Курсовая работа

«Взаимосвязь способностей и темперамента»

  • 26 страниц
Содержание

Введение….3

Глава 1. Способности как индивидуальные свойства личности…5

1.1. Общая характеристика способностей человека….…5

1.2. Уровни развития способностей….7

Глава 2. Темперамент как динамическая характеристика личности…11

2.1. Общее понятие о темпераменте ….….11

2.1. Психологическая характеристика классических типов темперамента.…17

Глава 3. Взаимосвязь способностей и темперамента…21

3.1. Общее понятие о задатках….….21

3.1. Общие типологические свойства способностей и темперамента….22

Заключение…25

Список использованной литературы….26

Введение

Способности и темперамент являются одними из наиболее значимых свойств личности. Каждый человек наделен индивидуальными различиями, которые обусловлены особенностями биологического и физиологического строения и развития организма, а также особенностями социального развития, неповторимостью социальных связей и контактов. К биологически обусловленным структурам личности относится прежде всего темперамент. Темперамент определяет наличие многих психических различий между людьми, в том числе по интенсивности и устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу и энергичности действий, а также по целому ряду других динамических характеристик. Каждый человек индивидуален, неповторим. Одному присуща медлительность, иному – торопливость. Кому-то свойственна легкость возбуждения, возникновения чувств, а кому-то – хладнокровие. Одного отличают резкие движения, жесты, выразительная мимика, другого - сдержанность движений, малая подвижность лица. Эти особенности выражают темперамент человека.

Способности - это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений, навыков, но которые сами к наличию этих знаний, навыков и умений не сводятся. Способности обнаруживаются не в знаниях, умениях и навыках, как таковых, а в динамике их приобретения, т. е. в том, насколько при прочих равных условиях быстро, глубоко, легко и прочно осуществляется процесс овладения знаниями и умениями, существенно важными для данной деятельности.

Природной основой развития способностей являются задатки - анатомо-физиологические особенности нервной системы. Развитие задатков — это социально обусловленный процесс, который связан с условиями воспитания и особенностями развития общества. Задатки развиваются и трансформируются в способности при условии, если в обществе возникла потребность в тех или иных профессиях, в частности, где нужен именно тонкий музыкальный слух. Вторым существенным фактором развития задатков являются особенности воспитания. Задатки неспецифичны. Наличие у человека задатков определенного вида не означает, что на их базе в благоприятных условиях обязательно должна развиться какая-то конкретная способность. Поэтому нужно отметить, что способности в значительной степени социальны и формируются в процессе конкретной деятельности человека.

Актуальность выбранной темы данной курсовой работы определяется тем, что совместное изучение типологических свойств нервной системы и природной основы способностей является интересным для многих авторов. Типологические свойства нервной системы, проявляющееся в типах темперамента, во многом взаимосвязаны с развитием способностей. Наличие определенных свойств темперамента у отдельного человека определяет успешность результата его деятельности.

Цель данной курсовой работы – исследование взаимосвязи способностей и темперамента человека.

Объект работы – психические процессы личности.

Предмет курсовой работы – исследование взаимосвязи способностей и темперамента человека.

Исходя из цели данной курсовой работы, можно выделить следующие задачи:

1. Изучить понятие, классификации и уровни способностей.

2. Изучить понятие темперамента, его свойств и типов темперамента

3. Исследовать взаимосвязь свойств темперамента с развитием способностей в психологической литературе.

Методы исследования проблемы данной курсовой работы – теоретический анализ и обобщение научной отечественной и зарубежной литературы.

Фрагмент работы

Прежде чем прейти к рассмотрению различных типов темперамента, необходимо отметить, что нет лучших или худших темпераментов - каждый из них имеет свои положительные и отрицательные стороны, поэтому главные усилия должны быть направлены не на переделку темперамента (что невозможно вследствие врожденности темперамента), а на разумное использование его достоинств. Конкретные проявления типа темперамента многообразны. Особенности темперамента человека не только проявляются в его поведении, но и определяют своеобразие динамики познавательной деятельности и сферы чувств, отражаются в побуждениях и действиях человека, а также в характере интеллектуальной деятельности, особенностях речи и т.д.

Для составления психологических характеристик традиционных четырех типов обычно используют основные свойства темперамента. Многие из этих свойств были раскрыты в работах Б.М. Теплова и его учеников, а затем получили дальнейшее развитие в исследованиях отечественных ученых. В ходе этих исследований названия некоторых свойств, предложенные Тепловым, изменились, а также были открыты новые свойства. Например, свойство темперамента, названное тепловым «эмоциональная возбудимость», в психологической литературе часто называется сензитивностью (чувствительностью), а реактивность непроизвольных движений, вызванных внешним воздействием, - реактивностью. Изменились названия и других свойств темперамента. Вместе с тем к свойствам темперамента стали относить экстраверсию - интроверсию. Эти понятия определяют, от чего преимущественно зависят реакции и деятельность человека – от внешних впечатлений, возникающих в данный момент (экстраверсия), или от образов, представлений и мыслей, связанных с прошлым и будущим (интроверсия).

Холерик – это человек, нервная система которого определяется преобладание возбуждения над торможением, вследствие чего он реагирует очень быстро, часто необдуманно, не успевает себя затормозить, сдержать, проявляет нетерпение, порывистость, резкость движений, вспыльчивость, необузданность, несдержанность. Неуравновешенность его нервной системы предопределяет цикличность в смене его активности и бодрости: увлекшись каким-нибудь делом, он страстно, с полной отдачей работает, но сил ему хватает не надолго, и, как только они истощаются, он дорабатывается до того, что ему все невмоготу. Появляется раздраженное состояние, плохое настроение, упадок сил и вялость («все валится из рук»). Чередование положительных циклов подъема настроения и энергичности с отрицательными циклами спада, депрессии обусловливают неровность поведения и самочувствия, его повышенную подверженность к проявлению невротических срывов и конфликтов с людьми.

Сангвиник – человек с сильной, уравновешенной, подвижной нервной системой обладает быстрой реакцией, его поступки обдуманы, жизнерадостен, благодаря чему его характеризует высокая сопротивляемость трудностям жизни. Подвижность его нервной системы обусловливает изменчивость чувств, привязанностей, интересов, взглядов, высокую приспособляемость к новым условиям. Это общительный человек, легко сходится с новыми людьми, и поэтому у него широкий круг знакомств, хотя он и не отличается постоянством в общении и привязанности. Он продуктивный деятель, но лишь тогда, когда много интересных дел, т.е. при постоянном возбуждении, в противном случае он становится скучным, вялым, отвлекается. В стрессовой ситуации проявляет «реакцию льва», т.е. активно, обдуманно защищает себя, борется за нормализацию обстановки.

Флегматик – человек с сильной, уравновешенной, но инертной нервной системой, вследствие чего реагирует медленно; неразговорчив, эмоции проявляются замедленно (трудно рассердить, развеселить); обладает высокой работоспособностью, хорошо сопротивляется сильным и продолжительным раздражителям, трудностям, но не способен быстро реагировать в неожиданных, новых ситуациях. Прочно запоминает все усвоенное, не способен отказаться от выработанных навыков и стереотипов, не любит менять привычки, распорядок жизни, работу, друзей, трудно и замедленно приспосабливается к новым условиям. Настроение стабильное, ровное. При серьезных неприятностях флегматик остается внешне спокойным.

Меланхолик – человек со слабой нервной системой, обладающий повышенной чувствительностью даже к слабым раздражителям, а сильный раздражитель уже может вызвать «срыв», «стопор», растерянность, «стресс кролика», поэтому в стрессовых ситуациях (экзамен, соревнования, опасность и т.п.) могут ухудшиться результаты деятельности меланхолика по сравнению со спокойной привычной ситуацией. Повышенная чувствительность приводит к быстрому утомлению и падению работоспособности (требуется более длительный отдых). Незначительный повод может вызвать обиду, слезы. Настроение очень изменчиво, но обычно меланхолик старается скрыть, не проявлять внешне свои чувства, не рассказывает о своих переживаниях, часто грустен, подавлен, неуверен в себе, встревожен, у него могут возникать невротические расстройства. Однако, обладая высокой чувствительностью нервной системы, меланхолики часто имеют выраженные художественные и интеллектуальные способности.

Трудно ответить, какой тип темперамента у того или иного взрослого человека. Тип нервной системы хотя и определяется наследственностью. но не является абсолютно неизменным. С возрастом, а также под воздействием систематических тренировок, воспитания, жизненных обстоятельств нервные процессы могут ослабеть или усилиться, может ускориться или замедлиться их переключаемость. Например, среди детей преобладают холерики и сангвиники (они энергичны, веселы, легко и сильно возбуждаются; заплакав, через минуту могут отвлечься и радостно хохотать, т.е. присутствует высокая подвижность нервных процессов). Среди пожилых людей, наоборот, много флегматиков и меланхоликов.

Темперамент – это внешнее проявление типа высшей нервной деятельности человека, и поэтому в результате воспитания, самовоспитания это внешнее проявление может искажаться, изменяться, происходит «маскировка» истинного темперамента. Поэтому и редко встречаются «чистые» типы темперамента, но, тем не менее, преобладание той или иной тенденции всегда проявляется в поведении человека [9].

Заключение

В заключении работы необходимо сказать, что природные предпосылки способностей - задатки заключены в особенностях строения и функционирования нервной системы. Это делает достоверным предположение, что они, как и все другие морфологические и физиологические качества, подчинены общим генетическим законам. Физиологическую основу темперамента также образуют свойства нервной системы, темперамент является психическим проявлением общего типа нервной системы.

Темперамент отражает динамические аспекты поведения, преимущественно врожденного характера, поэтому свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическим особенностями человека. Темперамент определяет наличие многих психических различий между людьми, в том числе по интенсивности и устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу и энергичности действий, а также по целому ряду других динамических характеристик.

Таким образом, можно сделать вывод, что способности и темперамент взаимосвязаны между собой, свойства темперамента отдельного человека могут во многом определять развитие его способностей.

Список литературы

1. Данилова Н. П., Крылова А. Л. Физиология высшей нервной деятельности. М.: Изд-во МГУ, 1989.

2. Ковалев А. Г., Мясищев В. Н. Темперамент и характер: Психология индивидуальных различий: Тексты. М.: Изд-во МГУ, 1982.

3. Мерлин В. С. Очерк психологии личности. - Пермь, 1950.

4. Маклаков А. Г. Общая психология. — СПб.: Питер, 2000.

5. Небылицин В. Д., Психофизиологические исследования индивидуальных различий. - М., 1976.

6. Павлов И. П. Полное собр. соч.: В 6 т. М.-Л., 1951.

7. Психологический словарь / Под ред. А.В.Петровского и М.Г. Ярошевского – М., 1990.

8. Психология. / Под ред. К. Н. Корнилова, А. А. Смирнова, Б. М. Теплова. — М.: Учпедгиз, 1948.

9. Психология человека // Под ред. И.А. Домашенко, Т.А. Ратановой. – М., МГОПУ, 1999.

10. Русалов В. М. Теоретические проблемы построения специальной теории индивидуальности человека //Психологический журнал. 1986. Т. 7. № 4. С. 23-35.

11. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М., 1982.

12. Теплов Б. М., Избранные труды, 2-й том. - М., 1985 г.

13. Хрестоматия по психологии / Под ред. А.В. Петровского. М., 1977.

Покупка готовой работы
Тема: «Взаимосвязь способностей и темперамента»
Раздел: Психология
Тип: Курсовая работа
Страниц: 26
Цена: 250 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика