Дипломная работа

«ЕГЭ как институт образовательного права»

  • 74 страниц
Содержание

Введение….3

1. Понятие и история Единого государственного экзамена,

сравнение его с мировыми аналогами.….….…6

1.1. Единый государственный экзамен как форма итоговой

государственной аттестации в Российской Федерации….….6

1.2. История развития Единого государственного экзамена в России….….….….7

1.3. Мировая практика проведения аналогов Единого

государственного экзамена….….20

2. Нормативно-правовое обеспечение Единого

государственного экзамена и процедура его проведения….….28

2.1. Нормативно-правовая база Единого государственного

экзамена….….28

2.2. Правила и процедура проведения Единого государственного

экзамена….34

3. Проблемы, существующие в проведении процедуры Единого

государственного экзамена. Способы и методы его совершенствования.

Проект-рекомендация по совершенствованию Единого

государственного экзамена как института образовательного права….45

3.1. Плюсы и минусы в процедуре проведения Единого

государственного экзамена….….45

3.2. Методы и способы совершенствования Единого

государственного экзамена….…60

3.3. Проект-рекомендация по совершенствованию Единого

государственного экзамена как института образовательного права….66

Заключение….….72

Введение

В последние годы наблюдается активная тенденция усиления процессов реформирования в сфере правового регулирования отношений в сфере образования. Государством энергично модернизируется сфера образования, при этом в законодательство в сфере образования вносятся значительные изменения. «Прежде всего, принципиальные коррективы коснулись системы оценки знаний выпускников школ.

Так, императивной нормой о государственной (итоговой) аттестации обучающихся, которые освоили образовательные программы среднего (полного) общего образования, проводимой в форме Единого государственного экзамена» пополнен Закон РФ «Об образовании» .

Однако, законодатель, не остановившись на этом, нормативно закрепив форму проведения итоговой аттестации школьников, вторгся в методику преподавания учебных дисциплин. «В соответствии со ст. 15 п. 4.1 Закона РФ «Об образовании», Единый государственный экзамен осуществляется с использованием заданий стандартизированной формы (то есть контрольных измерительных материалов)» .

В штатный режим Единый государственный экзамен перешел с 1 января 2009 года. В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «Об учреждении положения о формах и порядке проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, которые освоили основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования» от 28.11.2008 г. № 326, Законом Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1, основной формой проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования. является Единый государственный экзамен.

«Единый государственный экзамен - это объективная оценка качества подготовки обучающихся, которые освоили основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования. Данная оценка проводится при помощи использования контрольно-измерительных материалов заданий стандартизированной формы (то есть заданий стандартизированной формы), результат выполнения которых позволяет установить уровень освоения обучающимися федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» . Вместе с тем, в силу того, что эксперимент по введению Единого государственного экзамена вызывает огромное количество споров, как ни один другой эксперимент, остро нуждаясь в корректировке, эта тема безусловно актуальна на сегодняшний день.

Поэтапно исследуя такой институт образовательного права, как Единый государственный экзамен, я разделил данную дипломную работу на три основные главы, последовательно раскрывая сначала само понятие Единого государственного экзамена, анализируя и сравнивая его историю с мировыми аналогами, изучая при этом, возникновение и эволюцию нормативно-правовой базы и законодательство о данном институте, существующее на сегодняшний день.

Рассматривая эту тему, я поставил перед собой ряд задач по изучению как положительных, так и отрицательных сторон Единого государственного экзамена, по анализу тенденции к детализации его правового регулирования, обнаруживающую несовершенство.

Результатом вышеуказанного исследования является предложенный мною проект-рекомендация, рассмотрение которого, на мой взгляд, необходимо для разрешения ряда основных проблем и недостатков в процедуре проведения Единого государственного экзамена, отражающих в очередной раз несовершенство этого института.

Фрагмент работы

1. Понятие и история Единого государственного экзамена, сравнение его с мировыми аналогами.

1.1. Единый государственный экзамен как форма итоговой государственной аттестации в Российской Федерации.

Государственная (итоговая) аттестация выпускников - это форма оценки государства, в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, освоения обучающимися общеобразовательных программ основного общего и среднего (полного) общего образования.

«Основная цель проведения итоговой государственной аттестации- это определение качества подготовки и соответствия уровня выпускника требованиям государственных образовательных стандартов (в том числе, национально-региональный, федеральный и др.). Главной задачей итоговой аттестации является определение практической и теоретической подготовленности выпускника» .

Единый государственный экзамен является одной из форм государственной итоговой аттестации, существующих на сегодняшний день в России, «представляющую из себя форму оценки уровня подготовки лиц, которые освоили образовательные программы среднего (полного) общего образования, при помощи заданий стандартизированной формы (то есть контрольно- измерительных материалов). Их выполнение наглядно показывает качество освоения выпускниками федерального государственного oбразовательного стандарта среднего (полного) oбщего образования» .

«Единый гoсударственный экзамен провoдится федеральным органом испoлнительной власти, котoрый осуществляет функции по надзору и кoнтролю в сфере образoвания» , сoвместно с органами испoлнительной власти субъектов Российской Федерации, которые осуществляют управление в сфере образования.

Важно отметить, что «Гoсударственная (итoговая) аттестация в форме Единого государственного экзамена проводится для всех выпускников oбразовательных учреждений, в тoм числе для инoстранных граждан, беженцев и вынужденных переселенцев, лиц без гражданства, освoивших оснoвные общеoбразовательные прoграммы среднегo (пoлного) общегo образoвания в очнoй, очнo-заочнoй (вечерней), заoчной фoрмах, и для лиц, освoивших оснoвные общеoбразовательные прoграммы среднегo (полнoгo) общегo образoвания в фoрме семейнoго образoвания, экстерната или самообразования, дoпущенных в текущем гoду к гoсударственной (итoговой) аттестации» .

1.2. История развития Единого государственного экзамена в России.

В 1997 году в России появились первые прообразы Единого государственного экзамена. В отдельных школах начали проводить эксперименты по добровольному тестированию выпускников.

Владимир Филиппoв, возглавлявший Министерствo образoвания с 1998 по 2004 гoд, стал автором идеи Единого государственного экзамена в России. С него началась масштабная реформа отечественного образования, а именно «присоединение России к Болонскому процессу, с разделением высшего образования на магистратуру и бакалавриат и создание новых образовательных стандартов. Новые способы оценки качества знаний обучающихся стало одним из необходимых условий данного процесса» .

«На Единый государственный экзамен были возложены надежды, в том числе, по искоренению коррупции в школах и вузах, обеспечению эффективной проверки знаний выпускников, так как стандартная система с пятибалльной шкалой не справлялась с этой задачей уже давно. Для этого выбрана форма в виде тестов, с которой работает беспристрастная машина. Более того, государственный экзамен должен был обесмечить доступность высшего образования для детей из разных регионов» .

Заключение

Жесткое предписание ныне действующего законодательства к форме Единого государственного экзамена не соответствует природе педагогических отношений, главным субъектом которых является обучающийся. «Каждый человек слишком уникален для оценивания уровня результатов его обучения, развития и воспитания исключительно в стандартизированной форме» . Быть может, все-таки нужно прислушаться к мнению людей, предлагающих включение в понятие Единого государственного экзамена, кроме тестирования по учебным предметам, и тесты на креативность и систему портфолио, включающую в себя нестандартные формы оценивания умений, знаний и компетенций.

Вместе с тем, «постоянно совершенствуется механизм сдачи и проведения Единого государственного экзамена, ориентируясь на принципы законности, равноправия, гуманизма, целостности образования, его общедоступности, верховенства закона, приоритета и охраны прав и свобод личности, то есть, на совокупность правовых принципов, которые являются основой для современной системы норм образовательного права, действующих на сегодняшний день, ведь большинство норм обязано своим появлением именно анализу специфики правоприменения в процессе текущей и итоговой аттестаций учащихся» .

Анализ вносимых изменений показывает тенденцию к детализации правового регулирования Единого государственного экзамена, которая, в первую очередь, обнаруживает его несовершенство. Однако, может быть, обобщенность правовых норм, которые регулируют общественные отношения в сфере проведения процедуры Единого государственного экзамена, со временем повысится, став, наконец, ожидаемым для всех итоговым результатом целенаправленной законодательной деятельности.

Большинство из норм, регламентирующих Единый государственный экзамен, содержатся в подзаконных актах (постановлениях Правительства РФ, приказах министра образования и науки, письмах Рособрнадзора).

Не может не настораживать колоссальность обилия писем, регулирующих образовательные отношения. Юристы призывают не облекать нормативные предписания в письма, распоряжения, указания, так как эти документы являются актами информационного, индивидуального, разового характера, а значит, форма акта в образовательной сфере должна быть объектом усиленного внимания тех, кто осуществляет проверку основополагающим принципам образовательного и международного прав, а также соответствия нормативных правовых актов в сфере образования действующему законодательству.

На сегодняшний день относительно «развита совокупность правовых норм по регулированию итоговой государственной аттестации выпускников образовательных учебных заведений. Данная совокупность представляет собой общность юридических норм, которые обеспечивают целостный контроль по регулированию определенного участка образовательного права. Данные «нормы могут быть признаны профильным правовым институтом образовательного права» . Этим институтом регламентированы собственно образовательные отношения, характеризующиеся спецификой правоприменительной деятельности в процессе итоговой аттестации обучающихся.

Отношения по поводу Единого государственного экзамена, в сфере его внедрения и самой процедуры проведения, в первую очередь, управленческие, регулированы только нормами образовательного законодательства, они обусловлены спецификой управления сферой образования. Эти нормы согласованы друг с другом, они используют единую терминологию, опираются на единые принципы и характеризуются субординацией разной юридической силы» .

Очевидно, что в настоящее время деятельность человека все больше принципиально инновационна, активность человека возрастает во всех областях его деятельности. В образовательной сфере процессы постоянного роста могут получить эффективное развитие лишь в условиях инновационной системы образования - системы, которая будет ориентирована на новые результаты дальнейшего развития образования, в связи с чем, определенной значимой ступенью на пути совершенствования государственных образовательных стандартов Российской Федерации является переход к Единому государственному экзамену.

Список литературы

Хлебников В.А. «Проблемы, симптомы и пути реорганизации ЕГЭ в систему добровольной сертификации» //Образование и наука. – 2011;

Реформа образования: разрушительный потенциал «Егэзации» //Российский экономический журнал. – 2011.

Ефремова Н.Ф. «ЕГЭ и мониторинг качества образования» //Высшее образование сегодня. – 2012.

Шудегов В.Е. «О едином государственном экзамене» //Высшее образование сегодня. – 2012;

Матюхин А.А. Государство в сфере права: институциональный подход. М, 2010.

Вопленко Н.Н., Ветютнев Ю.Ю. Институционализация как закономерность государственно-правовой жизни // Правовая политика и правовая жизнь. 2011. № 12. С. 28 – 38;

ЕГЭ в вопросах и ответах //ОВД. – 2011.

Филиппов В. Мы расходуем на образование больше, чем на оборону. Но этого всё равно мало // Российская Федерация сегодня. 2010. № 27. С. 32 – 48;

«Как школе подготовиться к единому государственному экзамену» //Народное образование. – 2011;

В.Филиппов, министр образования Российской Федерации с 1998 по 2004 гг. //Народное образование. – 2011.

Филиппов В. Мы расходуем на образование больше, чем на оборону. Но этого всё равно мало // Российская Федерация сегодня. 2010. № 27. С. 32 – 48.

Шудегов В.Е. «О едином государственном экзамене» //Высшее образование сегодня. – 2012.

Болотов В.А. «ЕГЭ на пути к созданию системы независимой оценки качества образования» //Высшее образование сегодня. – 2011;

. Сенашенко В. Многоуровневая структура: проблемы совершенствования // Высшее образование в России. 2011. № 7. С. 16 – 34;

Россия в цифрах, 2010: Краткий статистический сборник / Госкомстат России. - М., 422 с.

Шудегов В.Е. «О едином государственном экзамене» //Высшее образование сегодня. – 2012;

Целищева Н. Три битых кита. Почему при «лучшем в мире образовании» мы хуже всех живём? // Народное образование. 2011. № 5. С. 23 – 33.

Реформа образования: разрушительный потенциал «Егэзации» //Российский экономический журнал. – 2011;

Кузьминов Я. Образование и реформа // Отечественные записки. 2010. № 2 (4). С. 5 – 12.

Шудегов В.Е. «О едином государственном экзамене» //Высшее образование сегодня. – 2012;

Реформа образования: разрушительный потенциал «Егэзации» //Российский экономический журнал. – 2011.

Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в части проведения единого государственного экзамена // ПС «Гарант»;

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Утв. Распоряжением Правительства РФ № 1756-р от 29.12.2001 // Начальная школа. 2011. № 2. С. 3-13.

Россия в цифрах, 2010: Краткий статистический сборник / Госкомстат России. - М., 422 с.

Балыхин Г. Отношение населения к реформе финансирования высшего образования // Высшее образование в России. 2011. № 5;

Ефремова Н.Ф. «ЕГЭ и мониторинг качества образования» //Высшее образование сегодня. – 2012;

Хлебников В.А. «Проблемы, симптомы и пути реорганизации ЕГЭ в систему добровольной сертификации» //Образование и наука. – 2011.

Клячко Т. Модернизация российского образования: проблемы и решения // Отечественные записки. 2012. № 1 (4). С. 32-40

Кронгауз М. А был ли кризис? // Новый мир. 2010. № 7. С. 22 – 43;

Хлебников В.А. «Проблемы, симптомы и пути реорганизации ЕГЭ в систему добровольной сертификации» //Образование и наука. – 2011.

Аванесов В. Куда ведут реформы образования // Народное образование. 2010. № 5. С. 26 – 32;

Бородина А. «ЕГЭ со всех сторон //Лицейское и гимназическое образование». – 2011.

Дёмин В. М. Доступность, качество и эффективность - основа образовательной политики России // Специалист. 2012. № 1. С. 3 – 6.

h**t://ru.wikipedia.org/wiki/Единый_государственный_экзамен;

01-249.RD.ResNoteRN-10 rv.1.

Adolf Schimmelpfennig: Bauer, M. Karl Ludwig. в: Allgemeine Deutsche Biographie (ADB). том 2, Duncker & Humblot, Лейпциг 1875, стр. 145;

Ср. Amtsblatt der Königlichen Preußischen Regierung zu Arnsberg 1834, стр. 284-304).

w*w.incort.r*/info/1040.html.

Дёмин В. М. Доступность, качество и эффективность - основа образовательной политики России // Специалист. 2012. № 1. С. 3 – 6.

w*w.education-medelle.com;

. Сенашенко В. Многоуровневая структура: проблемы совершенствования // Высшее образование в России. 2011. № 7. С. 16 – 34.

Украинская правда. Мiнiстерство освiти і науки України, 2011;

. Гребнев А. Российское образование в зеркале демографии // Вопросы экономики. 2011. № 10. С. 3 – 11.

h**t://ru.wikipedia.org/wiki/Единое_национальное_тестирование.

Хлебников В.А. «Проблемы, симптомы и пути реорганизации ЕГЭ в систему добровольной сертификации» //Образование и наука. – 2011.

(Собрание законодательства Российской Федерации, 96, № 3, ст. 150; 97, № 47, ст. 5341; 2000, № 30, ст. 3120, № 33, ст. 3348; 2002, № 7, ст. 631, № 12, ст. 1093, № 26, ст. 2517, № 30, ст. 3029, № 52 (ч. 1), ст. 5132; 2003, № 2, ст. 163, № 28, ст. 2892, № 51, ст. 6150, № 52 (ч. 1), ст. 5038; 2004, № 10, ст. 835, № 27, ст. 2714, № 30, ст. 3086, № 35, ст. 3607; 2005, № 1 (ч. 1), ст. 25, № 19, ст. 1752, №30(4.1), ст. 3103, №30 (4.1), ст. 3111; 2006, № 1, ст. 10, № 12, ст., 1235, № 29, ст., 3122, № 45, ст. 4627, № 50, ст. 5285; 2007, № 1 (ч.1), ст. 5, № 2;

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2011 г. N 2235 г. Москва \"Об утверждении Положения о системе общественного наблюдения при проведении государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования\" // ПС «Гарант».

Приказ Рособрнадзора от 20 апреля 2011 года № 1018);

Письмо Рособрнадзора от 12.03.2009г. № 01-44/08-01.

Приказ ФИПИ № 48-П от 27 октября 2010 года.

ЕГЭ в вопросах и ответах //ОВД. – 2011.

h**t://er.r*/news/2011;

. Ефремова Н.Ф. «ЕГЭ и мониторинг качества образования» //Высшее образование сегодня. – 2012;

Реформа образования: разрушительный потенциал «Егэзации» //Российский экономический журнал. – 2011.

h**t://er.r*/news/2011.

Информация для участников единого государственного экзамена в 2012 году w*w.ege.edu.r*;

. Сенашенко В. Многоуровневая структура: проблемы совершенствования // Высшее образование в России. 2011. № 7. С. 16 – 34.

h**t://w*w.home.r*.

Болотов В.А. «ЕГЭ на пути к созданию системы независимой оценки качества образования» //Высшее образование сегодня. – 2011;

Шудегов В.Е. «О едином государственном экзамене» //Высшее образование сегодня. – 2012.

«Как школе подготовиться к единому государственному экзамену» //Народное образование. – 2011.

ЕГЭ в вопросах и ответах //ОВД. – 2011.

Болотов В.А. «ЕГЭ на пути к созданию системы независимой оценки качества образования» //Высшее образование сегодня. – 2011.

Информация для участников Единого государственного экзамена в 2012 году, утвержденная директором ФГБУ «Федеральный центр тестирования» С.Г. Тимофеевым от 29.02.2012 года;

h**t://www1.ege.edu.r*/rules-procedures.

(Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2011 г. N 2235 \"Об утверждении Положения о системе общественного наблюдения при проведении государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования\")

Реформа образования: разрушительный потенциал «Егэзации» //Российский экономический журнал. – 2011;

ЕГЭ в вопросах и ответах //ОВД. – 2011.

h**t://w*w.kabaeva-alina.r* Горячая линия по ЕГЭ.

Реформа образования: разрушительный потенциал «Егэзации» //Российский экономический журнал. – 2011.

. Ефремова Н.Ф. «ЕГЭ и мониторинг качества образования» //Высшее образование сегодня. – 2012.

Матюхин А.А. Государство в сфере права: институциональный подход. М, 2010.

Шудегов В.Е. «О едином государственном экзамене» //Высшее образование сегодня. – 2012;

Филиппов В. Мы расходуем на образование больше, чем на оборону. Но этого всё равно мало // Российская Федерация сегодня. 2010. № 27. С. 32 – 48.

Известный английский поэт, прозаик, критик Ричард Олдингтон (1892 - 1962).

Кронгауз М. А был ли кризис? // Новый мир. 2010. № 7. С. 22 – 43;

Сенашенко В. Многоуровневая структура: проблемы совершенствования // Высшее образование в России. 2011. № 7. С. 16 – 34.

Целищева Н. Три битых кита. Почему при «лучшем в мире образовании» мы хуже всех живём? // Народное образование. 2011. № 5. С. 23 – 33;

Филиппов В. Мы расходуем на образование больше, чем на оборону. Но этого всё равно мало // Российская Федерация сегодня. 2010. № 27. С. 32 – 48;

Бородина А. «ЕГЭ со всех сторон //Лицейское и гимназическое образование». – 2011.

Болотов В.А. «ЕГЭ на пути к созданию системы независимой оценки качества образования» //Высшее образование сегодня. – 2011.

Ефремова Н.Ф. «ЕГЭ и мониторинг качества образования» //Высшее образование сегодня. – 2012;

Болотов В.А. «ЕГЭ на пути к созданию системы независимой оценки качества образования» //Высшее образование сегодня. – 2011.

Целищева Н. Три битых кита. Почему при «лучшем в мире образовании» мы хуже всех живём? // Народное образование. 2011. № 5. С. 23 – 33;

Реформа образования: разрушительный потенциал «Егэзации» //Российский экономический журнал. – 2011.

. Шудегов В.Е. «О едином государственном экзамене» //Высшее образование сегодня. – 2012;

Вопленко Н.Н., Ветютнев Ю.Ю. Институционализация как закономерность государственно-правовой жизни // Правовая политика и правовая жизнь. 2011. № 12. С. 28 – 38;

Матюхин А.А. Государство в сфере права: институциональный подход. М, 2010.

Реформа образования: разрушительный потенциал «Егэзации» //Российский экономический журнал. – 2011.

Хлебников В.А. «Проблемы, симптомы и пути реорганизации ЕГЭ в систему добровольной сертификации» //Образование и наука. – 2011;

Ефремова Н.Ф. «ЕГЭ и мониторинг качества образования» //Высшее образование сегодня. – 2012.

Дёмин В. М. Доступность, качество и эффективность - основа образовательной политики России // Специалист. 2012. № 1. С. 3 – 6.

Сенашенко В. Многоуровневая структура: проблемы совершенствования // Высшее образование в России. 2011. № 7. С. 16 – 34;

Болотов В.А. «ЕГЭ на пути к созданию системы независимой оценки качества образования» //Высшее образование сегодня. – 2011.

Болотов В.А. «ЕГЭ на пути к созданию системы независимой оценки качества образования» //Высшее образование сегодня. – 2011.

Целищева Н. Три битых кита. Почему при «лучшем в мире образовании» мы хуже всех живём? // Народное образование. 2011. № 5. С. 23 – 33.

Филиппов В. Мы расходуем на образование больше, чем на оборону. Но этого всё равно мало // Российская Федерация сегодня. 2010. № 27. С. 32 – 48.

Филиппов В. Мы расходуем на образование больше, чем на оборону. Но этого всё равно мало // Российская Федерация сегодня. 2010. № 27. С. 32 – 48;

ЕГЭ в вопросах и ответах //ОВД. – 2011.

CNews 20.04.12;

Утро.r* 19.04.12 17:10.

Болотов В.А. «ЕГЭ на пути к созданию системы независимой оценки качества образования» //Высшее образование сегодня. – 2011.

Сенашенко В. Многоуровневая структура: проблемы совершенствования // Высшее образование в России. 2011. № 7. С. 16 – 34.

Болотов В.А. «ЕГЭ на пути к созданию системы независимой оценки качества образования» //Высшее образование сегодня. – 2011.

Ефремова Н.Ф. «ЕГЭ и мониторинг качества образования» //Высшее образование сегодня. – 2012.

Реформа образования: разрушительный потенциал «Егэзации» //Российский экономический журнал. – 2011.

Шудегов В.Е. «О едином государственном экзамене» //Высшее образование сегодня. – 2012.

Покупка готовой работы
Тема: «ЕГЭ как институт образовательного права»
Раздел: Разное
Тип: Дипломная работа
Страниц: 74
Цена: 2100 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика