Дипломная работа

«Оздоровительное влияние закаливания и физической культуры на организм человека»

  • 45 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ 6

1.1. Общие принципы и физиологические механизмы закаливания 6

1.2. Виды закаливания 11

1.2.1. Закаливание с помощью низких температур 11

1.2.2. Закаливание воздухом 15

1.2.3. Закаливание водой 16

1.2.4. Закаливание солнечным излучением 21

1.3 Физическая культура как оздоровительное…. 25

ГЛАВА II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАНИЯ 29

2.1. Методы исследования 29

2.2. Организация исследования 31

ГЛАВА III РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 33

3.1. Динамика заболеваемости учащихся в ходе эксперимента 33

3.2. Динамика развития физических качеств в ходе проведения эксперимента 36

ВЫВОДЫ 45

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 47

ПРИЛОЖЕНИЕ 52

Введение

Интерес ученых и простых людей к закаливанию и физической культуре просматривается на протяжении многих столетий. Давно известно, что здоровье человека зависит от многих факторов (наследственность, состояние окружающей среды, развитие здравоохранения), но в большей части, на 50-70% - от образа жизни.[12].

Согласно трудам И.И. Брехмана (1990) здоровый образ жизни - это многокомпонентное составляющее, включающее в себя рациональное питание, занятие спортом, отказ от алкоголя и курения и многое другое.

По мнению Я.С. Вайнбаума (2002) важную роль в формировании здорового образа жизни играют закаливание и занятия физической культурой.

Прогрессирующая в современном обществе гиподинамия, и как следствие увеличение количества людей с неудовлетворительным состоянием здоровья, избыточной массой, предрасположенностью к частым заболеваниям, нарушениям осанки и опорно-двигательного аппарата, рост числа людей с дефектами зрения и нервно-психическими отклонениями – все эти проблемы делают вопрос оздоровительного влияния закаливания и физической культуры чрезвычайно актуальным [10].

Согласно данным А.П. Лаптев (1990) закаливание в сочетании с физической активностью является одним из эффективных средств укрепления здоровья. Сегодня, как ни когда остро стоит вопрос профилактики и укрепления социального, психического и физического аспектов здоровья человека. На ухудшение здоровья оказывают влияния следующие факторы: неблагоприятная социальная, экологическая и экономическая обстановка, нерациональная организация жизнедеятельности, работы и отдыха, снижение двигательной активности, неправильное питание, ограничение возможности для занятий физической культурой и спортом, низкий уровень валеологической культуры, отсутствие умений и навыков ведения здорового образа жизни и др. [2, 12, 24].

По мнению ряда авторов (Лаптев А.А., 1990, Вайнбаум Я.С., 2002, ) закаливание и физическая культура как факторы повышения сопротивляемости организма человека чрезвычайно актуальны в современном обществе в связи с прогрессирующей гиподинамией, ростом числа людей с избыточной массой и неудовлетворительным состоянием здоровья.

Увеличение эмоциональных нагрузок неизбежно (поток информации постоянно растет), а физические нагрузки постоянно сокращаются. Для создания условий поддержания своего здоровья на необходимом уровне необходима физическая нагрузка. Человек должен сам выработать в себе постоянную привычку заниматься физическими упражнениями, чтобы обеспечить гармоничное равновесие между умственными и физическими нагрузками [38,48].

Д.Н Давиденко (2003) установил, что в результате закаливания и занятий физической культурой повышается устойчивость организма к простудным заболеваниям; повышается неспецифическая устойчивость к инфекционным заболеваниям, усиливаются иммунные реакции. Происходит тренировка и налаженное функционирование терморегуляторных механизмов, повышение общей и специфической устойчивости организма к неблагоприятным внешним факторам. Поэтому закаливание в сочетании с двигательной активностью является одним из эффективных средств укрепления здоровья.

В связи с этим нами была поставлена цель исследования.

Цель – выявить оздоровительное влияние закаливания и физической культуры на организм школьников на уроках физической культуры.

Исходя из вышесказанного, были поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать научную и учебно-методическую литературу по теме исследования;

2. Определить показатели уровня заболеваемости и уровня развития физических качеств школьников, полученные в ходе эксперимента.

3. Экспериментальным путем доказать эффективность применения закаливания и физической культуры на открытом воздухе на уроках физической культуры.

Объект исследования: урок физической культуры в школе.

Предмет исследования: уровень развития физических качеств школьников.

Гипотеза: данного исследования базируется на предположении, что проведение урока физической культуры на открытом воздухе будет способствовать снижению уровня заболеваемости школьников и более эффективному развитию физических качеств школьников.

Фрагмент работы

ГЛАВА I ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.1. Общие принципы и физиологические механизмы закаливания

Согласно данным Я. С. Вайнбаума (2002) 1.1 Закаливание природными факторами

В настоящее время под закаливанием обычно понимают увеличение сопротивляемости организма к различным, преимущественно физическим средовым воздействиям с целью повышения его устойчивости к неблагоприятным для здоровья факторам внешней среды.

Так же под этим термином понимается правильно составленная система физических воздействий, которая способствует тренировке адаптационных возможностей организма и мобилизации всех защитных сил для сохранения нормального состояния. Обычно под закаливанием понимается комплекс воздействий, направленный на улучшение приспособляемости организма к резким изменениям метеорологических факторов: температуры, влажности и движения окружающего воздуха, степени и продолжительности облучения солнечными лучами и др.

В настоящее время роль закаливания все более возрастает. Разработка эффективных мер, направленных на охрану и укрепление здоровья детей, базируется на данных о состоянии здоровья этого контингента. Эти данные должны не только максимально точно и объективно характеризировать уровень здоровья, но и учитывать факторы, влияющие на его формирование. Материалы о состоянии здоровья детского населения - основа для планирования санитарно - профилактических и лечебно- оздоровительных мер в масштабах страны, для разработки программ социально - экономического развития республики, области, города, района. Динамика показателей здоровья детей и подростков используется также для оценки профилактических мероприятий, являясь одним из критериев качества и эффективности работы детских поликлиник, медицинского персонала дошкольных учреждений, школ и т.д.

Само понятие «здоровье» достаточно сложно. Под здоровьем понимают такое состояние организма, когда функции всех его органов и систем уравновешены с окружающей средой и отсутствуют какие - либо болезненные изменения. Таким образом, здоровье рассматривается как динамический процесс, учитывающий не только биологические, но и социальные функции растущего организма. Так для детей раннего и дошкольного возраста показателем нормального функционального состояния организма является возможность посещать дошкольные учреждения, способность овладения всеми знаниями, навыками и умениями, которые предусмотрены программой дошкольного воспитания. Утрату ребенком игровой и познавательной деятельности необходимо расценивать как потерю здоровья.

Закаливание, как и любое другое воздействие, применяемое к ребенку, имеет положительный эффект лишь в том случае, если проводится с учетом возрастных, индивидуальных особенностей, а также условий жизни.

Внимательное отношение к детям, основанное на понимании индивидуальных особенностей, создание наилучших условий жизни для каждого ребенка способствуют укреплению здоровья и гармонического развитию. Весь режим жизни ребенка, организация сна и разнообразной деятельности направляются на удовлетворение потребностей его всестороннего развития и укрепления здоровья. Поэтому закаливание должно быть неотъемлемой частью всех режимных моментов; закаливание нельзя рассматривать обособленно, в виде отдельных процедур, получаемых ребенком в течение дня.

В.П. Спирин 1978 предъявляет основные требования к природным факторам закаливания, которые используются для оздоровления детей, подробно описывает методику проведения закаливания детей в возрасте от первых месяцев жизни до 7 лет в разные сезоны года в условиях общественного и семейного воспитания.

Одна из важных задач современного дошкольного воспитания - снижение риска заболеваемости детей наиболее распространенными простудными заболеваниями. Большое внимание следует уделять их профилактике- закаливанию детского организма.

В современных ДОУ применяются вариативные методы закаливания и оздоровления детей:

- ультрафиолетовое облучение по традиционной методике;

- воздушные ванны;

-водные процедуры;

- воздушно - контрастное закаливание по методике Ю.Ф. Змановского;

- дневной сон с открытыми фрамугами;

- физические упражнения в помещениях с контрастной температурой воздуха;

- ежедневное полоскание горла кипяченой водой комнатной температуры и т.д.

Оздоровительный эффект оказывает сезонное изменение режима. Всего должно быть 4 сезонных режима с постепенным переходом от одного к другому. Это связано с годичной биоритмией, оказывающий влияние на организм человека и определяющей его психофизическое состояние.

Вместе с тем необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, обладающего сложноорганизованной структурой головного мозга, требующего адекватной стереотипизации режимных моментов. Например, нельзя допускать насилия над биологической потребностью организма в удлиненном или укороченном дневном сне, ритмичностью в отдыхе, занятиях, питании и т.д. В каждом случае предпочтительно следовать естественным потребности организма ребенка, предполагая элементы гибкого режима и создавая психофизический комфорт на занятиях и в свободной деятельности.

Для успешного физического развития ребенка необходимы разнообразные закаливающие мероприятия (солевое, сухое, водное, воздушное закаливание), активная двигательная деятельность в течение дня, физкультурное оборудование и инвентарь.

Целенаправленное физическое воспитание и оздоровительная работа дают возможность всем детям овладеть наиболее рациональными способами выполнения движений в оптимальных условиях, развить физическую силу, выносливость, ловкость, быстроту реакции, укрепить здоровье, способность противостоять стрессам, инфекционно-простудным заболеваниям. (Горькова Л.Г., Обухова Л.А. 2005)

Закаливание воздухом – самое распространенное и всем доступное средство закаливания. Воздух воздействует на организм человека в течение всей его жизни. Необходимо, чтобы это постоянное воздействие всегда оказывало благоприятное влияние, стимулирующее правильный рост и развитие организма. Действие воздуха воспринимается нервными окончаниями кожных покровов и слизистых оболочек дыхательных путей. Характер влияния воздуха на организм определяется соотношением его качественных показателей: температуры, влажности, движения, давления, ионизации.

При проведении воздушных ванн необходимо учитывать состояние детей и их индивидуальную реакцию. Нельзя допускать резкого охлаждения, а тем более переохлаждений. Поэтому во время приема воздушных ванн рекомендуется проводить подвижные игры, а с целью усиления их положительного влияния на организм целесообразны после них водные процедуры (купание в водоеме, душ, обливание).

Проведение физкультурных занятий в спортивной форме при температуре воздуха 17-18, общие воздушные ванны длительностью 3-5 мин (во время переодевания ко сну) - вот каждодневное закаливание воздухом. Его эффективно дополняют обязательные прогулки в любую погоду в одежде, не стесняющий активную деятельность. К ним следует еще добавить физкультурное занятия на воздухе.

Закаливание водой. Физиологические действие водных процедур и результат их влияния на организм подобны действию воздушных ванн. В порядке нарастания силы раздражения водные процедуры распределяются следующим образом: Обтирание, обливание, ванна, душ, купание в открытом или закрытом водоеме. Сила раздражения водой достигается увеличением площади соприкосновения с ней, снижение температуры воды и удлинением времени ее воздействия. Выбор водных процедур определяется врачом с учетом возраста детей и данных об их здоровье. Водные процедуры начинают проводить водой нейтральной температуры(34-36 °С) продолжительностью от 2 до 15 мин. Для здоровых детей температуру воды каждые 2 дня снижают на 1-2 °С, доводя до 18-20 °С в зависимости от возраста.

Варианты сочетаний теплой и холодной воды разнообразны. Дошкольников делит на 2 группы: первая - здоровые и закаленные дети, вторая- все остальные (незакаленные, ослабленные, часто болеющие, имеющие хронические заболевания).

Заключение

Изучив состояние вопроса по закаливанию детей, мы выявили следующее:

1. Нами были изучены и проанализированы источники по теме исследования. Опираясь на фундаментальные работы таких авторов, как Сердюковский Г.Н. мы убедились, что «…охрана здоровья подрастающего поколения является важнейшей государственной задачей, так как известно, что фундамент здоровья взрослого населения страны закладывается в детском и подростковым возрасте».

Ю.Ф. Змановский утверждает в своей книге: «В настоящее время роль закаливания все более возрастает. Миллионы людей эффективно используют различные закаливающие средства. Можно лишь приветствовать, что в нашей стране все больше появляется школ закаливания, где наряду с воздушными, водными и солнечными процедурами активно используются в оздоровительных целях многообразные средства физической культуры».

В литературных источниках (журналы «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду» и др.) по вопросу о закаливание детей дошкольного возраста мы выяснили, что данная тема раскрыта очень хорошо. Изучив также взгляды передовых и ведущих специалистов в данной области, выяснили, что задачи процесса оздоровления детей стоят на первом месте, и будут решаться успешнее и грамотнее, а закаливающим мероприятиям нужно уделять достаточно много времени и добиться того чтобы он прочно вошел в систему оздоровления детей дошкольного учреждения.

В результате изучения и анализа литературы мною были выбраны следующие методики:

– контрастное воздушное закаливание по методике Ю.Ф. Змановского;

– дыхательная гимнастика по методике Стрельниковой М.

2. Проведенное исследование определило степень здоровья детей дошкольного возраста в ДОУ №22 и №8 г. Кумертау. Мы выяснили, что 9 из 33 болели чаще, чем остальные. Предложенные оздоровительные программы закаливания детей в дошкольных детских учреждениях позволили значительно снизить заболеваемость респираторными инфекциями и обеспечили детям состояние эмоционального комфорта и создали радостное настроение при проведении комплекса закаливающих процедур.

3. По результатам проведённых тестов показатели заболеваемости детей в январе 2008 года стали ниже, чем были в 2007 году, и этот было не случайно, а результатом правильно выбранных методик, о чём говорит экран заболеваемости детей. И данная исследовательская работа показала, что нужно продолжать работу по оздоровлению и закаливанию детского организма, используя для этого природные факторы: солнце, воздух и воду.

Испытуемые дети усвоили приёмы точечного массажа, дыхательной упражнений для закаливания, их варианты, однако подготовка считается эффективной только тогда, когда в полной мере изученные приёмы вошли в привычку и ежедневно используется в домашних условиях.

Здоровье детей будет полноценным только в том случае, если этот вопрос решается в комплексе, т.е. физкультурно-оздоровительные мероприятия проводятся в дошкольном учреждении и плавно протекают в семейное воспитание.

Список литературы

1. Андриянова. Е.Ю. Развитие выносливости в школьном возрасте// Физическая культура воспитание, образование, тренировка. - №3. – 2001. – с. 55

2. Антропова, М.В. Гигиена детей и подростков / М.В. Антропова. – М.: Медицина, 1982. – 284 с.

3. Апанасенко, Г.Л. Медицинская валеология / Г.Л. Апанасенко, Л.А. Попова / Серия «Гиппократ». Ростов н/Д.: Феникс, 2000. – 248с.

4. Ашмарин Б.А. О тестах и тестирование /Б.А. Ашмарин-М.: Физкультура в школе,2005. -19с.

5. Баренцев С.А. Совершенствование техники бега на скорость/ С.А. Баренцев// Физическая культура в школе.-2002.-№4-С.19-20.

6. Богданов Г.П. Руководство физическим воспитанием школьников. -М.; -2001,-85с.

7. Богданов Г.П. Уроки физической культуры в средней школе.- М.: Просвещение, 2000.

8. Бойко А. Ф. «Основы лёгкой атлетики». М., «Физкультура и спорт», 2006.

9. Брехман, И.И. Валеология - наука о здоровье / И.И. Брехман – М.: Физкультура и спорт, 1990. – 208с.

10. Бубэ Х. Тесты в спортивной практике/Х. Бубе - М.: Физкультура и спорт, 2008 - 240с.

11. Вайнбаум Я. С. Гигиена физического воспитания и спорта // Учебное пособие. – М.: Академия, 2002. – 132 с.

12. Валик Б. В. «Тренерам юных легкоатлетов». М., «Физкультура и спорт», 2004.

13. Васильков Г.А. Гимнастика в режиме дня школьников. -М.: Просвещение, -2001, - с.87

14. Внеклассная физкультурно-массовая, оздоровительная и спортивная работа с детьми школьного возраста: Инструктивно - методическое письмо. - М.: просвещение, -2003, - с.35

15. Воложин, А.И. Путь к здоровью / А.И. Воложин, Ю.К. Субботин, С.Я. Чикин – М.: Знание, 1990. – 160с.

16. Гигиена: Учебник / Под ред. Г.И. Румянцева. – М.: ГЭОТАР – МЕД, 2001. - 608с.

17. Годик М.А. Спортивная метрология: Учебник для ИФК./М.А. Готик -М: Физкультура и спорт, 2008 -197с.

18. Гойхман П.Н. Легкая атлетика в школе./П.Н. Гойхман, О.Н. Трофимов - М.: Физкультура и спорт,2002.- 200с.

19. Грасис А.И. Родители, тренеры, партнеры, судьи. - М.: Ф и С, -2003, -с.57

20. Гриненко М.Ф., Решетников Г.С. С помощью движений. М., «Физкультура и здоровье», 2003.

21. Гужаловский А.А. Физкультура в режиме дня учащихся. - Минск; -2002. -c.91

22. Давиденко, Д.Н Основы здорового образа жизни / Д.Н. Давиденко, В.П. Петленко // ОБЖ. – 2003. – № 4. – С. 50 – 52.

23. Дедковский С.М. Скорость или выносливость? / С.М. Дедковский-М.: ФиС, 2003-46с.

24. Дубровский В.И. Реабилитация в спорте / В.И. Дубровский – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 204 с.

25. Дьячков Ф.М. Физическая подготовка спортсмена - М., Физкультура и спорт, 2007 г.

26. Жевновата Ж. Д., Заярин Г. А., Короткова Т. П., Рыбковский А. Г. «Методика обучения видам лёгкой атлетике». Донецк, ДонГУ, 2009.

27. Колинков Л.С. Книга тренера по легкой атлетике, М., Физкультура и спорт, 2007- 246с.

28. Коростелев Н.Б. Научные гигиенические школы России в конце XIX - начале XX (сравнительный анализ). / Н.Б. Коростелев // Пробл. соц. гигиены и история медицины, 1996. – № 4. – C. 56-59.

29. Коц Я.М. Спортивная физиология: Учебник для ИФК / Я.М. Коц - М.: Физкультура и спорт, 2006 - 240с

30. Лаптев А.П. Гигиена: Учебн. для институтов физ. культуры / А.П. Лаптев, С.В. Полневский – М.: Физкультура и спорт, 1990. – 368с.

31. Лихачев Б. Т. «Педагогика», - М., «Прометей», «Юрайт», 2002г. – С. .3-8.

32. Макаров А. «Бег на средние и длинные дистанции». М., «Физкультура и спорт», 2006.

33. Матвеев Л. П., Новиков А. Д. «Теория и методика физического воспитания». М., «Физкультура и спорт», 2006.

34. Межуев В.Б. «Основа основ - желание учиться»/ Жур. «Физическая культура в школе», №2, 2002г, (стр.24-26)

35. Методические вопросы и опыт организации мониторинга санитарно-гигиенического благополучия детских и подростковых образовательных учреждений / В.Г. Маймулов, Т.С. Чернякина, И.Ш. Якубова, Л.В. Козырева // Гигиена и санитария. 1997. – № 6. – C. 35-38.

36. Методы контроля и управления санитарно-эпидемиологическим благополучием детей и подростков / Под ред. Профессора В.Р. Кучмы. – М.: ВУНМЦ МЗ РФ, 1999. – 608с.

37. Набатникова М.Я. Основы управления подготовкой юных спортсменов/ М.Я. Набатникова - М.: Физкультура и спорт, 2002 - с.280

38. Никитюк Б.А. Спортивная морфология: предпосылки возникновения и творческая роль Центрального института физической культуры и ее формирование/ Б.А. Никитюк // Теория и практика физической культуры -2003 - №4- с.37-39

39. Озолин Н.Г., Воронкин В.И. Легкая атлетика. М., «Физкультура и спорт», 2005.

40. Остапенко. Л. Физическая подготовка старшеклассников \\ Физическая культура в школе.- №4. – 1994. – с. 47

41. Петров П.К. Курсовые и выпускные квалификационные работы по физической культуре. - М.: ВЛАДОС - ПРЕСС, 2003. – 112с.

42. Петровский В.В. Методы педагогического контроля в спортивной тренировке / В.В. Петровский. - Киев: Здоровье, 2005 - 78с.

43. Савин Н.В. «Педагогика», - М., «Просвещение», 2000г. - С. 28-30.

44. Семенов В.П. Методика преподавания легкой атлетики в школе // Лекция для студентов институтов физической культуры. - Смоленск, 2002. - 34 с.

45. Филин В.П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов. -М. :Ф и С, - 2000,-с.123

46. Харламов И.Ф. «Педагогика», - М., «Гардарики», 2000г, - С.8-9,12-13, 29.

Покупка готовой работы
Тема: «Оздоровительное влияние закаливания и физической культуры на организм человека»
Раздел: Физкультура и спорт
Тип: Дипломная работа
Страниц: 45
Цена: 2000 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика