Дипломная работа

«Динамика развития физических качеств в младшем школьном возрасте»

  • 57 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ….4

ГЛАВА I Современное состояние изучаемой проблемы ….….6

1.1 Морфофункциональные особенности детей младшего школьного возраста….6

1.2 Динамика развития физических качеств в младшем школьном возрасте….10

ГЛАВА II Цель, задачи, методы, организация исследования….…28

2.1 Цель и задачи исследования….….….28

2.2 Методы исследования ….….….…28

2.3 Организация исследования….….31

ГЛАВА III Результаты исследования….36

3.1 Результаты тестирования и их обсуждение….….36

ВЫВОДЫ….….48

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ….….….…51

ПРИЛОЖЕНИЕ….….54

Введение

Актуальность. Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25- 30% детей, приходящие в 1 классы имеют отклонения в состоянии здоровья: среди выпускников школ уже более 80-95% нельзя назвать абсолютно здоровыми.

Проблема охраны здоровья детей и подростков – проблема комплексная. Довольно часто от учителей можно услышать мнение, что все недостатки наших школ носят объективный характер. Но довольно часто причины ухудшения здоровья детей в процессе их пребывания носят и субъективный характер, т.е. связаны или с непрерывными действиями учителей, или чаще с их бездействием при решении задач охраны здоровья школьников.

В настоящее время деятельность передовых учителей физической культуры основана на решении таких задач, как воспитание ценностных ориентацией на физическое и духовное совершенствование личности школьника, закрепление потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и избранным видом спорта, воспитание моральных и волевых качеств, формирование гуманистических отношений и приобретение опыта общения между юношами и девушками, старшеклассниками и педагогами.

Заботой учителей является также воплощение в жизнь таких целевых установок, как формирование умений самостоятельно заниматься физическими упражнениями, использовать их в целях досуга, отдыха и самосовершенствования. Уроки физической культуры целесообразнее строить не на принуждении, не на натаскивании юношей и девушек на выполнение учебных нормативов, а на сотрудничестве учителя и учеников, учете интересов и склонностей школьников, их двигательных и психологических возможностей. Все мы знаем, что основные составляющие здорового образа жизни - это отказ от вредных привычек, оптимальный двигательный режим, рациональное питание, закаливание, личная гигиена, положительные эмоции.

Педагогическая работа в начальной школе убеждает, что особое место в воспитании ребенка, общении и сближении детей и взрослых, педагогов и семьи отводится физической активности ребенка, который искренне и доверчиво тянется к ее культурным формам.

Все, что происходит в реальной, не выдуманной жизни, ребенок хочет и требует выполнять сам. Все увиденные спортивные действия и упражнения интересны в сложных воображаемых перспективах.

Цель работы: Изучить особенности динамики развития физических качеств младшего школьного возраста.

Задачи:

1. Провести анализ литературных источников по теме.

2. Изучить динамику развития физических качеств в младшем школьном возрасте.

3. Провести анализ тестирования физических качеств в младшем школьном возрасте.

Объект исследования дети младшего школьного возраста.

Предмет исследования процесс роста физических качеств детей младшего школьного возраста в течении учебного года.

Фрагмент работы

ГЛАВА I Современное состояние изучаемой проблемы

1.1 Морфофункциональные особенности детей младшего школьного

возраста

Развитие детей в младшем школьном возрасте идет интенсивно и относительно равномерно. В среднем ежегодно у мальчиков и девочек длина тела увеличивается на 4-5 см., масса тела — на 2-3 кг и окружность грудной клетки на 1,5-2 см. Продолжаются окостенение и рост скелета. Происходит дальнейшая оссификация позвоночника (тела позвонков, остистых отростков), но завершается она в более позднем периоде. Позвоночник все еще гибок и податлив и длительное неправильное положение тела детей во время занятий, ношение тяжестей в одной руке могут привести к искривлению позвоночника и деформации грудной клетки. При этом происходит сдавливание кровеносных сосудов, находящихся между позвонками, что приводит к нарушению их развития.

Организм детей младшего школьного возраста отличается от организма людей более старшего возраста. Он должен адаптироваться жизни, осваивать умения и навыки, приспособляться к окружающей среде, реагировать на нее.

В связи с усиленным ростом ребер еще больше увеличивается поперечный диаметр грудной клетки по сравнению с переднезадним. Происходит энергичное окостенение костей запястья [29].

В младшем школьном возрасте продолжается рост диаметра мышечного волокна скелетных мышц, увеличивается число миофибрилл. Происходит дальнейшее развитие всех соединительных образований мышц и нарастание мышечной массы. Увеличивается мышечная сила. У младших школьников более интенсивно развиваются крупные мышцы. Этим объясняется способность детей к движениям с большим размахом и затруднения при выполнении мелких точных движений. В 7 лет мелкие мышцы кисти еще недостаточно развиты. В сочетании с неполным окостенением костей запястья это создает трудности во время обучения детей письму.

После 7-и лет происходит быстрое развитие мелких мышц и кисти и появляется способность к выполнению тонких движений. Ребенок с успехом овладевает навыком быстрого письма. Это становится возможным в том числе благодаря тому, что нервный аппарат мышц достигает высокого развития. Значительно возрастает силы мышц нижних конечностей. Глубокие мышцы спины в младшем школьном возрасте еще слабы, их сухожилия недостаточно развиты. Длительная статическая нагрузка, неправильная поза оказывают неблагоприятное влияние на развитие этих мышц. Слабость мышц наряду с податливостью позвоночника является одним из факторов, способствующих развитию сколиозов.------ Начальные явления сколиоза могут быть обнаружены уже в раннем детстве, но в школьном возрасте (10 - 15 лет) он проявляется наиболее выражено.

Научные работы доказали, что у 86% детей младшего школьного возраста выявляются симптомы, которые указывают на наличие нарушений в позвоночнике. На протяжении жизни у одних эти симптомы исчезают, у других трансформируются в сколиоз, кифоз, нарушение осанки, любая дополнительная травма тела может усилить эти болезненные проявления.

Позвоночник – это основа скелета и выполняет в организме человека две важнейшие функции. Первая функция - опорно-двигательная. Вторая - защитная. Позвоночник предохраняет спинной мозг от механических повреждений.

Термином "сколиоз" обозначается боковое искривление позвоночника. Причем этот термин употребляется как в отношении функциональных изгибов позвоночника во фронтальной плоскости ("функциональный сколиоз", "сколиотическая осанка", "антальгический сколиоз"), так и в отношении прогрессирующего заболевания, приводящего к сложной, порой тяжелой

деформации позвоночника ("сколиотическая болезнь", "структуральный сколиоз").

Сколиоз может быть простым, или частичным, с одной боковой дугой искривления, и сложным - при наличии нескольких дуг искривления в разные стороны и, наконец, тотальным, если искривление захватывает весь

позвоночник.

Позвоночный столб – спинная твердая ось тела человека и многих животных, составленная из ряда отдельных коротких суставов костей, называемых позвонками, почти по всей длине его заключается канал, содержащий спинной мозг.

На этом возрастном этапе отмечается незначительное увеличение массы сердца. Систологическое давление составляет 100-105 мм рт. ст., частота сердечных сокращении 80- 85 уд/мин. Мышечная ткань сердца медленно дифференцируется, но нервный аппарат сердца достигает высокой степени развития. С точки зрения морфологического и функционального состояния сердечно-сосудистой системы этот возрастной период является весьма благоприятным для выполнения тех физических нагрузок, которые обязательны для учащихся начальных школ согласно учебным программам. К 10 годам система мозгового кровообращения в состоянии спокойного бодрствования и во время интеллектуальной деятельности приближается к дефинитивному типу [26].

Для нервной системы у детей младшего школьного возраста характерна высокая возбудимость и слабость тормозных процессов, что приводит к широкой иррадиации возбуждения по коре и недостаточной координации движений. Однако длительное поддержание процесса возбуждения еще невозможно, и дети быстро утомляются. При организации занятий с младшими школьниками нужно избегать долгих наставлений и указаний, продолжительных и монотонных заданий. Особенно важно строго дозировать нагрузки, так как дети этого возраста отличаются недостаточно развитым ощущением усталости. Они плохо оценивают изменения внутренней среды организма при утомлении и не могут в полной мере отразить их словами даже при полном изнеможении. [21]

При слабости корковых процессов у детей преобладают подкорковые процессы возбуждения. Дети в этом возрасте легко отвлекаются при любых внешних раздражениях. В такой чрезвычайной выраженности ориентировочной реакции отражается непроизвольный характер их внимания. Произвольное же внимание очень кратковременно: дети 5-7 лет способны сосредотачивать внимание лишь на 15-20 минут.

Происходит дальнейший рост уже сформированной легочной ткани. Число дыханий сокращается с 20-22 в возрасте 7 лет до 18-20 в 10 лет. При этом увеличивается их глубина и минутный объем дыхания. Значительно возрастает жизненная емкость легких: с 1300-1400 см3 в 7 лет до 1900-2000 см в 10 лет. В младшем школьном возрасте дыхание становится более ритмичным, но дыхательный центр еще обладает легкой возбудимостью, поэтому выполнение длительной напряженной работы очень затруднено, что необходимо учитывать при определении трудовой нагрузки детей.

Происходит смена молочных зубов на постоянные, молочные зубы легко разрушаются. Именно в этом возрасте наблюдается значительное распространение кариеса зубов. Необходим тщательный уход за полостью рта и постоянная ее санация.

Нарастание массы головного мозга в этом возрасте незначительно, но продолжает функциональное развитие нервной системы. К 9-10 годам почти заканчивается увеличение массы мозга, достигающей к этому времени в среднем 1300 г[14].

Высшая нервная деятельность у детей этого возраста имеет свои особенности. В 7 лет по-прежнему отмечаются преобладание процессов возбуждения, недостаточность внутреннего торможения. В связи с этим имеет место легкая истощаемость функций клеток коры большого мозга, быстро наступают первые стадии утомления. Вслед за этим развивается запредельное торможение, предохраняющее клетки от гибели. Процессы иррадации возбуждения и торможения все еще преобладают над процессами концентрации, в вследствие чего являются недостаточная координация движений и неустойчивость внимания. С 8-9 лет увеличивается скорость образования условных рефлексов, они становятся более прочными. Усиливается внутреннее активное торможение, а также процессы отрицательной индукции, обеспечивающие более устойчивое внимание. Электрофизиологические исследования деятельности мозга подтверждают продолжающееся функциональное созревание коры и подкорковых структур мозга. Центральная нервная система уже в значительной мере обеспечивает регуляцию функционирования организма при его взаимодействии с окружающей средой[21].

Для начала этого периода характерно еще недостаточное развитие второй сигнальной системы, что обуславливает конкретность, образность мышления, трудность восприятия отвлеченных, абстрактных понятий. В процессе обучения письму и чтению слово приобретает особое значение, становится предметом сознания. В младшем возрасте отчетливее выявляется тип высшей нервной деятельности, зависящей от соотношения между процессами возбуждения и торможения, а также от характера их протекания.

К 7-10 годам у большинства детей рефракция глаза становится эмметропической (соразмерной), функции глаза совершенствуются. Слух также достигает значительной степени развития.

Доминирующими эндокринными железами в этом возрасте являются щитовидная и гипофиз. Наивысшего развития к 8-10 годам достигает зобная железа, затем начинаются ее инволюция и усиление деятельности половых желез. В этом возрасте, повышается сопротивляемость вредным воздействиям внешний среды. Если в 7 лет заболеваемость еще высока, то к концу младшего школьного возраста она снижается. [25]

За период от 5 до 8 лет устанавливаются выраженные координационные взаимоотношения между мышцами-антагонистами, что резко улучшает качество двигательных актов.

В возрасте 6 лет формируется представление о схеме тела. Приобретается точность адресная точность передачи моторных команд к различным звеньям тела, а сами команды становятся более тонкими и сложными.

Постепенно совершенствуется координация движений при ходьбе и беге. При ходьбе увеличивается амплитуда движений, угол разворота стоп, что повышает устойчивость тела, стабилизируются пространственные и временные параметры шагов. Правильная координация движений рук и ног при ходьбе у ребенка в 6-7 лет — в 80% случаен. С 5-6 лет появляется способность совершать прыжки двумя ногами вместе, нарастает дальность и точность прыжков.

В возрасте 7-9 лет деятельность зрительно-двигательной системы начинает полностью контролироваться хорошо выраженными проприоцептивными обратными связями, которые приобретают значение ведущего механизма управления движениями. Механизм кольцевого рефлекторного регулирования достигает своего совершенства [26].

Исследованиями С.Е. Дешле (1982) показало, что в 7-8 лет при беге хорошо выражена безопорная фаза, это повышает скорость бега. Однако опорные реакции еще отличаются от взрослого типа. Они «вялого» типа — характеризуются медленным развитием усилий. Координация движении при ходьбе и беге, как оказалось, имеет генетически закрепленный индивидуальный характер. Биомеханические исследования пока или, что только у однояйцевых близнецов имеется сходство динамических кривых опорных реакций.

В работах отечественных исследователях выявлено, что к 9-летнему возрасту у детей завершается формирование представления о схеме пространства. Ребенок хорошо ориентируется в пространстве, обладает достаточным глазомером. Однако в 7-9 лет еще недостаточно развиты процессы экстраполяции, планирования действий в предстоящие моменты [6].

Заключение

1. Воспитание физических качеств в младшем школьном возрасте обеспечивается подборов физических упражнений и методикой занятия. Физические качества совершенствуются в процессе обучения движениям. Важнейшими требованиями к методике развития физических качеств в период возрастного становления организма является всесторонность воздействия, соразмерность нагрузок и функциональность возможностей растущего организма, соответствие воздействующих факторов особенностям этапов возрастного развития.

Следует особо уделить внимание укреплению правильной осанки. Это обшеразвивающие упражнения: лазанье, бег, прыжки, метание, игры и т.д. И только после 10 лет рекомендуются упражнения с отягощениями, в смешанных висах и упорах продолжительностью до 10 минут, игры с выраженными силовыми напряжениями и другие упражнения.

При развитии быстроты у младших школьников воздействуют на быстроту двигательной реакции, отдельных движений и способность увеличивать их темп без отягощений. С этой целью используют различные упражнения, требующие быстроты двигательной реакции на заранее обусловленный сигнал (зрительный, звуковой, тактильный). Для развития скоростных возможностей предпочтительней использовать естественные движения в нестандартных вариантах. Многократное стандартное повторение упражнений с максимальной скоростью (повторный метод тренировки) может привести к возникновению скоростного барьера, даже в младшем школьном возрасте. Разнообразные варианты «скоростных» игр наиболее эффективны. У младших школьников проявление статической и скоростной выносливости незначительны. Однако на работу циклического характера в умеренном темпе необходимо обратить внимание уже в начальной школе с учетом возраста и физической подготовленности детей. Но чаще и целесообразнее всего развитие выносливости в этом возрасте проводить во время подвижных игр.

2. В беге на 30 метров рост результата детей младшего школьного возраста после I четверти вырос немного, после II четверти, где по программе проводилась гимнастика результат снизился в значительной степени, после III четверти когда проводилась лыжная подготовка скорость детей немного выросла, это объясняется еще тем, что происходит естественный рост организма детей в младшем школьном возрасте.

В подтягивании динамика развития силовых способностей детей младшего школьного возраста происходит постепенно в течении всего учебного года.

3. В прыжках в длину рост результата детей младшего школьного возраста (в прыжках в длину с места) происходит постепенно и в течении всего учебного года рост результата прыжка в длину составил 418см.

В поднимание туловища динамика развития силовых способностей плавная. Рост результата детей младшего школьного возраста (в поднимание туловища из положения лежа) происходит постепенно и в течении всего учебного года рост результата поднимание туловища составил 151см.

В упражнении на гибкость динамика развития гибкости равномерно. Рост результата детей младшего школьного возраста (в гибкости) после I четверти вырос немного, после II четверти, где по программе проводилась гимнастика результат вырос в значительной степени, после III четверти после лыжной подготовки гибкость детей немного понизился.

В беге на 1000 метров равномерно это объясняется тем, что во II четверти уроки физической культуры проводились по гимнастике. В марте результат составил 124,2сек, что по сравнению с октябрем результат улучшился на 8,91сек, а по сравнению с декабрем результат улучшился на 18,51сек. Это объясняется тем, что в III четверти занятия проводились по лыжной подготовке и плюс естественный рост организма самого ребенка. Всего же за учебный год с I четверти по IV четверти результат в беге на 1000м увеличился на 8,91 сек.

Список литературы

1. Ашмарин Б. А. Теория и методика физического воспитания. – М.: Просвещение, 1990.- 133с.

2. Барышева Н.В., Минияров В.М., Нелюдова М.Г. Основы ФК младшего школьника. Самара.: 1994. – 27с.

3. Вельчковский Э. С. Развитие двигательных функций у детей. – М.: 1983. – 216с.

4. Волчецкий Э.И. «Развивая силу» // «Физическая Культура в школе», 2000 - №2, с. 15-18

5. Гужаловский А.А. Этапность развития физических (двигательных) качеств и проблема оптимизации физической подготовки детей школьного возраста: Автореф., дис. к.п.н. М., 1979.- 47с.

6. Дешле С.Е. «Развитие силовых способностей у учащихся 1-3 классов // «Физическая Культура в школе», 1982 - № 4, с.24-26.

7. Дешле С.Е., Черняев В.В. Развитие ловкости у младших школьников // «Физическая Культура в школе», 1982 - № 8, с. 9-11.

8. Дешле С.Е. Развитие быстроты у младших школьников // «Физическая Культура в школе», 1982 - №11, с. 7-10.

9. Дихтярев В. Д. Этика силы // «Физическая Культура в школе», 2001 - №4, с. 5-6.

10. Качашкин В.М. Методика физического воспитания. М.: «Просвещение», 1968.- 60 с.

11. Качашкин В.М. Физическое воспитание в начальной школе. - М.: Просвещение - 1983.- 222 с.

12. Кофман Л.Б. Настольная книга учителя физической культуры. М. : ФиС, 1998.- 157с.

13. Кузнецова В.А. «Физическая Культура в школе». Методика уроков в 4-8 кл., М, 1972.- с 12-14.

14. Курамшина Ю.Ф. Теория и методика физической культуры. – М.: Советский спорт, 2003. – 182с.

15. Ломейко В.Ф. Развитие двигательных качеств на уроках физической культуры в 1-Х классах. М., 1980 - 128с.

16. В.И. Лях Выносливость; основы измерения и методики развития // «Физическая Культура в школе», 1998 - №1, с 7-9.

17. В.И. Лях тесты в физическом воспитании школьников, М.: АСТ, 1998. 47с.

18. Лях В.И. Двигательные способности Физическая культура в школе. - М.: "Школа-Пресс", 1996. - 143с.

19. Мейксон Г. Б., Любомирский Л. Е. Методика физического воспитания школьников. – М.: Просвещение, 1985. – 96с.

20. Минаев Б. Н., Шиян Б. М. Основы методики физического воспитания школьников, - М.: Просвещение, 1989. – 70с

21. В.А. Нестеров Этапность развития физических качеств у детей школьного возраста. // «Физическая культура», М., 1998 - №1.с34-36.

22. Пензулаева Л.И. Уроки физической культуры Начальная школа. - М.: «Просвещение», 1985. – 76с.

23. Рипа М.Д. Физическая культура и спорт в общеобразовательной школе.- М.: Просвещение, 1985.- 95с.

24. Сокунов С.Ф. «Контроль за уровнем развития выносливости спортсменов» //, «Теория и практика физической культуры», М., 2002 - № 8. с. 5-6.

25. Солодков А.С. Сологуб Е. Б. Физиология человека. - М.: ФиС, 2001. – 189с.

26. Фомин В.П. Становление и перспективы развития теории и методики юношеского спорта. // «Физическая культура», 1998 - № 2. с. 13-14.

27. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания. М.: «Академия», 2000. 130с.

28. Хухлаева Г.В Занятия по физической культуре, - М.: Просвещение, 1992 - 188с.

29. Хухлаева Г.В. Занятия по физической культуре с детьми.: М. – Просвещение 1995 - 190 с.

30. Чунаев А.А. «Физические упражнения в формировании личности ребенка в начальной школе» // «Физическая культура», 1998 - №1. с. 34.

31. Шебеко В. Н. Ермак Н.Н Шишкина В.А. Физическое воспитание школьников (учебное пособие). -М.: Аакадема, 1998 - 184с

32. Шебеко В. Н. Физическое воспитание школьников, - М.: Асадема, 1988 – 184с.

33. Шиян Б. М. Теория и методика физического воспитания. – М.: Просвещение. – 1998. – 68с.

34. Шиян Б.М. Теория и методика физического воспитания, - М.: Просвещение, 1988. – 223с

Покупка готовой работы
Тема: «Динамика развития физических качеств в младшем школьном возрасте»
Раздел: Физкультура и спорт
Тип: Дипломная работа
Страниц: 57
Цена: 2700 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика