Дипломная работа

«Реализация федеральной программы социального развития села в Свердловской области»

  • 90 страниц
Содержание

Введение 3

1. Теоретические основы реализации федеральной целевой программы развития села 7

1.1. Научные основы оценки социального положения села 7

1.2. Оценка уровня и качества жизни сельского населения 15

1.3. Федеральная целевая программа как инструмент социального развития села 25

2. Анализ особенностей реализации федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2012 года" в Свердловской области" 34

2.1. Сущность и основные этапы федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2012 года" 34

2.2. Выявление достоинств и недостатков федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2012 года" 40

2.3. Особенности реализации федеральной целевой программы развития села в Свердловской области 47

3. Рекомендации по улучшению процесса реализации федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2012 года" в Свердловской области" 57

3.1. Рекомендации по корректировке федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2012 года" 57

3.2. Направления улучшения процесса реализации программы на территории Свердловской области 64

Заключение 72

Список использованной литературы 77

Приложения 82

Введение

Масштабные вызовы, с которыми столкнулась Россия, требуют выработки стратегического курса социально-экономического развития, направленного на придание ей статуса ведущей мировой державы, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан.

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. определяет в качестве такого стратегического курса переход российской экономики от экспортно-сырьевого к инновационному социально-ориентированному типу развития, основанному на расширении использования сравнительных конкурентных преимуществ России и задействовании новых источников экономического роста.

Одно из конкурентных преимуществ страны - природный, демографический, экономический и историко-культурный потенциал сельских территорий, рациональное и эффективное использование которого способно обеспечить устойчивое многоотраслевое развитие, полную занятость, высокие уровень и качество жизни населения, проживающего в сельской местности. Повышение роли сельских территорий в осуществлении стратегических социально-экономических преобразований требует применения комплексного интегрального подхода к развитию села как социально-территориальной подсистеме общества, выполняющей ряд важнейших народнохозяйственных функций, в том числе производственную, демографическую, социально-культурную, природоохранную, рекреационную.

Изменение политической системы и реформирование социально-экономических отношений в Российской Федерации, к сожалению, негативно отразились на отечественном сельском хозяйстве. В ходе институциональных преобразований были ликвидированы колхозы, совхозы, которые являлись селообразующими предприятиями и осуществляли строительство и обслуживание объектов жилья, коммунальной и бытовой инфраструктуры в сельских населенных пунктах.

Эти обстоятельства не могли не отразиться на условиях жизнедеятельности и качестве жизни сельских жителей. Старение и высокая смертность селян, проблема занятости трудоспособного населения, невозможность в отдельных населенных пунктах получения нормального образования и медицинских услуг, недостаточное коммунально-бытовое обслуживание напрямую повлияли на демографическое состояние в селах и деревнях.

Сегодня уже всем ясно, село или деревня, где нет аграрного производства обречены на вымирание. Вот почему для возрождения села в России необходимо решение проблем сельской местности решать на государственном уровне.

В целях реализации комплексного подхода к социально-экономическому развитию сельских территорий необходимо осуществить систему мер государственной поддержки, предусматривающих:

• обеспечение занятости сельского населения и повышение его доходов на основе диверсификации сельской экономики и развития альтернативных (несельскохозяйственных) видов деятельности на селе;

• улучшение качества социальной среды и условий жизни сельского населения за счет повышения доступности и качества предоставляемых услуг в области образования, здравоохранения, культуры, повышения уровня инженерного обустройства и обеспеченности жилищным фондом, развития транспортной и энергетической инфраструктуры, средств связи в сельской местности;

• преодоление информационной изолированности села на основе формирования отвечающей современным требованиям системы информационно-консультационной поддержки сельских сообществ, обеспечивающей инновационный путь развития сельских территорий.

Одним из способов решения проблемы возрождения села является реализация федеральной целевой программы. Все вышесказанное объясняет актуальность темы данной работы.

Целью данной работы является анализ особенностей реализации федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2012 года" в Свердловской области и выработка рекомендаций по улучшению процесса ее реализации.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

• изучить теоретические основы реализации федеральной целевой программы развития села;

• провести анализ особенностей реализации федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2012 года" в Свердловской области";

• осуществить разработку рекомендаций по улучшению процесса реализации федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2012 года" в Свердловской области".

Объект исследования – федеральная целевая программа "Социальное развитие села до 2012 года".

Предмет исследования – особенности реализации федеральной целевой программы развития села в Свердловской области.

При осуществлении исследования использованы такие методы как аналитический метод, сравнительный анализ, статистические методы.

Практическая значимость данной работы заключается в разработке рекомендаций по улучшению процесса реализации федеральной целевой программы развития села в регионе.

Теоретическая и информационная база исследования включает труды российских, зарубежных авторов, периодические издания, книги, материалы Д.А,Сюсюры, Б. Пошкуса, И.В. Митрофановой и других авторов. Нормативной базой служит действующее законодательство РФ.

Цели и задачи выпускной квалификационной работы обусловили структуру работы, которая состоит из введения, трех глав и заключения.

В первой главе работы отражены теоретические основы реализации федеральной целевой программы развития села.

Во второй главе проведен анализ особенностей реализации федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2012 года" в Свердловской области".

В третьей главе отражены рекомендации по улучшению процесса реализации федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2012 года" в Свердловской области".

Фрагмент работы

Одна из ключевых ролей при проведении научных исследований и разработке практических рекомендаций по управлению социальным развитием села, несомненно, отводится выбору совокупности показателей, наиболее полно отражающей состояние и изменения объекта исследования.

Анализ информационного обеспечения реализации социальных процессов на селе позволяет сделать вывод об их многогранности и многоаспектности, что существенно усложняет установление содержания универсального комплекса показателей, однозначно и в полном объеме отражающего состояние и всю полноту реакции на происходящие изменения.

При определении состава показателей, используемых для оценки социального положения села, большое значение имеет уточнение содержания самих понятий «социальная ситуация», «социальное положение», «социальное развитие».

Социальная ситуация — совокупность социальных факторов, влияющих на поведение, чувства и представления индивида или группы в системе взаимодействия в определенный период времени. Уточнение понятия социальной ситуации стало ядром теории американского социолога Уильяма Томаса, согласно которой социальная ситуация включает три взаимосвязанных элемента:

• объективные условия (социальные нормы и ценности);

• установки индивида и группы;

• определение ситуации действующим лицом.

Различия социальной ситуации представителей различных социальных форм отражает их социальное положение. Позитивное изменение социальной ситуации и социального положения под действием совокупности экономических, социальных, политических, духовных процессов, развертывающихся в обществе, есть суть его социального развития.

Заключение

В дипломной работе проведен анализ особенностей реализации федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2012 года" в Свердловской области, а также осуществлена разработка рекомендаций по улучшению процесса ее реализации.

В первой главе работы отражены теоретические основы реализации федеральной целевой программы развития села.

Проблемы социального развития села в условиях перехода страны к рыночной экономике стоят достаточно остро. Недооценка значимости результатов решения данных проблем может привести к дестабилизации социальной обстановки, росту социальной напряженности; угрожает нарушением территориальной целостности страны. В этой связи проведенное научное исследование и разработанные практические рекомендации по программно-целевому управлению социальным развитием села имеют особую актуальность.

В данной работе уточнено содержание комплекса показателей оценки социального положения села, состоящего из двух основных блоков: показателей уровня жизни; показателей качества жизни.

Статистический анализ социального положения села выявил существенные различия в обеспеченности социальными факторами сельского и городского населения. Уровень жизни, связанный с наличием материальных возможностей, степенью удовлетворения материальных потребностей сельского населения, в значительной степени зависит от размера среднемесячной оплаты труда в сельском и лесном хозяйстве, отраслях социальной инфраструктуры. Особую роль в обеспечении достойного уровня жизни на селе играет занятие личным подсобным хозяйством, которое до последнего времени не получило правового статуса, обделено вниманием власти, науки, общественности. По оценкам, основанным на анализе данных официальной статистики, в 2010 г. доходы 12,8 млн сельских жителей были ниже величины прожиточного минимума, а это фактически означает, что 1/3 сельского населения находится за чертой бедности.

Качество жизни на селе характеризуется низким уровнем развития социальной и инженерной инфраструктуры, ограниченными возможностями удовлетворения познавательных и эстетических потребностей, усугубляющимися снижением защищенности и морали, ограничением целеполагания и волеизъявления.

Ввод основных фондов социальной и инженерной инфраструктуры не способен обеспечить их простое воспроизводство, осуществляемые государством в данном направлении мероприятия недостаточны. Жилищное строительство осуществляется более чем на 90 % усилиями самих сельских жителей (в том числе с привлечением кредитов), до 80 % сельских жилищ не оборудованы канализацией и водопроводом.

Позитивно оценена ситуация с газификацией сельских территорий, сделан акцент на необходимости уделять повышенное внимание созданию и внедрению организационно-экономического механизма водоснабжения села. Телефонная связь доступна не более половине сельских семей, 20 % сельских территорий не охвачены сигналами телевидения, 10 % — сигналами радио, Интернет доступен лишь 13 % сельских жителей. Уменьшается количество сельских больниц — растет заболеваемость сельского населения. Высокими являются показатели младенческой смертности, смертности по причине болезни системы кровообращения, смертности по причине самоубийств. Отрицательные естественный и миграционный приросты грозят вымиранием российского села. Основными причинами переезда является отсутствие работы.

Кроме бюджетных отраслей, где количество рабочих мест ограничено, сельского и лесного хозяйства, где низкие заработки, плохие условия труда и высокая травмоопасность, сельскому жителю фактически невозможно найти работу. В условиях неудовлетворительного состояния правового поля в сельской местности расцветает неформальный сектор экономики с сомнительными условиями труда и его оплаты. Основным местом проведения отдыха для сельского населения является собственное жилье, личное подворье, близлежащие окрестности. Распространение спортивной и культурно-массовой деятельности ограничено не только финансовыми возможностями соответствующих сельских учреждений. Существенно снижена общественная оценка значимости подобной деятельности на селе, сельская культура и сельский спорт не получают достойного выхода на общероссийский уровень. В этих условиях опережающими темпами растет количество больных алкоголизмом и наркоманией, повышается уровень преступности, в том числе за счет увеличения количества особо тяжких преступлений.

Социальное положение сельского населения является удовлетворительно ухудшающимся. Эффективность деятельности различных органов власти по его улучшению является крайне низкой.

Основными направлениями скорейшего выхода из сложившейся критической ситуации респонденты определили: увеличение оплаты труда в сельском хозяйстве, дотирование сельскохозяйственного производства, создание условий для самореализации, развитие рынка труда, целевое финансирование развития социальной инфраструктуры села. Таким образом, использование программно-целевого подхода признается одним из наиболее эффективных инструментов в решении задач социального развития села.

Во второй главе проведен анализ особенностей реализации федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2012 года" в Свердловской области".

Проведенный анализ выявил следующее. На уровне РФ принята федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2012 года», имеющая следующие недостатки:

• наличие большого количества заказчиков, разработчиков и исполнителей приводит к усложнению управления разработкой и реализацией программы на всех этапах;

• цели и задачи целевой программы не отвечают ее названию (нет целей по повышению уровня жизни, качество жизни предложено повышать в основном за счет развития социальной и инженерной инфраструктуры), формулировки целей являются неоднозначными;

• наличие значительной неопределенности по исполнителям и источникам привлечения как минимум 46,5 % средств.

На уровне Свердловской области реализуются целевая программа по развитию агропромышленного комплекса в 2008-2012 гг, а также комплексная программа развития села - Уральская деревня.

В работе выявлены недостатки в существующей федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2012 г.», устранение которых позволит существенно повысить эффективность реализации ее мероприятий.

Основными недостатками данных программ является недофинансирование мероприятий в соответствии с утвержденными суммами.

В третьей главе отражены рекомендации по улучшению процесса реализации федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2012 года" в Свердловской области".

На основе полученных в исследовании результатов разработаны практические рекомендации по научно обоснованному использованию программно-целевого подхода в решении задач социального развития села. В общей сложности сделано четырнадцать рекомендаций, которые направлены на достижение комплексного улучшения социального положения села в ближайшей и среднесрочной перспективе.

В решении задач социально-экономического развития сельских населенных пунктов по Программе «Уральская деревня» все усилия должны быть направлены на реализацию трех основных блоковых направлений:

1. Создание условия для обеспечения качества жизни сельских жителей путем развития жилищного строительства, коммунально-бытового обслуживания (газифицирование, отопление, водоснабжение и т.д.), решения проблем в области медицинского обслуживания, образования, культуры и других социально значимых сферах.

2. Развитие аграрной экономики.

3. Развитие несельскохозяйственных видов деятельности.

Осуществление предложенных рекомендаций позволит повысить эффективность реализации федеральной целевой программы развития села как на уровне России, так и на уровне Свердловской области.

Список литературы

1. Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства" от 29.12.2006 №264-ФЗ (ред. от 24.07.2009).

2. Постановление Правительства РФ "О федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2012 года" от 03.12.2002 №858 (ред. от 31.01.2009).

3. Постановление Правительства Свердловской области от 28.11.2007 № 1176-ПП «О комплексной программе социально-экономического развития сельских населенных пунктов в Свердловской области на период 2008–2015 годов («Уральская деревня»)» // Областная газета 12.12.2007, № 438–439.

4. Постановление Правительства Свердловской области "О государственной программе "Развитие агропромышленного комплекса Свердловской области" на 2008 - 2012 годы" от 29.01.2008 N 51-ПП (ред. от 25.10.2010).

5. Артюшин А. А. О научно-техническом обеспечении крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств при реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» / А. А. Артюшин, Ю. Х. Шогенов // Техника и оборудование для села. — 2006. — № 5. — С. 43 – 44.

6. Бабинцев В. П. Устойчивое развитие региона и задача улучшения качества жизни населения // Регионология. — 2008. — № 12. — С. 299.

7. Бекетов В. Настало время не только говорить, но и делать // Экономика сельского хозяйства России. — 2006. — № 5. — С. 5.

8. Бобков В. Уровень социального неравенства // Экономист. — 2006. — № 3. — С. 58 – 65.

9. Бондаренко Л. В. Сельская Россия в начале XXI века (социальный аспект) // Социологические исследования. — 2005. — № 11. — С. 69 – 76.

10. Гончарова М. В. Стратегия финансового обеспечения системы поддержки населения в социально ориентированной «экономике потребления» // Финансы и кредит. — 2006. — № 18. — С. 61 – 70.

11. Горбунов Г. А. Приоритетный национальный проект «Развитие АПК»:состояние, проблемы и пути их решения // Достижения науки и техники АПК. — 2006. — № 5. — С. 25 – 26.

12. Гордеев А. В. Необходима комплексная долговременная программа развития сельского хозяйства // Социальная работа. — 2006. — № 1. — С. 3 – 4.

13. Гордеев А. В. О ходе реализации национального проекта «Развитие АПК» // Экономика сельского хозяйства России. — 2006. — № 5. — С. 3.

14. Дейнеко В. И . Социальное развитие села: проблемы и тенденции (Информационно-аналитический обзор) / В. И. Дейнеко, Ю. Н. Королев, А. А. Щегорцов. — Комитет по аграрной политике Совета Федерации ФС РФ, Информационно-аналитическое управление Аппарата Совета Федерации ФС РФ. — 1999. — 64 с.

15. Демографический ежегодник России. 2010: Стат. сб. / Росстат. — M., 2011. — 595 c.

16. Корбут Л. С. Проблемы занятости сельского населения // Вопросы статистики. — 2006. — №3. — С. 18 – 23.

17. Костяев А. Выравнивание территориальных социально-экономических различий // Экономика сельского хозяйства России. — 2006. — № 5. — С. 21.

18. Кузнецова Л. Оплата труда в сельхозорганизациях с учетом их финансового состояния // АПК: экономика, управление. — 2006. — № 7. — С. 43 – 44.

19. Кулик Г. Почему нужно приоритетно развивать российской село // АПК: экономика, управление. — 2006. — № 5. — С. 2 – 5.

20. Куликов И. Целевые программы комплексного развития социальной сферы села // АПК: экономика, управление. — 2009. — № 8. — С. 17 – 21.

21. Кураков В. Л . Высокий уровень и качество жизни как стратегическая цель развития социальной сферы // Регионология. — 2009. — № 12. — С. 292 – 298.

22. Митин С. Г. Национальный проект развития сельского хозяйства // Техника и оборудование для села. — 2008. — № 6. — С. 2 – 11.

23. Митрофанова И. В. Программно-целевое управление социально-экономическим развитием региона // Регионология. — 2005. — № 1. — С. 67 – 76.

24. Новосельский В. Изменения социально-экономических процессов // Экономист. — 2001. — № 3. — С. 34 – 42.

25. Паникарова С. Программно-целевое регулирование АПК на уровне региона // Экономист. — 2006. — № 1. — С. 75 – 79.

26. Печеневский В. Моделирование перспективного развития сельскохозяйственного производства АПК района // АПК: экономика, управление. —2004. — № 10. — С. 55 – 64.

27. Пошкус Б. Бюджетная поддержка сельского хозяйства // Экономика сельского хозяйства России. — 2006. — № 1. — С. 9.

28. Программа «Уральская деревня» поможет сократить отток сельских жителей в города // h**t://w*w.rost.r*/news/2007/08/ 301940_10621.shtml

29. Путин В. В. Реализация национального проекта «Развитие АПК» // АПК: экономика, управление. — 2006. — № 7. — С. 2 – 9.

30. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2010: Стат.сб. / Росстат. — М., 2011. — 982 с.

31. Сельское хозяйство, охота и лесоводство в России. 2004: Стат. сб. / Росстат. — M., 2010. — 478 c.

32. Словарь по экономике и финансам. Служба тематических толковых словарей «Глоссарий. ру». — h**t://w*w. glossary. ru/

33. Социальная статистика: учебник / Под ред. И. И. Елисеевой. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 2003. — 480 с.: ил.

34. Социальное положение и уровень жизни населения России. 2010: Стат.сб. / Росстат. — M.: ИИЦ «Статистика России», 2010. — 525 c.

35. Сюсюра Д.А. Программно-целевое управление социальным развитием села: монография.— М.: Издательский дом «Финансы и Кредит», 2007. — 160 с.

36. Сюсюра Д. А. Внедрение стратегического планирования в управление сельскохозяйственным производством / Научные основы функционирования и управления АПК. Научные труды НАЭКОР. Вып. 6. Т. III. — М.: Изд-во МСХА, 2002, — С. 60 – 64

37. Сюсюра Д. А. Характеристика информационной среды управления сельскохозяйственным производством/ Экономические проблемы развития рыночных отношений: Сборник по материалам региональной научно-практической конференции. — Оренбург: Оренбургский государственный аграрный университет, 2002. — С. 27 – 31.

38. Тарасов Н. Необходим рост доходов и уровня жизни сельского населения / Н. Тарасов // АПК: экономика, управление. — 2006. — № 6. — С. 28.

39. Торопов Д. Молодым специалистам — доступное жилье // Экономика сельского хозяйства России. — 2006. — № 3. — С. 21.

40. Умнов П. В. Федеральные целевые программы и их роль в социально-экономическом развитии регионального АПК. — М.: Россельхозакадемия, 2003. — 173 с.

41. Ушачев И. О Федеральной целевой программе «Социальное развитие села на период до 2010 года» //АПК: экономика, управление. — 2002. — № 7. — С. 3 – 8.

42. Ушачев И. Г. Развитие агропродовольственного сектора: основные направления и проблемы // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. — № 6. — 2006.

43. Федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2012 года» / Информационный сервер по материалам федеральных целевых программ. — h**t://w*w. programs-gov. ru

44. Фирсов А. Основа устойчивого развития сельской территории // Экономика сельского хозяйства России. — 2006. — № 2. — С. 21.

45. Чиганова С. Региональная социальная политика // Социальная работа. — 2006. — № 1. — С. 6 – 7.

46. Шелохова Т. Н. Проблема выбора критериев оценки качества жизни населения // География и природные ресурсы. — 2006. — № 1. — С. 108 – 114.

47. Шумаков Ю. Сельская школа и сельская экономика // Экономика сельского хозяйства России. — 2006. — № 4. — С. 21.

48. Энциклопедия социологии/ Под ред. А. А. Грицанова, Минск. – Издательство «Книжный Дом», 2003.

49. Якимова Л. А. Социально-экономические проблемы сельских жителей региона // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. – 2006. – № 2. – С. 46 – 48.

Покупка готовой работы
Тема: «Реализация федеральной программы социального развития села в Свердловской области»
Раздел: Управление
Тип: Дипломная работа
Страниц: 90
Цена: 4000 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика