Курсовая работа

«Подготовка и развитие женщин-менеджеров - преодоление стереотипов поведения и обеспечение эффективной работы»

  • 39 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1. Проявление гендерных особенностей в профессиональной деятельности: карьера мужчин и женщин в современной России 5

2. Влияние гендерных особенностей на профессиональную деятельность женщин-менеджеров 14

3. Пути повышения уровня профессиональной адаптации женщин менеджеров – профессиональная подготовка и развитие 24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 37

Введение

Актуальность работы

В наши дни психология и как научная дисциплина, и как профессия, стоит перед лицом ряда спорных проблем. Одной из таких проблем является то, что женщины заявляют о своей непохожести и требуют от общества признания и уважения их специфических нужд и потребностей, все более активно реализуют свой потенциал в традиционно «мужских» профессиях.

Усилия женщин достигнуть независимости, расширить круг своих интересов и поле деятельности постоянно наталкивались на традиционный скептицизм. Большинство считает, что такие усилия должны предприниматься только перед лицом экономической необходимости.

В настоящее время это является конфликтом для любой женщины, отважившейся делать собственную карьеру, в то же время не желающей платить за свою смелость отказом от женственности. Этот конфликт, таким образом, - один из тех конфликтов, которые обусловлены изменившимся положением женщины, и присущ только тем женщинам, которые чувствуют в себе призвание, следуют ему, имеют какие-то особые интересы или стремятся к независимому развитию своей личности. Эти конфликты могут порождать жизненные установки, спектр которых простирается от полного отказа от женственности до противоположной крайности - тотального отвержения интеллектуальной деятельности или призвания.

В современном обществе женщины - жены и матери - работают и учатся наравне с мужчинами. Профессиональную деятельность менеджера можно рассматривать как «мужской мир», где доминируют властные структуры, обеспечивающие успех тем, кто обладает агрессивностью, инициативой, конкурентоспособностью, т. е. характерными маскулинными чертами. Для того чтобы быть успешной в таком мире, женщина должна имитировать мужское ролевое поведение и отказываться от свойственного ей феминного типа поведения.

Психологические проявления половых различий были обнаружены фактически с самого зарождения экспериментальной психологии. В 70-е годы в различных научных течениях вводится понятие «гендер», которое наряду с понятием «sex» обозначает «пол». Разница понятий заключается в том, что пол есть категория, которая выражает набор биологических признаков, позволяющих отнести то или иное существо к определенному полу. Гендер же, в свою очередь, означает набор социокультурных качеств, которые закреплены за мужским и женским социальным поведением. Существует маскулинный набор таких качеств, который приписывается мужчинам, и феминный, приписываемый, соответственно, женщинам.

Вместе с тем, в науке недостаточно изученной стороной являются особенности гендерной профессиональной социализации – специфики построения и планирования карьеры женщиной. В связи с этим, научно-практический интерес представляет изучение гендерных особенностей профессиональной деятельности женщин-менеджеров, а также поиск путей помощи женщинам в профессиональной адаптации.

Целью работы является поиск путей подготовки, профессионального развития и профессиональной адаптации женщин-менеджеров.

Задачи:

1. Теоретический анализ гендерных особенностей.

2. Анализ специфики профессиональной деятельности менеджера и процесса построения карьеры женщиной-менеджером.

3. Поиск путей профессиональной адаптации и повышения эффективности работы женщин-менеджеров.

Объект исследования: специфика гендерных особенностей профессиональной деятельности женщин-менеджеров.

Предмет исследования: гендерные особенности в профессиональной деятельности.

Фрагмент работы

Каждому человеку в жизни не один раз приходится переживать процесс вхождения в организацию. Изменения в карьере принято также сопоставлять с адаптацией к новым профессиональным условиям. Следовательно, успешность и скорость карьерного роста во многом зависят от успешности профессиональной адаптации личности к новым условиям на работе. Находиться в организации, быть работником и входить в организацию, становиться ее членом — далеко не одно и то же. Вхождение человека в организацию всегда сопряжено появлением нескольких проблем, которые обязательно сопутствуют этому процессу [28]. Рассмотрим данные особенности подробнее.

По мнению О.С.Виханского, это, во-первых, адаптация человека к новому окружению, которая не всегда проходит успешно, и успех которой зависит от взаимодействия обеих сторон: человека и организационного окружения [6]. Во-вторых, это коррекция или изменение поведения человека, без которых во многих случаях невозможно войти в организацию. В-третьих, это изменения и модификации в организации, которые происходят даже тогда, когда организация уже имеет свободное «место» для человека и сама принимает человека на это место в соответствии с ее потребностями и критериями отбора. Данные проблемы определяют не только - сможет ли человек войти в организацию. От их решения во многом зависит и то, как человек будет функционировать в организации, как будет строиться его взаимодействие с организационным окружением.

Рассмотрим особенности процесса адаптации человека к организации.

По определению Л.Д.Деминой, А.И.Ярошенко, А.П.Супруна, профессиональная адаптация – это приспособление новичка к производству, новому социальному окружению, условиям труда и особенностям конкретной специальности [9]. Успешность профессиональной адаптации зависит от степени склонности личности к конкретной профессиональной деятельности, совпадение общественной и личной мотивации труда и других причин.

Под адаптацией к производственной деятельности И.А.Жданов понимает такие процессы, которые обеспечивают работнику вживание в производственный коллектив, приобщение к профессиональной деятельности, к режиму работы, обязанностям, особенностям рабочего места, стилю и трудовым традициям коллектива и др. [10]. Успешность и сроки производственной адаптации зависят от уровня предыдущей социальной и профессиональной готовности деятельности именно по данному профессиональном) профилю в условиях конкретного предприятия.

Адаптироваться - значит прийти к соответствию, к адекватному взаимодействию со всеми элементами данной системы. Адаптировать—значит действовать (взаимодействовать) в направлении приведения данной системы в адаптивное соответствие с системой более высокого уровня организации, задачи которой общественно значимы.

А.В.Филиппов, В.К.Липинский и В.Н.Князев утверждают, что адаптация — это приспособление организма к условиям среды. Понятие «адаптация» широко употребляется в отношении психологических и психофизиологических процессов, в условиях привыкания, приспособления к новой для организма физической или социальной среде.

А.Р.Фонарев описывает три формы психологической регуляции деятельности и соответственно профессионального становления: индивидную, личностную и индивидно-личностную [40]. Для индивидной формы характерно стремление к сохранению усвоенных форм действий, к поддержанию соответствия между человеком и требованиями той деятельности, которую он выполняет. Личностная регуляция определяется ломкой старых способов и средств деятельности, установившихся отношений, активным стремлением к новым смыслам, которые требуют нового уровня психологической регуляции.

Индивидно-личностная форма является как бы промежуточной, переходной между индивидной и личностной. В силу ее появления человек утрачивает согласие с самим собой, у него возникает неуверенность в своих силах, неясность жизненных целей, непонимание, как жить дальше. Чаще всего это происходит на фоне дискредитации всей системы ценностей, когда теряются внутренняя цельность и смысл жизни. Возникает разлад системы «сознание — бытие». Все это феноменологически выражается в утрате смысла. Необходимо отметить, что третья форма психологической регуляции является типичным этапом профессионализации, однако острота данного кризиса зависит от всей жизненной стратегии, которая имеет целью восстановить целостность ценностно-смысловой сферы личности.

Благодаря интенсивным социально-экономическим и политическим преобразованиям в России свое законное оформление получили новые экономические структуры и зародился новый социальный слой предпринимателей. Небольшую его часть составляют женщины (менее 20%), но масштабы их участия в бизнесе нарастают.

Для женщин в бизнесе препятствиями на пути к профессиональной карьере становятся такие качества как отсутствие пунктуальности; невозможность перешагнуть через жалость; излишняя эмоциональность, переходящая в несдержанность; доверчивость; стремление «сделать хорошо для всех».

Таким образом, повышается значимость проведения различных мероприятий, способствующих профессиональной адаптации и развитию персонала.

Заключение

Стремление сделать карьеру, самореализоваться в профессиональной деятельности - является неотъемлемым желанием человека, ориентированного на реализацию своего личностного потенциала. К сожалению, в нашей стране достаточно выражен традиционно скептический взгляд на профессиональные способности женщин-менеджеров.

Вместе с тем, анализ литературы по данному вопросу, хотя и показывает наличие гендерных различий в психологических и профессиональных качествах мужчины и женщины, но обращает внимание исследователей на специфические, профессионально значимые особенности полов.

В частности, у женщин-менеджеров в современных условиях наблюдается высокий потенциал профессионального саморазвития.

Женщина-менеджер активна, ориентирована на полное использование своих сил, возможностей и способностей, на полноту и эмоциональную насыщенность жизни. При этом в ее жизни наибольшее значение имеют развитие, творчество, познание, свобода и постоянное самосовершенствование. Для нее не безразлична ее профессиональная карьера, которая должна быть интересной, и в профессиональной деятельности для нее значимы ответственность, образованность. Вместе с тем для нее не менее значимы и конкретные жизненные ценности: любовь, здоровье, семья, друзья. Общение для нее имеет большое значение. При этом она ориентирована на чуткость, терпимость, честность, желание понять другого человека, уважать иные вкусы, обычаи, привычки.

Поэтому, в рамках профессиональной подготовки и развития женщин-менеджеров особую роль играют нематериальные методы мотивации, а также создание оптимальных условий для адаптации к деятельности.

В целом система ценностей женщины-менеджера по своему характеру конструктивна и представляет собой вполне благоприятную основу для личностного и профессионального развития.

Список литературы

1. Абрамова Г.С. Практическая психология.– М.: Академия, 1997. – 368 с.

2. Абрамова Г.С., Юдчиц Ю.А. Психология в медицине: Учебное пособие. - М.: ЛПА «Кафедра -М», 1988. – 512 с.

3. Аппенянский А.И. Человек и бизнес. Путь совершенства. М.: «Барс», 1995. - 228 с.

4. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л., 1988. – 200 с.

5. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб.: Питер, 1999. – 528 с.

6. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. – М.: Гардарики, 1999. – 528 с.

7. Вудток М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный мененджер М.; Дело, 1991.

8. Годфруа Ж. Что такое психология. В 2 Т. Т2. – М.: Мир, 1992. – 376 с.

9. Демина Л.Д., Ярошенко А.И., Супрун А.П. Психологические аспекты индивидуальной профадаптации. Изд-во Алтайского госуниверситета, 1990 – 86 с.

10. Жданов И.А. Адаптация и прогнозирование деятельности. – Казань, Изд-во Казанского госуниверситета, 1991. – 255 с.

11. Завьялова Е. К., Посохова С. Т. Психология предпринимательства. СПб., 1994.

12. Здравомыслова О. Нетрадиционная роль женщины в обществе: женская карьера. //Семья и школа. 1997, №10.

13. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Кризисы профессионального становления личности. // Психологический журнал. Том 18, №6, 1997.

14. Зеличенко А.И., Шмелев А.Г. К вопросу о классификации мотивационных факторов трудовой деятельности и профессионального выбора. // Вестник МГУ. Сер. 14, Психология, 1987, №4.

15. Исмагилова Ф.С. К проблеме психологического анализа профессионального опыта. // Вестн. МГУ, Сер. 14. Психология, 2000, №2.

16. Конечный Р., Воухал М. Психология в медицине. Прага, 1985. – 412 с.

17. Красовский Ю.Д. Управление поведением в фирме: эффекты и парадоксы. М.: Инфра - М, 1997. - 368 с.

18. Кричевский Р.Л. Если Вы-руководитель… М.: Дело, 1996. – 384 с

19. Кричевский Р.Л., Маржине А.В. Психологические факторы эффективности руководства первичным коллективом. Кишинев: «Штиинца», 1991. - 127 с.

20. Лисицын Ю.П., Изуткин А.М., Матюшин И.Ф. Медицина и гуманизм. М.: Изд-во МГУ, 1984. – 186 с.

21. Мескон М. X., Альберт М., Хедаури Ф, Основы менеджмента / Пер. с англ. М., 1992.

22. Молл Е.Г. Планирование своей карьеры руководителем //Вопросы психологии, 1998. №3

23. Питерс Т, Уотермен Р. В поисках эффективного управления. М.: Прогресс, 1986. - 423 с.

24. Платонов К.К. Структура и развитие личности М.: Наука. 1986.

25. Прокофьева Л., Фести П., Мурачева О. Профессиональная карьера мужчин и женщин. //Вопросы экономики. 2000, №3.

26. Психические состояния / Под ред. Л.В.Куликова. – СПб.: Питер, 2000. – 512 с.

27. Психологические проблемы профессиональной деятельности /Под ред. Л.Г.Дикой. – М.: Просвещение, 1992. – 176 с.

28. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / Под ред. С.А.Боровикова. – М.: Просвещение, 1990. – 210 с.

29. Психология //Словарь. М.: Издательство политической литературы. /Под общей ред А.В.Петровского, М.Г. Ярошевского. 1990.

30. Психология профессиональной подготовки / Под ред. Никифорова Г.С. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1987. – 200 с.

31. Психология. / Под ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. – М.: Академ-А, 2000. – 512 с.

32. Реан А.А. Психологический анализ проблемы удовлетворенности избранной профессией. // Вопросы психологии. №1, 1988.

33. Рубан В.П. Этико-деонтологические проблемы медицинских сестер стационара // Главная медицинская сестра. 1999, №0.

34. Сафонова М, В. Социально-психологические особенности женщин, успешных в карьере. Автореф. дисс. канд. пс. н. СПб., 1999.

35. Свеницкий А.Л.Социальная психология управления Л.: ЛГУ, 1986. - 176 с.

36. Серегина И.И. Профессиональная карьера. //Социологические исследования. 1999, №4.

37. Стамбулова Н.Б. Кризисы спортивной карьеры //Теория и практика физической культуры. 1997. №10.

38. Тобиас Л. Психологическое консультирование и менеджмент. М.: «Класс», 1997. - 160 с.

39. Толстая А. Н. Управление карьерой в организациях // Психология управления: Учеб. пособие / Под ред. А. В. Федотова. Л., 1991.

40. Фонарев А.Р. Формы становления личности в процессе ее профессионализации // Вопросы психологии, 1997, №2

41. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер, 1999. – 608 с.

42. Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М., 1982. – 310 с.

43. Шадриков В.Д., Дружинин В.Н. Развитие и диагностика способностей. М., 1991.

44. Швальбе Б., Швальбе Х. Личность, карьера, успех: Пер. с нем. - М.: А/О «Прогресс», «Прогресс - Интер», 1993. - 240 с.

Покупка готовой работы
Тема: «Подготовка и развитие женщин-менеджеров - преодоление стереотипов поведения и обеспечение эффективной работы»
Раздел: Психология
Тип: Курсовая работа
Страниц: 39
Цена: 350 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика