8-804-333-71-05
(бесплатно по РФ)
Диплом-центр.Ру - помогаем студентам в учёбе

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

Главная / готовые работы / Дипломные работы / Уголовное право и процесс

Прокурорский надзор - Дипломная работа

Содержание

ВВЕДЕНИЕ….….3

Глава 1. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА В СТАДИИ

ВОЗБУЖДЕНИЯ УГОЛОВНОГО ДЕЛА….7

1.1 Полномочия прокурора при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлении ….7

1.2 Состояние законности и результаты деятельности прокурора в стадии возбуждения уголовного дела….13

Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА В СТАДИИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ…32

2.1 Прокурорский надзор - важная гарантия законности при расследовании преступлений…32

2.2 Полномочия прокурора по надзору за процессуальной деятельностью следователя и дознавателя….…50

ЗАКЛЮЧЕНИЕ….….65

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …68

Введение (выдержка)

Актуальность. В современной учебной литературе прокурорский надзор понимается как:

- специфический вид государственной деятельности;

- самостоятельная отрасль юридической науки;

- учебная дисциплина.

Как вид государственной деятельности прокурорский надзор закреплен в ст. 129 Конституции Российской Федерации (далее - Конституция РФ), которая провозглашает Прокуратуру Российской Федерации как единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации. Данное положение находит свою конкретизацию в Федеральном законе от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», где в ст. 1 закреплено, что Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Исходя из этого определения, можно выделить основные черты прокурорского надзора как специфического вида государственной деятельности.

Во-первых, прокурорский надзор осуществляется специализированной системой органов, которая носит централизованный характер. В силу этого прокурорский надзор не может осуществляться никакими другими государственными, общественными организациями, учреждениями, должностными или физическими лицами, за исключением органов прокуратуры.

Во-вторых, прокурорский надзор осуществляется от имени Российской Федерации. Суть данного положения заключается в том, что прокурорский надзор - это вид официальной государственной деятельности, осуществляемый гласно в строго установленных законами формах полномочий прокурора, направленных не только на обеспечение точного, безусловного и единообразного соблюдения законов, но и на защиту и восстановление нарушенных прав и законных интересов человека, общества и государства. Тот факт, что прокурорский надзор осуществляется от имени государства, также подтверждает, что он является видом государственной деятельности.

В-третьих, содержание прокурорского надзора, выражающегося в надзоре за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ, свидетельствует о том, что этот вид государственной деятельности является особым и самостоятельным, поскольку не связан ни с одной ветвью (законодательной, исполнительной, судебной) власти.

Однако вопрос о месте прокуратуры в системе российской государственности, и в частности, в правоохранительной и судебной системах, является в настоящее время спорным, как, впрочем, и в другие периоды истории существования прокуратуры. Данное обстоятельство оказывает определенное отрицательное влияние на статус прокураты, содержание и организацию прокурорской деятельности.

Дискуссия о роли и месте прокуратуры в системе органов власти РФ основана на конституционных положениях: ст. 129 Конституции РФ, посвященная прокуратуре РФ, помещена законодателем в гл. 7, которая называется «Судебная власть». По мнению отдельных авторов, содержание указанной статьи и ее место в тексте Конституции во многом является результатом политической борьбы и в какой-то мере политического компромисса по вопросу о месте и роли прокуратуры и отражают, скорее, политическую ситуацию в стране в октябре - декабре 1993 г., чем реальную роль прокуратуры в государстве.

В названной конституционной норме определен статус прокуратуры как централизованной системы органов, а также порядок назначения прокуроров различных уровней. О полномочиях, организации и порядке деятельности прокуратуры сказано лишь то, что они определяются федеральным законом. Однако вопрос о месте прокуратуры в современной системе разделения властей также не разрешен и в Законе «О прокуратуре РФ».

Споры о месте и роли прокуратуры периодически обостряются в связи с изменением действующего законодательства. Так, например, споры возобновились в связи с принятием Федерального закона от 5 июня 2007 г. № 87-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации», которым в систему прокуратуры Российской Федерации был включен Следственный комитет, в связи с чем прокуроры лишились ряда своих полномочий в сфере уголовного преследования. Происходящие в настоящее время изменения в статусе прокуратуры, в том числе и исключение из ее структуры Следственного комитета Российской Федерации, подчеркивают роль прокуратуры как надзорного органа.

Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с институтом прокурорского надзора в уголовном судопроизводстве.

В работе использованы труды таких специалистов, как Андрейкин А. Башкатов Л.Н., Боровский М.В., Ветрова Г.Н., Ефимичев П.С., Ефимичев С.П., Исаенко В.Н., Кожевников О.А., Кругликов А., Ласкина Н.В, Петров А., Стрельников В.В., Химичева Г.П. и другие

Методологической и теоретической основой исследования является историко – сравнительный и диалектический метод познания. Выводы работы базируются на основных положениях общей теории права, конституционного и уголовно- процессуального права.

Практическая значимость исследования заключается в том, что выводы и предложения, сформулированные автором, углубляют теорию российского уголовно - процессуального права и могут быть использованы в работе по совершенствованию уголовно - процессуального законодательства в сфере расширения полномочий прокуратуры РФ.

Цель исследования – анализ особенностей прокурорского надзора. Для этого в работе будут решаться следующие задачи:

- изучение полномочий прокурора при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлении;

- характеристика состояния законности и результатов деятельности прокурора в стадии возбуждения уголовного дела;

- анализ прокуратуры как гаранта законности при расследовании преступлений;

- особенности полномочий прокурора по надзору за процессуальной деятельностью следователя и дознавателя.

Структура. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

Заключение (выдержка)

Исходя из изложенного в работе можно сделать следующие выводы.

Прокуратура на стадии, предшествующей возбуждению уголовного дела, осуществляет исключительно надзор за законностью проведения проверок по заявлениям и сообщениям о преступлениях и принятию решений по ним в порядке ст. 144 и 145 УПК РФ.

Осуществляя надзор за соблюдением закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, прокурор проверяет исполнение не только требований федерального закона, но и ведомственных нормативных актов, которыми урегулирован порядок регистрации и учета заявлений (сообщений) о преступлении. Регистрация - это присвоение каждому поступившему сообщению о происшествии порядкового номера и фиксация в учетной документации кратких сведений о нем.

Прокурор лишен права самостоятельно принимать решение о возбуждении уголовного дела. В случае обнаружения признаков преступления он направляет все материалы, свидетельствующие об этом, руководителю следственного органа или руководителю органа дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства.

Полагаю необходимо вернуть прокурору такие его права, которые действительно позволяли бы ему полноценно осуществлять от имени государства уголовное преследование, в том числе право возбуждать уголовные дела. Следователю же, в свою очередь, нужно предоставить право при несогласии с указаниями прокурора в определённых законом случаях представлять дело со своими возражениями в суд, который должен принимать окончательное решение.

В настоящее время при выявлении признаков преступления прокурор лишь выносит решение о направлении материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании.

Представляется, что наиболее существенным, является прокурорский надзор за точным и единообразным исполнением законов при расследовании преступлений. Он осуществляется от имени РФ. Суть данного положения заключается в том, что прокуратура призвана выполнять задачи, поставленные перед ней государством, представлять и защищать интересы граждан, общества и государства.

Особое внимание при расследовании преступлений прокурор должен уделять вопросам соблюдения компетенции должностных лиц, осуществляющих дознание и предварительное расследование.

Полагаю, что изменения, внесенные в УПК РФ Федеральным законом от 04 марта 2013г. № 23-ФЗ еще раз подчеркивает значимость надзорной функции прокуратуры над органами дознания и предварительного следствия.

Во время досудебного производства прокурор надзирает за исполнением законов следователем, дознавателем, органом дознания, начальником подразделения органа дознания, руководителем следственного органа, а также нижестоящим прокурором. Прокурор надзирает за исполнением закона и органами, осуществляющими ОРД.

Таким образом, прокурор надзирает за исполнением законов всеми государственными органами уголовного преследования, в том числе органами предварительного следствия.

Отмечу, что надзор за исполнением законов органами публичного уголовного преследования во время досудебного производства по делу является для прокурора формой процессуального руководства ими, способом опосредованной подготовки обвинения, которое будет поддерживаться в суде. В отличие от судебного контроля прокурорский надзор не является безразличным к результату уголовного преследования, напротив, он стимулирует уголовное преследование, добивается его эффективности. Прокурор заинтересован в том, что органы следствия и дознания законными средствами раскрывали преступления и изобличали лиц, совершивших их, т.е. проводили уголовное преследование. Поэтому прокурор вправе требовать от органов предварительного расследования устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия, разрешать споры о подследственности, координировать деятельность органов предварительного расследования и органов, осуществляющих ОРД, причастных к подготовке и выдвижению обвинения.

Литература

1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12. 12. 1993 .// Российская газета от 25 декабря 1993 г. № 237.

2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ// СЗ РФ от 24 декабря 2001 г. № 52 (часть I) ст. 4921.

3. Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 20 февраля 1992 г., № 8, ст. 366.

4. Федеральный закон от 5 июня 2007 г. № 87-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» // СЗ РФ от 11 июня 2007 г. № 24 ст. 2830.

5. Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 404-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности органов предварительного следствия» //СЗ РФ от 3 января 2011 г. № 1 ст. 16.

6. Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 27 ноября 2007 г. № 189 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве» // Законность, 2008 г., № 2.

7. Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 5 сентября 2011 г. № 277 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия» // Законность, 2011 г., № 12.

8. Федеральный закон от 04 марта 2013г. № 23-ФЗ «О внесении изменений в статьи 62 и 303 Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» // СЗ РФ от 04.03.2013, № 9, ст. 875.

Судебная практика

9. Постановление Конституционного Суда РФ от 8 декабря 2003 г. № 18-П «По делу о проверке конституционности положений статей 125, 219, 227, 229, 236, 237, 239, 246, 254, 271, 378, 405 и 408, а также глав 35 и 39 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросами судов общей юрисдикции и жалобами граждан» // СЗ РФ от 22 декабря 2003 г. № 51 ст. 5026.

Литература

10. Андрейкин А. Прием заявлении о преступлениях // Законность, № 3, март 2012.

11. Башкатов Л.Н., Боровский М.В., Ветрова Г.Н. и др. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу РФ (постатейный). 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2010.

12. Быков В.М. Актуальные проблемы уголовного судопроизводства. - Казань: Познание, 2008.

13. Ефимичев П.С., Ефимичев С.П. Обвинительное заключение, его содержание и структура // Российский следователь. 2005. № 12.

14. Ефимичев П.С., Ефимичев С.П. Расследование преступлений: теория, практика, обеспечение прав личности. - М.: Юстицинформ, 2008.

15. Жогин Н.В. Прокурорский надзор за предварительным расследованием уголовных дел. - М., 1968.

16. Исаенко В.Н. Прокурорский надзор в системе досудебного производства по уголовному делу // Проблемы теории и прокурорского надзора в современных условиях. Ч. 2. - М., 2005.

17. Исламова Э., Чубыкин А. Реализация полномочий прокурора в стадии возбуждения уголовного дела // Законность, 2011, № 4.

18. Кожевников О.А. О новом направлении деятельности органов прокуратуры // Российский юридический журнал, № 2, март-апрель 2009.

19. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации /науч. ред. В.Т. Томин, М.П. Поляков. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2011.

20. Концепция судебной реформы в Российской Федерации / Сост. С.А. Пашин. - М., 1992.

21. Крапивин Ю.П. Проблемы реализации функций российской прокуратуры. В сб. науч. тр. «Власть - общество - государство». - М., 2004.

22. Кругликов А. Полномочия прокурора по возбуждению уголовного дела и осуществлению уголовного преследования //Законность, № 1, январь 2012.

23. Кругликов А. Роль прокурора в уголовном судопроизводстве // Законность, 2008, № 8

24. Кругликов А.П. Уголовно-процессуальные функции // Уголовный процесс Российской Федерации: Учебник / Отв. ред. проф. А.П. Кругликов. - М.: Проспект, 2010.

25. Ласкина Н.В. Прокурорский надзор: Учебник. - М.: Юстицинформ, 2012.

26. Ломидзе А.Б. Прокурорский надзор за законностью и обоснованностью принимаемых следователем процессуальных решений: Метод. пособие. М.: Юрлитинформ, 2000.

27. Михайлов В.А. Действия и решения прокурора по уголовному делу, поступившему с обвинительным заключением // Курс уголовного судопроизводства / Под ред. В.А. Михайлова. Т. 2.- М.: Изд. МПСИ, 2006.

28. Михайлов В.А. Прекращение уголовного дела (уголовного преследования) в стадии предварительного расследования // Курс уголовного судопроизводства: Учеб. В 3-х томах / Под ред. В.А. Михайлова. Т. 2. Досудебное и судебное производство. - М.: Изд. МПСИ, 2006.

29. Настольная книга прокурора /под общ. ред. С.Г. Кехлерова и О.С. Капинус. - М.: Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Издательство Юрайт, 2012.

30. Петров А. Пределы проверки сообщения о преступлении и процессуальные способы ее осуществления // Законность, № 5, май 2012.

31. Пиюк А. Процессуальный статус прокурора в уголовном судопроизводстве //Законность, № 6, июнь 2012.

32. Прокурорский надзор: курс лекций и практикум / Под ред. Ю.Е. Винокурова. 6-е изд. - М.: Экзамен, 2004.

33. Соловьев А.Б. Функции надзора и уголовного преследования в деятельности прокурора на предварительном следствии // Проблемы теории и практики прокурорского надзора в современных условиях: В 2-х ч. Тезисы научно-практической конференции повышения квалификации руковод. кадров Генпрокуратуры РФ. - М., 2005.

34. Стрельников В.В. К вопросу об осуществлении прокуратурой уголовного преследования //Гражданин и право, № 4, апрель 2012.

35. Стрельников В. В. Уголовное преследование прокуратурой // эж-ЮРИСТ, № 1-2, январь 2012.

36. Химичева Г.П., Мичурина О.В., Химичева О.В., Мичурин В.С. Проблемы нарушений уголовно-процессуальных норм при возбуждении и прекращении уголовных дел, способы их устранения. - М., 2004.

37. Чуев В.Н. Комментарий к Федеральному закону от 17 января 1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» (постатейный). – М.: Деловой двор, 2011.

Ресурсы интернет

38. Разъяснения прокуратуры Краснодарского края от 25 марта 2010 г. «Защита прав граждан»// h**t://w*w.prokuratura-krasnodar.r*)

39. Электронный ресурс: h**t://genproc.gov.r*/news/news-72688/ 26.07.2011.

Информация о работе

Тип: Дипломная работа
Страниц: 70
Год: 2014
2000 p.
Не подошла эта работа?

Узнайте стоимость написания
работы по Вашему заданию.
ПОСМОТРЕТЬ ЦЕНЫ
Оформление заявки БЕСПЛАТНО и
ни к чему не обязывает.
Закажите авторскую работу по Вашему заданию!
Контрольная работа
от 100 p.
cрок: от 1 дня
Реферат
от 600 p.
cрок: от 1 дня
Курсовая работа
от 1000 p.
cрок: от 3 дней
Дипломная работа
от 6000 p.
cрок: от 6 дней
Отчет по практике
от 1000 p.
cрок: от 3 дней
Решение задач
от 150 p.
cрок: от 1 дня
Лабораторная работа
от 200 p.
cрок: от 1 дня
Доклад
от 300 p.
cрок: от 2 дней
Заказать работу очень просто!
Вы оформляете заявку
Получаете доступ в лк
Вносите предоплату
Автор пишет работу
Получаете уведомление
о готовности
Вносите доплату
Скачиваете готовую
работу из лк
X
X