Дипломная работа

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

  • 107 страниц
  • 2098 просмотров
  • 1 покупок
Содержание

Введение….3

Глава 1. Теоретические исследования по проблеме формирования навыков словообразования у школьников с нарушением интеллекта….7

1.1. Лингвистические основы формирования навыков словообразования у школьников с нарушением интеллекта….7

1.2. Психолого- педагогическая характеристика детей с нарушением интеллекта…10

1.3. Основные направления коррекционной работы по формированию навыков словообразования у школьников с нарушением интеллекта…18

Вывод по 1 главе….28

Глава 2. Экспериментальное исследование состояния навыков словообразования у детей с нарушением интеллекта….30

2.1. Организация исследования…. 30

2.2. Констатирующий эксперимент… 31

2.3. Анализ констатирующего эксперимента….35

Вывод по 2 главе…. 37 Глава 3. Формирование навыков словообразования у школьников с нарушением интеллекта…38

3.1. Формирующий эксперимент….38

3.2. Контрольный срез…. 49

3.3. Сравнительный анализ результатов констатирующего и формирующего этапов исследования….52

Вывод по 3главе…52 Заключение… 53 Литература….54Приложение.

Введение (выдержка)

Грамматика имеет большое значение для формирования человека. Она помогает облекать наши мысли в материальную оболочку, делает нашу речь организованной и понятной для окружающих.

Своевременное формирование грамматического строя языка ребенка – важнейшее условие его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь как форма манифестации языка выполняют ведущую функцию в развитии его мышления, речевого общения, планирование и организация его поведения, формирование социальных связей. Все это – важнейшее средство опосредствованных психических процессов: памяти, восприятия, эмоций.

К. Д. Ушинский писал «… грамматика, преподаваемая логически, начинает развивать самосознание человека, т. е. именно ту способность, вследствие которой человек является человеком между животными».

Овладение грамматическим строем оказывает огромное влияние на общее развитие ребенка, обеспечивая ему переход к изучению языка в школе.

Проблема обучения грамматическим нормам родного языка актуальна.

Это отражено в работах А. Н. Гвоздева, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, А. М. Шахнаровича, А. Г. Арушановой и других. Работы Ф. А. Сохина, Н. П. Серебренникава, М. И. Попвой, А. В. Захаровой обогащают исследование особенностей развития грамматического строя речи у детей.

При нормальном развитии ребенок к трем годам осваивает все основные грамматические категории разговорной речи. Он изменяет слова, используя морфологические средства, говорит короткими предложениями, грамматически оформленными.

Умственно отсталый ребенок в развитии речи отстает уже с первых месяцев жизни. В дальнейшем это отставание прогрессирует.

В результате к началу дошкольного возраста у него оказываются несформированными такие предпосылки речевого развития, как предметная деятельность, отсутствует интерес к окружающему, недостаточно проявляются эмоции, не сформирован фонематический слух, плохо развит артикуляционный аппарат. Следовательно, интенсивно надо вести работу по развитию речи.

О пользе «игры со словами» и руководстве этой деятельностью умственно отсталых дошкольников для овладения словообразованием говорили многие педагоги и психологи.

М. И. Попова отмечает, что для освоения грамматики важна самостоятельная деятельность ребенка со словами в сочетании с игровыми упражнениями, обеспечивающие более легкое и прочное запоминание нужной информации [16, с. 10].

В работе А. Г. Арушановой отмечается снижение интенсивности словотворчества к шести годам, она утверждает, что словотворчество приходится на возраст от 2 до 5 лет.

Формирование связной диалогической и монологической речи у умственно отсталых дошкольников во многом зависит от того, насколько они владеют словообразованием, грамматическим строем и нормами родного языка.

На основе сделанных выводов мы определили актуальность исследования – выявление педагогических условий способствующих эффективному развитию словообразовательных умений детей с нарушением интеллекта первого года обучения.

Цель исследования: Изучить состояние навыков словообразования у младших школьников с нарушением интеллекта и определить эффективные приемы формирования навыков словообразования.

Объект исследования: состояние словообразования у школьников с нарушением интеллекта.

Предмет исследования: процесс формирования навыков словообразования у школьников с нарушением интеллектаю

Гипотеза исследования: процесс формирования у умственно отсталых детей навыков словообразования будет успешным при условии использовании дидактических игр, направленных на развитие познавательных процессов способствующих овладению различными способами словообразования.

Для подтверждений гипотезы и достижения цели исследования должны быть решены следующие задачи.

Задачи исследования

1. Изучение научно - методической литературы по проблеме исследования

2. Изучение медико-педагогической документации у детей исследуемой группы.

3. Подбор методики исследования состоянии навыков словообразования.

4. Изучение состоянии навыков словообразования.

5. Проведение экспериментального обучения.

6. Обобщение результатов опытно экспериментального исследования.

Теоретико-методологической базой исследования является

Концепция Л. С. Выготского о ведущей роли обучения ребенка грамматическим категориям через механизм создания «зоны ближайшего развития» которая возникает в совместной деятельности ребенка и взрослого.

Исследования Лалаевой Раисы Ивановны. Аксеновой по проблеме овладения средствами языка учащихся с нарушением интеллекта.

Нами были использованы следующие методы теоретического экспирического и опытно экспериментального исследования.

Методы исследования

1. Анализ теоретической литературы.

2. Анализ медико- педагогической документации.

3. Наблюдение в ходе экспериментального исследования.

4. Эксперимент ( констатирующий, формирующий, контрольный) и его анализ.

5. Сравнительный анализ результатов констатирующего и формирующего этапов исследования.

6. Качественный и количественный анализ результатов опытно- экспериментального исследования.

Практическая значимость исследования.

Теоретический и практический материал исследования может использоваться в практической работе логопедами, учителями специальной коррекционной школы 8 вида при формирования навыков словообразования.

Структура работы.

Работа состоит из 3 глав, заключения, списка литературы из 45 источников, приложения.

Основная часть (выдержка)

I. Теоретическое исследование по проблеме формирования навыков словообразования у школьников с нарушением интеллекта.

1.1 Лингвистические основы формирования навыков словообразования у школьников с нарушением интеллекта.

«… Не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций у личности в целом, находится в непосредственной зависимости от речи» (Л. С. Выготский) [19, с. 23].

Вот почему среди многих важных задач воспитания и обучения в школьных учреждениях, задача обучения родному языку, развитие речи, речевого общения – одна из главных. Это общая задача состоит из ряда специальных, частных задач:

- воспитание звуковой речи;

- закрепление, обогащение и активизация словаря;

- развитие и совершенствование грамматического строя речи.

Понятие грамматического строя речи включает в себя знание по грамматически и словообразованию.

Грамматика – раздел науки о языке содержащий учение о формах словоизменения, о строении слов, видах словосочетаний и типах предложений. Он включает в себя две части – морфологию и синтаксис. Если синтаксис изучает словосочетания и предложения, то морфология – грамматическое учение о слове. Сюда входит учение о структуре слова, формах словоизменения, способах выражения грамматического значения, а также учение о частях речи и присущих им способов словообразования.[3 c.157].

Своеобразное освоение грамматического строя языка важное условие полноценного речевого развития ребенка. Современные исследователи детской речи считают: ребенок овладевает грамматическим строем языка в неразрывной связи со всем ходом своего психического развития, в единстве с развитием предметно-практической деятельности, обобщения мышления. Ученые характеризуют формирование синтаксического компонента языковой способности, как спонтанный процесс при взаимоотношениях ребенка с окружающим миром. Речь взрослого для ребенка – основной источник освоения грамматического строя языка. В особенности это касается детей с нарушениями интеллекта.

В дореволюционный период сведения о словообразовании включались обычно в описание грамматического строя речи русского языка. Наибольшую ценность в теоретическом освещении проблемы имеют работы преподавателей Казанской лингвистической школы, в первую очередь И. А. Бодузна де Куртене. Заслуга этих преподавателей – тезис о необходимости разграничения синхронного (языковые связи данного этапа) и дисхронного (пути образования слов в прошлом), подходов к словообразованию.

Крушевский Н. В. проводит также мысль о том, что словообразование представляет собой систему (слово, содержащее общую морфему, связи морфем внутри слова).

Значительный вклад внес в теорию словообразования Ф. Ф. Фортунатов. В лекциях 1901 – 1902 гг. он четко разграничивает подходы к словообразованию, создает учение о форме слова, его способности делится на основу и суффиксы.

На изучение словообразования большое значение оказали работы Г. О. Винокура и В. В. Виноградова.

Винокур в «Заметках по русскому словообразованию» сформулировал принципы синхронного словообразовательного анализа.

В работах Виноградова словообразование формируется как самостоятельная дисциплина. В статьях 1951 – 1952 гг. сформулирована связь словообразования с лексикой и грамматикой, дана классификация способов словообразования в русском языке.

С середины 50-х годов появляется многочисленные работы по разным вопросам словообразования: Б. Н. Бловина, В. П. Григорьева, Е. А. Земской, Н. М. Шапского, В. М. Максимова. Раздел «словообразование» включен в «Грамматику русского языка» (1970г.), «Русскую грамматику» (1980г.).

На протяжении последних десятилетий отмечается активный процесс словообразования в русском языке. В этом процессе находят непосредственное отражение постоянные изменения в словарном составе языка обусловленные различными переменами в жизни нашего общества.

Термин «словообразование» в лингвистики употребляется в двух значениях: как название процесса образования новых слов в языке и как название раздела языкознания, изучающую словообразовательную систему языка.

Словообразование, как особый раздел науки о языке, включает две составные части – морфемику и непосредственно словообразование. Морфемика – наука о значимых частях слова – морфемах, т. е. учение о строение, структуре слова.

Предметом словообразования является слово, способы его образования.

Словообразовательная система языка тесно связана с другими его сторонами (уровнями) – лексикой и грамматикой. Связь с лексикой проявляется в том, что новые слова пополняют словарный состав языка. Связь с грамматикой, в частности с морфологией, проявляется в том, что новые слова оформляются в соответствии с законами грамматического строя русского языка.

Так, образующиеся в языке новые слова, всегда оформляются как определенные части речи (существительные, прилагательные, глаголы) со всеми грамматическими признаками этой части речи.

Двойной контакт словообразования – с лексикой и грамматическим строем – находит свое выражение в многообразии способов образования слов. Эти способы могут быть в схематической записи, приведенной ниже.

I Морфологический

1. Аффиксация:

- префиксальный способ,

- суффиксальный способ,

- префиксально-суффиксальный способ.

2. Безафиксальный способ;

3. Словосложение;

4. Аббравиация;

II Морфолого-синтаксический;

III Лексико-семантический;

IV Лексико-синтаксический.

Названные способы имеют не тождественную роль в процессе словообразования. Наиболее важный – морфологический способ, с помощью которого пополняются разные части речи, хотя с разной продуктивностью: существительные редко (сверхприбыль), прилагательные часто (премилый, сверхмощный).

Формирование речи, а именно монологической и диалогической зависит от того, как ребенок овладевает словообразованием и грамматическим строем. Если ребенок делает ошибки в словообразовании, воспитатель должен фиксировать свое внимание на них, чтобы позднее исправлять их в подходящей обстановке.

Заключение (выдержка)

Таким образом, результаты экспериментального исследования по формированию словообразовательных умений у детей с нарушениями интеллекта первого года обучения в области существительных, глаголов и прилагательных подтверждает гипотезу относительно того, что именно дидактические игры направленных на развитие познавательных процессов детей с умственной отсталостью являются наиболее эффективным средством развития и совершенствования словообразовательных умений детей.

Использование дидактических игр актуализирует познавательную деятельность, способствуют повышению уровня сформированности навыков образования глаголов от звукоподражательных слов, существительных и прилагательных с помощью суффиксов, усвоению речевых норм и правил, совершенствование связной речи, активизирует словарь детей, пополняет его. Расширяется знание детей об окружающих их предметах и явлениях.

Эффективность дидактической игры проявляется лишь при систематической и целенаправленной работе.

Дидактические игры должны стать неотъемлемой частью повседневной жизни ребенка, стимулировать его двигательную и познавательную активность. Следовательно, необходим набор специальных дидактических игр, постоянное обновление игр находящихся в «обиходе», чтобы не падал, а наоборот все больше возрастал интерес ребенка к этим познавательным играм.

Считаем, что подобранная и разработанная серия дидактических игр эффективно помогли нам сформировать у детей с нарушениями интеллекта словообразовательные умения при образовании существительных и прилагательных. Проведенная нами работа помогла своевременно выявить и исправить грамматические ошибки, встречающиеся в речи детей с интеллектуальной недостаточностью.

Так как у детей с нарушениями интеллекта кратковременная память, следовательно, и впредь необходима систематическая и целенаправленная работа по формированию грамматического строя речи и словообразования в частности.

Список литературы

1. Арушанова А. Г. Формирование грамматического строя речи детей // Дошкольное воспитание. – 1995. - №7 – с. 62.

2. Арушанова А. Г. Развитие речи и игры // Дошкольное воспитание. – 1995. - №7 – с. 40.

3. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М.: «Академия», 2000. – 400с.

4. Арушанова А. Г. Развитие речи детей // дошкольное воспитание. – 1988. - №7 – с. 70.

5. Арушанова А. Г. Игра, ее значение в развитии речи //Дошкольное воспитание. – 1986. - №3 – с. 4.

6. Реформаторский А. А. Введение в языковедение. – М.: «Просвещение», 1967. – 200с.

7. Бондаренко А. Дидактические игры в детском саду. – М.: «Просвещение», 1991. – 160с.

8. Бочкарева Л. О проблемах дидактической игры // Дошкольное воспитание. – 1987. - №7 – с. 45.

9. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи – М.: «Просвещение», 1961. – 540с.

10. Михайленко Н. Я. К вопросу о строении игр с правилами // Дошкольное воспитание. – 1998. - №1 – с.26.

11. Николаева Л. Теория игр с правилами // Дошкольное воспитание. – 1996 – №9 – с. 40

12. Новоторцева Н. Развитие речи детей – Ярославль: «Академия», 1996. – 240с.

13. Сорокина А. Дидактические игры в детском саду – М.: «Просвещение», 1982. – 103с.

14. Тюрикова И. Роль дидактических игр и упражнений в формировании грамматического строя речи // Дошкольное воспитание. – 1988. – №2 – с. 20.

15. Тюрикова И. Дидактические игры и развитие речи // Дошкольное воспитание. – 1988 - №4 – с. 33.

16. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика – М.: «Академия», 1998 - 433с.

17. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников – М.: «Академия», 2001. – 240с.

18. Ушакова О. С. Придумай слова – М.: «Издательство Института Психотерапии», 2001 – 300с.

19. Арушанова А. Г. Формирование грамматического строя речи дошкольников: некоторые итоги исследования // Дошкольное воспитание, - 1997. – №2 – с. 32. 20. Арушанова А. Г. развитие речи и игра // Дошкольное воспитание, - 1994. - №1- с. 35

1700 руб.
Купить эту работу

Не подошла эта работа?

Закажите новую работу, выполненную по вашим требованиям с нужным уровнем оригинальности.

Не нашли нужную работу?

Разместите задание, а мы подберём эксперта

Заботимся о вас и вашем времени

У нас есть все, чтобы сделать вашу жизнь более приятной и беззаботной

Не бросаем после выполнения работы

Бесплатно выполним все доработки в рамках задания

Средний бал наших работ

  • 4.9

Узнай стоимость

Это быстро и бесплатно :)

Отзывы довольных студентов

Мы помогли более 10К+ студентам

Людмила
Тема работы: Экономика организации почтовой связи

Спасибо. Очень профессионально. То, что нужно!

Елена
Тема работы: Киберпреступность

Отличная работа, сделано в срок.

Алексей
Тема работы: Выводы по дипломной работе

Автор не доделал работу согласно заданию в срок, после корректировки работа была выполнена опять же не до конца, это очень огорчило меня, моно было отправить еще на корректировку, но времени ждать уже не было.

Роман
Тема работы: Методика расследования убийств

Работа была сделана быстро, прошла проверку с первого раза и обеспечила мне зачёт

Карина
Тема работы: Задание в приложении

Все было хорошо, но к сожалению все сделали не с первого раза (

римма чарова
Тема работы: Контрольная работа по История древней христианской Церкви

Работу оценили удовлетворительно