Дипломная работа

«Пути повышения эффективности обучения математики в школе на основе использования новых информационных технологий»

  • 65 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ….3

Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИКИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ….6

1.1. Характеристика технологий обучения….6

1.2. Психолого-педагогические аспекты обучения по применению информационных технологий с использованием компьютерных продуктов учебного назначения…25

1.3. Использование информационных компьютерных продуктов учебного назначения на отдельных этапах обучения математике в средней школе…33

Выводы….44

Глава II. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ…48

2.1.Критерии оценки использования информационных технологий в процессе изучения математики с использованием компьютерных продуктов учебного назначения…48

2.2. Организация и проведение опытно-экспериментальной работы по применению информационных технологий в процессе изучения математики с использованием компьютерных продуктов….59

2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы и их интерпретация.61

Выводы…62

ЗАКЛЮЧЕНИЕ….63

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ….65

Введение

Актуальность исследования. В современном мире новые технологии все больше внедряются в нашу жизнь. Использование компьютеров, средств наглядности и электронных систем чаще применяются в обучение учащихся всех возрастов. Компьютер в обучении выполняет следующие функции: технико-педагогические (обучающие и управляющие программы, диагностирующие, моделирующие, экспертные, диалоговые, консультирующие, расчетно-логические); дидактические (компьютер как тренажёр, репетитор, ассистент, устройство, моделирующее определённые ситуации; компьютер как средство, выполняющее функции: оперативного обновления учебной информации, получения оперативной информации об индивидуальных особенностях обучающихся; компьютер как средство корректировки, контроля и оценки их деятельности, её активизации и стимулирования). Новые информационные технологии на различных уроках дает преимущества перед стандартной системой обучения в следующем: повышается интерес, мотивация учебной деятельности; осуществляется дифференцированный подход; каждый ученик становится субъектом процесса обучения; за один и тот же промежуток времени объем выполненной работы намного больший; облегчается процесс контроля и оценки знаний; развиваются привычки учебной деятельности (планирование, рефлексия, самоконтроль, взаимоконтроль).

К положительным моментам использования ИТ в образовании можно отнести:

• большая адаптация обучаемого к учебному материалу с учетом собственных возможностей и способностей развития самого обучения;

• возможности выбора более подходящего для обучаемого метода усвоения предмета, поддержка адаптивных методов обучения;

• регулирование интенсивности обучения на различных этапах учебного процесса;

• самоконтроль;

• возможности доступа к ранее недосягаемым образовательным ресурсам российского и мирового уровня

• наглядная форма представления изучаемого материала;

• модульный принцип построения учебного материала, позволяющий тиражировать отдельные части.

Отрицательные последовательности ИТ в образовании:

• психобиологические, влияющие на физического и психологическое состояние учащегося и формирующие мировоззрение, чуждое национальным интересам страны;

• культурные, угрожающие самобытности обучаемых;

• социально-экономические, создающие нервные возможности получения качественного образования;

• политические, способствующие разрушению гражданского общества в национальных государствах;

• этические и правовые, приводящие к бесконтрольному копированию и использованию чужой интеллектуальной собственности.

Целью выпускной квалификационной работы является повышение эффективности обучения математики в школе с внедрением в учебный процесс информационных технологий.

Предмет исследования: пути повышения эффективности обучения математике на основе внедрения в образовательный процесс информационных технологий с использованием компьютерных продуктов.

Объект исследования: процесс обучения математике в школе.

Задачи исследования:

• Анализ методической, психолого-педагогической и математической литературы

• Выявить направления обучения в данной школе;

• Уточнить понятие компьютерный продукт учебного назначения и возможность применения их в обучении математике;

• Выявить эффективные пути применения на разных этапах урока математике информационных технологий;

• Экспериментально проверить эффективность применения информационных технологий в обучении математике на различных этапах урока.

Для решения сформулированных цели и задач исследования были использованы следующие методы: анализ психолого-педагогической, методической и научно-математической литературы по проблеме исследования; анализ нормативно-правовой документации и учебных пособий; анкетирование; проведение эксперимента по проверке основных положений работы и статистические методы обработки его результатов.

Практическая значимость работы состоит в том, что уточнена методика применения информационных технологий с использованием компьютерных продуктов учебного назначения на разных этапах обучения математики.

Структура выпускной квалификационной работы определена логикой и последовательностью решения цели и задач исследования. ВКР состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Фрагмент работы

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИКИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ УЧЕБНОГО НАЗНАЧЕНИЯ

1.1. Характеристика технологий обучения

Главной проблемой методики преподавания математики можно считать проблему правильного использования информационных технологий в обучении математике.

Информатизация, иными словами - внедрение компьютерных технологий во всевозможные сферы деятельности, является одним из основных факторов, вызванных развитием современной цивилизации. Впервые японскими учеными К.Коямой и И. Масудой в 70-х годах XX века, была выдвинута идея информатизации общества, ядром которой была возможность обеспечить людям доступ к верным источникам информации и достичь высокого уровня автоматизации производства с помощью компьютерных технологий. Предпосылкой создания такого информационного общества являются процессы, связанные с созданием и развитием информационных технологий, которые влекут за собой коренные изменения в сфере труда и занятости, в производстве и экономике, в социальной сфере и образовании. Основные этапы процесса информатизации были определены еще в начале 90-х гг. [19].

М.Ю.Тихонов отмечает: «Воздействие информатизации на судьбы человечества шире, чем воздействие промышленной революции и индустриализации, поскольку информатизация охватывает не только производительные силы, систему производства, но и духовную жизнь, культуру, науку, инженерно-проектировочную деятельность, в сущности, всю материальную, социальную и духовную сферы общества. Информатизация - это ответ на возрастающую сложность общения человека с Природой, на возрастающую сложность общественных отношений между людьми, на необходимость подчинения лавинообразных потоков информации смыслу и потребностям развития всей цивилизации»[37].

Владение информацией, ее содержание и объем, информационные технологии, информационные ресурсы и деятельность в сфере информации сегодня во многом определяют место и роль той или иной страны. И именно связка «образование (обучение и воспитание) – наука», в сущности, оказывается ведущим фактором в процессе информатизации современного общества, хотя эффективное управление процессом становления этой системы во многом сегодня остается теоретически неизученным явлением[37]. Важность процесса информатизации образования обуславливается тем, что системы образования призваны способствовать осуществлению основных задач социально-экономического и культурного развития общества. Здесь чрезвычайно важна роль школы как базового звена образования. Школа является гарантом развития общества на перспективу.

«Информатизация образования» и «информатизация обучения» совершенно разные понятия. Первое, гораздо более широкое понятие, подразумевает применение компьютерной техники не только в качестве средства обучения или объекта изучения, но и для выполнения различных функций непосредственно не связанных с процессом обучения (ведение бухгалтерии, составление расписания и т.п.).

Проблема информатизации образования достаточно широко исследована в литературе. Эти вопросы изучают философы, педагоги, психологи, историки, специалисты в отдельных отраслях. Анализ литературы показывает, что во многих сферах образования произошли серьезные изменения, вызванные внедрением новых информационных технологий в учебный процесс.

Широкое внедрение компьютеров в процесс обучения различным учебным дисциплинам в школе обуславливается двумя основными причинами:

1. К органичному вхождению компьютерной техники в повседневную жизнь каждого человека надо готовиться еще в школе.

2. Внедрение компьютерной техники в учебный процесс является фактором существенного повышения его качества.

В свою очередь включение компьютеров в учебный процесс зависит от двух групп факторов.

Первая группа включает в себя факторы, определяющие состояние базы, на которой ведется подготовка специалистов:

политика, проводимая в сфере образования;

новые компьютерные технологии;

технические возможности компьютеров.

Но использование в учебном процессе даже самых современных компьютеров невозможно без соответствующих программных продуктов и методических разработок. Поэтому ко второй группе факторов, определяющей эффективность использования компьютеров в обучении, следует отнести:

разработка методик использования компьютеров в учебном процессе;

опыт применения компьютеров при обучении (в частности, математике);

состояние рынка образовательных программ.

В настоящее время, несмотря на ограниченное применение компьютеров, большинство исследователей, педагогов и методистов отмечают перспективы использования компьютерной техники не только для поиска информации, но и для реализации таких важных учебных целей как индивидуализация обучения, проведение контролирующих и тренировочных упражнений, активизация познавательных действий и т.д.

Заключение

Проведенное исследование позволило подтвердить правомерность выдвинутой гипотезы, согласно которой методически грамотное использование подготовленными учителями информационных технологий и качественных компьютерных продуктов учебного назначения позволит повысить эффективность процесса обучения учащихся математике и, следовательно, качество их знаний, а также является компонентой опережающего развития образования.

Список литературы

1. Автоматизированные обучающие средства на базе ЭВМ / под ред. д-ра техн. наук А.Э.Чернявского - Минск: Изд-во БГУ, 1980. - 197 с.

2. Антонова Т., Харитонов А. Новые возможности мультимедийного курса истории России // Тезисы VII международной конференции "Математика. Компьютер. Образование". М.: Прогресс-Традиция, 1999. - С.19.

3. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения: Общедидактический аспект. - М.: Педагогика, 1977. - 254 с.

4. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М., 1989. - 190 с.

5. Боревский Л.Я. Методические основы обучающих компьютерных программ // Математика. - 2002. - №31. - С. 14-17.

6. Брановский Ю.С. Новая дисциплина "Введение в педагогическую информатику в структуре многоуровневого педагогического образования" //Педагогическая информатика, - 1995. -№ 2. - С. 18-28.

7. Воронина Т.П., Кашицин В.П., Молчанова О.П. Образование в эпоху новых информационных технологий (методологические аспекты). - М., "Информ Пресс- 94", 1995.-220 с.

8. Гершунский Б.С. Компьютеризация в сфере образования: Проблемы и перспективы. - М.: Педагогика, 1987. - 264 с.

9. Глазков Ю.А. Программа-тренажер "Призмы" //Математика в школе. - 1993. - №5. - С.48-49.

10. Голубятников И.В. Основные принципы проектирования и применения мультимедийных обучающих систем. - М., Машиностроение, 1999. - 318 с.

11. Гришина О, Павлова О. Электронный "Курс математики" // Математика. - 2002. - №43. -С. 19-20.

12. Гурьева Т.Н. Школа на пути к мировому информационному пространству //Информатика и образование. - 1996. - №3. - С. 98-102.

13. Демушкин A.C., Кириллов А.И., Сливина H.A., Чубров Е.В., Кривошеев А.О., Фомин С.С. Компьютерные обучающие программы // Информатика и образование. - 1995. - №3. - С. 15-22.

14. Ермолаев О.Ю., Марютина Т.М. Индивидуальность школьника и компьютер/ Новое в жизни, науке, технике. Сер. "Педагогика и психология", М.: Знание, 1990. -№9.-80 с.

15. Зуев Д.Д. Проблема программирования активизации дидактических функций современного школьного учебника в процессе его создания // Проблемы школьного учебника. - М., 1980. - Вып.8. - С.282-283.

16. Ковальская Е. Математика-абитуриенту. //Математика. - 2002. - №7. - С.4.

17. Колягин Ю.М., Луканкин Г.Л., Федорова Н.Е. О создании курса математики для школ и классов экономического направления. //Математика в школе. - 1993. - №3. - С.43-45.

18. Компьютерная технология обучения. Словарь-справочник / под ред. Гриценко В.И., Довгялло A.M., Савельева А.Я. - Киев: "Наукова думка", 1999. - 213 с.

19. Концепция информатизации образования //Информатика и образование. - 1990. - №1. - С.3-9.

20. Кругликов С. Компьютерная программа "Курс математики 2000" и новые возможности в учебном процессе // Математика. - 2001. - № 33. - С.27-28.

21. Лаутербах Р., Фрей К. Программное обеспечение процесса обучения // "Перспективы". - 1988. - №4. - С.70-79.

22. Лычагин М.В., Мирокосецкий Н.Б., Перфильев A.A. Электронный учебник по управлению предприятием // межвуз. сборник научных трудов "ЭВМ в учебном процессе". - Новосибирск, НГУ, 1990. - С. 110-125.

23. Ляудис В.Я., Тихомиров O.K. Психология и практика автоматизированного обучения //Вопросы психологии. - 1983. - №6. - С. 16-27.

24. Макаренко A.C. Избранные педагогические произведения. - М.: Учпедгиз, 1946. - Т.1. - С. 262-340.

25. Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения: (Педагогическая наука - реформе школы). - М.: Педагогика, 1988. - 192 с.

26. Микрокомпьютеры в системе школьного образования США // Новости науки и техники. Обзор. М., 1985.

27. Мирская А., Сергеева Т. Обучающие программы оценивает практика // Информатика и образование. - 1987. - №6. - С.49-53.

28. Монахов В.М. Перспективы разработки и внедрения НИТ обучения на уроках математике // Математика в школе. - 1991. - №3. - С.58-61.

29. Нельсон Т. Информационные системы будущего // Информационный поиск: сб. материалов. - М.: Воениздат, 1970. - С. 217-288.

30. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. - М.: "Школа-Пресс", 1994.-205 с.

31. Розов Н.Х., Савин А.П. Лабораторные работы. по геометрии? Да! // Математика в школе. - 1994. - №6. - С.52-54.

32. Саранцев Г.И. Система задач на геометрические преобразования в курсе математики восьмилетней школы: Автореф. дис. канд. пед. наук. - М., 1972. - 19 с.

33. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.

34. Соколов A.B. Тема равенство треугольников обрабатывается на компьютере //Математика в школе. - 1993. - №5. - С.51.

Примечания

К работе прилагается презентация.

Покупка готовой работы
Тема: «Пути повышения эффективности обучения математики в школе на основе использования новых информационных технологий»
Раздел: Математика
Тип: Дипломная работа
Страниц: 65
Цена: 2700 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика