Реферат

«Основные принципы культуры поведения оратора»

  • 30 страниц
Содержание

Введение 3

1 Оратория 5

2 Целесообразность, воздействие и гармонизация как три основные составляющие эффективной речи 7

2.1 Целесообразность эффективной речи 7

2.2 Воздействие эффективной речи 8

2.3 Гармоничность эффективной речи 9

3 Построение речи оратора, взаимодействие с аудиторией, развитие уверенности 10

4 Личностные парадигмы оратора 16

4.1 Этос, понятие, связь риторики с этикой 16

4.2 Логос, понятие, связь риторики с логикой 17

4.3 Пафос, понятие, связь риторики с психологией 18

5 Жесты и мимика оратора 20

Заключение 29

Список использованной литературы 30

Введение

Ораторское искусство (красноречие, искусство красноречия) — искусство публичного выступления, с целью убеждения. Ораторское искусство не следует путать с красноречием в смысле ораторских способностей — умением говорить красиво, вдохновенно и убедительно, независимо от того, является ли оно врождённым талантом (естественное красноречие) или навыком, приобретённым в процессе обучения (искусственное красноречие). Ораторское искусство и свойства ораторской речи изучает наука риторика.

Проявления естественной ораторской способности часто встречаются в повседневной жизни. Представим ситуацию: один человек идет по дороге, не видя угрожающей ему опасности, а другой, возвышая голос, предупреждает его о ней. Ещё пример. Один человек упал в воду, а другой поднимает крик, чтобы окружающие пришли на помощь. Примеры естественного красноречия можно встретить в деревнях, где люди общаются громко и эмоционально, почти кричат один другому («через улицу») или на рынке, где каждый сообщает что-то о своем товаре. Подобные проявления красноречия не требуют специальной подготовки. Голос в таких случаях возвышается естественно, под воздействием чувств и соответствующих обстоятельств.

Бывают ситуации, когда человеку нужно сказать что-то красиво и убедительно, а нужных эмоций в данный момент нет. Здесь требуются особые навыки управления собой, которые можно приобрести в процессе обучения ораторскому искусству в ораторских школах или на специальных тренингах. Ораторское красноречие, как особый вид искусства, возникло в античной Греции. Ни одна другая древняя культура — ни египетская, ни аккадская, ни китайская, ни индийская — не уделяют такого пристального внимания ораторике, как греческая, и не дают высоких образцов содержательного и стилистического совершенства диалектики и искусства устного слова. Ораторское искусство учит тому, как сделать обычную речь ораторской. Традиции современной ораторской речи восходят к античной риторике Древней Греции и Рима.

Фрагмент работы

1 Оратория

Орато́рия (лат. oratorium, итал. oratorio) — крупное проиведение для хора, солистов и оркестра. В прошлом оратории писались только на сюжеты из Священного Писания. Отличается от оперы отсутствием сценического действия, а от кантаты — бо́льшими размером и разветвлённостью сюжета.

Оратория зародилась в конгрегации ораториан. Собрания их, в которых пелись «Laudes spirituales» (духовные песнопения), происходили в отдельном помещении при церкви, называвшемся oratorium. Это название перешло и на музыку, исполнявшуюся в этом помещении. Оратория развилась одновременно с оперой и была задумана в виде противовеса последней, с её нехристианскими сюжетами; но главное назначение оратории — не сцена, а эстрада. Старейшей ораторией считается «Rappresentazione di anima е di corpo», написанная Эмилио дель Кавалиери (1600 г.). Однако с равным успехом это произведение можно считать музыкальной драмой на духовный сюжет, поскольку произведение исполнялось в костюмах и декорациях. Первым классиком жанра стал Джакомо Кариссими, который называл свои произведения не ораториями, а "историями" (наиболее знаменита "История Иеффая", около 1650). "Истории" Кариссими основаны на библейских и евангельских сюжетах; их тексты написаны на латинском языке, но не являются точными цитатами из Священного писания. Повествование ведет Рассказчик (Historicus), от первого лица выступают персонажи, исполняющие небольшие монологи (арии) и диалоги. Выдающимися композиторами в области старинной оратории были Лео и Хассе. Старинная оратория делилась на две части, в отличие от оперы, делившейся на три акта. Хоровая часть в оратории имела большое значение, хотя допускалось и пение соло. Оратории давали именно в те дни, когда оперные представления были запрещены. Оратория получила новый характер при Генделе; не говоря уже о внешней форме (деление на три части), в особенности увеличилось число арий. Духовные музыкально-драматические произведения Шютца и И. С. Баха, возникшие в протестантской церкви, не схожи по форме с ораторией, возникшей в церкви католической, но тем не менее многие также их называют ораториями. К авторам ораторий относятся ещё Граун, К. Ф. Э. Бах, Моцарт, Гайдн, Бетховен.

В XIX веке жанр развит Мендельсоном. В XIX веке появилось понятие светской оратории, например, музыкально-драматические произведения Шумана, не предназначенные для сцены («Странствование розы», «Рай и Пери»). Немногочисленны русские оратории XIX века (С. Дегтярёв - автор первой русской оратории, Н. Заремба, А. Рубинштейн).

Большого размаха ораториальный жанр получил в советское время. Одним из выдающихся произведений той Эпохи была "Патетическая оратория" Георгия Свиридова .

2 Целесообразность, воздействие и гармонизация как три основные составляющие эффективной речи

2.1 Целесообразность эффективной речи

Хорошая речь – это прежде всего речь целесообразная. Именно поэтому не может однозначно оцениваться ни, скажем, фраза Бабки гони, ни фраза признан умершим (так оскорбившая вдов запись о причине смерти моряков с подводной лодки «Комсомолец»). Первая фраза вполне допустима в дружеском общении молодежи, поскольку будет адекватно понята адресатом и не вызовет у него никаких обид и опасений в ситуации, например, разговора о походе в кино и предложении купить билеты. Но эта фраза окажется совершенно неуместной, грубой, может быть, даже угрожающей в другой ситуации: при обращении не к ровеснику, тем более не к знакомому человеку, и просто невозможной – в ситуации предложения дать какую-либо купюру во время, например, лекции для демонстрации ее особенностей, защитных свойств и т. п. Вторая фраза уместна, целесообразна и даже единственно возможна (одна из принятых для клишированного обозначения причины смерти), однако за пределами юридической регламентации вызвала боль и обиду.

Приведенное выше определение культуры речи – емкое и точное – несомненный пример хорошей научной речи, но вряд ли неспециалистами будет оценено как хорошее – слишком длинное, не вполне понятное (что такое «языковые нормы», «коммуникативные задачи»? Как сказал один из опрошенных мною: А с чем это едят?). Понятное для лингвиста, для людей иного образования такое определение требует особых разъяснений для того, чтобы быть понятым.

Целесообразность речи как критерий ее хороших качеств касается не только формы выражения мысли (Гони или Дай, пожалуйста; признан умершим или погиб), но и самого содержания сказанного или написанного, что связывает целесообразность речи с этикой общения (в доме повешенного не говорят о веревке, о покойном или хорошо или ничего и т. д.). Менее яркая связь с этикой общения целесообразности или нецелесообразности речи наблюдается в таких случаях, когда говорящий говорит о чем-либо, не сообразуясь с интересами или возможностями понимания адресатом каких-то деталей, важных для говорящего, но непонятных или неинтересных слушателю .

4 Личностные парадигмы оратора

4.1 Этос, понятие, связь риторики с этикой

На результат выступления оратора влияет оценочное отношение слушателей к его личности. Это отношение - весьма широкая социально-психологическая категория, включающая весь опыт аудитории. Так выступление крупного общественного деятеля, выдающегося ученого, человека с интересной биографией всегда увеличивает аудиторию, обостряет интерес публики. Это обстоятельство было замечено еще в древнем мире. По мнению Аристотеля, оценочное отношение к оратору (этос) наряду с качествами речи и настроением аудитории является одной из важнейших категорий в теории красноречия.

Согласно данным современной психологии этот феномен можно отнести к явлению социальной установки - как разновидности неосознанного отражения, регулятора поведения личности. Позитивная установка по отношению к оратору усиливает воздействие его речи, тогда как негативная может резко ослабить впечатление. В своей структуре установка объединяет элементы эмоционального и рационального отношения к личности при ведущей роли эмоционального начала. Именно этим, прежде всего, определяется удивительная легкость ее возникновения (неправильное произношение слов, небрежность речи могут быстро вызвать антипатию к оратору). Социальная установка в первую очередь определяется авторитетом оратора, т. е. его положением в обществе, знаниями, опытом, известностью. Авторитет - важный фактор внушения, когда критическая реакция заменяется встречной активностью. Сущностью авторитета является своеобразный перенос признания заслуг определенного лица на безоговорочное признание истинности высказываемых им суждений.

4.2 Логос, понятие, связь риторики с логикой

Безупречная логичность, четкая композиционная структура - один из главных признаков хорошей лекции, доклада, беседы. Чем логичнее речь и стройнее логика доказательства, тем лучше доходит до сознания содержание, сильнее убеждающее воздействие сказанного. Это естественно, так как законы логики, то есть правильного мышления, отражают объективную истину, многовековую человеческую практику. Большая или меньшая логичность есть свойство нашего сознания. Когда человек в процессе воспитания и обучения вырабатывает способность мыслить и говорить, в его сознании запечатлеваются некие логические эталоны, модели, возникает определенный логический настрой. И если логика оратора соответствует этим логическим моделям, звучит в лад с нашим логическим настроением, мы соглашаемся с оратором, признаем истинность и обоснованность его суждений. Более того, стройная логика речи сама по себе может вызвать положительную эмоцию, удовлетворение, восхищение. Нарушение в речи логических законов и норм гораздо опаснее, чем, скажем, нарушение норм произношения или ударения. Аудитория может простить оратору оговорку, но никогда не простит нелогичности, бессвязности, противоречивости излагаемых мыслей. Цель логики рассуждения - поиск нового знания, выведение одних знаний из других. Здесь логика выступает как орудие познания. Цель логики изложения - доведение известной истины до конкретной аудитории, убеждение или побуждение ее к определенному действию.

Логика выполняет в ораторской речи несколько функций: логико-композиционное членение и развертывание речи в соответствии с требованиями логических законов, логическая операция доказательства, логические закономерности публичного спора.

5 Жесты и мимика оратора

Оратор пользуется не только языком слов, но и «языком чувств» – неречевыми средствами выразительности. Не следует думать, что речь – это одно, а жесты, мимика, движения – другое. Все это – единый экспрессивный поток внутренней жизни человека. А так как оратор воспринимается двумя каналами (зрительным и слуховым), причем зрительное восприятие сильнее слухового, то необходимо добиваться, чтобы жестово-мимические средства общения составляли единое целое с речевым процессом.

Следя за мимикой, жестами, позой, движениями оратора, слушатели легче вникают в процесс его мышления. А знание оратором классификации жестово-мимических средств выразительности, понимание их сути, роли в ораторском искусстве помогают ему добиваться большего взаимодействия с аудиторией, а значит, и действенности выступления.

Наука паралингвистика (para в переводе с греческого – возле, около) изучает факторы, которые сопровождают речь, участвуют в передаче информации в процессе вербального (речевого) общения; раскрывает сущность и виды околоязыковых средств выразительности, их роль в системе обратных связей при речевом взаимодействии.

Неречевые средства являются не самостоятельным, а вспомогательным средством коммуникации. Они подготавливают, сопровождают, комментируют, разъясняют речь, вскрывают ее глубинную суть.

Паралингвистические (околоязыковые) средства общения характеризуются двойственностью. С одной стороны, они позволяют экономить речевые средства. Обращаясь, допустим, к продавцу, мы, указывая на предмет, говорим: «Покажите, пожалуйста, вот эту чашечку», – и не тратим лишних слов на ее описание. С другой стороны, они компенсируют многое из того, что недоговорено словами, вскрывают подтекст, многозначность речи, ее стилистические оттенки, чувства, отношения и т.д. Действительно, суть такой, например, незаконченной фразы, как «Ну, знаете?!», можно понять только через интонацию, мимику, жесты говорящего.

Множество подтекстов, эмоций, отношений можно передать через паралингвистические средства, сопровождающие слова «Мой дорогой!». Откинулся назад корпус; в стороны развелись руки, готовые обнять долгожданного человека; широко раскрылись от приятного и радостного удивления глаза; неторопливо, мягко, окрашенная теплым тембром прозвучала фраза: «Мо-ой дорого-ой!», обращенная к желанному человеку. Но вот руки сделали резкое, быстрое движение в сторону и обратно, резко качнулась голова, сузились глаза, голос окрасился холодным металлическим звуком, и фраза прозвучала с раздражением, укором: «Мой дорогой!». В отрицательных эмоциях удвоились согласные. Угадайте подтекст: «Не думала я, что ты так подведешь меня!».

Обратим внимание на то, что сначала в действие включились глаза, руки, корпус, а затем уже родилась фраза. По известному закону упреждения, жизнь тела подготавливает, упреждает слово: сначала повернулась в сторону собеседника голова, а затем вы обратились к нему с вопросом или просьбой. Конечно, есть такие речевые ситуации, когда свою речь мы не сопровождаем движениями головы и жестами (например, ведем диалог, не отрываясь от какого-либо важного дела). Но и тогда вступает в действие параязык – интонация. Ведь параязык делится на два больших вида: кинесику и фонацию.

Заключение

Несмотря на огромное развитие средств массовой информации, мы постоянно нуждаемся в живом личностном общении, стремимся к непосредственному контакту с говорящим - лектором, агитатором.

В процессе выступления, представленном как некая система управления, активным, управляющим звеном, которое в итоге определяет состояние всей системы, является оратор. В связи со значимостью фигуры оратора в процессе произнесения ораторской речи, мы рассмотрим в данной работе, какими основными качествами должен обладать оратор, чтобы выполнить назначение - передать знание, убедить, оказать воспитательное воздействие. На любом этапе своей деятельности в общении с людьми он выступает не просто как говорящий субъект, а как личность в сложнейшей совокупности духовных, социальных и физических качеств, так или иначе объективно влияющих не только на ход, но и исход ораторской речи.

Целостность ораторской речи заключается в единстве ее темы – главной мысли выступления, основной проблемы, поставленной в нем, - и смысловых частей разной структуры и протяженности. Речь воздействует лишь в том случае, если имеются четкие смысловые связи, которые отражают последовательность в изложении мысли. Путанное, непоследовательное высказывание не достигает цели, но вызывает у слушателей запланированной оратором реакции. В лучшем случае они остаются равнодушными, в худшем – не понимают, о чем идет речь.

Список литературы

1. Андреев В.И. Деловая риторика - М., 1995.

2. Дюбуа Ж. и др. Общая риторика. М., 2000.

3. Михальская А.К. Основы риторики. - М.: Дрофа, 2002.

4. Топоров В.Н. Риторика. Тропы. Фигуры речи. — В кн.: Лингвистический энциклопедический словарь. М., 2001.

5. h**t://w*w.orate.r*/article/orator/li4noctnye_paradigmy_oratora.htm

6. h**t://w*w.orator.biz/?print=1&full=1&s=38&d_id=266

Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика