Контрольная работа

«Марксизм и либерализм о праве и государстве»

  • 21 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ….….…3

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ МАРКСИСТСКОГО УЧЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕ И ПРАВЕ….5

ФУНДУМЕНТАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЛИБЕРАЛИЗМА….9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ….18

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК….21

Введение

Согласно марксизму-ленинизму, государство существовало в обществе не всегда. Первобытнообщинный строй (исходная форма устройства человеческого рода) государства не знал, ибо в нем тогда никто не нуждался. Общество в социальном отношении было однородным, базировалось на коллективной собственности на средства производства. Каждый род трудился сообща, и все вопросы своей жизни тоже решал сообща. Какой-то особой силы, стоящей над обществом и управляющей им, в тот период не было.

Однако, развиваясь, человеческая жизнь неуклонно усложнялась. В ней возникли общие, касающиеся всех функции, для выполнения которых потребовались специально предназначенные люди. К таким функциям в первую очередь относятся: обеспечение целостности данного сообщества, соблюдение внутреннего порядка, руководство совместными работами, защита от внешнего нападения. В результате произошло общественное разделение труда. Специально предназначенные для указанных функций люди выделились из общей массы и образовали новый, ранее отсутствовавший вид деятельности, создали новые, ранее отсутствовавшие органы. Задачей их стало профессиональное выполнение общих дел. Совокупность данных органов и составило государство, что означало - общественные дела.

На сегодняшний день либерализм является одной из ведущих идеологий в мире. Концепции личной свободы и чувства собственного достоинства, свободы слова, всеобщих прав человека, религиозной терпимости и неприкосновенности личной жизни, частной собственности, свободного рынка, равенства и правового государства, прозрачности правительства, ограничений на государственную власть, верховной власти народа, самоопределения нации, просвещённой и разумной государственной политики — получили самое широкое распространение.

Фундаментальные принципы либерализма включают индивидуальные права (на жизнь, личную свободу и собственность); равные права и всеобщее равенство перед законом; свободную рыночную экономику; правительство, избираемое на честных выборах; прозрачность государственной власти. Функция государственной власти при этом сводится к минимуму, необходимому для обеспечения этих принципов. Главными проблемами либеральной идеологии всегда были определение допустимой степени и характера государственного вмешательства в частную жизнь индивида, совмещение демократии и свободы, верности Отечеству и универсальных прав человека. Попытки решения этих вопросов привели к возникновению в либерализме многочисленных внутренних течений.

Таким образом, целью данной работы является анализ учений марксизма и либерализма о праве и государстве.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1) изучить основные положения марксистского учения о государстве и праве;

2) проанализировать фундаментальные принципы либерализма;

3) сделать выводы по данной теме.

Заключение

Марксистская философия права наряду с кантианской и гегельянской относится к классической философии права, все направления которой едины в том, что в отличие от юридического позитивизма они констатируют существование помимо позитивного права некоего метаправа, т. е. определенной совокупности изначальных принципов отбора правовых норм.

Так, если право рассматривается как объективация воли, то воля понимается не как абсолютный произвол, характеризующийся вечной изменчивостью и непредсказуемостью, а как своеобразная естественная детерминация, действующая посредством объективных интересов. Марксистская философия права — это чрезвычайно широкое направление философско-правовой мысли, которое включает в себя множество внутренних школ. Право настолько уникальный, сложный и общественно необходимый феномен, что на протяжении всего его существования научный интерес к нему только возрастает. Вопросы правопонимания принадлежат к “вечным” уже потому, что человек на каждом из витков своего индивидуального и общественного развития открывает в праве новые качества, новые аспекты в понимании других явлений и сфер жизнедеятельности социума. В концепции К. Маркса и Ф. Энгельса в теоретической, в том числе философской, трактовке права не отрицается его связь с социальными идеалами, нравственными нормами, культурой, равно как и необходимость ценностного подхода к праву, оно не считается лишь функцией экономического процесса. Вместе с тем в марксистской теории утверждается, что право — явление, производное от государства, в полной мере определяемое его волей. Провозглашая примат государства над правом, марксизм вступает в противоречие с теорией правового государства, в которой не отрицается ведущая роль в правотворчестве государства, однако считается, что само оно должно подчиняться законам, а не стоять над ними. Несомненной заслугой марксистской теории является вывод о том, что право не может быть выше, чем экономический и культурный строй общества.

Тем не менее, понимание права здесь ограничено лишь классовым обществом, где государство является единственным творцом права, отвергающим естественные права человека и его активное участие в формировании правовой жизни общества. Современная наука и практика общественного развития подтверждают, что в цивилизованном обществе право господствует над государством, определяет его структуру и формы деятельности, выступает постоянным объективным средством консолидации общества. Вне правового регулирования общество существовать не может.

История беспристрастно проэкзаменовала марксистское учение о государстве и праве на соответствие реальностям эпохи. По итогам этого экзамена сегодня существенно переоцениваются значимость и актуальность этого учения. Но как бы ни видоизменялись подходы к тем или иным взглядам К. Маркса и Ф. Энгельса на политику, государство, право, закон, как бы ни варьировались их оценки, несомненно одно: эти взгляды навсегда вошли в историю всемирной политико-юридической мысли, составляют ее большой пласт и продолжают играть значительную социальную роль. Без всестороннего постижения марксизма невозможно представить себе истинную картину политической и духовной жизни мира в XIX и XX вв.

В либерализме русская идея в виде господствующей идеологии государственной власти в России превратит ее, таким образом, в русскую национальную власть, в руководящий орган, последовательно и планомерно реализующий волю русской нации. Современному русскому сознанию, которое постоянно обращается к истории, чтобы обеспечить точность и доказательственность своего стратегического выбора, должна быть чужда философия мирного существования во что бы то ни стало.

Обращаясь к опыту Российской империи, следует видеть, что государственный смысл ей давала именно русская культура, русская государственная традиция, в целом – политическая мифология Русской Правды, принимаемая как должное в многонародном государстве. Разложение русского национального мифа привело к распаду тех смыслов служения единому государству, которые в опыте поколений передавались как представителям властных слоев различной национальной принадлежности, так и всем народам, населяющим Россию. Задача русской национально-государственной идеологии – сформировать программу перехода от нынешнего мракобесного состояния страны к новой Империи, не тождественной исторической Российской империи, но перенимающей у нее смысловой строй, закрепленный в русской философии и литературе, русском мифе, русской духовно-нравственной традиции.

Построение правового государства в России требует опоры на весь исторический опыт страны, вне зависимости от того, возможна или нет прямая рецепция этого опыта в современных условиях. Институт монархии оформлял тот тип общественного согласия, в котором ведущую роль играли не прагматические цели, а нравственные ценности в широком смысле этого слова. Для национального правосознания была важна именно нравственная составляющая государственной идеи, зримым воплощением которой должен был стать монарх. На этом основывалась специфическая харизма института монархической связи и самого титула монарха, которая могла и не ассоциироваться с личными качествами того или иного правителя. Во многом именно благодаря этой харизме абсолютная монархия в России продолжает существовать вплоть до ХХ столетия, несмотря на архаизм форм ее организационной и правовой институционализации, а также на отсутствие качеств харизматического лидера у последних русских императоров.

Список литературы

1. Астанова, Е.В. Политико-правовая идентичность России в контексте тенденций глобализации: дис. канд. юрид. наук / Е.В. Астанова. – Ростов-на-Д., 2002. – С. 4.

2. Березин, А.И. Институты публичной власти в национальной государственно-правовой традиции: дис. канд. юрид. наук / А.И. Березин. – Ростов-на-Д., 2006. – С. 105.

3. Величко А.М. Государственно-правовые идеалы России и Запада: соотношение правовых культур. Дисс. докт.юрид.наук. СПб. 2000. С.215.

4. Волков, Ю.Г. Идеология для России (основные идеи гуманистической идеологии России) / Ю.Г. Волков. – М., 2004. – С. 19.

5. Грей, Дж. Поминки по Просвещению: Политика и культура на закате современности / Дж. Грей. – М., 2003. – С. 319.

6. Громыко, В.А. Социокультурный феномен правового нигилизма в России: дис. . канд. филос. наук / В.А. Громыко. – М., 2005. – С. 77.

7. Дементьев, С.И. Геноцид (политико-правовой анализ) / С.И. Дементьев. – Краснодар, 2005.

8. Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2005 год // Российская газета. – 2006. – 29 июня.

9. Золотницкий, Е.П. Политический либерализм (историко- и теоретико-правовые аспекты): дис. канд. юрид. наук / Е.П. Золотницкий. – СПб., 2000. – С. 8.

10. Кольев, А.Н. Политическая мифология: реализация социального опыта / А.Н. Кольев. – М., 2003. – С. 330.

11. Кротков, В.О. Генезис и особенности либеральной идеологии в постсоветской России: дис. канд. полит. наук / В.О. Кротков. – М., 2005.

12. Князев, И.О. Особенности становления и развития либерализма в Сибири в период с XIX до начала XXI вв.: дис. канд. полит. наук / И.О. Князев. – М., 2005. – С. 27-28.

13. Кумыкова Л.Г. Правовой нигилизм в сфере прав человека как форма деформации правового сознания: дис. канд. юрид. наук / Л.Г. Кумыкова. – Нальчик, 2006. – С. 3.

14. Обрежа, В.В. Применение Западом новейшего оружия массового уничтожения – причина гибели СССР и разрушения России / В.В. Обрежа. – М., 2006. – С. 115.

15. Соколов, В.А. Политическое измерение русского вопроса в современной России: дис. канд. полит. наук / В.А. Соколов. – Ростов-на-Д., 2005. – С. 9.

16. Степанов, А.С. Либеральные реформы в Российской Федерации начала 1990-х гг.: дис. канд. полит. наук / А.С. Степанов. – М., 2003. – С. 48.

17. Ткаченко С.В. Правовые реформы в России: проблемы рецепции Западного права (монография) // Успехи современного естествознания. – 2010. – № 2 – С. 162-163

18. Феоктистова, И.Р. Проблема имиджа постсоветской России: историко-политические подходы: дис. канд. истор. наук / И.Р. Феоктистова. – Казань, 2005. – С. 78.

19. Шаталин, Е.А. Либерализм: ценностные основания и идеология: дис. канд. полит. наук / Е.А. Шаталин. – Екатеринбург, 1997. – С. 14.

20. Шестаков, С.А. Консервативная политическая идеология в постсоветской России: дис. д-ра полит. наук / С.А. Шестаков. – М., 2003. – С. 3.

Покупка готовой работы
Тема: «Марксизм и либерализм о праве и государстве»
Раздел: История политических и правовых учений
Тип: Контрольная работа
Страниц: 21
Цена: 350 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика