Курсовая работа

«мораль право закон»

  • 34 страниц
Содержание

Введение…3-4

Глава 1. Генезис, понятия, сущность морали, права и закона….5-10

Глава 2 Анализ, соотношение морали, права и закона. Влияние морали на закон

2.1. Закон и право. Право и обязанность как деяние….11-13

2.2. Влияние морали на закон. Сосуществование категорий морали и закона ….13-15

2.3. Отражение норм морали и нравственности через правовые нормы на примере Российского законодательства… 15-24

3. Ответственность и санкция. Столкновение моральных и правовых аспектов в законодательстве и проблемы связанные с их взаимодействием.25-30

Заключение…. 31-33

Список используемых источников и литературы…. 34-35

Введение

Взаимосвязь морали, права и закона являются одними из тех ключевых вопросов, которые продолжают оставаться актуальными, интересными и важными уже на протяжении многих веков. С одной стороны, это связано с тем огромным значением, которое сыграли все эти понятия в жизни общества, в истории, поскольку, с определенной точки зрения, именно механизмы права и созданных на основе права законов управляли жизнью, деятельностью человека в течение большей части его истории, тогда как моральные нормы, в свою очередь, обеспечивали мотивацию действий как индивидуумов, так и общества, формировали отношение к правовым нормам и государственным системам, определяли желательность или нежелательность какого-либо общественного устройства. С другой стороны, элементы понятий «право», «мораль», «закон» присутствуют в жизни общества в течение практически всего периода его существования, во многом обеспечивая саму его структуру.

Первооснова права – мораль, включающая в себя и обычаи, и традиции, и религиозные ритуалы, и заповеди, и предписания, играют важнейшую роль в регулировании общественных отношений. На её основе возникают моральные, традиционные, корпоративные, религиозные права и обязанности людей. Однако право, выступая общеобязательным государственным регулятором общественных отношений, существенно отличается от морали .

Право, представляет собой единственную систему норм, обязательных для всех членов общества. Нормы морали, официально не обязательны для исполнения, и могут распространяться на отдельные социальные группы.

Посредством законов право обеспечивается и защищается государством, а моральные нормы могут лишь поддерживаться государством. Их соблюдение не обеспечено государственным принуждением. Право устанавливается или санкционируется государством, нормы морали возникают и существуют в виде стабильных убеждений людей, общественного мнения.

Официальной формой норм права, где они находят свое выражение, является закон. Он обладает наибольшей формальной определенностью, четкостью закрепления прав и обязанностей. Право образует разветвленную и детализированную систему, отличающуюся внутренним единством, логической взаимосвязью между отдельными нормами. Мораль закрепляет, главным образом, общие принципы или эталоны поведения.

Государство устанавливает в обществе единый порядок путем издания законов либо санкционирования устоявшихся обычаев, создания судебных прецедентов. Через свои органы оно обеспечивает исполнение норм права и их охрану от нарушений. Правовые нормы не могут возникнуть и приобрести общеобязательное значение без официального решения государства. Государство облекает право в определенную форму, которой и является закон и применяет меры для обеспечения исполнения норм, закрепленных законом. Для этого существует специальный аппарат надзора и контроля, пресечения нарушений, судебного рассмотрения споров, наказания виновных и т.п.

Излагая вышеуказанные основные тезисы проблемы, нельзя не заметить, что взаимосвязь права, морали и закона является одним из тех вопросов, на которые абсолютно невозможно дать единый ответ, как потому, что различные аспекты этой проблемы уходят корнями в глубокую древность, так и потому, что данная взаимосвязь может быть совершенно по разному выражена не только в различных частях человеческого общества, разделенных как географически, так и в историческом и социокультурном плане, но и в рамках одного общества, в представлении отдельных его индивидуумов. Следствием этого является ситуация, когда, несмотря на то, что вопросы взаимосвязи морали, права и закона освещаются в трудах многих крупнейших историков, философов и юристов, каждая из предложенных теорий страдает как выраженным субъективизмом, так и (до известной степени) недоказуемостью.

Таким образом, данная работа, не претендуя на рассмотрение всех точек зрения на взаимосвязь права, морали и закона, является лишь попыткой посредством сопоставления и анализа указанных понятий представить общую картину, охватывающую некоторые, как представляется, наиболее значимые аспекты. В работе затронуты вопросы взаимоотношений и взаимодействия данных категорий, проблемы, возникающие в процессе сосуществования морали, права и закона в человеческом обществе и возможные пути их решения.

Заключение

Понятия мораль, право, закон являются трудно определимыми и, в значительной мере, субъективными, поскольку как их содержание, так и само понимание в огромной степени зависят от историко-культурных факторов, традиций, а также от идентификации источников. Тем не менее, большинство правовых норм представляют собой, в конечном итоге, законодательное закрепление позитивных и негативных норм поведения, имеющих выраженную морально-нравственную сценку со стороны общества, то есть, правовые нормы можно рассматривать, как социальные и морально-нравственные нормы, с нарушением которых общество не готово мириться, тогда как нарушение морально-нравственных норм, хотя и может вызывать определенное негативное отношение общества, в целом не вызывает однозначно запретительных реакций. В то же время, не менее важным является аспект, касающийся права, как возможности однозначного закрепления позитивного, с морально-нравственной точки зрения, поведения индивидуума в ситуациях, когда вычленение такого поведения на основе общих морально-нравственных установок становится сложным.

В российском законодательстве, моральные и нравственные нормы, помимо непосредственного отражения их в специальных правовых актах, отражены уже в самом общем содержании правовых норм российского законодательства, которое может восприниматься, как преломление моральных и нравственных воззрений законодателей (которые, в свою очередь, должны выполнять волю избирателей, отражая их морально-нравственные нормы).

С другой стороны, многие общие принципы, лежащие в основе законодательства Российской Федерации также являются отражением явлений морального плана.

Мораль регулирует поведение и сознание человека во всех сферах общественной жизни - в труде, в быту, в политике, в науке, в семейных, личных, внутригрупповых отношениях. Моральные нормы воспроизводятся повседневно силой массовых привычек, оценок общественного мнения. Выполнение требований морали может контролироваться всеми людьми без исключения и каждым в отдельности. Вот почему так важно соблюдение правил этического поведения лицами, наделенными властью, особенно, судебной, поскольку именно судья выступает от лица государства арбитром законности, тем самым способствуя утверждению в обществе уверенности в справедливости, беспристрастности и независимости суда; следовательно, должен быть и образцом в личном поведении в своей профессиональной деятельности и вне службы.

Справочно: Словарь Ожегова: "Беспристрастный - не имеющий пристрастия, справедливый. Пристрастие - несправедливое, предвзятое отношение, необъективное предпочтение кого-нибудь. Справедливый - действующий беспристрастно, в соответствии с истиной".

Таким образом, органическая связь понятий "беспристрастный" и "справедливый" очевидна. Много веков назад Библия предписывала: ".усмотри из всего народа людей способных, боящихся Бога, людей правдивых, ненавидящих корысть. Пусть они судят народ во всякое время. И дал я повеление судьям вашим: ".судите справедливо,. не различайте лиц на суде, как малого, так и великого выслушайте." [ 10 - Книга Судей]. В реалиях нашей сложной зачастую циничной жизни право легко покатилось по пути все большей и большей прагматизации. Закон как инструмент права, средство достижения согласия между интересами различных социальных групп, зачастую приобретает иные черты – черты самоцели. Многие часто возводят силу в законе в абсолют, а сила всегда на стороне тех, кто имеет власть и богатство. И все же люди стремятся не просто к праву, но справедливому праву с нравственным потенциалом. Ничего необходимого для поиска такого права юридический позитивизм предложить не может.

Сегодня человечество поставлено перед необходимостью сделать глобальный поворот в своем развитии: оно должно приучить себя к жизни в условиях мира, сотрудничества, справедливости, доброжелательности, свободы. В контексте обновления человеческой цивилизации право основанное на высоких моральных идеях, должно принять облик, полностью совместимый со свободным социальным творчеством людей. В правовом развитии акцент стоит на свободе, а это требует его ориентации на ценности самоопределения, саморазвития, саморегулирования, самоуправления во всех сферах человеческой жизни.

Закон должен обеспечить справедливое, неукоснительное, эффективное существование такого права в человеческом обществе.

Для этого необходимо совершенствовать действующее законодательство, привлекать общественность к законопроектной деятельности. Полезным опытом, думается, является создание в нашей стране Общественной палаты, куда вошли представители самых разных слоев населения. Полагаю , государство и дальше должно самым тесным образом сотрудничать в процессе законотворчества и правоприменения с обществом и не только через официальные законодательные органы, но и через различные общественные объединения, которым была бы предоставлена возможность и через законопроектную деятельность и посредством формирования мнения, обязательного для рассмотрения в законодательных органах.

Важнейшую роль может сыграть и правовое просвещение общества. Его необходимо основывать на духовном опыте человечества и попытаться найти синтез позитивных и непозитивных правовых знаний. Плоское, одномерное, упрощенное “техническое” право, пригодное для решения узкопрагматических задач, должно уступить место живому человеческому праву для свободного и справедливого общения людей.

Сейчас трудно предсказать детально, каким станет право в XXI в., но ясно, что понимание права будет совершенно иным по сравнению с тем, которое сегодня владеет нашими умами. Оно будет основано на интеграции общественного и естественнонаучного знания, на существенном переосмыслении привычных для нас представлений о связях общества, природы, космоса, биологического и социального, материального и духовного, рационального и иррационального.

Спасти современное право от аморальности, от пустоты и бездушия могут философия, этика, религиозные верования людей, глубокое осмысление положения человека в мире, космосе.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 21 октября 1994 г. // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 22 декабря 1995 г.

4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 24 мая 1996 г. // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.

5. Семейный кодекс Российской Федерации от 8 декабря 1995 г.

6. Закон РФ “О статусе судей в Российской Федерации” от 26 июня 1992 г.

Литература

7. Алексеев С.С. Общая теория права. М.,1981. Т. 1.

8. Барак А. Судейское усмотрение. М., 1999)

9. Библейская энциклопедия. М., 1993.

10. Библия

11. Букреев В.И., Римская И.Н. Этика права. М., 1998.

12. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. Ю.В. Кудрявцева. М., 1996.

13. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. Ю.И. Скуратова, В.М. Лебедева. М., 1996.

14. Кудряшин Г. Л. Соловьев А. И. Государственное управление пособие для студентов Вузов. М.Университет Гуманитарный лицей, 2003 г.

15. Нерсесянц В.С. Философия права. М., 1997.

16. Нехаев В.В., Нехаева Т.Г. Комментарий к Кодексу судейской этики постатейный Подготовлен для Системы Консультант Плюс, 2005 г.

17. Общая теория права: Учеб. пособие для юр. вузов. М., 2004г.

18. Общая теория государства и права. Академический курс / Под ред. М.Н. Марченко. М., 1998. Т. 2.

19. Общая теория права / Под ред. А.С. Пиголкина. М.,1996.

20. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1987.

21. Основные задачи советского социалистического права. Материалы первого совещания научных работников права 16 июля 1938 г. М., 1938. С.183.

22. Российское трудовое право / Под ред. А.Д. Зайкина. М., 1997.

23. Российское уголовное право. Общая часть / Под ред. В.Н. Кудрявцева и А.В. Наумова. М., 1997.

24. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992 г.

25. Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М., 1997.

26. Цепляева Г., Яблокова И. De facto и de jure судейского сообщества // Российская юстиция. 2001. N 11

27. Шаргородский М. Д. Наказание, его цели и эффективность. Л., 1973

Покупка готовой работы
Тема: «мораль право закон»
Раздел: Право
Тип: Курсовая работа
Страниц: 34
Цена: 350 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика