Магистерская работа

«Внутреннее и внешнее окружение предприятия (на примере кафе)»

  • 149 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ВНУТРЕННЕГО И ВНЕШНЕГО ОКРУЖЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ 7

1.1 Характеристика внешней среды предприятия 7

1.2 Характеристика внутренней среды предприятия 24

1.3 Влияние стратегических изменений на внутреннюю и внешнюю среду предприятия 36

2. МЕТОДИКА АНАЛИЗА ВНУТРЕННЕГО И ВНЕШНЕГО ОКРУЖЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ 40

2.1 Применение инструментов менеджмента для изменения внутренней и внешней среды предприятия 40

2.2 Методы и способы анализа внутренней и внешней среды предприятия 62

3. АНАЛИЗ ВНУТРЕННЕГО И ВНЕШНЕГО ОКРУЖЕНИЯ КАФЕ «СМАК» 83

3.1 Организационно-экономическая характеристика 83

3.2 Анализ внутреннего и внешнего окружения 91

3.3 Пути модернизации менеджмента 123

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 143

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 147

Введение

Любая организация находится и функционирует в определенной среде. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление. Она заключает в себе тот потенциал, который дает возможность организации функционировать, а, следовательно, существовать и выживать в определенном промежутке времени. Но среда может также быть и источником проблем и даже гибели организации в том случае, если она не обеспечивает необходимого функционирования организации.

Среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне. Но ресурсы среды не безграничны. И на них претендуют многие другие организации, находящиеся в этой же среде. Поэтому всегда существует возможность того, что организация не сможет получить нужные ресурсы из среды. Это может ослабить ее потенциал и привести ко многим негативным для организации последствиям. Задача стратегического управления состоит в обеспечении такого взаимодействия организации со средой, которое позволяло бы ей поддерживать ее потенциал на уровне, необходимом для достижения ее целей, и тем самым давало бы ей возможность выживать в долгосрочной перспективе.

Для того, чтобы определить стратегию поведения организации и про-вести эту стратегию в жизнь, руководство должно иметь углубленное пред-ставление, как о внутренней среде (окружении) организации, ее потенциале и тенденциях развития, так и о внешней среде, тенденциях ее развития и месте, занимаемом в ней организацией.

Анализ окружения предприятия является одним из процессов стратегического управления. Эти процессы логически вытекают (или следуют) один из другого. Существует устойчивая обратная связь и соответственно обратное влияние каждого процесса на остальные и на всю их совокупность. Однако анализ среды обычно считают исходным, так как он обеспечивает как базу для определения миссии и целей фирмы, так и для выработки стратегии поведения, позволяющей фирме осуществить свою миссию и достичь своих целей.

В первой половине ХХ века основное внимание уделялось внутренней среде, и лишь со второй половины прошлого столетия начало уделяться внимание внешней среде. Вначале использовался системный подход, в рамках которого организация рассматривалась как открытая система, находящаяся во взаимодействии с внешней средой. С течением времени, усложнением связей и структур этот подход стал шире – возник ситуационный подход, в котором определение политики и стратегии организации рассматривались в зависимости от условий конкретной ситуации, в которой определенную часть занимают элементы внешней и внутренней среды.

Изучению факторов внешней и внутренней среды предприятия и их влиянию на деятельность компании посвящено много работ. До конца 50-х годов XX столетия анализ внешней среды как отдельный этап стратегического управления практически отсутствовал. В то время решение внутренних проблем организации выступало на первый план, а внешние возможности и угрозы не рассматривались как существенные факторы, влияющие на деятельность организации. Но постепенно жизненные реалии потребовали обратить пристальное внимание на процессы, происходящее вне компании. Осознание глобальности этих процессов позволило в конце 60-х – начале 70-х годов Э. Элбингу сделать вывод: «Внешнее окружение организации все больше становится источником проблем для современных руководителей. Руководители деловых, образовательных, государственных организаций под влиянием недавних событий в мире были вынуждены сосредоточить внимание на быстро изменяющейся среде и ее воздействиях на внутреннее строение организации».

В начале 70-х гг. прошлого столетия представители Гарвардской школы бизнеса предложили считать все то, что вне организации, внешней средой. Ключевым моментом при формировании стратегии являлось нахождение ситуации, при которой возможности внешней среды подкреплялись бы внутренним потенциалом организации и все вместе обеспечивало бы достижение поставленных целей.

В 1997 году Г. Минцберг, Б. Альстрэнд и Дж. Лэмпель издали книгу, в которой изложили свой подход к развитию понимания стратегического управления, предложив десять школ стратегий. Лишь в девятой по счету школе, в основу сути процесса стратегического менеджмента, заложен принцип построения стратегии как реактивного процесса, то есть реакции на воздействие внешней среды. Предшествующие школы предполагали, что внешняя среда организации стабильна и не оказывает влияния на ее деятельность.

Осознание глобальности влияния внешней и внутренней среды на дея-тельность компании и необходимости оценки этого влияния произошло срав-нительно недавно. В мировой научной и практической деятельности это понимание пришло значительно раньше, чем в РФ. Это было обусловлено тем, что в 70-х гг. (начало эпохи зарождения школы внешней среды) и вплоть до начала 90-х гг. XX столетия в нашей стране была централизованная экономика, в рамках которой существовали предприятия только закрытого типа. Предприятия такого типа в своей производственной деятельности были ориентированы лишь на государственные заказы, которые не учитывали потребительский спрос. Переход российской экономики к рыночной ознаменовал появление компаний нового типа – открытого, целью которых является получение больших выгод, завоевание и сохранение конкурентных позиций на рынке за счет более полного удовлетворения потребностей покупателей. Руководители предприятий в со-временной экономической ситуации не могут не обращать внимания на влия-ние внешней и внутренней среды и в процессе стратегического управления обязаны учитывать факторы окружающей среды и тенденции их изменений.

Целью данной работы является анализ теоретических и практических аспектов внутреннего и внешнего окружения предприятия. Задачи работы:

- изучение основных составляющих внешней среды предприятия;

- изучение основных составляющих внутренней среды предприятия;

- выявление методов и способов анализа внешнего и внутреннего окружения предприятия;

- анализ внешнего и внутреннего окружения действующего предпри-ятия и выявление путей приспособляемости к нему.

Работа включает в себя введение, три главы, заключение, список использованных источников, приложения.

Фрагмент работы

Прежде всего, определим понятие предприятия.

В настоящее время основными субъектами предпринимательства выступают организации (предприятия)  юридические лица. Под предприятием мы будем понимать самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный в порядке, установленным законом, для производства продукции, оказания услуг, выполнения работ в целях удовлетворения потребностей рынка, получения прибыли или осуществления специальных социально-значимых функций.

Предприятие  основное звено экономики. Именно на предприятии осу-ществляется производство и реализация продукции (работ, услуг), происходит непосредственная связь работников со средствами производства и предметами труда.

По мнению автора, основными задачами действующего предприятия являются:

- получение дохода владельцами;

- обеспечение потребителей продукцией (работами, услугами) соответствующего качества;

- обеспечение персонала заработной платой, нормальными условиями труда и возможностями профессионального роста;

- рациональное использование производственных ресурсов;

- обеспечение конкурентоспособности продукции и предприятия в целом.

В свою очередь, задачи предприятия определяются интересами владельцев размерами капитала, ситуацией внутри предприятия и внешней средой. Задачи предприятия находят свое выражение в стратегии развития предприятия.

Раскрывая сущность предприятия, необходимо рассматривать ее в трех аспектах: юридическом, хозяйственном и отраслевом.

Наиболее общий характер, присущий всем предприятиям независимо от отраслевой принадлежности, имеет юридический аспект. С правовой точки зрения все предприятия рассматриваются как юридические лица. Признаками предприятия как юридического лица являются: организационное единство, имущественная обособленность, самостоятельная гражданско-правовая ответственность, выступление в гражданско-правовом обороте от собственного лица.

Организационное единство предполагает наличие определенной сопод-чиненности органов управления предприятием, составляющих его структуру, регламентацию отношений между его подразделениями. Наличие обособленного имущества в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении создает материальную базу предприятия.

Самостоятельная гражданско-правовая ответственность означает, что предприятие как юридическое лицо несет полную имущественную ответственность за свои действия и по обязательствам. Выступление в гражданско-правовом обороте от собственного лица означает возможность приобретать и осуществлять гражданские права, нести обязательства, а также выступать истцом и ответчиком в суде.

После рассмотрения роли сущности организации, перейдем непосредственно к оценке ее внутренней и внешней среды.

Прежде всего, следует отметить, что в процессе стратегического анализа большинством ученых выделяется внутренняя и внешняя среда. В этих условиях автор работы согласна с мнением Л. Волковой о том, что, на самом деле, с позиции менеджмента, в отличие от маркетингового подхода, существует три вида рыночной среды. Различия в подходах маркетологов и менеджеров представлены на рис. 1.1:

Заключение

Подводя итоги работы, можно сделать следующие выводы.

Каждая компания находится в определенной среде, где наравне с ней действуют другие социально-экономические единицы. Деятельность организации будет осуществляться только тогда, когда в среде будут для этого более или менее благоприятные условия.

Среда менеджмента включает в себя внутреннюю и внешнюю среду. Внутреннее и внешнее окружение предприятия создает общие условия существования фирмы. В большинстве случаев внутреннее и внешнее окружение не имеет специфического характера применительно к отдельно взятому субъекту хозяйствования, оно оказывает общее влияние на все субъекты. Тем не менее, степень влияния внутреннего и внешнего окружения на различные организации неодинакова, что обусловлено спецификой бизнеса, в котором действует фирма, а также внутренним потенциалом организации. Для разработки стратегии менеджмента важна как внутренняя, так и внешняя среда, потому что зачастую причины кризисов кроются именно во внешней среде.

Внутренняя среда организации – это та часть общей среды, которая находится в пределах организации. Она оказывает постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование организации. Внутренняя среда менеджмента включает в свой состав совокупность субъектов и факторов, непосредственно воздействующих на возможность организации обслуживать своих потребителей. Внутренняя среда или то окружение, в котором действует предприятие, состоит, главным образом, из участников рыночных отношений. От их поведения, целевых установок и интересов в большей или меньшей степени зависят благополучие предприятия, результаты его хозяйственной и коммерческой деятельности. Внутренняя среда бизнеса – это хозяйственная структура организации, включающая управленческий, производственный и другие механизмы. В нее входят все отделы и подразделения – финансовые, экономические, маркетинговые, кадровые. Сюда также относятся все процессы, происхо-дящие внутри фирмы – производственные, исследовательские и другие, кото-рые требуют применения ресурсов и возможностей организации.

Под внешней средой менеджмента понимается совокупность крупных общественных и природных факторов, которые воздействуют на все субъек-ты внутренней среды менеджмента. Внешняя среда бизнеса – это факторы и состояния, которые возникают в среде независимо от деятельности фирмы, развивающиеся по своим собственным законам, но которые оказывают прямое или косвенное воздействие на деятельность фирмы.

Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурса-ми, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Но ресурсы внешней среды не безграничны. И на них претендуют многие другие организации, находящиеся в этой же среде. Поэтому всегда существует возможность того, что организация не сможет получить нужные ресурсы из внешней среды. Это может ослабить ее потенциал и привести ко многим негативным для организации последствиям. Задача стратегического управления состоит в обеспечении такого взаимодействия организации со средой, которое позволяло бы ей поддерживать ее потенциал на уровне, необходимом для достижения ее целей, и тем самым давало бы ей воз-можность выживать в долгосрочной перспективе.

Анализ внутреннего и внешнего окружения предприятия проводится обычно по определению состояния элементов, с которыми организация нахо-дится в непосредственном воздействии. В каждой среде эти составляющие свои. Однако для разработки наиболее эффективной стратегии требуется учитывать и те факторы, с которыми фирма не связана каждодневно, поскольку они имеют более широкие масштабы и определяют функционирование всех остальных единиц – это политические факторы, факторы социального развития общества, природно-климатические факторы и др. Соответственно в условиях двухзначной среды бизнеса существует и двухзначное управление. С одной стороны, осуществляется внутреннее управление, с другой, управление организацией как субъектом рынка.

Изучение внутренней среды компании дает руководству возможность оценить внутренние ресурсы и возможности компании. Выявляя сильные и слабые стороны компании, руководство имеет возможность расширять и укреплять конкурентные преимущества и, соответственно, предупредить возникновение возможных проблем. Задача стратегического менеджмента компании – поддерживать и улучшать стороны, которые увеличивают конкурентное преимущество компании в долгосрочном периоде. Чтобы провести анализ внутренней среды, необходимо охарактеризовать основные составляющие организации, такие как кадры, технология, структура, цели и задачи. Необходимо также попытаться выделить взаимосвязанность всех эле-ментов организации.

Анализ внешней среды компании является важной составляющей стратегического управления и обоснования принятия стратегических решений. Такой анализ необходимо проводить регулярно, чтобы своевременно нивелировать вновь появившиеся угрозы, использовать предоставляющиеся возможности и соответствовать текущим и прогнозным требованиям внешней среды. Основная проблема, возникающая при оценке внешней среды, – это количество ее факторов, которые вызывают различные процессы в организации. Как правило, руководство фирмы стремится сократить список этих факторов до тех, от которых напрямую зависит существование и рентабельность предприятия.

В работе был проведен анализ внешней и внутренней среды кафе ООО «Смак». Проведенный анализ выявил следующие возможности и угрозы внутренней и внешней среды предприятия:

- Возможности во внешнем окружении: благоприятные факторы макросреды, сформированное окружение поставщиков, наработанная клиентская база, наибольшая доля рынка.

- Возможности во внутреннем окружении: благоприятное финансово-экономическое положение, оптимальная производственная база.

- Угрозы во внешнем окружении: неблагоприятные факторы макросреды, недостаточная автоматизация работы с поставщиками, возможная потеря клиентов.

- Угрозы во внутреннем окружении: не оптимальная организационная структура.

Проведенный анализ показал, что для оптимизации приспособляемости к внешнему и внутреннему окружению предприятию необходимо:

- внедрить автоматизированную систему управления поставками;

- оптимизировать организационную структуру.

В работе была проанализирована система обслуживания клиентов в ка-фе ООО «Смак». Система учета хозяйственных процессов кафе не является автоматизированной за исключением отслеживания передвижения продукции в системе «1С Предприятие». В целях автоматизации деятельности было предложено внедрение автоматизированной системы «Форинт». Расходы на внедрение системы в 2013 году составят 760 тыс. руб., однако в результате сокращения количества сотрудников на 5 чел., уменьшения различных видов потерь и увеличения количества клиентов, прибыль в 2013 г. возрастет на 1886 тыс. руб. и, таким образом экономический эффект только в 2013 году составит 1126 тыс. руб. Таким образом, внедрение автоматизированной системы в Кафе ООО «Смак» является экономически эффективным. В работе также была предложена оптимизация организационно-должностной структуры предприятия путем внедрения должности заместителя директора, который будет руководить магазином (продавцами) ООО «Смак».

Список литературы

1. Альтов В.В. Анализ финансового состояния компании. Основные подхо-ды к проведению анализа финансового состояния предприятия. – М.: 2008.

2. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия/Под ред. Проф. Н.П. Любушина. – М., 2011.

3. Андреева Т.Е. Управление персоналом в период изменений в российских компаниях: методики распространенные и результативные. Российский журнал менеджмента. Том 4, № 2, 2008.

4. Армстронг М. Основы менеджмента. Как стать лучшим руководителем. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2008.

5. Базаров Ю.В. Управление персоналом развивающейся организации. М.: ИПК Госслужбы, 2009.

6. Базаров Т.Ю., Беков Х.А., Аксенова Е.А.Методы оценки управленческого персонала государственных и коммерческих структур. М., ИПК ГС, 2009.

7. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа – М., 2011.

8. Баринов В.А., Баринов Н.В. Организационный подход к управлению конфликтом в кризисной ситуации. // Менеджмент в России и за рубежом. 2009. №5.

9. Бирюкова О., Бочкова Л.А. Антикризисный менеджмент. – М., 2009.

10. Борзенков С.В. Перспективы развития концепций маркетинга. // Менед-жер. 2010. №4.

11. Бочкова Л.А. Антикризисный менеджмент. – М., Наука, 2011.

12. Волкова Л. Стратегический анализ // h**t://m-arket.narod.r*/StrAn.html

13. Виханский О.С. Стратегическое управление.  2-е изд., перераб. и доп.  М.: Экономистъ, 2009.

14. Виханский О.С. Наумов А.И. Практикум по курсу «менеджмент»/ Под ред. А.И. Наумова. М., 2009.

15. Гудий Ю.С. Среда организации: внешняя и внутренняя. // h**t://ekonomic.narod.r*/nbene/manage/manage.htm

16. Долгов Д.И. Место и роль организации, ее внутренняя и внешняя среда. // Экономика и менеджмент инновационных технологий. – № 1 Январь 2013 [Электронный ресурс]. URL: h**t://ekonomika.snauka.r*/2013/01/1364.

17. Дресвянникова И. Технология адаптации новых сотрудников в организа-ции. // Справочник кадровика. 2011. №8.

18. Зуб А.Т. Стратегический менеджмент. М.: Аспект пресс, 2012.

19. Егоров А.Ю. Комплексный анализ в системе маркетинговой деятельности – М., 2012.

20. Ибрагимова М.Х. Анализ внешней среды компании для принятия стратегических решений. // Проблемы современной экономики. 2012. №2.

21. Котлер Ф. Основы маркетинга. – М.; СПб.; Киев: Издательский дом «Вильямс», 2008.

22. Минаев Э.С., Агеева Н.Г., Дага А. Аббата. Управление производством и операциями: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 15.  М.: ИНФРА.  М, 2010.

23. Минцберг Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Дж. Школы стратегий. Стратегическое сафари: экскурсия по дебрям стратегий менеджмента / Под общ. ред. Ю. Каптуревского.  СПб.: Питер, 2012.

24. Нейзбитт Дж. Современные концепции маркетинга. – М., 2009.

25. Панкрухин А.П. Маркетинг. – М., 2009.

26. Поделинская И.А., Бянкин М.В. Стратегическое планирование. – Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2009. – 55 с.

27. Портер М. Воздействие конкуренции на форму стратегии / В кн.: Минц-берг Г., Куинн Дж. Б., Гошал С. Стратегический процесс: концепции, проблемы, решения.  СПб.: Питер, 2011.

28. Фатхутдинов Р. А. Менеджмент конкурентоспособности. – М.,2010.

29. Хенсон У. Интернет-маркетинг.  СПб.: Питер, 2008.

30. Хруцкий В.Е., Корнеева И.В. Современный маркетинг – настольная книга по исследованию рынка. – М.: Финансы и статистика, 2009.

Покупка готовой работы
Тема: «Внутреннее и внешнее окружение предприятия (на примере кафе)»
Раздел: Маркетинг
Тип: Магистерская работа
Страниц: 149
Цена: 4500 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика