Дипломная работа

«Реализация прав школьников на благоприятную окружающую среду в образовательной организации»

  • 74 страниц
Содержание

Введение….….….….

ГЛАВА 1. Благоприятная окружающая среда общеобразовательной школы как условие развития здоровья школьников….….

1.1. Здоровье школьников как эколого-педагогическая проблема ….

1.2. Санитарно-эпидемиологическое благополучие общеобразовательных учреждений как условие здоровья школьников…

1.3. Право школьников на благоприятную окружающую среду в общеобразовательном учреждении….

ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по выявлению уровня окружающей среды и организации учебного процесса в общеобразовательных учреждениях Республики Башкортостан…

2.1. Организация и методы исследования…

2.2. Результаты исследования по проведению урока ОБЖ с использованием здоровьесберегающих технологий….

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.….

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…

ПРИЛОЖЕНИЕ….…

Введение

Актуальность исследования. Актуальность данной темы становится очевидной, так как человеческое развитие на протяжении всех периодов связано с окружающим его миром. Право на благоприятную окружающую среду, в том числе в общеобразовательных учреждениях - одно из основных конституционных прав человека, относящееся к разряду экологических прав. От экологического состояния окружающей среды, ресурсоемкости (неистощимости), экологической устойчивости и эстетического богатства зависит здоровье человека, которое является важнейшим показателем благополучия общества и государства.

Однако сегодня все общество и специалисты всех областей озабочены по поводу роста заболеваемости среди выпускников образовательных учреждений, среди которых хронические болезни, ухудшение зрения, увеличение числа групп риска, нарушение осанки и искривление позвоночника, нарушение органов пищеварения и дыхания. В большинстве случаев не соблюдение санитарно-эпидемиологических требований в общеобразовательных учреждениях становится причиной основных заболеваний школьников. К ним относится плохое оснащение учебных кабинетов, физкультурного зала и спортивной площадки необходимым оборудованием и инвентарем, несоблюдение организации питания и учебного процесса, объема учебной и внеурочной нагрузки учащихся, физкультурно-оздоровительной работы и другое. Болезни у школьников чаще стали возникать из-за увеличения умственной нагрузки и недостаточной двигательной активности. Не стоит забывать, что роль школы в предупреждении болезней школьников неоценима, так как именно она может повлиять на выработку у школьников режима дня, режима питания, учебного и рабочего процесса, пренебрежительного отношения к вредным привычкам.

Названные причины существенно влияют на самочувствие, настроение и работоспособность школьников, стали основанием для исследования проблемы и выбора темы исследования: «Реализация прав школьников на благоприятную окружающую среду в образовательной организации».

Цель работы – на основе теоретического анализа проблемы выявить особенности реализации прав школьников в общеобразовательных учреждениях г. Уфы.

Объект исследования – санитарно-эпидемиологическое благополучие общеобразовательных учреждений.

Предмет исследования – здоровьесберегающая организация учебного процесса школьников на уроках ОБЖ и физическая культура.

Задачи исследования:

 изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме здоровья школьников;

 проанализировать санитарно-эпидемиологические условия общеобразовательных учреждений как условие здоровья школьников;

 выявить основные санитарно-эпидемиологические нарушения в общеобразовательных учреждениях лишающие права школьников на благоприятную окружающую среду.

В процессе исследования мы исходили из следующей гипотезы: окружающая среда общеобразовательной школы положительно сказывается на здоровье школьников и на качество освоения ими знаний, если в ней соблюдаются санитарно-гигиенические условия обучения, нормируется учебная нагрузка и применяются здоровьесберегающие технологии.

Методологической основой исследования стали статистические данные, теоретические и практические разработки по проблеме здоровья человека (Г.В.Залевский, Г.К.Зайцев, А.Г.Зайцев, Ю.В.Кузьмина, В.Ф.Костюченко, Ю.П.Лисицын, и др.); по основам безопасности жизнедеятельности (Р.И.Айзман, Н.С.Шуленина, В.М.Ширшова А.С.Ахиезер); по проблемам санитарно-эпидемиологического благополучия детей и подростков в общеобразовательных учреждениях (А.А.Горский, В.А.Гуров, Н.А.Иорданская, С.Е.Квасов, В.М.Калинин, С.Д.Сокова, М.Х.Шрага, Л.И.Кудря, Е.Ф.Фефилова); по вопросам формирования здоровьесберегающих технологий в условиях образовательных учреждений (Ю.В.Науменко и др.) и по вопросам физического развития школьников (А.А.Баранов, В.Р.Кучма, Н.А.Скоблина, Г.С.Решетников, Н.В.Ефимова, И.Г.Погорелова, О.Ю.Катульская, Т.М.Параничева, Е.А.Бабенкова, Е.В.Тюрина, К.В.Орлов, В.И.Щеголь).

Также в работе были использованы законодательные документы, регламентирующие права школьников на благоприятную окружающую среду в общеобразовательных учреждениях как Конвенция о правах ребенка [15], Гражданский кодекс Российской Федерации [7]; федеральные законы: «Об охране окружающей среды» [30], «О техническом регулировании» [32], «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» [33], «О качестве и безопасности пищевых продуктов» [31]; СанПиНы - «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» [27], «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» [28], «Общественные здания и сооружения» [29], Экологическая доктрина Российской Федерации от 31 августа 2002 г. [39], а также законодательные образовательные документы – федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [34], программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы [6], Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года [16] и другие.

Теоретическую основу исследования составили научные труды, тематические публикации в периодической печати, материалы научных конференций и семинаров отечественных и зарубежных авторов по вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия общеобразовательных учреждений как основного права школьников.

Для реализации поставленных в работе целей и задач использовались теоретические (анализ, синтез и обобщение литературы по исследуемой проблеме) и эмпирические методы исследования (анкетирование, эксперимент).

Базой исследования стали МБОУ СОШ №2 Кармаскалинского района, МБОУ СОШ №1 Карламанского района и МБОУ гимназия №39 г. Уфы.

Практическое значение исследования состоит в том, что результаты исследования можно использовать при проведении внеклассных мероприятий в старшем звене общеобразовательной школы.

Структура выпускной квалификационной работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Во введении обоснована актуальность исследования, показана степень разработанности проблемы, определены объект и предмет исследования, цель и задачи исследования.

В главе 1 раскрыты санитарно-эпидемиологические условия общеобразовательных учреждений как основное право школьников, влияющее на их здоровье.

В главе 2 раскрыта опытно-экспериментальная работа по выявлению уровня окружающей среды и организации учебного процесса в общеобразовательных учреждениях Республики Башкортостан, подведены результаты опытно-экспериментальной работы по выявлению санитарно-эпидемиологических нарушений в общеобразовательной школе, негативно сказывающиеся на здоровье школьников.

В заключении сделаны выводы по всей выпускной квалификационной работе.

Фрагмент работы

1.1. Здоровье школьников как эколого-педагогическая проблема

Сегодня здоровье школьников, которое с каждым годом ухудшается в результате негативного влияния факторов окружающей среды, несоблюдения санитарно-эпидемиологических требований при организации питания, процесса воспитания и обучения и распространения вредных привычек, становится одной из центральных эколого-педагогических проблем. Достаточно частыми у школьников стали хронические заболевания, ухудшение зрения, нарушение осанки и искривление позвоночника, повышение у них давления, заболевания органов пищеварения и дыхания, увеличение болезней эндокринной, мочеполовой, костно-мышечной систем, кожи и подкожной клетчатки, врожденные аномалии, симптомы и признаки отклонения от нормы и многие другие заболевания [37]. Хотя общеизвестно, что важнейшим показателем благополучия общества и государства, характеризующим настоящую ситуацию современного общества, динамику экономического развития и его перспективности, является состояние здоровья подрастающего поколения, к которым в основном относятся школьники.

По определению Всемирной организации здравоохранения, «здоровье - это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». Вообще можно говорить о трех видах здоровья: физическом, психическом и нравственном (социальном). Если физическое здоровье - это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем, то психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств. Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, то есть жизни в определенном человеческом обществе [11].

Сегодня об ухудшении здоровья населения, в том числе обучающихся говорит обширный научный материал, который доказывает губительное воздействие на него множества факторов окружающей среды (климат, погода, экологическая обстановка). К отрицательным факторам относятся несоблюдение режима дня, режима питания, учебного и рабочего процесса, недостатки калорийности питания, тяга к вредным привычкам, плохая наследственность, низкий уровень медицинского обеспечения.

Анализ данных проблем заставляет задуматься о роли школы и образования в целом в развитии и поддержании физического, психического и духовно-нравственного здоровья подрастающего поколения. Ребенок будет здоров, если он наилучшим образом приспособлен к условиям меняющейся среды. Важную роль в этом играют следующие компоненты здоровья: духовно-нравственное воспитание детей, которое заключается в создании базовой культуры личности, основ гуманизма, воспитании любви к земле, уважении других национальных традиций (духовно-нравственный компонент школьника выражается в умении творчески реализовывать себя в различных сферах деятельности); соматический компонент, куда входит гигиеническое воспитание и посильные физические нагрузки, что является фундаментом для достижения активного долголетия; психический компонент, или устойчивость к стрессам, гармония интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер деятельности человека.

Важно заметить, что сегодня интенсивное развитие современной науки и практики привело к увеличению учебной нагрузки в школе и отходу от принципа природосообразности в построении и обеспечении педагогического процесса, последствием которых стало - нарушение здоровья школьников, Физические и психоэмоциональные перегрузки школьников стали негативно сказываться на адаптационных возможностях их организма, а также способствовать значительному уменьшению возможностей к обучению и воспитанию и снижению их интеллектуального развития.

Сегодня выделяется следующая классификация состояния здоровья школьников. Первая группа - здоровые дети. Вторая - практически здоровые, у которых отсутствуют хронические заболевания, но имеются некоторые функциональные и морфофункциональные нарушения. Третья и четвертая - больные в разной степени проявления и компенсации болезни. Пятая - обучающиеся с тяжелыми хроническими заболеваниями. Согласно медицинской статистике, к завершению школьного обучения заметно увеличивается численность обучающихся, относящихся к третьей и четвертой группам, за счет уменьшения первой и второй групп здоровья. Ослабление растущего организма болезнями существенно замедляет умственное и физическое развитие школьников, пагубно сказывается на их учебной и общественной активности [41].

Проведенные исследования показали, что количество детей в возрасте 6-7 лет не готовы к систематическому обучению (32 %). Так, В.И.Щеголь отмечает, что сегодня 8-10% российских детей дошкольного возраста по их физическому состоянию не готовы к началу занятий в школе; по итогам организации обучения у 23% школьников наблюдалось переутомление; организация обучения с углубленным изучением иностранного языка (дополнительные 1-2 часа в неделю) приводила к утомлению в 35% случаях [38].

О нарастании частоты хронических отклонений здоровья у детей свидетельствуют следующие данные. За период обучения в школе с 1-го по 8-й классы число здоровых детей снижается в 4 раза. Число детей с близорукостью возрастает с 3 до 30%, с нервно-психическими расстройствами с 15 до 40%, с гастроэнтерологическими заболеваниями в 2 раза. За время обучения число детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата увеличивается в 1,5-2 раза, с аллергическими болезнями - в 3 раза, с заболеваниями крови - в 2,5 раз, с нервными болезнями - в 2 раза. А.А.Баранов, В.Р.Кучма, Н.А.Скоблина говорят о том, что в современной школе лишь 10% учащихся здоровы, каждый второй имеет морфофункциональные отклонения, а 40% детей страдают хроническими заболеваниями [3].

Неблагоприятная ситуация в области здоровья обучающихся отмечается в школах нового типа: гимназиях, колледжах и др. До 50% гимназистов заканчивают рабочий день с признаками выраженного переутомления. В общеобразовательных школах доля таких детей не превышает 20 - 30%. К концу учебного года у гимназистов в 2 раза увеличивается частота гипертонических реакций, а общее число неблагоприятных изменений артериального давления достигает 90%. Повышенная невротизация обнаружена у большинства обучающихся (55 - 83%) школ нового вида. Функциональные резервы организма снижаются у 30% младших школьников, у 24% обучающихся 5 - 9 классов и у 20% старшеклассников.

По научным данным, процент «школьной дезадаптации» у детей младшего школьного возраста достигает у мальчиков 25,7%, у девочек – 10,8%. Число практически здоровых детей и подростков (I группа) составляет всего 13,2%. Установлен рост численности детей (в динамике за период обучения) со II и III группами здоровья, что свидетельствует о негативном влиянии интенсификации учебного процесса на состояние здоровья детей [18].

За последние 5-7 лет отмечается увеличение общей заболеваемости детей до 14 лет, более чем на 20%. Значительно нарастает смешанная патология во всех возрастных группах детского населения. В 1,4 раза увеличилось число детей с задержкой физического и биологического уровня развития. Значительную часть среди заболеваний среди лиц до 14 лет выросла в 2012 году на 19%, а от 15 до 17 лет – на 21%. За год количество заболеваний на 1 ребёнка составило 3,9%, а на одного подростка – 4,95%.

Заболеваемость в возрастной группе подростков от 15 до 17 лет за год возросла по всем показателям. Наибольший рост отмечен по таким показателям, как инфекционные и паразитарные болезни (+63,6%), новообразования (+125%), болезни эндокринной системы (+23%), болезни нервной системы (+18,5%), болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани (+15%). Самыми распространёнными заболеваниями в подростковой группе являются болезни эндокринной, нервной и системы кровообращения, болезни глаза и его придаточного аппарата, болезни костно-мышечной системы.

В младшей возрастной группе детей до 14 лет ухудшения отмечены практически по всем показателям заболеваемости. Самые высокие показатели: инфекционные и паразитарные болезни (+29,2%), болезни нервной системы (+55,1%), болезни системы кровообращения (+38,1%), болезни органов пищеварения (+22,4%), болезни глаза и его придаточного аппарата (+12,6%).

Продолжается рост показателей болезней крови и кроветворных органов, анемий, болезней органов дыхания, мочеполовой системы, нервной системы, врожденных аномалий. Сохраняются высокие уровни алиментарнозависимых заболеваний (гастриты и дуодениты, болезни желчного пузыря и желчевыводящих путей, сахарный диабет).

Анализ структуры распространенности заболеваний в 2012 году детей от 1 года до 14 лет показывает, что 1 место, как и в 2011 году, занимают болезни органов дыхания, 2 место – болезни костно-мышечной системы, 3 место – болезни глаза и его придаточного аппарата, 4 место – болезни органов пищеварения, 5 место – кожи и подкожной клетчатки.

По данной оценке в 2012 году, состояние здоровья детей значительно меняется с возрастом. Отмечается, что если в 3 года удельный вес абсолютно здоровых детей, имеющих 1-ю группу здоровья, составляет 28 %, то в 14 лет – 20 %. И наоборот, чем старше ребенок, тем выше удельный вес детей с хроническими заболеваниями (3-я группа). В 3 года таких детей 5,7 %, в 14 лет уже 10,4 % [26].

Так, еще Ю.П.Лисицын отмечал, что здоровье человека определяется процессами, которые требуют определенных условий - гармонии, уравновешенности как внутри организма (органов, систем, биохимических процессов), так и гармонии с окружающей средой [19]. С данного направления, здоровье является ценностью, которую необходимо оберегать и соответственно направлять интересы личности на программу ее сохранения, соблюдая правильный ритм жизнедеятельности. Здоровье как качественная характеристика личности, влияет на достижение ею многих потребностей и целей. С другой стороны, здоровье зависит от самого человека, от его сознания и поведения. И.И.Брехман отмечал, что «…здоровье - это та вершина, на которую каждый должен подняться сам» [4].

Забота государства о здоровьесбережении школьников отражается в Законе «Об образовании в Российской Федерации» [34], в котором отмечается, что система образования строится на приоритете жизни и здоровья человека. Национальная доктрина образования [24], Федеральная программа развития образования на 2013-2020 гг. [6], Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года [16] и другие нормативные документы в качестве приоритетного направления выделяют создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья детей и реализации здоровьесберегающих технологий.

Государственные стандарты общего образования призваны обеспечивать защиту обучающихся от перегрузок и сохранение их психического и физического здоровья. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования разработан с учетом основных направлений модернизации общего образования: 1) нормализация учебной нагрузки обучающихся, устранение перегрузок, подрывающих их физическое и психическое здоровье, 2) соответствие содержания образования возрастным закономерностям развития обучающихся, их особенностям и возможностям на каждой ступени образования; личностная ориентация содержания образования, 3) повышение удельного веса и качества занятий физической культурой и др. [36]

Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы и призван обеспечить охрану и укрепление физического и психического здоровья детей. В рамках общего образования планируется приведение содержания образования в соответствие с возрастными особенностями подросткового периода. В области основного общего образования в перечень обязательных для изучения учебных предметов входит физическая культура.

Недостаточная двигательная активность имеет следствием падение обмена веществ и кинетической энергии, ослабление иммунитета, ухудшение работы органов дыхания и кровообращения, снижение продуктивности физической и умственной деятельности - внимания, памяти, мышления, закрепления полученных знаний и др. Многочисленными исследованиями установлено, что гигиеническая норма двигательной активности, обеспечивающей здоровье и нормальное развитие детей школьного возраста, находится в пределах от 6 до 15 только педагогически организованных часов, т.е. проводимых педагогом, занятий в неделю. Если же исходить из общей двигательной потребности растущего организма для обеспечения здоровой жизнедеятельности школьника, то суммарные показатели педагогически организованных и самодеятельных форм двигательной активности в упражнениях, подвижных и спортивных играх, прогулках и развлечениях со сверстниками должны составлять от 12 до 30 часов в неделю, в зависимости от возраста. Эта потребность может быть реализована посредством ежедневной двигательной активности учащихся в объеме не менее двух часов. Такой объем двигательной активности слагается из участия школьников в комплексе мероприятий дня каждой школы: проведения гимнастики до учебных занятий, физкультминуток на уроках, подвижных игр на переменах, спортивного часа в группах продленного дня, уроков физкультуры, внеклассных спортивных занятий, общешкольных соревнований и дней здоровья, самостоятельных занятий физкультурой.

Вместе с тем, реальная двигательная активность современного российского школьника не превышает 4-6 часов в неделю. Урок физической культуры способен удовлетворить двигательную потребность лишь на 11-13%. Из этого следует слабое здоровье, пониженная работоспособность, неудовлетворительная успеваемость, общая социальная пассивность обделенных жизненно необходимыми движениями школьников.

Доля учебных часов по предметам «Физкультура», «Физкультура и здоровье» в базовом полном среднем девятилетнем образовании составляет 10 - 11% учебного времени и предполагает 11 обязательных зачетов. Уроки физкультуры или физкультуры и здоровья организуются по принципу «здоровье прежде всего». С 7 по 9 класс они могут сочетаться с какой-либо спортивной деятельностью. Более того, воспитание здорового образа жизни пронизывает все учебные дисциплины.

Исследования состояния здоровья старших школьников России показывают, что положительной динамикой в улучшении их здоровья не наблюдается. Этот факт становится предметом острой общественной и педагогической тревоги. Учеными обсуждаются общие вопросы здоровья юношей и девушек, влияние социальных, медицинских, биологических факторов на формирование здорового образа старших школьников, формирование их здорового образа жизни. На школы, обеспечивающие социальное развитие личности, ложится, помимо образовательных и воспитательных задач, сохранение психического, физического и нравственного здоровья юношества. Среди заболеваний старших школьников доминирует патология органов зрения, органов пищеварения, сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной, мочеполовой систем. В старших классах средней школы юношами приобретается опыт курения.

Заключение

Следовательно, нами теоретически было проанализировано, что сегодня распространенность, динамика и причины болезней детей школьного возраста ухудшается в результате негативного влияния факторов окружающей среды, несоблюдения санитарно-эпидемиологических требований при организации питания, процесса воспитания и обучения и распространения вредных привычек и становится одной из центральных эколого-педагогических проблем. Достаточно частыми у школьников стали хронические заболевания, ухудшение зрения, нарушение осанки и искривление позвоночника, повышение у них давления, заболевания органов пищеварения и дыхания, увеличение болезней эндокринной, мочеполовой, костно-мышечной систем, кожи и подкожной клетчатки, врожденные аномалии, симптомы и признаки отклонения от нормы и многие другие.

В сложившихся условиях сохранение и улучшение здоровья как основное право детей стало важнейшей государственной задачей и является одним из основополагающих прав каждого человека на земле, независимо от его расы, вероисповедания, политических убеждений, материального или социального статуса в обществе.

Практически, невозможно устранить все губительные внешние факторы экологической среды. Однако изменение окружающей экологической обстановки общеобразовательных учреждений и обеспечение в них условий может сказаться положительно на формировании и развитии здоровья обучающихся и позволит избежать многие причины сопутствующие их болезням. Такая работа по реализации благоприятной среды в образовательном учреждении должна состоять из организации:

 здоровьесберегающей инфраструктуры;

 рациональной организации учебного процесса;

 организация физкультурно-оздоровительной работы;

 санитарно-гигиенического образования и воспитания учащихся;

 санитарно-гигиенического образования и воспитание педагогов и родителей;

 профилактики и динамического наблюдения за состоянием здоровья.

Наиболее интенсивно развивающимся направлением здоровьесберегающей деятельности в общеобразовательных учреждениях является соблюдение санитарно-гигиенических условий обучения; нормирование учебных нагрузок; применение образовательных методов и методик с учетом физиологических возможностей ребенка; создание благоприятного эмоционального и психологического фона занятий (психологическая безопасность), а также дальнейшее совершенствование нормативной и методической базы, разработка технических регламентов, содержащих основные гигиенические требования к организации воспитания и обучения детей, безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков, производству и обороту продуктов детского питания, их пищевой ценности.

Воздействия таких показателей, как санитарная ситуация территории образовательного учреждения, набор, площади и оборудования помещения, санитарное оборудование помещений, воздушно-тепловой режим, организация учебно-воспитательного процесса, физического воспитания, медицинское обеспечение детей в образовательных учреждениях может способствовать развитию функциональных отклонений, снижению резистентности организма, что в свою очередь повышает восприимчивость детей к инфекционным заболеваниям.

Отсюда нами был организован педагогический эксперимент в 2013-2014 гг. на базах МБОУ СОШ №2 Кармаскалинского района, МБОУ СОШ №1 Карламанского района и МБОУ гимназия №39 г. Уфы для того чтобы проанализировать санитарно-эпидемиологические условия общеобразовательных учреждений как условие здоровья школьников и выявить в них основные санитарно-эпидемиологические нарушения, лишающие права школьников на благоприятную окружающую среду.

Исходя из полученных результатов, нами было выявлено, что МБОУ гимназия №39 г. Уфы имеет высокие показатели по уровню организации условий для обучения школьников (30 баллов), МБОУ СОШ №2 Кармаскалинского района – находится на ниже среднем уровне (23 балла) и МБОУ СОШ №1 Карламанского района на низком уровне (16 баллов).

Таким образом, гипотеза о том, что окружающая среда общеобразовательной школы положительно сказывается на здоровье школьников и на качество освоения ими знаний, если в ней соблюдаются санитарно-гигиенические условия обучения, нормируется учебная нагрузка и применяются здоровьесберегающие технологии подтверждена.

Список литературы

1. Агранович, М. От парты до обеда. - URL: h**t://w*w.rg.r*/2011/03/15/shkola.html/ - Дата обращения: 12.02.14.

2. Айзман, Р.И. Основы безопасности жизнедеятельности / Р.И.Айзман, Н.С.Шуленина, В.М.Ширшова. – Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2010. – 256 с.

3. Баранов, А.А. Физическое развитие детей и подростков на рубеже тысячелетий / А.А.Баранов, В.Р.Кучма, Н.А.Скоблина - М НЦЗД РАМН, 2008 - 216 с.

4. Валеология. Культура здоровья: книга для учителей и студентов педагогических специальностей / Г.К.Зайцев, А.Г.Зайцев. - М.: БАХРАХ-М, ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ, 2003. – 268 с.

5. Горский, А.А. О санитарно-эпидемиологическом благополучии детей и подростков в Российской Федерации / А.А. Горский // Здоровье населения и среда обитания: информ. бюл. / Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральное гос. учреждение здравоохранения «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» Роспотребнадзора. - № 2. – 2008. - С.7-10.

6. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы – URL: h**t://ipk74.r*/virtualcab/norm/gosudarstvennaya-programma-rossijskoj-federacii-razvitie-obrazovaniya-na-2013-2020-gody. - Дата обращения: 17.02.14.

7. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ). – URL: h**t://base.garant.r*/10164072/. – Дата обращения: 03.12.13.

8. Гуров, В.А. Новые СанПиНы: больше, чем закон? / В.А.Гуров // Народное образование. – 2011. - №5. - С.144-148

9. Дзятковская, Е.Н. Общее экологическое образование: изучение экологии или приобщение к экологической культуре? / Е.Н.Дзятковская // Вестник Международной академии наук (Русская секция). - 2010. - N 3. - С.47-50.

10. Ефимова, Н.В., Погорелова И.Г., Катульская О.Ю. Мониторинг физического развития и функционального состояния детей и подростков: учебное пособие / Н.В.Ефимова, И.Г.Погорелова, О.Ю.Катульская. – Иркутск: Научный центр реконструктивной и восстановительной хирургии Сибирского отделения РАМН, 2013. – 78 с.

11. Залевский, Г.В. Школа и здоровье учащихся: «Школьный невроз» как следствие деструктивного поведения учителя / Г.В.Залевский, Ю.В.Кузьмина // Сибирский психологический журнал. – Томск: Национальный исследовательский Томский государственный университет, 2010. - №36. – С. 7-14.

12. Иорданская, Н.А. Гигиеническое обоснование оптимизации медико-педагогического процесса в образовательной школе / Н.А.Иорданская, С.Е.Квасов // Медицинский альманах. - 2009. - № 1. - С. 36-39.

13. Калинин, В.М. Оценка технического состояния зданий: учебник / В.М.Калинин, С.Д.Сокова. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 268 с.

14. Киселева, В.Т. Вопросы экологии в школьном образовании / В.Т.Киселева, С.Н.Булатова, В.Р.Сулаянц // Научный потенциал регионов на службу модернизации. - 2012. - N 2. - С.77-80.

15. Конвенция о правах ребенка. – URL: h**t://w*w.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml. - Дата обращения: 20.12.13.

16. Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года. – URL: h**t://rpp.nashaucheba.r*/docs/index-12590.html - Дата обращения: 17.02.14.

17. Костюченко, В.Ф. Здоровье - категория социокультурная // Проблемы семьи и семейной педагогики: теория и практика, история и современность: материалы Международной научно - практической конференции памяти П.И.Петренко. - Пятигорск: ПГЛУ, 2005.- С.81 - 87.

18. Леванович, В.В. Формирование здоровьесберегающих технологий в условиях образовательных учреждений / В.В.Леванович, К.Н.Серов, Г.А.Суслова, С.Н. Львов, Э.В.Хрулев, Д.А.Земляной // Материалы VII Российского форума с международным участием «Здоровье детей: профилактика и терапия социально-значимых заболеваний Санкт-Петербург – 2013» 13-14 мая 2013 г. – СПб., 2013. - 247 с.

19. Лисицын, Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение: учеб. / Ю.П.Лисицын. - М.: ГЭОТАР- МЕД, 2002. - 520 с.

20. Мамедов, Н.М. Экологическое образование: социокультурный контекст / Н.М.Мамедов // Вестник КРАУНЦ. - 2012. - №2. – С.6-12.

21. Марченко, М.Н. Основы государства и права: учебник для ВУЗов / М.Н.Марченко, Е.М.Дерябина. - М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2007. - 360 с.

22. Морозова, Н.В. Экологизация образования как средство формирования экологической культуры / Н.В.Морозова // Фундаментальные исследования. - 2012. - N 3. - С.300-304.

23. Науменко, Ю.В. Здоровьесберегающая деятельность школы текст. / Ю.В. Науменко // Педагогика. - 2005. - № 6. - С. 37-44.

24. Национальная доктрина образования в Российской Федерации. – URL: h**t://sinncom.r*/content/reforma/index5.htm. - Дата обращения: 17.02.14.

25. Параничева, Т.М. Состояние здоровья детей младшего школьного возраста / Т.М.Параничева, Е.А.Бабенкова, Е.В.Тюрина, К.В.Орлов // Альманах «Новые исследования» - М.: Вердана, 2011. - №3. – С. 33-37.

26. Рост заболеваемости остановить не удаётся. – URL: h**t://newsland.com/news/detail/id/1188862/. – Дата обращения: 18.12.13.

27. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2883-11 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (изменения №1 к СанПиН 2.4.2.2821-10 утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 июня 2011 г. № 85) // Гарант: информационно-правовой портал. – URL: h**t://w*w.garant.r*/products/ipo/prime/doc/70011370/#ixzz2sZ5ENLjZ. - Дата обращения: 03.12.13.

28. СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» от от 15 мая 2013 г. №26 // Гарант: информационно-правовой портал. – URL: h**t://w*w.rg.r*/2013/07/19/sanpin-dok.html. - Дата обращения: 03.12.13.

29. СанПиН 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения». – URL: h**t://base.garant.r*/6180507/. - Дата обращения: 03.12.13.

30. Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (с изменениями от 28 декабря 2013 г. N 409-ФЗ)// Гарант: информационно-правовой портал. – URL: h**t://base.garant.r*/12125350/. – Дата обращения: 05.02.14.

31. Федеральный закон от 2 января 2000 г. №29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» // Гарант: информационно-правовой портал. – URL: h**t://ivo.garant.r*/SESSION/PILOT/main.htm. - Дата обращения: 03.12.13.

32. Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. №184-ФЗ «О техническом регулировании» (с изменениями от 28 декабря 2013 г.) // Гарант: информационно-правовой портал. – URL: h**t://ivo.garant.r*/SESSION/PILOT/main.htm. - Дата обращения: 03.12.13.

33. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (с изменениями от 25 ноября 2013 г.) // Гарант: информационно-правовой портал. – URL: h**t://ivo.garant.r*/SESSION/PILOT/main.htm. - Дата обращения: 03.12.13.

34. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». – URL: h**t://w*w.rg.r*/2012/12/30/obrazovanie-dok.html. - Дата обращения: 17.02.14.

35. Фельдштейн, Д.И. Психология развития человека как личности: Избранные труды - Т.2. - М.: изд-во МПСИ-Воронеж: МОДЭК, 2005. - 324 с.

36. Фундаментальное ядро содержания общего образования: проект / Под ред. В.В,Козлова, А,М.Кондакова.-М.: Просвещение, 2009 - 48 с.

37. Шрага, М.Х. Экология образовательного учреждения: управление здоровьем Менеджмент в образовании: опыт, проблемы, инновации / М.Х.Шрага, Л.И.Кудря, Е.Ф.Фефилова; Отв. Редактор Ю.Ф.Лукин – Архангельск: Изд-во Поморского государственного университета имени М.В.Ломоносова, 2004. – С. 36-52

38. Щеголь, В.И. Физическая культура как главный фактор сохранения и укрепления здоровья школьников // Европа и современная Россия. Интегративная функция педагогической науки в едином образовательном пространстве: материалы IV Международной научной конференции. - М. - Эрланген, 2009. - С.731-740.

39. Экологическая доктрина Российской Федерации от 31 августа 2002 г. № 1225-р – URL: h**t://w*w.bstpress.r*/article.asp?issue=820&article=1. - Дата обращения: 05.02.14.

40. Федеральный закон Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ. «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» – URL: h**t://w*w.rg.r*/2009/11/27/energo-dok.html. - Дата обращения: 03.12.13.

41. Инновационные подходы к организации здоровьесберегающего пространства образовательного учреждения: материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции. 18 ноября 2013 г. / Гл. ред. И.В.Романова – Чебоксары: ЦДИП «INet», 2013. – 150 с.

42. Итоги и перспективы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации. – Режим доступа: h**t://rudocs.exdat.com/docs/index-49111.html. - Дата обращения: 03.03.2014.

Покупка готовой работы
Тема: «Реализация прав школьников на благоприятную окружающую среду в образовательной организации»
Раздел: Безопасность жизнедеятельности
Тип: Дипломная работа
Страниц: 74
Цена: 2900 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика