Дипломная работа

«Художественно-творческое восприятие произведений изобразительного и музыкального искусств на уроках музыки»

  • 75 страниц
Содержание

Введение….3

Глава 1: Сущность и специфика восприятия произведений изобразительного и музыкального искусств

1.1. Понятие восприятия в современной педагогике и психологии…6

1.2. Характеристика процессов музыкального и художественного восприятий….14

1.3. Интеграция как фактор комплексного обучения….23

Глава 2: Опытно-экспериментальная работа по развитию художественно-творческого восприятия произведений изобразительного и музыкального искусств на уроках музыки в общеобразовательной школе

2.1. Значение интеграции искусств в образовательном процессе дисциплин художественного цикла….32

2.2. Экспериментальная работа и ее результаты (на примере цикла «Картинки с выставки» М.П. Мусоргский)…42

Заключение….51

Список использованной литературы….53

Приложение….56

Введение

Перемены, происходящие в общественной жизни страны, в значительной мере затронули систему образования и культуры. На современном этапе развития общества эстетическое воспитание детей стало жизненной необходимостью. В этой связи нельзя поставить под сомнение неоценимую роль искусства, в частности музыки, в воспитании подрастающего поколения. Именно музыка помогает глубже познать окружающую действительность, пробуждает в личности благородные, возвышенные мысли и чувства. В свою очередь взаимодействие музыки с другими видами искусств заключает в себе еще большие возможности в развитии личности, так как музыка сама по себе никогда не развивалась изолированно от всей художественной культуры.

Доступность музыкальной деятельности, восприятие её уже с первых дней жизни ребёнка, позволяет начать музыкальное воспитание с раннего детства. Отсюда следует, что восприятие предшествует и способствует музыкальному развитию ребенка в целом, являясь первичным ведущим видом музыкальной деятельности.

Актуальность выбранной мной темы обоснована тем, что сегодня, на мой взгляд, стала особенно очевидной недостаточная разработанность методик, приёмов развития музыкального восприятия. Прогрессивные системы музыкального обучения последних десятилетий показывают необходимость поисков новых подходов к музыкальному воспитанию детей.

Анализ музыкально-педагогической литературы показал недостаточную разработанность данной проблемы и ограниченный материал, связанный с методикой развития музыкального восприятия у младших школьников. Перечисленное выше указывает на актуальность проблемы, состоящую в развитии музыкального восприятия у школьников средствами интеграции искусств в образовательном процессе дисциплин художественного цикла, и обуславливает выбор темы дипломной работы: «Художественно-творческое восприятие произведений изобразительного и музыкального искусств на уроках музыки в общеобразовательной школе (на примере цикла «Картинки с выставки» М.П.Мусоргского)».

Цель исследования – теоретически обосновать и практически проверить методику, направленную на развитие музыкального и художественного восприятия на основе интеграции искусств.

Объект исследования – процесс музыкального воспитания школьников, основанный на интеграции искусств.

Предмет исследования – развитие музыкального восприятия у школьников.

Гипотеза исследования – эффективному развитию музыкального восприятия у школьников будет способствовать использование в образовательном процессе интеграции искусств.

Цель, объект и предмет исследования определили постановку следующих задач исследования:

- на основе исследования психолого-педагогической литературы дать определение понятию «восприятие»;

- дать характеристику процессу музыкального восприятия;

- дать характеристику процессу художественного восприятия;

- дать характеристику интеграция искусств как фактору комплексного обучения;

- изучить значение интеграции искусств в образовательном процессе дисциплин художественного цикла;

- теоретически и практически обосновать влияние интеграции искусств на развитие восприятия у школьников.

Для подтверждения нашей гипотезы использовались следующие методы исследования:

1. Анализ психолого-педагогической и методической литературы;

2. Наблюдение;

3. Беседа;

4. Сравнение;

5. Анкетирование;

6. Опрос;

7. Анализ музыкально-творческой деятельности школьников;

8. Педагогический эксперимент.

Методологической основой моего исследования являются концепции Л.С. Выготского о восприятии и его развитии в детском возрасте; Б.М. Теплова о психологии музыкального восприятия, Г.М. Цыпина о психологии музыкальной деятельности; исследования В.В. Ванслова, С.В. Громаковой, Н.А. Терентьевой, посвящённые комплексному освоению различных видов искусств; Д.Б. Кабалевского о формах и приёмах активизации музыкального восприятия школьников, Б.В. Асафьева о единстве эмоционального и сознательного в восприятии музыки; исследования отечественных педагогов-музыкантов по проблемам музыкального воспитания и образования Ю.Б. Алиева, Н.М. Черноиваненко, Р.С. Ригиной.

Опытно-экспериментальной базой нашего исследования явился 5 класса СОШ д. Николаевка Уфимского района.

Данная дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Фрагмент работы

Глава 1. Сущность и специфика восприятия произведений изобразительного и музыкального искусств

1.1 . Понятие восприятия в современной педагогике и психологии

Внешние явления, воздействуя на органы чувств, вызывают у людей субъективный эффект в виде ощущений. Но, когда мы говорим об ощущениях, то имеем в виду, что их содержание не выходит за пределы элементарных форм отражения. Однако реальный процесс отражения внешнего мира выходит далеко за пределы наиболее элементарных форм.

Человек, личность, живет в мире вещей, форм, в мире сложных ситуаций, т.е. что бы человек ни воспринимал, он неизменно имеет дело не с отдельными ощущениями, а с целыми образами. Отражение этих образов выходит за пределы изолированных ощущений, опираясь на совместную работу органов чувств, синтез отдельных ощущений в сложные комплексные системы. Этот синтез может происходить как в пределах одной модальности (рассматривая картину, мы объединяем отдельные зрительные впечатления в целый образ), так и в пределах нескольких модальностей (воспринимая яблоко, мы фактически объединяем зрительные, осязательные, вкусовые впечатления, присоединяем к ним и наши знания о нем). Лишь в результате такого объединения изолированные ощущения, превращаясь в целостное восприятие, переходят от отражения отдельных признаков к отражению целых предметов или ситуаций

Восприятие (перцепция, от лат. perceptio) – с точки зрения педагогики, это познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира. Психология определяет восприятие, как психический процесс, заключающийся в отражении предмета или явления в целом при его непосредственном воздействии на рецепторные поверхности органов чувств; наглядно-образное отражение действующих в данный момент на органы чувств вещей, предметов в целом, а не отдельных их свойств и признаков.

У человека ощущения тесно связаны с восприятием, т.е. с отражением целостного образа предмета в совокупности его свойств и качеств.

В общей психологии, как и в педагогике, категория «восприятие» относится к числу основных. Через восприятие человек во многом постигает мир. Исследованию феномена восприятия посвящены многочисленные работы психологов и педагогов второй половины XIX – начала XX веков.

В современной науке существует множество трактовок понятия «восприятие». «Восприятием» называется отражение в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. В процессе восприятия происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы вещей. В отличие от ощущений, в которых отражаются отдельные свойства раздражителя, восприятие отражает предмет в целом, в совокупности его свойств. При этом восприятие не сводится к сумме отдельных ощущений, а представляет собой качественно новую ступень чувственного познания с присущими ей особенностями.

Начальным этапом восприятия является ощущение, в процессе которого отражаются отдельные качества, свойства предметов, образов и явлений. Ощущение имеет силу, качества, определенное место и чувственную окраску. Сумма нескольких ощущений составляет восприятие. В результате последовательных процессов восприятия в головном мозге образуется целый ряд представлений, которые надолго остаются в памяти и волевым усилием могут быть воспроизведены в сознании.

Таким образом, представления возникают без наличия в данный момент раздражителя. И наоборот, восприятие – процесс отражения образов и явлений действительности при непосредственном воздействии их на рецепторы.

Вместе с процессами ощущения восприятие обеспечивает непосредственно-чувственную ориентировку в окружающем мире. Будучи необходимым этапом познания, восприятие всегда в большей или меньшей степени связано с активным мышлением, памятью, вниманием, направляется мотивацией и имеет определённую аффективно-эмоциональную окраску. Пожалуй, главное отличие восприятия в его развитых формах от ощущений состоит в том, что итогом возникновения ощущения является некоторое чувство (тепло, свет, боль и т.д.), в то время как в результате восприятия складывается образ, включающий комплекс различных взаимосвязанных ощущений, приписываемых человеческим сознанием предмету, явлению, процессу. Для того чтобы некоторый предмет был воспринят, необходимо совершить в отношении его какую-либо встречную активность, направленную на его исследование, построение и уточнение образа. Для появления ощущения этого, как правило, не требуется.

Восприятие является сложным активным процессом, требующим значительной аналитико-синтетической работы. Эта характеристика восприятия проявляется в целом ряде признаков, требующих специального рассмотрения. Если процесс восприятия знакомых предметов происходит довольно быстро, необходимы два-три знакомых признака, то восприятие незнакомого объекта протекает гораздо сложнее, в гораздо более развёрнутых формах. В процесс восприятия всегда включены двигательные компоненты - ощупывание предметов, движение глаз, выделяющие наиболее активные информативные точки; пропевание или проговаривание соответствующих звуков, играющих существенную роль в определении наиболее существенных особенностей звукового потока.

Полнота восприятия зависит от состояния других физических функций (сознания, внимания и др.). Образ, складывающийся в результате процесса восприятия, предполагает взаимодействие, скоординированную работу сразу нескольких анализаторов. В зависимости от того, какой из них работает активнее, перерабатывает больше информации, получает наиболее значимые признаки, свидетельствующие о свойствах воспринимаемого объекта, различают и виды восприятия. Соответственно выделяют зрительное, слуховое, осязательное восприятия. Четыре анализатора – зрительный, слуховой, кожный и мышечный – чаще всего выступают как главенствующие в процессе восприятия.

Как самостоятельная деятельность восприятие проявляется в процессе наблюдения, который представляет собой преднамеренное, планомерное и более или менее длительное восприятие какого-то предмета с целью проследить течение определенного явления или те изменения, которые в нём происходят.

Основные свойства образа, складывающиеся в процессе и результате восприятия – предметность, целостность, константность, категориальность, осмысленность.

Предметность – главное свойство восприятия, способность человека воспринимать мир не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отделенных друг от друга предметов, обладающих свойствами, вызывающими данные ощущения. Предметность, не будучи врожденным качеством, выполняет ориентирующую и регулирующую функцию в практической деятельности. Предметность формируется на основе процессов, в конечном счете, всегда внешне двигательных, обеспечивающих контакт с самим предметом. Без участия движения наши восприятия не обладали бы качеством предметности, т.е. отнесенностью к объектам внешнего мира. Предметность как качество восприятия играет особую роль в регуляции поведения. Обычно мы определяем предметы не по их виду, а в соответствии с их практическим назначением или их основным свойством.

Характерной особенностью предметности восприятия заключается в том, что, до тех пор, пока мы не зафиксировали внимание на каком-либо объекте, все окружающее пространство воспринимается нами как относительно недифференцированное, нерасчлененное целое. Если предмет не выделен из фона, разрушена его целостность и структура, то он становится для нас полностью незаметным. Стоит нам сосредоточиться на определённом объекте, как все воспринимаемое пространство мгновенно расчленяется на образ самого объекта и образ окружающего данный объект пространства.

Предметность есть следствие работы мышления, воображения, памяти.

Целостность – в отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства предмета, восприятие дает целостный его образ. Он складывается на основе обобщения знаний об отдельных свойствах и качествах предмета, получаемых в виде различных ощущений. Компоненты ощущения настолько прочно связаны между собой, что единый сложный образ предмета возникает даже тогда, когда на человека непосредственно действуют только отдельные свойства или отдельные части объекта. Впечатления эти возникают условно-рефлекторно вследствие образовавшейся в жизненном опыте связи между зрительными и тактильными раздражениями. При изучении этого процесса было обнаружено, что восприятие стремится организовать элементы таким образом, что это целое определяет значение элементов внутри него. Это происходит и в том случае, если некоторые детали предмета человеком непосредственно в данный момент времени не воспринимаются, но подразумеваются.

Константность – способность воспринимать предметы относительно постоянными по форме, цвету и величине, ряду других параметров независимо от меняющихся физических условий восприятия. Любой объект существует в постоянно изменяющихся условиях окружающей среды. Движение объектов в пространстве, перемещение самого организма приводит к тому, что условия восприятия объекта постоянно меняются - изменяется форма его проекции на сетчатке глаза, меняется степень его освещенности и цветовые оттенки. В результате этого совокупность раздражений и их конфигурация при взаимодействии с объектом постоянно меняются, и один и тот же объект в каждый данный момент предстает в новом виде, при этом сам он остается неизменным. Если бы человек воспринимал все изменения раздражений, сопровождающие динамичное взаимодействие организма с объектом, его приспособление к среде было бы крайне затруднительным, поскольку он жил бы в постоянно меняющемся мире. Малейший наклон головы, и один и тот же объект представал бы в новом образе. Поэтому в процессе эволюции выработались механизмы восприятия, которые обеспечивают относительную неизменность персептивного образа, соответствующую неизменности самого объекта, т. е. константность восприятия. Таким образом, константность восприятия – это способность системы восприятия компенсировать изменения условий восприятия объектов.

«Категориальность человеческого восприятия проявляется в том, что оно носит обобщенный характер. Воспринятый предмет называется, а значит, классифицируется, относится к определённому разряду. Предмет обобщается с другими одноимёнными. В этом общечеловеческом свойстве восприятия возможны существенные индивидуальные различия» [13,с.25].

В соответствии с этим классом мною в воспринимаемом предмете находятся и видятся признаки, свойственные всем предметам данного класса и выраженные в объеме и содержании этого понятия. Механизмы обобщения, имеющие место уже в процессе восприятия, в целом способствуют лучшему приспособлению к среде, поскольку позволяют мгновенно определить, с каким именно объектом мы имеем дело, и построить свое поведение в отношении него соответствующим образом. Благодаря этим механизмам мы, например, не спутаем собаку с кошкой, независимо от того, какими размерами или формой обладает собака, и соответствующим образом строим свое поведение.

Осмысленность восприятия – хотя восприятие возникает при непосредственном действии раздражителя на органы чувств, перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Восприятие у человека теснейшим образом связано с мышлением. Сознательно воспринимать предмет – значит мысленно назвать его, т. е. отнести к определенной группе, классу, обобщить его в слово. Даже при виде незнакомого предмета мы пытаемся установить в нем сходство со знакомыми. Восприятие не определяется просто набором раздражителей, которые воздействуют на органы чувств, но представляет собой постоянный поиск наилучшего толкования, имеющихся данных.

Перечисленные свойства восприятия не присущи человеку с рождения, они складываются на основе жизненного опыта, являются следствием аналитической работы мозга. Хотя восприятие возникает при непосредственном действии раздражителя на органы чувств, перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Восприятие у человека теснейшим образом связано с мышлением, оно не определяется просто набором раздражителей, воздействующих на органы чувств, но представляет собой постоянный поиск наилучшего толкования, имеющихся данных.

Заключение

В результате проведенных исследований, изучения литературы по данной теме и, опираясь на опыт по интеграции предметов «изобразительное искусство» и «музыка» педагогов, преподающих данные учебные дисциплины в начальной школе, я пришла к выводу, что наличие слухового и зрительного восприятия способствует целостному представлению о мире и помогает учащимся рассматривать одни и те же явления и проблемы в разных ситуациях и аспектах, а, главное, глубокому проникновению в мир музыки и изобразительного искусства.

Развитие системы образования действительно должно происходить путем интеграции предметов, через поиск межпредметных связей до разработки цикла интегрированных уроков, интегрированного курса.

Интеграция предметов «музыка» и «изобразительное искусство» – качественно новый уровень работы с детьми, позволяющий вплотную подойти к решению проблемы междисциплинарной разобщенности методических подходов в преподавании предметов искусства в начальной школе.

Данное объединение позволит решить воспитательные задачи в обучении, сформировать художественно-образное мышление детей (пусть даже для кого-то в начальной стадии), заинтересовать их и добиться активного включения учащихся в учебный процесс. Все это подтверждает выдвинутые цели и задачи данной методической разработки.

Об успешном проведении интегрированных уроков изобразительного искусства и музыки будут «говорить» рисунки детей (в основе своей всегда яркие и веселые), их эмоциональное состояние, отзывы учителей о проведенной работе (удалось ли преодолеть предметную разобщенность музыки и изобразительного искусства).

Можно порекомендовать использовать интегрированные уроки как учителям начальных классов, так и среднего и старшего звена. Они помогут решить проблему разобщенности предметов в школе, функционирования их как автономных образовательных систем.

И ведь можно не ограничиваться только разработкой серии интегрированных уроков. Нужно идти вперед, создавая интегрированные курсы. Ведь все, что мы делаем, мы делаем, прежде всего, для детей. Много зависит от нас, то, с какими знаниями выйдет ребенок из школы и закончит ее.

Список литературы

1. Абдуллин, Э.Б. Методологическая культура педагога-музыканта. - М., 2002.

2. Абдуллин, Э.Б. Теория и методика музыкального образования школьников: программа-конспект высших педагогических учебных заведений. - М., 1996.

3. Алексеева, Л.Н. Музыка в школе. Программа 1-4 классы. - Спб., 1997.

4. Алиев, Ю.Б. Подросток, музыка, школа.// Вопросы методики музыкального воспитания. - М.: Музыка, 1975.

5. Алиев Ю. Общие вопросы музыкального воспитания // Алиев Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей. - Воронеж, 2004.

6. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей: Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. - М.: Ось - 89, 2001. - 272 с.

7. Асафьев, Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. - М.: Музыка, 1965.

8. Асафьев, Б.В. Познавательные процессы и пути их изучения// Известия АПН РСФСР. - М., 1955.

9. Басина, Н.Э. С кисточкой и музыкой в ладошке. - М., 1997.

10. Белобородова, В.К. Музыкальное восприятие школьников / В.К. Белобородова, Р.С. Ригина - М.: Педагогика, 1975.

11. Бочкарёв Л. Психология музыкальной деятельности. - М.: Институт психологии РАН, 2007.

12. Ванслов, В.В. Всестороннее развитие личности и виды искусства. - М.: Музыка, 1996.

13. Введение в психологию / Под общ. ред. проф. А.В. Петровского. - Москва: Издательский центр «Академия», 1996.

14. Возрастные и индивидуальные особенности развития образного мышления учащихся / Под. ред. И. С. Якиманской. - М., 1991.

15. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1991.

16. Выготский, Л.С. Психология искусства. - М.: Педагогика, 1987.

17. Григорович, Л.А. Педагогика и психология: Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2001.

18. Гродзенская, Н.Л. Школьники слушают музыку. - М., 1969.

19. 19.Кабалевский, Д.Б., Программа «Музыка» (1-8 классы) / Д.Б.Кабалевский. – М.: Просвещение, 2005.

20. Кравчук, Л. В. Комплексное освоение искусства // «Воспитание школьников» - М., 2001 - №4.

21. Критская, Е.Д., Программа «Музыка» (1-4 классы) / Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. - М.: Просвещение, 2001.

22. Литвинова, Н.В. Интегративный подход к развитию творческих способностей учащихся средствами изобразительного искусства. Текст.: автореф. дис. канд. пед. наук. /Н.В. Литвинова. Рязань, 2003. - 21с.

23. Макушкин, В. Мельникова, Г. Без интеграции не обойтись Текст.: журнал Народное образование. - 2002, №10. с.105-106.

24. Мун, Л.Н. Синтез искусств в общеобразовательных программах третьего тысячелетия // Искусство. - 2001. - №3.

25. Назайкинский, Е.В. Психология музыкальная // Муз. энциклопедия. М.: Сов. энциклопедия, 1978. Т. 4.

26. Немов, Р.С. Психология. - М., 1997.

27. Нечаева, О.С. Об интеграции искусства на уроке музыки // Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании. - М., 1997.

28. Радынова, О.П. Музыкальное развитие детей. - М.: Владос, 1997.

29. Тарасов Г. Психологические основы музыкального воспитания школьников // Спутник учителя музыки / Сост. Т.В. Челышева. - М.: Просвещение, 2001.

30. Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей. - М., 1947.

31. Терентьева, Н.А. Художественно-творческое развитие младших школьников на уроках музыки в процессе целостного восприятия различных видов искусств. - М.: Прометей, МГПИ им. В.И.Ленина, 1990.

32. Торопова, А.В. Музыкальная психология и психология музыкального образования: Учебное пособие. - М., Учебно-методический издательский центр «ГРАФ-ПРЕСС», 2008.

33. Цыпин, Г.М. Психология музыкальной деятельности. - М., 1994.

34. Черноиваненко, Н.М. Формирование музыкального восприятия школьников// Музыкальное воспитание в школе. - 1982. - №15.

35. Шацкая, В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. - М., 1986.

36. Якобсон, П.М. Психология художественного восприятия. - М., 1964.

37. Тарасов Г. Психологические основы музыкального воспитания школьников // Спутник учителя музыки / Сост. Т.В. Челышева. - М.: Просвещение, 2001.

Покупка готовой работы
Тема: «Художественно-творческое восприятие произведений изобразительного и музыкального искусств на уроках музыки»
Раздел: Музыка
Тип: Дипломная работа
Страниц: 75
Цена: 2900 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика