Дипломная работа

«Ономастическое пространство башкирского мифологического эпоса»

  • 104 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОЛЬКЛОРНОЙ ОНОМАСТИКИ….8

1.1 . Понятия ономастики и фольклорной ономастики….8

1.2 .История изучения ономастики и фольклорной ономастики….17

1.3. Изучение фольклорной ономастики в башкирском языкознании.27

Выводы по I главе

ГЛАВА II. ОНОМАСТИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО БАШКИРСКИХ МИФОЛОГИЧЕСКИХ ЭПОСОВ….36

2.1 .Понятие ономастического пространства….….36

2.2 .Теонимы в башкирских мифологических эпосах….….41

2.3 .Топонимы в башкирских мифологических эпосах….…50

2.4 . Антропонимы в башкирских мифологических эпосах….68

2.5.Демононимы в башкирских мифологических эпосах….73

Выводы по II главе

ГЛАВА III. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОНОМАСТИКИ НА УРОКАХ БАШКИРСКОГО ЯЗЫКА….….77

3.1. Изучение ономастической лексики в школе….….77

3.2. Лингвистическое краеведение в школе….…82

Выводы по III главе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ….…88

ЛИТЕРАТУРА….….92

Введение

Функциональное и языковое своеобразие имен собственных привело к тому, что их стали изучать в особой отрасли языкознания – ономастике (с греч. оnomastika – «искусство давать имена»). Этот термин возник приблизительно в V-IVвв. дo н.э., а затем, в древнеримскую эпоху, стали разделять все имена существительные на два больших раздела или класса: имена собственные, обозначающие единичные объекты, и имена нарицательные, обозначающие разделы однородных объектов. С этого времени это разделение остается общепринятым в языкознании и относится к разделу языковых универсалий.

В настoящee врeмя ономастика как наука о различных видах и типах собственных имен является, с одной стороны, частью лексикологии, изучающей словарный состав языка, а с другой стороны – самостоятельный раздел языкознания, со своим объектом, предметом, методами исследования и теорией. Прежде чем стать самостоятельной дисциплиной, ономастика прошла длительный период становления и сформировалась как наука лишь в первой половине XX столетия. Но пик своего развития эта наука испытала только в 60-70-е гг., когда особенно быстро начинаются разрабатываться различные аспекты и теоретические проблемы; возникают новые методы анализа, новые классификации ономастической лексики, формируется понятийно-терминологический аппарат.

Сегодняшняя ономастика является комплексной наукой: она соединяет в себе все методы и интересы различных гуманитарных, филологических и естественных наук, в ее формировании принимают участие фольклористы и

историки языка, филологи-лингвисты и литературоведы, философы-логики и социолингвисты, обществоведы, историки, географы и картографы, семиотики и психологи, специалисты по мифологии, этнографии, астрономии и другие. Но, в первую очередь, она относится к языкознанию, что стало общепринятым сравнительно недавно, после получения ею самостоятельного научного статуса в XX веке.

Дипломная работа посвящена исследованию системы собственных имен в башкирских мифологических эпосах «Урал-батыр», «Заятуляк и Хыухылыу», «Акбузат», выявлению их структурно-содержательной специфики, а также особенностей их функционирования в эпических произведениях.

В последние десятилетия проблема исследования башкирских мифологических эпосов вызывает интерес представителей самых различных областей науки: этнографов, историков, фольклористов, литературоведов, лингвистов. Свидетельством этому служат появление большого количества монографий, посвященных изучению различных сторон эпоса. Анализ исторических предпосылок становления эпоса «Урал-батыр», его мифологической основы и композиции провела Шакурова Ш.Р; когнитивно-дискурсивный и концептуальный анализ эпоса «Урал-батыр» сделала Бухарова Г.Х.

Но, к сожалению, наименее изучена семантическая система языка эпосов, которая включает в себе ономастическую лексику. Наряду с другими составляющими художественного текста имена собственные помогают воссоздать архаическую картину мира, выявить особенности эпического сознания людей в далеком прошлом.

Актуальность темы исследования определяется необходимостью системного описания собственных имен в башкирских мифологических эпосах. Ономастическая лексика является своего рода носителем обширной экстралингвистической информации – этнического, исторического, этнографического, религиозного характера. Она определена также возрастающим интересом к традициям фольклора в целом на основе обращения к национальным истокам, возрождения родного языка и литературы. Однако вопросы, связанные с анализом структурно- семантического содержания, с этимологией, составом и функциями онимов в одном из жанров башкирского фольклора – эпоса, все еще остается за рамками специального изучения и систематизации. В то же время различные виды эпических онимов выделяются своей спецификой, символизируя важные и определенные традиции устной эпической поэзии башкир. Имеется в виду их подтекстовость, сакральность, традиционная образная выразительность. Внешне ничем не отличающиеся от других знаков и символов, собственные имена помогают раскрыть идейный замысел всего эпического сказания и понять глубину его содержания.

Цель дипломной работы – исследование ономастического пространства башкирских мифологических эпосов «Урал-батыр», «Акбузат», «Заятуляк и Хыухылыу», выявление их семантики и структурно-содержательной специфики, а также изучение особенностей их функционирования в эпических кубаирах.

Поставленная цель предполагает решения следующих задач:

– описать систему имен собственных в эпосах «Урал-батыр», «Акбузат», «Заятуляк и Хыухылыу»;

– произвести лексико-семантическую классификацию онимов и выяснить особенности функционирования и роль онимов в эпических памятниках;

– раскрыть этимологию наиболее значимых имен собственных;

– рассмотреть возможности использования фольклорной ономастики в лингвистическом краеведении в школе.

Методология исследования. Теоретической базой работы явились научные труды Бондалетова В.Д., Бухаровой Г.Х., Суперанской А.В.,Токмашева Д.М., Усмановой М.Г. Хисамитдиновой Ф.Г., Хусаинова Р.Б., Шакурова Р.З. и многих других.

Методы исследования. Для решения поставленной цели и задач использовались различные научные методы: описательный метод, метод лингвокультурологической интерпретации, позволяющий посредством анализа ономастической лексики текста понять смысл, лежащий в основе семантики онима, а также этимологический анализ.

Научная новизна работы состоит в том, что впервые предприняты попытки комплексного исследования собственных имен в эпосах с учетом различных факторов экстралингвистического характера, а именно: с учетом этнографических, социальных, исторических, религиозных взглядов создателей эпического произведения; выявления специфики их функционирования в эпосах, показа их роли в формировании художественного образа.

Объектом исследования является фольклорная ономастика.

Предметом исcледования является ономастическое пространство башкирских мифологических эпосов – система имен собственных

(топонимов, гидронимов, оронимов, теонимов, антропонимов) в эпосах «Урал-батыр», «Акбузат», «Заятуляк и Хыухылыу», их идeйнo-сoдержательная сeмантика и истoрикo-культурoлогичeские характеристики.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что впервые в башкирском языкознании обращается внимание на актуальные проблемы фольклорной ономастики. Анализ ономастического пространства башкирских мифологических эпосов может стать теоретической базой и материалом для дальнейших исследований в данной области.

Практическая значимость работы состоит в том, что на ее основе может быть составлен словарь-тезаурус ономастического пространства башкирского фольклора и учебные пособия для спецкурса. Результаты работы могут привлекаться при лингвокраеведении в школе, а также в изучении устного народного творчества в средней, среднеспециальной и высшей школе.

Материалом изучения послужили эпические кубаиры: «Урал- батыр», «Акбузат», «Заятуляк и Хыухылыу».

Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии.

В первой главе рассматриваются основные теоретические положения ономастики и фольклорной ономастики в современной лингвистике.

Апробация работы. Фольклорная ономастика в башкирском языке// Актуальные вопросы современной филологии и журналистики: Сборник статей межвузовской научно-практической конференции студентов, магистрантов и аспирантов, 24 апреля 2014 г. – Уфа: БГУ, в печати.

Во второй главе выявляются особенности функционирования имен собственных в башкирских мифологических эпосах, являющиеся источником культурной информации разных типов.

В третьей главе представлена методическая часть дипломной работы.

В заключении приводится выводы исследования.

Фрагмент работы

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОЛЬКЛОРНОЙ ОНОМАСТИКИ

1.1 Понятия ономастики и фольклорной ономастики

Ежедневно, пользуясь языком, мы очень часто сталкиваемся с именами собственными. Они служат для наименования географических и космических объектов, людей, животных, различных предметов, материальной и духовной культуры человека. К именам собственным относят как реально существующих или существовавших людей (например, Рами Гарипов), городов (Уфа), рек (Агидель), планет (Венера) и т.д., так и наименования предметов, созданных фантазией человека – имена демонов и богов, имена персонажей фольклора и художественной литературы и т.п.

Языковые и функциональные своеобразия имен собственных привело к тому, что их стали изучать в особой отрасли языкознания – ономастике (с греч. оnomastika – «искусство давать имена» ).

Суперанская А.В. в своей книге «Общая теория имени собственного» дает два определения термину ономастика: «Во-первых, им обозначается комплексная наука об именах собственных; во-вторых – сами, имена собственные; в последнем значение употребляется также термин онимия » [85, с.5].

Ономастика как наука об именах собственных сформировалась в 30-х гг. прошлого столетия и развивается в русле общей лингвистической теории.

«Ономастика изучает основные закономерности истории, развития и функционирования собственных имен» [85, с. 7].

Объектом ономастического исследования являются имена собственные всех видов, присутствующих в словарном запасе любого языка, изначально ему присущие или заимствованные из других языков.

Объекты изучения связывают ономастику с рядом смежных гуманитарных наук – этнографией, историей, социологией, литературоведением и др.

Имена собственные используется для обозначения разнообразного широкого круга явлений, понятий, предметов.

Любой человек имеет фамилию, имя и отчество, может и иметь псевдоним или прозвище. Это – антропонимы (греч. anthropos – «человек» и onyma – «имя, название»). Комплекс антропонимов образуют антропонимию того или иного языка. Наука, изучающая антропонимию – антропонимика.

Объекты географического значения (горы, реки, дороги, села, области, низменности, страны, улицы, города, проспекты и т.д.) называются – топонимами (греч. topos – «место» и onyma – «имя, название»). Комплекс топонимов образуют топонимию. Наука, изучающая топонимию, называется топонимикой.

Объекты космического пространства (планет, созвездий, звезд, астероидов, камет) – космонимы (греч. kosmos – «мироздание», «небесный свод», «мир» и onyma – «имя, название»). Они образуют космонимию. Раздел, изучающий космонимию, называется – космонимика.

Названия (клички) животных, чаще всего домашних (лошади, собаки, коровы, кошки и т.д.), составляют раздел зоонимов. (греч. zoon «животное» и onyma – «имя, название»). Зоонимы изучает наука зоонимика.

Вымышленных, в действительности не существовавших имен людей, животных, народов, растений, космографических и географических объектов, различных предметов называют мифонимами.

Названия различных видов этнических общностей: наций, племен, народов и др. называют этнонимами. Но, по мнению Суперанской, этноним не входит в ономастическую лексику и не выделяет его как раздел.

Всестороннее изучение материала ономастики предполагает рассмотрение его в тех аспектах и теми научными методами, которыми располагает современное языкознание – таких, как конструктивная лингвистика, социальная лингвистика, этнолингвистика, ареальная лингвистика, сравнительно-историческое языкознание и др.

«Ономастика, как лингвистическая наука, занимается изучением сущности собственных имен, их функциональной специфики, возникновения, развития, их связи со всеми уровнями, или ярусами языка, теоретическим и практическим значением самой ономастической науки, а также ее связей с другими науками» [ 9, с. 8].

Бондалетов В. Д. в своих работах указывает на общетеоретические проблемы ономастики: «универсальный характер ономастической лексики (она свойственна всем языкам мира), сходства ее наиболее общих признаков, ее функционирования и исторического развития» [9, с. 8]. Общие лингвистические проблемы ономастики – это структурно-языковая (особенно семантическая) специфика собственного имени, ее отличие от нарицательного имени; место ономастической лексики в системе языка; проблема однородности ономастических единиц (слов, сочетаний слов и др.), сходства и различия между их разрядами (антропонимами, топонимами,

космонимами и др.), основания их классификации (экстралингвистические и внутрилингвистические основания), а также границы так называемого «ономастического пространства», в частности вхождение – не вхождения в состав ономастической лексики этнонимов (названий народов), номенов (номенклатурных названий какой-либо отрасли, науки, техники, искусства, например, терминов родства, видов растений) названий жителей той или иной местности и др.; возникновение и закономерности развития собственных имен, роль внутриязыковых и внешних по отношению к языку факторов в их эволюции; вопрос о характере и степени системной организации отдельных ономастических разрядов и ономастики (онимии) языка в целом; специфика литературной ономастики, использование ономастической лексики в разных функциональных стилях; методы изучения ономастической лексики (общенаучные, общелингвистические, методы других наук, в частности географии, психологии, специфические методы и приемы изучения ономастики в целом и ее разрядов – антропонимии, топонимии и т.п.); интердисциплинарный характер ономастического материала и место ономастики среди других наук – общественных и естественных; возникновение и история ономастики как особой науки и отдельных ее разделов; прикладные проблемы ономастики (нормативно-языковые, вопросы перевода и транслитерации, культурно-эстетические, страноведческие, лингводидактические, методические и т.д.) [9, с. 9].

Изучение имен собственных в отрыве от именуемых с их помощью

объектов невозможно. В книге Суперанской А.В., Сталтмане В.Э., Подольской Н.В., Султанова А.Х. «Теория и методика ономастического исследования» введен термин «ономастическое пространство».

Ономастическое пространство – это сумма имен собственных, употребляющихся в языке данного народа для именования реальных, гипотетических и фантастических объектов. Оно определяется моделью мира, существующей в представлении этого народа в настоящее время, но в ней всегда сохраняются элементы прежних эпох. У людей, принадлежащих к разным культурам, эпохам, территориям, ономастическое пространство имеет совершенно различное заполнение» [86, с. 9].

В соответствие имена, обозначающие объекты, входящие в ономастическое пространство, можно разделить на реальную и нереальную онимию, в каждом из этих разделов выделить соответственно реальную или вымышленную (мифическую) зоонимию, фитонимию, антропонимию, этнонимию, топонимию, геонимию, астронимию с антропотопонимией и т.д. Ономастическое поле выделяется внутри этих областей.

Важно учитывать, что нереальная ономия – это не простые повторения реальностей в фантазии людей, а имеют большее значение в тексте.

Авторы книг «Теория и методика ономастического исследования» выделяют следующие классификации нереальных ономий: «теонимия, демонимия, мифонимия » [86, с. 10 ].

Теонимией называют «ту часть нереальной онимики, которая является отражением реальной, можно назвать мифонимией, то сектор, не имеющий соответствия, очевидно, следует назвать теонимией» [86, с.9], для называния «имен духов и божеств, подземных и низших, вводится термин демононим» [86, с.10].

Анализ теонимов и демонимов могут дать много ценных сведений для различных гуманитарных наук, в том числе и для лингвистики, так как

большинстве своем эти слова сохранились от давно прошедших эпох.

В концe XX вeка ученые (Колесник Н.С., Хроленко и др.) в области ономастики художественного текста начали выделять два направления исследования: фольклорная ономастика и ономастика художественного текста, хотя первый еще находится на стадии становления.

По утверждению Колесникой Н.С. «имена в литературно-художественном тексте можно исследовать в творчестве определенного автора или группы авторов, объединенных временным отрезком, а фольклорная ономастика исследует собственные имена в определенном жанре» [33, с.16].

Токмашев Д.М. считает, что исследования собственных имен в различных жанрах фольклора «… связана не только с их семантикой (что означает имя?), но и целым рядом смежных вопросов – ономастической типологией и стратиграфией (построение различных семантических и функциональных таксономий имен), имени в синхронии и диахронии (анализ внутренней формы имени и его метафорического потенциала), ономастической деривации и синтактики (вопросы образования и сочетаемости имен и их компонентов) и т.д.» [92, с.3].

Изучение фольклорной ономастики отличается от изучения других разделов онимов (вымышленных и реальных), так как вопрос асемантичности собственных имен либо наличие у них только речевого, а не языкового смысла до сих пор является дискуссионным [8, с.10].

Заключение

Итак, в работе впервые предприняты попытка комплексного исследования собственных имен в эпосах с учетом различных факторов экстралингвистического характера, а именно с учетом этнографических, социальных, исторических, религиозных взглядов создателей эпического произведения; выявления специфики их функционирования в эпосах, их роль в формировании художественного образа.

Онимическая лексика является своего рода носителем обширной экстралингвистической информации – исторического, этнографического, этнического, религиозного характера. Она обусловлена также все возрастающим интересом к фольклорным традициям в целом на фоне обращения к национальным истокам, возрождения родного языка и литературы. Вопросы, связанные с этимологией, с анализом структурно -семантического содержания, состава и функций онимов в различных жанрах устного народного творчества башкир, все еще остаются за рамками специального изучения и систематизации. Между тем, различные разряды онимов выделяются в эпосах своей спецификой, символизируя определенные и важные традиции устной эпической поэзии башкир. Имеется в виду их традиционная образная выразительность, сакральность, подтекстовость. Внешне ничем не отличаясь от других знаков - символов, онимы способствуют раскрытию идейного замысла всего эпического сказания, глубины его содержания.

Характерной особенностью собственных имен в эпосе является их многословность. Это своего рода эпическая традиция. В эпосе всё

символично. На протяжении всего героического сказания собственные имена остаются неизменными, придавая особую конкретность, историчность (например, реальные топонимы позволяют локализовать некоторые события, отраженные в эпосе на современной карте Башкортостана), с одной стороны. С другой стороны, с их помощью с самого начала создается некая сакральная атмосфера, в которой живет и действует герой и его окружение. Ведь не случайно, создатели эпоса отмечали, что в нем ничего нельзя менять, переставлять местами, в том числе и имена персонажей. Иначе, за нарушение этой священной традиции виновник может быть сурово наказан богами. Во многом весь подбор имен, их форма зависят от жанра произведения. Из всего спектра характеристик, которыми обладает любое имя собственное, выделяются его национальная и социальная характеристики. Они как бы дополняют друг друга. Имя в языке художественных произведений, именно к таковым относится и эпос, – это достояние не только лингвистики, но и литературоведения и, через его посредство, – истории, социологии, философии, этнографии. Одно из проявлений связи имени с этнографией - это процесс его возникновения, его вполне можно воспринимать как национальный символ. Таковыми как раз и являются имена собственные в эпосах.

Употребляющиеся в фольклорных текстах имена собственные – явление вторичное по отношению к реальной ономастической системе. К фольклорной ономастике относятся как реальные, так и вымышленные онимы.

Фольклорные тексты любого жанра создаются не одним человеком, а коллективом людей и шлифуются на протяжении длительного времени,

поэтому им свойственно отражение меняющегося мышления общества. Язык и речь как две универсальные категории тесно взаимосвязаны, без социума, вне его они просто не могут существовать. Ономастическая лексика – пласт языка, который, как и лексика в целом, быстрее всех реагирует на изменения в обществе. Создаваясь веками, онимы образуют реальный ономастикон, а затем из него переходят в произведения народного творчества.

Семантический анализ собственных имен персонажей эпосов показывает, что многие слова, входящие в состав имени, несут в себе дополнительные подтекстовые значения или сакральные функции. Разнообразны лексико-семантические группы слов, послуживших апеллятивом имен. Они подчеркивают божественность происхождения героев, отражают традиционную мифологическую символику, тотемистические воззрения, подчеркивают богатырство, мужество, геройство, несут открытую оценочную характеристику, идеализируя или уничижая различные персонажи.

Собственные имена персонажей в эпосе, как особая знаковая система языка, как богатый и своеобразный пласт его лексики, отражают путь развития языка, тесные языковые контакты и взаимодействия в различные исторические эпохи.

Ономастическое пространство включает в себя имена реальных, фольклорных, легендарных или мифологических объектов. В соответствии с именуемыми объектами ономастическое пространство делится на следующие области: атропонимия, топонимия, мифонимия и др.

Мифонимы в эпосе представлены именами небожителей-тэнгри,

демонов, названиями географических и космографических объектов, атрибутов мифологических персонажей и их эпитетами. Все они в той или иной мере характеризуются строгой упорядоченностью, что позволяет говорить в целом о специфических чертах ономастической системы башкирского эпоса.

Топонимы как разряд лексических единиц во всех языках содержат разнообразную, иногда уникальную информацию экстралингвистического плана, поскольку это - один из важнейших компонентов развития культуры любых племен и народов.

Топонимы, как впрочем и другие онимы, играют важную роль в художественных произведениях: именно они выступают в качестве неких

ориентиров во времени и пространстве.

Итак, анализ ономастического пространства помогает раскрыть идейный замысел произведения, определить специфику использования некоторых имен собственных, дать максимально исчерпывающую информацию о происхождении и значении онимов и их роли в контексте данного художественного произведения.

Таким образом, ономастические единицы как микроэлементы пространства текста организуют целостное отражение реальной действительности, свойственное своему историческому времени.

Данная работа может быть использована и в проведении уроков, посвященных эпосу, либо на уроках, связанных с изучением ономастики.

Список литературы

1. Азнабаев A.M., Псянчин В.Ш. Историческая грамматика башкирского языка [Текст]/ А.М.Азнабаев, В.Ш.Псянчин; – Уфа: Китап,1983. - 244 с.

2. Аминев З.Г. Космогонические воззрения древних башкир. [Текст] /З.Г. Аминев; – Уфа: Башлингвоцентр, 2005. - 140 с.

3. Ахмеров Р.Б. Наскальные знаки и этнонимы башкир. (Из записок историка-краеведа). [Текст]/ Р.Б.Ахмеров; – Уфа: «Китап», 1994. – 113 с.

4. Башҡорт теленең һүҙлеге. Ике томда / Россия Фәндәр Академияһы. Башҡортостан ғилми һүҙлеге. [Текст] Тар., тел һәм әҙ. институты. М.: Рус. яз. , 1993. T.I. 865 б. Т. 2. 815 б.

5. Башҡорт халыҡ ижады: Эпос [Текст] Өфө: Китап, 1998. – 448 б.

6. Березович Е. Л. Русская топонимия в этнолингвистическом аспекте [Текст] /Е.Л. Березович; - Екатеринбург, 2000.

7. Благова Н.Г., Коренева Л.А., Родченко О.Д. О концепции обучения русскому языку с учетом регионального компонента (Для средней общеобразовательной школы) [Текст]/ Н.Г. Благова, Л.А. Коренева, О.Д. Родченко; - РЯШ. – 1993. - № 4 – с.16-19.

8. Блох М.Я., Семенова Т.Н. Имена личные в парадигме, синтагматике и прагматике [Текст] /М.Я. Блох, Т.Н. Семенова – М.:Готика, 2001. - 196 с.

9. Бондалетов В.Д. Русская ономастика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2101 «Рус. яз и литер.» [Текст]/В.Д. Бондалетов; – М: Просвещение, 1983. – 224 с.

10. Бухарова Г.Х. Башкирская ономастика в контексте духовной культуры: Словарь мифотопонимов. [Текст] Научное издание / Г.Х. Бухарова; – Уфа: Гилем, 2006. -116 с

11. Бухарова Г.Х. Мифопоэтическая картина мира в башкирской топонимии [Текст]/Г.Х. Бухарова; – Уфа: Изд-во БГПУ, 2003. – 156 с.

12. Бухарова Г.Х. башкирский народный эпос «Урал батыр»: когнитивно-дискурсивный и концептуальный анализ [Текст]/Г.Х. Бухарова; – Уфа: Вагант, 2008. – 352 с.

13. Галин С.А. Башкирский народный эпос [Текст] /С.А. Галин; - Уфа: «Аэрокосмос и ноосфера», 2004. – 320 с.

14. Галин С.А. Башкирский исторический эпос [Текст] /С.А. Галин; – Уфа, 2002.

15. Галин С.А. Мифологические мотивы и образы[Текст] /С.А. Галин // Ватандаш. 1998. – № 12. – С. 138-147.

16. Галин С.А. Тел асҡысы халыҡта. Башҡорт фольклорының аңлатмалы һүҙлеге [Текст] /С.А. Галин; – Өфө: Китап, 1999. – 328 б.

17. Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования [Текст] И.Р. Гальперин; – М., 1981.

18. Головина Р. В. Антропонимы в русской народной лирической песне [Текст]: Автореф. дис. .канд. филол. наук / Р. В. Головина; - Орел, 2001. — 17 с.

19. Гарипова Ф. Г. Исследования по гидронимии Татарстана. /Ф. Г. Гарипова; – М.: Наука, 1991. –294 с.

20. Зеленин Д. К. О личных собственных именах в функции нарицательных в русском народном языке [Текст] /Д.К. Зеленин // Филологические записки. Воронеж,1903. Вып. 2.

21. Галлямов С.А. «Урал-батыр» и шумерский эпос о Гильгамеше // Башкирский фольклор. Вып. VI. [Текст] / С.А. Галлямов; – Уфа, 2000. – С. 122-153.

22. Горбаневский М. В. Ономастика в художественной литературе: филологические этюды [Текст] / М. В. Горбаневский; - М.: Изд-во ун-та дружбы народ, 1988.-87 1. е.: ил.

23. Давлеткулов А.Х. Проблемы художественно-эстетического осмысления истории этноса и башкирском эпосе. Опыт социально-философского анализа [Текст] / А.Х. Давлеткулов; – Уфа: Башгоспединститут, РИО «Иммунопрепарат», 1998. – 214 с.

24. Древнетюркский словарь [Текст] – Л.: Наука, 1969.

25. Ефимова Е. С. Башкирский мифологический словарь [Текст] /Е.С. Ефимова;— Уфа : Вагант, 2010 .— 155 с.

26 . Ермакова Л.М. Речи богов и песни людей: (Ритуально-мифологические истоки японской литературной эстетики). [Текст] / Л.М. Ермакова; – М.: Изд-кая фирма «Восточная литература» РАН, 1995. – 272 с.

27. Казакова И. О. Топонимия сербского и хорватского поэтического фольклора: дис. . канд. филол. наук. [Текст] / И.О. Казакова; - М.: 2002. - 202 с.

28. Кейекбаев Ж.F. Хәҙерге башҡорт теленең лексикаһы һәм фразеологияһы (Уҡыу ҡулланмаһы)/ Башҡорт дәүләт университеты нәшриәте [Текст] / Ж.Ғ. Кейекбаев; – Өфө, 2002 (Переизд. 1966 г.).

29. Керлот Х. Э. Словарь символов. [Текст] /Х.Э.Керлот; – М.: REFL-Ьоок, 1994. – 608 с

30. Киреев А.Н. Отражение мифологических воззрений в эпическом творчестве башкирского народа // Эпические жанры устного народного творчества [Текст] / А.Н. Киреев; – Уфа, 1969. – С.3-18.

31. Ковалевский А.П. Книга Ахмеда Ибн-Фадлана о его путешествии на Волгу в 921-922 г. [Текст] / А.П.Ковалевский; – Харьков, 1956. – 438 с.

32. Ковлакас Е. Ф. Особенности формирования топонимической картины мира: лексико-прагматический и этнокультурный аспекты: авто-реф. дис. . д-ра филол. наук. [Текст] / Е.Ф Ковлакас; - Краснодар, 2009.

33. Колесник Н.С. Фольклорная ономастика. Теоретический аспект [Текст] / Н.С. Колесник; – Чернiвцi: Рута, 2000. – Вип.1. – 40 с.]

34. Котов В.Г. Башкирский эпос «Урал-батыр». Историко-мифологические основы [Текст]/В.Г. Котов; – Уфа : Гилем, 2006.

35. Краткая литературная энциклопедия. [Текст] – М., 1971. Т.6.

36. Лингвистический энциклопедический словарь. [Текст] – М.: Сов. энциклопедия, 1990. – 685 с.

37. Литературный энциклопедический словарь. [Текст] - М., 1987.

38. Лотман Ю.М. О мифологическом ходе сюжетных текстов//Сборник статей по вторичным моделирующим системам [Текст] / Ю.М. Лотман; – Тарту, 1973. – С.87.

39. Мажитов Н.А. Эпос «Урал-батыр» – важный источник по древней истории башкирского народа // Башкирский фольклор [Текст] / Н.А. Мажитов; – Вып IV. – Уфа, 2000. – с. 292-296.

40. Майорова Т.М. Ономастика в лингвокраеведческой работе [Текст] / Т.М. Майорова; - РЯШ. - 2000. - № 4. - с.43-47.

41. Малов С.Е. Памятники древнетюркской письменности [Текст] / С.Е. Малов;– М.-Л., 1951.

42. Маслова В.А. Лингвокультурология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / В.А. Маслова; – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 208 с.

43. Мелетинский Е.М. Время мифическое// Мифы народов мира [Текст] / Е.М. Мелетинская; – М.: Советская Энциклопедия. 1991. – Т. 1. – С. 252-253.

44. Мәжитов Н.А., Солтанова Э.М. Уралдағы боронғо төркиҙәр тураһындағы яңы мәғлүмәттәр[Текст] / Н.А. Мәжитов, Э.М. Солтанова; // Ағиҙел. 1995. №4. – с. 92-124.

45. Мирбадалева А.С. Башкирский народный эпос//Предисловие к кн.: Башкирский народный эпос [Текст] / А.С. Мирбадалева; – М.: Наука, 1977. – с. 8-51.

46. Мурзаев Э.М. Два топонимических сюжета [Текст] / Э.М. Мурзаева // Советская тюркология. 1977. №2. с. 47-51.

47. Наджип Э.Н. Исследования по истории тюркских языков ХI – ХIV вв [Текст] / Э.Н. Наджип; – М.:Наука, Главная редакция восточной литературы, 1989. – 283 с.

48. Надршина Ф.А. Башкирский народный эпос «Урал-батыр» // Эпос «Урал-батыр» и мифология [Текст] / Ф.А. Надршина; – Уфа: Гилем, 2003.– С. 6-11.

49. Надршина Ф.А. Пространство и время в башкирском эпосе «Урал-батыр» // Урал–Алтай: через века в будущее [Текст] / Ф.А. Надршина; – Уфа, 2005. – с. 405-407.

50. Надршина Ф.А. Эпос «Урал-батыр» (мифологические корни, поэтика) // Урал-батыр: Башҡорт халыҡ ҡобайыры / Рәсәй фәндәр акад. Өфө фәнни үҙәге. Тарих тел һәм әҙәбиәт ин-ты; Проект авторы, инеш мәҡәлә яҙыусы һәм текстарҙы әҙерләүсе – Ф.А. Нәҙершина [Текст] / Ф.А. Надршина; – Өфө: Информреклама, 2003. – 465 б.

51. Неклюдов С.Ю. Вещественные объекты и их свойства в фольклорной картине мира [Электронный ресурс]. //w*w.r*thenia/ ru/folkljre/os04.program.neckludov. htm.

52. Неклюдов С.Ю. Семантика фольклорного текста и «знание традиции» [Электронный ресурс]. / С.Ю. Неклюдова //w*w.r*thenia/ ru/folkljre/os04.program.neckludov. htm.

53. Неклюдов С.Ю. Структура и функция мифа//Мифы и мифология современной России. Под ред. К.Аймермахера, Ф.Бомсдорфа, Г.Бордикова [Текст] / С.Ю. Неклюдова; – М.: АИРО – ХХ, 2000 (Фонд Фридриха Наумана. Биб-ка либерального чтения, 9). – с.17-38.

54. Никонов В.А. Краткий топонимический словарь. [Текст] / В.А. Никонов; - М.: Мысль, 1966. – 509 с.

55. Петрова И. А. Парадигматические отношения имен собственных и способы ономастической номинации героев в фольклорном тексте [Текст]: дис. . канд. филол. наук / И. А. Петрова; - Волгоград, 2001. - 220 с.

56. Подольская Н.В. Словарь русской ономастической терминологии [Текст] / Н.В. Подольская; – М.: Наука, 1978. – 199 с.

57. Поспелов Е.М. Топонимика в школе географии. /Пособие для учителей/ [Текст] / Е.М. Поспелов; - М., 1981

58. Потапов Л.П. Умай – божество древних тюрков в свете этнографических данных [Текст] // Тюркологический сборник, 1972. / Л.П. Потапов; – М.1973. – С.265-286.

59. Программа развития воспитания в системе образования РФ, [Текст] 2010.

60. Пропп В.Я. Фольклор и действительность [Текст] / В.Я. Пропп; – М., 1976.

61. Псянчин В.Ш. Язык башкирского народного творчества и его отношение к современному башкирскому литературному языку // Вопросы методологии и методики лингвистических исследований [Текст] / В.Ш. Псянчин; –Уфа, 1966. – с. 224-228.

62. Псәнчин В.Ш. Телдең күркәмлек саралары [Текст] / В.Ш. Псәнчин; – Өфө, 1984. –126 б.

63. Псәнчин В.Ш. Һүҙ тылсымы [Текст] / В.Ш. Псәнчин; – Өфө: Китап, 1996. – 335 б.

64. Путилов Б.Н. Героический эпос и действительность [Текст] / Б.Н. Путилов; – Л.: Наука, 1998. – 225 с.

65. Резяпов Р.Ф. К реконструкции мифологических основ башкирского эпоса // Россия и Восток: проблемы взаимодействия [Текст] / Р.Ф. Резяпов; – Уфа, 1993. – с. 211-213.

66. Руденко С.И. Башкирские сказки и поверья // Археология и этнография Башкирии [Текст] / С.И. Руденко; – Уфа, 1973. – Т.5. – с. 17-31.

67. Рухлядев Д.В. Проблема жанра в изучении древнетюркских рунических памятников[Текст] // Тюркологический сборник/Ин-т востоковедения, С.-Петерб. фил. / Д.В. Рухлядев; – М.: Вост. лит., 1970- . 2003-2004: Тюркские народы в древности и средневековье/ редкол.: С.Г. Кляшторный (пред.), Т.И. Султанов, В.В. Трепавлов. 2005. – с. 203-253.

68. Сагалаев А.М. Урало-Алтайская мифология: Символ и архетип [Текст] / А.М. Сагалаев; –Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1991. – 115 с.

69. Сальманова Л.К. О ритуальной функции песен о батырах [Текст] // Эпос «Урал -батыр» и мифология: Материалы Всероссийской научной конференции. / Л.К. Сальманова; –Уфа: Гилем, 2003. – С. 70-73.

70. Саньяров Ф.Б. «Урал батыр»: лингвистик тикшеренеү тәжрибәһе [Текст] / Ф.Б. Саньяров; – Өфө: БДУ, 2006. – 175 бит.

71. Севортян Э.В. Этимологический словарь тюркских языков (Общетюркские и межтюркские основы на гласные) [Текст] / Э.В. Севорятян; – М.: Наука, 1974. – 767 с.

72. Словарь топонимов Башкирской АССР. [Текст] – Уфа: Башк. кн. изд-во, 1980. – 199 с.

73. Серикбол Кондыбай. Апшеронская Атлантида. Балх и Балканские горы [Электронный ресурс] / К. Серибкол //h**t://w*w.otuken.kz/index.php/skpubl/206?task=view.

74. Сироткина Т. А. Личное имя в фольклорном тексте[Текст] // Фольклорный текст–98. / Т.А. Сироткина; - Пермь, 1998. с. 84–87.

75. Соколова Е. Н. Ономастическое пространство древнерусской письменности памятников Киевской Руси[Текст]: автореф. дис. . д-ра филол. наук. / Е.Н. Соколова; - Челябинск, 2010.

76. Сөләймәнов Ә.М. «Урал-батыр» эпосы хаҡында уйланыуҙар // Урал батыр Башҡорт халыҡ ҡобайыры [Текст] / Ә. М. Сөләймәнов; - Өфө: «Аэрокосмос һәм ноосфера», 2004. – С. 3-44.

77. Сөләймәнов Ә.М., Рәжәпов Р.Ф. Башҡорт халҡының архаик эпосы [Текст] / Ә. М. Сөләймәнов, Р.Ф. Рәжәпов; – Өфө, 1999.

78. Сөләймәнов Ә.М. «Урал батыр» эпосының ҡайһы бер мотивтарының яңынан интерпретациялау тәжрибәһенән // Эпос «Урал-батыр» и мифология [Текст] / Ә. М. Сөләймәнов; – Уфа: Гилем, 2003. – С. 11-14.

79. Сөләймәнов Ә.М. Батырҙың ат һайлағаны, батырҙың ат һынағаны // Башкирский фольклор [Текст]. – Вып. V. / Ә. М. Сөләймәнов; – Уфа, Гилем, 2004. – С. 71-87.

80. Сравнительно-историческая грамматика тюркских языков. [Текст] Лексика. – М.: Наука, 1997. – 800 с.

81. Сулейменова Э.Д. Понятие смысла в современной лингвистике [Текст] / Э.Д. Сулейменова; – Алма-Ата: Мектеп, 1989. – 160 с.

82. Султангареева Р.А. Категория «йола» в эпосе «Урал-батыр» // Башкирский фольклор [Текст] – Вып. IV. / Р.А. Султангареева; –Уфа, Гилем, 2000. – с. 111-122.

83. Султангареева Р.А. Миф и обряд // Эпос «Урал-батыр» и мифология [Текст]: Материалы Всероссийской конференции. / Р.А. Султангареева; – Уфа: Гилем, 2003. – с. 79-83.

84. Суперанская А.В. Языковые и внеязыковые ассоциации собственных имён // Антропонимика [Текст] / А.В. Суперанская; – М., 1970. – с. 7-17.

85. Суперанская А. В. Общая теория имени собственного[Текст] / А.В. Суперанская; - М.:Наука, 1973. 366 с.

86. Суперанская А. В., Сталтмане В. Э., Подольская Н. В, Султанов А. X. Теория и методика ономастических исследований [Текст] / А.В. Суперанская, В.Э. Сталтмане, Н.В. Подольская, А.Х. Султанов; – М.: Наука, 2007. 256 с.

87. Сәғитов М.М. Боронғо башҡорт ҡобайырҙары [Текст] / М.М. Сәғитов;– Өфө, 1987.

88. Тарланов З. К. Герои и эпическая география былин и «Калевалы» [Текст] / З.К. Тарланов; - Петрозаводск: ПетрГУ, 2002. 244 с.

89. Телия В.Н. Первоочередные задачи и методические проблемы исследования фразеологического состава в контексте культуры//Фразеология в контексте культуры [Текст] / В.Н. Телия; – М.: Языки русской культуры, 1999. – с. 13-24

90. Токарев С.А. Душа // Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2-х томах. [Текст] / С.А. Токарев; – М.: Сов. энциклопедия, 1991. – Т. 1. – с. 414-415.

91. Токарев С.А., Мелетинский Е.М. Мифология// Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2-х томах. [Текст] / С.А. Токарев, Е.М. Мелитинская - М.: Сов. энциклопедия, 1991. – Т. 1. – с. 11-20.

92. Токмашев Д.М. Теоретические проблемы фольклорной ономастики (на материале шорского фольклора)

93. Толстая С.М. Этнолингвистика: современное состояние и перспективы [Текст] / С.М. Толстая // Аннотация к лекции, прочитанной на семинаре «Оппозиция устности/книжности в «низовой» словесности и традиции «наивной литературы» (Москва, ИВГИ РГГУ, 20-22 апреля 2000 г.)

94. Толстой Н.Л. Язык народная культура. Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике. Изд. 2-е, испр. [Текст] / Н.Л. Толстой;– М: Индрик, 1995. – 512 с.

95. Топоров В.Н. О полийской топономастике. - В.кн.: Ономастика Востока. Исследования и материалы [Текст] / В.Н. Топоров; - М.,1969, с. 33-34

96. Топоров В.Н. Модель мира // Мифы народов мира [Текст] Энциклопедия: в 2-х т. / В.Н. Топоров; - М.: Сов. энциклопедия, 1992. – Т. 2. – с.161- 164.

97. Топорова Т. В. Язык в зеркале культуры: древнегерманские двучленные имена собственные [Текст] / Т.В. Топорова; - М.: Школа «Языки русской культуры»,1996.- 253 с.

98. Торма Й., Хисамитдинова Ф.Г. З.В. Туган и проблемы традиционной культуры и мировоззрения башкир [Текст] // Востоковедение в

Башкортостане: История. Культура. Материалы научной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения З.В.Тугана. / Й. Торма, Ф.Г. Химамитдинова; - Уфа, 1992. – с. 112-117.

99. Филиппова Н.И. Собственные имена персонажей олонхо//Эпическое творчество народов Сибири и Дальнего Востока. [Текст] / Н.И. Филиппова; -Якутск: ЯФ СО АН СССР, 1978. с.167-170.

100. Хисамитдинова Ф. Г. Географические названия Башкортостана материалы для ист.-этимол. слов. — 2-е изд., испр. и доп. [Текст] / Ф.Г. Хисамитдинова;— Уфа : Гилем, 2006 .— 130 с.

101. Хисамитдинова Ф. Г. Башҡорт мифологияһы : белешмә-һүҙлек[Текст] / Ф.Г. Хисамитдинова;— — Өфө : Ғилем, 2002 .— 125 б.

102. Хисамитдинова Ф. Г. Мифологический словарь башкирского языка [Текст] — М.: Наука, 2010 .— 455 с.

103. Хисамитдинова Ф. Г. Словарь башкирской мифологии [Текст] / Ф.Г. Хисамитдинова; - Уфа : ИИЯЛ УНЦ РАН, 2011 .— 419 с.

104. Хисамитдинова Ф. Г. Башкирская мифология для школьник; Рос. акад. наук, Ин-т истории, языка и литературы [Текст] / Ф.Г. Хисамитдинова;— Уфа : ИП Поляковский Ю.И., 2012 .— 72 с.

105. Хусаинов Г.Б. Литература и наука. Избранные труды [Текст] / Г.Б. Хусаинов; – Уфа: Гилем, 1998. 613 с.

106. Хусаинов Г.Б. Древние жанры башкирского фольклора[Текст] / Г.Б. Хусаинов // Ватандаш. – 1998. – № 7. – С. 91-95.

107. Хусаинов Г.Б. Духовный мир башкирского народа [Текст] / Г.Б. Хусаинов; – Уфа: Китап, 2003. – 480 с.

108. Хусаинов Г.Б. Поэтика эпоса «Урал-батыр» [Текст] // Эпос «Урал-батыр» и мифология / Г.Б. Хусаинов; – Уфа: Гилем, 2003. – С. 18-22.

109. Шакуров Р.З. Историко-стратиграфическое и ареальное исследование Башкирской топонимии Южного Урала и Предуралья // Дисс. в виде научного доклада … д-ра филол. наук. [Текст] / Р.З. Шакуров; – Уфа, 1998. – 81 с.

110. Шакуров Р.З. Уралтау и Урал батыр // Эпос «Урал-батыр» и мифология: Материалы Всероссийской научной конференции [Текст] / Р.З. Шакуров; – Уфа: Гилем, 2003. – C. 68-70.

111. Шакурова Ш.Р. Анализ основного текста эпоса «Урал-батыр» и его изданий// Наука о фольклоре сегодня: междисциплинарные взаимодействия [Текст] / Ш.Р. Шакурова; – М., 1998. – С. 155-157.

112. Щербак А. С. Когнитивные основы региональной ономастики: автореф. дис. . д-ра филол. наук. [Текст] / А.С. Щербак; - Тамбов, 2008.

113. Эпос «Урал-батыр» и мифология: Материалы Всероссийской научной конференции [Текст] – Уфа: Гилем, 2003.

114. Этимологический словарь иранских языков. Том 1. [Текст] – М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2000. – 327 с.

115. Этимологический словарь иранских языков. [Текст]Том 2. b-d. – М.: Вост. лит., 2003. – 502 с.

116. Этимологический словарь тюркских языков: Общетюркские и межтюркские основы на гласные [Текст]– М.: Наука, 1974. – 766 с.

117. Этимологический словарь тюркских языков: Общетюркские и межтюркские основы на буквы ”В”, “Г”, “Д”. [Текст] М.: Наука, 1980. – 390 с

118. Этимологический словарь тюркских языков: Общетюркские и межтюркские основы на буквы «Җ», «Ж», «Й». [Текст] М., 1989.

119. Этимологический словарь тюркских языков: Общетюркские и межтюркские основы на буквы «К» «Қ». [Текст] М., 1997.

120. Этимологический словарь тюркских языков: Общетюрк. и межтюрк. лекс. основы на буквы Л,М,Н,П,С. М . [Текст] “Восточная литература” РАН, 2003. – 445 с.

121. Юдин А. В. Ономастикон русских заговоров. Имена собственные в русском магическом фольклоре. [Электронный ресурс] / А.В. Юдин; - М., 1997. URL: h**t://svitk.r*/004_ book_book/1b/229_yudin-nomastikon_russkih_zagovorov.php

Покупка готовой работы
Тема: «Ономастическое пространство башкирского мифологического эпоса»
Раздел: Разное
Тип: Дипломная работа
Страниц: 104
Цена: 2900 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика