Курсовая работа

«Психологические особенности творческой личности.»

  • 34 страниц
Содержание

Введение 3

1 Понятие творческой личности и ее особенности 4

2. Этапы развития творчества и личности 8

3 Психологические механизмы художественного творчества 12

4 Самореализация личности. Потребность личности в самореализации 15

4.1 Возникновение творческой доминанты у личности 20

4.2 Развитие интуиции 22

5 Эмоциональные особенности творческой личности 24

5.1 Предпосылки художественных и интеллектуальных способностей творческой личности 24

5.2 Эмоциональные черты творческого человека 26

5.3 Отличительные черты творческого человека от нетворческого 29

5.4 Понятие чувства одиночества 31

Заключение 33

Список литературы 34

Введение

Рассматривая проблемы организации обучения творчеству и решению творческих задач, необходимо знание особенностей творческой личности. Только совокупность внутренних связей и внешних условий формирует вполне определенные свойства психики.

В настоящее время вопросами творчества заняты многие профессионалы и любители: ученые, педагоги, работники творческих профессий и т.д.

Творческой называется личность, способная к созидательно - инновационной деятельности и самосовершенствованию. Для плодотворных занятий творчеством человеку необходимы определенные качества и их сочетания. В последнее время все большее внимание исследователей привлекает взаимосвязь с творчеством эмоциональных особенностей личности художника.

Эмоциональные характеристики творца обусловлены рядом биологических предпосылок. Так, в большинстве творческие личности обладают художественным типом высшей нервной деятельности, который характеризуется доминированием правого полушария над левым, преобладанием первой сигнальной системы под второй и, следовательно, приматом интуиции над логикой. Описанные выше особенности ВНД способствуют непосредственности и живости восприятия, изучению действительности в ее совокупности, без какого-либо членения или разъединения, образности мышления, яркости воображения, выраженной эмоциональности.

Фрагмент работы

1 Понятие творческой личности и ее особенности

В истинном творчестве личность также трансцендирует (превосходит) ограниченность мира. Ведь творчество - это создание прежде небывшего, несуществовавшего. То, что неспособна произвести Вселенная, делает личность, используя эту самую Вселенную и ее законы. В самом деле, технические устройства от простейших и до самых сложных компьютерных технологий, произведения искусства, мир литературных произведений, религиозные откровения подвижников, все это - то, что не могло возникнуть естественным, эволюционным путем. В личности природа превосходит себя самое - и эволюция заменяется творческим процессом, составляющим суть всемирной истории. Мы уже давно не живем в природе, наш мир создан нами же, - и нам уже некого винить за его несовершенства.

И, наконец, в поступке и особенно поступке этическом мы непрестанно выходим за пределы мира и себя. Каждым своим шагом личность утверждает или отрицает какую-либо ценность, решает, даровать или нет ей бытие. Ценности абсолютно надмирны и внемирны: мы уже говорили о том, что они вообще не могут считаться существующими вне их значимости для личности. И все же последняя, реализуя несуществующее, изменяет само существование - и в этом состоит ее призвание в мире. Как таковая, личность есть постоянное самопреодоление.

Ибо, прикасаясь к ценности, она не только оценивает или реализует ценность, но и подвергается самооценке. Личность, поэтому, есть голод по ценности, она постоянно ощущает недостаточность ее воплощения в себе и в мире. В этом вечном стремлении к самопреодолению, в вечном выхождении за свои собственные границы более всего и раскрывается нам трансцендирующий характер человеческой личности. Существуя на своих границах, личность обретает себя, только себя утрачивая: утрачивая себя несовершенную, отказываясь от своего прежнего бытия, она обретает себя обновленную. Конформизм, злейший враг творческого отношения к миру, несовместим с личностным бытием.

Итак, личность есть трансцендирующая, то есть выходящая за пределы себя и своего мира реальность, и как таковая связана с познанием, творчеством и поступком. Поскольку же последние относятся к одной и той же целостной личности, нельзя говорить о них в отдельности. Познание - это всегда и творчество и поступок, а не только пассивное восприятие. Познание невозможно без внутреннего изменения человека - это всегда знали наиболее глубокие умы и чувствовали великие мистики. Нельзя познавать мир, выучив несколько формул из учебников, - знание дается лишь готовому к нему внутренне, тому, кто изменился сам.

Хорошо об этом говорил один из родоначальников христианской философии - Феофил Антиохийский, сравнивая ум человека с зеркалом: если оно ржавое, то несовершенны и отражения в нем вещей, поэтому для познания мира необходимо очищение себя, самоизменение. И, конечно же, всякий поступок есть изменение мира на основе ценностей личности и потому - творчество.

Растительное и животное существование человека есть просто уничтожение личности, самораспад человеческого существа. Полнота же личностного бытия связана с полнотою творчества.

Одним из наиболее важных его выражений является коммуникативная природа личности. Действительно, человек делается человеком (то есть не представителем определенного животного вида, а именно личностью) только в общении с другими существами. Личность в этом смысле есть вечный диалог с другим. Этим “другим” вовсе не обязательно будет другой человек - христианские подвижники (Франциск Ассизский, например, или наш св. Серафим Саровский) вступали в прямое общение с животными (и тем самым персонализировали их, превращали их животную индивидуальность в личность). Сам наш разум, всегда признаваемый главной принадлежностью человеческой природы, оказывается, не принадлежит индивиду, - его происхождение коммуникативно. Это привело некоторых мыслителей вообще к отрицанию существования индивидуального человеческого разума. Так, по мнению, например, П.Я. Чаадаева, разум всегда есть всеобщий разум человеческого рода, представляющий собою некий всемирный “океан идей”, разлитый среди человечества. Индивид лишь в большей или меньшей степени может присвоить часть этого “всеобщего разума”, почерпнуть из этого океана и, быть может, обогатить его своими мыслями и идеями, но он не способен самостоятельно создать начал разума, его логику и законы. Именно в этом, по мнению Чаадаева, и состоит главная причина необходимости коммуникации для человека, именно поэтому “лишенные общения с другими существами, мы мирно щипали бы траву, а не рассуждали бы о своей природе”.

Как бы не относится к этим идеям русского мыслителя, нужно согласится с тем, что природа личности - не только и даже не столько в индивидуальности человека, но в его социальности в самом широком смысле этого слова. Личность всегда есть встреча с другой личностью. Именно поэтому философы-персоналисты противопоставляли персонализм как индивидуализму, так и безликому растворению личности в коллективе. Это означает опасность потеряться в толпе, стать “как все”, утратить свободу и подчинить свое поведение социальным нормам и стандартам. И тогда на смертном одре человек вдруг может осознать, что не найдется слов для надписи на его могильном камне, ибо к нему применимы те же выражения, что и к любому другому человеку, жившему “как все”.

Экзистенциализм хорошо проанализировал это состояние “неподлинности”, в котором пребывают многие люди в современном мире. Однако, в этом анализе философы-экзистенциалисты ( Ж.-П. Сартр, в особенности) впали в другую крайность, объявив всякого “другого” деспотом, разрушающим целостность “подлинного” личного существования. Действительная же личность, обладая “мужеством быть” (выражение П. Тиллиха), сознавая свою конечность, все же предпринимает это рискованное путешествие в мир, с тем, чтобы вернуться обогащенной, обогатив другого. Личность получает, лишь отдавая, - и в этом действительное снятие всякой надуманной противоположности эгоизма и альтруизма.

2. Этапы развития творчества и личности

Рассматривая процесс художественного творчества, эстетика не может обойти своим вниманием психологические его аспекты. Основатель «аналитической психологии» швейцарский психолог К.Юнг отмечал, что психология в своём качестве науки о душевных процессах может быть поставлена в связь с эстетикой.

В своё время о загадочности процесса творчества говорил Кант: «…Ньютон все свои шаги, которые он должен был сделать от первых начал геометрии до своих великих и глубоких открытий, мог представить совершенно наглядными не только себе самому, но и каждому другому и предназначить их для преемства; но никакой Гомер или Виланд не может показать, как появляются и соединяются в его голове полные фантазии и вместе с тем богатые мыслями идеи, потому что сам не знает этого и, следовательно, не может научить этому никого другого».

А.С.Пушкин писал: «Всякий талант неизъясним. Каким образом ваятель в куске каррарского мрамора видит сокрытого Юпитера и выводит его на свет, резцом и молотом раздробляя его оболочку? Почему мысль из головы поэта выходит уже вооруженная четырьмя рифмами, размеренная стройными однообразными стопами? – Так никто, кроме самого импровизатора, не может понять эту быстроту впечатлений, эту тесную связь между собственным вдохновением и чуждой внешнею волею…»

Некоторые теоретики полагают, что художественная гениальность есть форма умственной патологии. Так, Ч.Ламброзо писал: «Какой бы жестокой и мучительной не выглядела теория, отождествляющая гениальность с неврозом, она не лишена серьёзных оснований…» Эту же мысль высказывает и А.Шопенгауэр: «Как известно, гениальность редко встречается в союзе с преобладающей разумностью; напротив, гениальные индивидуумы часто подвержены сильным аффектам и неразумным страстям». Однако, по справедливому суждению Н.В.Гоголя «искусство есть водворенье в душу стройности и порядка, а не смущенья и расстройства».

Существует иерархия ценностных рангов, характеризующая степень предрасположенности человека к художественному творчеству: способность – одарённость – талантливость – гениальность.

По мнению И.В.Гёте, гениальность художника определяется силой восприятия мира и воздействием на человечество. Американский психолог Д.Гилфорд отмечает проявление в процессе творчества шести способностей художника: беглости мышления, аналогий и противопоставлений, экспрессивности, умения переключаться с одного класса объектов на другой, адаптационной гибкости или оригинальности, умения придавать художественной форме необходимые очертания.

Художественная одарённость предполагает остроту внимания к жизни, умение выбирать объекты внимания, закреплять в памяти эти впечатления, извлекать их из памяти и включать в богатую систему ассоциаций и связей, диктуемых творческим воображением.

Деятельностью в том или ином виде искусства, в тот или иной период жизни занимаются многие с большим или меньшим успехом. Человек художественно одарённый создаёт произведения, обладающие устойчивой значимостью для данного общества на значительный период его развития. Талант порождает художественные ценности, имеющие непреходящее национальное, а порой и общечеловеческое значение. Гениальный же мастер создаёт высшие общечеловеческие ценности, имеющие значимость на все времена.

В раннем детстве достаточно четко выделяется закономерность, которая, как нам видится, является одной из базовых в формировании творческой личности и отвечает на вопрос: "Почему более свободно?" Внешние условия не позволяют полностью и в широком спектре усвоить механизмы социального поведения, принятые нормативными для данного времени и социопсихологической культуры семьи, микромира.

Известно, что нормативные механизмы поведения усваиваются ребенком без осознавания, в основном до 7 лет через подражание. В дальнейшем, в течение жизни, человек воспроизводит усвоенные нормы, которые, в случае совпадения со средой, обеспечивают максимальный психологический комфорт. Низкую вероятность совпадения несут нормы морально-психологического мира личностей, выросших в семье "воров в законе" и семье технической интеллигенции. Мужчины, выросшие в среде родо-племенного населения Чечни и, с другой стороны, в неполной семье, за спиной мамы, которая все "брала на себя", не смогут одинаково реагировать в одной и той же ситуации.

Понятно, что процессы "социализации" уходят в подсознание само собой разумеющимися нормами, являясь ядром становящейся личности или, другими словами, неосознанными социальными нормами. Невозможность обширных и устойчивых социальных контактов в детстве проистекает из-за различных причин:

- инвалидность или болезненность и, как следствие, ограничение устойчивых контактов;

- углубленная самодовлеющая увлеченность, например, музыкой, рисованием, фантазиями;

- очень ранняя и, возможно, неоднократная оторванность от семьи, с последующим перемещением в чуждую психологическую среду.

В ряде случаев просматриваются симптомы неврозов, иногда психозов.

Так или иначе, ребенок скорее предоставлен сам себе; сам в себе, сам для себя, чем сам для других. В широком спектре не формируются устойчивые стереотипы. Из потребности экономии сил происходит неосознаваемое стремление к устранению возникающего напряжения при общении. Это находит проявление в различных формах: от отсутствия длительных отношений, дружеских обязательств, до отсутствия семьи и сложностей в социальной адаптации. Если по ряду обстоятельств семья возникает, такой человек чаще всего не выполняет принятых в данной социальной среде обязательств.

Такие люди несут в себе большой заряд ощущений неприкаянности, потерянности, одиночества, чужого мира вокруг и т.д. Возникают проблемы в поисках места, ниши психологического комфорта. Но не многие могут из состояния "изгнанника" перейти в состояние "странника".

3 Психологические механизмы художественного творчества

Художественное творчество начинается с обострённого внимания к явлениям мира и предполагает «редкие впечатления», умение их удержать в памяти и осмыслить.

Важным психологическим фактором художественного творчества является память. У художника она не зеркальна, избирательна и носит творческий характер.

Творческий процесс немыслим без воображения, которое позволяет комбинационно творчески воспроизводить цепь представлений и впечатлений, хранящихся в памяти.

Воображение имеет много разновидностей: фантасмагорическое – у Э.Гофмана, философско-лирическое – у Ф.И.Тютчева, романтически-возвышенное – у М.Врубеля, болезненно-гипертрофированное – у С.Дали, полное таинственности – у И.Бергмана, реально-строгое – у Ф.Феллини и т.д.

В художественном творчестве участвуют сознание и подсознание, разум и интуиция. При этом подсознательные процессы играют здесь особую роль.

Американский психолог Ф.Беррон обследовал с помощью тестов группу из пятидесяти шести писателей – своих соотечественников и пришел к выводу, что у писателей эмоциональность и интуиция высоко развиты и преобладают над рассудочностью. Из 56 испытуемых 50 оказались «интуитивными личностями» (89%), тогда как в контрольной группе, где были представлены люди, профессионально далекие от художественного творчества, личностей, обладающих развитой интуицией, оказалось в три с лишним раза меньше (25%). Высокая роль подсознательного в художественном творчестве приводила уже древнегреческих философов (в особенности Платона) к трактовке этого феномена как экстатического, боговдохновенного, вакхического состояния.

Идеалистические концепции в эстетике абсолютизировали роль бессознательного в творческом процессе. Так, Ф.Шеллинг писал: «…художник непроизвольно и даже вопреки своему внутреннему желанию вовлекается в процесс творчества… Подобно тому как обреченный человек совершает не то, что он хочет или что намеревается сделать, но выполняет здесь неисповедимо предписанное судьбой, во власти коей он находится, таким же представляется и положение художника… на него действует сила, которая проводит грань между ним и другими людьми, побуждая его к изображению и высказыванию вещей, не открытых до конца его взору и обладающих неисповедимой глубиной».

В CC в. подсознательное в творческом процессе привлекло к себе внимание З.Фрейда и его психоаналитической школы. Художник как творческая личность был превращен психоаналитиками в объект самонаблюдения и наблюдения критики. Психоанализ абсолютизирует роль бессознательного в творческом процессе, выдвигая в отличие от других идеалистических концепций на передний план бессознательное сексуальное начало. Художник, по мнению фрейдистов, личность, сублимирующая свою сексуальную энергию в область творчества, которое превращается в тип невроза. Фрейд полагал, что в акте творчества происходит вытеснение из сознания художника социально непримиримых начал и устранение тем самым реальных жизненных конфликтов.

По Фрейду, неудовлетворенные желания – побудительные стимулы фантазии.

На значение интуиции в творчестве обращают внимание сами художники.

Таким образом, в творческом процессе взаимодействуют бессознательное и сознательное, интуиция и разум, природный дар и приобретенный навык. В.Шиллер писал: «Бессознательное в соединении с рассудком и делает поэта-художника».

И хотя доля творческого процесса, приходящаяся на разум, возможно, количественно не преобладает, качественно она определяет многие существенные стороны творчества. Сознательное начало контролирует его главную цель, сверхзадачу и основные контуры художественной концепции произведения, высвечивает «светлое пятно» в мышлении художника, и весь его жизненный и художественный опыт организуется вокруг этого светового пятна. Сознательное начало обеспечивает самонаблюдение и самоконтроль художника, помогает ему самокритично проанализировать и оценить свое произведение и сделать выводы, способствующие дальнейшему творческому росту.

Особенно важна роль сознательного начала при создании крупномасштабных произведений. Если миниатюру можно исполнить и по наитию, то крупное произведение нуждается в глубоком, серьёзном обдумывании. Уместно вспомнить в этой связи, что Л.Н.Толстой писал по поводу «Войны и мира»: «Вы не можете себе представить, как мне трудна эта предварительная работа глубокой пахоты того поля, на котором я принуждён сеять. Обдумать и передумать все, что может случиться со всеми будущими людьми предстоящего сочинения, очень большого, и обдумать миллионы возможных сочетаний для того, чтобы выбрать из них 1/1000000 – ужасно трудно».

Особенно плодотворен творческий процесс, когда художник находится в состоянии вдохновения. Это – специфическое творчески-психологическое состояние ясности мысли, интенсивности её работы, богатства и быстроты ассоциаций, глубокого проникновения в суть жизненных проблем, могучего «выброса» накопленного в подсознании жизненного и художественного опыта и непосредственного включения его в творчество.

4 Самореализация личности. Потребность личности в самореализации

Известно, что наиболее полное раскрытие способностей человека возможно лишь в общественно значимой деятельности. Причём важно, чтобы осуществление этой деятельности детерминировалось не только извне (обществом), но и внутренней потребностью самой личности. Деятельность личности в этом случае становится самодеятельностью, а реализация её способностей в данной деятельности приобретает характер самореализации.

З. Фрейд был одним из первых, кто попытался увидеть в доминантных инстинктах человека потребность в самореализации. Самореализация, по З.Фрейду, локализуется в бессознательном слое человеческой психики и проявляется в «стремлении к удовольствию», присущем человеку с рождения. Этой инстинктивной потребности в самореализации противостоят навязанные обществом императивные требования культуры (нормы, традиции, правила и т.д.), основная функция которых состоит в цензуре за бессознательным, в подавлении инстинкту подобных потребностей.

Немало страниц посвящает характеристике потребности в самореализации Э.Фромм. Он связывает её с потребностями человека в идентизации и целостности. Человек, отмечает Фрейд, отличается от животного тем, что он стремится выйти за пределы непосредственных утилитарных запросов, хочет знать не только то, что необходимо ему для выживания, но и стремится познать смысл жизни и сущность своего «Я». Эта самореализация достигается индивидом с помощью вырабатываемой им системы ориентаций в общении с другими людьми. Идентизация и есть то «ощущение», которое позволяет индивиду с полным основанием сказать о себе как о «Я», и социальная среда активно влияет на эту потребность. Потребность в самореализации, по Фромму, есть экзистенциальная потребность – психическое состояние, вечное и неизменное в своей основе. Социальные условия способны изменить лишь способы её удовлетворения: она может найти выход в творчестве и в разрушении, в любви и в преступлении и т.д.

Для мыслителей материалистов, не подлежит сомнению, что стремление человека к самореализации имеет не инстинктивное, а филогенетическое происхождение и, обязано своим существованием «второй человеческой природе», которая включает в себя: а) трудовой способ существования; б) наличие сознания; в) специфический человеческий вид взаимоотношений между людьми – общение с помощью второй сигнальной системы. Благодаря этому человек стал «общественным животным». Но социальное становление человека сопровождалось формированием и такой фундаментальной, сугубо человеческой потребности, каковой явилось стремление к обособлению. Именно стремление к обособлению, ставшее возможным на определенной исторической ступени развития общества, явилось предпосылкой развития человеческой индивидуальности, а следовательно и потребности в самореализации. Таким образом, отсюда следует, что потребность, стремление к самореализации – родовая потребность человека.

Особенность потребности в самореализации состоит в том, что удовлетворяя её в единичных актах деятельности (например, написание романа, создание художественного произведения) личность никогда не может удовлетворить её полностью.

Удовлетворяя базовую потребность в самореализации в различных видах деятельности, личность преследует свои жизненные цели, находит свое место в системе общественных связей и отношений. Было бы грубой утопией конструировать единую модель самореализации «вообще». Самореализации «вообще» не существует. Конкретные формы, способы, виды самореализации у разных людей различны. В поливалентности потребности в самореализации выявляется и получает развитие богатая человеческая индивидуальность.

Вот почему, говоря о всесторонней и гармонически развитой личности, нужно подчеркивать не только богатство и всесторонность её способностей, но и (что не менее важно) богатство и многообразие потребностей, в удовлетворении которых осуществляется всесторонняя самореализация человека.

4.1 Возникновение творческой доминанты у личности

Возникновение доминанты, "встреча с чудом", как отмечают сами творческие личности, происходит, как правило, в детстве и постепенно поглощает все больше и больше времени и энергии. Как нам видится, "встреча с чудом" возможна в условиях определенной открытости психики.

Необходимо, во-первых, отсутствие негативного опыта, который подавляет возникновение доминантного мотива деятельности. Как показывают исследования, отрицательное воздействие оказывают не только непосредственное содержание негативного опыта, но и отдаленно напоминающее о нем, например, такая же окружающая обстановка, состояние здоровья, запахи, словесный текст и т.д.

Во-вторых, обязателен резонанс мотива "чуда" с потребностями в познании, что с большей легкостью происходит при доминировании исследовательского рефлекса над ориентировочным.

В-третьих, на мощность и скорость роста доминантного мотива существенно влияет наличие (или отсутствие) "энергетической помощи" (подпитки) от взрослого при условии безусловного принятия идеи ребенка. Безусловного! Понятно, что нужны действительно доверительные отношения, состояние любви. Кто из современных детей имеет такого взрослого рядом, и кто из взрослых может сказать о себе "да, я такой человек для этого ребенка"?

По утверждению П.В.Симонова, П.М.Ершова, "механизмы сверхсознания обслуживают потребность, главенствующую в структуре мотивов данной личности. Творческая активность порождается недостаточностью для субъекта существующей нормы удовлетворения этой потребности. Интуиция непреложно работает на доминирующую потребность, и бессмысленно ждать озарений на базе второстепенного для субъекта мотива. Тренировка "творческого мышления", "творческого труда", развитие так называемой "креативности", само по себе ничуть не лучше воспитания "эмоционально богатой" личности безотносительно к характеру ее потребностей.

4.2 Развитие интуиции

Интуиция (это чувство, и прежде всего чувство перспективы развития проблемы), сверхсознание, включается там, где мотивационная доминанта встречается с информационным дефицитом, с разрывом логической цепи мышления и действий. Вот почему игровая деятельность детей с их познавательными доминантами и чрезвычайно слабой "вооруженностью" сознания оказывается периодом интенсивной тренировки механизмов интуиции, где озарения, догадки и открытия следуют буквально друг за другом".

Достойная цель или нет? Для себя делание, или для других? Имеет социальную значимость или нет? "Познавательные потребности такого деления не имеют, поскольку не существует объективных истин "для себя" и "для других". Другое дело, что в процесс использования результатов познания вовлекаются материальные и социальные потребности во всем их многообразии и противоречивости. Преобладание идеальных (познавательно творческих) потребностей в структуре данной личности квалифицируется некоторыми исследователями как ее преимущественная ориентация "на дело", отличная от ориентаций на себя и на других.

Из всех потребностей человека познание и творчество наиболее гармонично объединяют личное и общественное. Любая деятельность человека тем свободнее от необходимости сочетания личного и общественного, чем больше в ней выражено творчески-познавательное начало".

Собственно, существенных отличий в условиях формирования доминанты ни для ребенка, ни для взрослого нет. В случае создания доминантного мотива (цели), как осознанного действия, необходимо обязательное присутствие всех трех компонентов. Только в этом случае может проявиться системный характер формирования доминанты. Итак, повторимся, и еще раз напомним аспекты: психологическое (энергетическое) одиночество, преобладание внутренней обусловленности над внешней, наличие познавательной доминантной потребности с последующим детерменированием личности.

5 Эмоциональные особенности творческой личности

5.1 Предпосылки художественных и интеллектуальных способностей творческой личности

Художественный уровень, художественная функциональная система психики включает в себе способность к созданию и восприятию художественны произведений. Эта комплексная способность содержит в себе:

- способность к художественно-образному отражению мира, т.е. такому его творческому восприятию, идеальной переработке и воссозданию, в котором соединяются объект и отношение к нему субъекта, предметная информация о мире и его ценностное отражение ( интерпретация и оценка);

- способность к созданию художественной реальности наглядных образов, вызывающих сопереживание и идеальное событие субъекта;

способность пользоваться языком искусства, т.е. во-первых, обратно моделировать мир и свое отношение к нему как художественную реальность с помощью существующего в сознании и мысленно целесообразно организованного художественно-языкового материала, его элементов, структуры и фактуры, и, во-вторых, воплощать идеальное образно–языковое целое произведения в реальном чувственном материале.

Утрата либо отсутствие любой из этих граней художественного дарования означает невозможность создавать реальные и полноценные художественные произведения. Однако в рамках художественной целостности психики у разных художников соотношение этих знаний, как и место в этой системе исходных психических первоэлементов, может быть различным.

Предпосылкой художественных и интеллектуальных способностей творца является высокая чувствительность нервной системы, которая характерна для меланхолического темперамента. Настроение меланхолика изменчиво, он часто грустен, неуверен в себе, тревожен. Однако человек с таким типом темперамента обычно старается скрыть, внешне не проявлять свои чувства, хотя очень склонен к их переживанию.

Художник, зачастую не проявляя непосредственно свои чувства, определенным образом кодирует их в образах своего произведения. В данном случае чувство требует не только свободного переживания, не только простого следования за ним, и вместе с тем определенного самоконтроля, самонаблюдения, взгляда на себя со стороны.

Художнику необходимо разрешить в себе противоречие: с одной стороны, свободно, беспрепятственно, не заблокировано переживать чувства, с другой – уметь воспринимать и выражать их в творчестве как бы с позиции стороннего наблюдателя. Чтобы иметь представление о том или ином явлении, творческие люди переживают его в душе и лишь затем могут высказать другим свое понимание.

«Обуздывание своих внутренних чувств делает художника самоуглубленным, постоянно погруженным в себя, в свои переживания». Человек становится как бы безучастным к тому, что происходит вокруг него, безучастным ко всему окружающему наблюдателем. Но мнение о художнике как о «человеке, бродящем повсюду с неизменной записной книжкой в руках», как о профессиональном «записывателе» и «соглядатае жизни» неверно, ведь образ – это единство рационального и эмоционального. «Искусство – это …. отражение сердца художника на всех предметах, которых он касается».

Есть основания полагать, что расцвету таланта художника может способствовать характера по экзальтированному (лабильному) типу благодаря яркости чувств, глубине и силе эмоциональных переживаний, артистическому дарованию и художественному вкусу, высокой чувствительности, способности к эмпатии. Тонкие переживания, связанные с увлечением искусством, поисками красоты и смысла жизни способствуют тому, что людей этого типа много среди художников, музыкантов и поэтов. Полнота чувств требует разрядки, что и осуществляется в процессе художественного творчества. Однако присущие данному типу черты (импульсивность, впечатлительность, непрактичность) нередко ставят художников в тяжелые жизненные ситуации, способствуя унынию и разочарованию.

5.3 Отличительные черты творческого человека от нетворческого

Специфика творческого процесса способствует устойчивому проявлению и дальнейшему развитию ряда эмоциональных характеристик личности творца. Для творческих людей характерна так называемая «детскость» мировосприятия, под которой понимается комплекс психических качеств, таких как умение живо и непосредственно реагировать на окружающий мир, легко увлекаться новым, пылкость воображения, богатство фантазии, неослабевающая активность чувств, способность мгновенно приходить в состояние внутренней приподнятости вдохновения.

По мнению Э.Торранса и Л.Холла, главной отличительной чертой творческой личности является способность удивляться. Творческие личности «приходят в восторг, ознакомившись с новым методом проблемы, и предполагают свои модификации идеи и новые ее приложения, в то время как менее творческие личности скорее направлены на поиск недостатков, критику, а не на выявление дополнительных возможностей. Все новое и необходимое у них вызывает интерес, в то время как у нетворческих людей – подозрение и далее враждебность».

По сравнению с обычными людьми для художника значение внутреннего мира первостепенно и потому все направлено на его укрепление. Соответственно ослабляется значение внешнего мира. По мнению Д.Чармса, это происходит по той же причине, что творческие люди являются так называемыми «самобытными» индивидами. «Самобытному индивиду присуще сильное чувство личной причастности, ощущение, что центр сил, влияющих на его окружение, находится в нем самом.

Подъем сил в тот момент творчества и последующая опустошенность накладывают отпечаток на личность художника, проявляясь и в повседневной жизни, отсюда и «безудержное стремление к одиночеству».

С одной стороны, одиночество может быть позитивным, являясь необходимым условием творчества. Согласно Э.Фромму, плодотворная деятельность характеризуется ритмичной сменой активности и покоя. «Плодотворный труд и мышление возможны, только если человек может, когда необходимо, бывать в покое и наедине с собой. Возможность прислушаться к самому себе – это предпосылка возможности услышать других».

С другой стороны, одиночество иногда носит негативный характер. Это не значит, что художник живет изолированно от людей, не вступая с ними ни в какие контакты, существуя на примитивном или вообще сниженном уровне. Основанием для чувства одиночества здесь является неудовлетворенность кругом общения и связанная с этим депрессия.

Заключение

В заключении хотелось бы отметить следующее:

Творчество всегда окрашено положительными эмоциями на этапе возникновения гипотез. Механизм этой закономерности хорошо объясняется информационной теорией эмоций. Ведь новая догадка, предположение, замысел субъективно повышает вероятность достижения цели, вплоть до момента, когда логическая или экспериментальная проверка установят их истинную ценность».

Эмоциональные особенности творческой личности складываются на основе ряда биологических и социальных предпосылок (художественного типа ВНД, меланхолического темперамента, экзальтированного типа акцентуации характера), развиваясь и закрепляясь затем под воздействием творческого процесса.

Эмоциональные особенности творческого человека зависят от исполняемых или гендерных ролей и во многом определяются особенностями творческого процесса.

Список литературы

1. Альтшуллер Г.С., Верткин И.М. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности. — Минск: Беларусь, 1994. — 479с.

2. Борев Ю.Б. Эстетика. В 2т. Т. 1: Учебное пособие – 5-е изд., допол. – Смоленск: Русич, 2000. – 576 с.

3. Галин А.Л. Личность и творчество: Психологические этюды. – Новосибирск: Кн. изд.-во, 1989. – 126 с.

4. Гончаренко Н.В. Гений в искусстве и науке. – М., Искусство, 2001. – 432 с.

5. Закс Л.А. Художественное сознание. – Свердловск: Изд.-во Уральск. Университета, 1990. – 212 с.

6. Затонский Д. Творчество писателя и личность писателя. // Вопросы литературы, 1982, №7.

7. Кривцун О.А. Личность художника как предмет психологического исследования. // Психологический журнал, том 17, №2. – 1996. - С. 99-109.

8. Немов Р.С. Психология. В 3 кн. Кн. 1:Общие основы психологии: Учебник для студентов педагогических вузов. – 3-е изд. – М.:Владос, 2004.—632 с.

9. Паустовский К.Г. Поэтическое излучение. – М.: «Мол. Гвардия», 1996. – 431 с.

10. Симонов В.П., Ершов П.М. Темперамент. Характер. Личность. М.: Наука, 2003. – 564 с.

11. Симонов В.П. Эмоциональный мозг. М. Наука: 1999. – 438 с.

12. Фромм Э. Бегство от свободы; Человек для себя. –Мн., ООО «Попурри», 1998. – 671 с.

13. Цыпин Г.М. Музыкант его работа. – М.: «Советский композитор», 1999. – 384 с.

14. Яковлева Е.Л. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития. // Вопросы психологии, 1997, №4.

Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика