Курсовая работа

«Уровень жизни и доходы населения»

  • 62 страниц
Содержание

Введение 3

1. Характеристика Удмуртской Республики 6

1.1 Показатели социально-экономического развития 6

1.2 Характеристика трудовых ресурсов 14

1.2.1 Структура занятости по отрасли экономики 15

1.2.2 Динамика уровня безработицы 18

2. Теоретические основы уровня жизни и доходов граждан 21

2.1 Принципы формирования доходов в рыночной экономике 21

2.2 Виды и структура доходов 24

2.3 Дифференциация доходов населения 28

2.4 Показатели уровня жизни населения 30

3. Анализ доходов и уровня жизни населения УР 45

3.1. Анализ средней заработной платы, реальных доходов, прожиточного минимума 45

3.2. Анализ структуры доходов населения 47

3.3 Регулирование доходов населения 51

Заключение 59

Список используемой литературы 62

Введение

Важнейшая задача статистики уровня жизни – выявление закономерностей изменения благосостояния населения. Для этого проводятся исследования, охватывающие как всю страну, так и ее регионы, социально-демографические группы населения и различные типы домашних хозяйств. Это позволит проследить различия в уровне жизни в зависимости от экономических, национальных, природно-климатических и других особенностей, а также от доходов населения. Результаты исследования могут носить либо общий характер, либо частный, связанные, например, с оценкой потребления населением конкретных благ и обеспеченности его различными услугами. Повышение уровня жизни – это не только результат экономического роста, но и его условие. В современной России наиболее актуальными проблемами повышения уровня жизни являются обеспечение занятости, усиление социальной защищенности населения, борьба с бедностью. Для большей части населения прогноз уровня жизни населения на предстоящие десять лет пессимистический. Хотя снижение жизненного уровня населения – неизбежное следствие столь масштабных преобразований, однако глубина падения – процесс регулируемый.

В разработке политики доходов и заработной платы учитываются не только общие характеристики уровня жизни в стране, но и их дифференциация по социально-демографическим, профессиональным и доходным группам населения по регионам, сельской и городской местности – с использованием для измерения соответствующих показателей системы индикаторов (интегральных и частных, натуральных и стоимостных).

В современной России наиболее актуальными проблемами повышения уровня жизни являются обеспечение занятости, усиление социальной защищенности населения, борьба с бедностью.

Российская Федерация является огромной страной с большим трудовым, природно – ресурсным, производственным, научно-техническим и экспортным потенциалом. Ее роль на мировой арене определяется исходя из ее социально – экономического развития. Российская Федерация, включает в себя 89 субъектов. Поэтому каждый регион должен стремится к тому, чтобы достичь наилучших результатов. Одним из важнейших показателей развития региона является уровень благосостояния его населения. Для этого высшее руководство должно создавать все условий для повышения уровня жизни и доходов населения. Ведь, каждый человек, не зависимо от того в какой стране и в каком регионе он проживает имеет многообразие духовных и материальных потребностей и стремится к их максимально возможному удовлетворению.

Удовлетворить большинство своих потребностей человек может лишь посредством определенных денежных средств, которые он получает благодаря собственным усилиям или при поддержке государства.

Главная цель курсовой работы – изучение уровня жизни и доходов населения Удмуртской Республики.

Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:

- изучение социально-экономического развития Удмуртской Республики;

- изучение теоретических основ уровня жизни и доходов населения;

- дать анализ доходов и уровня жизни населения УР.

Курсовая работа состоит из трех глав. Каждая глава подразделяется на определенное количество параграфов.

В первой главе отражены основные показатели финансово – экономического развития, дается характеристика трудовых ресурсов, определяется доля занятых, а также безработных по отраслям экономики, показана роль безработицы и ее динамика.

Вторая глава направлена на изложение теоретических основ темы, в которой описаны основные принципы формирования доходов, виды и структура доходов, основные показатели уровня жизни.

Третья глава отведена для анализа доходов населения Удмуртской Республики, а именно средней месячной заработной платы, прожиточного минимума, приведены основные нормативные документы, принятые Правительством Удмуртской республики, касаемых вопросов прожиточного минимума. Кроме того, описана политика, проводимая высшим руководством в области регулирования доходов населения.

В заключение курсовой работы описано краткое изложение курсовой работы, а также основ и выводов.

В ходе написания курсовой работы была изучена различная литература, среди которой: учебные пособия, статьи журналов и газет из периодической печати, нормативные акты.

Информация, изложенная в данной работе, является точной, объективной и достоверной.

Курсовая работа на тему «Уровень жизни и доходов населения» по дисциплине «Экономика и организация труда» направлена на изучение теоретических знаний и практического опыта, необходимых для решения конкретных экономических задач с использованием регионального компонента.

Фрагмент работы

Главным результатом в области уровня жизни и денежных доходов населения Удмуртской Республики в 2001 – 2003 гг. и за истекший период 2004 года явилась устойчивая тенденция роста основных социальных показателей.

Благоприятные тенденции в экономике повлекли за собой рост доходов и уровня жизни населения. Номинальные среднемесячные доходы на душу населения выросли в 2003 году по сравнению с 2000 году в 2, 1 раза, а средняя заработная плата одного работника в два с половиной раза.

Увеличение денежных доходов населения и заработной платы опережало повышение стоимости жизни, что обеспечило рост реальных располагаемых денежных доходов населения и реальной заработной платы.

Недавно трехсторонней комиссией Удмуртской республикой по регулированию социально-трудовых отношений было направлено Обращение к работодателям – руководителям, профсоюзным организациям с предложением о включении в коллективные договоры или другие нормативные акты по оплате труда доведения нормы месячной заработной платы работника до величины прожиточного минимума для трудоспособного населения УР. Это было сделано для того, чтобы трудоспособные лица смогли приобрести на получаемый прожиточный минимум, товары и услуги, которые необходимы им для поддержания приемлемого уровня жизни. Помимо удовлетворения минимальных физиологических потребностей, он включает затраты на минимальные духовные и материальные запросы.

Кроме того, в целях ликвидации задолженности по выплате заработной платы продолжала работу Республиканская межведомственная комиссия по проверке своевременности выплаты заработной платы в отраслях экономики Удмуртской Республики.

Государственной инспекцией труда выдано руководителям организаций 115 предписаний с указанием конкретных сроков погашения задолженности по заработной плате, 31 руководитель привлечен к административной ответственности. Прокуратурой Удмуртской республики возбуждено 10 уголовных дел.

По состоянию на 1 июля в республике насчитывается 383487 получателей пенсии различных категорий. Рост трудовых пенсий в Удмуртии за 9 месяцев 2006 года составил 11 процентов при инфляции на уровне 8 процентов, сообщает пресс-служба отделения Пенсионного фонда РФ по УР.

По итогам 9 месяцев прошлого года в результате проведенных мероприятий по увеличению пенсий средний размер трудовой пенсии по старости в Удмуртии вырос на 314 рублей - до величины 2998 рублей.

Общий средний размер пенсий граждан, имеющих право на две пенсии, из числа инвалидов вследствие военной травмы увеличился на 669 рублей - до 7145 рублей, а из числа участников Великой Отечественной войны - на 753 рубля - до 7082 рублей.

1 октября 2007 года пенсионеры Удмуртской Республики стали получать на 147 рублей больше. Согласно принятому Госдумой РФ указу, базовая часть трудовой пенсии по старости составит 1260 рублей. В связи с увеличением базовой пенсии повысятся государственные выплаты инвалидам, сиротам, военнослужащим и другим категориям граждан, в феврале 2008 года пенсии повысятся в среднем на 135 рублей, в апреле увеличение составит в среднем 235 рублей, а в августе - 245 рублей. Таким образом, средний размер пенсий по республике в 2008 году составит 3815 рублей, что на 120% выше прожиточного минимума. По расчетам Пенсионного фонда в 2009 году средний размер пенсии составит 4580 рублей, а в 2010 уже 5040 рублей.

Следует отметить, что до настоящего времени сохраняются диспропорции между уровнем пенсионного обеспечения и реальной стоимостью жизни. Рост пенсий не обеспечивает реального повышения уровня жизни пенсионеров, поскольку значительная часть их пенсий расходуется на оплату лекарств, медицинских услуг, повышенных тарифов коммунальных услуг.

В целях снижения этих негативных последствий Правительством Удмуртской Республики принято распоряжение «О финансировании в 2003 году расходов на оказание адресной социальной помощи за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации малоимущим пенсионерами инвалидам в Удмуртской республике.

В результате этого распоряжения было профинансировано за счет средств пенсионного фонда Российской Федерации 16 учреждений социального обслуживания населения на общую сумму 41, 1 миллионов рублей, выделено на оказание адресной социальной помощи 10, 6 миллионов рублей.

Несмотря на позитивные изменения в области доходов населения остается высокой дифференциация населения по уровню доходов и значительные масштабы бедности.

В 2002 году 35, 9 % от общей численности населения Удмуртии имели среднедушевые денежные доходы ниже величины прожиточного минимума, в 2003 году – 34, 1%, в 2004 году – 31, 8%, в 2005 году- 31, 1. Тем не менее число бедных, по прежнему велико и составляет третью часть общей численности населения республики.

Основной целью государственной политики в области доходов населения, поставленной Программой социально – экономического развития Удмуртской Республики на 2002 – 2005 годы, явилось повышение уровня жизни и реальных доходов населения Удмуртской Республики, преодоление негативных явлений в области заработной платы и доходов населения в целом. В течение всего периода проводилась целенаправленная работа по реализации задач, поставленной программой.

В области установление минимальных гарантий денежных доходов населения были разработаны и приняты нормативные акты:

- Закон Удмуртской Республики от 20.04. 2001 года № 15 – РЗ «О потребительской корзине для основных социально – демографических групп населения Удмуртской Республики»;

- Закон Удмуртской Республики от 24.04.2001 года № 18-РЗ «О прожиточном минимуме в Удмуртской республике».

С учетом повышения минимального размера оплаты труда было проведено повышение тарифных ставок работников бюджетной сферы.

Однако перечисленные меры в основном компенсируют рост потребительских цен и не позволяют добиться существенного улучшения положения с оплатой труда в бюджетной сфере.

В целях реализации Закона Удмуртской Республики от 18 декабря 2002 года № 72 – РЗ «О социальном партнерстве в Удмуртской Республике», предусматривающем тарифное регулирование оплаты труда через соглашение и коллективные договоры, в Удмуртском республиканском трехстороннем соглашении между Правительством Удмуртской Республики, Федерацией профсоюзов Удмуртской Республики и объединениями работодателей Удмуртской Республики на 2004 – 2006 годы отражено, что работодатели, профсоюзы совместно принимают меры по увеличению доли тарифной части в структуре заработной платы не менее 2/3 величины оплаты труда с фиксированием конкретного размера тарифной ставки в содержании отраслевых тарифных соглашений, коллективных договорах [8, с. 35 - 41].

Заключение

Изучив теоретические и практические аспекты темы курсовой работы «Уровень жизни и доходы населения» можно сделать следующие выводы.

Благосостояние любого человека на протяжении всей его жизни зависит от уровня жизни и доходов населения.

Уровень жизни определяется доходами, накопленным материальным имуществом и количеством социальных услуг, предоставляемых государством бесплатно.

Выделяют следующие источники доходов:

- трудовая деятельность населения, работающего по найму, и лиц свободных профессий;

- предпринимательская деятельность;

- собственность;

- средства государства и предприятий, распределенные в соответствии с принадлежностью к определенной социальной группе и категории;

- личные подсобные хозяйства.

В Удмуртской Республике все выше перечисленные источники получения дохода имеют место, но в разной доле. Так как экономика Удмуртской Республики отличается многообразием представленных в ней отраслей, ведущее место которым отводится машиностроению, металлообработке, топливной промышленности, черной металлургии, лесной и деревообрабатывающей промышленности.

Несмотря на многообразие действующих отраслей экономике республики присуще такое явление, как безработица. Однако следует заметить, что с каждым годом число безработных уменьшается, но напряженность на рынке труда, все - таки, имеется.

Снижение числа безработных в анализируемом периоде снизилось за счет эффективной работы государственной службы занятости, улушения условий для расширения занятости населения, развития малого бизнеса. Кроме того, Правительство Удмуртской Республики активно вмешивается в процесс, касающийся полного использования потенциала трудовой активности населения, и финансирует федеральные целевые программы содействия занятости.

Наряду с этим произошло значительно увеличение заработных плат работающих, и прожиточного минимума.

Так номинальные среднемесячные доходы на душу населения выросли в 2006 году по сравнению к 2004 году в 2, 1 раза, а средняя заработная плата одного работника в два с половиной раза.

Повысит прожиточный минимум, и заработную плату удалось за счет того, что сложились благоприятные тенденции в экономике, которые и повлекли за собой рост доходов и уровня жизни населения. А также благодаря Обращению к работодателям – руководителям, профсоюзным организациям с предложением о включении в коллективные договоры или другие нормативные акты по оплате труда доведения нормы месячной заработной платы работника до величины прожиточного минимума для трудоспособного населения, которое было принято трехсторонней комиссией. Это было сделано для того, чтобы трудоспособные лица смогли приобрести на получаемый прожиточный минимум, товары и услуги, которые необходимы им для поддержания приемлемого уровня жизни, который помимо удовлетворения минимальных физиологических потребностей, включает затраты на минимальные духовные и материальные запросы.

Благоприятные тенденции сложились и в социально – экономическом развитии республики. Об этом говорит, повышение объема валового регионального продукта в 2006 к уровню 2003 года.

По состоянию на 1 июля в республике насчитывается 383487 получателей пенсии различных категорий. Рост трудовых пенсий в Удмуртии за 9 месяцев 2006 года составил 11 процентов при инфляции на уровне 8 процентов, сообщает пресс-служба отделения Пенсионного фонда РФ по УР.

По итогам 9 месяцев прошлого года в результате проведенных мероприятий по увеличению пенсий средний размер трудовой пенсии по старости в Удмуртии вырос на 314 рублей - до величины 2998 рублей.

Общий средний размер пенсий граждан, имеющих право на две пенсии, из числа инвалидов вследствие военной травмы увеличился на 669 рублей - до 7145 рублей, а из числа участников Великой Отечественной войны - на 753 рубля - до 7082 рублей.

1 октября 2007 года пенсионеры Удмуртской Республики стали получать на 147 рублей больше. Согласно принятому Госдумой РФ указу, базовая часть трудовой пенсии по старости составит 1260 рублей. Средний размер пенсий по Удмуртской республике в 2008 году составит 3815 рублей, что на 120% выше прожиточного минимума. По расчетам Пенсионного фонда в 2009 году средний размер пенсии составит 4580 рублей, а в 2010 уже 5040 рублей

В планах руководства региона до 2010 года значатся паспортизация бюджетных учреждений, газифицикация ряда районов республики, повышение рождаемости, увеличение в 1,7 раза валового регионального продукта и увеличение удельной доли машиностроения с 41 до 50 процентов, а также увеличить инвестиционную привлекательность региона на 10% и пр.

Список литературы

1. Генкин Б.М. Экономика и социология труда: Учебник для вузов. – 3 – е изд., доп. – М.: Издательство НОРМА, 2001. – 448 с.

2. Гладкий Ю.И. Экономическая география России: Учебник. – М.: Гардарика, Литературно-издательское агентство «Кафедра – М», 1999. – 752 с.

3. Популярная экономическая энциклопедия / Под редакцией А.Д. Некипелова. М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2001. – 225 с.

4. Социальная рыночная экономика. Учебно-практическое пособие. «МЭСИ», - М. – 2003. – 129 с.

5. Боткина. Ижевск: Издательство Удмуртского Университета, 1997 г. Программа социально экономического развития Удмуртской Республики на 2005 – 2009 г.

6. Программа социально экономического развития Удмуртской Республики на 2000 – 2005 г.

7. Российский экономический журнал, 2006 №7

8. Социальная статистика: Учебник/Под ред. чл.-кор. РАН И.И.Елисеевой. – М.: Финансы и статистика, 2007

9. Человек и труд № 10, 2006 г

10. Человек и труд № 5, 2005 г.

11. Экономика и социология труда. Учебно–практическое пособие. «МЭСИ», - М. – 1997. – 256 с.

12. Экономика Удмуртии. Под редакцией доктора экономических наук профессора, заслуженного деятеля Российской Федерации О.И. Анализ экономики под ред. В.Е. Рыбалкина, гл.7

Покупка готовой работы
Тема: «Уровень жизни и доходы населения»
Раздел: Экономика
Тип: Курсовая работа
Страниц: 62
Цена: 300 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика