Курсовая работа

«Первичная профилактика аддиктивного поведения»

  • 66 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ФАКТОРЫ И СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

2. ПОЛОВОЗРАСТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ И ЕГО КОРРЕКЦИЯ В УСЛОВИЯХ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОХОДА 15

3. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ 20

4. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ «ЗДОРОВЬЕ» КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ 33

5. МОНИТОРИНГ УРОВНЯ СОСТОЯНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО, ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО, СОЦИАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ УЧАЩИХСЯ 44

6. ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ПЕДАГОГИЧЕСКИ ЗАПУЩЕННЫМИ ДЕТЬМИ 50

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61

ПРИЛОЖЕНИЕ 66

Введение

Известно, что управляющее воздействие непосредственно на личность не всегда оказывается продуктивным, а ответной реакцией воспитанника на довольно распространенные в педагогической деятельности директивные методы управления могут принести в результате как ожидаемое образцовое поведение, так и аддиктивное поведение детей и подростков. Обращение педагогов к организации в образовательном учреждении среды, и применение средо и личностно- ориентированного подходов в образовательном процессе которые будут способствовать формированию у детей и подростков способности к самоопределению, позволяющих им ориентироваться в изменяющихся условиях жизнедеятельности, представляется актуальной проблемой.

Стратегической целью выступает становление социально активной личности подростка через организацию социокультурной среды и личностно-ориентированного обучения и воспитания, которые учитывают индивидуальные, возрастные особенности в развитии ребенка.

Тактической целью – формирование у детей и подростков мировоззрения и субъективной активности как способности к самоопределению и саморазвитию, становлению гражданственности.

Решение обозначенной проблемы носит многоаспектный характер и требует междисциплинарного подхода. Проблема среды, средо-ориентированного и личностно-ориентированного подходов в образовании разрабатывается российскими исследователями: (А.Г. Асмолов, О.С. Газман, В.М. Дрофа, Н.Б.Крылов, В.И. Слободчиков, И.Д. Фрумин, В.А. Ясвин и другими) и зарубежом ( Р. Баркер, Виллемс, Дж. Гибсон и др.).

В учебно-воспитательном процессе средо- ориентированный, личностно-ориентированный подходы и создание социокультурной среды рассматривается как способ воспитания, при котором акценты в деятельности педагога смещаются с активного педагогического воздействия на личность подростка, в область формирования развивающей, обучающей среды как совокупности системных формирующих влияний социокультурного окружения.

Суть, рабочей гипотезы состоит в том, что при данной организации педагогического процесса включаются механизмы внутренней активности воспитанника в его взаимодействии со средой, в которой происходят саморазвитие и самовыражение личности подростка. На личностном уровне задача школы состоит в том, чтобы как можно больше воспитанников выбрали для себя занятия по интересам. На коллективном уровне – организация коллективных творческих дел: постановка спектакля, проведения культурно-спортивного мероприятия, организация старшими воспитанниками конкурсов, викторин для младших и т.п.

В методологическом плане организация социокультурной среды вокруг воспитанников и средо и личностно-ориентированного подхода в обучении основывается на: а) теории возможностей Дж. Гибсона, суть которой в определении внутренней и внешней активизации субъекта, осваивающего жизненную среду «экологический мир» по Гибсону; б) исследованиях Р.Баркера и Виллемса, описывающих поведение человека в зависимости от физического и социального окружения; в) теории и практике развивающего обучения Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Д.Б.Эльконина, Л.В. Занкова, соотносящих динамическое соотношение процессов обучения и развития.

Следуя логике, согласно которой поведение человека обусловлено: особенностями личности, спецификой ситуации и их взаимным влиянием друг на друга, а развитие личности зависит как от индивидуальных задатков, так и от воздействия среды. Л.С. Выготский подчеркивал, что, если учитель бессилен в непосредственном воздействии на ученика, то он всесилен при опосредованном влиянии на него через социальную среду.

Под системой условий социокультурной среды понимается ряд обстоятельств регламентирующих поведение подростка таким окружением как библиотека, игротека, компьютерный класс, спортзал и т.п., которые наряду с внутренними установками на адекватное поведение, этикой взаимоотношений в коллективе будут способствовать формированию потребностей воспитанников через « включение их в личностно значимую деятельность» (А.Г. Асмолов).

Библиотека, танцевальный зал, компьютерный класс, музыкальный салон, спортзал, видеозал, школьный театр и т.п. зоны социокультурной среды, имеются в каждом образовательном учреждении. Здесь происходит включение детей и подростков в различные виды деятельности и создаются условия для формирования и развития познавательных интересов. При этом право выбора зоны социокультурной среды остается за подростком.

Суть педагогического подхода в следующем: организовать вокруг подростков социокультурную среду которая опосредованно будет влиять на интересы подростка. Организованная социокультурная среда должна способствовать приобщению детей и подростков к чтению книг, творческой и интеллектуальной деятельности, физкультурно-спортивному стилю с учетом природных и социокультурных факторов.

Роль воспитателя и учителя заключается в выявлении и развитии способностей ребенка к той или иной деятельности

Вышеперечисленные направления рассматриваются нами как способ самовыражения личности средствами художественной литературы, кино, живописи, музыки, театра, танца, физической культуры и т.п. Организованная вокруг детей и подростков соцокультурная среда во взаимосвязи с психофизиологическими особенностями, мировоззрением и субъективной активностью логически требует адекватного подхода в образовании. Средо и личностно-ориентированный подходы направлены на развитие личностных качеств и организации культурного досуга детей и подростков с их круглосуточным пребыванием в школе-интернате.

Связующим звеном между личностью и социокультурной средой остается педагог, обеспечивающего формирование ценностно-мотивационного, деятельностного, коммуникативного и поведенческого компонентов. Следовательно, администрация школы утверждает на августовском педсовете гибкий график работы кружков и секций во внеурочное время. Дело в том, что, например, спортзал будет работать в понедельник, среду, пятницу, то в остальное время подросток, который выбрал вид спорта будет предоставлен самому себе. Поэтому в расписании необходимо предусмотреть ежедневную работу кружков и секций, работающих в оптимальном режиме для детей и подростков.

Организация социокультурной среды в условиях школы дает основания для утверждения:

•Средо-ориентированный и личностно-ориентированный подходы и создание социоокультурной среды создает базу для перехода в учебно-воспитательном процессе на личностно-ориентированное образование, поскольку подросток в значительной мере осуществил выбор того окружения, в которое он входит, и того поведения, которое он выстраивает, выбрал для себя ту или иную деятельность.

•Меняется критерий оценки воспитательной работы педагога, согласно которому он ценится не за владение информацией, а за то, что умеет организовать социокультурную среду, создающею условия для самовыражения и саморазвития воспитанников и умело направлять активность ребенка по выбранному пути.

•Прямое директивное педагогическое воздействие на подростка заменяется опосредованным влиянием через включение его в различные виды деятельности в организованной социокультурной среде.

•Организация социокультурной среды способствует раскрытию природных данных детей и подростков, влечет за собой развитие познавательных, эмоциональных, физических, умственных, духовных способностей и самовыражение личности.

В педагогической теории и практике понятие: технология отражает системно-структурные изменения в организации и планировании учебно-воспитательного процесса.

Под технологией занятий в организованной социокультурной среде нами понимается способ реализации определенного учебно-воспитательного процесса путем его разделения на систему последовательных взаимосвязанных методов и средств, имеющих направленность на достижение обучающимися планируемого педагогом результата в их комплексном развитии.

Педагогическое воздействие должно ориентировать учащихся на определение отношения к социальной активности, воздействие педагога и весь педагогический процесс должны производиться на уровне современной культуры и в соответствии с целью воспитания.

Критериями эффективности организации социокультурной среды и средо и личностно-ориентированного подходов в учебно-воспитательной работе школы являются:

а) уровень сформированности потребностей подростков к осознанному, значимому, действенному и ответственному отношению к своему поведению;

б) уровень социальной активности, которая может проявляться в мере участия в жизнедеятельности школы;

в) уровне внутренней комфортности, которая проявляется через благоприятное психофизическое состояние, коммуникабельность.

Структурная модель стиля поведения личности. Формирование ценностных отношений имеет смысл в том случае, если наметился процесс формирования индивидуальности и ее внутреннего мира, определены потребности, имеются адекватные представления о людях и самом себе, когда уровень субъективности отражает реальные возможности.

Структурно-содержательный Ценностно-

Смысловой Социально-

ролевой

Стиль общения; стиль поведения; стиль в учебной деятельности; типы активности Цель жизни; принципы жизни; жизненная позиция; отношения к окружающим; система потребностей Социальный статус; социальная роль; авторитет в группе; возрастно-ролевые ожидания.

Задачи:

1. Изучить социально-педагогические предпосылки, условия жизнедеятельности учащихся в школе, опыт воспитательно-оздоровительной работы в России и Удмуртской Республики.

2. Раскрыть педагогические условия, способствующие формированию мировоззрения и субъективной активности как способности к самоопределению и саморазвитию и становлению социально активной личности подростка через организацию социокультурной среды при учете индивидуальных и возрастных особенностей в развитии личности.

3. Обосновать концепцию педагогической технологии воспитательно-образовательной работы с учащимися в школе в условиях организованной социокультурной среды.

4. Разработать предложения по совершенствованию методов и средств педагогической направленности на становление социально активной личности.

Использованы следующие методы :

• изучение и анализ философско-социологической, педагогической литературы;

• анализ результатов научных исследований по проблемам среды, средо и личностно-ориентированного подходами;

• метод интервьюирования;

• педагогическое наблюдение;

• статистическая обработка данных, их анализ;

• анализ и обобщение опыта воспитательно-оздоровительной работы с учащимися в России и Удмуртии;

• беседы с ответственными за воспитательную работу в школах города и района;

База исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилась в 2005/2006 г.г. на базе школы-интерната №2 г. Глазова

Осуществлялся комплекс исследовательских процедур, предусмотренный программой педагогического эксперимента: по формированию мировоззрения и субъективной активности как способности к самоопределению и саморазвитию, становлению социально активной личности подростка через организацию социокультурной среды и учете его индивидуальных особенностей.

В работе можно выделить несколько этапов:

Первый этап был посвящен определению темы работы, изучению специальной литературы по физической культуре и спорту, психологии, педагогике, социологии. Этот анализ позволил сформулировать проблему исследования, выделить объект, предмет, определить задачи исследования. Основными методами исследования на данном этапе были: теоретический анализ литературы и практический опыт работы; беседы; наблюдение за проводимыми мероприятиями; тестирование социальной адаптации, метод сравнительного анализа, метод быстрой оценки результатов.

Второй этап был посвящён сравнительному анализу результатов участвующих в педагогическом эксперименте учащихся школы-интерната; системному анализу причин, порождающих инерцию педагогов в воспитательно-оздоровительной; анализу итогов учебного года. На этом этапе была сформулирована гипотеза исследования, которая проверялась на практике. В ходе опытно-экспериментальной работы обобщались результаты, проводимых мероприятий в школе-интернате. Опираясь на идеи К.К. Платонова о структуре личности; С.Е. Шишова, А.В. Хуторского о структуре компетенций; В.А. Ясвина о содержании образовательной среды; Г. Олпорта о стиле жизни и деятельности нами разрабатывались принципы, методы технологии воспитательной работы с учащимися и строилась модель учебно-воспитательного процесса в условиях социокультурной среды. Участие в научно-практических конференциях, семинарах позволили наметить перспективные направления в области исследования, поставить нерешённые задачи, определить научный и практический потенциал проводимого исследования.

Третий этап включал в себя обработку, обобщение и систематизацию результатов опытно-экспериментальной работы; апробацию и внедрение основных результатов исследования в практику. В школе-интернате были разработаны методические пособия по следующим разделам:

А) Управление школой. Методическое пособие для руководителей МОУ «Управление школой-интернатом как школой с круглосуточным пребыванием детей» Автор: Н.Н.Феофилактова, директор школы-интерната.

Б) Система воспитания. Методическое пособие для зам.директоров по ВР. «Система воспитательной работы в школе-интернате» Автор: Сунцова О.А.

В) Методики. Методические рекомендации для учителей: «Развиваем внимание, речь, мышление»; «Развиваем фантазию и воображение». Программы по дополнительному образованию 12 штук. Методики по написанию программ дополнительного образования, рецензирования программ доп. образования. Методика по проведению диагностики уровня обучения и воспитанности детей и подростков. Авторы: воспитатели и учителя школы-интерната.

Практическая значимость. Применяемые в процессе формирующего эксперимента средства и методы педагогических воздействий обеспечили практическую реализацию теоретической модели учебно-воспитательного процесса в условиях социокультурной среды, управления по формированию мировоззрения и субъективной активности как способности к самоопределению и саморазвитию и становлению социально активной личности подростка через организацию социокультурной среды и учете его индивидуальных особенностей.

Заключение

Выявленные в процессе воспитания проблемы по организации работы с педагогически запущенными детьми представляют лишь часть общих проблем. Вместе с тем, их постановка позволяет определиться в направлениях дальнейших исследованиях и разработках, привлечь студентов и педагогов к научно-исследовательской работе и, в конечном итоге, способствовать решению обозначенных проблем.

В школе –интернате в 2005/2006 учебном году действовали следующие секции: по волейболу, баскетболу, мини-футболу, лыжам, л/атлетике, н/теннису, карате, гиревому спорту, ОФП, туризму, лечебной гимнастике, аэробике. В данных секциях занимается 114 воспитанников школы-интерната, а также сотрудники. Руководят спортивными секциями и кружками квалифицированные педагоги из числа учителей школы-интерната и совместители из других ОУ города.

Кружки: макраме, кройки и шитья, декоративно-прикладному искусству, ИЗО, экибана, эстрадного танца и ритмики, школьный театр, фотостудии, столярная мастерская.

Работа спортивных секций и кружков находится под контролем администрации школы-интерната и ведется согласно утвержденному учебному плану и графику проведения занятий.

Наиболее способные воспитанники школы-интерната посещают спортивные секции и учреждения дополнительного образования города. Входят в состав городских команд и принимают участие в городских, республиканских и российских соревнованиях и конкурсах.

Участите коллектива школы-интерната в реализации городских, республиканских программ по физической культуре и спорту.

Воспитанники школы-интерната ежегодно принимают участие в спортивных соревнованиях и мероприятиях, проводимых среди общеобразовательных учебных заведений.

Мероприятие Уровень мероприятия Количество воспитанников школы-интерната, принявших участие Место

1. Л/атлетическая эстафета город 64 4

2. Снайпер (дев. / мал.) город 24 4

3. Баскетбол (дев. / мал.) город 16 3

4. Волейбол (дев. / мал.) город 14 3

5. Силовая гимнастика город 12 1

6. Турслет город 12 3

7. Лыжные гонки город 6 1

8. Осенний кросс город 88 5

9. Туристическая эстафета город 8 4

10. Мини-футбол город 6 5

11. Гиревой спорт город 7 2

12. Коньки город 4 6

13. Кожаный мяч город 14 4

14. Золотая шайба город 15 6

В спортивных секциях на базе школы-интерната занимается практически каждый воспитанник и каждый третий сотрудник. Возрастной состав от 7 до 60 лет (включая возраст сотрудников). Взаимодействие педагогов и воспитанников во время организованного досуга приводит к следующим результатам:

1. Одним из способов педагогического воздействия на юного спортсмена в условиях учебно-тренировочного процесса является проведение совместных занятий со спортсменами-ветеранами.

2. Совместные тренировочные занятия со спортсменами-ветеранами способствуют развитию индивидуального стиля поведения юного атлета в спорте и жизни.

3. Поучают развитие мотивы и потребности юного атлета к занятиям физической культурой и спортом на примере спортивно-тренировочной деятельности спортсмена – ветерана.

4. Совершенствуются техническая и физическая подготовка юного атлета под руководством спортсмена-ветерана.

5. Формируются личностные качества юного атлета.

Выводы: Совместные тренировки юных спортсменов и ветеранов духовно и нравственно обогащают подрастающее поколение, способствуют вовлечению детей в физкультурно-спортивную деятельность, являются уроком проявления целеустремленности и силы воли в достижении результата.

Спортсмены-ветераны помогают педагогу-тренеру прогнозировать успехи и неудачи юных атлетов в спорте, объективно оценить уровень технической и физической подготовки, разработать план учебно-тренировочных занятий с учетом индивидуальных возможностей юных спортсменов.

Для спортсмена-ветерана совместные тренировки с юными атлетами являются стимулом продления спортивного долголетия и возможностью передать свой опыт молодежи.

Новшеством является осуществление в школе-интернате в рамках программы по укреплению здоровья физкультурной формы – терренкур, т.е. оздоровление и сохранение здоровья дозированной ходьбой. Каждый класс во главе с воспитателями и классным руководителем участвует в данной программе следующим образом: ежедневно учащиеся и педагоги заносят сведения о километраже за день пройденный ими. В начале следующего месяца подводятся итоги, выявляется победитель. Данная форма работы экономична и доступна каждому ребенку и взрослому. У воспитанников развивается глазомер и чувство расстояния, проявляется соревновательный мотив.

Важнейшим условием превращения цели в мотив является переживание учащимся сильной положительной эмоции при достижении цели, т.е. создать яркие и интересные формы общественной жизни, вызывающие у воспитанника желание самому включиться в процесс. Для организации такого процесса нужен актив детей и подростков, обладающих творческими или исполнительскими способностями, в основе которых лежит устойчивый личный интерес и которые должны сыграть роль катализатора по привлечению и закреплению сверстников в секции. Следовательно, воспитательная работа в школе – интернате за прошедший период акцентировалась на развитии школьного самоуправления. В позиции принятия самостоятельных решений по организации досуга воспитанники выбирали формы проведения внеклассных занятий по физической культуре, опираясь на поддержку педагогов.

В школе-интернате силами учащихся созданы:

- школьная агитбригада по пропаганде ЗОЖ, которая провела 4 мероприятия (классные часы) со своими сверстниками. Участие в агитбригаде, развивающее личные творческие способности и формирующее чувство гордости за порученное дело и сопричастность созданию имиджа школе-интернату, стало престижным для учащихся.

- актив школьного самоуправления в сентябре 2005 г. провел школьную конференцию по основам ЗОЖ, на которой были обсуждены и приняты возможные направления в физкультурной работе в условиях школы- интерната; актив провел смотр-конкурс на лучшую зарядку среди учащихся; организацию и проведение силами детей шахматно-шашечного турнира; походы на гору Солдырь, в район Калевая, р.Пызеп и Сепыч, д. Трубашур.

- школьный пресс-центр, выпускающий листовки по ЗОЖ, оформляющий стенгазету по ЗОЖ, а также приступивший к созданию видеоматериалов из спортивной жизни учащихся. Это привлекает юные сердца возможностью не только увидеть свою фамилию в печати или посмотреть себя на мониторе, но и прививает гордость за свою работу, уважение к себе как личности.

- секции карате, туризма, биатлона, гиревого спорта, мини-футбола, баскетбола, волейбола, н/тенниса, коррекционной гимнастики, ритмики, ОФП, руководимые педагогами пользуются большой популярностью среди воспитанников.

Центральное место в учебно-воспитательном процессе должно занимать специфическое, формирующее и воспитывающее педагогическое общение педагога и воспитанника. Опираясь на этот принцип в школе-интернате организуется совместная физкультурная деятельность в следующих формах, где соревнуются воспитанники и сотрудники:

 веселые старты; спортивные игры по футболу, баскетболу, н/теннису и т.д.;

 организация совместных тренировок детей и взрослых;

 организация и проведение (судейство) спортивных мероприятий.

На базе школы-интерната в 2005-2006 учебном году проведены следующие физкультурно-спортивные мероприятия:

Мероприятия Классы, принявшие участие Календарные сроки

1. День здоровья 1-11 ежемесячно

2. Школа выживания 1-11 сентябрь

3. Пионербол 3-6 Декабрь

4. Золотая шайба 6-10 Январь

5. Веселые старты 1-6 Октябрь

6. Снайпер 3-8 Сентябрь

7. Л/атлетика 1-11 Октябрь

8. Гиревой спорт 6-11 Ноябрь

9. Жим штанги лежа 8-11 Декабрь

10. Силовая гимнастика 6-11 Январь

11. Баскетбол 6-11 Ноябрь

12. Н/теннис 1-11 Октябрь – Декабрь

13. Мини-футбол 3-11 Сентябрь- Ноябрь

14. Аэробика 6-10 Январь

15. Викторины о спорте 1-11 ежемесячно

16. А,ну-ка, парни 6-11 Декабрь

17. А,ну-ка, девушки 6-11 Январь

18. Зимняя спартакиада 1-11 Ноябрь-Февраль

Организация работы с подростками, состоящими на учете в инспекции по делам несовершеннолетних.

Организация работы с подростками, состоящими на учете в инспекции по делам несовершеннолетних осуществлялась следующим образом:

1. Организация и выполнение разовых поручений, значимых для коллектива.

2. Организация посильного труда для подростка (уборка помещения, уборка пришкольной территории).

3. Участие в коллективных творческих делах и выполнение личных поручений.

4. Наблюдение в качестве болельщика на спортивных мероприятиях.

5. Беседа психолога с подростками группы «риска».

6. Привлечение к заливке и расчистке хоккейной коробки.

7. Организация программы культурного досуга для подростка.

8. Использование средств ИЗО, музыки для развития творческих способностей ребенка.

9. Организация просмотра спортивных телевизионных матчей по спортивному каналу ТВ.

В дни осенних каникул на базе школы-интерната проводились:

Мероприятие Количество детей Классы

1. Веселые старты 24 1-4

2. Мини-футбол 36 6-11

3. Л/эстафеты 22 3-11

4. Гиревой спорт 26 6-11

5. Лапта 18 6-8

6. Захват знамени 28 8-11

7. Баскетбол 16 6-11

8. Н/теннис 12 2-10

В период зимних каникул с 26 по 12 января на базе школы-интерната проводились:

Мероприятие Количество детей Классы

1. Туристическая эстафета 28 6-11

2. Волейбол 12 6-11

3. Золотая шайба 28 3-11

4. Мини-футбол 18 6-11

5. Пионербол 20 6-8

6. Снайпер 20 8-11

7. Силовая гимнастика 12 6-11

8. Лыжные гонки 32 1-11

9. Зарничка 24 1-6

10. Веселые старты 16 1-4

11. Жонглирование гирей 8 8-10

Сотрудничество со средствами массовой информации, наличие собственных печатных изданий.

Пропаганда физической культуры и спорта в школе-интернате осуществляется следующим образом:

1. Посещение хоккейных и футбольных матчей воспитанниками с участием СК «Прогресс» в плане шефской работы СК «Прогресс» над школой-интернатом.

2. Встреча воспитанников с тренерами и игроками СК «Прогресс»

3. Беседа со спортсменами-ветеранами на классных часах.

4. Ведение фото и видеосъемок воспитанниками с внутришкольных и городских спортивных мероприятий.

5. Организация и показ видеоматериалов учащимся школы-интерната

6. Выпуск «молнии» в честь победы команды воспитанников школы-интерната на соревнованиях.

7. Приглашение корреспондентов городских газет и телевидения на внутришкольные соревнования.

8. Печатные репортажи и интервью педагогов школы-интерната в местных СМИ.

9. Выпуск методических рекомендаций по ведению ЗОЖ в школьную методическую копилку педагогами.

Совместное рассмотрение итогов проведения мероприятий, а также вопросов, возникающих в ходе их проведения.

Ежемесячно воспитатели школы-интерната подают отчет заместителю директора по воспитательной работе о проведенных мероприятиях.

Диспансеризация воспитанников проводится два раза в год (сентябрь и май) на базе школы-интерната и учащихся, посещающих секции на базе врачебно-физкультурного диспансера города. Профилактический осмотр воспитанники проходят ежегодно в медицинском кабинете школы-интерната. Допуск на посещение секций учащимися выдает врач на основании медицинского освидетельствования.

Таким образом, для профилактики аддиктивного поведения детей и подростков в школе-интернате созданы педагогические условия:

•создание условий для благоприятного микроклимата воспитанников;

•уважение к личности ребенка и подростка;

•организация социокультурной среды в школе-интернате;

•развитие социальной активности посредством включения детей в различные виды деятельности;

•обеспечение равных прав и возможностей для воспитанников в процессе обучения и воспитания;

•стремление педагогов к развитию способностей детей с учетом их индивидуальности;

•использование здоровьесберегающих технологий в учебно- воспитательном процессе;

•соблюдение принципов: преемственности между ступенями обучения и воспитания, постепенности и последовательности в воздействиях на воспитанника, принципиальности и ответственности в принятии решений;

•воспитание патриотизма и гражданственности в урочное и внеурочное время.

Список литературы

1. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. М.: Просвещение,1985;

2. Болдырев Н.И. Классный руководитель .М.: Просвещение, 1971;

3. Богданова О.С. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. М.: Просвещение, 1985;

4. Белкин А.С. Ситуация успех, как её создать. М.: Просвещение, 1991;

5. Воскобойникова В.М. Нет чужих детей. М.: Просвещение,1989;

6. Воспитательный процесс: изучение эффективности. М .: Сфера;

7. Грехнев В.С. Культура педагогического общения. М.: Просвещение,1990;

8. Гончарова Т.И. Когда учитель властитель дум. М.: Просвещение, 1981;

9. Границкая А.С. Научить и думать действовать. М.: Просвещение, 1991;

10. Демакова И.Д. С верой в ученика. М.: Просвещение, 1989;

11. Ерёмин В.А. Улица-подросток-воспитатель. М.: Просвещение, 1991;

12. Изучение личности школьника учителем. М.: Педагогика,1991;

13. Коротов В.М. Воспитывающее обучение. М.: Просвещение, 1980;

14. Кикнадзе А.В. Искусство быть человеком. М.: Педагогика, 1987;

15. Лиханов А. Недетские заботы детского фонда. М.: Дом, 1990;

16. Натанзон Э.Ш. Трудный школьник и педагогический коллектив. М.: Просвещение,1984;

17. Невский Н.А.Т рудный успех. М.: Просвещение, 1981;

18. Плоткин М.М. Содержание и организация воспитательной работы в школе интернате. М.: Просвещение, 1982;

19. Планирование воспитательной работы в классе. М.: Сфера, 2001;

20. Примерное положение воспитания школьников. М.: Просвещение, 1980;

21. Н.П Суслова. Как требует жизнь. М.: Педагогика, 1988;

22. Справочник классного руководителя. М.: Просвещение,1979;

23. Селиванова Н.Л. Школьный класс. М.: Знание, 1989;

24. Сухомлинский В.А. О воспитании. М.: Полит. литература, 1988;

25. Тема для классного часа. М.: Просвещение, 1990;

26. Таран А.Е. Педагогическая профилактика правонарушений несовершеннолетних. Минск: 1982;

27. Тимощенко Л.Н. Воспитание старшеклассниц. М.: Просвещение, 1983;

28. Тайчинов М.Г. Воспитание и самовоспитание школьников.

М.: Просвещение, 1982;

29. Хенус З. Понимаете ли вы ученика. М.: Просвещение, 1987;

30. Честных Ю.Н. Открыть человека. М.: Просвещение, 1991;

31. Чередниченко В.И. Трудные дети и трудные взрослые. М.: Просвещение, 1991;

32. Шубинский В.С. Педагогика творчества учащихся. М.: Знание, 1988;

33. Щуркова Н.Е. Когда урок воспитывает. М.: Педагогика, 1981;

34. Соломсторжевская Т. За что я люблю двоечников. Народное образов. 2005 №5 стр.143-149.

35. Гликман И. Как работать с трудными школьниками. Народное образов. 2005№5 стр.150-156.

36. Демич И. Поверить в свои возможности помог тренинг. Народное образов. 2005 №5 стр. 157-158.

37. Виноградова Л. Сохранить воспитание. Народное образов. 2005 №5 стр.179-184.

38. Вершинин В. Реабилитация личности средства образования. Народное образ.2005 №5 стр.187-191.

39. Комаров В. Трудная дорога к детскому дому. Народное образов. 2005 №5стр.192-199.

40. Лебедев В. Разновозрастный детский коллектив в медико-педагогическом коллективе. Народное образ. 2005 № 5 стр. 200-208.

41. Бурлаков Е. Жизнь после выпуска. Народное образ. 2005 №5 стр.232-233.

42. Целицева Н. Воля труд человека дивные дива творят. Народное образ.2005 №4 стр. 99-109.

43. Николаева О. Самодостаточность детском доме. Народное образов. 2005 №4 стр.120-121.

44. Фролов А. «Параллельность» воспитания, обучения и производственного труда в наследии А.С. Макаренко. Народное образов. 2005 № 4 стр.134-137.

45. Морозов В. Предупреждение экстремизма в подростковой среде. Народное образов. 2005 №4 стр138-146.

46. Калабин А. Антон Семенович был непредсказуем, и это вызывало жадное любопытство детей. Народное образ. 2005 №4 стр.147-150.

47. Бейлисон В. Социальная педагогика А.С. Макаренко. Народное образов. 2005 №4 стр.151-154.

48. Голованова Н. Социализация воспитание по А.С. Макаренко. Народное образ.2005 №4 стр.155-158.

49. Артамонова Е. Новый век Макароведения. Народное образов. 2005 №4 стр. 159-164.

50. Пополипова О. Мы растим крестьян XXI века. Народное образов. 2005 №4 стр.228-234.

51. Селевко Г. От учения к труду. Народное образов. 2005 №4 стр. 235-242.

52. Гликман И. Основные подходы к образованию: не отвергать, а делать рациональный выбор. Народное образов. 2005 №1 стр.124-132.

53. Селевко Г. Освоение технологии саморазвития личности школьников. Народное образов. 2005 № 1 стр.181-185.

54. Селиванова Н. Коллектив в современной школе: нужен ли он? Народное образов.2004 № 2 стр.157-161.

55. Карем Р. Кто сеет хлеб, тот сеет правду. Народное образов. 2004 №10стр. 221-231.

56. Селевко Г. Воспитательная система саморазвития школьника завоёвывает признание практика. Народное образов. 2004 №8 стр.155-164.

57. Медведцева И., Шишова Т. Духовный детдом. Народное образов. 2004 № 8 стр. 176-187.

58. Кузнецова Ю. Подростковые периодические издания: на зеркало нечего пенять.Народное образов. 2004№8 стр. 233-241.

59. Гликман И. Воспитание в законе и воспитание… в загоне. Народное образов.2004 № 6 стр.40-44.

60. Беляев А. Наследие А.С. Макаренко: вначале было дело… Народное образов. 2004 № 6 стр.133-138.

61. Морозов В. Сочетание совместного и индивидуального в педагогике А.С. Макаренко. Народное образов. 2004 № 6 стр.139-147

62. Соколов Р. Как воспитать человека, чтобы он был счастливым.

Народное образов. 2004 №6 стр.148-152.

63. Последователи педагогики А.С. Макаренко . Народное образов. 2004 №6 стр. 153-168.

64. Белова С., Винокурова С. Создание здоровой школы- утопия или реальность? Народное образов. 2004 № 6 стр.229- 239.

65. Соловцова Е. Уйдем от стресса. Народное образов. 2004 №6 стр.240-247.

66. Либов Л. Учить не для школы, а для жизни. Народное образов. 2004 №1стр.176-180.

67. Медведева И., Шишова Т. Песочница для взрослых. Народное образов. 2004№1 стр.188-193.

68. Слуцкий В. Дорогие мои ученики. Народное образов. 2004№4 стр.207-212.

69. Морозов С.Путёвка в жизнь. Народное образов. 2004 №7 стр.191-2000

70. Шорина С.Играя успех, быть готовым к успеху. Народное образов. 2003 № 3 стр.98-104.

71. Хуторской А.Деятельность как содержание образования. Народное образов.2003 №8 стр.107-114.

72. Крылова Н. Что такое « личностное знание» ? Народное образов. 2003 №9 стр.25-35

73. Кораблёва Т. «Ценю, очень верю, сомневаюсь, убеждён…»

Народное образов.2003№ 9 стр.150-159.

74. Валеева Р. Педагогическое кредо Януша Корчака. Народное образов. 2003 №9 стр.184-197., №10 стр.205-213.

75. Морозов Д.Мир, который называется Китеж. Народное образов. 2003 № 7 стр.169-179.

76. Слуцкий В.«Наша маленькая община…» Народное образов. 2003 №7 стр.179-184.

77. Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования. Народное образов.2003 №2 стр.58-64.

78. Морозов В. Преемственность как условие развития реабилитационной педагогики. Народное образов. 2003 № 2 стр.208-216.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Байярд Р.Т., Байярд Д. – Ваш беспокойный подросток. - М.: Семья и школа, 1995.

2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – СПб.: Специальная литература, 1995.

3. Бодалёв А.А. Личность и общение. – М., 1995.

4. Горьковая И.А. Нарушения поведения у детей из семей алкоголиков. – Обозр. психиат. и мед. психол., 1994/3, с.47-54.

5. Ершова Т.И., Микиртумов Б.Е. – Обозр. психиат. и мед. психол., 1995/1, с.55-63.

6. Кан-Калик В.А. Грамматика общения. – М., 1995.

7. Кон И.С. Введение в сексологию. – М.: Медицина, 1989.

8. Кон И.С. Психология ранней юности. – М.: Просвещение, 1989.

9. Короленко Ц.П. Работоголизм – респектабельная форма аддиктивного поведения. – Обозр. психиат. и мед. психол., 1993/4, с.17-29.

10. Короленко Ц.П., Донских Т.А. Семь путей к катастрофе. – Новосибирск, 1990.

11. Короленко Ц.П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития. – Обозр. психиат. и мед. психол., 1991/1, с.8-15.

12. Личко А.Е. Подростковая психиатрия. – М., 1979.

13. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. – М.: Российское педагогическое агентство, 1996.

14. Полищук Ю.И. Психические расстройства, возникающие у людей, вовлечённых в деструктивные религиозные секты. – Обозр. психиат. и мед. психол., 1995/1.

15. Положий Б.С. Психологическое здоровье как отражение социального состояния общества. – Обозр. психиат. и мед. психол., 1994/4.

16. Рахматшаева В. Грамматика общения. – М.: Семья и школа, 1995.

17. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. – М.: Мир, 1994.

18. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Копинг-поведение и психопрофилактика психосоциальных расстройств у подростков. – Обозр. психиат. и мед. психол., 1994/1, с.63-74.

19. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Преодоление эмоционального стресса подростками. Модель исследования. – Обозр. психиат. и мед. психол., 1993/1, с.53-59.

20. Словарь практического психолога. – Минск: “Харвест”, 1997.

21. Стресс жизни: Сборник. – СПб.: ТОО “Лейла”, 1994.

22. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. – М. 1995.

23. Фрейд З. Психоаналитические этюды. / Составление Донского Д.И., Круглянского В.Ф. – Мн.: ООО “Попури”, 1996.

24. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. – М.: Владос, 1995.

Покупка готовой работы
Тема: «Первичная профилактика аддиктивного поведения»
Раздел: Педагогика
Тип: Курсовая работа
Страниц: 66
Цена: 450 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика