Курсовая работа

«Формирование системы органов власти государства»

  • 41 страниц
Содержание

Введение 3

1. Система органов государственной власти 6

1.1. Система органов государственной власти РФ и ее субъектов 6

1.2. Система органов государственной власти США 12

2. Формирование системы органов местной власти 18

2.1. Системы органов местной власти в РФ 18

2.2. Система органов местного самоуправления зарубежных стран 30

Заключение 38

Список использованных источников 40

Введение

Российская Федерация осуществляет свою деятельность посредством государственных органов. Органы государства – это один из каналов, через который народ, согласно ст.3 Конституции РФ, осуществляет свою власть.

Являясь гражданами или коллективами граждан, организованными государством для осуществления его деятельности, органы государства характеризуются следующими основными чертами:

1. Каждый государственный орган наделен государственными полномочиями, позволяющими ему решать в пределах представленных ему прав определенные вопросы, издавать акты, обязательные к исполнению другими государственными органами, должностными лицами и гражданами, и обеспечивать исполнение этих актов.

Государственно-властные полномочия присущи всем органам государства, которые потому и названы Конституцией РФ органами государственной власти. Компетенция органов государства определяется Конституцией РФ, конституциями и уставами субъектов РФ, законами РФ и ее субъектов, Указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ и исполнительных органов субъектов РФ, положениями о государственных органах и другими нормативными правовыми актами.

Надо сказать, что властными полномочиями в Российской Федерации располагают не только органы государства, но и органы местного самоуправления. Однако властные полномочия последних не носят государственного характера и не осуществляются от имени Российской Федерации. Но отдельно о системе органов местного самоуправления мы поговорим позже.

2. Каждый государственный орган образуется в установленном государством порядке.

3. Каждый государственный орган уполномочивается государством осуществлять его задачи и функции.

4. Каждый государственный орган действует в установленном государством порядке.

5. Каждый государственный орган является составной частью единой системы органов государственной власти РФ.

Вышеизложенное дает основание сделать вывод о том, что под государственным органом понимается гражданин или коллектив граждан, которые наделены государственно-властными полномочиями, уполномочены государство на осуществление его задач и функций и действуют в установленном государством порядке.

В своей совокупности государственные органы Российской Федерации образуют единую систему. Единство системы государственных органов РФ обусловлено тем, что эта система основывается на государственной целостности РФ, на единстве системы государственной власти.

Единство системы государственных органов РФ проявляется в разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти ее субъектов. Оно проявляется и в том, что все органы этой системы действуют совместно, находятся во взаимосвязи, взаимодействии и взаимозависимости. В этих рамках одни органы единой системы избираются или назначаются другими органами, одни из них руководят другими, одни подконтрольны или подотчетны другим. Между всеми органами государственной власти существует тесная организационно-правовая связь.

Единство системы государственных органов РФ усиливается еще и тем, что ее составные части сами образуют системы органов. Так, согласно ч.2 ст.77 Конституции РФ в пределах ведения и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

Важным фактором, влияющим на систему органов государственного управления, является политический режим, в рамках которых функционируют органы.

Система органов государственной власти в Российской Федерации обусловлена ее федеральным устройством. При федеральном устройстве функции государства юридически и фактически распределяются между федерацией и субъектами федерации. Это разделение имеет важные последствия. Во-первых, приводит к неоднородности государственного аппарата. Каждый член федерации вправе выбрать структуру своих учреждений по собственному усмотрению. Во-вторых, федеральное устройство приводит к созданию двух этажей государственного управления, между которыми нет органической связи. Если такой дуализм не приводит к трудностям в тех областях, которые целиком находятся в ведении федеральных органов власти, то иначе обстоит дело с теми функциями, которые относятся к компетенции как федерации, так и субъектов федерации.

Особенностью федеральной системы государственного управления является возможность принятия оперативных решений на местном уровне. Граждане ближе всего находятся именно к органам местной власти, поэтому могут влиять на них, видеть, как принимаются решения и каковы их результаты.

Фрагмент работы

В настоящее время наиболее существенными признаками системы органов местного самоуправления в зарубежных странах являются их универсальная выборность и значительная самостоятельность в решении местных вопросов. Эта самостоятельность опирается на муниципальную собственность, право взимания и распоряжения местными налогами, возможность принятия широкого круга нормативных актов по вопросам местного управления, распоряжения местной полицией и т.д.

В зарубежных странах существует несколько видов организации и функционирования органов местной власти. Принято различать четыре основные системы осуществления публичной власти на местах: англосаксонская; романо-германская, в которой главенствует французская модель; иберийская и система советов.

Романо-германская системы местного самоуправления применяется в большинстве стран континентальной Европы, франкоязычной Африке, на Ближнем Востоке и даже в некоторых странах Латинской Америки.

В этой системе различают две ветви – французскую модель и германскую модель. Главенствует французская модель.

Французская модель основывается на сочетании прямого государственного управления на местах и местного самоуправления. При этом существует подчиненность нижестоящих звеньев вышестоящим.

Во Франции традиционно имеется высокая степень централизации местного управления и самоуправления. Это проявляется в системе административного контроля центральной власти за местными органами. Проведенная в начале 80-х годов реформа несколько уменьшила такую централизацию, расширила полномочия территориальных коллективов, обеспечила им большую самостоятельность, но все равно сохранила за центральной властью сильные позиции на местах. На местном уровне имеется специальный уполномоченный правительства, который осуществляет контроль за органами местного самоуправления. В ФРГ же действие центральной власти на местах не так сильно как во Франции. Там органам местной власти предоставлена некая свобода в решении вопросов местного значения, но путем установления не перечня полномочий и функций органов местной власти, а перечня запретов на нее.

Иберийская система управления на местах существует в Бразилии, во многих испано-говорящих странах Латинской Америки, хотя в самой Испании ее теперь нет. В некоторых странах эта система близка к романо-германской, хотя в странах Латинской Америки роль представителей центра всегда значительнее в силу широких полномочий президента. При иберийской системе население административно-территориальных единиц избирает совет и главное должностное лицо. Иногда избирается коллегия должностных лиц. В ряде стран главное должностное лицо избирается не населением, а советом. Должностное лицо является одновременно председателем совета, его исполнительным органом и утверждается правительством в качестве его представителя. Он обладает правом контроля за деятельностью совета, а в целом должностное лицо сосредотачивает в своих руках основные рычаги местного руководства и обладает большой властью.

Система советов принципиально отличается от рассмотренных выше. Она применяется в странах тоталитарного режима. Совет рассматривается как орган государственной власти и в свою очередь избирает другой государственный орган – исполнительный комитет – коллегиальный орган государственного управления в данной административно-территориальной единице. Члены исполкома являются руководителями отделов, управлений и с помощью подчиненных им государственных служащих управляют отдельными сферами местной жизни. Лишь в мелких населенных пунктах совет может избрать не исполком, а председателя и секретаря совета. Советы могут решать не только местные, но и общегосударственные вопросы. При руководящей роли коммунистической партии деятельность советов направляется и местными органами и организациями.

Англосаксонская муниципальная модель сложилась в Великобритании. Действует эта система также в США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии и других странах. Суть этой системы состоит в том, что местные органы рассматриваются как автономные образования, которые действуют в пределах предоставленных им полномочий. Отсутствует прямое подчинение нижестоящих органов вышестоящим. На местах нет уполномоченных центрального правительства. Население избирает не только представительные органы административно-территориальной единицы, но и некоторых должностных лиц. Контроль за деятельностью осуществляется косвенным путем – через центральные министерства и через суд. Для обозначения организации и деятельности местных органов в законодательстве используется термин «местное управление», а само местное управление является составной частью механизма государства.

Рассмотрим подробнее систему органов местного самоуправления Великобритании.

Великобритания является унитарным государством со сложным внутренним государственным устройством. Великобританию составляют: Соединенное королевство Великобритании и Северная Ирландия; острова пролива и острова Мэн («владения Короны»); зависимые территории (отделенные от Великобритании океаном). В свою очередь, Само соединенное королевство имеет в своем составе 4 исторические масти: Англию; Уэльс; Шотландию; Северную Ирландию. Вся территория Англии, Уэльса и Северной Ирландии разделена на графства, а Шотландия – на территориальные единицы местного управления. В отдельную территориальную единица выделен Большой Лондон, который является редкой столицей в мире, где нет мэра городского совета (управление осуществляется только на уровне районов городов). В сельской местности и небольших городах Англии низовой администратино-территориальной единицей является приход. В Шотландии – это община.

На всех уровнях административно-территориального деления в Великобритании местная власть осуществляется органами местного самоуправления. Самоуправление осуществляется советами, избираемыми населением. Советники выполняют свои функции на безвозмездной основе в сочетании с основной профессиональной деятельность. Совет избирает из числа советников председателя (в столичных районах и округах столичных графств он называется мэром) и формирует комитеты.

Заключение

Итак, Российская Федерация осуществляет свою деятельность посредством государственных органов. Органы государства – это один из каналов, через который народ, согласно ст.3 Конституции РФ, осуществляет свою власть.

В своей совокупности государственные органы Российской Федерации образуют единую систему. Единство системы государственных органов РФ обусловлено тем, что эта система основывается на государственной целостности РФ, на единстве системы государственной власти.

Другим каналом осуществления населением власти является местное самоуправление. Посредством органов местного самоуправления население решает вопросы местного значения. Согласно Конституции РФ (ст.12) органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Это говорит о самостоятельности местного самоуправления в рамках своих полномочий.

Органы государственной власти взаимодействуют с органами местного самоуправления. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов российской Федерации создают необходимые правовые, организационные, материально-финансовые условия для становления и развития местного самоуправления и оказывают содействие населению в осуществлении права на местное самоуправление.

В настоящее время в обеих системах органов власти нашего государства есть недостатки, которые заключаются в следующем:

- сокращение значимости такого органа как Совет Федерации, являющегося верхней палатой парламента России – Федерального Собрания. Объясняется это тем, что этот орган в последнее время зависит от Президента, что превышает его над другими органами государственной власти и ведет к его прерогативе. А это не отвечает Конституции РФ. Следовательно, в России необходимо решить вопрос об изменении структуры федерального законодательного (представительного) органа государственной власти;

- требует юридического решения проблема компетенции органов власти различных звеньев местного самоуправления и отсутствие ответственности должностных лиц и чиновников муниципальной службы за исполнение ими своих обязанностей. Российское законодательство достаточно полно закрепляет предметы ведения и полномочия органов муниципального управления в целом без какой-либо дифференциации их по уровням муниципального управления. Проблема заключается в дублировании полномочий органов местного самоуправления, находящихся на разных уровнях, но имеющих общие территории.

Список литературы

1. Конституция РФ

2. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 1995 года

3. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 2003 года

4. Баранчиков В. А. Муниципальное право: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ–ДАНА, Закон и право, 2000. – 383 с.

5. Берг О. В., Классификация властных полномочий и оптимизация системы органов власти // Государственная власть и местное самоуправление, 2001, № 3. С.5-7.

6. Волкова Е., Судьбы второй палаты парламента в современной России // Государственная власть и местное самоуправление, 2005, № 6. С.14-16.

7. Глазунова Н. И. Государственное (административное) управление: учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – 560 с.

8. Государственное управление в России: Учебник для вузов / Под ред. проф. А. Н. Марковой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2002. – 333 с.

9. Игнатов В.Г., Рудой В. В. Местное самоуправление. (Изд. 2-е, доп. и перераб.) – Ростов н/Д.: «Феникс». 2003. – 384 с.

10. Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право Росии: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2004. – 346 с.

11. Незнамова Е. А., К вопросу о некоторых новых положениях законодательства о местном самоуправлении // Государственная власть и местное самоуправление, 2004, № 5. С.6-9.

12. Ожиганов Н. И. и др. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: 100 экзаменационных ответов. Пособие для подготовки к экзаменам. – Москва: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2003 – 320 с.

13. Пронкин С. В., Петрунина О. Е. Государственное управление зарубежных стран: Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 416 с.

14. Уткин Э. А., Денисов А. Ф. Государственное и муниципальное управление. – М.: Издательство «ЭКМОС», 2003. – 304 с.

15. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2003. – 622 с.

Покупка готовой работы
Тема: «Формирование системы органов власти государства»
Раздел: Государство и право
Тип: Курсовая работа
Страниц: 41
Цена: 400 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика