Курсовая работа

«Правовые и экономические основы местного самоуправления»

  • 40 страниц
Содержание

Введение 3

1. Правовые и экономические основы местного

самоуправления в России 5

1.1. Развитие местного самоуправления 5

1.2. Структура и порядок формирования органов

местного самоуправления 9

1.3. Правовое обеспечение деятельности органов

местного самоуправления 19

1.4. Хозяйственно-экономическая деятельность

местного самоуправления 22

2. Правовые и экономические основы местного

самоуправления зарубежных стран 25

2.1. Характеристика местного самоуправления

зарубежных стран 25

2.2. Особенности местного самоуправления в Великобритании 27

3. Недостатки местного самоуправления 32

3.1. Проблемы органов местного самоуправления 32

3.2. Недостатки местного самоуправления в России и пути

их устранения 34

Заключение 37

Список использованной литературы 39

Введение

Научное определение понятия изучаемого социально-политического института предполагает, прежде всего, понимание его государственно-правовой формы.

Существование муниципального управления, его эволюция связаны с проблемами публичной власти, существующей в классовом обществе, как государственная власть, осуществление которой доверено общенациональным государственным органам и должностным лицам в соответствии с принципом разделения властей. В государственной форме власть также осуществляется субъектами федерации в соответствии с разделением концепции между федерацией и её субъектами, а в унитарных государствах – на уровне крупных административно - территориальных единиц. Однако во многих крупных административно-территориальных единицах власть осуществляется местным населением и образуемым им органами и соответствующим образом избираемыми или назначаемыми лицами. Эта власть приобретает свойства самоорганизованной публичной власти, осуществляющей управленческие функции, признаваемые и юридически закрепляемые центральной властью.

На местном уровне управляющая система непосредственно связаны с объектом управления, который является общим для местного населения. В связи с этим парламентский принцип отделения управления от правотворчества и исполнения здесь почти не применим. Поэтому в законодательстве развитых зарубежных стран муниципалитеты закреплены как корпорации публичного содержания и правами юридического лица. В такой правоспособности муниципального образования и проявляется его государственно-правовая природа как организации публичной власти на местах, и в то же время, как юридического лица.

Процесс становления государственной организации и эволюции муниципального управления в обществе был длительным и весьма противоречивым. Поэтому знание правовых и экономических основ муниципального управления является актуальным в настоящее время.

Целью данной курсовой работы является изучение правовых и экономических основ местного самоуправления.

К основным задачам работы можно отнести:

1. Изучение правовых и экономических основ местного самоуправления в России.

2. Изучение правовых и экономических основ местного самоуправления за рубежом.

3. Выявление недостатков местного самоуправления.

Курсовая работа состоит из трёх глав. Первая глава рассматривает такие вопросы как развитие местного самоуправления в России, структуру и порядок формирования органов местного самоуправления, правовое обеспечение деятельности органов местного самоуправления, хозяйственно-экономическую деятельность местного самоуправления.

Вторая глава описывает характеристику местного самоуправления зарубежных стран, особенности местного самоуправления в Великобритании.

Третья глава описывает основные недостатки и проблемы местного самоуправления, а также прелагает пути их решения.

Работа была написана на основании учебной литературы, нормативных актов, Федеральных законов и др.

Фрагмент работы

В настоящее время наиболее существенными признаками системы органов местного самоуправления в зарубежных странах являются их универсальная выборность и значительная самостоятельность в решении местных вопросов. Эта самостоятельность опирается на муниципальную собственность, право взимания и распоряжения местными налогами, возможность принятия широкого круга нормативных актов по вопросам местного управления, распоряжения местной полицией и т.д.

В зарубежных странах существует несколько видов организации и функционирования органов местной власти. Принято различать четыре основные системы осуществления публичной власти на местах:

1. Англосаксонская.

2. Романо-германская, в которой главенствует французская модель.

3. Иберийская.

4. Система советов.

Романо-германская система местного самоуправления применяется в большинстве стран континентальной Европы, франкоязычной Африке, на Ближнем Востоке и даже в некоторых странах Латинской Америки.

В этой системе различают две ветви – французскую модель и германскую модель. Главенствует французская модель.

Французская модель основывается на сочетании прямого государственного управления на местах и местного самоуправления. При этом существует подчиненность нижестоящих звеньев вышестоящим.

Во Франции традиционно имеется высокая степень централизации местного управления и самоуправления. Это проявляется в системе административного контроля центральной власти за местными органами. Проведенная в начале 80-х годов реформа несколько уменьшила такую централизацию, расширила полномочия территориальных коллективов, обеспечила им большую самостоятельность, но все равно сохранила за центральной властью сильные позиции на местах. На местном уровне имеется специальный уполномоченный правительства, который осуществляет контроль за органами местного самоуправления.

В ФРГ же действие центральной власти на местах не так сильно как во Франции. Там органам местной власти предоставлена некая свобода в решении вопросов местного значения, но путем установления не перечня полномочий и функций органов местной власти, а перечня запретов на нее.

Иберийская система управления на местах существует в Бразилии, во многих испано-говорящих странах Латинской Америки, хотя в самой Испании ее теперь нет. В некоторых странах эта система близка к романо-германской, хотя в странах Латинской Америки роль представителей центра всегда значительнее в силу широких полномочий президента. При иберийской системе население административно-территориальных единиц избирает совет и главное должностное лицо. Иногда избирается коллегия должностных лиц. В ряде стран главное должностное лицо избирается не населением, а советом. Должностное лицо является одновременно председателем совета, его исполнительным органом и утверждается правительством в качестве его представителя. Он обладает правом контроля за деятельностью совета, а в целом должностное лицо сосредотачивает в своих руках основные рычаги местного руководства и обладает большой властью.

Система советов принципиально отличается от рассмотренных выше. Она применяется в странах тоталитарного режима. Совет рассматривается как орган государственной власти и в свою очередь избирает другой государственный орган – исполнительный комитет – коллегиальный орган государственного управления в данной административно-территориальной единице. Члены исполкома являются руководителями отделов, управлений и с помощью подчиненных им государственных служащих управляют отдельными сферами местной жизни. Лишь в мелких населенных пунктах совет может избрать не исполком, а председателя и секретаря совета. Советы могут решать не только местные, но и общегосударственные вопросы. При руководящей роли коммунистической партии деятельность советов направляется и местными органами и организациями.

Англосаксонская муниципальная модель сложилась в Великобритании. Действует эта система также в США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии и других странах [7, с. 300].

Суть этой системы состоит в том, что местные органы рассматриваются как автономные образования, которые действуют в пределах предоставленных им полномочий. Отсутствует прямое подчинение нижестоящих органов вышестоящим. На местах нет уполномоченных центрального правительства. Население избирает не только представительные органы административно-территориальной единицы, но и некоторых должностных лиц. Контроль за деятельностью осуществляется косвенным путем – через центральные министерства и через суд. Для обозначения организации и деятельности местных органов в законодательстве используется термин «местное управление», а само местное управление является составной частью механизма государства.

Заключение

Изучив основы местного самоуправления можно сделать следующие основные выводы:

1. Местное самоуправление – это децентрализованная форма организации территориальной публичной власти, которая обеспечивает исполнение законов и других нормативных актов органов государственной власти в пределах территории разных видов поселений самим населением и образуемыми им самостоятельно органами местного самоуправления и избираемыми и назначаемыми должностными лицами.

2. Конституционные нормы и федеральное законодательство о местной организации власти дают необходимые основания для определения структуры местного самоуправления. Структура местного самоуправления – это система органов, через которую осуществляется местное самоуправление на данной территории.

3. Становление местного самоуправления в субъектах Российской Федерации идет весьма противоречиво, в исключительно сложных условиях, когда еще не сложилась политическая организация российского общества. Кроме того, это обусловлено относительной негативностью местного населения к новым политическим и социально-экономическим реалиям, отставанием федерального и регионального законодательства от объективных потребностей развития публичной власти на местах.

4. Правовая деятельность органов местного самоуправления в России закреплена Конституцией РФ, которая является основным источником муниципального права. Другими источниками муниципального права являются федеральные законы, постановления Конституционного Суда РФ, указы президента, нормативные постановления Правительства РФ, конституции и уставы субъектов РФ, законы субъектов РФ, уставы муниципальных образований. Муниципальное право – это отрасль российского законодательства, юридически обеспечивающего функционирование местного самоуправления.

5. Современная жизнь требует изменения основ организации и деятельности системы органов местной власти в Российской Федерации. Для этого необходимо, прежде всего, решить проблему важнейшего системообразующего фактора местного самоуправления – территориальный вопрос муниципальных образований в городах, имеющих районное деление.

6. Система органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов организована довольно на высоком уровне. В нашей стране не ущемляется ни одна из ветвей власти, президент является главой государства. Он не относится ни к одной из трех ветвей власти – законодательной, исполнительной и судебной.

7. В настоящее время наиболее существенными признаками системы органов местного самоуправления в зарубежных странах являются их универсальная выборность и значительная самостоятельность в решении местных вопросов. Эта самостоятельность опирается на муниципальную собственность, право взимания и распоряжения местными налогами, возможность принятия широкого круга нормативных актов по вопросам местного управления, распоряжения местной полицией и т.д.

7. В зарубежных странах существует несколько видов организации и функционирования органов местной власти. Принято различать четыре основные системы осуществления публичной власти на местах: Англосаксонская; Романо-германская, в которой главенствует французская модель; Иберийская; Система советов. Названные муниципальные системы имеют явные различия, но органы местного самоуправления в них имеют одни и те же функции и решают одинаковые задачи.

Подводя итог, можно сделать вывод, что работа органов местного самоуправления имеет и свои достоинства и недостатки, которые необходимо устранять.

Список литературы

1. Айман Т.О. Правоведение: Учебное пособие. – М.ИНФРА –М, 2002. – 200 с. – (Серия «Право в вопросах и ответах»).

2. Баранчиков В. А. Муниципальное право: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ–ДАНА, Закон и право, 2000. – 383 с.

3. Берг О. В., Классификация властных полномочий и оптимизация системы органов власти // Государственная власть и местное самоуправление, 2001, № 3. С.5-7.

4. Волкова Е., Судьбы второй палаты парламента в современной России // Государственная власть и местное самоуправление, 2005, № 6.

5. Гаджиев Р.С. и др. Введение в политологию: Учебное пособие. –3-е изд. перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1998. – 272 с.

6. Глазунова Н. И. Государственное (административное) управление: учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – 560 с.

7. Государственное управление в России: Учебник для вузов / Под ред. проф. А. Н. Марковой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2002. – 333 с.

8. Еремян В.В., Фёдоров М.В. Местное самоуправление в России (XII- начало XX в.). – М., 1998. – с. 130 –131.

9. Зотов В.Б., Макашева З.М. Муниципальное управление: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2003. – 279 с.

10. Игнатов В.Г., Рудой В. В. Местное самоуправление. (Изд. 2-е, доп. и перераб.) – Ростов н/Д.: «Феникс». 2003. – 384 с.

11. Ирхин Ю.В. Политология: Учебное пособие. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Издательство РУДН, 1996. – 463 с.

12. Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2004. – 346 с.

13. Конституция (Основной Закон) Российской Федерации – России. – М.: Известия, 2003. – 127 с.

14. Милецкий В.П. Социальное государство: эволюция идей, сущность и перспективы становления в современной России//Политические процессы в России в сравнительном измерении. – Спб., 1997. – 234 с.

15. Мирошниченко Е.В. Исполнительный механизм в системе органов местного самоуправления/Местное самоуправление: Учебное пособие/Колл. авторов. – М., 1998. – 81 с.

16. Мутшук О.З., Цыбульская М.В. Политология: Учебно-практическое пособие. – М.: МЭСИ, 2004. – 100 с.

17. Незнамова Е.А., К вопросу о некоторых новых положениях законодательства о местном самоуправлении // Государственная власть и местное самоуправление, 2004, № 5. С.6-9.

18. Ожиганов Н. И. и др. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: 100 экзаменационных ответов. Пособие для подготовки к экзаменам. – Москва: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2003 – 320 с.

19. Пронкин С. В., Петрунина О. Е. Государственное управление зарубежных стран: Учебное пособие. –М.: Аспект Пресс, 2001.–416 с.

20. Рой О.М. Система государственного и муниципального управления- 2-е изд. – СПб.: Питер, 2006. – 336 с. ил.: - (Серия «Учебные пособия»).

21. Уткин Э. А., Денисов А. Ф. Государственное и муниципальное управление. – М.: Издательство «ЭКМОС», 2003. – 304 с.

22. Черданцев А.Ф. Теория государства и права: Учебник для вузов. – М.: Юрайт-М, 2002. – 432 с.

23. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2003. – 622 с.

24. Чиркин В.Е. Государствоведение: Учебник. М.: Юристъ, 1999.–400 с.

25. Основы государства и права. 4-е изд./Под ред. С.А. Комарова. – СПб.: Питер, 2003. – 544 с. – (Серия «Учебные пособия»).

26. Российская Федерация сегодня, 1998 № 23. - с. 41.

Покупка готовой работы
Тема: «Правовые и экономические основы местного самоуправления»
Раздел: Государство и право
Тип: Курсовая работа
Страниц: 40
Цена: 400 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика