Дипломная работа

«Формирование творческого мышления младших школьников в процессе решения проблемных задач на уроках математики»

  • 56 страниц
Содержание

Введение….3

Глава I Проблемное обучение начальной школе….

1.1 Сущность и структура формирования творческого мышления младших школьников….

1.2 История развития теории проблемного обучения….

Выводы по главе 1

Глава II Проблемный подход как условие формирования теоретического мышления учащихся на уроках математики в начальной школе….

2.1 Методика создания проблемных ситуаций на уроках математики в начальной школе….

2.2 Методическое оснащение формирования творческого мышления учащихся при использовании методов проблемного обучения на уроках математики….

Выводы по главе II

Список использованной литературы

Приложение

Введение

В настоящее время абсолютной ценностью личностно – ориентированного образования является ребенок. И в качестве глобальной цели рассматривают человека культуры: личность, свободную, гуманную, духовную, творческую. Главное в личности устремленность в будущее, к свободной реализации своих потенций в особенности творческих, к укреплению веры в себя и возможность достижения идеального «Я».

Основной ценностью гуманистического личностно – ориентированного оборудования выступает творчество как способ развития человека в культуре. Творческая ориентация обучения и воспитания позволяет осуществлять личностно – ориентированного образования как процесс развития и удовлетворения потребностей человека как субъекта жизни, культуры и истории.

В настоящее время существует острая социальная потребность в творчестве и творческих индивидах. Развитие у школьников творческого мышления одна из важнейших задач в сегодняшней школе. Стремление реализовать себя, проявить свои возможности – это то направляющее начало, которое проявляется во всех формах человеческой жизни – стремление к развитию, расширению, совершенствованию, зрелости, тенденция к выражению и проявлению всех способностей организма и «Я».

Психологи и педагоги, работающие по исследованию специального, целенаправленного развития креативности, выделяют следующие основные условия, влияющие на формирование творческого мышления:

- индивидуализация образования;

- исследовательское обучение;

- проблематизация.

В дипломной работе мы хотим доказать, что в использовании проблемных ситуаций существуют нераскрытые возможности для развития творческого мышления.

Чтобы у младшего школьника развивалось творческое мышление, необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любопытство, повторил путь человечества в познании, удовлетворил с аппетитом возникшие потребности в записях. Только через преодоление трудностей, решение проблем, ребенок может войти в мир творчества.

Вопросами теории и технологии проблемного обучения занимались А.М. Матюшкин, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, Т.В. Кудрявцев и другие.

Но почему же именно на проблемное обучение возможна роль в достижении цели: развитие творческого мышления? Какие существуют возможности использования проблемных ситуаций на уроках математики?

Объект исследования – математическое образование в начальной школе.

Предмет исследования - педагогически условия развития творческого мышления младших школьников в процессе проблемного обучения на уроках математики.

Цель исследования - определить педагогические условия развития творческого мышления учащихся в процессе проблемного обучения в начальной школе.

Задачи исследования:

1) На основе изучения психолого-педагогической литературы определить сущность и структуру творческого мышления младших школьников.

2) Описать специфику математического образования в начальной школе как условия формирования творческого мышления младших школьников.

3) Разработать методическое сопровождение преподавания математики в начальной школе на основе проблемного обучения.

4) Разработать методические рекомендации по формированию творческого мышления младших школьников на основе проблемного обучения

В ходе исследования нами был использован комплекс взаимодополняющих методов исследования: анализ литературы, изучение деятельности школьников, педагогическое наблюдение, опытно-практическая работа и др.

Базой исследования явились ученики начальных классов Юмагузинской начальной школы д.Юмагузино РБ.

Работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Фрагмент работы

Глава I Проблемное обучение в начальной школе

1.1 Сущность и структура формирования творческого мышления младших школьников

В психологии развития существуют три подхода к проблеме развития творческого мышления: 1) генетический, отводящий основную роль наследственности; 2) средовой, представители которого считают решающим фактором развития внешние условия; 3) генотип-средового взаимодействия, сторонники которого выделяют разные типы адаптации индивида к среде в зависимости от наследственных черт.

В.Н. Дружинин, В.И. Тютюнина и другие считают необходимым для развития творческого мышления:

- наличие позитивного образца творческого поведения;

- создание, условий для подражания творческому поведению и планированию проявлений агрессивного поведения.

- социальное подавление творческого поведения.

Они выделяют между условиями и повседневной жизни индивида и достигнутым им уровнем творческого мышления. Заключается в том, что развитию творческого мышления способствуют те же аспекты ситуации, которые приводят к научению: повторение и подкрепление. А этап имитации является необходимым звеном развития творческой личности. Творческое мышление развивается благодаря процессам, подобным «уравновешиванию» и запусками при возникновении когнитивного конфликта.

Таким образом, существует два направления проблемы развития творческого мышления.

- влияние условий воспитания в повседневной жизни;

- проведение развивающего эксперимента.

Развитие совершается в процессе обучения и воспитания. Оно формируется в процессе взаимодействия с миром, посредством овладения и духовной культуры, искусства. Поэтому есть возможность говорить о специальном, целенаправленном формировании творческого мышления, о системном формирующем воздействии.

Развиваются воображение и фантазия, творческое мышление, воспитывается любознательность, формируется умение наблюдать и анализировать явления, проводить сравнения, обобщать факты, делать выводы, практически оценивать деятельность, активность, инициатива.

Отличительный признак творческой деятельности детей – субъективная новинка продукта деятельности. По своему объективному знанию «открытие» ребенка может быть и новым, необычным, но в то же время выполняется по указке учителя, по его задумке, с его помощью, а потому не является творчеством. И в то же время ребенок может предложить такое решение, которое уже известно, использовалось на практике, но додуматься до него самостоятельно, не копируя известное.

Успешное формирование у младших школьников творческого мышления возможно лишь на основе учета педагогом основных особенностей детского творчества и решения центральных задач в развитии творческого мышления.

Особенностью творческого мышления школьников является то, что ребенок некритически относится к своему продукту творчества. Детский замысел не направляется никакими идеями, критериями, требованиям и, а потом субъективен.

Психологами установлено, что развитие мышления человека неотделимо от развития его языка. Поэтому важнейшая задача с развитием творческого мышления учащихся обучении их умению словесно описать способы решения задач, рассказывать о приемах работы, называть основные элементы задачи, изображать и читать графические изображения её. При всяком творческом процессе задача решается сначала в уме, а затем переносится во внешний план.

Творческое мышление не может быть диалектическим, так как для него характерно познание предмета в его глубинных взаимосвязях. На современном этапе развития общественной практики и познания сознательное применение в обучении диалектического метода и формировании творческого мышления являются существенной исторической потребностью научного прогресса.

Творческое мышление, являясь предметом изучения психологии, отражает непосредственное усмотрение связей в изучаемом предмете, в результате которого возникает или предметная реальность (в качестве материальной продукции), или субъективно новые знания, или же идеальный образ. Его развитие у школьной молодёжи направлено на формирование творческой личности как общественного субъекта. При этом правомерно утверждать, что формирование творческого мышления возможно на любой стадии развития учащихся с начальной до высшей школы.

Для того, чтобы учащиеся приобрели способность к творческому мышлению, начиная с первого по десятый класс необходимо постоянно создавать ситуацию творческой учебной и внеучебной деятельности, способствующей раскрытию и развитию природных творческих дарований.

В настоящее время наблюдается повышенный интерес к вопросам творческого мышления как отличительной, так и в зарубежной психологии. Это объясняется назревшей социальной необходимостью в носителях творческих идей и в творческих исполнителях, а также с необходимостью развития престижа страны, зависящим от количества и качества творческой продукции.

Особый тип мышления, называемый в зарубежной психологии креативностью, в настоящее время широко изучается англо-американскими учёными, однако сущность этого свойства пока до конца не выяснено.

В отечественной психологии также широко разрабатываются проблемы творческого мышления человека. Она ставится как проблема продуктивного мышления в отличии от репродуктивного. В психологии единодушны в признании того, что в любом мыслительном процессе сплетены продуктивные и репродуктивные компоненты. Большое внимание уделяется раскрытию сущности творческого мышления, выявлению механизмов творческой деятельности и природы творческого мышления.

И.Я.Лернер характеризует творческое мышление по его продукту. Учащиеся в процессе творчества создают субъективно новые, при этом проявляя свою индивидуальность.

С точки зрения Д.В. Богоявленской, творчество является ситуативно - нестимулированной активностью, проявляющейся в стремлении выйти за пределы заданной проблемы.

Выделяя признаки творчество акта, все исследователи подчёркивают его бессознательность, неконтролируемость волей и разумом, а также изменённость состояния сознания.

Заключение

В завершении нашей дипломной работы подведём итог.

В результате исследования мы подтвердили правильность выдвинутой нами гипотезы: при использовании системы с разной степенью проблемности на уроках математики повышается уровень творческого мышления младших школьников.

Все поставленные задачи исследования выполнены. Теоретически сущность проблемного обучения и его роль в развитии творческого мышления, мы выявили возможности использования проблемных ситуаций при изучении математики. Также мы выработали рекомендации по совершенствованию процесса формирования творческого мышления младших школьников. Мы представляем развёрнутый конспект занятия факультатива по теме «Сложение и вычитание в пределах 100» 2 класс, который поможет учителям начальных классов, воспитателям группы продлённого дня, организаторам внеклассной работы, сделать время пребывания в школе более интересным и содержательным, поможет реализовать свои задатки детям, с различным уровнем творческого мышления, который позволит систематически проводить внеклассную работу в школе.

И представляем конспект урока по теме «Думаем. Рассуждаем. Решаем».

В этом уроке даются разные проблемные задачи.

Таким образом, единственным плодотворным путём развития творческого мышления в детстве становится максимально полное раскрытие потенциальных возможностей, природных задатков, и учитель должен создать такую полноценно развивающуюся деятельность для учащихся, чтобы потенциал не остался не востребованным. В развитии учебно-познавательных способностей учащихся должны активно участвовать, не только учителя и родители, но и сами школьники.

Повышение эффективности всей многогранной работы по обучению учащихся умению учиться – одна из самых главных предпосылок повышения качества образования.

Список литературы

1. Артёмов А.К. Приёмы организации развивающего обучения // Начальная школа. – 1995. - №3, - с 35 – 39.

2. Бантова М.А. Система формирования вычислительных навыков // Начальная школа 1993. - №11. – с 38 – 44.

3. Александрова Э.И. Об учебно – методическом комплекте по математике для II класса // Начальная школа. 2000. - №9. – с 31 – 34.

4. Блохин И.А., Ляхин В.В., Стрекозин В.П. О проблемном обучении в начальных классах // Начальная школа. – 1973. - №6. – с 53 – 64.

5. Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Книга для учителя. 3 изд. – М.: Просвещение, 1991 – 93 г.

6. М.И.Васильева. математика и конструирование // Начальная школа. №7. – 2000. – с 26 – 28.

7. Гальперин П.Я. Котик Н.Р. К психологии творческого мышления // Вопросы психологии. – 1982. - №5.

8. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. Опыт теоретического и экспериментально-психологического исследования. – М.: Педагогика, - 240 с.

9. Дружинин В.Н. Психодиагностика общих способностей. – М.: Академия, 1996. – 224 с.

10. Каменский Я.А. Избранные педагогические сочинения / Под редакцией Красновского А.А. М.: Просвещение. – 652 с.

11. Комракова О.Я. Весёлые задачи // Начальная школа №5, 1995 с 23.

12. Коннова В.А. Задания развивающего характера к уроку математики // Начальная школа №5, 1994. – 23 с.

13. Лернер И.Я. Проблемное обучение. – М.: Знание, - 64 с.

14. Матюшкин А.М. Проблемная ситуация в мышлении и обучении. – М.: Педагогика, 1975 – 368 с.

15. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику: Учебное пособие для студентов. – М.: Институт практической психологии, 1997. – 365 с.

16. Моро М.И., С.В. Степанова. Информационно-методическое письмо об учебниках математики для II классов // Начальная школа. №8, 1998. – 51 – 54 с.

17. Немов Р.С. Психология. В 2-х книгах. – М.: Просвещение, 1995.

18. Овсянникова Т.Н. За такими программами будущее // Начальная школа. – 1995. - №6. – с 71 – 75.

19. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкассистого. – М.: Педагогическое общество России, 1998. – 640 с.

20. Подласый Я.А. Психология творческого мышления. – М.: Академия пед. наук.

21. Подласый И.П. Педагогика: Учебник для студентов ВУЗов. – М.: Просвещение, 1996. – 432 с.

22. Истомина Н.Б. Особенности работы по учебнику для II класса // Начальная школа. №8. – 2000. – 94 – 100 с.

23. Рубинштейн С.А. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 1999. – 720 с.

24. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии // Школьные технологии. – 1999. – «6.

25. Сереброва И.В. Развитие внимания и логического мышления на уроках математики // Начальная школа. – 1995. - №6. – с 51 – 53.

26. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. – СПб.: Соц-пед. центр. – 1996. – 349 с.

27. Шубинский В.С. Педагогика творчества учащихся. – М.: Просвещение, 1989.

28. Яковлева Е.А. Развитие творческого потенциала у школьников // Вопросы психологии – 1997. - №2. – с 37 – 42.

29. Яковлева Е.А. Психология развития творческого потенциала личности. – М.: Фланта, 1997.

Покупка готовой работы
Тема: «Формирование творческого мышления младших школьников в процессе решения проблемных задач на уроках математики»
Раздел: Педагогика
Тип: Дипломная работа
Страниц: 56
Цена: 1900 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика