиально-кольцевая среда вокруг главного центра - храма, замка, ратуши. Центричная форма обусловлена внутренней логикой: все дороги ремесленников стекались к рыночной площади - туда, где были и ратуша и главный собор.

Узкие тесные улочки шли к центру по касательной из соображений обороны. Города замыкались крепостной стеной.

Так строились и древняя Москва, Кремль, Белый город (Бульварное кольцо), земляные валы (Садовое кольцо).

Просторность равнинного ландшафта отразилась на планировке русских городов (Ярославль, Владимир).

Оборонное зодчество - интереснейшая страница истории русской архитектуры. В течение столетий нашим предкам приходилось отражать набеги кочевников с юга и востока, удары литовских ратей и немецких рыцарей-крестоносцев с запада и северо-запада. Вот почему на важнейших путях, шедших в глубь страны, вставали нерушимые твердыни-крепости и укрепленные монастыри. Их защитники первыми принимали удары врага, сдерживали, а порой и останавливали его.

Облик русских крепостей менялся с развитием военной техники и военного искусства. На смену частоколу из вертикально вкопанных в землю бревен приходили сложные конструкции из срубов, набитых землей и камнями. А на новгородской земле и Псковском порубежье уже в XIII- XIV вв. стали строить каменные крепости.

С XV в. в Московском государстве все чаще стали сооружать регулярные крепости ( квадратные или прямоугольные в плане), при этом толщина самих стен достигала 6 метров. Выдвинутые далеко за линию стен угловые башни становились узлами обороны.

Золотым веком русского оборонного зодчества стал XVII вв. Именно тогда были сооружены “великие государевы крепости” - Кирилло-Белозерский и Троице-Сергиев монастыри.

Москва накануне наполеоновского нашествия являла яркое незабываемое зрелище. Ее обширность, множество памятников древней архитектуры, обилие садов живописный ландшафт удивляли современников. Дома выкрашены в самые разнообразные краски, купола церквей - то золотые, то темные, свинцовые. Все, вместе взятое, делало эту картину необычайно оригинальной и разнообразной.

Оживление культурной и общественной жизни города (чему способствовало и открытие в 1755 г. университета) совпало с началом интенсивного каменного строительства. На улицах и площадях появляются великолепные каменные дворцы московской знати, грандиозные общественные сооружения.

В тоже время именно здесь долго сохранились национальные традиции, черты патриархальности и в характере городской застройки, и в укладе, образе жизни москвичей. “Смещение великолепия с деревенской простой производит какое-то волшебное впечатление,” - писала французская художница Э.Виже-Лебрен.

Яркий, противоречивый и живописный облик Москвы конца XVIII - нач. XIX в. нашел отражение в разнообразных произведениях видовой графики, созданных русскими и иностранными художниками и граверами.

В искусстве же ХХ века превалировало несколько стилевых течений. Четких границ между ними не было, иногда даже несколько течений существовали вместе в одно время. Но все же можно выделить основные направления и, относящиеся к ним, постройки. Например, самое характерное архитектурное сооружение для стиля модерн -”Метрополь”, а для стиля национальной романтики- Ярославский вокзал. Об этом я и попытаюсь рассказать в своем реферате, анализируя здания, построенные в 20 веке и относя их к основным развивающимся стилям в это время.

Фрагмент работы

1. Москва меняет свой облик

В июне 1931 г. вопрос о состоянии городского хозяйства Москвы рассматривался на заседании Пленума Центрального Комитета ВКП(б). В резолюции Пленума по этому вопросу было указано на необходимость «развернуть серьезную научную технико-экономическую разработку плана развития. г. Москвы как социалистической столицы пролетарского государства».

Переустройство Москвы на основе новых принципов градостроительства началось вскоре после победы Великой Октябрьской социалистической революции. Уже в 1918–1925 гг. коллективом архитекторов под руководством А. В. Щусева был составлен план «Новая Москва», в котором отчетливо зву-чали идеи социалистического преобразования города и были предвосхищены многие принципиальные положения первого Генерального плана рекон-струкции Москвы. К 1935 г. разработка этого плана (архитекторы В. Н. Семе-нов, С. Е. Чернышев и др.) была закончена. 10 июля 1935 г. он был утвержден как основной документ, определяющий характер реконструкции всех отраслей городского хозяйства.

Это был первый в истории человечества комплексный план реконструкции города, подчиненный интересам трудящихся.

Уже к 1941 г. совершенно преобразились старый городской Центр и Садовое кольцо, превратившиеся в комплекс просторных и благоустроенных улиц с элементами целостного архитектурного оформления. Даже московским старожилам трудно было ориентироваться в этом непрерывном потоке перемен. Иные улицы «пять дней назад вы видели такими же, какими знали их четверть века, и вдруг все изменилось,– писал о Москве тех лет прекрасный знаток старого города Л. В. Никулин.–Перед вами свободные просторы площадей и широкие проспекты, и фасады домов, перед которыми прежний колосс–Дом союзов–флигель, если не хижина». Широким стал Театральный проезд, обсаженный липами. После сноса Китайгородской стены, ветхих домишек в Охотном ряду, спрямления и расширения проезда по Моховой улице возникла широкая асфальтированная магистраль, застроенная многоэтажными зданиями Совнаркома, гостиницы «Москва» и библиотеки им. В. И. Ленина. А совсем еще недавно здесь не было ни зелени, ни простора, и встречные извозчики встревожено чмокали, дергались на козлах и, тряся вожжами, осматривались, как бы не зацепить друг друга колесами.

Реконструкция изменила внешний вид Кремля и Красной площади. Исчезла булыжная мостовая, уступив место гранитной брусчатке, и Красная площадь, помолодев, как бы расправила складки, нанесенные на ее облик временем. Были разбиты каменные оковы лабазов, однообразных торговых помещений, надетые на Красную площадь капиталистической Москвой и превратившие ее в каменный мешок; просторно и свободно раскинулась она теперь. В 1937 г. над пятью крупнейшими кремлевскими башнями загорелись рубиновые звезды–эмблема Советского государства. Разные размеры звезд определялись различиями в высоте и в архитектурном решении башен Кремля. Так, расстояние между концами лучей у звезд Никольской и Спасской башен–3,75 м, Троицкой башни–3,5 м, Боровицкой–3,2 м и Водовзводной– 3 м. Каждая звезда была одета в три слоя рубинового стекла, укрепленного на каркасе из нержавеющей стали. (Первые звезды, установленные на четырех башнях Кремля в 1935 г., были облицованы медными золочеными листами.)

Улица Горького, ранее называвшаяся Тверской, также подверглась коренной реконструкции. За старыми двух- и трехэтажными постройками постепенно поднимались многоэтажные корпуса жилых домов, здания общественного назначения. Когда строительство было завершено и старые дома снесены, перед взорами людей, пришедших полюбоваться на новую улицу Горького, открылась просторная, полная света и воздуха современная магистраль, ничем не напоминающая старую Тверскую. Ее ширина увеличилась с 17–20 м до 50– 60 м.

Большие реконструктивные работы велись в районе Арбата. На Смолен-ской площади были снесены дома, мешавшие транспортному движению, трамвайная линия, проходившая по Арбату и улице Коминтерна (ныне часть проспекта Калинина), уступила место асфальту, по которому мягко покатились троллейбусы. В Плотниковом переулке и на улице Веснина выросли новые многоэтажные жилые дома.

Значительные изменения произошли в районе магистрали, пролегающей по Мясницкой улице (ныне улица Кирова), Комсомольской площади. Краснопрудной и Русаковской улицам. Здесь были сооружены крупные здания общественного назначения, в которых разместились народные комиссариаты земледелия, легкой промышленности, открылся Дом книги.

Любая реконструкция влечет за собой снос старых построек, мешающих созданию новой, более прогрессивной планировки. Однако строители Москвы старались сохранить то, что имело историческую или большую материальную ценность. Такое отношение к старой Москве породило передвижку зданий и установку их на новых местах. Во второй половине 30-х годов в центре Москвы было перемещено свыше 50 зданий. Так, в глубину улицы Горького отодвинулось построенное во второй половине XVIII в. здание, в котором после революции разместился Моссовет; переменила свой адрес глазная больница, свыше ста лет простоявшая на Тверской, а теперь переехавшая в переулок Садовских. Передвижка жилых домов осуществлялась без всякого нарушения обычного ритма жизни их обитателей: как всегда, действовали водопровод, канализация, телефон, газоснабжение и другие виды комму-нального обслуживания населения.

В 1936 г. начались работы по реконструкции Большой Калужской улицы (ныне часть Ленинского проспекта). Она была освобождена от ветхих домов, заасфальтирована. Большая Калужская стала одной из первых улиц, где в широких масштабах осуществлялось строительство новых многоэтажных зданий. Впервые в строительной практике шестиэтажный дом возводился поточно-скоростным методом по совмещенному графику с максимальным использованием сборных деталей и конструкций. Дом был построен всего за пять месяцев и восемь дней. Таких темпов строительства еще не знали в нашей стране.

Одновременно перестраивались Каляевская, Новослободская, Большая Дорогомиловская, 1-я Мещанская и десятки других московских улиц. Новые жилые и общественные здания украсили набережные Москвы-реки–Фрун-зенскую, Ростовскую, Смоленскую, Краснопресненскую.

Неузнаваемы стали промышленные районы столицы. Трущобы городских окраин–неотъемлемая черта капиталистической Москвы–уступали место рабочим кварталам, которые выглядели не хуже, а во многих случаях даже лучше, чем центральные районы. На Симоновке вырос огромный Дворец культуры автозавода. Десятки и сотни благоустроенных многоэтажных домов для рабочих автозавода, ГПЗ-1, прожекторного, электрозавода и др. были построены в Дангауэровке, на Введенских горах. Малой Семеновской и Синичкиной улицах, Соколиной горе. Только в 1932–1933 гг. их новоселами стали 58 000 рабочих с семьями. Некогда лишенные элементарных бытовых удобств, жители окраин получили газ, электричество, водопровод, канализа-цию, телефон, радио. Здесь появились фабрики-кухни, хлебозаводы, бани, прачечные, ясли, детские сады. Исчезли болота и свалки. Все основные магистрали, пересекающие промышленные районы, оделись в асфальт, были озеленены. Новые трамвайные и автобусные линии связали эти районы между собой и с центром города.

Москва стремительно меняла свой облик. К 1941 г. ее общий жилой фонд увеличился на 6 млн. кв. м, т. е. в полтора раза по сравнению с 1913 г. Вместо керосиновых ламп и газовых фонарей, скудно освещавших старую Москву, в городе была создана широкая сеть электрического освещения. Свыше 40 000 электрических фонарей залили светом московские улицы.

Наряду с жилищным строительством в огромных масштабах велось стро-ительство культурно-бытовых учреждений. За первые пять лет осуществления Генерального плана реконструкции в Москве было построено 379 школ, более 400 детских садов и яслей, десятки больничных корпусов, открыто около 300 крупных библиотек и т. д.

2. Модерн как новый стиль в архитектуре Москвы 20 века

Этот стиль открывает собой двадцатый век. Модерн поставил себе задачу создания нового большого стиля на идейно-философской почве неоромантизма. Модерн может быть представлен как идея сотворения прекрасного, которое не содержится в неудовлетворительной окружающей жизни. Стиль модерн развивается в основном в архитектуре. Характерным для него было разнообразие и переливы форм, многоцветность, сочетание, казалось бы несочетаемых, геометричных форм с пластичными линиями.

Одно из самых замечательных зданий в стиле модерн не только в России, но и во всём мире - Метрополь. Автором и инициатором этого проекта стал Савва Иванович Мамонтов. Он сыграл важную роль в становлении модерна в России.

“Метрополь” называют “энциклопедией русского модерна” и “Вавилонской башней нового времени”. Он строился в 1899-1904 годах по проекту архитектора В. Валькотта при участии Л. Кекушева и А. Эрихсона. Пластика фасадов с обилием выступов и разнообразными по форме оконными проемами подчеркивает причудливая игра светотени. Это впечатление усиливает контраст фактуры и цвета использованных материалов.

Романтический образ гигантского здания исполнен динамики. Горизонталям балконов вторят плавные, текучие линии завершения ризалитов, а вертикальный строй эркеров подхватывают островерхие башенки. По богатству скульптуры керамических украшений с “Метрополем” не может сравниться ни одно здание Москвы. Главенствующее место на фасаде, обращённом к бывшему проспекту Маркса (ныне к Охотному ряду), занимает керамическое панно “Принцесса Грёза”, выполненное по рисунку М. Врубеля. Другие панно - “Жажда”, “Поклонение божеству”, “Поклонение природе”, “Орфей играет”, “Жизнь”, “Полдень” и “Поклонение старине” - работы художника А. Головина.

Вдоль всего здания проходит многофигурный барельеф “Времена года”, созданный по моделям скульптора Н. А. Андреева.

Модерн нигде не стал государственным стилем: он оказался слишком волен для официальных зданий. Он использовался в строительстве особняков и парадных зданий. Собственно и “Метрополь” задумывался как полифункциональное здание. Там должны были разместиться театр, выставочные и читальные залы, а также частная опера Мамонтова. В ходе реализации проекта в него были внесены существенные изменения. В облике здания появилась многобашенность, вызывающая ассоциации со Средневековьем, что характерно для модерна. До наших дней сохранилась первоначальная отделка интерьеров, которые по своим художественным достоинствам не уступает фасадам. Сохранились витражи, украшавшие лифтовые клетки на каждом этаже. Восхищают своей красотой кабинеты с богато украшенными лепниной потолками. Удивляет разнообразие люстр, торшеров, ламп, очень любимых модерном и проектировавшихся всегда с таким разнообразием и выдумкой. Но “Метрополь” - отнюдь не единственный памятник архитектуры модерна, хотя, несомненно, лучший. Еще одним таким памятником является особняк Рябушинского на улице Качалова. Творец этого замечательного здания - Ф. Шехтель - воплотил в нем идеал, который он видел в сложном движении и переливах форм, отражающих многообразие и постоянное изменение окружающего мира. Четкая конструкция, удобная и рациональная планировка определили живописную асимметрию объемов. В их динамике, диссонансах ритма оконных проемов, остром рисунке набегающих плоскостей карниза, волнообразном движении чугунных узоров ограды выявляется драматическое и иррациональное начало, порождающее смутные, тревожные предчувствия, многозначительную недосказанность намека, что так близко поэзии символистов.

Стремясь к выявлению в пластике планировочных и конструктивных основ здания, модерн выдвинул широкую эстетическую программу. В поисках острого, подчас экстравагантного образа, он не чуждался даже гротеска. Сторонники нового стиля разработали выразительный архитектурный язык изощренных декоративных форм, капризно искривленных текучих линий, смело ввели в архитектуру изобразительное искусство и широко использовали новые строительные материалы.

Модерн в России имел несколько течений и прошел сложный путь развития. Новый этап в творчестве Шехтеля, нашедший выражение в архитектуре здания банка Рябушинского, был отмечен эстетикой рационализма, выдвижением на первый план ритмичных, обусловленных пространственной структурой композиций, в основе которых лежит плоскость, линейно-графическое начало.

Этой работой Шехтель открыл принципиально новый художественный эффект, контраст больших стеклянных плоскостей и светлого глазурованного кирпича. Нашим современникам, привыкшим к стеклу и бетону, как к материалу зодчества, трудно оценить смелость приемов Шехтеля; для своего времени они были поистине новаторскими. Ясная геометрически строгая архитектура здания, похожего на гигантский кристалл, внесла собственное мощное звучание в ансамбль.

Дом Рябушинского - это доказательство, что стиль модерн растет “изнутри”, сочетая в себе все самое различное в одно целое.

Архитектура сосредотачивается на создании какого-то своего особого комфорта. Особняк Рябушинского стал своего рода переходным этапом в стиле модерн, от пластичных форм к более геометризированным.

Этот стиль предпочитало Московское купечество, поскольку дома построенные в стиле модерн выглядели особенно шикарно и показывали состоятельность их владельцев. Поэтому Шехтель являлся также архитектором дома московского купечества, возведенного в 1909 г. Он демонстрирует изысканную красоту целесообразности. Сетка каркаса делает почти невесомыми стены с крупными застекленными проемами. Скругленные пилоны, облицованные блестящим глазурованным кирпичом, плавные линии венчающего здания карниза, точно угаданные пропорции придают зданию особые элегантность и выразительность.

Благодаря новаторству Шехтеля,сделавшего стиль модерн более геометричным и нашедшем красоту самой конструкции, выделился отдельный стиль-конструктивизм

Заключение

Вот и подошел к концу мой реферат. На этом закончился мой рассказ об архитектуре Москвы ХХ столетия. Конечно рассказать обо всех постройках не удастся, так же не удастся рассказать обо всех наиболее значимых с архитектурной точки зрения. Но я выбрала здания, в которых наиболее сильно отобразились основные стилевые течения ХХ века в искусстве в целом.

Разумеется Москва и дальше будет стоится и развиваться. Вслед за новыми технологиями придут новые потребности и ,удовлетворяющие их, архитектурные сооружения. А поскольку искусство развивается по спирали , то можно предполагать , что скоро оно пройдет период деградации и вернется к прежним замкам,при этом используя новые материалы и технологии. В общем, можно сказать , что такая тенденция намечается уже сейчас.

В целом ХХ век был наиболее насыщен стилями и направлениями, причем диаметрально противоположными. И что интересно, каждое из направлений получило признание, ”свое место под солнцем”; все они были очень последовательными, одно вытекало из другого. Уходящий век можно назвать концом огромной эпохи. Искусство начиналось почти из ничего ,и подошло к 21 веку только с тем, что смогло накопить за это огромное время. До недавнего времени, да и сейчас, появлялось очень много сооружений отличающиеся отсутствием вкуса и пафосом. Разумеется искусство переживало и спады и подъемы, но оно никогда не “вымирало”. На самом деле это очень символично , что эпохи сменяют друг друга на границе тысячелетий. Будем надеяться ,что уже в ближайшее время выделится направление, которое станет началом новой эпохи.

Список литературы

1. Искусство Советского Союза: Сб. - Спб.: Аврора, 1982-688с.; ил.

2. Москва 850 лет: Северный Административный Округ. - М: АО “Московские учебники и Картолитография”, 1997.-143 с.; ил.

3. Москва юбилейная: Альбом. - М: АО “Московские учебники и Картолитография”, 1998.-269 с.; ил.

4. Аполлон: Терм. словарь под общ. ред. А. М. Кантор. - М: Эллис Лак, 1997.-735с.; ил.

5. Каменная летопись Москвы: Путеводитель. - М.: Моск. рабочий, 1978, 352с., Иконников А.В.

6. Москва: Диалог путеводителей, М.: Московский рабочий, 1986 г., Ю.Александров, 494с.; ил.

7. Москва: Краткий путеводитель, М.: Московский рабочий, 1987, С. Фролкин.

8. Москва :Энциклопедия,М.:Советская энциклопедия,1980г.

Покупка готовой работы
Тема: «Архитектура Москвы»
Раздел: Архитектура
Тип: Реферат
Страниц: 21
Цена: 200 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика