Дипломная работа

«Воспитание ловкости у школьников»

  • 50 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 6

1.1. Возрастные основы двигательной деятельности 9

1.2. Ловкость и методика ее развития….…14

1.3. Структура обучения двигательным действиям ….16

1.4. Ошибки в двигательных действиях 23

ГЛАВА II ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ

ИССЛЕДОВАНИЯ 30

2.1. Цель и задачи исследования 30

2.2. Методы исследования 30

2.3. Организация исследования 34

ГЛАВА III РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 39

3.1. Результаты тестирования 39

3.2. Обсуждение результатов исследования….…41

ВЫВОДЫ….45

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ….47

Введение

Актуальность. В современных условиях значительно увеличился объем деятельности, осуществляемой в вероятных и неожиданно возникающих ситуациях, которая требует проявления находчивости, быстроты реакции, способности к концентрации и переключению внимания, пространственной, временной, динамической точности движения, их рациональности. Все эти качества или способности связывают в теории физического воспитания с понятием «ловкость».

Ловкость и лежащая в ее основе координация движений в наибольшей мере склонны к развитию в младшем школьном возрасте. В последующем в развитии ловкости может наступить, если систематически не выполнять упражнения для ее совершенствования. Отсюда видно, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом в развитии ловкости не только у школьников, но и вообще у человека. Проявление ловкости в большой степени зависит от пластичности нервных корковых процессов, от способности человека различать темп, амплитуду и направление движений, степень напряжения и расслабления.

Ловкость - способность человека управлять своими движениями и быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки.

Она развивается путем воспитания способностей осваивать координационно-сложные двигательные действия. Ловкость развивается на основе занятий самыми разными физическими упражнениями, особенно такими, которые включают в себя элементы новизны и представляют собой определенные координационные трудности.

Воспитание ловкости через увеличение двигательных умений и навыков и путем приобретения способности быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с меняющейся обстановкой процесс довольно продолжительный. В этой связи к развитию ловкости у детей младших классов следует приступать как можно раньше. Материал, способствующий развитию этого качества следует включать в каждый урок физической культуры. Воспитывать ловкость следует в подготовительной и в начале основной части урока. При выполнении сложных по координации упражнений сериями интервалы отдыха должны быть достаточно для восстановления. Главным условием воспитания ловкости у школьников является новизна изучаемых упражнений. Повторение хорошо освоенных действий воспитанию ловкости не соответствует. Длительные перерывы в упражнениях приводят к потере способности обучаться.

Чем выше способность ученика к точному анализу движений, тем быстрее он сможет овладеть новыми движениями или перестроить их. Проведенные исследования показали, что дети младшего школьного возраста быстрее осваивают новые движения, основные элементы техники сложного упражнения, чем подростки и юноши. Основной задачей учителя физической культуры при воспитании ловкости у младших школьников: - стремится на каждом занятии обеспечить воспитание ловкости путем использования непривычных исходных положений, выполнение известных упражнений в другую сторону, другой рукой, изменяя скорость и темпы выполнения упражнений, и использовать дополнительные упражнения, изученные упражнения в комбинации с другими упражнениями, применяя подвижные игры.

Цель работы. Нашей работы исследовать развитие ловкости у младших школьников. Из цели вытекают следующие.

Задачи:

1. Проанализировать литературные источники по теме исследования.

2. Оценить уровень развития ловкости у младших школьников.

3. Сопоставить показатели в ходе тестирования.

4. Дать сравнительную характеристику развития ловкости в начале и конце педагогического эксперимента.

Объектом: Процесс развития ловкости у детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры.

Предмет исследования. Методика развития ловкости.

Гипотеза. Мы можем предположить, что полученные данные могут быть использованы в практической работе учителей физической культуры.

Фрагмент работы

ГЛАВА I. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Анализируя литературные источники, мы выяснили, что проблеме развития ловкости младших школьников посвящено малое количество работ и отсутствуют конкретные рекомендации по развитию этого качества у школьников. Проблема развития ловкости у младших школьников по общепринятым представлениям - одна из наиболее актуальных в физическом воспитании и спорте. Основополагающие работы [13, 19, 20, 28] явились началом исследований, дающих физиологическое обоснование сущности ловкости, как качества двигательной деятельности и ее развития. Педагогическими исследованиями строились основы методики развития ловкости в различных видах спорта.

Анализ литературных данных позволил углубить представление о ловкости, как одного из ведущих качеств у школьников. Биологические способности детей 9-12 лет свидетельствует о возможностях развития ловкости [22], однако в литературе нет конкретных рекомендаций по использованию средств и методов развития ловкости у младших школьников.

Младший школьный возраст (7-10 лет) наиболее активный период в формировании двигательных координации ребенка. В этот период закладывается основа культуры движений, успешно осваиваются ранее неизвестные упражнения, приобретаются новые двигательные навыки. Однако при дозировании физических нагрузок младшего школьника необходимо проявлять определенную осторожность: у ребенка этого возраста, с одной стороны еще не завершился процесс формирования двигательного аппарата, а с другой - круто изменился общий режим и ритм жизни в связи с началом учебы в школе. Поэтому следует ограничить применение силовых упражнений, тренировочных нагрузок на ловкость, строго контролировать длительность занятий [13].Развитие двигательных координации - главная задача в физической подготовке детей младшего школьного возраста [9]. К концу этого периода в жизни ребенка важно накопить как можно больше данных об его индивидуальных физических способностях с тем, чтобы приступить к ориентации его на занятия теми видами физических упражнений, которые в наибольшей мере соответствуют его способностям и интересам и могут быть относительно успешно реализованы.

В младшем школьном возрасте необходимо воспитывать у ребенка стремление к расширению своих физических возможностей за счет овладения ими техникой физических и некоторых спортивных упражнений.

Способности детей к освоению техники движений настолько важны, что многие двигательные умения приобретаются без специального инструктажа.

Проведенные исследования особенностей обучения детей младшего школьного возраста показали, что они быстрее осваивают новые движения, основные элементы техники сложного упражнения, чем подростки и юноши. При этом было установлено, что ритмический и силовой образ движения дети воспринимают прежде всего в ощущениях и обобщенных впечатлениях, и в меньшей мере путем осознания, продуманного освоения техники. Это обстоятельство, по видимому, объясняет тот факт, что обучение целостному упражнению в этом возрасте имеет больший успех, чем разучивание его по деталям [42].

Понятной становится также способность младших школьников «с ходу» воспроизводить достаточно сложные движения, овладеть каким либо способом действия.

Именно поэтому дети почти самостоятельно, только понаблюдав за тем, как это делается, могут освоить передвижение на лыжах, коньках, продемонстрировать умение обращаться с мячом, ракеткой, проявить спортивно-игровые способности.

Если такой закладки в этот период не произошло, то время для формирования физической и физиологической основы будущего физического потенциала человека можно считать безвозвратно упущенным.

В то же время начинают формироваться интересы ребенка к определенным видам физической активности, выявляется предрасположение его к тем или иным видам спорта [16].

Наступает самое благоприятное время физического потенциала, подходящей формы обще развивающих и спортивных занятий.

Определенную часть забот о физическом воспитании ребенка берет на себя школа. Однако только ее усилий при чрезвычайной слабости нынешней системы и практики физической подготовки младших школьников будет явно недостаточно.

Здесь нужно особо подчеркнуть, что наиболее существенным моментом в физическом воспитании ребенка в этот период является формирование личностного отношения его к тренировке, воспитание у него активной позиции по отношению к своему здоровью, к крепости тела и закалке.

Дружинина Л.Е. пишет, что кроме школьных уроков физкультуры физическая активность младшего школьника должна обязательно дополняться ежедневной утренней зарядкой и двумя, тремя домашними тренировочными занятиями в неделю. Если ребенок занимается в спортивной секции или спортивной школе, специальных занятий дома проводить нет необходимости [10].

Таким образом, возраст от 7-10 лет можно назвать благоприятным для закладки практически всего спектра физических качеств и координационных способностей, реализуемых в физической активности человека.

1.1 Возрастные основы двигательной деятельности

Движение - основная форма активности животных и человека, их взаимодействия с внешней средой. В основе двигательной деятельности лежат процессы координации движений (управления движениями). Они осуществляются в результате сложного взаимодействия различных отделов ЦНС на основе как врожденных, так и выработанных связей, с участием многих рецепторных систем. Сущностью координации движений является такая пространственная и временная организация процессов возбуждения в мышечном аппарате, которая обеспечивает выполнение двигательной задачи [45]. Сложное и комплексное качество ловкости. О нем уже трудно сказать, чего в нем больше — физического или психического [3].

Повседневный опыт говорит о том, что ловкость не какое-то неизменяемое, прирожденное свойство, которое так же безнадежно рассчитывать заполучить, как изменить свой природный цвет глаз [1]. Ловкость поддается упражнению, ее можно выработать в себе и, уж во всяком случае, добиться сильного повышения ее уровня [3].

Заключение

1. По анализу литературных источников мы выявили физиологические особенности детей 9-10 лет. В младшем школьном возрасте, благодаря активному развитию функций двигательного анализатора, дети легко усваивают и совершенствуют разнообразные формы движения. Обучение новым движениям с развитием координационных способностей становится для детей привлекательным и доступным.

2. По результатам тестирования показатели учащихся экспериментальной группы оказались выше за счёт регулярных методически грамотно построенных занятий, которые проводились во время исследования.

3. После сравнения результатов, полученных в начале эксперимента и в конце, можно констатировать, что в экспериментальной группе они возросли на 10 % , а в контрольной – на 5 %. И если в начале разница составляла 15 %, то в конце она увеличилась до 20 %.

4. Тестирование показало, что воспитанием ловкости можно и нужно заниматься ещё в детских дошкольных учреждениях, где должны быть созданы благоприятные условия для занятий с детьми . Данную работу необходимо продолжать в начальных классах школы.

Систематически включать на занятиях упражнения с предметами и без предметов, подвижные игры, которые оказывают влияние на формирование качеств личности: в них развивается воля, сообразительность, смелость, появляется возможность помериться с товарищами ловкостью, силой, смекалкой. Обогащается тактика поведения детей в играх. Игры более длительны по времени и более насыщены сложными движениями, что способствует воспитанию у подростков выносливости. Разработанный метод исследования дал положительный результат при тестировании. Уровень развития ловкости у детей экспериментальной группы оказался выше , чем у контрольной группы.

Существенную роль в успехе исследования играет современная и тщательная подготовка необходимого оборудования и инвентаря. В дальнейшей своей работе можно смело применять разработанную методику по воспитанию ловкости у младших школьников.

К развитию ловкости у детей младших классов следует приступать как можно раньше. Материал, способствующий развитию этого качества, следует включать в каждый урок физической культуры[2].

Список литературы

1. Ашмарин Б. А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании.- М.: Физкультура и спорт, 1978- 46с.

2. Ашмарин Б. А. Теория и методики физического воспитания – М.: Просвещение,1990.–287с.

3. Бейлин В.Р. Искусство ловкости. - Брест, 1997. – 76с.

4. Бенджамин Лоу. Красота спорта / Пер. с английского И.П.Моничева, под ред. В.И.Столярова. – М.: Радуга, 1984. – 241с.

5. Бернштейн Н. А. О ловкости и её развитии.- М.: Физкультура и спорт, 1991

6. Белкин А.А. Физическая подготовка в спорте. – М.: Физкультура и спорт,1983.

7. Боброва Г.А. Художественная гимнастика в школе.- М.: Физкультура и спорт, 1978. – 208с.

8. Боген М. М. Обучение двигательным действиям.- М.: Физкультура и спорт,1985

9 . Богданов Г. П. Уроки физической культуры.- М.: Физкультура и спорт, 1978.

10. Бондаревский Е.Я. Возрастные особенности развития функций равновесия у детей школьного возраста // Развитие двигательных качеств школьников./Под ред. З.И.Кузнецовой. – М.: Просвещение, 1987. – С.153-177.

11. Былеева Л. С. Игра. – М.: Просвещение, 1980.

12. Вавилова Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу и выносливость. М.; Просвещение, 1981.-230с.

13. Валиахметов Р. М., Костарев А. Ю., Щемелинин В. И. Методика подготовки курсовых работ по Т и МФВ и спортивных дисциплин,- Уфа, БГПУ, 2001.-20с.

14. Виленский М. Д., Литвинов Е. Н. Физическое воспитание школьников // М.: Физическая культура в школе, 1990.-№12.

15. Голомазов С.В. Точность движений. – М.: ГЦОЛИФК, 1979. – 43с.

16. Гужаловский А. А. Развитие двигательных качеств у школьников.- Минск, 1978.- 205с.

17. ГлобенкоТ. К. Подвижные игры на уроках физкультуры. - Нальчик.1971.-158 с.

18. Железняк Ю. Д., Петров П.А. Основы научно- методической деятельности физической культуры и спорта,- М.: Академия 2001.-221с.

18. Жуков М. Н. Подвижные игры.- М.: Физкультура и спорт, 1986.

20. Зациорский В.М. Физическое качество спортсмена. - М.: Физкультура и спорт,1979.

21. Ильин Е.П. Ловкость – миф или реальность?// Теория и практика физической культуры. – 1982.- №3. – С.51-53.

22. Коротков И. М. Подвижные игры в школе. – М.: Просвещение, 1979.- 192с.

23. Кукалевский Г.М. Граевская Н.Д. Основы спортивной медицины: Учебник для институтов физкультуры.-М.: Медицина, 1971.-368с.

24. Курамшин Ю.Ф. Методы обучения двигательным действиям и развитие физических качеств: теория и технология применения. Учебное пособие для студентов институтов физической культуры по дисциплине Теория физической культуры – СПб.: СПб ГАФК, 1998.-76с.

25. Леонтьева Н. Н, Анатомия и физиология детского организма.- М.: Издательский центр "Академия ", 1999.- 448 с

26. Ломейко В. Ф. Развитие двигательных качеств на уроках физической культуры. Мн.: Нар. Асвета, 1980.

27. Ломейко В. Ф., Ищенко Н. С. Студенту о физическом воспитании.- Мн.: Нар. Асвета, 1980

28. Лях В.И. Взаимоотношения координационных способностей и Лях В.И. Координационные способности школьников. – Мн.: Полымя, 1989. – 159с.

29. Лях В.И. Координационные способности школьников//Теория и практика физической культуры. - 2000 - №1.- С.24.

30. Лях В.И. Критерии определения координационных способностей// Теория и практика физической культуры. - 1991.- №11.- С.17-20

31 . Лях В. И. Тесты в физическом воспитании.- М.: Просвещение, 1998, 75с.

32. Максименко А.М. Основы теории и методики физической культуры.- М.:1999-220с.

33. Матвеев Л. П. Теория и методики физического воспитания. – М.: Физкультура и спорт, 1988 .288 с.

34. Назаренко Л.Д. Развитие двигательно-координационных качеств как фактор оздоровления детей и подростков. – М.: Теория и практика физической культуры, 2001.- 332с.

35. Назаренко Л.Д. Средства и методы развития двигательной координации. – М.: Теория и практика физической культуры, 2003. – 259с.

36. Озолин Н.Г. Молодому коллеге.- М,: Физкультура и спорт,1998.-122с.

37. Особенности построения тренировки юных спортсменов (Сб. науч. тр.) /ВНИИ физ. Культуры; Под ред. В. С. Топчияна и Н.А. Минаевой.- М.: ВНИИ ФК,1993.-115с.

38. Погодаев Г.Н. Проблемы физического воспитания школьника.- М.: Физкультура и спорт, 1998.-350с.

39. Тер Ованесян А.А. Педагогические основы физического воспитания .- М.: Физкультура и спорт 1978.-20бс. с ил.

40. Туревский И.М. Ловкость как комплекс психических и моторных способностей. Автореф. дис…канд. пед. наук. – М.,1980. – С.33.

41.Фарбер Д.А., Корниенко И.А. Физиология школьника. – М.: «Педагогика». – 1990. – 64с.

42. Физиология человека / Под ред. Г.И.Косицкого.- 3-е изд. – М.: Медицина, 1985. – 544с.

43. Физиология человека / Под ред. Н.А. Фомина. – М.: Просвещение, 1982. – 320с.

44. Физическая культура. Общеобразовательная программа для учащихся средней общеобразовательной школы, 1-11 классы / Под ред. А.П.Матвеева. – М.: Радио и связь, 1995. – 215с.

45. Физическая культура./ Под ред. Загорского Е. И.- М.; Физкультура и спорт, 1989.-168с.

46. Физическое воспитание детей и подростков.- Сб. ст. выш. / Отв. ред. Б.Н. Никитский.- М.: Моск. обл. пед. ин-т, 1973.-59с.

47.Филин В.П. Новое в методике воспитания физических качеств у юных спортсменов.-М.: Физкультура и спорт,1996.- 119с.

48. Фомин Н.А., Филин В.П. Возрастные основы физического воспитания.- М.: Физкультура и спорт ,1972.- 175с.

49. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. Пособие для студ. высш.учеб.заведений. – М.: Академия,2000.

50. Шмаков С.А. Её величество игра,- М.; Физкультура и спорт, 1992.-78с.

Примечания

Работа написана на заказ

Покупка готовой работы
Тема: «Воспитание ловкости у школьников»
Раздел: Физкультура и спорт
Тип: Дипломная работа
Страниц: 50
Цена: 2000 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика