Дипломная работа

«Организационно-педагогические условия проведения экспертизы в образовательном процессе»

  • 90 страниц
Содержание

Введение….3

Глава 1. Экспертиза образовательного процесса в ДОУ….5

1.1 Теоретические основы экспертизы образовательного процесса дошкольного учреждения

1.2 Нормативно-правовое обоснование педагогической экспертизы и экспертных оценок в образовании

1.3 Инновационные формы и методы экспертизы образовательного процесса в ДОУ

Выводы по первой главе

Глава 2. Организационные педагогические условия работы ДОУ № 40

2.1 Краткая характеристика ДОУ детский сад № 40

2.2 Комплексная оценка качества профессиональной деятельности педагогов.43

2.3 Организация системы работы по внедрению проектного метода в образовательном процессе ДОУ….50

2.4 Карта экспертной оценки программы образования детей старшего дошкольного возраста….59

Заключение….69

Список использованной литературы….71

Приложение А. Модель комплексной оценки качества профессиональной

деятельности педагогических работников ДОУ….73

Приложение Б. Показатели комплексной оценки качества профессиональной деятельности педагогических работников ДОУ…74

Приложение В. «Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения № 40

Введение

Социально-экономические и политические преобразования в стране привели к обновлению системы образования. Модернизация содержания образования влечет за собой необходимость поиска эффективных методов изучения и оценки образовательных объектов. Реформа в сфере дошкольного образования коснулась различных его аспектов: возникли новые виды дошкольных образовательных учреждений, разработано множество образовательных программ, идет апробация новых методов и форм работы, введен механизм аттестации и аккредитации дошкольных образовательных учреждений (ДОУ), повышение требований к уровню профессионализма педагогов и руководителей ДОУ, в том числе привело к необходимости в подготовке специалистов, способных оценивать и совершенствовать реализуемые образовательные услуги на основе их диагностики и комплексного анализа. Одним из методов, позволяющих провести анализ и диагностику образовательной ситуации в дошкольном учреждении, дать ей обоснованную оценку, а также разработать проект развития образовательного процесса в дошкольном учреждении выступает экспертиза.

Проблеме экспертизы образовательного процесса посвящены исследования, таких авторов, как Г.А.Бордовский, М.В.Крулехт, А.А.Нестеров, И.В.Тельнюк, С.Ю.Трапицин и др. Однако авторы сводят экспертизу либо к контролю, либо к анализу образовательного процесса или другим методам его оценки.

В сфере дошкольного образования активное применение экспертизы как метода оценки образовательных объектов затрудняется тем, что отсутствуют единые концептуальные положения, касающиеся экспертной деятельности. В основном сущность экспертизы рассматривается через ее предмет: выделяются требования к образовательным программам, к играм и игрушкам, к компьютерным играм и т.п. На сегодняшний день экспертиза широко применяется как метод государственного контроля за деятельностью образовательных учреждений. Так, результатом аттестации дошкольного образовательного учреждения является вынесение экспертного заключения, содержащего оценку уровня реализации образовательным учреждением требований государственного образовательного стандарта, а также соответствие дошкольного учреждения типу, виду, категории. Для процедуры аттестации разработан механизм проведения экспертизы, но ее основной предмет - образовательный процесс представлен только с точки зрения содержания дошкольного образования.

Актуальность темы дипломной работы «Организационно-педагогические условия проведения экспертизы в образовательном процессе» возрастает с каждым днем. Прежде всего, это связано с тем, что система дошкольного образования постепенно выходит из кризиса. Теперь перед дошкольными учреждениями не стоит вопрос «быть» или «не быть», приоритетными для них встали вопросы качества дошкольного образования.

Перед работниками дошкольных образовательных учреждений непростая, нелегкая задача – построить свою работу так, чтобы она не только соответствовала запросом общества, но и обеспечивала сохранение самооценки, неповторимости дошкольного периода детства. Каждое дошкольное образовательное учреждение должно сегодня постоянно доказывать свою привлекательность и необходимость, занять индивидуальную нишу в общем образовательном пространстве. А это достигается в первую очередь высоким качеством воспитательно-образовательного процесса в конкретном детском саду.

Современная система дошкольного образования развивается как открытая, вариативная, ориентированная на предоставление качественных образовательных услуг семьям, имеющим детей дошкольного возраста. На первый план выдвигаются проблемы обеспечения новых подходов к организации педагогической деятельности детского сада, его взаимодействия с семьей и начальной школой, делается акцент на эффективности процессов социализации, индивидуализации развития личности дошкольника. В связи с этим все более острой становится потребность в экспертизе образовательного процесса дошкольного учреждения, для того, чтобы оценить и выбрать наилучшие варианты организации образовательного процесса, просчитывать их результаты, стимулировать творческую деятельность педагогов по разработке образовательных программ, инновационных педагогических технологий, методических пособий для обучения и воспитания дошкольников.

Введение государственных образовательных стандартов, а также процедуры аттестации педагогических кадров и дошкольных образовательных учреждений отражают тенденции к совершенствованию оценки качества образования и требуют от специалистов дошкольного образования знания методологии экспертных оценок и владения технологией аттестации с учетом периодически изменяющихся федеральных и региональных требований, специфики состояния образования в регионе.

Объект исследования: образовательный процесс ДОУ. Модель экспертизы образовательного процесса в ДОУ детский сад № 40.

Предмет исследования: становление организационно-педагогических условий экспертизы в образовательном процессе дошкольного учреждения.

Гипотеза: экспертиза образовательной деятельности ДОУ будет более эффективна, если основывается на модель качества образовательной деятельности.

Цель дипломной работы: определить основы научно-педагогической экспертизы; разработать, теоретически обосновать и экспериментально апробировать модель экспертизы образовательного процесса дошкольного учреждения, выявить эффективность организации педагогических условий проведения экспертизы образовательного процесса ДОУ №40.

Исходя из выдвинутой цели были определены задачи дипломной работы:

1) охарактеризовать экспертизу образовательной деятельности и выявить её содержания;

2) разработать модель экспертизы образовательного процесса дошкольного учреждения;

3) апробировать интерактивные методы оценки деятельности ДОУ и выявить их эффективность.

Цель, задачи и методологическая база исследования обусловили выбор его методов: анализ изучаемой проблемы в теории и практике, анализ законодательных и нормативных документов; моделирование; педагогический эксперимент; педагогическое наблюдение, экспертная оценка; метод поэлементного и пооперационного анализа, методы математической статистики.

В первой части дипломной работы разъясняется основы научно педагогической экспертизы, необходимость контроля за деятельностью ДОУ, рассмотрены теоретические основы экспертизы образовательного процесса дошкольного учреждения, где рассмотрены понятия экспертизы, теория деятельности, экспертная деятельность, оценка, эксперт, представлен алгоритм проведения экспертизы дошкольного учреждения, рассмотрено нормативно-правовое обоснование педагогической экспертизы и экспертных оценок в образовании, даны понятия качества дошкольного образования и определены основные его принципы.

За деятельностью дошкольных учреждений ведется постоянный контроль со стороны государства. Контроль необходим для управления, так как является функцией, осуществляющей обратную связь в цепи управленческих действий.

Систему государственного контроля обеспечивают лицензирование, аттестация и аккредитация образовательных учреждений.

Основным документом, регламентирующим деятельность дошкольного образовательного учреждения, является Устав, а также: локальные акты ДОУ: положения, правила, инструкции, программы. Работа ДОУ строится на основании «Программы развития» и «Образовательной программы».

Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.92 N 3266-I (ред. от 18.07.2011) предусматривает введение и порядок утверждения государственных стандартов образования, компетентной экспертизы деятельности образовательных учреждений.

Для научно-педагогической экспертизы качества дошкольного образования особое значение имеет Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (Постановление Правительства РФ от 01.07.95 № 677, с изменениями и дополнениями от 14.02.97 № 179), Постановление Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 г. N 666 «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении», регламентирующее деятельность государственных, муниципальных дошкольных учреждений и выполняющее функцию примерного для негосударственных учреждений системы дошкольного воспитания.

Экспертиза содержания обучения и воспитания в детском саду, образовательных программ для дошкольников регламентирована Рекомендациями по экспертизе образовательных программ для дошкольных учреждений Российской Федерации (Методическое письмо МО РФ от 24.04.95 № 46/ 19-15). Основная общеобразовательная программа дошкольного образования разрабатывается в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГТ), утвержденными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. N 655.

Также в первой части дипломной работы будут рассмотрены понятия качества дошкольного образования и его основные его принципы:

Во второй главе рассмотрим организационно-педагогические условия работы на примере ДОУ №40. Ознакомимся с характеристикой детского сада, его направления деятельности, общеобразовательной программой, методами повышения качества образования, определим портрет личности дошкольников, проведем анализ диагностических методик, изучим опыты зарубежных педагогов и психологов, выявим эффективность организации педагогических условий проведения экспертизы образовательного процесса

Фрагмент работы

Глава 1. Экспертиза образовательного процесса в ДОУ

1 .1 Теоретические основы экспертизы образовательного процесса дошкольного учреждения

Современное состояние дошкольного образования характеризуется крайней противоречивостью. С одной стороны, это обновление содержания дошкольного образования с учетом идей гуманизации и демократизации. За последние годы в России возникли новые виды образовательных учреждений, разработано множество образовательных программ, идет апробация новых методов и форм работы. С другой стороны, стремление педагогов к нововведениям зачастую способствует снижению качества образования. Именно поэтому актуальной задачей в области дошкольного образования на сегодняшний день является изучение предоставляемых образовательных услуг. Для решения данной проблемы используются различные методы научного исследования. Одним из них является метод экспертизы, позволяющий провести анализ и диагностику образовательной ситуации в дошкольном учреждении, дать ей обоснованную оценку, а также разработать проект развития образовательного процесса в дошкольном учреждении

Экспертиза - от латинского «expertus» - означает «опытный».

Прежде чем приступить к содержательной характеристике экспертизы образовательного процесса дошкольного учреждения, остановимся на рассмотрении специфики экспертной деятельности. Для понимания сущности экспертной деятельности необходимо иметь представление о категории «деятельности» в целом, основательное рассмотрение которой содержится в теории философии и психологии [10, стр.26].

Содержательная характеристика деятельности как категории была дана в исследованиях таких философов как И.Кант, Г.Гегель, Л.Фейербах, К.Маркс и др.

По Г.Гегелю люди, для того чтобы жить, должны трудиться, видоизменяя природу. При этом, переделывая мир, человек осознает его устройство. Это означает, что согласно философской идее Г.Гегеля мы познаем мир в процессе своей деятельности.

Марксизм исходит из целостного понимания деятельности как предметной, чувственно-практической и теоретической форм деятельности. Эта целостность синтезируется в маркиситском понятии практики, включающем многообразные формы человеческой активности. Практическая деятельность конкретно-исторического человека связана с его активным мышлением. Активное мышление по К.Марксу заключается не в пассивном отражении внешней реальности, а в преобразовании материального, т.е. спецификой человеческой деятельности является осознанный труд.

Таким образом, в философском понимании деятельность представляет собой форму активного взаимодействия субъекта и объекта, результатом которого является преобразование субъектом окружающей действительности.

Согласно А.Н.Леонтьеву, деятельность рассматривается как процесс активного взаимодействия субъекта с объектом. Основной характеристикой деятельности, по мнению автора, является ее предметность - «предмет деятельности есть ее действительный мотив». Представляя деятельность как целостное единство отдельных действий, А.Н.Леонтьев выделяет мотив в качестве системообразующего. В качестве детерминант деятельности автор рассматривает мотив - цель - условие.

В целом анализ теории деятельности в психологии показывает, что «деятельность» как категория является одной из основных в любом исследовательском подходе. Авторы по-разному трактуют сущность деятельности, ее компонентный состав и т.д. Однако многие исследователи едины в представлении деятельности как сознательного акта, а также в выделении таких характеристик деятельности, как цель, предмет, действия, результат [7, стр.58].

Опираясь на полученные выводы, рассмотрим специфику экспертной деятельности.

Экспертная деятельность - это особый тип исследовательской деятельности, направленный на получение от субъекта деятельности информации об изучаемом объекте, которая затем обобщается, анализируется и оценивается.

В общем виде цель экспертной деятельности определяется как изучение и оценка объекта. Однако цель конкретизируется в зависимости от предмета экспертной деятельности.

В своей дипломной работе я уделяю внимание такому виду экспертной деятельности как педагогическая экспертиза и ее предмету - образовательному процессу дошкольного учреждения. Характеристика данного понятия будет проводиться мной в связи с рассмотрением сущности педагогической экспертизы и образовательного процесса ДОУ.

Педагогическая экспертиза на современном этапе активно исследуется и применяется в сфере образования. Изучением экспертных методов занимались Г.Г.Азгальдов, С.Л.Братченко, В.А.Гуружапов, Г.А.Сатаров, А.И.Субетто, В.С.Черепанов и др. Ряд исследований по педагогической экспертизе посвящен решению проблем педагогической квалиметрии, в которой рассматриваются общие проблемы измерений в педагогике (Г.В.Воробьев, В.С.Карабанов, Н.А.Кулемин и др.). [9, стр.29]

В своих научных изысканиях Т.В.Сидорина поднимает вопрос о вычленении самостоятельного направления в педагогике - «педагогической экспертологии». Она доказательно обосновывает, что педагогическая экспертология выступает самостоятельным научным направлением в педагогике, т.к. она удовлетворяет требованиям науковедения. Объект педагогической экспертологии — явления образовательной действительности, предмет составляют экспертизы образовательных процессов образовательных систем. В целом педагогическая экспертология изучает закономерности, методологию и процесс формирования и развития научных основ экспертиз. Изучение осуществляется на основе познаний, привносимых из базовых наук (теории воспитания, обучения, развития, управления), и трансформирования в систему научных принципов, методов, средств и методик решения экспертных педагогических задач. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что существуют различные подходы к определению сущности педагогической экспертизы. Педагогическая экспертиза рассматривается:

- через характеристику ее методов (Г.Г.Азгальдов, Н.А.Кулемин, и др.),

- через критерии подбора экспертов (Н.А.Китаев, В.С.Черепанов и др.),

- через этику экспертной деятельности (М.В.Кларин, А.И.Суббето и др.),

- через обоснование оценки учреждений и работников образования (В.И.Зверева, Я.Г.Плинер) и т.п.

В некоторых исследованиях понятие «экспертиза» рассматривается наряду с понятием «оценка». Авторы по-разному соотносят данные понятия: оценка определяет сущность экспертизы, оценка выступает элементом технологии экспертизы, оценка выступает результатом экспертизы и т.п.

В толковом словаре С.И.Ожегова экспертиза определяется как рассмотрение какого-нибудь вопроса экспертами для вынесения заключения, а оценка — как установление качества, степени, уровня чего-нибудь.

Согласно таким авторам, как В.А.Гуружапов, Т.Г.Новикова и др., понятие «оценка» применяется для определения сущности экспертизы.

Т.Г.Новикова под экспертизой понимает оценку состояния, выявляющую общественную значимость инициативы, ее реализованный потенциал, особенность включения данной инициативы в региональную образовательную ситуацию. Целью экспертизы является оценка какого-либо действия, процесса, случившегося, текущего или который только предполагается совершить или создать.

По мнению В.А.Гуружапова, экспертиза — это оценка авторитетными специалистами состояния объекта или процесса, причин возникновения события или возможных его последствий, перспектив использования вещей, ресурсов или принятие определенных решений.

Таким образом, указанные авторы, сопоставляя понятия «экспертиза» и «оценка», считают, что основное назначение экспертизы заключается в получении оценки изучаемого объекта. В своих исследованиях М.М.Князева наряду с оценочной экспертизой выделяет безоценочную, итоговый документ которой содержит не оценку, а доказательное мнение экспертов.

С.Л.Братченко, В.А.Бухвалова, М.В.Крулехт, Я.Г.Плинера, В.А.Ясвина считают, что не стоит сводить понятие экспертизы к оценке.

В.А.Бухвалов и Я.Г.Плинер определяют педагогическую экспертизу как анализ и оценку функциональной эффективности структурных элементов школы, составление проекта их развития и плана его внедрения в практику работы школы. Авторы акцентируют внимание на том, что анализ и оценка — это только первая половина экспертизы. Вторая - проектирование, намного сложнее и требует высочайшей квалификации экспертов.

По мнению В.А.Ясвина, экспертиза и оценка - это далеко не одно и то же, хотя оценочная функция является неотъемлемой частью экспертизы. Он отмечает, что существенное отличие экспертизы от оценки заключается в том, что экспертиза ориентирована, прежде всего, на компетентность и опыт специалиста — эксперта, личность которого и является главным «инструментом» исследования. При этом оценка по отношению к экспертизе выступает как метод, то есть один из возможных подходов к всестороннему изучению педагогической проблемы.

М.В.Крулехт, И.В.Тельнюк говорят об оценке как о результате научно-педагогической экспертизы. По их мнению, экспертиза это исследование при помощи сведущих людей какого-либо вопроса, требующего специальных знаний. А экспертная оценка — это результат научно-педагогической экспертизы, суждение специалиста о качестве того, что было предметом экспертизы.

Особую значимость для дошкольной педагогики имеет экспертная оценка игр и игрушек для маленьких детей. Специалисты по дошкольной педагогике знают, что некоторые игры и игрушки могут провоцировать проявления жестокости и насилия, вызывать нездоровый интерес к сексуальным проблемам. Материалы, из которых сделаны игрушки, а также особенности их конструкции могут быть опасны для здоровья ребенка.[14, стр. 66]

Экспертной оценки требуют и стандарты образования. Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» государственные образовательные стандарты разрабатываются на конкурсной основе и утверждаются на уровне правительства по заключению экспертов.

Экспертная оценка служит исходным основанием для научного прогнозирования путей развития системы образования, принятия как государственных, региональных программ, так и программ развития конкретных образовательных учреждений.

Экспертиза может проводиться по представленным документам. Например, при лицензировании образовательных учреждений на право ведения образовательной деятельности подаются сведения о педагогических кадрах и укомплектованности штатов, материально-технической базе и оснащенности образовательного процесса.

Значимость экспертных оценок в образовании, необходимость научно-педагогической экспертизы существенно возросли в последние годы. Это связано с теми изменениями, которые произошли в системе образования. Разрушение ее единообразия, появление разноуровневого образования, вариативных образовательных программ и технологий, стандартов образования, а также расширение финансовой самостоятельности образовательных учреждений и развитие новых экономических отношений в сфере образования потребовали принципиально иного уровня управления. [20, стр. 8]

На научно-педагогической экспертизе основывается аттестация и аккредитация дошкольных учреждений.

Итак, педагогическая экспертиза - это особый способ изучения образовательной действительности, осуществляемый компетентными специалистами, экспертное решение которых позволяет получить комплексную оценку и проект развития данной действительности.

Обобщая сказанное, можно выделить три основных значения, раскрывающих сущность понятия научно-педагогическая экспертиза:

1) рассмотрение, исследование педагогических явлений, процессов,

проблем, результатов педагогической деятельности, а также прогнозирование развития системы образования, экспертная оценка альтернативных решений и определение наиболее предпочтительных

вариантов организации образовательного процесса в целях улучшения качества и обновления содержания образования, оказания консультативной помощи авторам и коллективам образовательных учреждений;

2) комплекс научно-исследовательских процедур, направленный на

получение от экспертов информации, ее анализ и обобщение с

целью принятия компетентных решений в области управления

образованием;

3) показатель профессиональной компетенции.

Несмотря на существование различных подходов к характеристике понятия «экспертиза», неизменным остается то, что в процедуре экспертизы необходимо участие специалиста — эксперта. Эксперт выступает субъектом педагогической экспертизы [17, стр. 45-14]

Эксперт - это специалист, компетентный в экспертируемых вопросах, имеющий большой опыт практической работы и хорошую научную подготовку.

Эффективность экспертизы во многом зависит от выбора эксперта. По мнению многих авторов, для оценки компетентности эксперта целесообразно использовать систему различных показателей:

- стаж работы;

- образование;

- возраст;

- компетентность;

- креативность, развитые творческие способности, позволяющие анализировать проблемные ситуации и находить пути разрешения противоречий;

- отсутствие склонности к конформизму, принятию мнения большинства;

- научная объективность;

- аналитичность, широта и конструктивность мышления;

- позитивное отношение к инновациям, отсутствие консерватизма, т. е. стремления придерживаться однажды избранной позиции.

Для независимой экспертизы весьма важна этика поведения эксперта, прежде всего его честность, неподкупность, ответственность.

Наиболее простым способом оценки компетентности экспертов в области педагогики является анкетирование, разработанное в логике «постадийного развертывания вопроса» (Г. Гэллап):

- вопрос-фильтр, позволяющий выявить осведомленность опрашиваемого о проблеме;

- вопрос, направленный на выявление общего отношения опрашиваемого к проблеме (открытый, не предусматривающий вариантов выбора ответа);

- вопрос для получения ответа по конкретному аспекту проблемы (закрытый, предполагающий варианты готовых ответов);

- вопрос, позволяющий выявить причины взглядов, мотивацию

его суждений (полузакрытый);

- вопрос на выявление устойчивости взглядов опрашиваемого

на проблему (в закрытой форме).

Понятие статус эксперта обозначает совокупность прав и обязанностей, полномочия и ответственность эксперта. Определяется на основе нормативно-правовых документов и утверждается президиумом «экспертного совета.

Для проведения экспертизы дошкольного учреждения целесообразно использовать следующий алгоритм.

1 этап. Подготовительный. В рамках данного этапа проходит представление экспертной группы администрации ДОУ с обозначением имен и должностей экспертов и перечисление тех показателей, за которые они ответственны. Проведение экспертизы осуществляется на основании приказа отдела, управления образования. Приказом определяется:

- дошкольное учебное заведение, в котором будет проводиться экспертиза образовательного процесса;

- сроки проведения экспертизы;

- состав экспертной группы;

- формы и сроки подведения итогов экспертного оценивания.

2 этап. Знакомство с учреждением. В процессе знакомства администрация ДОУ представляет экспертной группе кабинеты, требующие специального оснащения: группы, спальни, санузлы, спортивный зал, актовый зал, медицинский кабинет, методический кабинет.

В рамках знакомства особое внимание обращается на значительные изменения, которые произошли в материально-техническом оснащении ДОУ за последние 5 лет. На этом этапе разрабатывается базовый протокол экспертизы, а также алгоритм изучения ведения обязательной документации практическими психологами дошкольного учебного заведения.

3 этап. Работа с документами. После знакомства с учреждением экспертная группа собирается в одном кабинете, где организованы рабочие места для всех экспертов согласно озвученным показателям и собраны все документы, которые представляет ДОУ в рамках процедуры аккредитации:

1) Взаимодействие сотрудников с детьми. В процессе экспертизы оценивается: характер общего эмоционального фона, сопровождающего взаимоотношения как детей между собой, так и взрослых с детьми; характер отношения к личности ребенка со стороны сотрудников ДОУ; комплексное использование в процессе взаимодействия вербальных и невербальных проявлений; отражение в планировании воспитательно-образовательных задач, направленных на формирование коммуникативных умений и развитие коммуникативных способностей детей.

2) Создание условий для развития детей. В процессе экспертизы оценивается: психологическая комфортность программно-развивающего пространства; направленность программно-развивающего пространства на комплексное развитие детей; учет при организации предметно-развивающего пространства общедидактических принципов и нормативных требований.

3) Содержание и методы обучения и воспитания детей в различных видах деятельности и областях знаний. В процессе проведения экспертизы оценивается: уровень и качество планирования работы с детьми; направленность используемых методов воспитания и обучения на комплексное развитие детей; качество (технические умения и навыки, проявления креативности, самостоятельности, вариативность представленных работ и т.д.) продуктов детской деятельности и их использование в образовательном процессе. [18, стр.59]

Для педагогической экспертизы чаще всего требуется разработка анкет, опросников, тестов, контрольно-диагностических заданий. Экспертная оценка является результатом аналитической деятельности, основана на умении видеть и разрешать противоречия, прогнозировать, предвидеть и находить нестандартные способы решения.

Экспертное оценивание проводится в учебных заведениях, как правило, в сентябре-октябре текущего года. В дальнейшем экспертизу деятельности ДОУ целесообразно проводить в ходе государственной аттестации дошкольного учебного заведения.

4 этап. Подведение итогов, анализ результатов экспертизы, объявление результатов.

Анализ результатов экспертизы

1) Обобщить полученную информацию.

2) Определить как позитивные, так и негативные факторы влияния на качество образовательного процесса в целом.

3) Оценить полученные результаты, подготовить отчеты, рекомендации, корректирующие деятельность дошкольного учреждения, планы мероприятий по устранению недостатков, выявленных в ходе проведения экспертного оценивания.

4) Обсудить итоги экспертного оценивания деятельности дошкольного учреждения на заседании коллегии отдела, управления образования, совещании руководителей учебных заведений.

Далее экспертная группа подводит общий итог работы в проверяемом ДОУ, объявляет результаты по каждому из показателей с пояснениями, оформляет экспертное заключение [19, стр.25]

«Экспертное заключение» и «экспертная оценка» — понятия близкие, но не тождественные.

Экспертное заключение — это документ, оформленный в соответствии с установленными требованиями и содержащий мотивированную экспертную оценку, т. е. мнение, суждение эксперта о предмете экспертизы.

В зависимости от области применения экспертных методов в педагогике возможны индивидуальные, групповые и коллективные экспертные оценки. Для принятия важных экспертных заключений о перспективах и концепциях развития системы образования, государственных стандартах образования, новых образовательных программах используется метод коллективных экспертных оценок. Четко регламентирован количественный состав членов экспертной группы при проведении аттестации образовательных учреждений.

Методы коллективной работы экспертов — совещания, дискуссии, «мозговая атака», а также деловые игры.

Смысл коллективных методов работы экспертов состоит в активизации коллективного поиска решения проблемы путем сбора идей и предложений, возникающих в процессе дискуссии.

Так, метод «мозговой атаки» может быть рекомендован для нахождения нетрадиционного, оригинального решения в предельно сжатые сроки. Возможны разные способы организации «мозговой атаки». Например, после определения проблемы и задач для поиска решения, знакомства с правилами «мозговой атаки», формирования рабочих групп (3 — 5 человек) дают сигнал к «мозговому штурму», и начинается генерирование идей, которые фиксируются без обсуждения и критических замечаний (возможны только уточняющие вопросы). После завершения «мозгового штурма» все высказанные идеи анализируют на основе ранее определенных критериев и подвергают экспертной оценке.

Для получения обобщенного суждения экспертов относительно прост и удобен метод ранговых оценок. Он заключается в том, что любую изучаемую информацию располагают в порядке возрастания или убывания величины признака. Каждому признаку приписывают число, обозначающее его ранг. Полученные результаты легко поддаются математической обработке. Проверку согласованности ранжировок определяют вычислением коэффициента ранговой корреляции Спирмена или коэффициента конкордации.

Индивидуальные экспертные оценки могут быть получены путем анкетирования, интервью, свободной беседы.

Для проведения педагогической экспертизы целесообразно использовать уже разработанные, апробированные, доказавшие свою валидность и объективность методики: они, как правило, являются результатом психолого-педагогических исследований. Если же таких методик нет, их приходится разрабатывать самим экспертам.

Заключение

Одной из основных задач современных дошкольных учреждений, является поиск методов и средств повышения качества предоставляемых образовательных услуг. На сегодняшний день практикам дошкольных учреждений предлагаются различные методы изучения, оценки и совершенствования образовательного процесса. Однако применение многих из них осложняется, с одной стороны, низким уровнем разработанности и адаптированности метода к сфере дошкольного образования, с другой, отсутствием знаний и практических навыков к их осуществлению. Экспертиза образовательного процесса является одним из таких методов.

Анализ литературы и нормативно-правовых документов показал, что экспертиза активно применяется в сфере образования. Так, в области дошкольного образования проводится экспертиза образовательных программ, игр и игрушек и т.д. Однако в большинстве случаев сущность экспертизы представляется с позиции выделения требований к предмету изучения. Также экспертиза проводится в ходе второго этапа аттестации дошкольных учреждений и является методом государственного контроля за деятельностью ДОУ.

В моей дипломной работе я представила специфику проведения экспертизы образовательного процесса дошкольного учреждения как внутренней процедуры изучения, оценки и совершенствования образовательных услуг в МДОУ детский сад «Звездочка».

Изучение литературы по проблеме применения педагогической экспертизы позволило прийти к следующим выводам:

- существенным отличием экспертизы от других методов является получение информации с помощью оценки специалиста;

- педагогическая экспертиза имеет собственную методологию, структуру, технологию проведения;

- как метод научного исследования педагогическая экспертиза позволяет не только получить оценку образовательного объекта, но и представить проект его развития.

Опираясь на данные положения, я попыталась определить основные характеристики метода экспертизы образовательного процесса дошкольного учреждения: была определена специфика экспертизы образовательного процесса МДОУ и технология ее проведения. Также я представила подробную характеристику предмета экспертизы - образовательного процесса дошкольного учреждения, который на сегодняшний день четко не определен.

Однако наличие определенной системы знаний по специфике экспертизы образовательного процесса ДОУ недостаточно для ее эффективного осуществления, необходима специальная подготовка к осуществлению экспертизы образовательного процесса ДОУ.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что готовность к экспертизе образовательного процесса ДОУ на сегодняшний день не являлась предметом специального изучения. Я попыталась представить готовность к экспертизе образовательного процесса ДОУ с точки зрения различных подходов.

Список литературы

1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.11. 2009 г. № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

2. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (постановление Правительства РФ от 12.09.2008 г. № 666 .

3. Березина Н.О., Бурлакова И.А. «Основная общеобразовательная программа дошкольного образования» «Успех» под ред. Фединой Н.В.- М. Просвещение, 2009

4. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». М.: Мозаика-Синтез, 2010

5. Скоролупова О.А. , Федина Н. «Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования// Дошкольное воспитание, 2010, № 8

6. Скоролупова О.А. , Федина Н. О комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса в дошкольном образовании // Дошкольное воспитание. 2010, № 5

7. Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» №9, 2011

8. Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» №10, 2009

9. Усова, Е. С. Психологические основания экспертизы и аттестации в системе образования : дис. . канд. психол. наук / Е. С. Усова. М., 2010. -158 с.

10. Терентьева, Г. Н. Моделирование муниципальной системы непрерывного образования : учеб. пособие / Г. Н. Терентьева. Иркутск : ИГПУ, 2008.-212 с.

11. Сериков, В.В. Образование и личность : теория и практика проектирования педагогических систем / В. В. Сериков. М. : Логос, 2007. - 272 с.

12. Ш.Сидорина, Т. В. Теоретические основы экспертирования образовательных учреждений / Т. В. Сидорина. Новосибирск, 2009. - 149 с.

13. Проблемы аттестации и государственной аккредитации общеобразовательных учреждений : сборник статей / сост. В. В. Спасская и др.; под ред. В. Н. Шаулина, В. Я. Филимонова. Калуга : Гриф, 2010. - 170 с.

14. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка : 72500 слов и 7500 фразеол. выражений / С. И. Ожегов ; Рос. АН, Ин-т рус. яз. ; Рос. фонд культуры. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Азъ, 1995. - 907 с.

15. B. А. Болотовым / Н. П. Николаев, В. А. Болотов // Высшее образование сегодня. 2010. - N 7. - С. 2-5.

16. Мотова, Г. Н. Государственная аккредитация общеобразовательных учреждений : учебное пособие / Г. Н. Мотова. М., 2009. - 127 с.

17. Михеев, В. И. Методика получения и обработки данных в психолого-педагогических исследованиях / В. И. Михеев. М. : Изд-во университета Дружбы народов, - 1998. - 83 с.

18. Мкртычян, Г. А. Психолого-педагогическая экспертиза в образовании: теория и практика : дис. . д-ра психол. наук / Г. А. Мкртычян. -Н. Новгород, 2008.-351 с.

19. Федорова Л.А. Нормативные документы по инспектированию и правовому обеспечению дошкольных образовательных учреждений: сборник документов и материалов. – 2- изд., испр. И доп. – М.: АРКТИ, 2005. – 104 стр.

20. Крулехт М.В., Тельнюк И. В. Экспертные оценки в образовании: Учеб. пособие для студ. фак. дошк. образования высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 112 с.

21. Качество дошкольного образования: состояние, проблемы, перспективы. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2002. – 240 стр.

Покупка готовой работы
Тема: «Организационно-педагогические условия проведения экспертизы в образовательном процессе»
Раздел: Педагогика
Тип: Дипломная работа
Страниц: 90
Цена: 2900 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика