Курсовая работа

«Роль общения в жизни человека. Коммуникативные барьерыРоль общения в жизни человека. Коммуникативные барьеры»

  • 26 страниц
Содержание

Введение….3

Глава 1. Общение как социально-психологический феномен…5

1.1. Определение понятия «общение»….5

1.2. Содержание, структура и средства общения….8

Глава 2. Роль общения в жизни человека, основные функции общения….12

2.1. Общение как необходимый фактор развития личности….12

2.2. Основные функции общения….14

Глава 3. Особенности и виды коммуникативных барьеров….17

3.1. Определение понятия «коммуникативные барьеры»….17

3.2. Виды коммуникативных барьеров и причины их появления…19

Заключение…24

Список использованной литературы….26

Введение

Общение является необходимым условием всякой совместной деятельности и представляет собой процесс установления и развития контакта между людьми, обмена информацией, восприятия участниками общения друг друга и их взаимодействия. Проблема общения традиционно находится в центре внимания отечественных и зарубежных социальных психологов в связи с ее значимостью во всех сферах жизнедеятельности человека и социальных групп. Человек без общения не может жить среди людей, развиваться и творить. Существование и развитие социальных групп также тесно связано с общением. В широком смысле общение представляет собой совокупность совершенно различных связей между людьми. Все это обусловливает актуальность изучения процессов общения.

Исследования общения имеют давние традиции в отечественной психологии. О важности этой проблематики для изучения моральных чувств говорил еще И.М. Сеченов. Первым в России стал проводить эксперименты с целью изучения некоторых сторон общения В.М. Бехтерев. Внесли свой вклад в разработку проблем общения А.Ф. Лазурский, Л.С. Выготский, В.Н. Мясищев. Рассматривая вопрос о психологической структуре человека как субъекта деятельности, Б.Г. Ананьев подчеркивал роль общения. Он отмечал, что общение является важнейшей деятельностью, возникшей на базе труда и в процессе социально-исторического развития, ставшей самостоятельным видом деятельности. В данной курсовой работе также рассмотрены труды таких авторов, как Г.М. Андреева, Б.Ф. Ломов, А.А. Леонтьев, В.П. Куницына и др. В работах авторов рассматривается общение в онтогенезе как один из факторов психического развития личности, связь потребности в общении с другими человеческими потребностями, значение общения для регуляции поведения личности, взаимосвязь общения и эмоциональной сферы личности, особенности психических процессов в условиях общения и т. д.

Возникновение психологических и коммуникативных барьеров общения существенно мешает как общению отдельных индивидов, так и целых социальных слоёв. Изучением проблемы коммуникативных барьеров занимались Э.Берн, З.Фрейд , Л.П. Буева, А. С. Золотнякова, Б. Д. Парыгин , М. С. Каган, А. А. Бодалев.

Актуальность выбранной темы данной курсовой работы определяется тем, что она направлена на пополнение знаний о роли общения в жизни человека. Изучение основных форм и структуры общения, коммуникативных барьеров способствует наилучшему пониманию особенностей общения, разработке различных развивающих и коррекционных программ, с помощью которых возможно решение различных проблем передачи информации и взаимодействия между людьми.

Цель данной курсовой работы – раскрытие сущности и роли общения в жизни человека, особенностей коммуникативных барьеров.

Объект работы – процесс общения между людьми.

Предмет курсовой работы – роль общения в жизни человека, особенности коммуникативных барьеров.

Исходя из цели данной курсовой работы, можно выделить следующие задачи:

1. Обобщить основные подходы к проблеме общения в отечественной научной литературе.

2. Изучить содержание, структуру и средства общения.

3. Изучить основные функции общения.

4. Исследовать особенности коммуникативных барьеров и их влияние на процесс общения.

Методы исследования проблемы данной курсовой работы – теоретический анализ и обобщение научной отечественной и зарубежной литературы.

Фрагмент работы

Существует ряд факторов, снижающих эффективность общения, которые получили название "барьеры межличностных коммуникаций".

Коммуникативные барьеры - это психологические препятствия на пути адекватной передачи и получения информации. Выделяют несколько видов коммуникативных барьеров:

1. Барьеры понимания:

а) фонетический - дефекты речи и дикции; монотонная, невыразительная речь; быстрая речь, скороговорка; использование звуков и слов-паразитов.

б) семантический – использование профессиональных терминов и жаргона; использование диалектов; использование сленгов и жаргонов; многовариантность смысловых значений слов.

в) логический – он возникает в тех случаях, когда логика рассуждения, предлагаемая коммуникатором, либо слишком сложна для восприятия реципиента, либо кажется ему неверной, либо противоречит присущей ему манере доказательства.

г) стилистический - несоответствие стиля речи коммуникатора ситуации общения, актуальному психологическому состоянию партнера.

2. Барьеры социально-культурных различий – это социальные, политические, религиозные и профессиональные различия, которые приводят к разной интерпретации тех или иных понятий, употребляемых в процессе коммуникации:

а) социально-демографические различия: пол, возраст, социальное положение, национальность, образование, профессия, место проживания, религия, семейное положение, политические взгляды.

б) социально-психологические различия: темперамент, особенности характера, способности, направленность, психологические комплексы.

3. Перцептивные барьеры - это психологическое препятствие на пути адекватного восприятия партнера:

а) барьеры перцептивной информации - барьер первого впечатления, барьер стереотипов;

б) барьер личностных особенностей - барьер занятости собой, барьер боязни контактов в результате негативного опыта коммуникации;

в) барьеры установок - барьер беспричинной негативной установки, барьер отрицательной установки (при заочном знакомстве с партнером), барьер ожидания непонимания (при негативном опыте);

г) барьеры отрицательных эмоций - при переживании отрицательных эмоций адекватного восприятия партнера не будет.

4. Барьеры отношений - психологические феномены, возникающие в процессе общения людей, к которым можно отнести возникновение чувства неприязни, недоверия к своему коммуникатору, влияющим и на передаваемую информацию. Любая поступающая к человеку информация несет в себе тот или иной элемент воздействия на его поведение, мнения, установки и желания с целью их частичного или полного изменения. В этом смысле коммуникативный барьер — это форма психологической защиты от постороннего психологического воздействия, проводимого в процессе обмена информацией между участниками.

5. Невербальные барьеры:

а) визуальные барьеры (особенности телосложения, походка, движение рук, ног, поза и смена поз, визуальный контакт, кожные реакции, психологическая дистанция);

б) акустические барьеры (интонация, тембр, темп, громкость, высота звука, речевые паузы и др.);

в) тактильная чувствительность (рукопожатия, похлопывания, поцелуи и др.);

г) ольфакторные барьеры (запахи) [4].

Барьеры в общении связаны с предвзятостью и беспричинностью негативных установок, возникающих в ряде случаев по первому впечатлению. Отрицательные установки могут вводиться в опыт человека кем-то из людей. У застенчивых сильным препятствием в общении становятся ожидание непонимания или беспокойство о том, будет ли общение успешным. В отношениях людей разных поколений возникают барьеры возраста. Иногда человек сам создает себе препятствия в общении в силу своих неверных представлений о других людях [10].

В психологии затрудненного общения, как и в психологии эффективного, оптимального общения, происходит соединение причин возникновения затруднений, результата и характеристик участников общения. Особенности личности могут стать причиной затруднений в общении или результатом общения, могут рассматриваться в качестве внешних или внутренних, субъективных или объективных факторов.

Заключение

Общение, в том виде как оно возможно у людей, является одной из важнейших функций существования человеческого общества, является отличительной чертой именно человеческого сообщества со всей его культурой, наукой, искусством. Да и само становление психики человека, реализация человеческого потенциала были бы невозможными без феномена общения. Оно пронизывает всю нашу жизнь, во всех ее сферах, поэтому изучение именно этого явления становится одним из важнейших для понимания человека и для понимания возможных направлений совершенствования как индивида, так и жизни всей человеческой семьи.

Общение - это одна из основных сфер приложения усилий личности по самореализации и важнейший инструмент этих усилий. В данной работе рассмотрено содержание общения, его структура, особенности вербальных и невербальных форм общения, виды коммуникативных барьеров. Рассмотрены разные взгляды на проблему общения в отечественной психологической литературе.

Общение выполняет различные жизненно значимые функции: сообщение или обмен информацией, мыслями, чувствами через язык, знаки и символы; передача социальных, культурных и нравственных ценностей для тех, кто вступает в контакт и взаимодействие; воздействие на сознание и поведение людей; предпосылка и сопровождение деятельности; способ взаимодействия; фактор поведения; форма самопознания личности; процесс узнавания себя в другом и другого в себе; условие регламентации межличностных отношений и др.

Понятие общения близко соотносится с понятием коммуникаций. Акт общения анализируется и оценивается по следующим компонентам: адресант — субъект общения, адресат — кому направлено сообщение, сообщение — передаваемое содержание, код — средства передачи сообщения, канал связи, и результат — что достигнуто в итоге общения. В отечественной психологии существует несколько подходов к пониманию общения. Предпочтительным представляется исходить из принципа неразрывного единства общения и деятельности, а не сводить общение к одной из его сторон — либо к обмену информацией, либо к взаимодействию, к влиянию одной общающейся стороны на другую, либо к процессу межличностной перцепции (-> восприятие межличностное). Общение полифункционально, что отражается во множестве существующих классификаций его функций. Чаще всего в них описываются коммуникативные аспекты общения, причем допускается ошибочное отождествление понятий коммуникация и общения. В самых обобщенных классификациях выделяется три стороны общения: 1) коммуникативная; 2) интерактивная; 3) перцептивная.

Важную роль в общении людей играют коммуникативные барьеры. Наличие коммуникативных барьеров усложняют общение и взаимоотношения между людьми. Коммуникативные барьеры часто сопровождаются чувством неудовлетворенности собой, комплексом неполноценности заниженной самооценкой. Все это может привести к взаимному непониманию собеседников, неумению выстраивать адекватное общение и появлению страха перед людьми, публикой.

Таким образом, можно сделать вывод, что общение играет огромную роль в жизни человека. С помощью общения человек взаимодействует с окружающими людьми, с самим собой. Человек становится личностью в результате взаимодействия и общения с другими людьми. Общение — сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания партнера по общению. В самом общем виде общение выступает как форма жизнедеятельности. В общении человек самоопределяется, обнаруживая свои индивидуальные особенности.

Список литературы

1. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. – М., 1978.

2. Андреева Г.М. Социальная психология. — М.: Аспект Пресс, 2008.

3. Андриенко Е.В. Социальная психология / Под ред. В.А.Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.

4. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. -М., 2000.

5. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. – СПб.: «Питер», 2001.

6. Лабунская В. А. Психология затрудненного общения: теория, методы, диагностика, коррекция / В. А. Лабунская, Ю. А. Менджерицкая, Е. Д. Бреус. – М. Академия, 2001.

7. Леонтьев А.А. Психология общения. - Тарту, 1973.

8. Леонтьев А.А. Общение как объект психологического исследования // Методологические проблемы социальной психологии. - М., 1975.

9. Ломов Б.Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. - М., 1976.

10. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования / Сост. Е. И. Рогов. - М.: ВЛАДОС, 2005.

11. Парыгин, Б. Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории / Б.Д. Парыгин. – СПб.: ИГУП, 1999.

12. Петровская Л.А. Компетентность в общении. – М.: Изд-во МГУ,1989.

13. Психологический словарь / Под ред. А.В.Петровского и М.Г. Ярошевского – М., 1990.

14. Руденский Е.В. Социальная психология. – М.: ИНФРА-М, 1999.

15. Щербакова Т. Н. Психологическая компетентность педагога: транслирование личностных характеристик в общении с учениками / Т. Н. Щербакова, Р. Х. Ганиева. – Ростов-н/Д : Изд-во Рост. ун-та, 2003.

Покупка готовой работы
Тема: «Роль общения в жизни человека. Коммуникативные барьерыРоль общения в жизни человека. Коммуникативные барьеры»
Раздел: Психология
Тип: Курсовая работа
Страниц: 26
Цена: 250 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика