8-804-333-71-05
(бесплатно по РФ)
Диплом-центр.Ру - помогаем студентам в учёбе

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

Главная / готовые работы / Дипломные работы / Физкультура и спорт

РАЗВИТИЕ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ ШКОЛЬНИКОВ 16-17 ЛЕТ - Дипломная работа

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ 6

1.1. Общая характеристика методов и приемов обучения в процессе физического воспитания в школе 6

1.2. Понятие о физических качествах 12

1.3. Скоростные способности и основы методики их воспитания 15

1.4. Методы и средства воспитания скоростно-силовых качеств 20

ГЛАВА II ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 29

2.1. Методы исследования 29

2.2. Организация исследования 31

ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 34

3.1. Результаты исследования 34

3.2. Обсуждение полученных результатов 36

ВЫВОДЫ 40

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 42

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 48

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 49

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 50

ПРИЛОЖЕНИЕ 4 51

Введение (выдержка)

Вопросы укрепления физического и духовного здоровья человека сегодня провозглашаются как приоритетные в государственной политике в области образования. Гармоническое развитие школьника предусматривает разностороннее физическое воспитание. В этот период закладываются основы хорошего здоровья и полноценного физического развития.

В жизни детей двигательная активность играет огромную роль для физического развития. Проблемы физического воспитания школьников рассмотрены в работах отечественных ученых – Б.А. Ашмарина, М.М. Богена, В.М. Выдрина, В.М.Зациорского, Е.П. Ильина, В.С. Кузнецова, Ю.Ф. Курамшина, Ж.К.Холодова, Л.П.Матвеева и др.

Эффективный воспитательно-образовательный процесс зависит от многих факторов, от приемов и методов, используемых воспитателем, от правильно подобранных средств воспитания, от личности самого педагога – воспитателя и от воспитуемых.

Педагогический процесс при этом должен строиться с учетом реальных психофизических возможностей, возрастных особенностей занимающихся, а сам процесс физического воспитания нужно строить так, чтобы он был направлен на обучение двигательным действиям, активно содействовал укреплению здоровья и гармоническому физическому развитию, развивал необходимые двигательные качества, положительно влиял на психические процессы занимающихся.

Учебно-воспитательный процесс физического воспитания должен проводиться, динамично, с применением наиболее рациональных форм организации занятий, использованием спортивного оборудования и инвентаря, технических средств обучения. Для достижения указанной цели большое значение имеют правильный выбор методов обучения.

В настоящее время очень важна проблема повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Его можно успешно реализовать, применяя различные средства, методы, приемы и способы физического воспитания, привития необходимых умений и навыков самостоятельных занятий физическими упражнениями. Педагогический процесс при этом должен строиться с учетом реальных психофизических возможностей, возрастных особенностей занимающихся, а сам процесс физического воспитания нужно строить так, чтобы он был направлен на обучение двигательным действиям, активно содействовал укреплению здоровья и гармоническому физическому развитию, развивал необходимые двигательные качества, положительно влиял на психические процессы занимающихся. Учебно-воспитательный процесс физического воспитания должен проводиться с оптимальной моторной плотностью, динамично, с применением наиболее рациональных форм организации занятий, использованием спортивного оборудования и инвентаря, технических средств обучения. Для достижения указанной цели большое значение имеют правильный выбор методов обучения.

Особое место в воспитании физических качеств занимают скоростно-силовые качества, высокий уровень развития которых, способствует гармоничному развитию организма. Поэтому вопрос о воспитании и совершенствовании скоростно-силовых качеств борцов является актуальным вопросом в этом виде спорта.

Цель исследования – выявить эффективность применения предложенного комплекса упражнений, направленного на воспитание скоростно-силовых качеств школьников 16-17 лет.

Задачи исследования:

1. Изучить литературу по проблеме воспитания скоростно-силовых качеств.

2. Предложить комплекс упражнений для развития скоростно-силовых качеств.

3. Проверить эффективность предложенного комплекса упражнений, направленного на развитие скоростно-силовых качеств на уроках физической культуры.

Объект исследования – урок физической культуры, направленный на воспитание скоростно-силовых качеств у школьников 16-17 лет

Предмет исследования: методы развития скоростно-силовых качеств школьников.

Гипотеза исследования: Урок физической культуры, направленный на развитие скоростно-силовых качеств, пройдет более эффективно, если внедрить предложенный комплекс упражнений для развития скоростно-силовых качеств.

Основная часть (выдержка)

ГЛАВА I. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.1. Общая характеристика методов и приемов обучения в процессе физического воспитания в школе

В физическом воспитании применяются две группы методов: специфические (характерные только для процесса физического воспитания) и общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания).

Эффективность формирования двигательных навыков во многом зависит от правильного подбора методов и приемов обучения.

Различают три группы методов: наглядные, словесные и практические.

К этой группе методов относятся показ физических упражнений, использование наглядных пособий (рисунки, фотографии, кинограммы, диафильмы, кинофильмы, кинокольцовки), имитации (подражания), зрительных ориентиров, звуковых сигналов, помощи [21;29].

Наглядные методы

Показ физических упражнений. При показе у детей через органы зрения создается зрительное представление о физических упражнениях.

Показ применяется, когда детей знакомят с новыми движениями. Упражнение демонстрируется несколько раз. Чтобы создать у ребенка правильное зрительное представление о физическом упражнении и побудить к его наилучшему выполнению, нужно показывать движение на высоком техническом уровне, В дальнейшем показ используется для создания зрительных представлений об отдельных элементах техники упражнения. И перед показом детям сообщают, на какой элемент им следует обратить внимание. Когда у детей уже создалось правильное зрительное и мышечно-двигательное представление о движении, целесообразно вызывать словом его образ, активизируя при этом мышление ребенка. К показу воспитатель тщательно готовится. Важно правильно выбрать место, чтобы показываемое упражнение было видно всем детям[21;23].

Использование наглядных пособий. Для уточнения техники физических упражнений используются наглядные пособия в виде плоскостных изображений (картины, рисунки, фотографии, кинограммы, диафильмы), а также кинофильмы, кинокольцовки.

Наглядные пособия целесообразно показывать в свободное от занятий время. Рассматривая их, дети уточняют свои зрительные представления о физических упражнениях, правильнее выполняют их на физкультурных занятиях и точнее изображают в своих рисунках.

Имитация. Подражание действиям животных, птиц, насекомых, явлениям природы и общественной жизни занимает большое место при обучении детей физическим упражнениям. Известно, что дошкольнику свойственна подражательность, стремление копировать то, что он наблюдает, о чем ему рассказывают, читают. Подражая, например, действиям зайчика, мышки, дети входят в образ и с большим удовольствием выполняют упражнения. Возникающие при этом положительные эмоции побуждают много раз повторять одно и то же движение, что способствует закреплению двигательного навыка, улучшению его качества, развитию выносливости[21;31].

Словесные методы. К данной группе методов относятся название упражнения, описание, объяснения, указания, распоряжения, команды, вопросы к детям, рассказ, беседа и др. Словесные методы активизируют мышление ребенка, помогают целенаправленно воспринимать технику упражнений, способствуют созданию более точных зрительных представлений о движении.

Описание — это подробное и последовательное изложение особенностей техники выполнения разучиваемого движения. Описание, необходимое для создания общего представления о движении, используется обычно при обучении детей старшего дошкольного возраста. Словесное описание нередко дополняется показом упражнения.

Объяснение используется при разучивании упражнении. В объяснении подчеркивается существенное в упражнении и выделяется тот элемент техники, к которому нужно привлечь внимание на данном занятии. Постепенно у детей создается представление о каждом элементе.

Объяснение должно быть кратким, точным, понятым, образным, эмоциональным. Содержание объяснений изменяется в зависимости от конкретных задач обучения, подготовленности детей, их возрастных и индивидуальных особенностей.

Пояснения применяются с целью направить на что-то внимание или углубить восприятие детей, подчеркнуть те или иные стороны разучиваемого движения. Пояснение сопровождает показ или выполнение физических упражнений. Слово в данном случае играет дополнительную роль.

Указания. При разучивании движений, закреплении двигательных навыков и умений слово применяется и в виде коротких указаний, которые могут быть использованы для уточнения задания; напоминания, как действовать; для предупреждения и исправления ошибок у детей; оценки выполнения упражнений (одобрение и неодобрение); поощрения.

Указания могут даваться как до выполнения упражнения, так и во время его. В первом случае они применяются как способ предварительного инструктирования. Во втором случае воспитатель оценивает правильность выполнения заданий.

Команда состоит из двух частей: предварительной и исполнительной. В предварительной части указывается, что надо делать и каким способом, в исполнительной — заключен сигнал к немедленному выполнению действия.

Важно научиться правильно подавать команду, то есть умело акцентировать слова, варьировать силу и интонацию голоса.

Распоряжения отличаются от команды тем, что их формулирует сам воспитатель («К окну — поворот!»). Но подаются они также в повелительной форме. Распоряжения используются и для выполнения заданий, связанных с подготовкой места для занятий, раздачей и сбором физкультурного инвентаря.

Рассказ, придуманный учителем или взятый из книги, используется для возбуждения у детей интереса к занятиям физическими упражнениями, желания ознакомиться с техникой их выполнения.

Сюжетный (тематический) рассказ можно применять непосредственно на занятии. Например, воспитатель рассказывает о поездке на дачу, о прогулке в лес и т. д., а дети выполняют соответствующие упражнения. На занятиях используются также стихи, считалки, загадки.

Беседа. Чаще всего она имеет вопросно-ответную форму. Беседа помогает воспитателю выяснить интересы детей, их знания, степень усвоения движений, правил подвижной игры; детям же — осознать, осмыслить свой чувственный опыт. Кроме того, беседа способствует уточнению, расширению, обобщению знаний, представлений о технике физических упражнений.

К практическим методам относят повторение упражнений без изменения и с изменениями, а также проведение их в игровой и соревновательной формах[16;47].

Методы обучения выбираются в зависимости методов от поставленных задач, возрастных особенностей детей, их подготовленности, а также сложности и характера упражнений[16;46].

На первом этапе обучения проводится первоначальное разучивание упражнения, чтобы создать у детей правильное представление о движении в целом. С этой целью используются показ, объяснение и практическое опробование. У детей образуется связь между зрительным образом, словами, обозначающими технику, и мышечными ощущениями. Чем дети младше, тем меньшим запасом двигательных представлений обладают и тем большее место в создании этих представлений занимает показ. С увеличением двигательного опыта у детей шире используются объяснения.

На втором этапе углубленного разучивания движения большее место занимают имитация, зрительные, звуковые ориентиры. Словесные методы используются в виде коротких указаний. Хороший эффект при отработке отдельных элементов техники дают упражнения, выполняемые без контроля зрения, на основе мышечных ощущений.

Задача третьего этапа — закрепление навыка и совершенствование техники его, а также выработка умения применять изученное движение в различных условиях. При этом упражнения проводят в игровой и соревновательной форме[14;29].

Заключение (выдержка)

1. По данным учебно-методической литературы было установлено, что в физическом воспитании применяются две группы методов: специфические (характерные только для процесса физического воспитания) и общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания).

Эффективность формирования двигательных навыков во многом зависит от правильного подбора методов и приемов обучения.

Различают три группы методов: наглядные, словесные и практические.

К этой группе методов относятся показ физических упражнений, использование наглядных пособий (рисунки, фотографии, кинограммы, диафильмы, кинофильмы, кинокольцовки), имитации (подражания), зрительных ориентиров, звуковых сигналов, помощи.

Соревнование (или состязание), подобно игре, относится к числу наиболее широко распространенных общественных явлений. Оно имеет значение как способ организации и стимулирования деятельности в самых различных сферах жизни – в производственной деятельности, в искусстве (художественные конкурсы, фестивали), в спорте и т. д. Естественно, что конкретный смысл соревнований при этом различен.

Показано, что развитие двигательных качеств – одна из центральных задач физического воспитания в школе, и ее решение должно осуществляться комплексно, начиная с раннего возраста.

2. Предложен комплекс, направленный на развитие скоростно-силовых качеств школьников 16-17 лет, основанный на применении метболов.

3. Экспериментально установлено положительное влияние предложенного комплекса упражнений для развития скоростно-силовых качеств школьников 16-17 лет. Так, достоверно значимые изменения за время основного эксперимента произошли в следующих показателях:

- тройной прыжок с места (p<0,05);

- прыжок в длину с места (p<0,05);

- Броски набивного мяса (p<0,05).

Литература


1. Агаджанян И.А., Горшин В.И. Экология человека. – М.: Аспект-Пресс, 2005. – 186 с.

2. Адаптация организма учащихся к учебным и физическим нагрузкам / Под ред. Ф.Г. Хрипковой, М.В. Антроповой. – М.: Педагогика, 1982. – 240 с.

3. Амшарин Б.А., Завьялов Л.К., Курамшин Ю.Ф. Педагогика физической культуры: Учеб. пособие. – СПб.: ЛГОУ, 2004. – 352 с.

4. Апанасенко Г.А. Физическое развитие детей и подростков. – Киев: Здоровье, 1985. – 80 с.

5. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания: учебн. для студ. фак. физ. культуры пед ин - тов. - М.: Просвещение, 1990. - 287 с.

6. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. – М.: Физкультура и спорт, 1988. – 208 с.

7. Барков В.А. Педагогические исследования в физическом воспитании: Учебное пособие по курсу «Основы НИР» для студентов специальности п. 02.02. – «Физическая культура». – Гродно, 1995. – 68 с.

8. Боген М.М. Обучение двигательным действиям. – М.: Физкультура и спорт, 2001. – 226 с.

9. Богословский В.П. и др. Физическая культура и спорт в общеобразовательной школе: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1985. – 346 с.

10. Былеева Л.В., Коротков И.М., Яковлев В.Г. Подвижные игры: Учебн. пособие для ин-тов физической культуры. 4-е изд., перераб. и дополн. - М.: Физкультура и спорт, 1974. - 208 с.

11. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. – М.: Физкультура и спорт, 1988. – 331 с.

12. Выдрин В.М. Введение в профессиональную деятельность: Учебное пособие для институтов физической культуры / ВИФК.,1995. – 232 с.

13. Выдрин В.М. Деятельность специалистов в сфере физической культуры: Учеб. пособие. – СПб.: Питер, 2003. – 183 с.

14. Выдрин В.М. Современные проблемы теории физической культуры как вида культуры: Учеб. пособие / СПб ГАФК им. П.Ф. Лесгафта. – СПб., 2003. – 76с.

15. Годик М.А. Спортивная метрология: Учебник для институтов физической культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1988. – 192 с.

16. Годик М.А., Бальсевич В.К., Тимошкин В.Н. Система общеевропейских тестов для оценки физического состояния человека // Теория и практика физической культуры. - 1994. - № 5-6. - С.24-32.

17. Головина Л.Л. Физиологические особенности некоторых функций и мышечной деятельности школьников. – М., 1980. – 197 с.

18. Гужаловский А.А. Развитие двигательных качеств у школьников. – Мн.: Нар. асвета, 1978. – 88 с.: ил.

19. Гуревич И.А. 300 соревновательно-игровых заданий по физическому воспитанию. – Минск: Высшая школа, 2004. – 319 с.

20. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология: Учеб. пособие для студентов ВУЗов. - М., 1985. - 80 с.

21. Закон Российской Федерации «Об образовании». – М.: Астрель, 2003. – 36 с.

22. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. – М.: Физкультура и спорт, 1970. – 200 с.

23. Ильин Е.П. Психофизиология физического воспитания: (Факторы, влияющие на эффективность спортивной деятельности): Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. N 2114. «Физ. Воспитание». – М.: Просвещение, 1983. – 223 с.

24. Концепция модернизации российского образования на период до 2010г. (одобрена распоряжением Правительства РФ N 1756 от 29.12.2001). Приказ от 11.02.2002 г. Москва N 393. – 46 с.

25. Концепция физического воспитания детей и подростков / Авт-сост. В.И. Лях, Г.Б. Мейксон, Л.Б. Кофман // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 1996. – №1. – С. 5-10.

26. Коротков И.М. Подвижные игры в занятиях спортом. - М.: Физкультура и спорт, 1971. - 116 с.

27. Кузнецов В.К. Возрастные особенности развития специальных силовых качеств у не занимающихся спортом и лыжников-гонщиков 11-18 лет // Теория и практика физического воспитания. - 1979. - №3. – С.12-15.

28. Кузнецов В.С., Холодов Ж.К. Практикум по теории и методике физического воспитания и спорта. – М.: Академия, 2003. – 144 с.

29. Кузнецов В.С., Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта. – М.: Академия, 2000. – 480 с.

30. Курамшин Ю.Ф. Методы обучения двигательным действиям и развития физических качеств: Теория и технология применения / СПб ГАФК им. П.Ф. Лесгафта. – СПб., 1998. – 76 с.

31. Лаптев А.П. Возрастные особенности организма // Физическая культура и спорт. - 1984. - №8.

32. Лебедева Н.Т. Школа и здоровье учащихся: Пособие. – Мн.: Унiверсiтэцкае, 1998. – 221 с.

33. Ломейко В.Ф. Развитие двигательных качеств на уроках физической культуры в I-X классах. – Мн.: Народная асвета, 1980. – 128 с.

34. Лях В.И. Координационные способности школьников. - Мн.: Полымя, 1989. - 159 с.

35. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры). – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 543 с.

36. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учебн для ин-тов физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 543 с.

37. Настольная книга учителя физической культуры / Под ред. Л.Б.Кофмана; Авт.-сост. Г.И. Погадаев; Предисл. В.В. Кузина, Н.Д.Никандрова. – М.: Физкультура и спорт, 1998. – 496с.

38. Настольная книга учителя физкультуры: Справ.-метод. пособие / Сост. Б.И. Мишин. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2005. – 526 с.

39. Николаев Ю.М. Теоретико-методологические основы физической культуры в преддверии XXI века. – СПб., 1998. – 217 с.

40. Новые государственные стандарты школьного образования. – М.: ООО «Издательство Астрель; ООО «Издательство АСТ». 2004. – 446 с.

41. Основы математической статистики: Учебн. пособие для институтов физ. культ. / Под ред. В.С. Иванова. – М.: Физкультура и спорт, 1990. – 176 с.

42. Постановление Правительства РФ от 29.05.2002. № 363 «Физическое воспитание и оздоровление детей, подростков и молодежи в Российской Федерации (2002-2005)». – Вестник образования. – 2002. - № 9. – С. 28-30.

43. Постановление Правительства РФ от 29.12.2001. № 916 «Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи». – М.: Астрель, 2002. – 24 с.

44. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 15.05.2000. №1418 «Об утверждении положения о центре содействия укреплению здоровья обучающихся, воспитанников образовательного учреждения» // Вестник образования. – 2000. - № 9. – С. 18-20.

45. Программы общеобразовательных учреждений. Физическая культура. 5-11 классы / Под ред. А.П. Матвеева. – М.: Посвещение, 2007. – 265 с.

46. Семикоп А.Ф. Основы теории и методики спортивной тренировки: Учебн. метод. пособие для студ. факульт. физ.культ. пединститут. и университ., училищ алимп. резерва по специальн. 03.03 - «Физическая культура». – Гомель, 1992. – 149 с.

47. Современные проблемы теории и практики физической культуры: взгляды, идеи, концепции: Сб. науч. трудов. – СПб., 2003. – 253 с.

48. Теория и методика спорта: Учеб. пособие для училищ олимпийского резерва / Под ред. Ф.П. Суслова, Ж.К. Холодова. – М., 1997. – 416с.

49. Теория и методика физической культуры: Учебник / Под ред. проф. Ю.Ф.Курамшина. – 2-е изд., испр. – М.: Советский спорт, 2004. – 464 с.

50. Учебно-методическая литература

51. Фарбер Д.А., Корниенко И.А., Сонькин В.Д. Физиология школьника. – М.: Педагогика, 1990. – 63 с.

52. Физическая культура студента: Учебник / Под ред. В.И. Ильинича. –М.: Гардарики, 1999. – 448 с.

53. Физическая культура: Учеб. пособие / Под ред. В.А. Коваленко. – М.: Изд-во АСВ, 2002. – 432 c.

54. Фомин Н.А., Филин В.П. Возрастные основы физического воспитания. - М.: Физкультура и спорт. 1972. - 176 с.

55. Хрестоматия по физической культуре: Учеб. пособие / Под ред. Ю.Ф. Курамшина, Н.И. Пономарева, В.И. Григорьева. – СПб.: Изд-во СПб ГУЭФ, 2001. – 254 с.

56. Яковлев В.Г. Игры для детей. - М.: Физкультура и спорт, 1975. - 158 с.

Информация о работе

Тип: Дипломная работа
Страниц: 62
Год: 2014
2100 p.
Не подошла эта работа?

Узнайте стоимость написания
работы по Вашему заданию.
ПОСМОТРЕТЬ ЦЕНЫ
Оформление заявки БЕСПЛАТНО и
ни к чему не обязывает.
Закажите авторскую работу по Вашему заданию!
Контрольная работа
от 100 p.
cрок: от 1 дня
Реферат
от 600 p.
cрок: от 1 дня
Курсовая работа
от 1000 p.
cрок: от 3 дней
Дипломная работа
от 6000 p.
cрок: от 6 дней
Отчет по практике
от 1000 p.
cрок: от 3 дней
Решение задач
от 150 p.
cрок: от 1 дня
Лабораторная работа
от 200 p.
cрок: от 1 дня
Доклад
от 300 p.
cрок: от 2 дней
Заказать работу очень просто!
Вы оформляете заявку
Получаете доступ в лк
Вносите предоплату
Автор пишет работу
Получаете уведомление
о готовности
Вносите доплату
Скачиваете готовую
работу из лк
X
X