Дипломная работа

Выявление правовых проблем усыновления и пути их решения

  • 91 страниц
  • 2345 просмотров
Содержание

Введение 3

Глава 1. Правовая природа усыновления (удочерения) 6

1.1. Понятие усыновления (удочерения) 6

1.2. Международное усыновление (удочерение) как альтернативный

способ устройства российских детей 13

1.3. Особенности технологии учета детей, оставшихся без

попечения родителей 23

Глава 2. Порядок и правовые последствия усыновления (удочерения) 33

2.1. Процедура усыновления (удочерения) 33

2.2. Правовые проблемы обеспечения тайны усыновления 46

2.3. Последствия усыновления 49

Глава 3. Отмена усыновления (удочерения)

3.1. Основания отмены усыновления (удочерения) 60

3.2. Правовые проблемы отмены усыновления (удочерения) 65

Заключение 72

Список использованных источников 78

Введение (выдержка)

Семья - это общественная структура, в которой, происходит воспроизводство человека как члена общества. Именно в семье первоначально складывается мировосприятие человека, формируются его социальные качества. Семья призвана играть исключительную роль в жизни общества, его стабилизации, преодолении социальной напряженности.

Однако в современных условиях существует ряд неполных семей, семей с одним родителем, различного вида «сожительства» в которых права и гарантии детей не защищены, либо реализуются в неполной мере. Важнейшей задачей семейной политики должна стать разработка механизмов и технологий, позволяющих активно использовать возможности семьи как общественного института в решении сложных проблем развития нашего общества. Прежде всего, должны быть реализованы функции семьи в отношении детей: воспроизводства детей, экономическая, воспитательная, образовательная функции. Одна из наиболее острых проблем современности - социальное сиротство.

На страницах юридической печати и в средствах массовой информации нередко обсуждаются правовые, социальные, этические проблемы усыновления. Однако целый ряд процессуальных вопросов остается спорным или нерешенным.

Количество российских детей, усыновляемых иностранными гражданами неуклонно растет. Так, по данным Министерства образования и науки Российской Федерации число детей, граждан Российской Федерации усыновляемых иностранными гражданами в 2000 году составило - 1485; 2005 - 2196; 2006 - 1497; 2007 - 3251; 2008 -5739; 2009 - 5604; 2010 - 6265; 2011 -9419.

Анализ законодательства, регламентирующего процедуру усыновления, позволяет прийти к выводу, что данный институт в Российской Федерации нуждается в совершенствовании, права детей, оставшихся без попечения родителей, остаются не защищенными.

Актуальность темы настоящей выпускной квалификационной работы очевидна еще и потому, что Россия присоединилась к Конвенции ООН «О правах ребенка» 1989 г., Всемирной Декларации «Об обеспечении выживания, защиты и развития детей» 1990 г. Однако вопрос о ратификации Гаагской конвенции о защите детей и сотрудничестве в области международного усыновления от 29 мая 1993 г. остается открытым, хотя Президент Российской Федерации еще в 2000 году подписал распоряжение «О подписании Российской Федерацией Конвенции о защите детей и сотрудничестве в области международного усыновления (удочерения)». На необходимость скорейшей ратификации Конвенции указано также в рекомендациях к Третьему периодическому докладу о положении детей в Российской Федерации, который представлялся правительственной делегацией Российской Федерации в ноябре 2005 года в Комитет ООН по правам детей.

Объектом настоящей выпускной квалификационной работы выступает социальное явление усыновления, удочерения сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в России.

Предметом данного исследования является нормативно-правовая база, правовые последствия, социально-психологические аспекты, технологии усыновления, удочерения.

Указанные объект и предмет исследования позволили определить цель - выявление правовых проблем института усыновления (удочерения) и установление путей их решения.

Указанная цель позволили определить следующие задачи:

1. определить понятие института усыновления;

2. выявить содержание отношений по усыновлению (удочерению)

3. установить понятие международного усыновления (удочерения) как альтернативного способа устройства российских детей;

4. определить процедуру усыновления (удочерения)

5. выделить формы устройства российских детей, оставшихся без попечения родителей;

6. установить особенности отмены усыновления (удочерения).

Теоретическую базу настоящего исследования составили труды следующих российских исследователей: А. Невзорова, К. Неволина, К. Победоносцева, В.Сергеевича, Г.Ф. Шершеневича, С.С. Алексеева, С.Н. Братуся, О.С. Иоффе, Л.А.Лунца, М.Д. Шаргородского, И.К. Городецкой, Н.М. Ершовой, И.М. Кузнецовой, О.Ю. Косовой, Т.Б. Мальцман, Н.И.Марышевой, A.M. Нечаевой А.М, А.И. Пергамент, В.А. Пчелинцевой, А.М.Рабец, В.А. Рясенцева, Я.Н. Шевченко и многих других.

Практическую базу исследования составили Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, нормативные акты Правительства РФ, Указы Президента РФ и иные нормативные акты, а также материалы судебной практики.

Структура выпускной квалификационной работы обусловлена ее целями и задачами и состоит из введения, трех глав, одиннадцати параграфов, заключения и списка использованных источников.

Основная часть (выдержка)

Глава 1. Правовая природа усыновления (удочерения)

1.1. Понятие усыновления (удочерения)

Усыновление представляет собой правовой институт, призванный создать между усыновителем и усыновленным отношения, наиболее близкие к тем, которые возникают между родителями и родными детьми.

Усыновление существует с глубокой древности, однако содержание его с течением времени изменялось. Постепенно происходит все большее сближение семьи, основанной на родстве, и семьи, основанной на усыновлении. Ранее это сближение в основном происходило за счет приближения правового регулирования отношений между усыновленными и усыновителями к правовому регулированию отношений между родителями и детьми, а само усыновление конструировалось по модели кровно-родственной семьи.

В настоящее время правовые основания отношений между родителями и детьми все более приближаются к правовым основаниям усыновления. Если ранее кровно-родственная семья всегда основывалась па биологическом происхождении, то в настоящее время, как уже отмечалось ранее, случаях, установленных законом, родителями ребенка считаются лица, не имеющие с ним генетической связи. Например, при применении технологии искусственного оплодотворения, суррогатного материнства, при признании отцовства лицом, знающим, что в действительности он не является отцом ребенка. Таким образом, социальное отцовство и материнство получает такое же право на существование, как биологическое.

С точки зрения социологии усыновление — одна из разновидностей социального отцовства или материнства. Однако если права и обязанности усыновителей практически идентичны родительским, то - фактические отношения, возникающие в процессе усыновления, не всегда напоминают родительские. В тех случаях, когда ребенок считает усыновителей своими родителями, их отношения не отличаются от родственных. Если же ребенок знает о том, что усыновители не его родители, фактические отношения между ними могут быть несколько иными.

Безусловно, знание об отсутствии биологической связи приобретает в настоящее время все меньшее значение. Если усыновители воспитывали ребенка в течение всей его жизни, само по себе обнаружение факта отсутствия кровного родства, как правило, ничего не меняет в отношениях между ними и ребенком. Однако если ребенок усыновлен уже в подростковом возрасте, естественно, он не может считать таких усыновителей своими родителями в полном смысле. Поэтому законодательство должно, с одной стороны, путем сохранения тайны усыновления обеспечить там, где это возможно, создание видимости кровно-родственной семьи.

С другой стороны, там, где отсутствие родственной связи очевидно, законодательство не должно искусственно моделировать отношения усыновления по образу и подобию кровной семьи.

Институт усыновления в Российской Федерации имеет длительную историю.

Усыновление как «искусственное сыновство», как прием «стороннего» в состав семьи совершалось и в Древней Руси еще во времена язычества. В пору, когда на смену язычеству пришло христианство, усыновление осуществлялось церковью посредством особого акта, исходящего от церковной власти. Оно освящалось особым церковным обрядом «сынотворенья». Для того чтобы усыновление имело силу, оно подлежало утверждению епархиальным архиереем при соблюдении определенного церковного обряда. Такими были требования, предъявлявшиеся к усыновлению нормами византийского права, под влиянием которых тогда находилась Русь. Что же касается русского обычного права, то оно предусматривало разные процедуры усыновления, сохранявшиеся долгое время. В их числе: обряд фиктивного рождения. Для большей достоверности в некоторых местностях на мнимую роженицу надевали рубашку, испачканную кровью. Имитировать роды мог и мужчина. Считалось, что обряд, имитирующий роды ребенка мужчиной, сопровождал усыновление им ребенка; женитьба на вдове брата; фактический прием усыновляемого в дом; особый договорный акт между усыновителем и усыновляемым.

Законодательство, посвященное усыновлению в России, стало развиваться в основном в начале 19 века. 11 октября 1803 г. появился Указ, позволяющий бездетным дворянам усыновлять ближайших законнорожденных родственников «через передачу им при жизни фамилии и герба». Несколько позже появляется целая серия указов, специально предназначенных для усыновления. Все они обращали внимание на необходимость неукоснительного соблюдения принципа сословности при усыновлении дворянами, купцами, нижними воинскими чинами и т.д.

С середины 19-го века стали появляться правила, оказавшие влияние на усыновление, и в их числе те, что позволяли усыновлять не только сирот. Однако, если родители ребенка были живы, требовалось их согласие на усыновление. В результате усыновления усыновленный считался вступившим с усыновителем в ближайшую родственную связь.

Заметным явлением в законодательстве, посвященном усыновлению, стал Закон от 12 марта 1891 г. «О детях усыновленных и узаконенных». Этот закон разрешал не только узаконить, но и усыновлять незаконнорожденных детей. Причем распространялось такое разрешение на всех детей безотносительно к их сословной принадлежности и вероисповеданию. Усыновителями тоже могли быть все лица, за исключением обреченных по своему сану на безбрачие. Но вводились и некоторые ограничения. Так, усыновлять было разрешено лишь тем, кто не имел собственных законных или узаконенных детей. Исключение составляли мещане и сельские обыватели. Не могли быть усыновителями также лица моложе тридцати лет.

Усыновление по действующему законодательству следует рассматривать как правоустанавливающий юридический факт, поскольку в результате усыновления возникает новая правовая связь между усыновителем и усыновленным. Вместе с тем, поскольку в результате усыновления одновременно прекращается правовая связь усыновленного с его кровными родителями и его другими родственниками, то такой факт можно одновременно считать и правопрекращающим. Однако согласно ст. 138 СК РФ ребенок, имеющий к моменту своего усыновления право на пенсию и пособия, полагающиеся ему в связи со смертью родителей, сохраняет это право и при его усыновлении. Кроме того, следует учитывать, что, если ребенок усыновляется одним лицом, то возможно сохранение правовой связи между ним и родителем противоположного пола.

СК РФ устанавливает границы, в пределах которых осуществляется усыновление, а также условия усыновления. Как следует из ст. 124 СК РФ, усыновление допускается в отношении несовершеннолетних детей и только в их интересах. Норма закона о том, что усыновление допускается только в отношении несовершеннолетнего ребенка, носит императивный характер и не может меняться даже в тех случаях, когда юридическое усыновление не было своевременно оформлено, а ребенок, ставший совершеннолетним, рассматривает своих фактических воспитателей в качестве родителей.

Решение об усыновлении принимается судом, и правовые последствия усыновления возникают лишь с момента вступления этого решения в законную силу. Однако и без волеизъявления усыновителя усыновление не может возникнуть.

Усыновление нельзя рассматривать в качестве соглашения между усыновителем и ребенком. Поэтому, на наш взгляд, основанием возникновения усыновления следует считать сложный состав юридических фактов: волеизъявление усыновителя и решение суда об усыновлении. Согласие на усыновление иных лиц — ребенка и его родителей — не входит в состав юридических фактов, влекущих возникновение усыновления. В ряде случаев усыновление возможно и без такого согласия.

Заключение (выдержка)

Согласно ст. 20 Конвенции ООН о правах ребенка «ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством».

Проведенное исследование свидетельствует, что ситуация, складывающаяся с усыновлением детей в России, требует особого внимания. Исследование результатов судебной практики в Республике Башкортостан при рассмотрении дел об усыновлении показало, что в очень многих случаях нормы действующего законодательства не соблюдается, что ведет к нарушению прав ребенка. Все это еще раз подтверждает актуальность темы проведенного дипломного исследования.

Значимость избранной темы заключается в том, что семейное законодательство России 1996 года в отличие от прежнего законодательства предусматривает судебный порядок усыновления ребенка. Причем оно не стоит на месте, а постоянно совершенствуется. В связи с этим возникает необходимость анализа новых условий и порядка усыновления детей, исследование тех нововведений, которые предусматривает Семейный кодекс Российской Федерации и устраняет существовавшие до него противоречия.

Рассмотрев понятие и правовую природу института усыновления (удочерения) ребенка в семейном праве Российской Федерации, мы можем сделать вывод о том, что институт усыновления имеет достаточно важное значение в семейном законодательстве Российской Федерации. Рост числа детей, оставшихся без родительского попечения, бесплодных браков, увеличение количества разводов в семьях, где есть несовершеннолетние дети, естественно, влияет на статистические данные, касающиеся усыновления. А они показывают, что усыновление занимает далеко не второстепенное место среди мер по защите прав ребенка. Желание усыновителя стать родителем объясняется либо отсутствием собственных детей, либо стремлением лица, вступающего в брак с матерью (отцом) ребенка, заменить отсутствующего родителя, сделать свой брак более прочным, а семейные отношения более полнокровными. Усыновление (удочерение) есть акт, порождающий возникновение родительских прав и обязанностей на основании закона. Под этим актом понимается совокупность действий будущих усыновителей и органа, управомоченного их совершать.

Поставленные в начале исследования задачи, позволили нам прийти к следующим выводам.

Полагаем необходимым определить понятие «интерес ребенка» на законодательном уровне, внеся соответствующие поправки в СК РФ и ФЗ «Об опеке и попечительстве». При этом под «интересом ребенка» предлагаем понимать совокупность имущественных и личных неимущественных прав ребенка и гарантий их осуществления, обеспеченных мерами защиты, предусмотренными действующим законодательством.

Под усыновлением, на наш взгляд, следует понимать правовой институт семейного права, в результате которого между усыновителями и его родственниками, с одной стороны, и усыновленным (удочеренным) ребенком - с другой стороны, возникает комплекс прав и обязанностей, аналогичный отношениям между родителями и детьми, а также их родственниками по кровному происхождению.

Уточним, что под международным усыновлением следует понимать, юридический акт, совершенный в субъективных интересах детей, когда в основе действий усыновителей лежат мотивы и цели, направленные на представление усыновляемому права на надлежащее семейное воспитание, гарантированное Семейным кодексом Российской Федерации и законодательством принимающего государства. При этом международное усыновление может выступать исключительно только как альтернативный способ устройства российских детей.

Полагаем необходимым законодательно закрепить положение об осуществлении процедуры усыновления только через уполномоченную в стране проживания кандидатов в усыновители и аккредитованную в Российской Федерации организацию (за исключением родственников детей). Самостоятельное прохождение иностранными гражданами процедуры усыновления (удочерения) детей - граждан Российской Федерации, (т.н.«независимое усыновление»), без участия и сопровождения аккредитованной на территории Российской Федерации организации по усыновлению затрудняет в дальнейшем контроль за условиями жизни и воспитания усыновленных детей.

С учетом приоритета семейных форм воспитания детей на руководителей образовательных и медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, возложена обязанность в семидневный срок со дня получения известия о том, что ребенок может быть передан на воспитание в семью, сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту нахождения данной организации. Последующее устройство ребенка в семью на основании этих сообщений (в форме усыновления или передачи его в приемную семью, под опеку (попечительство) в патронатную семью) осуществляется органом опеки и попечительства в соответствии с требованиями закона.

За неисполнение обязанностей по выявлению и учету детей, оставшихся без попечения родителей, и их последующему устройству или за предоставление заведомо недостоверных сведений, а также за иные действия, направленные на сокрытие ребенка от передачи в семью, руководители воспитательных и иных организаций, в которых находятся дети, а также должностные лица органов местного самоуправления и органов исполнительной власти субъектов РФ могут быть привлечены к ответственности в порядке, установленном законом, в частности к административной ответственности.

Полагаем, что установление подобного механизма учета сведений о ребенке, оставшемся без попечения родителей, в государственном банке данных о детях необходимо и позволяет оказывать содействие в устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан РФ, постоянно проживающих на территории РФ, создавать условия для реализации права граждан, желающих принять детей на воспитание в свои семьи, на получение полной и достоверной информации о детях, оставшихся без попечения родителей.

Исследовав условия усыновления ребенка, мы можем сделать вывод о том, что усыновление занимает далеко не второстепенное место среди мер по защите прав ребенка. Установление правовой связи между ребенком и лицом, желающим его усыновить, требует выяснение действительной воли этих лиц. В результате усыновления, с одной стороны, прекращаются правоотношения ребенка с кровными родителями, а с другой — возникает его правовая связь с лицами, их заменяющими, т.е. происходит своеобразная передача всех личных и имущественных прав от одних к другим. Причем это касается также родственников как усыновителей, так и усыновляемых и их потомства. Прекращением правовой связи усыновляемого с его родителями и родственниками усыновление не ограничивается, поскольку оно имеет и свое глубокое специфическое внутреннее содержание, определяемое его целью. А цель эта состоит в удовлетворении интересов несовершеннолетних детей и потребности усыновителя.

Судебный порядок усыновления (удочерения) ребенка призван обеспечить защиту прав и интересов детей. Этот порядок является основным правовым фактором, препятствующим их незаконному усыновлению. Именно на суд возлагается проверка законности усыновления. В судебном заседании суд исследует документы, проверяет соблюдение законности их собирания. Установление нормы права об обязательном участии в судебном заседании прокурора и представителя органа опеки и попечительства должно способствовать наибольшей защите интересов ребенка при его усыновлении.

Рассмотрев порядок отмены усыновления, мы можем сделать вывод о том, что отмена усыновления нежелательна со всех точек зрения. Она должна происходить тогда, когда усыновление не отвечает своему назначению, порождает нарушение прав и интересов ребенка. Основанием для отмены усыновления Семейный кодекс Российской Федерации делит на две группы. В первую входит такое поведение усыновителя, которое свидетельствует: о его уклонении от выполнения принятых им на себя обязанностей родителей; о злоупотреблении приобретенными им родительскими правами; о жестоком обращении с усыновленным ребенком. В этот же перечень п. 1 ст. 141 СК включает хронический алкоголизм или наркоманию усыновителя. Вторая группа оснований к отмене усыновления, предусмотренная п. 2 ст. 141 СК, не имеет четко определенных границ. Сюда входят «другие основания». Это может быть, например, тяжелое заболевание усыновителя, превращение его в инвалида, что делает невозможным для него выполнение миссии усыновителя. Правом требовать отмены усыновления ст. 142 СК наделяет родителей ребенка, его усыновителей, усыновленного, достигшего возраста четырнадцати лет, органы опеки и попечительства, а также прокурора. Чаще всего вопрос об отмене усыновления возникает, когда спустя годы дают о себе знать не обнаружившиеся раньше симптомы тяжкого наследственного заболевания ребенка, влекущие за собой патологию в его поведении в виде, например, влечения к бродяжничеству. Вместе с тем закон предусматривает возможность отмены усыновления в отношении совершеннолетних усыновленных, когда на этом настаивают сам усыновленный и его естественные родители, не лишенные родительских прав и не признанные недееспособными, и, главное, сам усыновитель. Иными словами, все участники усыновления в силу известных им причин пришли к единому выводу о необходимости отмены усыновления и возвращению к естественному порядку жизни. Можно предположить, что подобное право данной статьи относится к обоим видам усыновления и от суда потребуется принятие тех решений, которые указаны в п. 3 ст. 143 СК РФ, а также внесения изменений в другие актовые записи. Представляется, что в данном случае отмены усыновления невозможно взыскание с бывшего усыновителя алиментов, например, на содержание нетрудоспособного совершеннолетнего усыновленного.

На основе исследования теоретического и практического материала, учитывая сложившуюся ситуацию с положением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детской беспризорностью и безнадзорностью, увеличением числа граждан, лишенных родительских прав, и в целях усиления противодействия незаконному вывозу за рубеж детей, торговле несовершеннолетними мы пришли к выводу о необходимости внесения предложения по совершенствованию семейного законодательства в области усыновления.

2400 руб.

Не подошла эта работа?

Закажите новую работу, выполненную по вашим требованиям с нужным уровнем оригинальности.

Не нашли что искали?
Закажите новую работу по вашему заданию
Заботимся о вас и вашем времени

У нас есть все, чтобы сделать вашу жизнь более приятной и беззаботной

Не бросаем после выполнения работы

Бесплатно выполним все доработки в рамках задания

Средний бал наших работ

  • 4.9
Узнай стоимость