Дипломная работа

«Развитие малого бизнеса в муниципальном образовании»

  • 90 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА 6

1.1. Исторические аспекты становления малого бизнеса в России 6

1.2. Правовое обеспечение развития малого бизнеса в России 12

1.3. Перспективы развития малого бизнеса 17

2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Г. ИЖЕВСКА 26

2.1. Общая характеристика муниципального образования 26

2.2. Характеристика органов, обеспечивающих развитие малого бизнеса на территории г. Ижевска 31

2.3. Нормативно-правовая база, регулирующая деятельность малого бизнеса на территории г. Ижевска 35

3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА НА ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г. ИЖЕВСК 46

3.1. Анализ и проблемы развития малого бизнеса в г. Ижевске 46

3.2. Мероприятия по совершенствованию развития малого бизнеса в г. Ижевске 56

3.3. Экономическое обоснование выдвинутых предложений 61

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 71

ПРИЛОЖЕНИЯ

Введение

Мировой опыт развития малого бизнеса показывает, что одним из существенных рычагов подъема экономики, особенно в кризисные периоды, является многоукладность (участие различных форм собственности) и развитие малого и среднего бизнеса и оживление частной инициативы. Понимание роли малого предпринимательства требует ясного представления о том, какое место оно занимает в национальной экономике и каковы его отличительные особенности. Формирование и развитие рыночных отношений предполагает свободное и равноправное сосуществование и развитие различных форм собственности и различных секторов внутри каждой формы собственности.

Малое предпринимательство представляет самый многочисленный слой мелких собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический и отчасти политический уровень развития страны, регионов, муниципальных образований. По своему уровню жизни и социальному положению они принадлежат к большинству населения, одновременно являясь как непосредственными производителями, так и потребителями широкого спектра товаров и услуг. Сектор малого предпринимательства образует самую разветвленную сеть предприятий, действующих в основном на местных рынках и непосредственно связанных с массовым потребителем товаров и услуг. В совокупности с небольшими размерами малых предприятий, их технологической, производственной и управленческой гибкостью это позволяет чутко и своевременно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка.

Сектор малого предпринимательства является неотъемлемым, объективно необходимым элементом любой развитой хозяйственной системы, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Становление местного самоуправления является важным элементом социально-экономического реформирования и выравнивания развития регионов.

Развитие местного самоуправления связано не только с организацией власти и управления на местах, но в первую очередь с вовлечением широких слоев населения в процессы экономического и социального развития на муниципальной территории, повышением деловой активности. Важная роль в становлении муниципальных образований принадлежит малому предпринимательству как наиболее адаптивному сектору экономики. Исполнение органами местного самоуправления своей миссии невозможно без прочного и стабильного базиса, надежных источников финансово-экономического обеспечения. Таким базисом, важнейшим источником финансовых ресурсов является малый бизнес, одновременно с этим служащий инструментом реформирования местного самоуправления.

В данном случае увеличение поступлений возможно за счет как прямых налогов в местный бюджет – это налог на доходы физических лиц, взи-маемый с сотрудников предприятий, а также единый налог на вмененный доход, так и за счет отчислений от региональных и федеральных налогов.

Суммы налоговых поступлений в бюджет, как и возможность их роста, зависят от количества налогоплательщиков – юридических и физических лиц, а также от размера их налогооблагаемой базы. Из этого следует, что органы местного самоуправления должны быть заинтересованы в увеличении числа предприятий и в росте количества рабочих мест, то есть, в поддержке предпринимательства и, в первую очередь, малого.

Малые предприятия обладают такими экономическими преимущества-ми, как лучшая адаптация к изменяющейся конъюнктуре спроса, мобильность, инициативность, более низкий уровень издержек производства и реализации, более высокий уровень наукоемкости продукции, самозанятости, молодежного состава персонала среди руководителей, использование местных небольших источников сырья и ресурсов и т.д. Малый бизнес в условиях сложной экономической ситуации частично решает вопрос занятости и доходов населения путем быстрого создания низкозатратных новых рабочих мест и реального приложения труда высвобождаемых с крупных предприятий работников. За счет малых предприятий рынки товаров и услуг заполняются более доступной по цене для населения продукцией. Таким образом, выбор темы выпускной квали-фикационной работы является весьма актуальным на сегодняшний день.

Объект исследования выпускной квалификационной работы – малый бизнес как предпринимательское сообщество. Предмет система поддержки малого бизнеса на территории муниципального образования г. Ижевск. Цель выпускной квалификационной работы – выполнить анализ развития малого бизнеса в г. Ижевске и разработать мероприятия по его совершенствованию. В процессе выполнения выпускной квалификационной работы необходимо решать следующий спектр задач:

-исследовать теоретические аспекты развития малого бизнеса;

-дать общую характеристику местного самоуправления г. Ижевска, обеспечивающих развитие малого бизнеса;

-рассмотреть перспективы развития малого бизнеса на территории г. Ижевска.

Основой проводимого исследования являются работы отдельных авторов в области развития малого бизнеса в РФ, таких как Агеев А.И., Воронин А.Г., Виленский А. и др.

Структурно выпускная квалификационная работа состоит из введения, основной части, заключения и библиографического списка. В первой главе основной части выпускной квалификационной работы исследуются исторические аспекты становления малого бизнеса в России, правовое обеспечение, проблемы и перспективы развития. Во второй главе выпускной квалификационной работы дается общая характеристика муниципального образования, характеристика органов муниципальной власти, обеспечивающих развитие малого бизнеса на территории г. Ижевска, исследуется нормативно-правовая база развития малого бизнеса на территории г. Ижевска. В третьей главе выпускной квалификационной работы проводится анализ развития малого бизнеса в г. Ижевске. На основе выявленных проблем разрабатываются мероприятия по совершенствованию развития малого бизнеса и дается экономическое обоснование отдельных мероприятий.

Заключение

В ходе выполнения выпускной квалификационной работы достигнута ее цель - выполнен анализ развития малого бизнеса в г. Ижевске и разработаны мероприятия по его совершенствованию.

Малый бизнес играет важную роль в решении экономических и социальных задач города Ижевска, так как способствует созданию новых рабочих мест, насыщению потребительского рынка товарами и услугами, формированию конкурентной среды, обеспечивает экономическую самостоятельность населения города, стабильность налоговых поступлений. Развитие предпринимательства является одной из приоритетных задач социально-экономического развития города Ижевска.

Развитие малого бизнеса на территории г. Ижевска в рамках полномочий органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства на основании Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» осуществляет Администрация г. Ижевска, а именно Управление экономики и развития города Администрации города Ижевска, а именно отдел производственных отраслей и предпринимательства данного Управления.

Для исследования проблем развития предпринимательства Независимым профсоюзом предпринимателей и работников организаций различных форм собственности Удмуртской Республики «Единство» в рамках Республиканской целевой программы по государственной поддержке и развитию малого предпринимательства в Удмуртской Республике на 2004-2008 годы в городе Ижевске в 2007 году проводилось социологическое исследование «Анализ ситуации в области малого бизнеса: административные барьеры, контролирующие органы, налогообложение».

Результаты опроса индивидуальных предпринимателей, руководителей малых предприятий различных форм собственности и наемных работников предпринимателей показали, что количество лиц, желающих организовать свой бизнес, с каждым годом уменьшается. В основном в сфере малого предпринимательства задействованы лица, которые пришли в бизнес в 90-х годах.

При этом малый бизнес «стареет», так как молодежь не желает связывать свою деятельность с малым предпринимательством, прежде всего их останавливает наличие риска потерять свое имущество, отсутствие первоначального капитала и помощи со стороны государства в его приобретении, отсутствие уверенности в удачном исходе и получении прибыли от предпринимательской деятельности.

По мнению респондентов, основной проблемой, препятствующей развитию их бизнеса, является недостаток как собственных, так и заемных финансовых средств для расширения деятельности. Основная часть предпринимателей не пользуется кредитными и заемными средствами, прежде всего, из-за отсутствия у малых предприятий необходимого обеспечения и кредитных историй. Традиционно коммерческие банки считают малый бизнес достаточно трудоемким в обслуживании, высокорискованным и относительно низкодоходным.

Сдерживают развитие малого предпринимательства и имущественные вопросы. В настоящее время лишь немногие малые предприятия имеют собственное помещение и оборудование. Есть проблемы и в получении земельных участков в собственность. Существуют проблемы в получении разрешительных документов, необходимых для открытия и развития собственного дела.

По данным, полученным в ходе социологического опроса, более 50 процентов предпринимателей для принятия управленческих и коммерческих решений нуждаются в информации о различных аспектах ведения бизнеса.

В ходе выполнения выпускной квалификационной работы предложены отдельные мероприятия по совершенствованию развития малого бизнеса:

-расширение участия субъектов малого бизнеса в муниципальном заказе;

-создание муниципального инновационного фонда с получением субси-дий из республиканского бюджета;

-проведение регулярного мониторинга наличия программ кредитования малого бизнеса в банках, представленных в г. Ижевске;

-осуществление консультационной поддержки малого бизнеса по рай-онам г. Ижевска;

-введение льгот по земельному налогу для малых предприятий, осуществляющих производственную и инновационную деятельность;

-разработка специализированного сайта для информационной поддержки субъектов малого бизнеса на территории г. Ижевска;

-«замораживание» роста ставок арендной платы в первые три года функционирования субъекта малого бизнеса, а также предоставление скидок при реализации муниципального имущества (при компенсации их в дальнейшем за счет увеличения налоговых доходов);

-создание учебного центра по подготовке кадров для малого бизнеса с использованием дистанционных технологий.

В 2007 году отмечено снижение удельного веса стоимости контрактов и сделок, заключенных с субъектами малого предпринимательства, в общей стоимости заключенных контрактов и сделок по муниципальному заказу в г. Ижевске, что расценивается как негативная тенденция в области развития ма-лого бизнеса на территории муниципального образования. При этом муниципальный заказ способен содействовать позитивной реструктуризации малого бизнеса - выводу его из узкой ниши торгово-посреднической деятельности в сторону более активного проникновения в сферы производства и инновационной деятельности. Кроме того, выполнение муниципального заказа стимулирует кооперационные и иные связи малого, среднего и крупного бизнеса, что является необходимым условием полноценного развития предпринимательской и конкурентной среды в экономике.

Предложим расширить спектр услуг, оказываемых субъектами малого бизнеса Администрации г. Ижевска по муниципальному заказу. В частности, в рамках муниципального заказа могут быть заключены договора с индивидуальными предпринимателями на оказание транспортных услуг по доставке продуктов питания в детские дошкольные учреждения.

Как показало исследование, необходимо сформировать отдельный фонд для поддержки инновационной деятельности малого бизнеса. Средства для фонда могут быть предоставлены городскому бюджету за счет субсидий республиканского бюджета УР.

В настоящее время имеющаяся на официальном сайте муниципального образования «город Ижевск» вкладка «Предпринимательство» дает минимум информации для развития малого бизнеса на территории г. Ижевска, поэтому необходима разработка специализированного сайта для информационной поддержки субъектов малого бизнеса на территории г. Ижевска.

С целью дальнейшей активизации развития малого бизнеса на территории г. Ижевска следует также предложить «замораживание» роста ставок арендной платы в первые три года функционирования субъекта малого бизнеса, а также предоставление скидок при реализации муниципального имущества (при компенсации их в дальнейшем за счет увеличения налоговых доходов бюджета за счет субъекта малого бизнеса).

В рамках данного мероприятия необходимо предложить льготные условия ведения бизнеса для субъектов малого предпринимательства на стадии окупаемости проектов. К таким льготным условиям следует отнести предоставление коммунальных услуг по льготным тарифам, а также, если площади, занимаемые субъектами малого предпринимательства, являются объектами аренды муниципальной собственности, то и льготные арендные ставки. Кроме того, при сдаче в аренду с правом выкупа, а также при реализации муниципального имущества необходимо делать скидки, если экономические расчеты показывают высокую бюджетную эффективность заключения сделки. При этом в качестве экономического эффекта явится увеличение налоговых поступлений от субъектов малого предпринимательства в бюджет г. Ижевска, в частности единого налога на вмененный доход (ЕНВД).

Список литературы

1. Конституция РФ. Принята на всенародном голосовании 12.12.1993. – М., Статут, 2008. – 45 с.

2. Трудовой Кодекс РФ Принят Государственной Думой РФ 21 декабря 2001 года (в ред. от 30.12.2007). - М.: Статут, 2008.

3. Гражданский кодекс РФ. Часть 1. Принят Государственной Думой 21 октября 1994 года (в ред. от 18.12.2007). М.: Статут, 2008.

4. Гражданский кодекс РФ. Часть 2. Принят Государственной Думой 22 декабря 1995 года (в ред. от 30.12.2007 года). М.: Статут, 2008.

5. Налоговый Кодекс РФ (часть 1 от 31.07.1998 в ред. от 30.06.2008 и часть 2 от 05.08.2000 в ред. от 04.12.2007).

6. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. от 10.06.2008).

7. Федеральный закон от 24.07.2007 г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (в ред. от 22.07.2008).

8. Федеральный закон от 22.07.2008 г. №159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

9. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» (в ред. от 18.07.2008).

10. Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (в ред. от 08.11.2007).

11. Закон Удмуртской Республики от 16.04.1996 г. №179-I «О государственной поддержке и развитии малого предпринимательства в Удмуртской Республике» (в ред. от 14.03.2005).

12. Постановление Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 г. №556 "О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категорий субъектов малого и среднего предпринимательства».

13. Указ Президента УР от 05.02.2003 № 18 «О мерах по развитию малого предпринимательства на территориях муниципальных образований в Удмуртской Республике» (ред. от 15.03.2007).

14. Решение Городской думы города Ижевска от 24.12.2003 г. № 152 «Об утверждении Порядка приватизации муниципального имущества города Ижевска».

15. Решение Городской думы города Ижевска от 23.11.2005 г. № 24 «Об установлении земельного налога на территории муниципального образования город Ижевск».

16. Решение Городской думы г. Ижевска от 27.11.2007 г. № 339 "О внесении изменений и дополнений в решение Городской думы г. Ижевска от 23 ноября 2005 №24 "Об установлении земельного налога на территории муниципального образования "город Ижевск".

17. Решение Городской думы г. Ижевска от 20.12.2007 г. № 355 "Об утверждении Прогнозного плана приватизации муниципального имущества города Ижевска на 2008 год".

18. Решение Городской думы г. Ижевска от 20.05.2004 г. № 220 "Об утверждении методики расчета арендной платы за объекты муниципального нежилого фонда города Ижевска".

19. Решение Городской думы г. Ижевска от 27.11.2007 г. № 341 «Об утверждении Муниципальной целевой программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Ижевске на 2008 год»

20. Постановление Администрации г. Ижевска от 27.06.2008 г. № 477 «Об утверждении Общего порядка предоставления субсидий негосударственным (немуниципальным) организациям, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг».

21. Постановление Администрации г. Ижевска от 20.06.2008 г. № 443 "Об утверждении Порядка компенсации затрат, произведенных и документально подтвержденных субъектами малого и среднего предпринимательства, на оплату консультационных услуг"

22. Постановление Администрации г. Ижевска от 9 июня 2008 г. №420 "Об утверждении Порядка предоставления субсидий на уплату части процентной ставки по кредитам, привлекаемым субъектами малого и среднего предпринимательства в кредитных организациях для реализации проектов.

23. Постановление Администрации г. Ижевска от 26.12.2007 г. №834 "Об индексации базовой ставки арендной платы за один квартальный метр в год и минимальной годовой ставки арендной платы за объекты муниципального нежилого фонда города Ижевска на 2008 год".

24. Постановление Администрации г. Ижевска №325 от 28 июня 2007 г. "Об утверждении Порядка оказания консультационной и организационной поддержки субъектам малого предпринимательства на территории города Ижевска".

25. Постановление Администрации г. Ижевска от 04.08.2000 г. №351 "О расчете арендной платы за объекты муниципальной собственности в г. Ижевске".

26. Андреев, В. Государственная поддержка малого предпринимательства. // Российская юстиция. - № 12. - 2006. – с. 22-24.

27. Агеев, А. И. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры. - М., 2004. – 355 с.

28. Анисимова, Т. Буев, В. и др. Проблемы малого бизнеса глазами предпринимателей // Вопросы экономики - №11. – 2006. – с.32-33.

29. Бусыгин, А. Предпринимательство. Основной курс. – М., 2007. – 340 с.

30. Воронин, А.Г. Муниципальное хозяйствование и управление: проблемы теории и практики. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 176 с.

31. Виленский, А. Этапы развития малого предпринимательства в России // Вопросы экономики. — 2006. — № 7. – с. 34-35.

32. Гаврилов, А. И. Региональная экономика и управление. - М.: ЮНИТИ, 2002. – 239 с.

33. Глазунова, Н.И. Система государственного и муниципального управления: Учебник. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 544 с.

34. Гипельсон, В. Рынок труда в частном секторе // Предпринимательство в России. — 2004. — №1. – с.27-29.

35. Зевелев, В.А. Малый бизнес — большая проблема России. — М., 2004. – 155 с.

36. Игнатов, В.В. Введение в специальность государственного и муниципального управления. - Ростов-на Дону, 2006. – 150 с.

37. Игнатов, В.В., Бородина О.Ю. Малое предпринимательство и его государственная поддержка в России. Ростов-на-Дону: Ростовское книжное издательство («Ростиздат»), 2007. – 114 с.

38. Кнорринг, В.И. Основы государственного и муниципального управления: Учебник. – М.: Изд-во «Экзамен», 2005. – 410 с.

39. Ларичева, З.М. Малый бизнес: проблемы и перспективы его развития // Менеджмент в России и за рубежом. - №2. – 2007. с. 11-14.

40. Маршалова, А.С. Система государственного и муниципального управления. – М.: Омега, 2006. – 322 с.

41. Малый производственный бизнес: проблемы и перспективы // w*w.spb-mb.r*.

42. Нестеров, П. М. Региональная экономика. - М.: ЮНИТИ, 2002. - 447с.

43. Предпринимательство: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. Г.Б. Поляка, проф. В.А. Швандара. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2005. – 233 с.

44. Рыбина, М.Н. Основные этапы становления малого пред-принимательства в условиях современных радикальных рыночных реформ в России // Менеджмент в России и за рубежом. - №2. – 2004. с. 16-19.

45. Уйменова, Е. Перспективы развития малого бизнеса // w*w.audit-it.r*.

46. Франк, С. Предпринимательство без границ. – М., 2008. – 270 с.

47. Южанов, И.А. Положительный опыт развития малого предпринимательства в России // w*w.audit-it.r*.

Примечания

+раздатка+рецензия+доклад

Покупка готовой работы
Тема: «Развитие малого бизнеса в муниципальном образовании»
Раздел: Экономика
Тип: Дипломная работа
Страниц: 90
Цена: 600 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика