Курсовая работа

«Особенности работы с подростками на основе учета особенностей характера»

  • 45 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1. Особенности развития личности в подростковом возрасте 5

2. Акцентуации характера и их характеристики 9

3. Особенности проявлений акцентуаций характера в подростковом возрасте и их учет в коррекционной работе 33

4. Эмпирическое исследование специфики подростковой акцентуации в зависимости от типов семейного воспитания 37

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 44

Введение

Актуальность темы.

Подростковый возраст является периодом становления характера и в это время формируется большинство характерологических типов. Именно в этом возрасте различные типологические варианты нормы (акцентуации характера) выступают наиболее ярко, так как черты характера еще не сглажены и не скомпенсированы жизненным опытом.

У подростков от типа акцентуации характера зависит многое - особенности транзисторного нарушения поведения («пубертантных кризисов») - острых аффективных реакций и неврозов (как в их картине, так и в отношении вызывающих их причин). С типом акцентуации характера необходимо считаться при разработке реабилитационных программ для подростков. Знание типа акцентуации характера важно при составлении психотерапевтических программ в целях наиболее эффективного использования разных видов психотерапии (индивидуальной или групповой, дискуссионной, директивной или эмоционально - стрессовой). Тип акцентуации указывает на слабые места характера и тем самым позволяет предвидеть факторы, способные вызвать психогенные реакции, ведущие к дезадаптации - тем самым открываются перспективы для психопрофилактики.

Обычно акцентуации развиваются в период становления характера и сглаживаются с повзрослением. Особенности характера при акцентуациях могут проявляться не постоянно, а лишь в некоторых ситуациях, в определенной обстановке, и почти не обнаруживаться в обычных условиях. Социальная дезадаптация при акцентуациях либо вовсе отсутствует, либо бывает непродолжительной.

При акцентуациях характера нарушения возникают только при определенного рода психических травмах, в некоторых трудных ситуациях, а именно лишь тогда, когда они адресуются к «месту наименьшего сопротивления», к «слабому звену» данного типа характера. Иные трудности и потрясения, не задевающие этой ахиллесовой пяты, не приводят к нарушениям и переносятся стойко. При каждом типе акцентуации имеются свойственные ему, отличные от других типов, «слабые места».

В основе данного исследования, посвященного вопросам формирования акцентуаций характера и анализу особенностей работы с подростками с учетом акцентуаций характера, лежит теория А.Е. Личко. По его определению, акцентуации характера – это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим.

Данные положения подтверждают актуальность и значимость изучения особенностей формирования акцентуаций в подростковом возрасте в практике консультационно-коррекционной работы психолога с подростками.

В рамках данной работы проводится также практическое исследование особенностей формирования акцентуаций характера у подростков, в зависимости от особенностей семейного воспитания.

Целью данной работы является анализ особенностей работы с подростками, с учетом акцентуаций характера.

В рамках исследования выдвинуты следующие задачи:

1) Теоретический анализ особенностей формирования акцентуаций характера в подростковом возрасте.

2) Изучение специфики консультационной и коррекционной работы с подростками, с учетом акцентуаций характера.

3) Эмпирическое изучение специфики формирования подростковой акцентуации в зависимости от особенностей семейных отношений.

Методики исследования – опросник Шмишека (диагностика акцентуаций характера у подростков), опросник АСВ Э.Г. Эйдемиллера, направленный на диагностику стиля родительского отношения.

Фрагмент работы

Стратегия психокоррекционной работы с акцентуированными подростками строится на том, что для каждого типа акцентуаций выделяются наиболее травмирующие психогенные воздействия. Подросток включается в различные ситуации, подразумевающие такого рода воздействия.

Анализируя такое направление психокоррекционной работы с акцентуированными подростками, Э.Г.Эйдемиллер и В.В.Юстицкий выделяют три основные цели. Во-первых, необходимо научить подростка распознавать трудные именно для него ситуации. Так, при гипертимной акцентуации такими являются ситуации, требующие от подростка сдержанности в проявлении чувств, энергии.

Какие ситуации тяжелы для гипертимов? Те, где строго регламентируется их поведение, где нет свободы для проявления инициативы, где есть монотонный труд или вынужденное бездействие. Во всех этих ситуациях гипертимы дают взрывы или срывы. Например, если у подростка такого типа слишком опекающие родители, которые контролируют каждый его шаг, то очень рано он начинает протестовать, давать острые негативные реакции вплоть до побегов из дома.

Для лиц с шизоидной акцентуацией труднее всего вступать в эмоциональные контакты с людьми. Поэтому они дезадаптируются там, где нужно неформально общаться (что как раз очень подходит гипертиму). Поэтому им не следует поручать, например, роль организатора нового дела: ведь это потребует от него установления многих связей с людьми, учета их настроений и отношений, тонкой ориентировки в социальной обстановке, гибкости поведения и т. п. Еще представители этого типа не переносят, когда им «лезут в душу», они особенно нуждаются в бережном отношении к их внутреннему миру.

Для истероидного акцентуанта труднее всего переносить невнимание к его особе. Он стремится к похвалам, славе, лидерству, но скоро теряет в результате деловой незрелости позиции и тогда очень страдает. Оставить в покое шизоида или психастеника можно, а иногда даже и нужно; сделать то же с истероидом — значит создать ситуацию психологического дискомфорта и даже стресса.

При лабильной акцентуации необходимо как можно реже допускать ситуации эмоционального отвержения со стороны значимых лиц.

У циклоидных подростков имеются свои «места наименьшего сопротивления». Важнейшим из них, вероятно, является неустойчивость к коренной ломке жизненного стереотипа. Необходимо учить подростка планировать свою деятельность и нагрузки. Переутомление и астения затягивают субдепрессивную фазу, появляется отвращение к учебе и к умственной работе вообще.

Делинквентность, побеги из дому, алкоголизация и другие нарушения поведения подросткам астено-невротического типа не свойственны. Но это не означает, что специфически подростковые поведенческие реакции у них отсутствуют. Стремление к эмансипации или тяга к группированию со сверстниками, не получая прямого выражения в силу астеничности, утомляемости и т. п., могут исподволь подогревать маломотивированные вспышки раздражения в отношении родителей, воспитателей, старших вообще, побуждать к обвинению родителей в том, что их здоровью уделяется мало внимания, или же порождать глухую неприязнь к сверстникам, у которых специфически-подростковые поведенческие реакции выражаются прямо и открыто. Необходимо давать такому подростку возможность «выговориться», «излить душу».

У подростков с астено-невротической акцентуацией рано формируется чувство долга, ответственности, высоких моральных и этических требований и к окружающим, и к самому себе. Данные качества можно использовать как сильные стороны личности в преодолении жизненных трудностей, в преодолении чувства собственной неполноценности.

К подросткам с психастенической акцентуацией необходимо предъявлять требования особенно продуманно. Воспитание в условиях «повышенной ответственности», когда родители возлагают недетские заботы по надзору и уходу за младшими или беспомощными стариками, положение старшего среди детей в трудных материальных и бытовых условиях способствуют становлению устойчивых форм психастении. Необходимо вовлекать подростка в разнообразные виды деятельности для самопознания им своих сильных сторон в целях преодоления склонности к тревожной мнительности, навязчивых страхов, опасений, действий, ритуалов, мыслей, представлений.

Реакция эмансипации у эпилептоидных подростков нередко протекает очень тяжело. Дело может доходить до полного разрыва с родными, в отношении которых выступает крайняя озлобленность и мстительность. Эпилептоидные подростки не только требуют свободы, самостоятельности, избавления от власти, но и «прав», своей доли имущества, жилища, материальных благ. В общении с такими подростками необходимо точно устанавливать границы персональной ответственности.

С наступлением пубертатного периода подростки с неустойчивой акцентуацией стремятся высвободиться из-под родительской опеки. Реакция эмансипации у неустойчивых подростков тесно сопряжена все с теми же желаниями удовольствия и развлечения. Необходимо развивать общечеловеческие и моральные качества, нормы поведения в обществе.

Представители конформного типа – это люди своей среды. Их главное качество, главное жизненное правило – думать «как все», поступать «как все», стараться, чтобы все у них было «как у всех» – от одежды и домашней обстановки до мировоззрения и суждений по животрепещущим вопросам. Под «всеми» подразумевается обычное непосредственное окружение. От него они не хотят ни в чем отстать, но и не любят выделяться, забегать вперед. Конформность сочетается с поразительной некритичностью. Таким образом при работе с данными подростками необходимо развивать самостоятельность в поведении.

Из приведенных примеров видно, насколько различны и. иногда даже качественно противоположны «слабые звенья» разных типов характера, как, впрочем, и их сильные стороны. Знание этих слабых и сильных сторон совершенно необходимо для осуществления индивидуального подхода к подростку. Во-вторых, сформировать у подростка способность объективизировать эти трудные для него ситуации, увидеть их как бы со стороны, научить подростка анализировать таки ситуации, продуктивно использовать опыт собственных ошибок.

В-третьих, расширить диапазон возможных способов поведения подростка в трудных для него ситуациях. Авторы справедливо замечают, что стандартность, одинаковость поведения – это главное, что бросается в глаза, когда к личности предъявляются непереносимые для него требования.

Для осуществления данной стратегии можно использовать различные формы тренинговой работы с подростками, индивидуальное консультирование и т.п. К.Роджерс отвергает всякие попытки выделения категорий трудных детей и предлагает программу диагностического подхода, опирающуюся на представление о «психологическом центре тяжести» как о ведущем нарушении, на которое следует обращать основное внимание при работе с трудным ребенком. По мнению К.Роджерса, более важным, чем диагностика причин и механизмов отклонений в поведении, является создание такой среды для трудного ребенка, которая заставила бы его сменить старые, неэффективные формы поведения на новые, конструктивные.

Заключение

Характер можно определить как иерархизированную, упорядоченную совокупность устойчивых индивидуально-психологических особенностей личности, которые формируются в процессе жизнедеятельности и проявляются в способах типичного реагирования личности в деятельности, поведении и общении. В процессе жизни те или иные черты характера могут претерпевать определенные, иногда существенные изменения. Однако черты характера не могут изменяться быстро и легко, так, например, как настроение человека. Изменение характера — это чаще всего сложный и длительный процесс. Характер тесно связан с системой отношений личности к миру, к окружающей действительности. Иногда говорят даже, что характер — это и есть определенная система отношений человека, только отношения эти стали достаточно устойчивыми. Наряду с понятием «черты характера», «особенности характера», существует и понятие «акцентуации характера». В наиболее лаконичном виде акцентуацию можно определить как дисгармоничность развития характера, гипертрофированную выраженность отдельных его черт, что обусловливает повышенную уязвимость личности в отношении определенного рода воздействий и затрудняет ее адаптацию в некоторых специфичных ситуациях. Затруднения с адаптацией личности в некоторых специфичных ситуациях (сопряженные с данной акцентуацией) могут сочетаться с хорошими и даже повышенными способностями к социальной адаптации в других ситуациях. При этом эти «другие» ситуации сами по себе могут быть объективно более сложными, но не сопряженными с данной акцентуацией.

Хотя в целом вопрос о динамике акцентуаций разработан еще недостаточно, можно определенно говорить о заострении черт акцентуированного характера в подростковом возрасте. В дальнейшем, очевидно, происходит их сглаживание или компенсация, а также переход явных акцентуаций в скрытые. Акцентуированная личность не синонимична патологической. В противном случае нормой следовало бы считать только среднюю посредственность, а любое отклонение от нее рассматривать как патологию. Распространенность акцентуаций в обществе сильно варьируется и зависит от многих факторов, таких как социокультурные особенности среды, половые и возрастные отличия и др.

Как показывают результаты исследования, стратегия консультационной и коррекционной работы с подростками должна учитывать особенности акцентуации характера. Необходим также комплексный подход к диагностике и коррекции семейных взаимоотношений.

Как показывают результаты экспериментального исследования, структура семейных отношений и стиль родительского воспитания в частности оказывают влияние на формирование акцентуаций характера у подростков.

Анализируя результаты исследования, можно отметить, что в семьях с преобладающим «опекающим» стилем воспитания подросткам в большей степени свойственны такие особенности акцентуации как пониженное настроение, серьезность, ответственность, добросовестность, пунктуальность, чувство справедливости; инертность, замедленность, пассивность, пессимизм, отшельничество, неумение радоваться вместе с окружающими, поддерживать группу.

Их сверстникам из семей с преобладающим стилем попустительского воспитания в большей степени свойственны черты демонстративного и гипертимного типов, что проявляется в общительности, энергичности, оптимизме, инициативности, легкости отношения к жизненным проблемам, эрудированность; импульсивность, необдуманность поведения, эмоциональность, раскованность, способность увлечь, актерские данные, яркость выражения чувств.

Следовательно, большое значение приобретает построение консультационной работы с подростками с учетом особенностей стиля семейного воспитания, привлечение родителей к этой работе.

Список литературы

1. Андреева Г. М. Социальная психология: Учебник для вузов. М.: Аспект-Пресс, 1997.

2. Бобнева М. И. Социальные нормы и регуляция поведения. М., 1987.

3. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб.: Питер, 1997.

4. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. М.: Просвещение, 1995.

5. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. М.: Изд-во МГУ, 1988. С. 257-280.

6. Дубровина И.В. Психологическая служба школы. – М.: Международная педагогическая академия, 1995. – 222 с.

7. Иванова Т.В. Особенности работы с девиантными подростками// Журнал кафедры практической психологии РГПУ им. А.Г.Герцена. Вестник №1. 1996.

8. Клейберг Ю. А. Социальные нормы и отклонения. 2-е изд., доп. М.: Вита-Пресс, 1997.

9. Ковалева А. И. Социология личности: норма и отклонение. М.: Ин-т молодежи, 1996.

10. Кочетов А.Н., Верцинская И.Н. Работа с трудными детьми. М., 1986.

11. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. В сб. Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: Изд-во МГУ, 1982.

12. Майерс Д. Социальная психология: Пер. с англ. СПб.: Питер, 1996.

13. Мертон Р. К. Социальная структура и аномия // Социологические исследования. 1992. № 3-4.

14. Натанзон Э.Ш. Трудный школьник и педагогический коллектив. М., Просвещение. 1984.

15. Психологическая служба школы. Под ред. И.В.Дубровиной. М., 1995.

16. Психология. Словарь. /Под ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. М.: Политиздат, 1990.

17. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб.: Питер. - 2000.

18. Раттер М. Помощь трудным детям. М., 1987.

19. Сафуанов Ф.С. Психологическая типология криминальной агрессии // Психологический журнал, 1999, том 20, №6.

20. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). - СПб, Питер Пресс, 1997.

21. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. – М.: Владос, 1998. – 512 с.

Покупка готовой работы
Тема: «Особенности работы с подростками на основе учета особенностей характера»
Раздел: Психология
Тип: Курсовая работа
Страниц: 45
Цена: 400 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика