Дипломная работа

«Особенности проявления агрессивности девочек-подростков»

  • 72 страниц
Содержание

Введение…3

Глава 1. Теоретические аспекты проявлений агрессивного поведения у

девочек-подростков….7

1.1.Психологическая характеристика агрессивного поведения….7

1.2.Специфика агрессивного поведения в подростковом возрасте…17

1.3.Гендерные особенности агрессивного поведения подростков….25

Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей проявления агрессии

девочками-подростками….35

2.1.Программа эмпирического исследования…35

2.2. Анализ полученных результатов….41

2.3. Рекомендации школьным психологам по коррекции агрессии

девочек-подростков….48

Заключение….60

Глоссарий….64

Список источников….67

Список условных сокращений….71

Приложения….72

Введение

Актуальность выпускной квалификационной работы во многом обуславливается проблемами психологической устойчивости людей, проявляющимися высоким уровнем тревожности, раздражительности и др., которые в свою очередь актуализируются в агрессивном поведении. Наиболее все эти социально-психологические процессы проявляются в подростковом возрасте, самом остром кризисном периоде в жизни человека. Это связанно с отсутствием необходимых навыков социальной адаптации у подростков, с физиологическими и психологическими особенностями возраста.

Агрессивность подростков – это не только агрессивное поведение, но и симптом психологического нездоровья, которое необходимо корректировать психологическими и педагогическими методами. При этом психолог, который работает с такими подростками, должен уметь выявить их индивидуальные психологические особенности, и с их учетом построить эффективную программу психологической коррекции агрессивного поведения и психологических факторов их вызвавших.

Факторы агрессивности подростков – это отвержение; гиперопека гиперсоциализация, в результате воздействия которых, у подростков закрепляется агрессия как защитной реакции, фрустрации, которые формируют предпосылки демонстративной агрессивности.

Стоит отметить, что в агрессивном поведении подростков присутствуют явные гендерные различия. Среди всех обнаруженных половых личностных различий различия по агрессивности относятся к наиболее устойчивым, начиная с детского возраста. В целом различия мужчин и женщин по агрессивности обусловливаются совокупностью как биологических, так и социальных причин.

Как правило, агрессивность считается мужским «качеством», тем не менее, девочки-подростки не менее агрессивны, чем мальчики, но их агрессивность имеет свою специфику, причем различия в проявлении агрессивности мальчиками и девочками-подростками изменяется с возрастом, поэтому можно говорить о половозрастных различиях агрессивности подростков.

Изучение этих различий важно, т.к. позволяет выявить особенности «женской» агрессивности у девочек-подростков, что позволяет формировать для них свою коррекционную психологическую программу. Таким образом, актуальность исследования обуславливается важностью теоретического изучения и эмпирического исследования специфики агрессивного поведения девочек-подростков.

Изученность в психологической науке. Многие отечественные и зарубежные психологи исследовали проблему агрессии, но при этом благодаря ее многогранности до сих пор нет единого подхода в ее понимании. В центре внимания ученых были такие проблемы как биологические и социальные предпосылки агрессии, механизмы ее закрепления в поведении. При этом ученные исследовали и половозрастные особенности проявлений агрессии, выявляли наиболее эффективные способы ее предотвращения и устранения.

Общетеоретический подход к психологической специфике формирования личности есть в трудах социальных психологов: Г.М. Андреевой, Б.Д. Парыгина, А.В. Петровского, А.К. Уледова и др. В исследованиях А.А. Бодалева, А.В. Мудрика, В.М. Мясищева и др. рассматривался процесс общения, причины и механизмы разрешения конфликтов. Различные аспекты проблемы воспитания личности есть в работах В.Г.Бочарова, В.И.Овсянникова, Т.А.Стефановской и др.

Вопросы половозрастных различий в проявлениях агрессивности рассматривались в работах П.А. Ковалева, С.Н. Ениколопова, Е.В. Шуралевой и др. Однако, результаты их исследований несколько разнятся в вопросе особенностей проявления агрессивности девочками подростками, недостаточно учтены и возрастные изменения в агрессивных проявлениях девочек-подростков, в связи, с чем можно говорить о нерешенности данной проблемы в психологической науке.

Объект исследования- агрессивность подростков.

Предмет исследования-особенности агрессивности у девочек – подростков.

Цель выпускной квалификационной работы заключается в проведении теоретического и эмпирического исследования специфики проявления агрессивности девочками-подростками.

Задачи:

 изучить психологические характеристики агрессивности, ее причины;

 рассмотреть специфику агрессии в подростковом возрасте;

 изучить гендерные особенности агрессивного поведения подростков, выявленные ученными-психологами;

 разработать программу эмпирического исследования;

 провести эмпирическое исследование и выявить особенности агрессии девочек-подростков;

 разработать рекомендации психологам по коррекции агрессии девочек-подростков.

Была выдвинута гипотеза о том, что у девочек – подростков более выражен индекс враждебности, чем агрессивности, вербальная и косвенная агрессия и они усиливаются с взрослением.

В частности:

1.В рамках агрессивности им боле свойственна вербальная и косвенная агрессии, а также индекс враждебности, а мальчикам больше индекс агрессивности и физическая агрессия.

2.Индекс враждебности и вербальная, косвенная агрессия у девочек-подростков усиливаются в процессе взросления.

Методология основывалась на следующих теориях и концепциях:

 зарубежных теориях о природе и механизмах агрессии: (А. Адлер,

А. Бандура, Л. Берковиц, К. Лоренц, Н. Миллер, 3. Фрейд, И.А. Фурманов);

 концепции агрессии отечественных ученых: (СВ. Ениколопов, А.А. Можгинский, А.А. Реан, Т.Г. Румянцева);

 теории половых различий (И.С. Кон, И.С. Клецина);

 теории психического развития личности (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин).

Методы исследования: опрос, тестирование, опросник Басса-Дарки, методы математико-статистической обработки.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы школьным психологом при проведении коррекционной работы с агрессивными девочками-подростками.

Выборка. В исследовании принимали участие ученики 6-ых и 7-ых классов в лицее № 7. г. Фрязино. Возрастной диапазон 12-14 лет. В выборку вошли 61 человек; 31 мальчиков, 30 девочек; 15 мальчиков и 14 девочек-учащиеся 6 класса; 16 мальчиков и 16 девочек-учащиеся 7 класса. Исследование проводилось с января по май 2014 года.

Структура выпускной квалификационной работы в соответствии с задачами состоит из введения, двух глав: теоретической и эмпирической, заключения, глоссария, списка источников, приложений.

Фрагмент работы

Физиологические процессы этого периода повышают эмоциональную возбудимость подростка, его импульсивность, неуравновешенность и пр., а быстрое возмужание усиливает ощущение своей «взрослости» со всеми вытекающими отсюда последствиями. В сфере эмоций происходит сочетание повышенной сензитивности с частой внешней грубостью и развязностью, эмоциональной неустойчивости и внушаемости с повышенным упрямством, негативизмом и аффективной возбудимостью.

Заключение

В ходе исследования теоретических аспектов проявления агрессивности девочками-подростками, было выявлено следующее. Агрессивное поведение - одна из форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом и психическом отношении жизненные ситуации, считаем, что агрессия присутствует в каждом человеке, но проявляется по-разному и имеет свой уровень проявления, который определяется определенными чертами личности. Подростковое агрессивное поведение определяется во многом половозрастной спецификой, которая затрагивает все стороны развития личности подростка.

Агрессивность - личностная позиция, свойство личности, заключающееся в наличии деструктивных тенденций (диспозиции) в области субъективно-субъектных отношений, готовности и предпочтении использования насильственных средств для реализации своих целей. Агрессия — проявление агрессивности в деструктивных действиях, целью которых является нанесение вреда тому или иному лицу.

Агрессию в подростковом возрасте связывают с проблемами социальной адаптации, рассматривая ее как форму протеста против непонимания взрослых, причины же агрессивности видят в ошибках и упущениях воспитательной работы в школе и со стороны близких.

Подростковый возраст - это сложный период в развитии ребенка, в течение которого мы наблюдаем появление и формирование важных новообразований, а также негативные реакции и переживания, которые проявляются, например, в грубости, конфликтах, агрессивном поведении.

Агрессивное поведение подростков-это один из самых распространенных способов решения проблем, возникающих в сложных ситуациях и вызывающих напряжение. Важны внутренние доминанты агрессии.

Агрессия имеет у подростков гендерные различия. Мальчиковая агрессия обычно проявляется более открыто, грубо, она менее управляема, и контролировать ее ребята начинают позже, чем девочки. Девочки более сензитивны и впечатлительны, грубое проявление агрессии обычно им претит. Поэтому они весьма рано заменяют физическую агрессию вербальной.

Подростковое агрессивное поведение определяется во многом половозрастной спецификой, которая затрагивает все стороны развития личности подростка.

Было прове6дено эмпирическое исследование, цель которого – проверка гипотезы о том, что у девочек – подростков более выражен индекс враждебности, чем агрессивности, вербальная и косвенная агрессия.

Эмпирическое исследование проводилось в три этапа. На первом этапе вся выборка без учета гендерных различий была тестирована посредством опросника состояния агрессии Басса-Дарка. Полученные результаты были интерпретированы по таким критериям, как: распределение подростков по уровням агрессии; выраженность агрессии по шкалам и индексу агрессивности и враждебности.

На втором этапе выборка была разделена на мальчиков и девочек, и был проведен сравнительный анализ интегрального индекса агрессивности и враждебности у девочек и мальчиков, а также уровня вербальной агрессии с целью проверки первой части гипотезы.

На третьем этапе посредством использования коэффициента корреляции Спирмена была проверена статистическая значимость взаимосвязи возраста девочек-подростков и индекса враждебности, вербальной агрессии.

Агрессия у девочек проявляется в недоверии, представлении (часто мнимом) агрессивности др., а также через зависть и ненависть. Таким образом, высокие уровни индекса враждебности более характерны девочкам., чем мальчикам, что подтверждает ту часть гипотезы, что агрессивность девочек проявляется через обиду и подозрительность и им более характерны высокие показатели по индексу враждебности.

У девочек выше индекс враждебности, а у мальчиков индекс агрессивности, но это усреднённое значение, среди мальчиков есть подростки с низким уровнем агрессивности и повышенным враждебности, но это только отражает то, что некоторые мальчики проявляют агрессивность по женскому гендеру.

У мальчиков выше физическая агрессия, девочки превосходят их по уровням вербальной агрессии, характерной для истерических проявлений и косвенной, посредством сплетен, шуток. По подозрительности и обиде, как проявлениям агрессивности девочки существенно превосходят мальчиков.

Таким образом, первая часть гипотезы о том, что в рамках агрессивности им боле свойственна вербальная и косвенная агрессии, а также индекс враждебности, а мальчикам больше индекс агрессивности и физическая агрессия.

Корреляция между возрастом девочек - подростков и основными выявленными проявлениями агрессивности показала не значимость предположения, что с возрастом эти проявления усиливаются.

Разработаны такие рекомендации по профилактической и коррекционной работе, которые необходимо учитыввать:

 Эффективным средством повышения самоуважения девочек-подростков являются индивидуальные беседы с ними психолога по результатам проведенной психо-диагностики в процессе которой обсуждаются их индивидуальные особенности, умение использовать свои сильные стороны и преодолевать существующие проблемы. Уже само внимание к личности учащегося служит целям психологи- ческой реабилитации;

 Индивидуальная работа педагога–психолога с девочками подростками является одной из основных форм коррекции протестного поведения, т.к. позволяет выявить причины агрессивности, установить контакт, вызвать чувство доверия и применять элементы рациональной терапии, обучить способам психологически грамотного выражения агрессивных чувств.

 Групповая работа с агрессивными девочками-подростками должна быть ориентирована на восстановление психической целостности личности посредством нормализации ее межличностных отношений в группе, в семье, в общении с педагогами;

 Необходимо социально–психологическое просвещение родителей в целях повышения их психолого–педагогической компетентности и разъяснения важности психологической помощи в разрешении конфликтов с подростками: разъяснение роли семейных взаимоотношений и методов воспитания в возникновении агрессивных реакций и протестного поведения.

Список литературы

1 Асеев В.Г. Возрастная психология. – Иркутск., ИГУ. 1989.

2 Аверин В.А. Психология личности., Спб.: Питер. 2010

3 Аверьянов Л.А. Общая психология – Ростов н/Д., Феникс. 2011

4 Божович Л. И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности. – М.: МПА, 1995.

5 Венгер А. Л. Психологические рисуночные тесты. – М.: Изд-во ВЛАДОС – ПРЕСС,2009.

6 Воробьева К.Н. Агрессивность как следствие деструктивного семейного воспитания//Воспитание школьников. 2010. № 8. – С.21-24

7 Гиляшева И. Н., Игнатьева Н. Д. Межличностные отношения ребенка. М., Кнорус, 2011.

8 Гуляева К.Ю. Агрессивность в подростковом возрасте и ее коррекция//Омский научный вестник. 2007. № 2007. №5. – С. 107-110

9 Коломенский Я. Л. Психология общения М.: Знание,1974

10 Коломенский Я. Л. Психология общения М.: Знание,1974

11 Костандов Э.А. Физиологические механизмы психологической защиты. – М.,Кнорус. 2012

12 Кочубей Б.И., Новикова Е.В. Эмоциональная устойчивость школьника. – М.,. 1988.

13 Левин С.Л. Разрешение конфликтов – М.: Олимп-Бизнес. 2010 – 289 с.

14 Левитов Н.Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги//Вопросы психологии. – 1969. - № 1.

15 Леонтьев А.А. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Академия. 2008

16 Леонтьев А.А. Психология общения. – М.: Академия. 2008

17 Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – СПб.: Питер. 2009.

18 Либин А.В. Дифференциальная психология. – Ростов н/Д.: Феникс. 2008

19 Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка. М.; Воронеж,1997

20 Мерзлякова Ж.В. Агрессивность младших подростков//Воспитание школьников. 2009. № 4. – С. 23-27

21 Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция – Спб.: Речь. 2005

22 Можглинский Ю.В. агрессивность детей и подростков: распознавание, лечение. – М.: Академия. 2010

23 Никольская И. М., Грановская Р. М. Психологическая защита у подростков. – СПб., Питер. 2013

24 Платонова Н.М. Агрессия у подростков и подростков – СПб., Питер. 2012

25 Романова Е. С., Гребенников Л. Р. Механизмы психологической защиты. – Мытищи: «Талант»,1996.

26 Самосознание и защитные механизмы личности, Хрестоматия. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ - М»,2006

27 Северный А.А., Толстых Н.Н./Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста – Спб., Питер. 2009.

28 Суходольский Г.В. Математические методы в психологии – М., Гуманитарный центр. 2004.

29 Тарасова Е.В. Агрессивность ребенка в системе детско-родительских отношений: причины, формы проявления, коррекция//Вестник российского университета дружбы народов. Серия: Педагогика. 2008, № 8. – С79-84.

30 Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. – М., Педагогика – Пресс. 1995

31 Ханин Ю.Л. Краткое руководство к применению шкалы личностной и реактивной тревожности. –Л., 1976.

32 Шабалин О.М. Агрессивность как комплексная характеристика индивидуальности//Педагогика в правоохранительных органах. 2008. № 3. С. 26-29

33 Шабалин О.М. Агрессивность как фактор риска правонарушающего поведения подростков//Психопедагогика в правоохранительных органах. 2008. № 4. С. 38-43

34 Шуралева Е.В. Профилактика агрессивного поведения подростков на основе гендерных различий//Вестник ЧПГУ. 2009. №12. – С.188-195

35 Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Педагогика, 1978.

Покупка готовой работы
Тема: «Особенности проявления агрессивности девочек-подростков»
Раздел: Психология
Тип: Дипломная работа
Страниц: 72
Цена: 2400 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика