Курсовая работа

«Правовое государство: современное научное понимание и проблемы его формирования в России»

  • 32 страниц
Содержание

Введение .3

1. Понятие и сущность правового государства …6

1.1. Правовое государство: из истории идеи .6

1.2. Особенности правового государства.14

2. Формирование правового государства в РФ .20

Заключение.30

Библиография .32

Введение

В общественном сознании укрепилось представление, будто движение к демократии – это, прежде всего, политическая борьба. Увы, все не так просто. Можно принять прекрасную конституцию и хорошие законы, избрать мудрого и просвещенного президента, профессиональный и компетентный парламент, но если народ не готов к демократии, не способен обустраивать свою жизнь в соответствии с ее нормами и принципами – механизм народовластия будет давать сбои.

Наиболее важные аспекты демократического правления сконцентрированы в понятии «правовое государство», которое покоится на таких принципах, как верховенство права, народный суверенитет, разделение властей, незыблемость прав и свобод личности. Каждый из этих принципов закреплен в Конституции, и потому они могут рассматриваться как конституционные основы правовой государственности.

В современной российской правовой науке нет, наверное, более популярного, но в то же время малоизученного термина, чем «правовое государство», особенно когда речь идет о построении правового государства в России. По отношению к данному феномену можно сказать то же самое, что в свое время Аврелий Августин сказал о времени: «Пока я не задумываюсь об этом, мне кажется, что нет ничего понятнее». Упоминание о правовом государстве можно найти практически во всех учебниках по общей теории государства и права и конституционному праву России, выпущенных за последние десять лет, в главах книг, посвященных данному вопросу, в статьях правоведов самых различных взглядов и методологических ориентации.

Сложилось так, что вопросы, связанные с правовым государством, всегда вызывают глубокий интерес. Они актуальны в современных условиях, на них замыкаются непростые отношения, которые лежат в самом явлении государства - в его расколе на большие основные части, противоречий, развиваемых каждой из них, в огромных возможностях каждой из этих частей оказывать постоянное воздействие не только друг на друга, но и на властные структуры. Ситуация длительных и сложных преобразований несомненно вызывает интерес. По существу, создание любой общетеоретической концепции изучения правового государства не может обойтись без предварительного сравнительного изучения сопоставления и анализа имеющегося опыта. С практической точки зрения изучение явления правового государства может показать путь, формы, методы, которые целесообразно использовать в сложившейся ситуации при создании правового государства в России.

Существуя в рамках огромного исторического времени, правовое государство не было, конечно, застывшим. Оно изменялось и развивалось, отражая процессы, происходившие в этих социальных структурах. Этот подход, в частности, предполагает глубокое переосмысление наших принципиальных позиций по отношению к правовому государству, его влияния в сфере прав и свобод человека. В течение длительного времени данная область деятельности была ареной ожесточенной и бесплодной политической и идеологической конфронтации. В ходе противоборства часто забывались сами цели - благородные и высокие цели правового государства.

Тема работы, в частности, касается фундаментальных, основополагающих представлений о государстве и праве, законности и конституции, правотворчестве и правоприменении, правомерном поведении и о проблемах формирования правового государства в Российской Федерации.

Плачевным является и тот факт, что на практике общество знакомо с ролью и функциями права лишь понаслышке, по этому, возвращаясь к вышесказанному, хотелось отметить, что право по отношению к любому обществу, к различным сторонам его жизни, а так же к государствам, выполняет разнообразные роли.

Кроме того, цель данной работы - изучить лишь одну из составляющих, коим является правовое государство - это его становление и развитие в России. Современная Российская действительность, со всей присущей ей консервативностью и довольно постоянной по своему характеру, указывает на необходимость скорейшего радикального пересмотра ряда ранее сложившихся подходов к рассмотрению правового государства и проблем, связанных с ним. Это с одной стороны. А с другой - безотлагательного исследования новых явлений и процессов, появляющихся в общественной жизни за последние годы.

Для того, чтобы правильно понять сущность правового государства необходимо было изучить труды таких авторов как В. Нерсесянц , Р.З Лившиц , С.С. Алексеев , А.Б. Венгеров , В.Черданцев. , К.Мами и др.

Фрагмент работы

Актуальной проблемой является укрепление законности. Экономическая реформа, переход к рыночной экономике, приватизация, передел собственности, безработица и другие факторы породили невиданную ранее в стране организованную преступность, коррупцию, снижение уровня исполнительной дисциплины в государственном аппарате, новые виды экономической преступности, преступления против личности, нарушение трудовых прав граждан. Очевидно, что без существенных успехов в деле снижения уровня преступности говорить о правовом государстве не приходится.

Одним из ключевых вопросов создания демократии в России является наполнение конституционно-правовым содержанием принципов и конкретных норм действующей Конституции РФ. При этом мы не должны обманывать себя и по американскому примеру отсылать к мудрости и опыту "отцов-основателей" при определении содержания конституционных принципов и норм.

На первом этапе восстановления властной вертикали надлежит разработать и принять закон "О единстве государственной власти в Российской Федерации".

Основу концепции закона должны составить следующие положения:

- в Российской Федерации существует единая система государственной власти, обеспечивающая защиту суверенитета Российской Федерации, ее независимости, государственной целостности и территориальной неприкосновенности, государственную защиту прав и свобод человека и гражданина;

- основу единой системы государственной власти в Российской Федерации составляют органы законодательной, исполнительной и судебной власти, созданные в соответствии с Конституцией РФ и конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации;

- структуру единой системы государственной власти в Российской Федерации образуют федеральная государственная власть, государственная власть субъектов Российской Федерации и местная государственная власть;

- федеральная государственная власть распространяется на всю территорию Российской Федерации и осуществляется Президентом РФ, Федеральным Собранием РФ, Правительством РФ, Конституционным Судом РФ, Верховным Судом РФ, Высшим Арбитражным Судом РФ и Генеральным прокурором РФ. Федеральные органы государственной власти в рамках Конституции и законов Российской Федерации обеспечивают единство системы государственной власти в Российской Федерации;

- государственная власть субъектов Российской Федерации является неотъемлемой составной частью единой системы государственной власти в Российской Федерации и распространяется на территорию субъектов Российской Федерации. Она осуществляется органами законодательной, исполнительной и судебной власти субъектов Российской Федерации;

- органы государственной власти субъектов Российской Федерации несут ответственность за соблюдение Конституции и законов Российской Федерации, за действия, нарушающие единство системы государственной власти в Российской Федерации;

- местная государственная власть является неотъемлемой составной частью единой системы государственной власти в Российской Федерации. Она осуществляется представительными, исполнительными и судебными органами, созданными в городах и районах, а также иных административно-территориальных единицах, непосредственно входящих в состав субъектов Российской Федерации, и распространяется на территорию городов и районов, а также иных административно-территориальных единиц, непосредственно входящих в состав субъектов Российской Федерации.

Законодатели и представители исполнительной власти России должны в ближайшие четыре года подтвердить свое "конституционное гражданство" и предотвратить сохраняющуюся угрозу "конституционной анархии", когда власть живет не в соответствии с буквой и Духом Конституции, а по собственным политическим понятиям.

Отметим в заключение, что Российское государство — это государство переходного периода, посттоталитарное, несущее на себе как признаки прошлого, так и признаки, обусловленные становлением рыночной экономики, первоначальным накоплением капитала, формированием класса буржуазии, в значительной части бюрократизированной, номенклатурной, мафиозной. Это государство пока полудемократическое, полуправовое, полусоциальное.

Заключение

Итак, правовое государство — это государство, деятельность кото-рого осуществляется на основе и в рамках законов и которое признает, уважает и охраняет права и свободы граждан.

Основной ценностью в правовом государстве признается личность с ее правами и свободами. Права и свободы личности могут быть обеспечены при условии подчинения государства обществу и связанности государства правом. Основной ценностью правового государства признаются человеческая личность, ее достоинство, права и свободы.

В целом, анализ современной ситуации приводит к следующим выводам:

1. Для России правовое государство — это антипод государствен-ного тоталитаризма, альтернатива любой диктатуре.

2. Правовое государство немыслимо без развитого гражданского общества, которое «выращивается» процессами соучастия граждан в принятии и реализации общественно значимых решений на всех уровнях — от местного до государственного.

Правовое государство не достаточно декларировать, зафикси-ровать, пусть даже на конституционном уровне, процесс его создания сопряжен с рядом факторов (социально-культурных, юридических, экономических, политических). Российское общественное устройство «физически» не может повторять никакие из имеющихся (американских, европейских или азиатских) аналогов. Создание правовой государственности в стране неизбежно сопряжено с собственной историей, особенностями общественного сознания и наличием определенных ресурсов.

Издержки демократии 90-х гг. — правовой произвол, преступ-ность, обнищание значительной части населения — на рубеже XX и XXI вв. вновь реанимировали достаточно опасную («старую») отечественную идею о якобы «спасительной» миссии так называемого «сильного государства». В истории политической и правовой мысли силовая характеристика государства всегда неизбежно влечет и силовую трактовку права (сила рождает право, право — приказ власти, право есть не что иное, как организованная сила). Правовое же государство по природе своей является антитезой «государству силы» и эта противоположность в наших условиях имеет принципиальное значение.

Безусловно, наиболее предпочтительным для государства является добровольное и сознательное соблюдение участниками регулируемых правом общественных отношений, требований правовых норм и индивидуальных правовых предписаний. Такое поведение основывается на убеждении В справедливости и полезности государственных велений и поэтому имеет наибольшую значимость. Однако метод убеждения может быть основным методом осуществления функций государства только в том случае, если оно опирается на широкую социальную базу. Это происходит тогда, когда политика государства соответствует интересам большинства общества и, кроме того, понятна населению. Поэтому так необходима широкая разъяснительная работа, имеющая целью убеждение масс в справедливости и целесообразности мероприятий, проводимых государством, и привлечение их к активному участию в осуществлении функций государства.

Список литературы

1. С.С. Алексеев. Теория государства и права. М., 2000

2. П.Д.Баренбойм. Дух Конституции России и восточное происхождение «западной доктрины» разделения властей.//Законодательство и экономика. №1, январь, 2004 г.

3. И.Н. Барцин. О единстве государственной власти в РФ.// Законодательство, №9, сентябрь, 2001 г.

4. А.Б. Венгеров. Теория государства и права. М., 99

5. В.Ершов. Разделение властей.// Российская юстиция, №11, ноябрь, 2001

6. В.В. Лазарев . Теория государства и права. М, 1996

7. Р.З.Лившиц. Современная теория государства и права. М., 1992

8. Е.А. Лукашева. Совершенствование деятельности государства - необходимое условие обеспечения прав человека // Государство и право. 2005. N 5. С. 63.

9. В. Любашиц. Теория государства и права. Ростов-на-Дону, 2002

10. К. Мами. Правовое государство: социальный идеал и реальность.// Законодательство, №2,февраль 2003 г.

11. В. Нерсесянц. Юриспруденция: введение в курс общей теории права и государства. М., 98

12. В.Ф. Степанов. Важнейшие критерии эффективности демократического государства // Государство и право. 2004. N 5. С. 95.

13. И.В. Тепляшин. Становление российской правовой государственности и правовая активность граждан.//Журнал российского права, №1, январь, 2002 г.

14. В.Черданцев. Теория государства и права. М., 2002 г.

15. Теория права и государства. Под ред. Г.Н.Манова. М, 1996

Покупка готовой работы
Тема: «Правовое государство: современное научное понимание и проблемы его формирования в России»
Раздел: Государство и право
Тип: Курсовая работа
Страниц: 32
Цена: 300 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика