Дипломная работа

«Воспитание скоростно-силовых качеств борцов»

  • 48 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ 5

1.1. Общая характеристика борьбы как вида спорта 5

1.2. Возрастные особенности изменения скоростно-силовых способностей 12

1.3. Средства и методы воспитания скоростно-силовых качеств борцов 22

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ: 29

ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 31

2.1. Организация исследования 31

2.2. Методы исследования 32

ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 34

3.1. Усовершенствованный комплекс упражнений, направленный на воспитание скоростно-силовых способностей борцов 34

3.2. Результаты исследования и их обсуждение 35

ТАБЛИЦА 1 35

ТАБЛИЦА 2 36

ВЫВОДЫ 40

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 42

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 43

Введение

Актуальность. Греко-римская борьба является достаточно сложным, в двигательном отношении, видом спортивной деятельности, ограниченной рамками существующих правил соревнований. Международная федерация спортивной борьбы (ФИЛА) стремится к широкому распространению борьбы в мире и постоянно пытается сделать соревнования по борьбе более динамичными и зрелищными. Для реализации этой цели ФИЛА уже более десяти лет проводит радикальные изменения правил спортивной борьбы. Достаточно отметить тот факт, что соревновательный поединок сократился с 5 минут до 2 минут. Изменилась и бальная оценка технических приемов, что значительно сказалось на результате поединка, на разнообразии технического арсенала и на методике подготовки борцов в целом. В современных условиях большое значение приобрел фактор зрелищности: борец должен ориентироваться на демонстрацию не просто активной, но и внешне энергичной борьбы. Остро встал вопрос и об активности борцов в промежутках между приемами, о зрелищности этого «активного фона», элементами которого являются стойки, перемещения, захваты, швунги, теснения и т.п. Таким образом, современный борец греко-римского стиля должен проводить технические действия на фоне постоянного прессинга.

Особое место в воспитании физических качеств занимают скоростно-силовые качества, высокий уровень развития которых, играет большую роль при достижении высоких результатов во многих видах спорта. В борьбе скоростно-силовые качества являются одним из решающих факторов, от которого зависит исход поединка. Поэтому вопрос о воспитании и совершенствовании скоростно-силовых качеств борцов является актуальным вопросом в этом виде спорта.

На основании вышеизложенного, следует констатировать противоречие между: необходимостью воспитания скоростно-силовых качеств и недостаточностью разработанности данной проблемы.

Цель исследования – экспериментально проверить эффективность усовершенствованного комплекса упражнений, направленного на воспитание скоростно-силовых качеств борцов.

Объект исследования - учебно-тренировочный процесс борцов.

Предмет исследования - усовершенствованный комплекс упражнений, направленный на воспитание скоростно-силовых качеств борцов.

Задачи исследования:

1. Изучить по данным литературы состояние проблемы воспитания скоростно-силовых качеств борцов.

2. Усовершенствовать комплекс упражнений, направленный на воспитание скоростно-силовых качеств.

3. Экспериментально доказать эффективность усовершенствованного комплекса упражнений, направленного на воспитание скоростно-силовых качеств борцов.

Фрагмент работы

ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.1. Общая характеристика борьбы как вида спорта

Спортивная борьба относится к видам спорта, характеризующимся постоянными и скоротечными изменениями условий протекания соревновательного поединка. В связи с этим она предъявляет к борцам высокие требования развития общей выносливости, скоростно-силовых качеств, в частности способности к проявлению взрывных усилий, и координационных способностей, позволяющих находить правильное решение в различных эпизодах поединка. Поединок продолжается 5 мин, что требует от борца высокого уровня развития специфической выносливости, которая обеспечивает необходимую эффективность и надежность технико-тактических действий на протяжении всей схватки и соревнования в целом [5]. Борьба достаточно полно удовлетворяет естественные желания человека помериться силой, проявить свою ловкость, смелость, смекалку, противостоять злу и насилию. Занятия различными видами спортивной борьбы укрепляют здоровье, развивают физически, формирую характер, уверенность в своих силах, мужество и отвагу. Универсальность борьбы как средства физического воспитания состоит и в том, что единоборство – это не столько противопоставление силы, но, прежде всего умение мгновенно оценить ситуацию и находить правильное решение (защиту, прием или контрприем). Поэтому борец должен быть внимателен, быстр, иметь мгновенную реакцию. Ему необходимы хладнокровие, выдержка и решительность. Быстрая смена ситуаций, в которых оказывается борец в ходе поединка, предъявляет чрезвычайно высокие требования к интеллекту борца [13]. Одним словом, борьба – это многогранная, эмоциональная, естественная и в то же время доступная для многих деятельность. Изменение правил спортивной борьбы повлияло и на структуру физической подготовленности борцов. Изменилось соотношение компонентов силовой подготовленности. Доля статистических нагрузок снизилась с одновременным увеличением динамических усилий взрывного характера, с достаточно мощным стартовым напряжением основных мышечных групп. Поэтому, вместо ранее употреблявшегося понятия «силовая выносливость», более правомерным становится понятие «скоростно-силовая выносливость»[25]. В связи с этим, особое внимание в исследованиях было уделено анализу средств и методов специальной физической подготовки спортсменов высокого класса, а именно средствам специальной скоростно-силовой выносливости. Давно известно, что в видах спорта, где особенно высоки требования к максимальной силе и силовой выносливости, физическая подготовка занимает преимущественное положение. Поэтому и доля общеразвивающих упражнений в этих видах значительно больше, чем в технически сложных видах спорта. В последних необходимо о самого начала специализации развивать преимущественно те физические качества, которые необходимы для овладения спортивной техникой. В спортивных единоборствах задачи физической подготовки уже на первом этапе занятий решаются предпочтительно специальными средствами [27].

Применение силовых упражнений без учета специфики вида спорта не приводит к росту технических достижений. Для этих целей лучше всего использовать упражнения, сходные по форме и характеру работы со специфическими упражнениями [25].

В настоящее время вопросы совершенствования физической подготовки в соответствии со спецификой вида спорта наиболее полно разработаны применительно к тренировке взрослых спортсменов, включая специальную работоспособность и механизмы ее развития [4]. На начальных этапах подготовки спортсменов доминируют задачи управления процессом обучения и воспитания на базе разносторонней физической подготовленности различных физических качеств. В дальнейшем, на этапе спортивного совершенствования, удельный вес специальной подготовки возрастает, и она базируется на высоком уровне развития двигательных и психических качеств. Средства общего воздействия также имеют место, но с помощью их решаются несколько иные задачи, например повышение переносимости нагрузок, ускорение восстановительных процессов, компенсаторный эффект после специальных нагрузок [4, 7]. Физическая подготовка - это процесс воспитания физических способностей борцов, направленный на повышение общего уровня функциональных возможностей организма, разносторонне физическое развитие. Физическая подготовка разделяется на общую и специальную [15].

Общая физическая подготовка способствует всестороннему развитию двигательных способностей, повышению общей работоспособности. С помощью средств общей физической подготовки стимулируется развитие выносливости, скоростных, силовых, координационных способностей борцов, расширяется фонд их длительных навыков и умений. При этом активизируется развитие и укрепление опорно-двигательного аппарата, функционирование внутренних органов и систем организма. Специальная физическая подготовка направлена на оптимальное, с ориентацией на основное развитие важных для вида спорта двигательных качеств, таких, как быстрота, скоростно-силовые, координационные способности, специальная выносливость [16, 31]. В спорте крайне редко встречаются проявления какого-либо физического качества в «чистом» виде. Поэтому не случайно получили право на жизнь такие понятия, как скоростная выносливость, скоростно-силовые качества, динамическая сила, статическая сила и т.п. Гармоничное развитие необходимых качеств и способностей должно базироваться на их высокой работоспособности. Выносливость – качество многогранное. В самом общем смысле под выносливостью принято понимать способность противостоять утомлению в какой-либо деятельности. Обычно выделяют несколько разновидностей выносливости: общую и специальную, силовую, скоростную, статическую, координационную [14]. Уровень развития выносливости зависит от функциональных возможностей всех органов и систем организма, особенно центрально нервной систем, а также состояния обмена веществ и нервно-мышечного аппарата, В целом выносливость определяется следующими факторами: – способностью организма преобразовывать химическую энергию в механическую работу (креатинофосфатные, гликолитические механизмы и процессы окисления продуктов питания); – устойчивостью организма к неблагоприятным сдвигам внутренней среды (нарушение водного, температурного баланса, химизма крови и т.п.); – устойчивостью психических состояний спортсмена; – уровнем технической и тактической подготовленности спортсмена (чем выше эти уровни, тем экономичнее расходуется энергия [29]. Эффективное управление тренировочным процессом, направленным на развитие и совершенствование выносливости борцов, должно базироваться на использовании педагогических оправданных средств и методов воздействия на различные компоненты выносливости. Для совершенствования выносливости используются различные средства и методы. Кроссы - равномерный бег на стадионе или на местности. В ходе кросса совершенствуется согласованность деятельности сердечно сосудистой и дыхательной систем, улучшается капиляризация мышц нижних конечностей. Кроссовая нагрузка легко дозируется, а тренировочный эффект таких занятий ощущается быстро [1]. Силовые качества, в самом общем виде силовые возможности спортсмена определяются его способностями к преодолению внешнего сопротивления. Силовые способности подразделяются на собственно-силовые и скоростно-силовые. Специфическими формами силовых качеств является абсолютная сила, скоростная сила, взрывная сила и силовая выносливость [14]. В.М. Занжгаский (1970) предложил выделять динамическую и статистическую силу, разновидностями первой являются взрывная, быстрая и медленная сила. Совершенствование силовых качеств осуществляется как за счет переноса силового тренировочного эффекта с общеподготовительных на специально-подготовительные и соревновательные упражнения, так и за счет кумуляции средств силовых воздействий с различным тренировочным эффектом [27]. Скоростные качества. Под скоростными качествами принято понимать способности человека совершать движение в минимальное время. Формы проявления быстроты довольно разнообразны. Чаще всего выделяют скрытый период двигательной реакции, время выполнения одиночного движения и максимально возможный темп движений. Двигательная реакция может быть простой и сложной, разновидностями последней являются реакция на движущийся объект и реакция выбора или актифекации. Было определено несколько основных форм проявления скоростных качеств (скорость простой и сложной зрительно-моторной реакции, стартовое ускорение, быстрота выполнения технических приемов и переключения от одного действия к другому). Выделяют также элементарные и комплексные формы проявления быстроты, к первым обычно относятся односуставные, ко вторым многосуставные движения. В борьбе чаще всего имеют место комплексные формы проявления быстроты. Среди факторов, определяющих проявление скоростных качеств, выделяют наследственность, нервно-мышечные механизмы, возраст, пол, время суток и др. Известно, что между скоростью и силой существует обратно пропорциональная зависимость. Поэтому силовые возможности мышц и особенно способности к взрывным усилиям (динамическая и взрывная сила) в значительной мере определяет и скоростные качества [27]. При развитии скоростных качеств воздействия направлены главным образом на силовой компонент быстроты. Мышцы, становясь сильнее, не всегда будет «быстрее». Поэтому реализация принципа кинематического и динамического соответствия тренировочных упражнений соревновательным – одно из важных требований [9]. Ловкость – это сложное качество, характеризующее двигательные возможности человека. В теории спортивной тренировки понятие ловкости определено наименее точно. Так, Н.Г. Озолин (1970) определил ловкость как способность овладевать новыми движениями и быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки. Измерителями ловкости являются: координационная сложность задания, точность и время его выполнения. Л.П. Матвеев (1976) выделил ив понятия ловкость, понятие координационные способности, под которыми предложил понимать, во-первых, способность целесообразно строить целостные двигательные акты, во-вторых, способность преобразовывать выработанные формы действий или переключаться от одних к другим соответственно требованиям меняющихся условий. Существует мнение, что между равными видами ловкости нет достаточно выраженной связи. Вместе с тем ловкость имеет самые многообразные связи с другими физическими качествами, тесно связаны с двигательными навыками, содействуя их развитию, они же в свою очередь улучшают ловкость. При воспитании ловкости может использоваться широкий круг упражнений, при этом важно, чтобы они всегда содержали элемент новизны [34, 40]. Гибкость, эффективность подготовки борцов классического стиля и в особенности ее технического компонента во многом связана с гибкостью, способностью к мышечной релаксации. Под гибкостью принято понимать способность выполнять движения с большой амплитудой. Мерой измерения служит максимально возможная амплитуда. Гибкость подразделяют на активную и пассивную. Активная гибкость проявляется в максимальной амплитуде движений, выполняемых самостоятельно [15]. Пассивная гибкость определяется предельно возможной амплитудой движения, выполняемого с помощью каких-либо внешних сил. Произошли существенные изменения в изучении имеющей место технологии соревновательной деятельности борцов. Так, исследованиями специалистов было обосновано наличие трех основных типов спортсменов (технического, скоростно-силового и функционального) по манере ведения поединка. Борцы технического типа добиваются победы в основном за счет выполнения комбинаций приемов. Борцы скоростно-силового типа добиваются победы в основном высокоэффективными одиночными приемами и хорошей защитой. Борцы функционального типа добиваются победы высокой двигательной активностью и хорошей защитой. Для оценки характеристики деятельности борцов, демонстрирующих тактико-техническое мастерство, или борцов, ориентированных на функциональную или скоростно-силовую подготовку, специалисты ЦНИИ «Спорт» используют систему анализа с 8 коэффициентами: 1. Интервал успешной атаки (ИУА) - среднее время между оцененными судьями приемами. Интервал атаки (ИА) - среднее время между оцененными приемами и попытками. 2. Средний бал (СБ) - отношение выигранных баллов ко воем выполненным приемам или количеству проведенных схваток. 3. Эффективность техники (ЭТ) - отношение выигранных баллов к сумме выигранных и проигранных баллов. 4. Надежность защиты (НЗ) - отношение выигранных ТД к сумме выигранных и проигранных ТД. 5. Преимущественная результативность (DP) - отношение выигранных приемов в стойке к сумме всех выигранных приемов (эффективность работы в стойке или партере). 6. Разнообразие техники (РТ) - количество ТД из разных классификационных групп [23].

Заключение

1. Анализ научно-методической литературы показал, что борьба является видом спорта, требующим от спортсмена проявления различных видов физических качеств. Одним из основополагающих является – скоростно-силовая подготовка спортсменов. Совершенствование скоростно-силовых качеств борцов осуществляется в рамках общей и специальной подготовки. Для развития специальных скоростно-силовых качеств используются различные упражнения с сопротивлениями, позволяющие воздействовать на мышцы, несущие необходимую нагрузку в основном упражнении при сохранении его динамической структуры.

2. Материалы исследования свидетельствуют о том, что методика развития скоростно-силовых способностей требует более глубокого изучения, дополнения и расширения знаний для более эффективной тренировки по повышению этого качества.

В результате годичного педагогического эксперимента в группе борцов экспериментальной группы произошли определенные изменения по показателям физической подготовленности.

Достоверные различия были выявлены по следующим показателям:

- прыжок в длину (см) (t=-3,56, при р<0,001),

- сгибание рук в упоре лежа (кол-во раз) (t=-2,76, при р<0,01),

- бег 30 м (сек) )(t=2,21, при р<0,05).

- приседание с партнером на плечах (кол-во- раз за 1 мин)(t=2,21, при р<0,05).

Улучшение результатов тестирования уровня физической подготовленности в экспериментальной группе по сравнению с контрольной предположительно связано с совершенствованием скоростно-силовых качеств борцов.

3. Результаты исследования показали, что простота, доступность содержания и практическая эффективность вариантов учебно-тренировочных занятий позволяют использовать их как руководство к планированию индивидуальных программ скоростно-силовой подготовки борцов.

Список литературы

1. Волков В.М. Физиологические особенности спортивной тренировки детей школьного возраста [Текст]: Спортивная физиология. М.: Физкультура и спорт, 1986 . С. 193- 217.

2. Воловик А.Е. Начальное обучение классической борьбе [Текст] : учебник. М.: Физкультура и спорт, 1979. – 216 с.

3. Галковский Н.М Перестроить методику начального обучения в вольной борьбе [Текст] //Спортивная борьба: Ежегодник. 1981. С. 3 – 8.

4. Гандельсман А.Б. Физиологические основы спортивной тренировки [Текст] : учебное пособие. М.: Физкультура и спорт, 1970. 232 с.

5. Грищенков В.Н., Кочурко Е.И. Поединки на татами [Текст] : учебник.: Минск: Полымя, 1987. 223 с.

6. Грузных Г.М. Классическая борьба: Формирование основ ведения единоборства [Текст] :учебн. пособ.: Омск, 1987. 69 с.

7. Губа В.П., Никитушкин В.Г., Кравчук П.В.Индивидуальные особенности юных спортсменов [Текст] : учеб.пособие / Смоленск: :Изд-во ТО информац.-коммерч. Агенство, 1997. 219 с.

8. Гужаловский А. А. Физическая подготовка школьника [Текст] учебник.: Челябинск, 1980.

9. Гужаловский А.А. Основы теории и методики физического воспитания [Текст]: учеб. для техникумов физич. культ. М.: Физкультура и спорт, 1986. 352 с.

10. Занжгаский В.М. Физические качества спортсмена [Текст] : учебник. М. Физкультура и спорт. 1970. 180 с.

11. Зимкин Н.В. Физиология человека [Текст] : учебник для ин-ов физич. культ. Изд. 5-е. М.: Физкультура и спорт, 1975. 496 с.

12. Зубайраев С.Л. Исследование объема и целесообразной последовательности обучения технике борьбы самбо [Текст] // Автореф. дис. … канд. пед. наук. – М., 1967. 18 с.

13. Купцов А.П.Спортивная борьба [Текст] : учебник для ИФК. М.: Физкультура и спорт, 1978. 424 с.

14. Матвеев Л. П. Общие основы спортивной тренировки [Текст] : В «Очерках по теории физического воспитания». М.: Физкультура и спорт, 1959, 280 с.

15. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры [Текст] : учебник для ИФК. М.: Физкультура и спорт, 1991, часть 1. 182 с.

16. Матвеев Л.П., Новиков А.Д.Теория и методика физического воспитания [Текст] : учебник для ин-ов физич. культуры изд. 2-е, испр. и доп. (В 2-х томах). Т. I. М.: Физкультура и спорт, 1976. 304 с.

17. Мейксон Г.Б. Методика физического воспитания школьников [Текст] : учеб.пособие. М.: Просвещение, 1989. 143 с.

18. Нелюбин В.В. Классификация захватов в классической борьбе [Текст] // Совершенствование научных основ физического воспитания и спорта: Сб. науч. тр. ГДОИФК. Л., 1981. С.94-96.

19. Нелюбин В.В. Методика фазного обучения приемам [Текст] : Методические указания. Л., 1980. 35 с.

20. Озолин Н. Г. Современная система спортивной тренировки [Текст]. М., Физкультура и спорт, 1970. 110 с.

21. Пирогова Е.А Иващенко, Л.Я., Страпко Н.Н.Влияние физических упражнений на работоспособность и здоровье человека [Текст]. Киев: Здоровье, 1986. 320 с.

22. Полиевский С.А., Старцева И.Д. Физкультура и профессия [метод.указания] : Физкультура и спорт, 1983. 112 с.

23. Преображенский С.А. Борьба – занятие мужское [Текст] : Учебник. М.: Физкультура и спорт, 1983. 280 с.

24. Свищев И.Д., Жердев В.Э. Дзюдо [Текст] : учеб. пособ. для спортивных школ и коллективов. М.: Федерация дзюдо России, 2001. 30 с.

25. Сорокин Н.Н. Спортивная борьба [Текст] : Учебник для ИФК. М.: Физкультура и спорт, 1960. 480 с.

26. Теория спорта [Текст] : учебник для студентов ИФК. Киев: Вища школа, 1987. 182 с.

27. Туманян Г.С. Спортивная борьба: Теория, методика, организация тренировки [Текст] : Учебное пособие. В 4-х кн. М.: Советский спорт, 1998. 220с.

28. Туманян Г.С., Дементьев В.Л.Поэтапное освоение технико-тактических действий в спортивной борьбе [Текст] : метод. разраб. для слушателей ВШТ и студентов. М.: ГЦОЛИФК, 1990. 40 с.

29. Фарбер Д.А. Физиология подростка [Текст] : учеб.пособие. М.: Педагогика, 1988. 204 с.

30. Фарфель В. С. Управление движениями в спорте [Текст] : учебник. М.: Физкультура и спорт, 1975. Гл. 2-7.

31. Филин В.П. Теория и методика юношеского спорта [Текст] : учебное пособие для ИФК. М : Физкультура и спорт. 1987. 210 с.

32. Филин В.П., Фомин Н.А. Основы юношеского спорта [Текст] : учебник. М.: Физкультура и спорт, 1980. 255 с.

33. Харлампиев А.А. Борьба самбо. – М.: Физкультура и спорт, 1964. – 388 с.

34. Харре Д. Учение о тренировке: Введение в общую методику тренировки [Текст] учебник. М.: Физкультура и спорт, 1971. 328с.

35. Чумаков Е.М., Еганов В.Г. Технико-тактические показатели самбистов различной подготовленности [Текст] // Спортивная борьба: Ежегодник. М., 1982. С. 23 - 27.

36. Чумаков Е.М., Ионов С.Ф. О систематизации понятий и последовательности изучения техники борьбы самбо [Текст] // Спортивная борьба: Ежегодник. М., 1978. С. 14-18.

37. Чумаков Е.М.Борьба самбо [Текст] : Программа для тренерских факультетов ин-ов физич. культ. М.: ГЦОЛИФК, 1984.133 с.

38. Чумакова Е.М. Сто уроков борьбы самбо [Текст] : учебник изд. 3-е, испр. и доп. М.: Физкультура и спорт, 1988. 304 с.

39. Шахмурадов Ю.А. Научно-методические основы многолетней технико-тактической подготовки борцов (на примере вольной борьбы) [Текст] : Дис. в виде науч. доклада на соиск. уч. степ. д-ра пед. наук. М., 1999. 60 с.

40. Шумилин, В.Я. Борьба. Особенности учебно-воспитательной работы с юными борцами [Текст] : Лекции для студ. V курса. М.: ГЦОЛИФК, 1969. 35 с.

Примечания

есть доклад+Иллюстрационный материал

Покупка готовой работы
Тема: «Воспитание скоростно-силовых качеств борцов»
Раздел: Физкультура и спорт
Тип: Дипломная работа
Страниц: 48
Цена: 2000 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика