Дипломная работа

«Социальная организация древневосточных обществ по юридическим документам»

  • 85 страниц
Содержание

Введение 3

Глава I. Характеристика законов древних обществ как исторических источников 11

§ 1. Законы Хаммурапи 11

§ 2. Среднеассирийские законы 16

§ 3. Хеттские законы 19

Глава II. Социальное устройство древневосточного общества изложенного в правовых нормах. 31

§ 1. Характеристика основных слоев населения 31

§ 2 Имущественное положение и привилегии различных категорий населения древневосточных цивилизаций 48

§ 3. Юридический статус жителей древневосточных обществ 58

§ 4. Брачно-семейные отношения. Право наследования 70

Заключение 78

Список источников и литературы 83

Источники 83

Введение

История Древнего Востока, как любая дисциплина исторической науки, базируется на исторических источниках, которые дают нам информацию о далеком прошлом. Единственная возможность воссоздать, историю древнейших на земле цивилизаций заключена в обращении к тем следам, которые они оставили после себя. И таким следом реальной действительности в жизни древних цивилизаций являются исторические источники.

Что же такое исторический источник?

В исторической науке историческим источником считается все, что непосредственно отражает исторический процесс и дает возможность изучить прошлое человеческого общества, все созданное ранее человеком и дошедшее до нас в виде предметов материальной культуры, памятников письменности, идеологии, нравов, обычаев, языка.

Источники по истории древневосточных обществ очень многочисленны и включают исторические труды, художественную литературу, научные и религиозные тексты, документы, памятники материальной культуры и устного народного творчества (песни, поговорки, сказки, легенды, эпические сказания) и т.д.

Из всего разнообразия типов источников, изучение истории Древнего Востока, в первую очередь, основывается на двух видах письменных источников – документальных и нарративных.

Документальные источники являются в силу их функционального предназначения (максимально точная фиксация информации) более объективными, чем нарративные. Они более точно отражают действительность прошлых эпох. Такого рода источники несут объективную информацию о тех процессах, которые происходили в жизни древневосточных обществ. Наибольшей объективностью и информативностью отличаются письменные своды законов.

Древнейшие юридические памятники, такие, как индийские законы Ману, кодекс законов царя Хаммурапи, законы Ассирии и Хеттского государства и многие другие, представляют собой компиляции, объединяющие и прямые законодательные положения, и обобщенное изложение судебных прецедентов, и воспроизведение норм обычного права. Специфика этих исторических документов состоит в том, что они охватывают практически все стороны жизни древних обществ – особенности хозяйства, социальной структуры, духовной культуры. Каждый свод законов довольно хорошо изучен историками относительно отдельных цивилизаций, в русле которых они создавались. Но при этом отсутствует сравнительный анализ текстов законов древних обществ, что позволит выявить различия и сходство цивилизаций.

Стоит отметить, что проблема сравнения древних правовых документов изучается в юриспруденции. Сведения и детальное описание правовых источников присуще больше юридическим научным изданиям, нежели историческим. С точки зрения правоведения древневосточные законы, как и многие другие, рассматриваются исключительно с фактической стороны данной проблемы. Специалистов в этой области непосредственно интересуют виды правонарушений, которые существовали в далеком прошлом. Проанализировав исследованный материал, правоведы прослеживают эволюционные этапы развития института права и одновременно сравнивают их с современными юридическими нормами.

В отличие от правоведов историки изучают по правовым документам различные стороны жизни древних обществ - экономический уклад, социальное устройство, особенности верований, быта и образа жизни. Чаще всего исследуется определенная цивилизация, однако, древние законы позволяют сравнивать сразу несколько древних обществ по нескольким параметрам, поскольку содержат большое количество информации.

Учитывая все вышеизложенное, мы поставили целью - изучить социальную организацию жизни общества в ближневосточных и южноазиатских цивилизациях на основе юридических документов. При изучении региона Ближнего Востока мы опирались на материалы трех обществ – вавилонского, ассирийского и хеттского, существовавших параллельно в течении II тыс. до.н.э. Законы этих цивилизаций складываются со второй половины (Законов Хаммурапи) и до второй четверти. II тыс. до.н.э. (Хеттские и Среднеассирийские законы). При этом, вавилонское и ассирийское право обладают сходными чертами, а хеттский вариант более специфичен. Выбор этих цивилизаций связан с тем, что они достигли самого высокого уровня развития среди государств региона Ближнего Востока.

Южноазиатский регион представлен древнеиндийской цивилизацией и Законами Ману, относящийся ко второй половине I тыс. до. н.э. Хотя хронологически право Древней Индии формируется почти на тысячу лет позже, чем на Ближнем Востоке, оно отражает государство и общество, находящиеся примерно на том же уровне, что и Вавилон во второй половине II тыс. до.н.э. Это стадия территориального царства - Старовавилонской державы Хаммурапи, Ассирии в Новохеттское царство, государство Маурьев. Отсюда, мы посчитали возможным сравнить законы данных цивилизаций.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Дать характеристику законов цивилизации Ближнего Востока и Южной Азии, провести их сравнительный анализ по содержанию, структуре, датировке, степени сохранности и авторству.

2. На основе правовых документов изучить социальную структуру древних обществ, права и обязанности различных групп населения во II-I тыс. до. н.э.

В данной квалификационной работе мы опирались на материалы, касающихся социальной жизни древневосточных государств, представленных в законах древних обществ и в научной литературе.

В основу нашей источниковой базы легли работы, содержащие тексты юридических законов Древнего Востока.

В первую очередь стоить отметить документальный исторический труд «История Древнего Востока. Тексты и документы» под редакцией В.И. Кузищина. Здесь изложены практически все юридические законы древневосточных государств. В частности, Ассирии, Хеттского царства, Законы Хаммурапи в полном варианте.

На дальнейших этапах нашей работы мы обратились к материалам различных хрестоматий, которые содержат древневосточные документы.

В частности, «Хрестоматия по истории древнего мира» под редакцией А.А.Вигасина. В ней даются основные и краткие статьи законов всех древневосточных государств. Данную работу мы использовали применительно к Хеттским законам.

Другая книга юридического характера «Хрестоматии по всеобщей истории государства и прав» под редакцией К.И.Батыра и Е.В.Поликарповой. Эта работа содержит в себе более сжатый вариант законов, при этом сама характеристика источника, как исторического документа Древнего Востока не представлена. Однако, материалы, касающиеся индийских законов, излагаются весьма детально, нежели относительно других древневосточных источников.

Не обошли также своим вниманием документальные материалы, имеющиеся в Интернете. В частности, Законы Ману в переводе известного индолога Г.Ф. Ильина, содержат полный текст, содержащий 12 глав.

Также в нашу работу был привлечены в электронной форме законодательные акты среднеассрийского судебника, качестве разрешения спорных моментов, касающихся как самого источника, так и его статей

В нашем исследовании мы также опирались на значительный круг научной литературы.

Существенный материал по теме исследования дает коллективная монография «Восток в древности» под редакцией В.А. Якобсона из серии «История Востока» в 6-ти томах, вышедшей под редакцией Р.Б. Рыбакова. В этой работе рассматривается история всех государств Древнего Востока, весьма основательно изложена древневосточная социальная организация, а также правовые и хозяйственные стороны жизни общества, при этом аргументируется весь изложенный материал по данной проблеме из юридических источников.

Проблема разобщенности и классового неравноправия, вызванного очередной сменой исторических этапов, а также появление среди общества многослойности, рассматриваются в сборнике научных статей «Государство и социальные структуры на Древнем Востоке» под общей редакцией М.А.Дандамаева , а также в трехтомной «Истории Древнего мира» под редакцией И.М.Дьяконова.,

Среди остальных работ, посвященных общим историческим проблемам древневосточных цивилизаций, также можно выделить книгу «История Древнего Мира. Древний Восток» под редакцией Бадак А.Н., Войнич И.Е., Волчек Н.М. В ней собран весьма обширный материал по заданной проблеме, зато самый необходимый, который очень пригодился в нашей работе.

В некоторых спорных моментах мы воспользовались материалами из работ «Древние цивилизации» под редакцией Аринцева В.И. и Алексеева В.П.

Значительную помощь в нашей работе оказали юридические исследования, посвященные вопросам права в древних цивилизациях. Главным образом, в них рассматриваются юридическое соблюдение норм и их категориальное отношение в зависимости от социального статуса. Довольно основательно данная проблема была освещена в книгах «История государства и права» под редакцией Н.А.Крашенникова и О.А.Жирнова , а также в работе «Всемирная история государства и права» под редакцией А.В.Крутских , В.В.Кучма «Государство и право древнего мира».

Большинство юридических работ, затрагивавшие нашу тему имеет обобщенных характер, они не изучают подробно социальную структуру страны, но зато основательно излагают характеристику источников исследуемых нами государств, в основе их лежат материалы, посвященные Законам Хаммурапи и Ману. К таким произведениям относятся «Всеобщая история государства и права» под редакцией К.И.Батыра, О.А.Ольменченко «Всеобщая история государства и права», З.М. Черниловский «Всеобщая история государства и права» , С.А.Корнев «История государства и права зарубежных стран» .

Значительная часть научной литературы посвящена истории отдельных цивилизаций – Месопотамской, Хеттской, Индийской.

К данной литературе можно отнести монографию Э.Кленгель - Брандта «Древней Вавилон». В своей работе автор излагает свое видение истории Древнего Вавилона, при этом весьма обстоятельно рассматривает основные вехи развития данного государства. В основном все его внимание было обращено на период царствования царя Хаммурапи, об этом свидетельствует многочисленный материал, качающего времени правления данного государственного деятеля. Одновременно с этим рассматривались основные сферы жизнедеятельности населения Вавилона, достоверность своих суждений автор подтверждал выдержками или ссылками на статьи из судебника Хаммурапи.

Другая работа, посвященная Вавилону, написана В.А. Белявским «Тайны Вавилона». В ней дается весьма обширная и обобщенная информация по Древнему Вавилону времен Хаммурапи, которая заключает в себе лишь некоторые фрагменты социально-экономической жизни страны в старовавилонский период правления царя Хаммурапи и самих законов в том числе.

Значительно помогла монография А.Л.Оппенхейма «Месопотамия: Портрет погибшей цивилизации ». Эта работа очень информативная и весьма глубокая. Здесь автор раскрывает весь многовековой путь превращения Вавилона в сильную и централизованную страну. Данную заслугу он приписывает царю Хаммурапи, автор также уделяет место его внутренним и внешним преобразованиям в стране, вызванным созданием правового судебника вавилонского царя и привлекшего к значительным переменам в обществе. В рамках своей темы автор рассматривает и Ассирию, но здесь он не углубляется в подробности развития государства, а дает лишь политическую картину страны.

Особый интерес для нас представила работа О.Р.Гарни «Хетты. Разрушители Вавилона», в ней очень подробно изложина вся история хеттов. Наряду с многочисленными фактами, касающихся предыстории этого народа автор значительную часть всего материала посвятил освещению времени появления юридических законов, а также описанию самого общества, в целом, делая главный упор на статьях исторического документа, при этом затрагивая политические стороны жизни этого государства.

Следующая работа также относится к истории хеттов. Научно- популярное произведение словацкого писателя В.Замаровского «Тайна хеттов» . В данном произведении очень много различных сравнительных моментов, т.е. при рассмотрении очередной проблемы автор анализирует данную проблему в ракурсе положения дел у хеттов и у другого государства, чаще всего автор Хеттское государство сравнивает с Древним Вавилоном, этот факт помогает при изучении особенностей социально- экономической жизни любой страны.

Большой круг научной литературы посвящен Древней Индии. Изученная нами монография М. Эдвардса «Древняя Индия. Быт. Религия. Культура» предоставляет немало информации по истории развития древнеиндийского общества в I тыс.д.н.э., опираясь, каждый раз на самый важный источник того времени, а именно на Законы Ману. Материалы о самих законах автор не приводит.

К более философским работам, посвященным Древней Индии, можно отнести работы Г.М. Бонгарда-Левина. Автор знакомит нас больше с индийской культурой, в частности, рассматривает Законы Ману с религиозной точки зрения.

Фрагмент работы

Глава I. Характеристика законов древних обществ

как исторических источников

В современной юриспруденции законом считается нормативный юридический акт высшего государственного (представительного) органа или непосредственно народа, обладающей высшей юридической силой и содержащий первичные (изначальные) правовые нормы страны. Таким образом, закон имеет следующие признаки:

- устанавливает нормы поведения индивидов внутри общества;

- эти нормы принимаются всем населением страны;

- составляются на основе первоначальных установленных обычаев.

Попробуем рассмотреть, насколько законы древних обществ соответствуют данному определению.

§ 1. Законы Хаммурапи

Законы Хаммурапи были найдены в1901-1902гг. французской археологической экспедицией в Сузах (столице древнего Элама) и хранятся в Лувре. Черный базальтовый столб, на котором эти законы были высечены, очевидно, был захвачен в качестве трофея эламитами. В верхней части лицевой стороны имелось изображение Хаммурапи в молитвенной позе перед богом солнца и справедливости Шамашем, вручающим ему законы. Вся остальная часть столба была с обеих сторон заполнена клинописным текстом.

Текст состоит из трех частей: пролога, собственно законов и эпилога.

Всего статей насчитывалось первоначально 282, но на найденном в Сузах столбе до нас дошли только 247; 35 статей, написанных на лицевой стороне столба, были выскоблены, очевидно, по приказу царя-победителя, который возможно, собирался начертать здесь реляцию о своей победе. Недостающие статьи частично восстанавливаются на основе фрагментов глиняных табличек, найденных в Сузах и других местах, особенно в знаменитой библиотеке Ашшур-банапала. В тексте они обозначены буквами латинского алфавита.

Дошедшие до нас оригинальные тексты «Законов Хаммурапи» не имеют знаков препинания и нумерации строк, не разделены на абзацы или на нумерованные параграфы (статьи). Все это внесено в текст современными учеными, и в разных изданиях может несколько различаться. Пролог и эпилог Законов написаны торжественным, поэтическим слогом (существует даже мнение, что они представляют собой стихотворный текст). Сами же Законы написаны четким, деловым, очень правильным языком. В целом их язык – это своего рода «золотая латынь» среди бесчисленных памятников аккадского языка.

Приведем некоторые пояснения по структуре текста «Законов Хаммурапи».

I, 1-V, 25. В прологе перечисляются все важнейшие города Месопотамии и их боги, начиная с Вавилона и Ниппура, а затем от Эриду на крайнем юге до Ашшура и Ненивии на крайнем севере владений Хаммурапи. От этого перечня следует, что Аккад был расположен где-то ближе к Ашшуру и Ниневии (возможно, в долине р. Диялы).

Дальнейший текст пролога представляет собой перечень тех благодеяний, которые Хаммурапи оказал храму того или иного бога в каждом городе Месопотамии. Смысл этих списков царских благодеяний, богов, храмов и городов совершенно очевиден: Хаммурапи не просто заявил о своих богоугодных делах, он указал на поддержку местных храмов, а, следовательно, провозглашал свою власть над городами Вавилонии.

I, § 15-30. Хаммурапи провозглашает Вавилон вечным обиталищем царственности.

Основная часть.

§ 1-5. Основные принципы отправления правосудия: доказательствами являются свидетельские показания и ордалия, назначается по принципу талиона, вынесенное решение не может быть изменено. Фиксируется процедура суда, упоминается суд присяжных (коллегия судей и публичность суда).

§ 6—13. Определяют наказание за кражу и указывают способы установления кражи.

§ 14—20. Направлены против кражи детей и рабов и против укрывательства беглых рабов. Здесь же устанавливается размер награды за поимку беглого раба и наказания за его укрывательство.

§ 21—25. Рассматриваются разнообразные случаи грабежа и различные виды наказаний за это преступление.

§ 26—41. Регулируют обязанности и права воинов, причём особенно детально разбираются вопросы их землевладения.

§ 42—47. Определяют права и обязанности лиц, арендующих землю. Фиксируют длительность арендного срока.

§ 48—56. Устанавливают пределы прав ростовщика на урожай заложенного ему поля в четких процентных ставках, также наложение штрафа за небрежное использование ирригационной сети и порчу земельного грунта.

§ 57—58. Защищают владельцев полей от ущерба, наносимого стадами по вине пастуха.

§ 59—66. Решают различные вопросы, связанные с владением садами, в том числе и вопрос о праве ростовщика на урожай сада его должника.

Следующие параграфы, содержавшиеся в разрушенных столбцах надписи, были посвящены отчасти вопросам владения домами и строительными участками, отчасти различным видам ростовщичества.

§ 100—107.Описываются договорные отношения между купцом – такмаром и его помощниками.

§108—111. Регламентируют подобающие подведение хозяйки харчевни, а также жрицы.

§ 112—126. Фиксируется процедура закабаления людей за долги, также условия хранения чужого имущества в доме хозяина.

§ 127—195. Семейное право. Установления положение женщин и детей в семье, фиксируется процедура усыновления и права наследования.

§ 196—227. Устанавливают размер кары за телесные повреждения. Оберегают рабовладельца от умышленного уничтожения клейма на принадлежавшем ему рабе.

§ 228—277. Рассматриваются вопросы, связанные с работой архитекторов судостроителей и других различных видов профессий. Устанавливается фиксированная плата за предоставленные ими услуги.

§ 278-282- Рассматриваются случаи продажи, а также различные случаи обмена или возврата рабов.

Далее следует «Эпилог», содержащий проклятия тем, кто отступит от установлений, содержащихся в Законах Хаммурапи.

В Вавилоне царь представляется человеком, избранным богами, следовательно, он наделяется божественной властью, а ослушание законов приведет к гневному возмездию земного посланника бога на провинившихся.

Законы Хаммурапи представляют собой материал огромной работы по сбору, обобщению и систематизации правовых норм. Эта работа основывалась на принципах, существенно отличных от применяемых ныне, но проводившихся, в общем, довольно строго и последовательно. Нормы группируются по предмету регулирования, а переход от одной нормы к другой осуществляется по принципу ассоциации. Таким образом, один и тот же предмет рассматривается в смежных формах в различных правовых аспектах. Случаи, которые считались очевидными и не вызывавшими сомнений, в Законах Хаммурапи не упоминаются, например, наказание за умышленное убийство, кражу или за чародейство. Такие дела решались по обычаю.

С переходом на новый цивилизационный этап своего развития, вавилонское общество приобрело социально- классовые черты, которые в свою очередь и определяли место человека как социального звена в цепочке данного общества.

Анализ кодекса Хаммурапи и деловых документов этого времени характеризует разницу между свободными и рабами, которая заключается в имущественной и личной зависимости раба от хозяина, в массе своей зависимое население постепенно теряло человеческое значение, превращаясь в движимое имущество.

Особый интерес при изучении кодекса Хаммурапи вызывает соединение норм древнего обычного права, восходящего к эпохе родового строя, с новыми нормами рабовладельческого права. Отголоском древнего времени является самосуд, отчасти узаконенный государственной властью. Таким же пережитком древнего права времени родового строя является закон эквивалентности возмездия, или так называемое «талионное право», элементы которого сохранились в кодексе Хаммурапи. Но в других статьях кодекса Хаммурапи пережитки древнего обычного права скрещиваются с нормами права рабовладельческой эпохи.

Прогрессивное значение этого нового права и в частности кодекса заключается в том, что новые элементы рабовладельческого права в некоторой степени способствовали дальнейшему разрушению остатков родового строя и укреплению всего рабовладельческого общества в целом.

«Законы Хаммурапи» принадлежат к важнейшим источникам по древневавилонскому праву и дают возможность решать многие важные вопросы социальной истории Вавилонии первой половины II тысячелетия до. н.э.

Заключение

В нашей работе мы рассмотрели различные стороны жизни древневосточного общества, опираясь на юридические документы ближневосточных и южноазиатских цивилизаций, которые в целом показывают полноценную картину правовой системы, представленную на примере, Судебника царя Хаммурапи, Среднеассирийских законов, хеттского законодательства и Законов Ману.

Таким образом, можно сказать, что в основе всех исторических законов Древнего Востока лежит общая концепция определения основной категориальной аппарат (авилум в Вавилонии и Ассирии, варны брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр в Древней Индии), торговцев и ремесленников, царских людей (мушкенум в Вавилонии), находящихся на службе государству, или ограниченных в правах свободных людей (шудры в Индии) и рабов (вардум, даса), за которым государство закрепляет соответствующие обязанности, присуще данному социальному слою, а также регламентируют принцип общей принадлежности к большой социальной ячейке (обязательная принадлежность к общине). При этом, тщательно защищая естественные права человека, без которых человек не сможет иметь статус полноправного гражданина, а именно: право на жизнь, право на свободу и право на защиту частной собственности. Именно раскрытием этих проблем авторы законов посвятили большую часть в своих юридических трудах, т.к. в рамках данных прав человека имелись большие правонарушения, в разных законопроектах наказания, за эти нарушения вели к различным мерам физического воздействия или материальной выплате семье потерпевшего, т.к. меры пресечения напрямую зависели от социальной принадлежности преступника.

К примеру, в статьях судебника царя Хаммурапи очень внимательно относились к охране права на жизнь свободного вавилонянина. Нужно отметь, что за убийство свободного человека преступнику этого же социального круга полагалось - смертная казнь. Раб же за убийство свободного человека наказывался аналогичным видом наказания, что и свободный человек, совершивший это тяжкое правонарушение. Не менее тяжкими, но не менее суровыми являлись действия, касающиеся членовредительских операций, за данное преступление виновному полноправному гражданину, полагалась лишь выплата большого денежного штрафа потерпевшему, равному себе. Иначе обстояли дела у человека с весьма ограниченными правами (раб), ему за подобное деяние должны были отрезать ту часть тела, которая по его вине была повреждена у свободного человека.

В законодательстве Ассирии меры пресечения за покушения на жизнь свободного человека почти полностью совпадают с древневавилонскими законами Хаммурапи.

Хеттское право представляет собой более демократичные черты своей юридическое системы, в отношении наказаний на посягательство жизни свободного человека. Так, за убийство или членовредительство равноправного себе человека, виновный наказывался выплатой денежного штрафа или отдачей определенного числа рабов, потерпевшим, в зависимости от тяжести преступления. Рабу за убийство свободного человека полагалась смертная казнь, а за членовредительство, в качестве наказания, применялись различные меры физические воздействия.

Древнеиндийские законы Ману, также бережно оберегают жизнь праведных полноправных людей своего государства. Наказания полностью зависят от социального положения виновного. В основном люди более высоких варн (дваждырожденные) за убийство себе подобного уплачивают материальный штраф семье пострадавшего. Такое же наказание ожидает правонарушителя за различные физические увечья, причиненные человеку равному по социальному положению. Рабам, позволившим себе, покусится на жизнь свободного человека, ожидала немедленная смерть. Любое физическое правонарушение в отношении варн дваждырожденных, для варны шудр и рабов влекло за собой телесные наказания в виде отрезания различных частей тела вплоть до кастрации.

Следующей нормой естественного права, которое также прописано в древневосточных государственных судебниках является защита права свободы полноправного человека.

В юридических статьях Месопотамии законы четко регламентируют данное право свободного человека по своему социальному статусу, но в силу различных причин оказавшись во временной зависимости. Так, Законы Хаммурапи установили определенный срок долговой зависимости, который составляет три года, после чего должник автоматически становится полноправным гражданином. В Ассирии четкий срок временной зависимости не установлен, освобождение от кабалы происходит только после уплаты долга, иначе заемщик терял прежний статус и становился рабом своего хозяина, но до тех пор кредитор и пальцем не имел права тронуть должника.

В хеттском государстве в период имущественной дифференциации часто простые крестьяне- общинники становились кабальными рабами, но обратного процесса в хеттском обществе не наблюдалось.

В Законах Ману есть много разных социальных разграничений между слоями, но в основе своей долговые работники рабами не считались.

Очень большое внимание уделено защите собственности. Можно отметить, что во всех законопроектах наказания за посягательство устанавливаются одинаковые, обычно они колеблются от несения физического вреда преступнику до денежного штрафа. Исключением является собственность царя или храма, за любое посягательство полагается смерть. В большинстве случаев они защищают от различных видов кражи и грабежей, а также за не законный оборот чужой собственности. Прописывают процедуру приобретение или аренды различного рода движимого и недвижимого имущества согласно древневосточным правовым правилам.

Список литературы

Источники

1. Законы Ману. // w*w./arcient.r*.

2. Законы Ману. // «Хрестоматия по всеобщей истории государства и права/ под редакцией Батыра К.И., Поликарповой Е.В.».-М.: «Юристъ». Т.1, 1996.- С.9-23.

3. Законы Хаммурапи. // «История Древнего Востока. Тексты и документы»./ под редакцией В.И. Кузищина. - М 2002.- С. 167-190.

4. Среднеассирийские законы. // «История Древнего Востока. Тексты и документы»./ под редакцией В.И. Кузищина. - М 2002.- С. 230-240.

5. Среднеассирийские законы. // w*w. history.r*./ hist.htm.

6. Хеттские законы. //«История Древнего Востока. Тексты и документы»./ под редакцией В.И. Кузищина. - М 2002.- С.330-344.

7. Хеттские законы. // «Хрестоматия по Древнему миру». / под редакцией Вигасина А.А. – М.: Издательская фирма «Восточная литература», 1997. – 400с.

Литература

1. Авдиев В.И. «История Древнего Востока». – М.: Государственное издательство политической литературы «ОГИЗ», 1948. – 586с.

2. Аринцев С.С., Алексеев В.П. «Древние цивилизации».- М.: Издательство «Мысль» 1989.- 479с.

3. Алексеев С.С. «Государство и право. Начальный курс».- М.: «Юридическая литература», 1994.- 192с.

4. Белявский В.А. «Тайны Вавилона».- М.: Издательство «Вече», 2001.- 320с.

5. Васильев Л.С. «История Востока».- М.: Издательство «Высшая школа», 2001.Т.1. – 512с.

6. Вигасин А.А. «История Древнего Востока».- М.: Издательство «Дрофа», 2006.-223с.

7. «Всеобщая история государства и права». / под редакцией Батыра К.И. - М.: «Юристъ»,1999.- 456с.

8. «Всемирная история государства и права»./ под редакцией Крутских А.В. – М.: 2001.-

9. Гарни О.Р. «Хетты. Разрушители Вавилона».- М.: «Центрполиграф», 2002.- 267с.

10. Древний Восток./ под редакцией Струве В.В. – М.: «Учпедиздат», 1936. – 236с.

11. Замаровский В. «Тайны хеттов».- М.: Издательство «Вече», 2000.- 365с.

12. «История Востока»: В 6-ти томах. / Российской академии наук. Гл. редактор Рыбаков Р.Б. . Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1997.- Т.1. Восток в древности / Якобсон В.А.- М., 1997.- 688с.

13. «История государства и права зарубежных стран». / под редакцией Н.А. Крашенникова, О.А. Жирнова. М.1999.

14. «История Древнего Мира». / под редакцией Дьяконова И. М., Нейроновой В.Д., Светницицкой И.С. .- М.1982.-

15. «История Древнего Мира». Ранняя Древность./ под редакцией И.М.Дьяконова.-М.,1989.-Ч.I. - 471с.

16. «История Древнего Востока». / под редакцией В.И. Кузищина. – М.: Издательство «Высшая школа», 1999.- 462с.

17. «История Древнего Мира». Древний Восток./ под редакцией Бадак А.Н., Войнич И.Е., Волчек Н.М. Минск. Харвест. 1999. 845с.

18. «Историография История Древнего Востока. Иран, Средняя Азия, Индия, Китай»./ под редакцией Кузищина В. И., Вигасина А.А.- С-П.: Издательство «Алетейя», 2002. – 303с.

19. Кленгель-Брандт. Э. «Древней Вавилон».- Смоленск. Издательство «Русич», 2001. – 368с.

20. Корнев С.А. «История государства и права зарубежных стран». Конспект лекций. - М. Спб. Ч.1.- 60с.

21. Кучма В.В. «Государство и право Древнего мира». Курс лекций по истории государства и права. - М.: «Офсет», 1999.- 238с.

22. Ольменченко О.А. «Всеобщая история государства и права». – М.: Издательство «Эксмо», 2006.- 592с.

23. Оппенхейм. А. «Древняя Месопотамия. Портрет погибшей цивилизации». – М.: Издательство «Наука», 1990. – 317с.

24. Редер, Черкасова «История Древнего Мира».- М.: «Просвещение», 1985.- 288с.

25. Черниловский З.М. «Всеобщая история государства и права». М.: «Проспект», 2002.- 592с.

26. Шатилова С.А. «История государства и права». – М.: «Инфра - М», 2004.- 272с.

27. Хачатурян В. М. «История мировых цивилизаций».- М.: Издательский дом «Дрофа», 2001.- 512с.

28. Эвардс. М. «Древняя Индия». Быт, религия, культура. – М.: ЗАО «Центрполиграф», 2005. – 224с.

29. Энциклопедический словарь юного историка./ под редакцией Елмановой Н.С., Савичевой Е.М.- М.: «Педагогика Пресс», 1993.- 448с.

Покупка готовой работы
Тема: «Социальная организация древневосточных обществ по юридическим документам»
Раздел: Разное
Тип: Дипломная работа
Страниц: 85
Цена: 2100 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика