Реферат

«Культура андеграунда как форма духовного сопротивления»

  • 19 страниц
Содержание

Введение 3

Андеграунд как явление и как понятие 4

Культура андеграунда, ее особенности 7

Протест андеграунда 8

Разница между духовным и социальным сопротивлением. Духовность 11

Производители и потребители в андеграунде 15

Заключение 17

Список использованной литературы 19

Введение

В современном обществе, умственно и физически полноценный человек, предопределенно, в независимости от его воли, взаимодействует с той социально-культурной средой, в которой он живет. В этом взаимодействие человек может чувствовать себя комфортно, не противопоставляя свое мировоззрение тому, которое навязывается средой. Однако возможно неприятие индивидуумом тех идей, ценностей и убеждений, которые определенны обществом как правильные. Таким образом, у отдельно взятого человека нарушается некое равновесие в отношении с обществом и той культурой, которая в нем существует. Это неприятие может не иметь никаких последствий вообще, а может, напротив, привести его в то, что называется: нонконформизм, контркультура, андеграунд.

Главным вопросом, исходящим из самого названия темы, является то, насколько справедливо говорить об андеграунде как именно как о форме духовного, а не социального сопротивление людей, которые так или иначе себя к нему относят. В связи с этим, целью реферата является попытка определить, можно ли считать культуру андеграунда полноценным способом духовного сопротивления.

Для достижения этой цели имеет смысл получить некоторое представление о следующих аспектах данной темы:

• Андеграунд как явление и как понятие

• Культура андеграунда, ее особенности

• Разница между духовным и социальным сопротивлением. Духовность

• Производители и потребители в андеграунде

Фрагмент работы

Андеграунд как явление и как понятие

Одна из самых распространенных версий о появлении термина “андеграунд” говорит, что впервые он был применен в США в начале 50-х годов по отношению к радиостанциям, вещавшим без лицензии. Для появления этого термина существовали исторические предпосылки, и поэтому он оказался очень уместным. В XIX веке в США нельзя было встретить произведений некоторых европейский писателей, в частности Эмиля Золя, а в начале следующего столетия не печатали соотечественника Драйзера, под вопросом была судьба издания набоковской “Лолиты” и других произведений. В статье “Социальные гетто андеграунда” автор дает ироничное пояснение этому факту: “Для благопристойного государства, где каждый гражданин — потенциальный президент, а идеалы свободы незыблемы и одновременно безграничны, это было, конечно, объяснимо” . Позже, как рассказывает автор статьи, в США нашлись люди, которые захотели читать о своей стране следующее: “Американские улицы суммарно видятся мне как гигантская выгребная яма, сточный колодец духа, все в себя всасывающий и превращающий в дерьмо на веки веков. А над выгребной ямой дух труда вздымает волшебную палочку, по мановению которой бок о бок возникают дворцы, фабрики, военные заводы… и сумасшедшие дома. Весь континент — это кошмар по производству наибольших бед в наибольшем количестве”. Автором этих строк является Генри Миллер, чьи романы были узаконены после долгих судебных тяжб, что и дало толчок развитию андеграунда. Это говорит о том, что протест в творчестве существовал и ранее как нечто более персонализированное, чем то социально-культурное явление, которое впоследствии стало самоопределяться под понятием андеграунд.

По мнению автора статьи “Социальные гетто андеграунда” однозначного определения феномену андеграунда не существует. Под этим словом понимается альтернативное искусство, которое не имеет возможности противостоять массовой культуре и уходит в подполье, становясь не только художественным, но и социальным явлением. В этой статье подчеркивается, что к андеграунду относят тех деятелей, в чьем творчестве усматривается протест и чье творчество несет новые культурно-художественные ценности. Именно поэтому автор не относит возникшее в начале 50-х годов движение битников и хиппи к андеграунду, хоть в их культуре и был протест, и они взбудоражили общество, “в большей степени они являлись социальными игроками с определенной идеологической программой” .

Возможно, культура андеграунда обречена быть производной той культуры, с которой она борется. Андеграундом принято считать среду, культура которой, принципиально отличается от массовой, но как показывает история, массовая культура может поглотить и преобразовать то, что недавно было андеграундом. Панк – жив! Этот клич можно услышать и сейчас, хотя панк как настоящее “подполье”, умер буквально в младенчестве: “С самого начала своего появления они огласили свой нецензурный спич всем общественным институтам, начиная с королевского двора, после чего могли существовать только в подполье.…Как только «панк» зазвучал с пластинок, он превратился всего лишь в одно из музыкальных течений. И то, что еще вчера было воплощением нонконформистского пафоса, стало стилем” . Подобное произошло и с тем, что изначально считалось субкультурой негритянского гетто Нью-Йорка, она стала массовой, главные деятели начали со временем получать астрономические гонорары, продолжая рассказывать о гетто, но и теперь в этой культуре есть андеграунд. Если обратится к советской истории и новейшей истории России, то можно увидеть, что Солженицын, чьи произведения выходили нелегально, обрел признание сначала на западе и много позже на родине, но уже после распада СССР.

Культура андеграунда, ее особенности

Учитывая тот факт, что рамки андеграунда довольно размыты (в одной только музыке сейчас существует огромное количество направлений) встает вопрос: является ли андеграунд культурой. В учебнике “История культурологии” утверждается, что самоопределение культуры становится возможным только тогда, когда открываются другие культуры. “Благодаря этому культура как таковая стала предметом исследования. Для греков другие народы были варварами, а их культуры – варварскими” . Если представить некое племя, которое живет изолированно и не предполагает, что существуют другие племена, то вопрос о культуре у них просто не возникнет и их представления о мире, мифы и предания, уклад жизни, будут восприниматься как само собой разумеющееся. Иными словами, идея о культуре рождается в момент столкновения различных проявлений культурного многообразия. Справедливо замечено, что “культура - странное и в чем-то парадоксальное понятие” , оно включает в себя все – от предметов быта разных народов, до произведений великих композиторов, от изобретений ученых, до определенных моделей поведения в обществе. И поскольку это понятие оказывается столь обширным, то возникает проблема, заключающаяся в невозможности найти четкие критерии, позволяющие отнести то или иное творение к ценностям культуры. Исходя из этого, можно предположить, что к культуре андеграунда следует весьма условно относить то или иное явление в обществе, и конечно, весьма важную роль в этом играют сами участники неформального движения, их самоопределение. Если рассматривать андеграунд проявляющимся как неформальное движение, субкультура, то, несмотря на неформальность, можно найти признаки и атрибуты, которые являются характерными для конкретной среды.

Протест андеграунда

Против чего направлен андеграунд и является ли сопротивление необходимым условием для того чтобы считаться андеграундом? Если сравнивать андеграунд западного индустриального общества и советского индустриального общества, то очевидно, что факторы, влияющие на его развитие и поддержание “на плаву”, были различные. Не стоит считать, что “подполье”, в противовес массовой культуре, использующей максимально упрощенные методы эмоционального влияния на потребителя с целью развлечь и получить финансовую выгоду, стремится лишь к более высокому духовному содержанию. Автор статьи “Социальные гетто андеграунда” отмечает: “…на одних и тех же пишущих машинках могли перепечатываться книги претендующего на высшую степень серьезности Солженицына и порнографические стишки, приписывавшиеся Баркову” . Знаменитая американская группа, оказавшая большое влияние на альтернативную музыку - The Velvet Undeground, в начале своего творческого пути рассказывала слушателям о сексуальных извращениях и наркотиках. Это свидетельствует о том, что принцип экологичности в андеграунде отсутствует, в нем нет цензуры, в этой среде приветствуется нестандартность, отрешение от норм и условностей. Тем не менее из этого нельзя сделать вывод, что культура андеграунда является маргинальной и духовное развитие в ее рамках невозможно. Наоборот, художественное творчество в условиях противоборства с массовой культурой стремится уйти от примитивизма и обыденности в искусстве, использования одних и тех же сюжетов, трансляции одних и тех же идей. Вероятность появления поклонников такого творчества весьма высока, поскольку в нем есть новаторство не только по форме, но и по содержанию (вспомнить хотя бы панков: неопрятный вид и агрессивная музыка являлись лишь средством передачи идеи о том, что общество отвратительно…), к тому же нежелание становится в общий строй, привлекает в подполье новых людей. В учебнике “Массовая Культура” отмечается: “Массовый человек становится все более опустошенным при всем многообразии и яркости внешнего наполнения его бытия…” Можно предположить, что именно невозможность духовно совершенствоваться, оставаясь пассивным потребителем идей, является причиной ухода в альтернативную культуру. Однако не стоит забывать, что в молодежной среде есть предрасположенность к бунтарству и желанию выделяться, обусловленная возрастными особенностями. В таком случае этот уход может быть осознанным только с позиции: “не хочу быть как все”. Таким образом, важным аспектом в андеграунде, помимо сопротивления сложившимся условностям, нормам, стереотипам и создания нового содержания, является то, какое влияние окажет новое творчество или деятельность на вовлеченных в нее людей. В учебнике “Массовая Культура” отмечается что, массовый человек утратил способность самостоятельно принимать решения касательно собственной жизни, его выбор определен культурой. Здесь будет уместным привести отрывок песни одной из команд современной российской альтернативы:

Разница между духовным и социальным сопротивлением. Духовность

Упоминание о духовном сопротивлении может вполне оправдано вызвать ассоциации с переселением староверов в глушь сибирской тайги во имя сохранения целостности уже сложившегося уклада, в основе которого – вера. Социальным сопротивлением допустимо назвать, например, митинги пенсионеров, направленные на привлечение внимание властей к тому, что их права ущемляются. В основе приведенных примеров лежит протест, неприятие того, с чем вынуждают считаться. Однако если рассматривать понятие “социальное сопротивление”, то ясно, что “социальное” - указывает на массовую природу этого явления. Иными словами, “социальное сопротивление” - сопротивление какой-либо общности, направленное на защиту своих интересов, ценностей. Какие интересы или ценности у духовности, что есть духовность, и какое к ней отношение может иметь культура андеграунда?

Следует отметить, что сегодня, в эпоху информационных технологий и информационной свободы, когда до зрителя, слушателя, читателя, без особого труда можно донести любую информацию, вопрос о духовности встает остро. Отсутствие внешней цензуры должно привести к появлению цензора внутреннего. В противном случае возможно уподобление потребителя потребляемому.

Как сложное метафизическое понятие, понятие о духовности имеет тенденцию стать упрощенным, универсальным, само слово духовность – банальным. Неслучайно в начале этой части реферата было приведено упоминание об уходе староверов в глушь. Вера в Бога являлась основой их жизни, душа была первична, жизнь по уставу - необходима, чтобы предстать перед богом без тяжелого груза грехов. Тем не менее, утверждать, что это пример духовного сопротивления – значит пытаться объективно описать явление, пользуясь при этом понятием о духовности, которое субъективно. “Духовность всегда «субъективная», она лежит вне объективации. Объективация есть как бы иссякание и омертвение духа. Духовность вне феноменального объективированного мира, она не из него развивается, она лишь прорывается в него” . В книге “ Экзистенциональная диалектика божественного и человеческого ” Бердяев не дает духовности четкого определения, он пытается передать свои мысли опосредованно, через взаимосвязи. Автор предостерегает читателя от образования в его сознании устойчивого стереотипа о духовности, и готовит к получению личного интеллектуального опыта. Бердяев считает, что достижение духовности есть свобода от гнетущей власти. Духовность дает свободу личности от господства общества. Судя по всему, личность, стремящаяся к духовной свободе, не входит в противоборство со средой, но становится свободной и деятельной по мере достижения духовности. Важно отметить, что Бердяев не считает отрешенность необходимым условием достижения духовности, несмотря на то, что находит индусскую культуру очень глубокой: “Человек с сильно выраженной духовностью совсем не есть непременно человек, ушедший из мировой и исторической жизни. Это человек, пребывающий в мировой и исторической жизни и активный в ней, но свободный от ее власти и преображающий ее” .

Если посмотреть на метаморфозы андеграунда, происходившие в СССР во времена “гласности”, то можно заметить, что музыкальный андеграунд начал выходить из подполья по мере снижения контроля над наиболее значимыми рок-клубами страны. Однако сопротивление властям объединяло, а деятельность, судя по всему - нет. Нина Барановская в своей книге о лидере группы “Алиса” отмечает, что Ленинградский рок-клуб 80-х годов не являлся святым братством музыкантов, каким его хотели бы видеть. Наиболее емко Барановская описывает этот парадокс так: “Когда в эпоху давления, запрещений и неистовства милиции на концертах, стражи порядка начинали лютовать, все стояли стеной, демонстрируя свое единство и независимость. Тем не менее, в кулуарах можно было услышать такие нелестные высказывания друг о друге, какие не всегда вырвутся из уст заклятых врагов” . Видимо, общая задача этой части андеграунда была вполне ясной – не потерять ту свободу, которой удалось достичь, ведь музыкальная рок-культура, зародившаяся в андеграунде, становилась все более известной и популярной ближе к моменту распада СССР. В том, что касается творчества, не было единства, поэтому можно говорить об индивидуальном активном вмешательстве деятелей в культурную и “историческую жизнь” , но не следует утверждать, что существовало организованное объединенное движение художников-музыкантов. Исходя из этого можно было бы сделать вывод, что в отсутствии четкой структуры андеграунда выражается его несостоятельностькак культуры сопротивления. Действительно, социальной структуры не было, но влияние рок-музыка оказывала. Существует мнение, что литературные произведения Солженицына, песни Высоцкого и наконец, рок – музыка, подготовили граждан Советского Союза к принятию его развала. Возможно это так, хотя прямая критика советской действительности звучала редко. Главным остается то, что творчество художников, писателей, музыкантов в культуре андеграунда стремилось к свободе или было наполнено тоской, что отзывалась в сердцах людей.

Производители и потребители в андеграунде

Как и в массовой культуре, в андеграунде есть авторы, художники, творцы и зрители, слушатели, читатели. Автор, чье творчество исходит из необходимости духовно развиваться и нежелания становиться в ряды производителей массовой культуры, идет по пути духовного развития. Хотя возможно и обратное, особенно в среде андеграунда, в которой напряжение, усугубляемое зачастую различного вида допингами, могут вынести не все. Нередки случаи полного духовного коллапса представителей альтернативной культуры или просто физической смерти при странных обстоятельствах. Тоже может случиться с почитателями и последователями авторских идей. Родители переживают сложные времена, когда их дети попадают под влияние тех или иных течений, и не так уж беспочвенны эти переживания. Встает дополнительный вопрос - возможно ли в культуре андеграунда духовное развитие потребителя?

В учебнике “Массовая культура” довольно подробно описываются два типа потребителя: высший и низший. Необходимо отметить, что имеется в виду тип потребителя музыки. Тем не менее можно допустить, что это описания подойдет как общее, поскольку основывается оно на контрасте между популярным или массовым искусством и искусством серьезным. Серьезное искусство может зародится в подполье. Автор учебника пишет о Борисе Гребенщикове, вышедшим из андеграундакак о выдающимся музыканте.

“Высший уровень” - человек, который “в принципе не может превратится в фанатичного поклонника даже самого выдающегося музыканта, не говоря уже о поп-звезде” . Искусство для высшего типа делится не по жанрам и направлениям, а на интересное и неинтересное, содержательное и бессодержательное, возвышенное и приземленное. Также для него важна уместность прослушивания той или иной композиции. Иными словами, мыть посуду и слушать Мусоргского он не станет. “Низший уровень” - человек, который является потребителем массовой культуры. Это чаще всего дилетант в искусстве, которому требуется эмоционально насыщенный, но максимально упрощенный по содержанию продукт. Чем более низок “уровень”, тем сильней этот тип подвержен власти одного направления, которое считается единственным стоящим, и тем сильней нетерпимость по отношению к другим направлениям.

Заключение

Андеграунд – неоднозначное социально-культурное явление, со сложной динамикой развития и непредсказуемой судьбой. Уход в андеграунд и становление культуры в условиях подполья, представляется извне как вынужденная мера деятелей, связанная с невозможностью реализовать свой творческий потенциал в условиях сопротивления массовой культуре. Культура андеграунда не ограничивается протестом, как это может показаться, наоборот, она предлагает новое культурное и художественное содержание. Попытка найти это содержания начинается с отказа личности разделять навязываемое мировоззрение и продолжается поиском истины как непрерывным творческим процессом. Однако сложно объективно причислить то или иное культурное явление к андеграунду. В андеграунде нет единой концепции, здесь приветствуется отказ от условностей, в нем нет лидеров, чья репутация остается неизменной, когда они становятся коммерчески успешными, но главное то, что андеграунд – заложник чрезвычайно высоких художественно – эстетических претензий. Если успешные режиссеры могут сотни раз эксплуатировать одни и те же приемы и не менять содержание, то творец в андеграунде - в поиске нового, что, к сожалению, нередко сводится к экстремальному эпатажу и прочим средствам, за которыми нет принципиального новаторства. Привлекательность андеграунда заключается именно в том, что он постоянно видоизменяется, появляются новые течения и стили, но за внешними проявлениями можно не заметить смысла, если он есть. Тем не менее, андеграунд, как форма самовыражения творцов как пища для умов, и как толчок в развитии культуры, может быть необходим, о чем свидетельствуют многочисленные примеры. Сопротивление, своеобразный бунт в душе художников, поэтов и писателей, не замкнутый на себе как таковом, но мотивирующий их творческую деятельность, вносит в культуру и жизнь людей изменения, без которых она бы “застыла”.

Подводя к итогу все вышесказанное, будет уместным привести в сравнение “духовному сопротивлению в рамках культуры андеграунда” понятие Бердяева “о достижении человеком духовности” : “Духовность есть задача, поставленная перед человеком в отношении к жизни. Парадокс в том, что рост духовности осуществляется заключенной в человеке духовной же силой, этот рост не может быть результатом недуховных состояний. Высшее никогда не получится из низшего, не заключающего в себе никаких зачатков высшего, никаких его потенций. Но пробуждение духовной силы предполагает, что она в скрытом, непробужденном состоянии всегда была.”

Эти пафосные, воодушевляющее слова Бердяева говорят о том, что в каждом есть потенциал для духовного развития, и получается, что оно возможно при любых формах созидательной деятельности.

Список литературы

1. Акопян, К.З. Массовая Культура: учеб. пособие / К.З. Акопян, А.В. Захаров, С.Я. Каргалицкая. – М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2004. – 304с.

2. Барановская, Н. А. Константин Кинчев. Жизнь и творчество, стихи, документы, публикации / Н.А. Барановская. – СПб.: Новый Геликон; РИЦ Ток, 1993. – 239с.: ил.

3. История культурологии: учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук / под ред. А.П. Огурцова. – М.: Гардарики, 2006. – 383с.

4. Бердяев, Н.А. Экзистенциональная диалектика божественного и человеческого. Воспроизводится по изданию: О назначении человека / Н.А. Бердяев. – М.: Республика, 1993. - 383 с. – URL: h**t://w*w.krotov.info/library/02_b/berdyaev/1944_041_1.htm

5. Калужский, М. Социальные гетто андеграунда / М. Калужский, Е. Краснова // Вокруг света. - 2005. - №4. – URL: h**t://w*w.vokrugsveta.r*/vs/article/670/

Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика