Дипломная работа

«Использование методики комплексного музыкально-певческого воспитания Д.Е.Огородного»

  • 115 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ ….….3

Глава I.Теоретические основы организации вокально-хоровой работы в школе….12

1.1.История и традиции русской вокально-хоровой школы.….12

1.2.Современные научные исследования в области вокально-хорового обучения детей….….35

1.3.Методика комплексного музыкально-певческого воспитания детей в общеобразовательной школе….….40

Выводы по первой главе….….44

Глава II.Педагогические условия внедрения методики комплексного музыкально-певческого воспитания детей Д.Е.Огороднова….….46

2.1.Содержание, приемы и организация комплексного музыкально-певческого воспитания детей….….….46

2.2.Педагогический эксперимент и его результаты….52

Выводы по второй главе….64

Заключение….….66

Список использованных источников….68

Приложение…71

Введение

Актуальность исследования

Решение задачи ускорения научно – технического прогресса тесно связано с повышением интеллектуальной и эстетической культуры нашего общества. В то же время сами вопросы обучения и воспитания современной молодежи должны и могут в настоящее время решаться с позиции новейших научно – технических достижений в области педагогики и дидактики.

В настоящее время в центре внимания исследователей и педагогов-практиков находится проблема совершенствования теории и методов обучения и воспитания, решение которой заключается в активном поиске новых путей всестороннего развития личностей школьников. К этой проблеме относятся и поиски новых путей эстетического воспитания детей средствами искусства, в частности музыки. Как известно, на уроках музыки в общеобразовательных школах осуществляются преимущественно в основном виде музыкальной деятельности – восприятии. Однако эстетическое воспитание не может ограничиваться лишь общением с искусством через его восприятие и посильную художественную оценку. Полноценное эстетическое воспитание детей должно включать также непосредственное участие их в творческом процессе, овладение навыками коллективного и индивидуального исполнения музыкальных произведений, то есть приобщения их к музыкальному искусству через пение, которое является самым доступным и активным видом музыкальной деятельности.

Хор – это прежде всего вокально-исполнительский коллектив, объединенный и организованный творческими целями и задачами. Хоровое исполнительство способно вызвать к жизни неуловимые эмоции человека, тончайшие переливы настроений, душевные порывы, эмоциональную напряженность. Это прочувствование и понимание художественной сущности произведения, внутренне согласие с замыслом и исполнительским планом дирижера. Хоровая музыка и пение в нашей стране играли важную роль в воспитании детей и формировании их музыкальной и духовной культуры.

В настоящее время вокальное воспитание детей в России осуществляется главным образом через хоровое пение в общеобразовательных школах на уроках музыки, в хоровых студиях, вокальных ансамблях, в хоровом классе детских музыкальных школ и т. д.

К идеям эстетического воспитания, в частности средствами певческого искусства, обращались философы, педагоги, музыканты, социальные реформаторы всех времен.

Еще в античные времена отношение к музыке было как к занятию, не уступающему по важности медицине. Аристоксен говорил, что пифагорейцы осуществляют очищение тела посредством врачевания, а очищение души – посредством музыки как искусства пения со словом.

Понимая важность хорового пения, которое, по словам Платона, есть «божественное и небесное занятие, укрепляющее все хорошее и благородное в человеке», древние греки считали его одним из элементов образования, а слово «необразованный» трактовали, как «не умеющий петь в хоре».

Аристотель в VIII книге «Политики» отмечал, что музыка оказывает влияние на человеческую этику и психику: «песни Олимпа наполняют наши души энтузиазмом, а энтузиазм есть эффект этического порядка в нашей психике».

О важности певческого искусства, способного заставить скалы и горы вторить человеческому голосу, а диких зверей утихнуть порой от звуков песни, свидетельствуют труды Цицерона.

В средние века отношение к искусству определяется догматами церкви. Но, отвергая античные эстетические идеалы и провозглашая единодушие, единомыслие, нравственность, церковь все же не отрицала чудотворности воздействия хорового искусства.

Одним из наиболее значительных реформаторов в области хорового пения средневековья был Гвидо д’Ареццо. Будучи монахом бенедиктинского монастыря в Ареццо, Гвидо руководил детским хором кафедральной школы. Для облегчения певцам точного исполнения нотной записи Гвидо д’Ареццо ввел шестиструнный звукоряд, так называемый гвидонов гексахорд, с определенным отношением интервалов и слоговыми обозначениями ступеней – ut, re, mi, fa, sol, la(впоследствии для удобства пения название ut было заменено слогом do).

В мантуанской школе Витторино де Фельтре, одного из самых прогрессивных деятелей эпохи Возрождения, ученики учились чувствовать музыкальную гармонию, - обучению пению придавалось большое значение.

Таким образом, новые идеалы обусловили появление новой цели воспитания – всестороннее развитие личности.

Одной из важнейших форм обучения хоровому пению были певческие школы при католических храмах – метризы. В это же время были открыты первые консерватории, так назывались сиротские приюты, куда принимались музыкально одаренные мальчики и девочки. Обновление эстетических позиций совместно с появлением новых образовательных форм выдвинуло детское исполнительство на качественно более высокую ступень, приближенную к формам профессионального хорового исполнительства.

Социально – психологические перемены в XVII – XVIII веков определили рост индивидуального самосознания и деятельностного начала личности в теории эстетического воспитания. В эпоху Просвещения, родоначальником которой стал А. Шефстбери (1601 – 1713), красота считалась сущностью доброты, человек – творцом собственной судьбы, искусство провозглашалось средством воспитания, в котором не может быть принуждения, а в задачи эстетического воспитания входило создание гармоничного общества.

Эстетическое воспитание во Франции в эпоху Просвещения рассматривалось как основа исторического прогресса. Проблемы эстетического воспитания поднимались в трудах Ш. Монтескье (1689 – 1755) и К. Гельвеция (1715 – 1771), видевшего назначение искусства в пробуждении сильных и ярких ощущений.

Ж. Ж. Руссо (1712 – 1778) ценил пение как наиболее полное проявление музыкального чувства и в романе «Эмиль, или о воспитании» советовал сочинять песни, для развития слуха ясно произносить текст, а воспитателю всячески стремиться сделать голос ребенка ровным, гибким и звучным.

Значимость певческого воспитания, облагораживающего человеческую природу, определялась в трудах видных педагогов и в частности Й. Песталоцци (1746 – 1827), полагавшего, что «память, удерживающая в душе мелодии и песни, развивает в душе понимание гармонии и высокого чувства».

В XIX столетии господствующей формой бытования хоровой музыки становится ее концертное исполнение.

В первой половине XIX века в Англии появился труд Дж. Кервена «Стандартный курс уроков и упражнений в методе Тоник Соль-Фа обучения музыке», который, по сути, представлял собой систематическую школу хорового пения. В Германии А. Хундеггер приспособила этот метод к особенностям немецкого языка, дав ему название Тоника До. В Венгрии Золтан Кодай (1882 – 1967) приспособил систему Тоник Соль-Фа – Тоника До

к пентатонической природе венгерской народной песни.

В Европе XX века энтузиасты в области музыкального воспитания создали оригинальные системы, получившие широкое распространение. Известна система швейцарского педагога музыканта Э. Жак-Далькроза, которая кроме ритмики включала художественную гимнастику, танец, хоровое пение, музыкальную импровизацию на фортепиано. Система К.Орфа, осуществляемая на основе 5-томного пособия по музыкальному воспитанию «Шульверк», предполагала стимулирование музыкальное творчество детей, способствовала детскому коллективному музицированию.

В настоящее время на хоровом пении сосредоточены музыкальные занятия в общеобразовательных школах Великобритании. Причем это поставлено настолько серьезно, что объединенные хоры школ исполняют достаточно сложный репертуар. Также большое внимание уделяется постановке голоса в общеобразовательных школах Франции, Германии, Японии, Финляндии, Венгрии, Болгарии, Чехословакии.

В России проблематика работы с хором легла в основу многих научно-методических исследований. Появление оперы в России в XIX веке послужило толчком к развитию светского пения. В плеяде великолепных музыкантов того времени, какими были М.Березовский, С.Дегтярев, Г.Ломакин, особое место занимает Д. Бортнянский, при котором подготовка музыкальных кадров в Придворной певческой капелле проходила на самом высоком профессиональном уровне.

Огромное значение для теории вокального обучения имели методические сочинения М.И.Глинки «Упражнения для уравнения и усовершенствования гибкости голоса» и А.Варламова «Полная школа пения» в 3-х частях.

В методических сочинениях дореволюционного периода широко освещались вопросы развития вокального слуха, певческого голоса, воспитания у певцов осознанного восприятия музыки (Н.Брянский), обращалось внимание на выразительность исполнения, эмоциональную отзывчивость певцов (Д.Зарин), воспитание красоты звучания (И.Казанский, А.Маслов).

В русской школе хорового пения была создана перспективная, но ныне забытая сложная форма вокальной организации хорового коллектива, иначе – хоровой оркестр, создателем которого был В.С.Орлов. Организация хора, структура построения, подбор голосов и прочее описаны в пособиях бывших учеников Синодального училища – А.Кастальского, А.Никольского, В.Степанова, П.Чеснокова, В.Булычева и др.

В рассматриваемых методических руководствах послереволюционного периода (А.Александров, К.Пигров, Н.Демьянов, В.Мухин, А.Юрлов) помимо освещения вопросов, связанных с вокальным воспитанием, развитием слуха, музыкальных способностей, даются рекомендации по вопросам хороведения и управления хором.

В XX столетии проблематика работы с хором легла в основу многих научно – методических исследований, осуществленных такими известными деятелями хорового искусства, как Л.М.Абелян, Ю.Б.Алиев, О.А.Апраксина, Л.Б.Бартенева, Г.А.Дмитревский, А.А.Егоров, Л.М.Жарова, В.Л.Живов, В.И.Краснощеков, П.П.Левандо, Д.Л.Локшин, К.Ф.Никольская-Береговская, Т.Н.Овчинникова, К.К.Пигров, В.С.Попов, К.Б.Птица, В.И.Сафонова, В.Г.Соколов, Г.А.Струве, Г.П.Стулова, П.Г.Чесноков, Д.Е.Огороднов, и многими другими хормейстерами-исследователями.

Благотворное влияние хорового пения на развитие индивида, огромные воспитательные возможности хорового исполнительства вполне очевидны и научно обоснованы. Но в наше время интерес молодежи к хоровому искусству заметно снизился. Поток массовой культуры захлестывает истинное, высокое искусство. постепенно отодвигая его на второй план. Популярность хорового пения сохранилась лишь в системе профессионального музыкального образования и в среде истинных ценителей хорового искусства. Из-за ограниченного количества учебных часов для музыкальных занятий в системе общеобразовательных школ реализация задач, связанных с вокальным воспитанием детей становится весьма проблематичной. Вокально-хоровая работа на уроках музыки остается наиболее слабым звеном в профессиональной деятельности учителей музыки общеобразовательных школ. Необходимость внедрения передовых методик вокального воспитания в систему массового музыкального образования стала

очевидной.

Таким образом, обнаруживается явное противоречие между объективной необходимостью творческого развития детей средствами вокального исполнительства и реальным положением дел на практике. Актуальность проблемы, ее практическая значимость, недостаточная теоретическая и практическая разработанность определили тему нашего исследования: «Использование методики комплексного музыкально-певческого воспитания в художественно-творческом развитии школьников».

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально определить роль комплексного музыкально-певческого воспитания в художественно-творческом развитии школьников.

Объект исследования: музыкально-образовательный процесс, ориентированный на художественно – творческое развитие школьников в вокально-хоровой исполнительской деятельности.

Предмет исследования: педагогические условия формирования творческой личности на основе методики комплексного музыкально-певческого воспитания Д.Е.Огороднова.

В соответствии с целью исследования были намечены следующие задачи исследования:

1.Изучить историю, теорию и практику формирования художественно-творческих способностей детей в системе музыкально-певческого воспитания.

2.Проанализировать современное состояние русской вокально-хоровой школы.

3.Изучить теоретико-методические основы системы организации учебного процесса на занятиях по методике комплексного музыкально-певческого воспитания с учетом взаимосвязи всех видов работы.

4.Определить педагогические условия реализации художественно-творческого развития школьников в системе музыкального образования Д.Е.Огороднова.

5.Разработать критерии определения уровня развития художественно-творческих способностей детей.

6.Экспериментально опробировать педагогические условия внедрения «Методики комплексного музыкально-певческого воспитания детей» Д.Е.Огороднова в системе массового и профессионального музыкального образования детей.

Методологической основой исследования явились: труды в области вокально-хорового воспитания (Н.Тевлин, Н. Черноиваненко, Л. Дмитриев, О. Апраксина, Л. Безбородова, Г. Стулов, К.Ф. Никольская-Береговская, М. С. Осеннева, В. А. Самарин, В. Л. Живов и др.), идеи о ведущей роли вокального искусства в художественно-творческом формировании личности (В.Н. Шацкая, Н.А. Метлов, А.Д. Войнова, Б.Л. Яворский, Н.А. Ветлугина, С.И. Бекина и др.); идеи формирования гармонически развитой личности (Д.Б.Кабалевский, Д.И.Зарин, И.А.Пузыревский, А.Н.Карасев и др.); теории и методики музыкально-эстетического воспитания детей (Д.Б.Кабалевский, Н.А.Ветлугина, К.Орф, Е.А.Флерина и др.).

Для решения обозначенной проблемы исследования нами использованы следующие методы исследования:

• Изучение и теоретический анализ литературы в области общей и музыкальной педагогики и психологии, философии и истории, диссертаций, сборников статей, монографий, связанных с проблемой вокально-хорового воспитания детей.

• Изучение и обобщение передового педагогического опыта.

• Целенаправленное наблюдение за вокально-хоровой работой на уроках музыки в школах города Уфы и на хоровых занятиях в УШИ.

• Изучение школьной документации в рамках проблемы исследования.

• Метод теоретического анализа литературы.

• Анкетирование педагогов, учащихся.

• Интервьюирование педагогов, учащихся.

• Беседа, анализ и синтез.

• Педагогическое наблюдение.

• Педагогический эксперимент.

• Метод математической обработки полученных данных.

Теоретическая значимость нашего исследования заключается в изучении, обобщении теоретического и практического опыта художественно-творческого развития школьников в процессе вокально-хорового воспитания, выявлении педагогических условий реализации проблемы исследования в процессе современного образования.

Практическая значимость исследования состоит в определении критериев уровня развития художественно-творческих способностей детей в процессе вокально-хорового воспитания; в экспериментальном апробировании методики КМПВ Д.Е.Огороднова.

Структура выпускной квалификационной работы включает в себя введение, две главы, выводы по главам, заключение, список использованных источников, приложение.

Фрагмент работы

ГЛАВА I.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВОКАЛЬНО-ХОРОВОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ

1.1 История и традиции русской вокально-хоровой школы

Проблема эстетического воспитания детей давно стала предметом исследования ученых физиологов, врачей-фониаторов, психологов, акустиков, музыкантов. К этой проблеме относятся и поиски новых путей эстетического воспитания детей средствами музыки, приобщения их к музыкальному искусству через пение, которое является самым доступным для всех активным видом музыкальной деятельности.

Вопросы музыкально-певческого воспитания в художественно-творческом развитии школьников заставляют нас обратиться к лучшим традициям русской певческой школы, проследить становление и развитие хорового искусства, начиная с истории церковного пения и завершая обобщением опыта работ выдающихся музыкантов-хормейстеров.

Формирование русского вокально-хорового искусства опирается на принципы русского народного хорового исполнительства, которые стали характерными для профессиональной хоровой школы: естественное звуковедение, умение певцов владеть певческим дыханием, четкая дикция, эмоциональная и выразительная подача слова, бережное к нему отношение, умение раскрыть психологическую сущность пения.

Если народное пение заложило основы вокального искусства, то источником своего рода методикой обучения до середины ХIХ века было церковное пение: в нем фактически начала создаваться профессиональная школа хорового исполнительства. Именно церковные хоры сыграли неоценимую роль в подготовке регентов, учителей пения, оперных певцов.

История церковного пения I-X вв.

Ко времени введения христианства самыми образованными в музыкальном отношении были греки и евреи. Именно эти два народа положили в основу церковного пения свое духовное музыкальное наследие – еврейские и еврейско-греческие мелодии псалмов и законы древнегреческой музыкальной системы. Музыка и пение древних народов были искусством чисто мелодическим. Мелодии, или напевы в церковном пении были диатоничны.Такая же простота и ясность наблюдалась в ритмическом рисунке. «Древние композиторы избегали внешних эффектов, стараясь не нарушать молитвенного настроения, высоты размышлений и глубины переживаемых чувств. Музыка имела только одну цель – помочь человеку сосредоточиться в молитве» (10, С.184-185).

В III – IV веках в церковном пении произошли некоторые изменения, которые свидетельствовали о развитии вокально-хорового искусства:

- более торжественный характер богослужения;

- из всенародного пения оно превратилось в специально хоровое;

- расширилось и усложнилось само количество песнопений;

- хоровое пение стало более искусным и изысканным;

- использование инструментального сопровождения при богослужении.

В период V – VIII вв. происходит развитие осмогласия в качестве незыблемой церковно-музыкальной системы, в границах которой должно существовать и развиваться впредь богослужебное пение.

Становление православной вокально-хоровой культуры

История развития русского хорового пения не оставила нам источников, повествующих о музыкальной культуре славян к моменту принятия христианства на Руси. Однако народная песня, передававшаяся от поколения к поколению, свидетельствует о том, что древнерусское певческое искусство находилось на достаточно высоком уровне.

«К моменту христианизации Руси музыкальная культура восточных славян не имела профессиональных черт. Народное музыкальное творчество развивалось в свободной манере вольных импровизаций и передавалось изустно от поколения к поколению. Христианские нововведения обусловили профессионализм русского певческого искусства» (30, с.177).

В процессе развития певческого искусства в народе постепенно складывалась своеобразная манера пения, в результате чего и определились вокальные принципы, взятые в дальнейшем за основу методики пения в церковных и светских хорах. Изучение творческого наследия древнерусских мастеров пения дает возможность установить некоторые черты этой методики. Эмоциональная и выразительная подача слова, естественность звуковедения, умение владеть дыханием – вот главное, что определяло сущность вокальных принципов народного исполнительства. При исполнении певцы тяготели к устойчивости и слитности звучания хора, подчинялись законам строя и ансамбля. Напевы были просты и безыскусны, пение отличалось скупостью музыкальных красок. В музыке практически не было многоголосия.

Так постепенно складывались самобытные русские певческие традиции и тот исполнительский стиль, который стал основой церковной и светской школы хорового пения.

Основы методики обучения древнерусскому певческому искусству

Из пособий музыкально-педагогического характера особый интерес вызывают «Азбуки», которые представляют собой методически изложенный материал для обучения искусству пения. «Азбуки» состояли из «Фитников», которые служили своего рода вокализами, мелодическими приемами, применяемыми в русской вокальной педагогике.

1-я фита – фита обычная – была направлена на освоение учеником тетрахорда или трихорда.

2–я фита – фита светлая – содержала упражнения в пении нижнего регистра, а также в пении терций и опевании тонов напева.

3-я фита – фита мрачная – была обращена на контрастное звучание при секвенционном движении в музыке.

4-я фита – фита зелёная –развитие диапазона, выравнивание слуха певца на ощущении колорита большой и малой терций.

5-я фита – фита-кобыла – интонирование подвижной мелодии, укрепление чистоты интонирования.

6-я фита – фита-перевязка – освоение нового звука «ля» в верхнем регистре, изучение кварто - терцового хода голосов.

7-я фита – фита красная – упражнение в пении дорийских последовательностей в среднем регистре певческого голоса – медиуме.

8–я фита – фита двоечельная – распевы терций в самом начале мелодии.

9-я фита – фита трестрельная – направлена на развитие у ученика ощущения колорита звучания терций в различной диатонической последовательности.

10-я фита – фита громогласная, громосветлая – упражнение в исполнении crescendo мелодии волнообразного характера с поступенным движением голоса.

11-я фита – фита-хабува – обобщение музыкально-теоретических сведений и вырабатывание исполнительских навыков.

Таким образом, целенаправленность педагогического процесса давала возможность певцу исполнять весьма сложную мелодию (15, с. 144-145).

То есть, древнерусская постановка голоса состояла из упражнений в постепенном развитии диапазона голоса и укреплении певческого дыхания. Знакомство с физической стороной певческого звука соединялось с музыкально - теоретическим образованием певца, развитием его художественного вкуса и влияло на эмоциональную сферу его психики.

Заключение

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основе теоретического анализа и практической апробации системы музыкально-певческого воспитания в структуре музыкально-образовательной деятельности школьников в ходе экспериментально-исследовательской работы мы пришли к следующему выводу:

1. В настоящее время общее и специальное музыкальное образование школьников остается неотъемлемой частью эстетического воспитания подрастающего поколения. Проблема музыкально-певческого воспитания заслуживала и будет заслуживать внимание со стороны теоретиков и практиков отечественной и зарубежной педагогики.

Данная проблема волновала ученых еще с древности. Основные принципы, содержание, значение хорового искусства разрабатывались философами античности – Платоном, Аристоксеном, Аристотелем.

В эпоху Средневековья важнейшую роль в развитии музыкального искусства сыграло христианское вероучение.

Идеалом эпохи Возрождения стал разносторонне образованный человек – раскрепощенная творческая личность, богато одаренная, стремящаяся к утверждению красоты и гармонии в окружающем мире.

2. Музыкально-певческое воспитание является предметом исследования целого ряда ученых их разных областей наук.

Вопросы развития вокального слуха, певческого голоса широко освещались в трудах Н.Брянского, Д.Зарина, И.Казанского, А.Маслова.

В методических руководствах А.Александрова, К.Пигрова, Н.Демьянова, В.Мухина, А.Юрлова даны рекомендации по вопросам хороведения и управления хором.

Проблема музыкально-певческого воспитания нашла свое отражение в научно-методических исследованиях Л.М.Абеляна, Ю.Б.Алиева, О.А.Апраксиной, А.А.Егорова, В.И.Краснощекова, Г.А.Струве, П.Г.Чеснокова и других.

3. В рамках экспериментального исследования нами были определены наиболее эффективные педагогические условия для решения данной проблемы, нарушение которых приведет к снижению воздействия вокально-хорового процесса на формирование культуры личности ребенка. Практика лучших педагогов-хормейстеров доказывает, что можно добиться большего влияния на развитие личности ребенка, строя занятия по законам творчества, законам искусства, не допуская ничего, что посягало бы на творческую свободу ребенка на хоровом занятии.

4. Предложенный в данной работе интересный и полезный материал с теоретической и практической информацией по проблеме организации музыкально-певческого воспитания детей, а также результаты эксперимента могут быть использованы в организации музыкально-образовательной деятельности учащихся. В перспективе исследования данной проблемы должны быть направлены на изучение форм, методов и содержания изученной нами методики КМПВ Д.Е.Огороднова в условиях профессиональной подготовки будущих хормейстеров.

Список литературы

1. Абелян Л.Хоровое исполнительство как путь духовного обогащения подростка // Музыкальное воспитание в школе. – 1978. - №13. – с.47.

2. Алиев И.Основы вокальной педагогики. – М.: Просвещение, 2001.

3. Анисимов В.П. Диагностика музыкальных способностей детей: Учеб. пособие для студ. высш. учебных заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 128с.

4. Багадуров В. Очерки по истории вокальной педагогики: В 3 ч. – М., 1956. – ч.3. – с.20.

5. Дашанова Н.Экспериментальные хоровые занятия в общеобразовательной школе // Музыка в школе. – 2003. - №4, с.56.

6. Калугина Н. Методика работы с русским народным хором. – М., 1977. – с.5 – 15.

7.Келдыш Ю. Музыка XVIII века. – М., 1965. – 177с.

8. Ковалев К. Бортнянский // ЖЗЛ. – М., 1989. – 156с.

9. Краснощеков В. Вопросы хороведения. – М.: Издательство «Музыка», 1969. – 198с.

10. Кулаков А. Свет Вифлеемской звезды // Страницы из истории христианства. – М., 1999. – с.184 – 185.

11. Леоферова Н.А.Оценивание творчества детей в процессе вокально-хоровой работы // Музыка в школе. – 2003. - №6. – с.56.

12.Локшин Д.Л. Из истории хорового искусства // Работа с хором. Методика, опыт. – М.: Профиздат. – 1972. –с.7.

13. Лукишко А.Непроизвольные изменения силы и тембра певчих голосов в хоре: Канд. дис. – 1984.

14. Манфредини В. Правила гармоническия и мелодическия для обучения всей музыки. – СПб., 1806.

15.Матвеев Н. Хоровое пение. – Изд. Братство. – 1998. – 317с.

16. Менабени А. Методы вокальной работы в школе // Музыкальное воспитание в школе. – 1976. - №11. –с.86.

17. Мешко Н. Искусство народного пения. – М., 1996. –ч.1. – с.1 – 15.

18. Морозов В. Резонансная теория искусства пения. – М.,2001. – 415с.

19. Народные песни московской области: Сборник /под редакцией А.Рудневой. – М., 1964. – 191с.

20. Никольская – Береговская К.Ф. Начальный этап обучения пению в хоре старшеклассников // Вопросы методики музыкального воспитания детей. – М.: Издательство «Музыка»,1975. – 127с.

21. Никольская – Береговская К.Ф. Русская вокально-хоровая школа: От древности до XXI века: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2003. – 304с.

22. Огороднов Д.Е. Методика комплексного музыкально-певческого воспитания детей в общеобразовательной школе. – Л.: Издательство «Музыка»,1972. – 151с.

23. О детском голосе / ред.Н.Орлова. – М.,1966. – 137с.

24. Осеннева М.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников: Учеб. пособие для студ. нач. фак. педвузов. – М.: Изд. центр «Академия»,2001. – 368с.

25. Осеннева М.С., Самарин В.А., Уколова Л.И. Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом. – М.: Изд. центр «Академия»,1999. – 224с.

26. Патюкова Т. Хоровое общество – школе // Музыка в школе. – 1985. - №2. –с.24.

27. Пономарев А. Жизнь детского хора // Музыка в школе. – 1988. - №4.,1989. - №1, №4.

28. 5-й международный фестиваль русской православной музыки в Москве: Музыкальная культура православного мира / сост. и ред. Г.Поляченко.

29. Работа с детским хором: Сборник статей / под ред. проф. В.Г.Соколова. – М.: Издательство «Музыка», 1981. – 70с.

30.Романов Л. Культурологические аспекты крещения Руси //Религии Мира. История и современность. Статьи. – М., 1969.

31. Романовский Н.В. Хоровой словарь. – Л.: Издательство «Музыка»,1972. – 135с.

32. Сафонова В. Формирование певческого самоконтроля у подростков и молодежи в процессе хоровых занятий. – М.,1988 – 117с.

33. Соколова О.П. Двухголосное пение в младшем хоре: Учебно-методическое пособие для руководителей детских хоровых коллективов. – М.: Издательство «Музыка»,1987. – 94с.

34. Стасов В. Концерт г.г. певчих графа Шереметева // Музыкальный и театральный вестник. – 1856. - №9. – с.164.

35. Струве Г. Школьный хор: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1981. – с.38.

36. Стулова Г.П. Теория и практика работы с детским хором: Учеб. пособие для студ. пед. высш. уч. заведений. – М.: Гуманит.центр ВЛАДОС, 2002. – 176с.

37. Тевлина В. Вокально-хоровая работа // Музыкальное воспитание в школе. – 1982. - №15. – с.43.

Покупка готовой работы
Тема: «Использование методики комплексного музыкально-певческого воспитания Д.Е.Огородного»
Раздел: Музыка
Тип: Дипломная работа
Страниц: 115
Цена: 3100 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика