Дипломная работа

«Модерн в архитектуре Европы и России XIX-XX вв.»

  • 75 страниц
Содержание

Введение 3

Глава I. Стиль модерн в архитектуре Европы XIX-XX вв. 6

1.1. Модерн в искусстве 6

1.1. Основы стиля модерн 18

1.3. Символизм и дизайн модерна 30

Выводы по первой главе 37

Глава II. Стиль модерн в архитектуре России XIX-XX вв. 38

2.2. Петербургская архитектура эпохи модерна 48

2.3. Московский модерн в архитектуре 64

Выводы по второй главе 71

Заключение 72

Список использованной литературы 73

Введение

Стиль модерн (от латинского modernus — новый, современный) появился в Европе в 80-х годах XIX века и властвовал до Первой мировой войны, когда наступившая разруха потребовала от архитектуры простоты, экономичности и конструктивизма. Модерн же отвечал вкусам богатых, стремившихся так обустроить дом, чтобы выделиться из общей массы и удовлетворить свои амбиции.

В конце XIX века российский капитализм переживал небывалый подъем. Русское купечество, пришедшее на смену обедневшим дворянам, стало основным заказчиком частных домовладений у профессиональных мастеров. Нувориши стремились показать себя не только хозяевами жизни, но и высокообразованными людьми, шагающими в ногу со временем. Поэтому рубеж XIX и XX веков был одним из самых благоприятных периодов для развития архитектуры в России.

Архитекторы и художники, работавшие в стиле модерн, дерзко ломали привычные представления и нормы, добиваясь наибольшего эстетического эффекта. В моду входили бледные пастельные тона. Колоссальное значение в архитектуре модерна придавалось отделке. Часто один элемент, например изогнутый завиток, многократно повторяясь, становился доминантой оформления — его использовали и в железной решетке ограды, и в светильниках, и в дверных ручках, и в барельефах и фризах. Модерн отличают мягкие текучие формы, растительные элементы (стилизованные орхидеи, лилии, ирисы), морские мотивы (раковины, медузы, русалки).

«Назад к природе» — девиз стиля модерн, который взят на вооружение и современными дизайнерами. Отголоски этого стиля легко узнаваемы: это плавные, легко перетекающие друг в друга асимметричные линии, повторяющие изящество и естественность растений. Тут есть где разгуляться фантазии дизайнера. Интерьер модерна сочетает мебель, ткань, стекло, бронзу, керамику.

Воспроизводится и особая цветовая гама модерна, художники и декораторы которого создали сложную систему орнамента, в котором растительные мотивы настолько стилизованы, что прототип-растение едва можно узнать: в глаза бросается лишь ритмика криволинейных линий, тонов и полутонов.

Именно, потому что стиль модерн возрождается снова, актуальность изучения данной темы очевидна.

Объект исследования – архитектура в стиле модерн.

Предмет исследования – особенности стиля модерн в архитектуре Европы и России XIX-XX вв.

Цель исследования – изучить особенности стиля модерн в архитектуре Европы и России XIX-XX вв.

Задачи исследования:

Наиболее современным исследованием по изучаемой проблеме является книга Николаевой С.И. «Эстетика символа в архитектуре русского модерна» 2004 г. издания. В книге исследуется эстетическая концепция стиля модерн на материале русской архитектуры эпохи начала 20 в. Ее своеобразие и специфику автор видит в эстетике символа, которая объединяет стиль модерн с символизмом начала века. Автор анализирует наиболее авторитетные теоретические и философские концепции символа этой эпохи, раскрывает связи, объединяющие эстетику стиля модель с романтизмом и конструктивизмом. Символ трактуется в книге как особое художественное понимание формы и интерпретация предметности в архитектуре и искусстве. Исследование категорий символической формы дополняется исследованием ее типологии. Большое внимание уделено анализу конкретного архитектурного материала и примеров "синтеза искусств", к которому стремился стиль модерн.

Еще одна работа заслуживает отдельного упоминания – это книга Б. М. Кирикова «Архитектура петербургского модерна. Особняки и доходные дома» 2006 г. издания. В книге известного историка архитектуры Б.М. Кирикова детально рассмотрены архитектурные памятники петербургского модерна — особняки и доходные дома. Определяются их своеобразные и характерные черты, прослеживаются творческие взаимосвязи архитекторов. Это помогает представить общую картину развития нового стиля в Петербурге. Издание богато иллюстрировано современными и старыми фотографиями, репродукциями проектных чертежей. Автор продолжает работу над темой. Сейчас готовится издание второй книги, в которой будут представлены общественные здания и храмы периода модерна.

Методология исследования: В работе были использованы методы историзма и объективизма. Так же были использованы методы теоретического анализа современной литературы по данному вопросу; визуальное изучение памятников архитектуры.

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

- углублены представления о стиле модерне;

- раскрыты особенности европейского и русского стиля модерн в архитектуре.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его материалы и результаты могут быть использованы в ходе профессиональной деятельности учителя истории при раскрытии тем, связанных с культурой России и Европы.

Исследование состоит из введения двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

В первой главе раскрыты особенности стиля модерн в Европейской архитектуре, а во второй главе – в русской архитектуре.

Источниковую базу составили архитектурные памятники г.Санкт-Петербурга, Москвы и Уфы.

Фрагмент работы

Глава I. Стиль модерн в архитектуре Европы XIX-XX вв.

1.1. Модерн в искусстве

Модерн - (франц. moderne от лат. modernus – новый, современный) – период развития европейского искусства на рубеже XIX-XX вв. , включающий различные художественные течения и школы, представителей которых объединяло антиэклектическое движение – стремление противопоставить свое творчество эклектизму предыдущего периода. Отсюда название. Термин «модерн» следует отличать от общего смысла слова «современный» и от понятия «современное искусство», а также от модернизма.

Период Модерна относительно короток, имеет достаточно четкие хронологические границы: от конца 1880-х гг. до 1914 г. На возникновение «нового искусства» повлиял Романтизм в формах национально-романтического движения, начавшегося в Европе после наполеоновских войн, и символизма, оформлявшегося в отдельное течение западноевропейского искусства в 1870-1880-х гг. Однако национальный романтизм ранее, в 1830-1880-х гг., способствовал формированию идеологии историзма и эклектики, а символизм присущ искусству, в особенности архитектуре, на всех этапах развития. Поэтому подлинной основой «нового стиля» следует считать не идеологию рубежа веков, а смену принципов формообразования, имеющую более глубокие внутренние причины. Рубеж XIX-XX вв. имел «значение этапа, завершающего грандиозный цикл развития европейской культуры, начинавшегося еще в пору античности. Несомненно то, что предпринятая на рубеже веков попытка обобщения эстетического опыта человечества, синтеза художественных традиций Запада и Востока, античности и средневековья, классицизма и романтизма сопровождалась и, в известной мере, была порождена явлениями упадка, кризиса сложившейся к этому времени системы научных, эстетических и этических ценностей». Даже если в этих словах есть преувеличение (показательно использование термина «эпоха» вместо «период»), то в них отражен созидательный пафос того времени. Многим, вероятно, тогда казалось, что на их глазах создается совершенно новое искусство. «Мы гребень вставшей волны», – писал В. Брюсов. В период Модерна происходило стремительное переосмысление старых и открытие новых художественных форм и приемов, сближение и слияние различных видов и жанров искусства. Художники Модерна дерзко ломали привычные нормы и границы. Немецкое «Jahrhundertwende» – «поворот столетий», как подмечено А. Русаковой, лучше определяет содержание этого периода, чем традиционное французское выражение «fin de siecle» – «конец века». Главным содержанием периода Модерна стало стремление к синтезу различных источников, методов, стилей, форм и приемов. Поэтому Г. Стернин сделал логичное заключение, что «модерн как научный термин уместнее ставить в ряд не с чисто стилевыми категориями, а с таким историко-культурным понятием, как бидермейер. можно сказать, что бидермейер и модерн – это начало и конец целой исторической фазы романтизма».

Действительно, так же, как и в начале XX столетия, на рубеже веков преобладал идеализм, вера в то, что искусство может изменить жизнь. Однако художники Модерна стали использовать в своем творчестве разные формы: греческой архаики, крито-микенского искусства, античной классики, экзотического искусства Китая и Японии, Готики и Ренессанса, искусство этрусков и французского Рококо. В сравнении с предыдущим периодом эклектики чаще применялся принцип формовычитания, а не формосложения, обеспечивающий целостность внешних и внутренних, декоративных и конструктивных элементов композиции. Стремление к такой целостности и есть главное качество искусства Модерна. В то же самое время многообразие художественных форм и различных композиционных приемов, сложность переходной эпохи, ее кратковременность не позволили принципу целостности реализоваться достаточно полно во всех произведениях. Поэтому в период Модерна существовали разные стилистические течения. Во Франции: «флореальное», или Ар Нуво («Новое искусство»), в Австрии и Шотландии – геометрическое, в Германии близкое французскому Ар Нуво искусство именовали югендштилем, в Италии – либерти, в Польше – «сецессией». В России утвердился термин «Модерн» (в западноевропейском искусствознании он не используется, обычно применяют название «Ар Нуво», а слово «модерн» означает просто современный, актуальный, передовой). Тем не менее, все эти термины – не синонимы, они имеют разный смысл. Картина развития искусства в это время усложняется тем, что в период Модерна существовали произведения не только в «стиле модерна». Продолжали создаваться композиции в духе Историзма и эклектики, стилизаций в русле национально-романтического движения.

Так, с 1895 г. в Лондоне по проекту архитектора Джона Бентли (1839-1902) возводился грандиозный католический Вестминстерский собор. Он строился в «византийском стиле», по образцу церквей в Константинополе и Равенне, украшался цветными мраморами и мозаиками. Столь необычное сооружение относят к течению «византийского возрождения» конца XIX – начала XX вв. Однако особенности трактовки форм, нюансы силуэта и внутренний декор демонстрируют новые – «модерные» черты, отсутствовавшие в стилизациях середины XIX в. Культ изогнутой линии, натуралистичность мозаичных изображений, стремление к синтезу разнохарактерных элементов отличают также архитектуру «романского возрождения» конца XIX в. в Западной Европе и США. Об утопичности возрождения старых форм в период Модерна напоминает незавершенность Вестминстерского собора. В интерьере мозаики покрывают только нижнюю часть стен, своды остались необлицованными и зияют неприятной чернотой. Постройка оказалась слишком дорогой, а создатель храма Дж. Бентли скончался от сердечного приступа, не увидев окончания работ. В начале XX в. в архитектуре возрождалось неоклассическое течение и зарождался конструктивизм. Эти течения взаимодействовали между собой. Поэтому, к примеру, Неорококо, Неоготика, Неоклассицизм, «мавританский стиль», неорусский стиль или конструктивизм периода Модерна отличны от стилей под тождественными названиями других исторических периодов. В связи с этим возникает проблема отделения понятий периода Модерна от «стиля модерна»: второе понятие уже первого. Под «стилем модерна» понимают одно из наиболее ярких художественных явлений рубежа веков – флореальное течение, зародившееся в Бельгии и Франции и потому более известное в Европе под французским названием. Характерный признак произведений, выполненных в этом стиле, – волнообразно изогнутая линия. Отсюда название: орнаментально-декоративное течение. Последнее, однако, менее удачно, поскольку при явной, демонстративной декоративности произведения в стиле Ар Нуво не представляют собой внешнее украшательство, что типично для произведений предыдущего периода эклектики.

Эстетика изогнутой линии, родившаяся в живописи французских постимпрессионистов, а затем усиленная восточными влияниями, приобрела в период Модерна конструктивный характер. Истоки этой метаморфозы следует искать в английском искусстве. Развивая идеи, заложенные Дж. Раскиным и У. Моррисом в движении «Искусства и ремесла», английские художники А. Макмардо, С. Имейдж, У. Крэйн, архитекторы Ф. Уэбб и Н. Шоу в 1882 г. создали студию «Гильдия века». В работах художников студии прослеживается увлеченность искусством Востока и эстетикой изогнутых линий, но также стремление к рациональности и конструктивности. В 1892 г. бельгийский живописец Анри Ван де Велде (1863-1957), увлекавшийся живописью Ж. Сера, отрекся от «фигуративного искусства» и обратился сначала к абстрактному творчеству, а затем к орнаментике волнообразно изогнутых линий.

Заключение

Модерн не вписался в техническую цивилизацию, потому что слишком благоговел перед природой, рисуя свои картины и строя свои дома по ее законам, по законам органических природных форм. Кроме того, он был неисправимым романтиком.

Русский модерн вдохновлялся другими источниками - своим 17 и 18 веком, своими древностями и фольклором. И, действительно, старое русское искусство: архитектура, одежда, утварь - уже сами по себе были азиатскими (хотя бы с точки зрения Европы). И вполне отвечали стилистическим принципам модерна. В этом смысле собор Василия Блаженного с его «пряничной», орнаментальной, разноцветной и в то же время «органической» красотой - это модерн (сравните с Гауди и увидите, насколько наш собор ближе стилю этого архитектора, чем, скажем, стилю Корбюзье). А старые русские терема с декоративностью их убранства! Даже простая русская изба с деревянной резьбой наличников, ворот и крыльца могла вдохновить любого архитектора модерна. А русский лубок, игрушка, народные росписи?!

Художникам и архитекторам, представителям русского модерна, сгруппировавшихся вокруг княгини Тенишевой в Талашкино, не пришлось ничего выдумывать, ничего заимствовать из других культур. Они просто слегка трансформировали народное искусство и получился русский модерн, русский стиль, который хоть и назывался кое - кем слегка презрительно стилем а ля рюсс, но, по - моему, может спокойно именоваться - без «ля» - русским стилем.

Модерн был забыт почти на 50 лет, и вдруг случилось чудо - о нем вспомнили. Он опять понадобился, он опять возродился - пусть в других одеждах, красках и формах - и не столько в живописи, сколько в жизни и быте. Его извлекли из пыльных библиотек и скучных музеев и привели на улицу, на площади, на стадионы рок - концертов. Это сделали «дети - цветы» 60 - х годов. Модерн «совпал» с мировоззрением хиппи, с их протестом против бездушного техницизма, с их тягой к естественности, к природе и, главное, с их увлечением Востоком.

Заключение

Модерн — универсальный синтетический стиль, возникший в конце ХІХ-начале ХХ веков. В дизайне интерьера возникли принципиально новые декоративные элементы, которые сразу вытеснили элементы конструктивные. Именно в это время и появилось восприятие дизайна как самостоятельного вида искусства.

В стиле модерн отделывали интерьеры квартир и особняков (двери, окна, печи, камины), производили мебель, различные предметы убранства. Во Франции этот стиль получил название “ар нуво”, в Германии — “югендстиль”, в Австрии — “сецессион”. Наиболее значительными мастерами модерна в европейской архитектуре были венские архитекторы Отто Вагнер и Иозеф Ольбрих, бельгийский — ван де Вельде, английский — Чарльз Макинтош и в США — Луис Салливэн. А родоначальником модерна считают бельгийского художника-архитектора Виктора Орта.

Тип нового здания, возникший во времена формирования модерна, требовал применения больших остекленных поверхностей. Новаторским с этой точки зрения можно назвать магазин “Инновассион”, построенный В.Ортом в Брюсселе в 1901 году. Сплошь остекленный, с металлическими переплетами, фасад этого здания освещал общий торговый зал первого этажа, торговые галереи верхних этажей и объединяющих лестницу.

Список литературы

1. Афанасьев К.Н. Щусев А.В. - М.,1978.

2. Бартенцев И.А. Современная архитектура Ленинграда. – Ленинград, 1966.

3. Борисова Е.А., Каждан Т.П. Русская архитектура конца XIX - начала XX в. - М., 1971.

4. Борисова Е.А., Стернин Г.Ю. Русский модерн. - М., 1990.

5. Бранденбург Б.Ю., Татаржинская Я.В., Щенков А.С. архитектор Иван Машков. - М., 2001.

6. Бусева-Давыдова И.Л., Нащокина М.В., Астафьева-Длугач М.И. Москва: архитектурный путеводитель. - М., 1996.

7. Горюнов В.С., Тубли М.П. Архитектура эпохи модерн. - СПб.,1991.

8. Гронов Ю. О конвенциональной эстетике в обществе модерна. // Социс. №9, 2005.

9. Заварихин С.П., Фалтинский Р.А. Архитектура и капитал. - СПб., 1998.

10. Зодчие Москвы времени эклектики, модерна и неоклассицизма. (1830-е – 1917 ГОДЫ). / Под науч. рук. Крашенинникова А.Ф. - М., 1998.

11. Зодчие Санкт-Петербурга. XIX — начало XX века / Сост. В.Г.Исаченко. — СПб.: Лениздат, 1998. С. 842-861.

12. Зодчий. 1902. № 5.

13. Зодчий. 1910. № 41.

14. Иконников А.В. Архитектура Москвы XX век. - М., 1984.

15. Исаченко В.Г. Зодчие Санкт-Петербурга XIX начала XX веков. - СПб., 2000.

16. Кириков Б. М. Архитектура петербургского модерна. Особняки и доходные дома. – М., 2006.

17. Кириллов В.В. Архитектура русского модерна, опыт формологического анализа. - М., 1979.

18. Кириченко Е.И. Москва на рубеже столетий. - М., 1977.

19. Кириченко Е.И. Русская архитектура 1830-1910-х годов. - М., 1978.

20. Кириченко Е.И. Русский стиль. - М., 1997.

21. Кириченко Е.И. Фёдор Шехтель. - М., 1973.

22. Колмовский А.А. Наряд московских фасадов. - М., 1987.

23. Латур А. Москва 1890-1991. - М., 1997.

24. Лукомский Г.К. О постройке Нового Петербурга//Зодчий. 1912. № 52.

25. Машков И.П. Путеводитель по Москве. - М., 1913.

26. Нащокина М.В. Архитекторы московского модерна. Творческие портреты. - М., 1998.

27. Нащокина М.В. Московский модерн. (2-е изд.). - М., 2003.

28. Нащокина М.В. Сто архитекторов московского модерна. творческие портреты. (2-е изд.). - М., 1998.

29. Николаева С.И. Эстетика символа в архитектуре русского модерна. – М., 2004.

30. Памятники архитектуры Москвы. Белый город. // Под ред. Макаревич Г.В. - М., 1989.

31. Памятники архитектуры Москвы. Территория между садовым кольцом и границами города XVIII века. / Под ред. Макаревич Г.В. - М., 1998.

32. Петрова Е.В. Философско-эстетические аспекты стиля модерн в архитектуре. // Вестник МУ. Серия 7. Философия. №6, 2001.

33. Пэнэжко Н.Л., Демкина С.М. Малая Никитская, 6. К 100-летию особняка С.П. Рябушинского. - М., 2003.

34. Резвин В. Парфенон Модерна. // Новый дом. №6, 2002.

35. Рогачев А.В. Окраины старой Москвы. Экскурсии для москвичей. - М., 1993.

36. Романюк С.К. Из истории московских переулков. - М., 1988.

37. Романюк С.К. По землям московских сел и слобод - М., 1998.

38. Русские столицы: Москва и Петербург. - М., 1995.

39. Сарабьянов Д.В. Стиль модерн. Истоки. История. Проблемы. - М.,1989.

40. Сарычев В.А. Эстетика русского модернизма. - Воронеж, 1991.

41. Снегирева Т. Улыбающийся модерн. // Юный художник. №2, 2002.

42. Федосюк Ю.А. Москва в кольце Садовых. - М.,1983.

43. Фролова А. Рубеж веков. Стиль модерн. // Красивые дома. №22, 2001.

44. Харит М. Возвращение модерна. // Домовой. №10, 2001.

45. Шехтель Ф.О. и проблемы истории русской архитектуры конца XIX - начала XX века. - М., 1988.

Покупка готовой работы
Тема: «Модерн в архитектуре Европы и России XIX-XX вв.»
Раздел: Разное
Тип: Дипломная работа
Страниц: 75
Цена: 1900 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика