Курсовая работа

«Развитие художественного вкуса будущих дизайнеров»

  • 36 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ….…3

Глава I. Дизайн как категория эстетической деятельности и художественная коммуникация….6

1.1. Понятия дизайн и дизайнер…6

1.2. Виды и функции дизайна….…9

Глава II. Эстетический и художественный вкус: сущность, значение и формирование…12

2.1. Определение понятия эстетический вкус….….…12

Глава Ш. Формирование эстетического вкуса и роль художественной культуры в процессе подготовки дизайнеров….18

3.1. Формирование эстетического вкуса студентов в образовательном процессе….18

3.2. Развитие художественного вкуса будущих дизайнеров….….22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ….31

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ….….….34

Введение

Глубокие изменения последнего десятилетия в социальной, экономической и политической жизни страны оказали большое влияние на процессы в образовательной сфере. Резким изменениям подверглись ценностные ориентации студентов, их умонастроения, мотивы получения образования, отношение к окружающему миру, своему призванию.

Разработка новых педагогических технологий, совершенствование системы управления социокультурной средой образования, в настоящее время требуют глубокого осмысления вопросов обучения и воспитания специалистов нового поколения, выявление и использование в многообразных направлениях механизмов развития его общих и специальных способностей, профессиональных качеств.

Педагогический вуз, являясь естественным социальным институтом, приобщающим всех без исключения студентов к искусству через предметы эстетического цикла, выступает основным звеном в системе развития художественного вкуса.

В то же время, уровень профессионализма и качественные характеристики современного педагога: эстетическая культура, эстетический и художественный вкус, не всегда отвечают потребностям современного общества, требованиям высшей и средней школы.

Достаточная компетентность в каком-либо виде искусства и умение применять художественно-эстетические знания в практических эстетико-воспитательных ситуациях, не является уделом лишь особо одаренных в художественном отношении учителей. Таким образом, наличие способности к преломлению личностных эстетических качеств в педагогической деятельности является обязательным требованием к каждому учителю.

Вопросы развития художественного вкуса личности являются предметом изучения многих наук: философии, социологии, психологии, педагогики, искусствоведения, эстетики.

Художественный вкус развивается в процессе обучения. Использование какого-либо вида искусства как средства развития художественного вкуса личности должно опираться на искусствоведческий анализ данного явления, под которым понимается разбор и рассмотрение состава произведения искусства в единстве содержания и формы [2, с. 20].

Образовательная среда — часть социокультурного пространства, зона взаимодействия образовательных систем, их элементов, образовательного материала и субъектов образовательных процессов. Образовательная среда также обладает большой мерой сложности, поскольку имеет несколько уровней — от федерального, регионального до основного своего первоэлемента — образовательной среды конкретного учебного заведения и класса. Образовательная среда также создается индивидом, поскольку каждый развивается сообразно своим индивидуальным особенностям и создает свое собственное пространство вхождения в историю и культуру, свое видение ценностей и приоритетов познания. А поскольку всякое знание личностно, поскольку образовательная среда каждого есть, в конечном счете, особое, личностное пространство познания и развития.

Образовательная среда современных образовательных систем складывается во взаимодействии новых образовательных комплексов - систем, инновационных и традиционных моделей, сложных систем стандартов образования, сложного интегрирующего содержание учебных программ и планов, высокотехнологичных образовательных средств и образовательного материала, и главное, нового качества взаимоотношений, диалогического общения между субъектами образования: детьми, их родителями и педагогами.

Еще одной характеристикой современной образовательной среды является взаимодействие множества локальных образовательных сред, взаимное использование конкретных особенностей инновационных сред одной страны в образовательном пространстве других стран, что создает схожие образовательные ситуации во многих странах и способствует развитию сферы образования в целом. Это является проявлением тенденций интеграции образовательных процессов в разных странах и регионах в мировое образовательное пространство, которое сегодня развивается на основе идей гуманизации, демократизации и повышения стандартов.

На основании вышеизложенного, предлагается определить следующее:

Цель данной работы - выявление и раскрытие вопросов формирования профессионально обусловленных компонентов личности дизайнера.

Объект исследования — студенты-дизайнеры художественно-графического факультета.

Предметом выступят компоненты личности студентов-дизайнеров.

Методом исследования предлагается изучение имеющейся литературы по заданной теме.

После библиографического поиска и обзора выявленной информации были сформированы следующие задачи:

1. рассмотреть компонент формирования эстетического вкуса и роли художественной культуры в процессе подготовки дизайнеров;

2. рассмотреть компонент формирования творческого мышления у студентов- дизайнеров;

3. рассмотреть компонент нравственности и профессиональной культуры дизайнера.

Таким образом, был определен план данной работы. Далее предлагается перейти к более подробному ее рассмотрению.

Фрагмент работы

Глава I. Дизайн как категория эстетической деятельности и художественная коммуникация

1.1. Понятия дизайн и дизайнер

Дизайн – вид творческой деятельности по формированию эстетически выразительной предметно-пространственной среды, интегрирующий инженерно-конструкторскую, научную и художественную деятельность.

Объектами профессиональной деятельности дизайнера являются целостные эстетически выразительные комплексы предметной среды, удовлетворяющие утилитарные и духовные потребности человека (техника и оборудование, транспортные средства, интерьеры, товары народного потребления и др.).

Виды профессиональной деятельности дизайнера:

• производственно-технологическая;

• творческая;

• организационно-управленческая;

• учебно-методическая и педагогическая;

• научно-исследовательская;

• аналитическая и др.

Успешный и состоявшийся дизайнер сочетает высокий профессионализм и талант, обладает эстетическим чутьем, особым видением пространства, свежим мышлением. Он способен создать по-настоящему оригинальные проекты. Специальность творческая, необходим талант, умение хорошо рисовать и чертить.

Дизайн — от английского «design» — проект, план, рисунок — термин, обозначающий разновидность художественно-проектной деятельности, охватывающей создание предметной среды (машин, вещей, интерьеров) и основанной на принципах сочетания удобства, экономичности и красоты.

Дизайнер - творец окружающего мира. Он стремится охватить все сферы жизни современного человека, причем его интересует не только внешний вид (оболочка) предметов, но и их внутренняя суть и функциональная взаимосвязь. В чистом виде профессии дизайнера-«универсала» как таковой не существует. Даже если вам удастся найти курсы или вузовскую специальность, где будут учить всему и сразу, то в любом случае, для своей дальнейшей профессиональной деятельности вы выберете одну, максимум две специализации.

В широком смысле слова дизайнер – это специалист, занимающийся художественно-технической деятельностью в рамках какой-либо из отраслей дизайна. Возможные специализации современного дизайнера: веб-дизайнер, дизайнер рекламной продукции, архитектор, проектировщик, иллюстратор.

В современном дизайне принято выделять несколько главных направлений: промышленный дизайн, дизайн среды, ландшафтный дизайн, графический дизайн, архитектурный дизайн, дизайн одежды, обуви, аксессуаров. Помимо общего художественного образования, дизайнеру, в зависимости от направления деятельности, необходимо получить специальные знания в области технологии производства тех или иных продуктов, а также освоить специализированные компьютерные программы.

Виды деятельности:

- определение концепции и идеи будущей работы (разработка фирменного стиля или дизайн-проекта);

- изготовление продукта;

- контроль за всеми этапами подготовки проекта

Места работы:

- дизайн-студии и мастерские

- издательства

- типографии

- рекламные агентства и компании

Профессиональные навыки:

- знание основ рисунка, живописи, графики, композиции;

- знание технологий производства дизайн-продуктов в определенной сфере деятельности;

- знание специализированных компьютерных графических программ

Дополнительные особенности:

В профессии дизайнера любого профиля есть две особенности, которые необходимо учесть. Во-первых, дизайнер должен уметь контролировать весь процесс подготовки проекта, во-вторых, быть специалистом в смежных областях (технологии процесса изготовления изделий, маркетинге, рекламе, PR).

Дизайнер должен уметь решать задачи, соответствующие его квалификации:

в области гуманитарного и социально-экономического знания:

- должен обладать знаниями, полученными при изучении гуманитарных и социально-экономических дисциплин, а также уметь применять их в своей профессиональной деятельности;

по общепрофессиональным дисциплинам:

- ориентироваться в специальной литературе, как по профилю своего вида творчества, так и смежных областях культуры и искусства;

- обладать знаниями основных закономерностей развития искусства и культуры;

- понимать специфику выразительных средств различных видов искусства;

- владеть практическими навыками различных видов изобразительного искусства;

по специальным дисциплинам

- понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии;

- обладать основами теоретических знаний и практических навыков, необходимых дизайнеру;

- уметь всесторонне анализировать конечные результаты деятельности дизайнера;

- иметь опыт реализации художественного замысла в практической деятельности дизайнера;

- иметь реальные представления о процессе художественно-промышленного производства;

- обладать знаниями методов организации творческой и производственной деятельности коллектива, умениями передавать собственный опыт и навыки по созданию художественно-промышленных ценностей.

Профессия художника-дизайнера требует получения высшего художественного образования в профильном образовательном учреждении, либо в гуманитарном высшем учебном заведении на факультете искусств, осуществляющем подготовку специалистов по направлению «дизайн».

Для освоения профессии нужно: сочетание в человеке технической и художественной одаренности, практический интеллект, развитое наглядно-образное мышление, богатое воображение, хороший эстетический вкус, чувство стиля, развитое цветоощущение и точный пространственный глазомер. Необходимы усидчивость, настойчивость, стрессоустойчивость, аккуратность, способность к длительной кропотливой работе, самокритичность, общительность, высокая работоспособность. Понадобится также умение чувствовать и понимать своих современников, учитывать их потребности, пристрастия, национальные особенности, возраст, материальное положение.

Заключение

Эстетический вкус - это систематическое, научно - мотивированное обращение к человеческим эмоциям, к исторически развивавшимся духовным чувствам красоты. Прямое назначение такого формирования эстетического вкуса - развивать способности восприятия и переживания всего истинно прекрасного и возвышенного, следовательно, и соответствующего отношения к безобразному и низменному как в объективном мире, так и в художественном отражении его явлений.

При формировании эстетических вкусов важно поставить учащихся в условия, вызывающие переживание приятного: заинтересованности, симпатии, целенаправленности, которые являются необходимым моментом в развитии эстетических вкусов. В конечном итоге через сформированный эстетический вкус осуществляется процесс духовного обогащения человека. Он постепенно становится более впечатлительным, отзывчивым, человечным. И задача педагога - создать благоприятные условия для развития этого процесса.

Богатство, широта и глубина вкусов обогащают интеллект ребенка, делая его более восприимчивым ко всему новому, более отзывчивым и сообразительным. Эмоциональный фактор познания в образовательном процессе влияет и на появление у школьников интереса и любви к учению и познанию вообще, которое будет сопровождать учащихся все годы их ученичества.

На начальном этапе развития эстетического развития личности решающая роль принадлежит педагогу. Очень многое определяется тем, в какой мере педагог подготовлен к выполнению своей исключительно важной миссии: в какой степени он сам овладел эстетическим богатством, насколько глубоко развита у него способность к тонкому эстетическому восприятию. Ведь никто не рождается с готовой способностью воспринимать мир как прекрасный или безобразный. Человек может родиться лишь с задатками к подобному восприятию.

Значит, вкус есть природное явление, он в принципе присущ от природы всем. Его нормы незыблемы, но для того, чтобы он реализовался, нужны определенные условия и активная воспитательная деятельность. Эстетический вкус определяется не только эстетическим объектом и средой, но и эстетической деятельностью субъекта и что сам эстетический объект должен рассматриваться в связи с практикой человеческой деятельности, субъективно. Эстетический вкус есть не только отражение эстетического объекта, но и выражение стремления человека к изменению этого объекта деятельности; вкус выступает как один из стимулов последней, как проявление активного практического отношения личности к объекту. Поэтому субъективность есть непременное условие существования и развития хорошего вкуса.

Таким образом, эстетический вкус раскрывается всегда именно в эстетическом отношении человека к предметам и явлениям окружающего нас мира. Студент не только отражает эти явления в своем сознании, он познает, анализирует их и с эстетической стороны, определяет их эстетическую ценность. Эстетический вкус функционально зависит от развития всех эстетических категорий и является конкретным применением их к оценке с позиций формирования эстетического вкуса тех или иных эстетических объектов.

Введенное нами педагогическое понятие «эстетический вкус будущего дизайнера» понимается как показатель развития эстетического чувства и эмоционально-интеллектуального (рационального) осмысления, который является своеобразным набором ценностей и проявляется во внутренней потребности студента.

Итак, эстетический вкус является сложным процессом, представляющим неразрывное единство эстетических взглядов и чувств человека. В ходе нашего теоретического изучения научных работ философов, психологов, педагогов мы выявили принципы организации процесса формирования эстетического вкуса. На наш взгляд, процесс формирования эстетического вкуса должен быть отражен в характеристике следующих принципов: целенаправленности, систематичности, долговременности, интенсивности, вовлеченности студентов в активную эстетическую деятельность с учетом их индивидуальных особенностей в процессе обучения в высшей школе.

Все вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что профессиональная культура зависит от содержания и организации образовательного процесса в вузе. Педагогическими условиями формирования профессиональной культуры будущих дизайнеров в процессе обучения являются: организация целостного педагогического процесса и его ориентация на развитие структурных компонентов профессиональной культуры зависит специалистов-дизайнеров в неразрывной связи с освоением общепрофессиональных, специальных и гуманитарных дисциплин; организация образовательного процесса на основе продуктивного творческого обучения; формирование профессиональных качеств дизайнера на основе сочетания общих, гуманитарных, технических, экономических, художественно-композиционных сфер образования через усиление межпредметных связей; ориентация образовательного процесса высшей школы на общую, профессиональную, художественную культуру.

Список литературы

1. Абдулина О.А. Личность студента в процессе профессиональной подготовки //Высшее образование в России. - 1993. - № 3. С. 165-170.

2. Асессоров А. И. Формирование профессиональной культуры будущих специалистов-дизайнеров в вузе: автореферат.- Нижний Новгород, 2009.-184с.

3. Бурков Н.И. Духовные основы педагогической деятельности святого праведного Иоанна Кронштадтского

4. Глазычев В.Л. Искусство как профессия // Декоративное искусство СССР. 1994.-№ 6.-С. 18-29.

5. Грачева Т.К. Педагогическое проектирование нравственного воспитания будущих дизайнеров в процессе профессиональной подготовки в вузе: методическое пособие / Т.К. Грачева. – Челябинск, 2009.-172с.

6. Дороднева Н. В. Учебно-познавательная деятельность студента как творческий процесс: Автореф. дисс. канд. пед. наук – М.: Издательство МГОУ, 2005

7. Ефимов А. В. и др. Дизайн архитектурной среды: Учеб. для вузов – М.: «Архитектура – С», 2006 – 504с.

8. Коджаспирова Г. М.; Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 176с.

9. Коменский Я.А. Дидактические принципы: отрывки из «Великой дидактики»/Вступит статья проф. А. А. Красновский . - М: Государственное учебно-педагогическое издательство HAPKOМПPOCA РСФСР, 1940.- С. 84

10. Крылова Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста. М.: Высшая школа, 1990. - 142 с.

11. Кудрявцев Т.В. Психология творческого мышления. М.: Педагогика, 1995.-303 с, С. 47.

12. Матвеева Т.В. Феномен художественной культуры и ее роль в процессе профессиональной подготовки дизайнеров // Современные проблемы науки и образования. – 2006. – № 5 – С. 81-82

13. Морозов А. В., Чернилевский Д. В. Креативная педагогика и психология. – М.: Академический проект, 2004. – 560с.

14. Рапацевич Е. С. Педагогика. Современная энциклопедия / Под. общ. ред. А.П. Астахова. – Минск: Современная школа, 2010. – 720с.

15. Савицкая Э. Закономерности формирования «модели культурного человека» //Вопросы философии. 1990. - № 5. - С. 61-74.

16. Сидоренко В.Ф. Дизайн образ культуры // Вестник Высшей школы. - 1982.- № 12.

17. Советский энциклопедический словарь / Под ред. А.М.Прохорова.-Изд.4., исправл. И доп.-М.: Сов.энциклопедия, 1990.-С.394

18. Сорокопуд Ю. В. Педагогика высшей школы - Ростов н /Д: Феникс, 2011. – 541, [1] с. – (Высшее образование)

19. Уляев СИ. Гуманитаризация образования как фактор формирования профессиональной культуры будущего специалиста: Дисс. канд. пед. наук. -Ставрополь, 2002. - 167 с.

20. Хромов Л.Н. Рекламная деятельность: искусство, теория, практика.- Петразаводск: «Фониум», 1994. –308с.

21. Шимко В. Т. Основы дизайна и средового проектирования: Учеб. пособие. – М.: Издательство «Архитектура – С», 2007. – 160 с.: ил.

22. Юдинских А. М. Воспитание нравственной ответственности будущих дизайнеров [Текст] / А. М. Юдинских // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). Т. II / Под общ. ред. Г.Д.Ахметовой. - Пермь: Меркурий, 2011. — С. 155-158.

23. h**t://ru.wikipedia.org/wiki

24. h**t://w*w.ronl.r*/referaty/etiket_obsheniya/2020/

25. h**t://referat.yabotanik.r*/jetika/page1.html

Покупка готовой работы
Тема: «Развитие художественного вкуса будущих дизайнеров»
Раздел: Разное
Тип: Курсовая работа
Страниц: 36
Цена: 1700 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика