Дипломная работа

«Использование национальной музыки республики Башкортостан в обучении школьников»

  • 60 страниц
Содержание

Введение….3

Глава I. Формирование основ изучения национальной башкирской музыки в общеобразовательной школе

1.1. Мировое музыкально-педагогическое наследие о роли национальной музыки в воспитании детей…

1.2. Роль и значение башкирской национальной культуры в подготовке учащихся общеобразовательной школы….…

1.3.Башкирский музыкальный фольклор….

Глава II. Теоретико-методическая подготовка учителя к изучению национальной башкирской музыки в общеобразовательной школе

2.1. Содержание, формы и методы изучения национальной башкирской музыки на уроках в общеобразовательной школе….…

2.2. Педагогический эксперимент и его результаты…

Список литературы….

Введение

Формирование гражданина нового Башкортостана является важнейшей частью государственной политики в республике, направленной на улучшение всех сторон общественной, социально-экономической, культурной жизни.

Школьное образование призвано реализовывать специфическое содержание и методы формирования гражданина нового Башкортостана в пространстве и средствами национальной структуры (материальной и духовной).

Обращение к духовному опыту человечества, к национальной культуре способствует нравственно-эстетическому и художественному воспитанию школьников, обогащая их эмоциональный и духовный потенциал, развивая чувства взаимопонимания дружбы и сотрудничества, раскрывая творческие способности и потребности современных школьников.

Проблема изучения национальной музыкальной культуры является одним из основных факторов гуманизации жизни современной школы – насыщения ее духом высокого национального музыкального искусства. Уровень знания национальной музыкальной культуры школьниками нашей республики ограничивается рамками программ музыкальной и общеобразовательной школ.

В сложном процессе духовного становления личности, ее мировоззрения, нравственных убеждений, духовной культуры значительная роль принадлежит народной мудрости, национальной культуре, отечественной истории, языку и искусству, которые стимулируют творческие начала в человеке, формируют его способности и духовно-нравственную культуру.

Актуальность данной проблемы обусловила тему исследования: «Использование национальной музыки республики Башкортостан в обучении школьников.

Цель исследования – педагогические условия использования национальной музыки республики Башкортостан в обучении школьников.

Объект исследования – процесс музыкального образования в общеобразовательной школе.

Предмет исследования – содержание, формы и методы использования национальной музыки республики Башкортостан в обучении школьников.

Задачи:

1. Изучить и проанализировать имеющиеся исторические наработки в области национальной музыки республики Башкортостан в обучении школьников.

2. Проследить процесс педагогического потенциала национальной музыки республики Башкортостан.

3. Разработать педагогический эксперимент по организации изучения национальной музыки республики Башкортостан в обучении школьников.

Теоретико-методологической базой исследования явились труды, в которых анализируются проблемы воспитания, нравственных качеств школьников, их ценностных установок (К.Н. Вентцель, Г.Н. Волгов, П.Ф. Каптерев, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий); понимания ценностей в искусстве (Ю.Б. Бореев, Э.Т. Ардаширова, А.И. Щербаков); определения музыкально-педагогических аспектов ценностных ориентаций (Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, С.С. Балашов, Д.Б. Кабалевский, С.К. Каргапольская, И.В. Кошмина, Н.А. Терентьева); идеи о роли народного искусства педагогов-просветителей прошлого: М. Акмуллы, М. Бикчурина, К. Насыри, В.Ф. Одоевского, М. Уметбаева, И.Я. Яковлева; работы исследователей-этнопедагогов современного этапа – Б.Ф. Афанасьева, К.Ш. Ахиярова, Г.Н. Волкова, Р.Г. Гарданова, Т.К. Исхакова, З.Д. Киекбаевой, Ю.З. Кутлугильдиной, 3.Г. Нигматова, С.И. Рахимовой, А.М. Сафина, Н.Х. Халитовой, А.Ф. Хинтибидзе; проблемы формирования личности учителя музыки стали идеи развития личности (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Д.И. Фельдштейн), личности учителя в процессе профессионально-педагогической подготовки (В.А. Сластентин), философские аспекты проблемы гуманитаризации профессионального образования (Р.М. Асадуллин, Б.М. Бин-Бад, В.С. Хазиев, Э.Ш. Хамитов).

Методы исследования:

1) теоретический анализ научной и методической литературы;

2) изучение опыта учителей;

3) беседа;

4) наблюдение за работой учащихся на уроках музыки;

Практическая значимость исследования: данная работа может быть рекомендована к использованию на уроках музыки в общеобразовательных школах республики.

База исследования: МОБУ СОШ №15 города Ишимбай.

Структура работы: Введение, Две главы, Заключение, Список литературы.

Фрагмент работы

Глава I. Формирование основ изучения национальной башкирской музыки в общеобразовательной школе

1.1. Мировое музыкально-педагогическое наследие о роли национальной музыки в воспитания детей

Национальная музыка – это оригинальный и разнообразный пласт музыкального, народного и композиторского творчества, богатейшей песенной и инструментальной культуры.

Формирование духовной культуры личности с помощью искусства имеет классические традиции. Основы эстетического воспитания средствами музыкального искусства зародилось еще в IV – V вв. до н.э., начиная с памятников древнеиндийской культуры, с древнеиндийских, древнегреческих религиозных источников – Библии, Корана и других письменных памятников.

Идеи античных мыслителей получили глубокое теорико-практическое развитие в трудах ученых-педагогов прошлых столетий и современности, начиная с эпохи античности и кончая серединой XX века [5]. В исследованиях Л.А.Коменского, Ж.Ж.Руссо, И.И.Гердера, Э.Жак-Далькроза, З.Кодай, К.Орфа, К.Д.Ушинского, А.Ф.Лосева, В.И.Соловьева, Л.Н.Толстого и ряда других исследователей и педагогов идея использования музыкального искусства, как средства нравственно-эстетического воспитания получило свое отражение:

– в создании целостной теории массового музыкального образования и воспитания;

– в определении содержания нравственно-эстетического воспитания;

– в разработке принципов построения систем всеобщей детской практики;

– в определении цели, задач, приемов и средств музыкально-эстетического воспитания и образования.

Античное учение об этносе музыки, разработанное древними авторами, сменилось под влиянием риторики учением об аффектах, согласно которому, музыка "изображает" человеческие чувства (аффекты) и управляет ими. Теория аффектов основывалась на признании несомненной связи между выразительными средствами музыки (гармония, ритмика и др.) и вызываемыми им эмоциями (аффектированными состояниями).

В становлении теории аффектов большую роль сыграли виднейшие мыслители: Д.Царлино, развивший теорию античных ладов, а также выдвинувший положение об единстве музыки и слова, теории и практики; В.Галилей, утверждавший, что цель музыки в выражении душевных движений; Р.Декарт, обосновавший аффективную природу музыки; А.Кирхер, рассмотревший связь музыки с аффектами; И.Маттезон, Ф.В.Марпург, И.И.Кванц, И.Г.Вальтер и др., давшие собственные классификации аффектов, вызываемых музыкой, среди которых радость, страсть, любовь, страдание, гнев, прощение, страх, надежда, бодрость, изумление, сострадание, милосердие и др.

В дальнейшем теория аффектов перерастает в концепцию выразительно-эмоциональной сущности музыки, отличающей ее от изобразительных искусств и представленной в XIX веке так называемой эстетикой чувств; (А.В.Амброс и др.), на рубеже XIX-XX вв. перерожденной в музыкальную герменевтику (Г.Кречмар, А.Шеринг и др.), а впоследствии – в так называемую новую музыкальную герменевтику (К.Дальхауз и др.), решающую различные теоретические проблемы и, в том числе, ценности и оценки музыки на основе идей о неотрывности музыкального содержания от сознания.

В мировой педагогической практике имеет опыт создания систем всеобщего практического музыкально-эстетического воспитания детей и юношества (Венгрия, Австрия, Германия и др.). Основой систем служит традиции национального музыкального фольклора.

Идея всеобщего музыкально-эстетического воспитания детей в нашей стране разрабатывалась на протяжении XX века такими прогрессивными деятелями искусства и культуры, учеными и педагогами, как А.Г.Рубинштейн, А.Т.Гречанинов, Б.В.Асафьев и другие. В детской национальной музыке эти исследователи видели возможности культурного образования народа и развития таких личностных характеристик, как патриотизм и эстетическое чувство.

Влияния музыкально-эстетического воспитания на успешное психологическое развитие ребенка отмечалось А.С.Макаренко, В.Н.Мясищевым, Н.А.Ветлугиной, Н.И.Сац, Д.Б.Кабалевским и многими другими.

Как известно, музыкальная письменность, связанная с буквенными обозначениями звуков, также зародилась в Древней Греции, что еще раз подтверждает мысль о том, какую огромную воспитательную роль отводили древние греки музыке.

В средние века отношение к искусству определялось догматами церкви, неприемлющей гедонистичности и элитарности эстетической мысли античности. Для средневекового аскетичного мировоззрения всякая красота обсуждалась и воспринималась как обман, скрывающий истину. Однако, отвергая античные эстетические идеалы и провозглашая единомыслие, нравственность, церковь все же не отрицала чудотворность воздействия музыкального искусства. При всей аскетичности отношение отцов церкви к искусству не исключало естественной человечности.

В системе воспитания были широко представлены детские песни – как сами по себе, так и в качестве необходимых составных частей игр, сказок, хороводов. Бродячие музыканты включали эти песни в свой репертуар, способствуя тем самым их сохранению и передачи последующим поколениям.

Заключение

Каждый народ отличается от других народов мира своими национальными особенностями и ценностями. Эти особенности еще ярче и выпуклее проявляются в ряде областей, из которых самой возвышенной и значительной является культура и ее важная ветвь – музыка. Без сомнения, народ, который смог сохранить и уберечь свою древнюю историю и высокую культуру, имеет как прошлое, так и будущее. Поэтому, мы должны стараться не растерять свои ценности, музыку, национальные особенности, уберечь их в любую эпоху.

После завоевания башкирским народом независимости и суверенитета, обращение его к своим корням – историческим, культурным, музыкальным, их сохранение, изучение, исследование стало насущно необходимым и актуальным.

Издавна башкирский народ славится своей музыкальностью и поэтическим складом души, красивые мелодические песни башкир обращают на себя внимание выразительными интонациями и тонким психологизмом.

Использование башкирских народных песен является необходимой частью педагогического процесса: изучение национальной музыкальной культуры, музыкальных традиций народа, воспитания на этих традициях чувства гордости за национально-художественные богатства, за историю этноса.

Школа, как образовательное учреждение, должна выпускать из своих стен в жизнь человека, знающего и умеющего ценить культуру и искусство своего народа, на деле является образным полем искусства.

Использование современных музыкальных технологий в педагогической практике помогает раскрыть все богатств музыкально-культурного наследия башкирского народа, помогает, донести до широкой аудитории всю красоту и разнообразие башкирского музыкального фольклора, народная музыка и ее современное прочтение таит в себе колоссальные художественные возможности, развивает вкус и утверждает высокие нравственные ценности.

Список литературы

1. Абдуллин Э.Б Теоретические и методические основы музыкального обучения в общеобразовательной школе. – М., 1982.

2. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Теория музыкального образования. М., 2004.

3. Алиев Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей от детского сада – к начальной школе. Воронеж., 1998.

4. Алкин М.С. Методика музыкального воспитания в подготовительных классах общеобразовательной Башкирской школы / учебник на башкирском языке. Уфа, 1993.

5. Античная музыкальная эстетика: вступит. очерк и собрание текстов проф. А.Ф. Лосева / ред. В.П.Шестаков. М.:Музгиз, 1960.

6. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе

7. «Музыка и пение». М.: 1983. 224с.

8. Арчажникова Л.Г. Пофессия – учитель музыки: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1984. 111с.

9. Ахияров К.Ш. Народная педпгогика и современная школа. Уфа., 2000.

10. Ахияров К.Ш., Кашапова Л.М. Национальная музыкальная культура в школе: теория и практика: Монография. Уфа 1998. 141 с.

11. Балалар фольклоры, Уфа, 1994.

12. Башкирское народное творчество. Эпос Уфа 1978.

13. Баймурзина В.И. Этнопедагогика башкирского народа: история и современность. – Уфа, 1998.

14. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б., Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях. – М., 2002.

15. Валеев Д.Ж. Нравственная культура башкирского народа: прошлое и настоящее. Уфа. 1989.

16. Вершинин. В.Н. «Домашнее воспитание» – книга для учителей, воспитателей, родителей – Чебоксары, «Клио», 1998., с.138.

17. Вильданов Г. Башкирские этнографические материалы (Башкорт айлыгы. 1928, №6.

18. Галин С. / Народное образование, №6, 2000.

19. Гаскаров Ф.А. Башкирские танцы. – Уфа, 1958.

20. Давлеткулов А.Х. Проблемы художественно-эстетического осмысления истории этноса в башкирском эпосе. Уфа, 1998.

21. Дмитреева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. – М., 2000.

22. Кабалевский Д.Б. Музыка в школе // Искусство и школа. М., 1981

23. Кашапова Л.М. Народная педагогика. Программа спец. курса / БИРО – Уфа, 1998.

24. Кашапова Л.М. Роль музыкально-эстетического воспитания в формировании отношения школьников к жизни. Программа спецкурса. Уфа, 1995.

25. Кашапова Л.М. Содержание формы и методы использования национальной музыкальной культуры в общеобразовательной школе. Дис. Канд. Пед. наук – Уфа, 1996.

26. Кашапова Л.М. Этномузыкальное образование школьников: история, теория и практика. Уфа, 2004.

27. Концепция Государственной программы «Народы Башкортостана»: Проект / АН РБ; УНЦ РАН; ОНУ и МАЭ. Уфа, 1998. 189с. Материалы и исследования по истории и этнологии Башкортостана. №3).

28. Кузеев Р.Г. Очерки исторической этнографии башкир. Уфа, 1957., Ч.1, 184 с.

29. Мухамедьянов С.А. Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников с использованием прогрессивных идей башкирской народной педегогики. Дис. Канд. Пед. наук – Уфа , 1995.

30. Нагаева Л.И. Танцы восточных башкир. – М.Наука, 1981. 126с.

31. Нагаева Л.И. Башкирская народная хореография. – Уфа, 1995. 144 с.

32. Нагаева Л.И. Башкирские народные праздники, обряды и обычаи. – Уфа, 1999. 136 с.

33. Назаров П.С. Башкиры о башкирах. / Современник 1893., Т.99, №11.

34. Назаров П.С. К этнографии башкир / этнографическое обозрение 1980., №1, С – 167.

35. Нефедов Ф.Д. Движение среди башкир перед пугачевским бунтом / Башкирия в русской литературе – Уфа, 1964., Т.2, С.116.

36. Ожегов С.Ч. Словарь русского языка. 1994. 618 с.

37. Осеннева М.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников. – М.: 2001. 362 с.

38. Программа по музыке для общеобразовательной школы (с поурочной методической разработкой): 4 класс / Сост. Э.Б. Абдуллин и др. под науч. рук. Д.Б. Кабалевского. М.: Просвещение, 1982. 175 с.

39. Программа и методические материалы по курсу «Музыка» для 1-8 классов «Национальная музыкальная культура» / Сост. Л.М. Кашапова. Уфа, 1998.

40. Программа по музыке для 1-8 классов общеобразовательных школ, лицеев и гимназий / Сост. Н.Г. Ямалетдинова, Р.Х. Хусаинова. Уфа, 2000.

41. Программа развития образования Республики Башкортостан на 1993-1998 гг. Уфа, 1993.

42. Разумный В.А. Клуб и эстетическое воспитание в семье. Мин. Культ. СССР. ВНМЦГИКПР, М.: 1988., с.10.

43. Рождественская Е.Л. Образовательные ресурсы этичности. Уфа, 2000.

44. Руденко С.И. Башкиры: башкирско-этнографический очерк. М.: Наука, 1955., 394 С.

45. Рыбаков С.Г. Музыка и песни уральских мусульман с очерком их быта. СПБ., 1897., 330 С.

46. Сафин В.Ф. К вопросу о массовой и национальной культуре // Ватандаш, 1998, № 9.

47. Советский энциклопедический словарь / под ред. Прохорова А.М. изд. 4. М.: Советская энциклопедия, 1989., 1206 с.

48. Сулейманов Р. Башкирское Народное музыкальное искусство. 3 том. Лирико-драматические песни и напевы. Уфа, 2005.

49. Сулейманов Р. Жемчужины народного творчества Урала, Уфа 1995.

50. Султангареева Р.А. Культ предков в обрядовом фольклоре башкир / Башкорт фольклоры. Уфа 1995., В.2, С 83-93.

51. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. М.: Педагогика, 1983. 217 с.

52. Толковый словарь русского языка / Сост. Махмутова М.И., Текучинский А.В., Шанский Н.М. Л.: Просвещение, 1982. 383 с.

53. Философский энциклопедический словарь / Сост. Прохоров А.М., изд. 2. М.: Советская энциклопедия, 1989., 576 с.

54. Флоринский В.И. Башкирия и башкиры. Путевые заметки / Вестник Европы 1874., №2.

55. Фольклористика в Советской Башкирии. Уфа, 1974.

56. Фоменко М.П. Башкирская народная песня. Уфа 1976., 112 с.

57. Чистяков Л.В. Народные традиции и фольклор. М.Наука. 1986г.

58. Шабашов.Л.В. Цели, содержание проведение музыкальных праздников в школе // Музыкальное воспитание в школе, 1970.

Покупка готовой работы
Тема: «Использование национальной музыки республики Башкортостан в обучении школьников»
Раздел: Музыка
Тип: Дипломная работа
Страниц: 60
Цена: 2600 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика