Курсовая работа

«Социальная политика государства как технология социальной работы общего социального уровня»

  • 43 страниц
Содержание

Введение 5

1 Социальная политика: Сущность, и общие наложения 7

1.1 Общество и его структура 7

1.2 Политика 8

1.3 Социальная политика. Социальное положение 8

2 Содержание социальной политики (типы и тенденции социального развития) 11

2.1 Конкретно-исторический подход к социальному развитию. Типы состояний общества и типы социальной политики 11

2.2 Социальная политика в социально устойчивых обществах (общественных формациях) 11

2.3 Социальная политика в обществах, находящихся в системных кризисах (в революционных ситуациях) 13

2.4 Социальная политика в обществах, выходящих из системного кризиса путём коренных (революционных) реформ, т.е. социальная политика переходного периода 15

3 Содержание социальной политики (функции и основные задачи социальной политики) 17

4 Содержание социальной политики: основные сферы осуществления социальной политики 20

5 Государственность и государство. Роль государственности и государства в социальной политике 24

6 Социальные перспективы, социальные цепи, социальные возможности, социальные риски и государство как ресурс 30

7 Государственная социальная политика 34

8 Конституционные обязанности государства в области социальной политики 37

Заключение 40

Список использованных источников 42

Словарь терминов 44

Введение

Общество — целостная, исторически устойчивая форма (система) совместной жизнедеятельности людей. Целостность и историческая устойчивость (воспроизводимость, возобновляемость) общества обеспечивается наличием и функционированием его внутреннего строения, структуры.

Слова с русскими корнями (общество, общественный) и слова с латинскими корнями (социальный, социум) обозначают абсолютно одно и то же. Поэтому прилагательные «общественный» и «социальный» применительно к любым явлениям, о которых будет говориться ниже, — совершенно равноценны и равно содержательны по смыслу.

Структура общества (общественная структура, социальная структура) — его строение, устройство, расчленённое и качественно воспроизводимое единство взаимодействующих частей общества. Структура общества удерживает (возобновляет), во-первых, организованность общества как целостности (системы) и, во-вторых, порядок действия частей в обществе, не разрушающий его жизнеспособность.

Говорить и думать об обществе и его структуре можно по-разному. Можно наблюдать (созерцать), что в обществе имеется, встречается, улавливать явную связанность событий, явлений, фактов, отмечать их сходства и различия, наталкиваться на чьи-то проблемы и интересы. А можно задаться целью понять причины событий, вероятность их возобновления, определить вероятное время актуальности (злободневности, значимости) той или иной проблемы, уяснить внутреннюю (закономерную) связанность интересов, проблем, действий, событий.

Социальная политика — это взаимоотношения социальных групп по поводу сохранения и изменения социального положения населения в целом и составляющих его классов, слоев, социальных, социально-демографических, социалъно-профессиоиалъных групп, социальных общностей (семьи, народы, население города, поселка, региона и т.п.).

Как видите, главная тема социальной политики — социальное положение тех или иных частей народа и народа в целом. Как определить социальное положение? Т.е. за что по существу выступают и борются социальные группы?

Социальное положение — это основная комплексная характеристика жизнедеятельности населения в целом и его составных частей. Социальное положение формируется как результат действия системы существенных факторов (причин), которые образуют общественные условия существования и развития структурных частей общества.

Фрагмент работы

1 Социальная политика: Сущность, и общие наложения

1.1 Общество и его структура

Дойти в познании общества до причин, до закономерных связей, до предвидения вероятных действий, событий и следствий — это по силам только научному знанию, нацеленному на обслуживание активных действий в обществе.

Активные действия в обществе называются общественной практикой (т.е. преобразовательной деятельностью). Общественная наука есть познавательная сторона общественной практики.

Стремясь выполнить своё предназначение и обслужить общественную практику, наука сосредоточивается на познании причин, сущностных связей, на всём том, что составляет основу устойчивой повторяемости, воспроизводимости общественных явлений и процессов. Именно с этих позиций наука подходит и к изучению социальной структуры.

Из всего бесконечного разнообразия общественных реалий наука выделяет то, что составляет именно структуру общественной жизни. Не будет натяжкой сказать, что структура общественной жизни — это устойчивые (длящиеся) проблемы людей. Выделите самые основные современные проблемы населения -и вот вам и структура общества, его проблемная структура. А если обратить внимание, что проблемы охватывают обычно не всё население в равной мере, что одна часть населения озабочена по преимуществу одними проблемами, другая — другими, третья — третьими, то можно выделить группы населения с разными типами устойчивых жизненных проблем [14 c, 154].

Часть населения, имеющая однотипные устойчивые (т.е. длящиеся и закономерно возобновляющиеся) общественные условия и проблемы жизнедеятельности называется социальной группой.

Общество состоит из социальных групп (самые многочисленные из них — классы). У каждой такой группы своя правда, свои представления о том, что хорошо и что плохо в жизни и в существующих порядках, а также о том, что и как надо было бы переделать в этих порядках. Т.е. у социальных групп разные интересы. иногда в чем-то схожие, а иногда — несовместимые, непримиримые даже. Совокупность социальных групп — это социальная структура. Дело не в перечне групп, а в совокупности их жгучих жизненных проблем, в сходствах и отличиях их интересов, в спектре представлений о желательных и нежелательных переменах, в направленности общественно значимых действий и т.п. Социальная структура — это не статистическая сводка о категориях населения, а общественный вулкан, в котором беспрестанно идут свои процессы и который по большей части относительно спокоен, но в принципе чреват и взрывами.

2 Содержание социальной политики (типы и тенденции социального развития)

2.1 Конкретно-исторический подход к социальному развитию. Типы состояний общества и типы социальной политики

Всегда и непременно следует учитывать, что социальная политика является сугубо структурным общественным отношением (взаимодействием способных к субъектному действию элементов социальной структуры). Отсюда исключительная, определяющая важность для практически плодотворного (конкретно-исторического) раскрытия социальной политики учёта её связи с характером общества как целого (во-первых, с характером общественного устройства, с типом общественного строя, во-вторых, — со спецификой фазы, периода, этапа развития общества) [16, c. 246].

Типы состояний общества как целостной системы лежат в основе типизации социальной политики в крупном плане и позволяют выделить следующие её типы:

­ социальная политика в социально устойчивых обществах (общественных формациях);

­ социальная политика в обществах, находящихся в системных кризисах (в революционных ситуациях);

­ социальная политика в обществах, находящихся в состоянии деформаций (перманентных кризисах общественной системы);

­ социальная политика— в обществах, выходящих из системного кризиса путём коренных (революционных) реформ, т.е. социальная полигика переходного периода.

2.2 Социальная политика в социально устойчивых обществах (общественных формациях)

Общественные формации — это такие состояния (полосы) общественного развития, когда социальная и хозяйственная структуры воспроизводятся на своей собственной, социально устойчивой основе и сохраняют свою качественную определённость. Это периоды относительно «плавного» развития.

Особенностями социальной политики в социально устойчивых обществах являются:

­ стабильный (установившийся и ставший привычным для большинства населения) порядок взаимоотношений важнейших социальных групп (и классов);

­ образование значительных слоев более или менее удовлетворённых своим общественным положением (часто их называют «средним классом»);

­ сбалансированность общеклассовых интересов господствующего класса и интересов его отдельных частей (подчинение интересов частей общеклассовым интересам). В завершенном виде такое подчинение можно наблюдать в форме правового государства в демократическом обществе и особенно в форме социального государства;

­ налаживание и поддержание системы мирного социального сосуществования господствующих и подчинённых классов;

­ ослабление чувства социальной несправедливости, снижение уровня массовой распространённости этого чувства в обществе, снижение влияния протестных, реформистских и особенно революционных идеологий, ослабление и упадок рабочего движения, социальных движений, протестных и освободительных движений. Одновременно распространяются идеологии социал-реформистского и социал- партнёрского толка.

В периоды «плавного» социально-экономического развития взаимоотношения господствующих и подчинённых социальных групп и классов, властей и «низов» протекают в относительно мирных и отрегулированных законами формах. Правительства дают обещания относительно улучшения социального положения различных социальных групп, проводят меры по поддержанию благоприятной экономической конъюнктуры, намечают социальные программы, идут на улучшение социально-трудового законодательства. Оживляется и приносит плоды практика переговоров между работодателями и профсоюзами, коллективных договоров на предприятиях. Исправно работает система судебной защиты и разрешения трудовых конфликтов. Забастовки готовятся и, если проходят, то по правилам и только в период договорных кампаний [13, c. 471].

Такая ситуация характерна для промышленно развитых капиталистических стран примерно 30 лет в послевоенный период (вторая половина XX в.). Этот период даже получил название «золотое тридцатилетие». Источником таких «золотых» периодов, (т.е. социально благоприятных, с довольно мирной социальной политикой, вплоть до социального государства и социального партнёрства) является не столько умеренная степень эксплуатации, сколько перенесение социальных проблем, связанных с эксплуатацией, по преимуществу на периферию капиталистической системы — в зависимые страны.

3 Содержание социальной политики (функции и основные задачи социальной политики)

В каких бы исторических условиях ни протекала социальная политика, какой бы её исторический тип ни складывался, всегда есть круг более или менее схожих, постоянных, типовых, возобновляющихся проблем, которые и составляют её реальное содержание. Все эти проблемы касаются состояния и потребностей улучшения общественного положения, общественных условий жизни различных социальных групп. Выше основные условия жизни в обществе перечислялись.

Обозначим основной круг функций (т.е. главных общественных задач, направлений) социальной политики.

Первая из основных её функций — обеспечение социальной устойчивости общества, социальной безопасности общества. Социальная структура может быть разной в разных обществах, она может качественно меняться в истории одного и того же общества в результате революций и революционных реформ. Но она должна обладать свойствами устойчивости и самовозобновляемости (динамичности), иначе данное общество разрушается, приходит в упадок, перестаёт существовать. Социальная структура должна быть настолько устойчивой, чтобы выдержать как внутренние, так и внешние опасности её разрушения и вместе с тем выносить в себе перспективу и потенциал качественного обновления путём реформ и революций.

Все ныне существующие общества и современный мировой порядок основаны на принудительном социальном донорстве одних социальных групп и стран в пользу других социальных групп и стран (т.е. на эксплуатации). Отношения принудительного социального донорства в корне своём антагонистичны. Проблемы социальной устойчивости в том и состоят, чтобы избежать открытых форм антагонизма, включая войны между странами и гражданские войны [6, c. 114].

Господствующие классы накопили исторический опыт силовой консервации антагонизмов, подавления восстаний и революций, запрета и дискредитации освободительных идеологий, движений и партий. Но ими же, особенно в XX веке, накоплен и богатый опыт поддержания социальной безопасности путём компромисса интересов стран и классов, налаживания механизмов социальной направленности антагонистически противоречивых процессов. Примеры известны: социальное рыночное хозяйство, социальное государство, международная помощь слаборазвитым странам и др. Центральным пунктом в таких случаях всегда является крупномасштабное властное (государственное) перераспределение части эффекта в пользу социальных доноров, что и компенсирует их потенциальное массовое недовольство социальной несправедливостью эксплуататорской системы.

4 Содержание социальной политики: основные сферы осуществления социальной политики

Социально-политические отношения не существуют в обществе обособленно, они представляют собою общественную форму всех без исключения хозяйственных, культурных, потребительских процессов. Социальная политика привносит в эти процессы их связанность с разнообразием интересов классов, социальных групп, общностей. К примеру, связанность экономических процессов с интересами делает их политико-экономическими процессами. В некоторых отраслях хозяйства и сферах отношений влияние (роль, значение) социально-политических отношений особенно существенно и даже является фактором, задающим их качественную определённость. Таковы комплекс отраслей социального хозяйства и социально-трудовая сфера.

Социальное хозяйство — это комплекс отраслей народного (национального) хозяйства страны, сектор реальной экономики, производящий вещные блага и услуги, предназначенные для жизнеобеспечения населения как народа с собственной культурой трудовой, семейно-бытовой о досуговой жизнедеятельности, с привычным (и притом структурно дифференцированным) уровнем и образом жизни, идеалами, психологией и ценностями [9, c. 581].

Отрасли социального хозяйства, как и иные отрасли народного хозяйства, имеют каждая свою отраслевую специфику и являются звеньями особенного (в отличие от общего и единичного) разделения общественного труда. Однако не эти отраслевые особенности объединяют отрасли социального хозяйства в крупный народнохозяйственный комплекс, стоящий в ряду других — таких, как топливно-энергетический, аграрно-промышленный, путей сообщения, военно-промышленный и др. В содержательном плане социальное хозяйство как крупный народнохозяйственный комплекс вычленяется в составе хозяйства страны не по технико-технологическим особенностям и не по месту его отраслей в производственной кооперации труда, а по общему для его отраслей социально-хозяйственному предназначению. Это предназначение — обеспечение необходимых и достаточных для расширенного воспроизведения и прогрессивного развития социальных условий жизнедеятельности народа на конкретном этапе его истории. Народ при этом понимается не как сумма индивидов, не как численность населения (народонаселение), а как историческая общность социальных групп, способная на осознание и выдвижение общественной исторической цели, на самоорганизацию ради её достижения, на историческое действие и творчество, на обеспечение своей социальной устойчивости (социальной и национальной безопасности) посредством своей материальной и духовной культуры, на накопление и возвышение уровня своей цивилизованности.

5 Государственность и государство. Роль государственности и государства в социальной политике

Государственность — это тип политической организованности общества, суть которого в том, что реально достигается и надежно воспроизводится (т.е. является устойчивым в процессе исторического развития) системное единство (целостность) факторов, взаимосвязей и взаимодействий, тенденций, форм и сфер жизнедеятельности людей и их общностей. Государственность есть достигнутая в ходе исторического развития такая ступень культуры (цивилизованности) политических отношений, которая обеспечивает жизнеспособность (т.е. политическую, экономическую, социальную, культурную, нравственную эффективность) таких крупных социальных общностей, какими являются народы и многонациональные народы.

Государство — конкретная историческая форма осуществления государственности в жизни того или иного народа.

В форме государства обеспечивается та часть власти, которая называется государственной.

К сожалению, россияне из поколения в поколение сталкиваются с такими формами государства, которые не относятся к благоприятным для большинства населения. Отсюда массовая недооценка той роли, которую могло бы при определённых обстоятельствах сыграть государство в становлении гуманистической и демократической социальной политики [7, c. 426].

Демократия — не есть нечто противостоящее развитой государственности и эффективному государству. Напротив, демократия — это как раз форма развитой, высококультурной, цивилизованной государственности. Не диктатурные виды государства, а его демократические виды продемонстрировали в истории наибольший социальный эффект. Россия ныне нацелена на выход из тоталитаризма в демократию.

6 Социальные перспективы, социальные цепи, социальные возможности, социальные риски и государство как ресурс

Государство своей деятельностью гарантирует возможность цивилизованной социальной политики в национальных масштабах (а тем самым создаёт и определённые предпосылки, и цивилизованные социальные отношения в международной сфере).

Гарантия — это обеспечивающее условие, система обеспечивающих условий. Необходимые и достаточные гарантии возможностей цивилизованной социальной политики возникают состоят не в том, что государство надёжно огородило пространство жизни народа (нации) от неблагоприятных внешних факторов и тем самых даёт полную возможность всем народным социальным силам взаимодействовать, будучи защищенными от неблагоприятных и разрушительных внешних воздействий. Это, конечно, существенно и необходимо, но далеко недостаточно. Система достаточных условий, обеспечивающих цивилизованную социальную политику, т.е. система гарантий, возникает и существует, если государство и его деятельность становится ресурсом (источником возможностей, влиятельным фактором) социальных взаимодействий [14, c. 362].

Можно ведь рассуждать и повести дело так: сами социальные группы, взаимодействуя, не могут добиться без эффективных действий государства того, чего добиваются при эффективном осуществлении государством его функций; потому государство должно приниматься за социальные проблемы и решать их. В этом пункте — принципиальная развилка: либо государство станет пособлять субъектам социальной политики в их взаимодействиях, не подменяя их действия своими, либо оно начнёт подменять субъектов социальной политики и решать социальные проблемы вместо них, надеясь решить эти проблемы и лучше, и справедливее, и эффективнее.

8 Конституционные обязанности государства в области социальной политики

Выше уже рассматривались типы социальной политики и было показано, что основой её типизации лежат типы состояний общества. Типы состояний общества лежат и в основе типизации государства. Так что установление однотипности состояния общества, государства и социальной политики — это закономерный результат обретения обществом устойчивости.

Законодательным закреплением обретённой или желаемой и декларируемой устойчивости общества с фиксированием однотипности состояния общества, типа государства и типа социальной политики является конституционное оформление ориентиров государственного строительства, социального развития и обязанностей государства в обеспечении социальных и особенно социально-трудовых прав и свобод граждан, их общностей и социальных групп.

Конституционные обязанности современного российского государства зафиксированы в Конституции Российской Федерации 1993 г. Эти обязанности выстроены исходя из намерений создать в России социальное государство, в котором помимо верховенства закона немалую роль играет механизм так называемого социального партнёрства [11, c. 58].

Социальное государство — понятие, призванное подчеркнуть, что социальные проблемы входят в состав приоритетных для данного государства. Например, статья 7.П.1 Конституции Российской Федерации гласит:

Заключение

России нужна социальная политика, которая не противоречила бы интересам национальной безопасности, а обеспечивала и укрепляла бы национальную безопасность. В этом стратегическая суть необходимых перемен характера и содержания социальной политики.

Генеральное решение, необходимое для обретения Россией такой социальной политики, состоит из двух взаимосвязанных принципиальных поворотов:

­ поворот от деятельности государства, создающей все новые социальные риски (социальные опасности и угрозы) для населения, к неукоснительному и в полном объеме выполнению государством его конституционных обязанностей по обеспечению законных социальных прав, свобод и интересов населения;

­ поворот от недемократических к демократическим методам (механизмам) осуществления социальной политики, соответствующим Конституции Российской Федерации.

Государство — тот единственный субъект, который в создавшихся условиях способен практически изменить сложившиеся опасные тенденции и губительную траекторию разрушения страны. Это касается всех сфер жизни общества, включая и сферу социальной политики.

Реальной многосубъектности (гражданского общества) в России пока нет. Действия властей продолжают оставаться не только бесконтрольными, но и в полной мере произвольными по отношению к населению страны. Правда, правительство вынуждено считаться с требованиями и рекомендациями «большой семерки» и международного финансового капитала. Однако это не облегчает, а усугубляет положение: внешние силы действуют не в интересах народа России, а последовательно в своих интересах.

Шоковый тип реформ был навязан именно внешними силами, в то время как не нашлось никаких внутренних сил, способных противостоять столь разрушительным подходам и планам. И до сих пор в стране нет настолько организованных массовых социальных сил, чтобы заставить власти изменить подходы к руководству хозяйством и социальной сферой. Отсюда вся полнота исторической ответственности, которая лежит сегодня на государстве.

На затянувшемся первом этапе реформ (1992-1998 гг.) государство решало и решило фактически одну-единственную задачу: создание частной собственности как господствующей формы и пусть еще крайне нецивилизованного, но уже капиталистического хозяйственного уклада как доминирующего. Всецело сосредоточившись на этой исторической задаче, государство на несколько лет вышло из круга своих непременных социально-политических функций как в хозяйстве, так и в социальной сфере. Это не значит, что государство стало на время аполитичным или же стало «над политикой». Напротив, оно сделалось на период первоначального накопления шоковыми методами непозволительно недемократическим, непозволительно политически односторонним. Государство всецело стало защитником интересов только одной социальной группы — претендентов на роль крупных частных собственников.

Государство не выполняло своей общественно-политической функции обеспечения основ социального перемирия и социальной устойчивости, социально сбалансированного учета интересов всех основных социальных сил.

Список литературы

1. Международные акты о правах человека. Сборник документов. — М.: Изд. НОРМА, 2000. – 360с.

2. Российская энциклопедия социальной работы: В 2 т. М., 1997.

3. Российская энциклопедия социальной работы: В 2 т. М., 1997.

4. Алексеева Л.С., Кругликова Л.П. Руководство по медико-социальной экспертизе и реабилитации / Под ред. А. И. Осадчих. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 496с.

5. Бадя Л. В., Холостова Е. И. Программа подготовки специалистов по социальной реабилитации в России М.: Альфа-Книга, 2002. – 349с.

6. Демина Л.Д. Теория социальной работы / Под ред. Е. И. Холостовой. М.: ИНФРА-М 1999. – 470с.

7. Абалкин Л.И. Неиспользованный шанс. Полтора года в правительстве. — В кн.: Л.И. Абалкин. Избранные труды в 4 томах. М.: «Экономика», 2000 г. Том III. – 790с.

8. Вилли Бранят. Демократический социализм. Статьи и речи. — М.: Изд. «Республика», 1999. - 476с.

9. Концепция стратегического развитии России до 2010 г. — Государственный Совет Российской Федерации. М.: ИНФРА-М, 2001. – 475с.

10. Лукьянова И. Е. Оккупациональная терапия — активный компонент медико-социальной реабилитации // Развитие социальной реабилитации в России. М.: ВЛАДОС, 2000. – 470с.

11. Мошняга В.Т Словарь-справочник по социальной работе / Под ред. Е. И. Холостовой. М.: ИНФРА-М, 2000. – 350с.

12. Мухлаева А. Социальные аспекты профессиональной реабилитации инвалидов: Автреф. дисс. канд. соц. наук. М.: Гардарики, 2002. – 369с.

13. Ракитский Б.В. Социальная политика, социальная защита, самозащита трудящихся в обществе. Часть первая. Социальная политика. — М: Институт перспектив и проблем страны, 2000. – 670с.

14. Ракитский Б.В. Концепция социальной политики для современной России. — М: Институт перспектив и проблем страны, 2000. – 467с.

15. Храпылина Л. П. Основы реабилитации инвалидов. М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2000. – 369с.

16. Шеляг Т.В. Социальная работа с инвалидами. Настольная книга специалиста / Под ред. Е. И. Холостовой, А. И. Осадчих. М.: ВЛАДОС, 2001. – 287с.

17. Щукина Н.П. Развитие социальной реабилитации в России. М.:ВЛАДОС, 2000. – 258с.

18. Эриксон Э. Детство и общество / Пер. с англ. СПб.: "Ленато ACT", 1999. – 497с.

19. Ярская-Смирнова Е. Р. Социальное конструирование инвалидности. М.: 1999. – 580с.

20. Ярская-Смирнова Е.Р. Социальная работа с инвалидами. / Под ред. Е. И. Холостовой, А. И. Осадчих. М.: ЮНИТИ 1999. – 590с.

Покупка готовой работы
Тема: «Социальная политика государства как технология социальной работы общего социального уровня»
Раздел: Социология
Тип: Курсовая работа
Страниц: 43
Цена: 430 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика