Дипломная работа

«Нравственное-эстетическое воспитание младших школьников (на материале башкирской музыки)»

  • 55 страниц
Содержание

Введение…. 3

Глава I. Историко-теоретические основы нравственно-эстетического воспитания младших школьников…8

1.1. Мировое музыкально-педагогическое наследие о роли национальной музыки в воспитании детей… 8

1.2. Традиции в нравственно-эстетическом воспитании детей средствами национальной музыки (на материале башкирской музыки)….

Глава II. Психолого-педагогические основы нравственно-эстетического воспитания младших школьников средствами национальной музыки…33

2.1. Содержание, формы и методы нравственно-эстетического воспитания младших школьников средствами башкирской музыки в условиях современности…. 33

2.2. Педагогический эксперимент и его результаты…. 40

Заключение…

Список литературы…

Приложение….

Введение

Актуальность исследования: на фоне социально-экономических преобразований, переживаемых нашим обществом в настоящее время, особенно актуальной становится проблема нравственности. В истории можно найти примеры того, как исчезали государства, чей народ забывал свой язык и культуру, но если сохранилась культура, то, не смотря на все трудности, иногда многовековую неволю, народ обретал себя в новом качестве и занимал достойное место.

Проблемой связанной с человеком, его духовностью, являются наиболее сложными для познания, поэтому современная наука далеко не на все вопросы дает достаточное объяснение.

Общепризнано, что одним из эффективных средств воздействия на формирование внутреннего мира личности, ее культуры и нравственного самосознания является искусство. И поэтому приобщение к культурным традициям, изучения культурных традиций – важнейшего компонента духовной жизни общества – является необходимым условием развития личности, ее нравственного становления, формирования мировоззренческой позиции, иначе говоря – необходимым условием социализации личности.

Следует отметить также, что сегодня с особой остротой встает вопрос человеческого общения, взаимодействия языков и культур, межкультурной коммуникации.

Заметная роль во взаимопонимании различных народов принадлежит музыкальному искусству, которое как часть национальной культуры неразрывно связано с процессами, происходящими в обществе, и служит одним из проявлений этнического сознания.

Музыкальное искусство содержит ценные идеи и веками проверенный опыт воспитания, которые, развиваясь, обогащает мировую педагогическую мысль. Изучения этого опыта помогут обогатить теоретические основы и практику воспитания.

Особая роль в работе с учащимися принадлежит музыкальному искусству, которая на практике всегда рассматривалась как ядро духовного воспитания. Тем более это относится к национальной музыке, в том числе и башкирской имеющей давние традиции.

Музыка как феномен культуры является предметом изучения различных наук: философии, психологии, педагогики, медицины, этики, эстетики, музыковедения.

Нравственно-эстетические проблемы рассматривались в трудах классиков философии: Сократа, Платона, Аристотеля, Пифагора, Гегеля, а также в трудах отечественных философов: В.Ф.Асмуса, А.Ф.Лосева, В.О.Соловьева.

Чешский мыслитель – гуманист, педагог и общественный деятель Л.А.Коменский, а вслед за ним, Л.В.Виноградова, М.Монтессори, И.Г.Песталоцци, Ж.Ж.Руссо, Л.Н.Толстой, К.Д.Ушинский – ввели систему массового музыкального образования и воспитания на всех уровнях обучения.

Исследования психологов – Л.С.Выготского, В.В.Давыдова, Л.В.Занкова, С.Л.Рубинштейна, Б.М.Теплова установлено, что самым благоприятным периодом для нравственно-эстетического воспитания является младший школьный возраст.

В определении перспектив нравственно-эстетического воспитания мы опирались на труды по музыкальной педагогики О.А.Апраксиной, Д.Б.Кабалевского, С.Т.Шацкого и В.Н.Шацкой. Представляют глубокий интерес исследования роли национальной музыкальной культуры в духовном формировании личности человека Л.П.Атановой, Н.В.Ахмеджановой, Л.М.Кашаповой и др.

Особую значимость в педагогическом аспекте имеют исследования современных педагогов-музыкантов, посвященные влиянию музыки на нравственный облик младших школьников – Ю.Б.Алиев, Э.Б.Абдуллин, В.К.Белобородов, С.М.Каргапольцев, Л.В.Школяр, В.А.Шноляр, Е.Д.Критская, Н.А.Терентьева, Е.И.Юдина и др.

Проблемой исследования явилось определение ведущих тенденций, философско-культурологических и психолого-педагогических условий формирования духовного мира младших школьников средствами национального музыкального искусства.

Актуальность проблемы, ее практическая зависимость, недостаточная теоретическая и методическая разработанность определили тему нашего исследования: «Нравственное - эстетическое воспитание младших школьников

(на материале башкирской музыки)».

Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить содержание, формы и методы нравственно-эстетического воспитания детей средствами национальной музыки.

Объект исследования: система нравственно-эстетического воспитания детей.

Предмет исследования: процесс нравственно-эстетического воспитания детей на основе национальной музыки в практике современной общеобразовательной школы.

В основу нашего исследования была положена гипотеза, согласно которой башкирская музыка может стать эффективным средством нравственно-эстетического воспитания детей, если:

– осуществить интегративный подход к исследованию национальной музыки в системе философско-культурологических и психолго-педагогических наук;

– определить психолого-педагогические основы использования национальной музыки в области нравственно-эстетического воспитания детей;

В соответствии с целью, гипотезой и предметом исследования решались следующие задачи:

1. На основе изучения философской, психологической, педагогической, культурологической литературы исследовать феномен национальной музыки (ее генезис и современное состояние).

2. Выявить духовный потенциал национальной музыки.

3. Разработать методические рекомендации по организации и осуществления процесса нравственно-эстетического воспитания младших школьников.

Методологическую основу исследования составляют:

-философское учение о роли музыкального искусства в нравственно-эстетическом воспитании (Сократ, Платон, Пифагор. Л.А.Коменский, Ж.Ж.Руссо);

-теория развития личности (Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, Д.И.Фельдштейн и др.);

-музыкльное педагогическое учение о развитии творческих и музыкальных способностей (Б.В.Асафьев, О.А.Апраксина, Э.Б.Абдуллин, Н.А.Терентьев и др.);

-концепции отечественных и зарубежных исследователей о роли национальной музыки и воспитания детей (Ю.Б.Алиев, Л.П.Атанова, Л.М.Кашапова, З.Кодай, Г.М.Науменко);

-концепция о социальных функциях музыкального искусства (А.Н.Сохор).

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

На основе интегративного подхода обобщен и систематизирован педагогический опыт использования национального музыкального искусства в системе отечественного и зарубежного образования. Определены содержания, формы и методы использования детской национальной музыки в нравственно-эстетическом воспитании младших школьников.

Практическая значимость исследования состоит в том, что на примере изучения башкирской музыки определены содержания, формы и методы нравственно-эстетического воспитания детей путем использования национальной музыки в практике современной общеобразовательной школы.

Структура дипломной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списока использованной литературы и приложения.

Фрагмент работы

ГЛАВА I. Историко-теоретические основы нравственно-эстетического воспитания младших школьников

1.1. Мировое музыкально-педагогическое наследие о роли национальной музыки в воспитания детей

Национальная музыка – это оригинальный и разнообразный пласт музыкального, народного и композиторского творчества, богатейшей песенной и инструментальной культуры.

Формирование духовной культуры личности с помощью искусства имеет классические традиции. Основы нравственно-эстетического воспитания средствами музыкального искусства зародилось еще в IV – V вв. до н.э., начиная с памятников древнеиндийской культуры, с древнеиндийских, древнегреческих религиозных источников – Библии, Корана и других письменных памятников.

Идеи античных мыслителей получили глубокое теорико-практическое развитие в трудах ученых-педагогов прошлых столетий и современности, начиная с эпохи античности и кончая серединой XX века. В исследованиях Л.А.Коменского, Ж.Ж.Руссо, И.И.Гердера, Э.Жак-Далькроза, З.Кодай, К.Орфа, К.Д.Ушинского, А.Ф.Лосева, В.И.Соловьева, Л.Н.Толстого и ряда других исследователей и педагогов идея использования музыкального искусства, как средства нравственно-эстетического воспитания получило свое отражение:

– в создании целостной теории массового музыкального образования и воспитания;

– в определении содержания нравственно-эстетического воспитания;

– в разработке принципов построения систем всеобщей детской практики;

– в определении цели, задач, приемов и средств музыкально-эстетического воспитания и образования.

Античное учение об этосе музыки, разработанное древними авторами, сменилось под влиянием риторики учением об аффектах, согласно которому, музыка \"изображает\" человеческие чувства (аффекты) и управляет ими. Теория аффектов основывалась на признании несомненной связи между выразительными средствами музыки (гармония, ритмика и др.) и вызываемыми им эмоциями (аффектированными состояниями).

В становлении теории аффектов большую роль сыграли виднейшие мыслители: Д.Царлино, развивший теорию античных ладов, а также выдвинувший положение об единстве музыки и слова, теории и практики ( ); В.Галилей, утверждавший, что цель музыки в выражении душевных движений; Р.Декарт, обосновавший аффективную природу музыки; А.Кирхер, рассмотревший связь музыки с аффектами ( ); И.Маттезон, Ф.В.Марпург, И.И.Кванц, И.Г.Вальтер и др., давшие собственные классификации аффектов, вызываемых музыкой, среди которых радость, страсть, любовь, страдание, гнев, прощение, страх, надежда, бодрость, изумление, сострадание, милосердие и др.

В дальнейшем теория аффектов перерастает в концепцию выразитель-но-эмоциональной сущности музыки, отличающей ее от изобразительных искусств и представленной в XIX веке так называемой эстетикой чувств; (А.В.Амброс и др.), на рубеже XIX-XX вв. перерожденной в музыкальную герменевтику (Г.Кречмар, А.Шеринг и др.), а впоследствии - в так называе-мую новую музыкальную герменевтику (К.Дальхауз и др.), решающую раз-личные теоретические проблемы и, в том числе, ценности и оценки музыки на основе идей о неотрывности музыкального содержания от сознания.

В мировой педагогической практике имеет опыт создания систем всеобщего практического музыкально-эстетического воспитания детей и юношества (Венгрия, Австрия, Германия и др.). Здесь внесен вклад в нравственно-эстетическое воспитание детей. Основой систем служит традиции национального музыкального фольклора.

Идея всеобщего музыкально-эстетического воспитания детей в нашей стране разрабатывалась на протяжении XX века такими прогрессивными деятелями искусства и культуры, учеными и педагогами, как А.Г.Рубинштейн, А.Т.Гречанинов, Б.В.Асафьев и другие. В детской национальной музыке эти исследователи видели возможности культурного образования народа и развития таких личностных характеристик, как патриотизм и эстетическое чувство.

Влияния музыкально-эстетического воспитания на успешное психологическое развитие ребенка отмечалось А.С.Макаренко, В.Н.Мясищевым, Н.А.Ветлугиной, Н.И.Сац, Д.Б.Кабалевским и многими другими.

Как известно, музыкальная письменность, связанная с буквенными обозначениями звуков, также зародилась в Древней Греции, что еще раз подтверждает мысль о том, какую огромную воспитательную роль отводили древние греки музыке.

В средние века отношение к искусству определялось догматами церкви, неприемлющей гедонистичности и элитарности эстетической мысли античности. Для средневекового аскетичного мировоззрения всякая красота обсуждалась и воспринималась как обман, скрывающий истину. Однако, отвергая античные эстетические идеалы и провозглашая единомыслие, нравственность, церковь все же не отрицала чудотворность воздействия музыкального искусства. При всей аскетичности отношение отцов церкви к искусству не исключало естественной человечности.

В системе воспитания были широко представлены детские песни – как сами по себе, так и в качестве необходимых составных частей игр, сказок, хороводов. Бродячие музыканты включали эти песни в свой репертуар, способствуя тем самым их сохранению и передачи последующим поколениям.

О специальном музыкально-эстетическом воспитании в гуманистической педагогике XV века речи не велось, хотя в размышлениях гуманистов присутствовали эстетические моменты, музыка оценивалась в основном с точки зрения ее нравственного воздействия на личность ученика. В XVI в. Отдельные мыслители-философы, педагоги – признавали необходимость занятием музыкой, живописью, рисунком, так как эти предметы способствуют развитию в детях чувства к прекрасному.

Музыка и система музыкального воспитания этого периода развивалась в двух направлениях – церковном и светском. В самом музыкальном творчестве возникают новые светские формы музицирования. Все эти явления способствовали изменению содержания, форм и метод музыкального воспитания подрастающего поколения. Особое внимание и популярность в этом периоде приобретает и исполнение многоголосных полифонических произведений в хоре без сопровождения или в сопровождении органа.

В период жизни и творчества Яна Амоса Коменского (1592 – 1670) идея музыкального воспитания актуальны и жизненны и на современном этапе нравственно-эстетического воспитания подрастающего поколения. Его мысль пробудить интерес к учению, используя различные методы, и сегодня является одной из основополагающих в системе массового музыкального воспитания учащихся, ибо без интереса невозможен процесс познания музыки, в том числе и национального музыкального искусства любого народа.

Я.А.Коменский, указывающий на необходимость приобщения к национальной музыке уже в \"Материнской школе\", чья система воспитания предполагала включение музыки в программу всех четырех ступеней обучения, ибо великий чешский педагог рассматривал музыкальное воспитание как действенное средство формирования духовности растущей личности, впервые обозначив перспективы развития системы массово: музыкального воспитания и выработав основные принципы обучения; в XVIII веке: Ш.Л.Монтескье, отмечавший способность музыки пробуждать все чувства и смягчать нравы, благодаря способности вызывать ощущения кротости, сострадания, нежности и др.; Д.Юм, подчеркивающий важную роль искусства и особенно музыки в воспитании нравственных воззрений и чувств; Ж.Ж.Руссо, писавший в предисловии к \"Музыкальному словарю\", что, в отличие от других видов искусства, музыка содержит наиболее многочисленное количество слов и специальных понятий; в XIX веке: И.Г.Гердер, проповедовавший национальную самобытное искусства и стремившийся создать новую немецкую культуру, призывая к изучению национального своеобразия искусства, но одновременно признавая равноценность культуры различных эпох; А.В.Дистервег, выдвинувший одним из принципов воспитания принцип культуросообразности, который предполагал необходимость формирования человека в соответствии с требованиями всей современной ему передовой культуры и науки и, в особенности, культуры страны, являющейся родиной ученика, и др.

Неоценимый вклад в развитие музыкально-эстетического воспитания и образования подрастающего поколения внесла народная педагогика (термин ввел в русскую педагогическую литературу К.Д.Ушинский) – по словам Г.Н.Волкова, \"педагогика национального развития, подъема, возрождения, одновременно — это и педагогика этнического самовоспитания, создающая личность патриота, сына народа с высокоразвитым чувством национальной гордости и человеческого достоинства\"

На позициях народности эстетической культуры и воспитания стояли М.В.Ломоносов, Н.И.Новиков, А.Н.Радищев, декабристы, в последующем –русские революционные демократы (В.Г.Белинский, А.И.Герцен, Н.А.Добролюбов, Н.Г.Чернышевский), придававшие большое значение искусству в формировании мировоззрения и нравственного облика личности. По выражению Белинского, \"искусство характерно чувственным выражением идеи\"

Принцип народности явился основополагающим в педагогической системе К.Д.Ушинского, считающего, что система воспитания порождается историей народа, его материальной и духовной культурой. Он приходит к выводу, что воспитание народно, национально, ибо \"первый воспитатель – народ\"

Следуя традициям Я.А.Коменского и К.Д.Ушинского, народ считал величайшим педагогом и А.С.Макаренко.

Общеизвестно, что одним из ракурсов рассмотрения самого понятия культуры является трактовка ее именно как исторической памяти народа, сохраняющей его духовные и ценностные ориентации.

Вопросы морально-этического значения искусства постоянно находятся в поле зрения и современных отечественных педагогов и исследователей, в частности, таких как: Д.С.Лихачев, рассматривающий проблемы национальной культуры и национального характера в этическом аспекте и ратующий за воспитание через изучение \"малой родины\", любовь к отечеству в целом, в то же время, считая национальную культуру частью мирового культурного процесса; Б.Т.Лихачев, исследовавший роль искусства в духовном познании личности и признающий способность музыкального воздействия не только на эстетическую, но и на умственную и нравственную сферы личности, вследствие чего музыка является одним из наиболее действенных средств гражданского воспитания подрастающего поколения в связи с большим политико-воспитательным значением музыкального искусства; Э.Т.Ардаширова, разработавшая методологические основы использования искусства в духовном формировании личности и исследовавшая механизм катарсического воздействия искусства (в том числе и музыкального) в педагогической деятельности учителя; Л.М.Кашапова, считающая, что эстетическое воспитание средствами искусства (в частности, музыкального) способствует развитию нравственного начала личности; А.С.Гаязов, полагающий, что в ряду социокультурных условий, несущих определенную смысловую нагрузку воспитательного характера и активно влияющих на процесс формирования гражданина, особое место занимает искусство, и др.

Психологический аспект исследуемой нами проблемы рассматривался многими учеными как прошлого, так и современности. Так, Л.С.Выготский, Б.М.Теплов, П.М.Якобсон и др. занимались вопросами психологии восприятия искусства и художественно-эстетического творчества.

Признавая постепенность преобразований в нравственном облике личности в процессе систематического общения с искусством, Л.С.Выготский отмечает: \"если музыка не диктует непосредственно тех поступков, которые должны за ней последовать, то все же от ее основного действия, от того направления, которое она дает психическому катарсису, зависит и то, какие силы она придаст жизни, что она высвободит и что оттеснит вглубь\" ( ).

Психолог называет искусство \"реакцией, отсроченной по преимуществу, потому что между его действием и его исполнением лежит всегда более или менее продолжительный промежуток времени\", вследствие чего \"искусство есть, скорее, организация нашего поведения на будущее, установка вперед, требование, которое может быть, никогда и не будет осуществлено, но которое заставляет нас стремиться поверх нашей жизни к тому, что лежит за ней\"( ).

По мысли Л.С.Выготского, \"каждая эпоха имеет свою психологическую гамму, которую перебирает искусство\" ( ).

П.М.Якобсон, в частности, рассматривает произведение искусства как одну из форм познания жизни \"в виде деятельности, сопровождающейся положительными эмоциями\" ( ).

Большой вклад в развитие музыкальной психологии внесли зарубежные (В.Келер, Л.Мейер, Г.Ревес, К.Штумпф и др.) и отечественные (Б.М.Теплов, Г.С.Тарасов, В.В.Медушевский, В.И.Петрушин и др.) исследователи.

Вопросы музыкального восприятия в процессе слушания музыки и формирования музыкальных вкусов школьников исследовали В.Н.Шацкая, Н.Л.Гродзенская, О.А.Апраксина, К.П.Португалов и др., музыкального развития детей дошкольного возраста Н.А.Ветлугина, Н.А.Чичерина, А.И.Шелепенко и др., социальной психологии – С.Н.Беляева-Экземплярская, А.Н.Сохор и др.

Мысль об этическом значении музыки, о глубоком воздействии ее на весь духовный мир личности, в том числе на ее нравственность, поднималась на протяжении всей истории развития музыкального искусства как философами, педагогами, психологами, так и самими творцами музыки – композиторами.

Нравственно-философские идеи, национально-патриотическая, героическая тематика постоянно находилась в поле зрения композиторов, что вызывало к жизни настоящие шедевры профессионального музыкального искусства.

Передовые идеи гуманизма, общественной и личной морали, полные глубокого этического смысла, получают отражение в музыкальном искусстве еще со времен эпохи Возрождения и не теряют своей актуальности вплоть до наших дней. Большинство композиторов решают эту проблему, опираясь на национальные традиции и музыкальный фольклор собственного и других народов (Ж.Б.Люлли, Р.Кейзер и др.).

Пафосом этической идеи, гражданского самосознания преисполнено творчество великих немецких композиторов И.С.Баха, К.В.Глюка и Г.Ф.Генделя, заимствующих из народной музыки не только формы, но и песенные мелодии и танцевальные ритмы.

Героическая тематика, отраженная в творчестве К.Глюка и Г.Генделя, оказала непосредственное влияние на Л.Бетховена, для которого героика становится главной темой в творчестве, пронизанном пафосом борьбы и победы.

Заключение

Проблема обращения к нравственно-эстетическому воспитанию детей в младшем школьном возрасте возникла в учебно-воспитательном процессе, возникла не сегодня. Богаты наработки по решению и реализации возможных путей ее осуществления имеются в зарубежной и отечественной педагогической практике.

Многовековой опыт человечества и специальные исследования в разных науках показали, что музыка являясь составной частью искусства в целом, влияет на физиологию, психику, мировоззрения человека, и музыкальная педагогика массового воспитания должна ее использовать как фактор влияния на современного школьника. Обращение к народной музыке особенно актуально в этом процессе, так как она способствует становлению личности, осознанности поступков и помыслов человека.

Обращаясь в нашем исследовании к проблеме музыкального воспитания; мы учитывали именно эти традиции музыкальной этнопедагогики. В процессе собеседования и методических консультаций с родителями учащихся мы пришли к выводу, что прежде всего в семье должны бережно храниться и развиваться корни народной музыки. Однако для этого необходимо: наличие музыкальных инструментов; овладение навыками игры и пения; привлечения различных форм народного творчества. Все это будет способствовать формирование у детей интереса к народной музыке.

Ретроспективный взгляд на проблему нравственно-эстетического воспитания подрастающего поколения в советский, постсоветский и современный периоды показал, что вопрос изучения народной музыки целенаправленно не ставился.

Список литературы

1. Абызова Е., М.П.Мусоргский – М., Музыка, 1985.

2. Ардаширова Э. Духовная культура и эстетическая педагогика античности – М – У фа , 2003 г.

3. Белобородова В. Музыкальное воспитание детей в семье //Дошк. Воспитание – 1986 №2.

4. Ветлугина Н. Эстетическое воспитание в семье – М. – 1973.

5. Выготский Л. Психология искусства. – М. – 1989.

6. Выготский Л. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. – М – 1967.

7. Вендрова Т. Пусть музыка звучит.: Кн. для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение - 1990.

8. Ветлугина Н. Музыкальное развитие ребенка. – М.: Просвещение . – 1967.

9. Гарбер Л. Музыкально-эстетическое воспитание советской молодежи. Л. – 1959.

10. Галацкая В. Музыкальная литература зарубежных стран. Вып. III. – 1958.

11. Головинский Г., Сабинина М., Модест Петрович Мусоргский. – М.: Музыка, 1992.

12. Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия //Сост. О.Апраксина –М. Просвещение, 1980.

13. Кабалевский Д. Как рассказывать детям о музыке? – М. . – 1982. Н.Кабалевский Д. Прекрасное пробуждает доброе. – М. – 1976.

14. Кабалевский Д. Прекрасное пробуждает доброе. – М. – 1976.

15. Кашапова Л. Роль музыкально-эстетического воспитания в формировании отношения школьников к жизни.: Программа спецкурса – Уфа – 1995.

16. Кузьмичева Л. Работа музыкального руководителя (вне занятий): Не забывать о родителях //Дошкольное воспитание. – 1980 – №5.

17. Канн-Новикова Е. Маленькая повесть о Михаиле Глинке. – М.: Музыка. – 1987.

18. Лернер И. Дидактические основы методов обучения. – М. – 1981.

19. Левин Б. Музыкальная литература зарубежных стран. Впуск. II. – 1971.

20. Лихачев Б. Теория эстетического воспитания школьников: Педагогика. – М.: Просвещение. – 1985.

21. Мадорский Э. Музыка начинается в семье. – М. – 1982.

22. Малышев Ю. Мысли в слух. – М.: Музыка – 1968.

23. Мартынов И. Мусоргский. – М.: Музыка. – 1960.

24. Матонис В. Музыкально-эстетическое воспитание личности. – Л.: Музыка – 1988.

25. Метлов Н. Музыка – детям. – М. – 1985.

26. Метлов Н. Музыка – детям.: Пособие для воспитателя и музыкального руководителя д/с. //Сост. С.И.Чешева, А.Л.Николаичева – М.: Просвещение. – 1985.

27. Михеева Л. Музыка – детям. Вопросы музыкально-эстетического воспитания. Выпуск 5. – М. – 1985.

28. Методические рекомендации по построению и оформлению диссертаций и авторефератов/Сост. Л.П.Логинова. – РАН УНЦ – 1995.

29. Музыкальная энциклопедия: В.6 т./Гл. ред. Г.В.Келдыш. – М.: СЭ. – 1973. – 1982.

30. Музыкальный энциклопедический словарь/Гл. редактор Г.В.Келдыш. – М. СЭ. – 1991.

31. Музыкальное воспитание в современном мире: Материалы IX конференции международного общества по музыкальному воспитанию//Отв. Ред. Д.Б.Кабалевский. – М.: Советский композитор. – 1973.

32. Музыкальное воспитание в школе: Сборник статей//Сост. О.А.Апраксина. – М. – 1985.

33. Музыка и телевидение. М.: советский композитор. – 1978.

34. Екзайкинский Е. Звуковой мир музыки. – М.: Музыка. – 1988.

35. Пожидаев Г.Кабалевский. Рассказы о жизни и творчестве. – М.: Музыка. – 1987.

36. Плеханов А. « Воспитать человека – значит воспитать его душу» //Дошкольное воспитание – М.: Просвещение. – 1991.

37. Пидкосистый П. Педагогика // Учебное пособие. – М. – 1994.

38. Программа « Музыка». Музыкально-эстетическое воспитание 1-4 кл. // Сост. Терентьева, М.: Просвещение. – 1994.

39. Радынова О. Музыкальное воспитание дошкольников.

40. Разумный В. Прекрасное во всем. – М. – 1988.

41. Скаткин М. Проблемы современной дидактики. – М.: Педагогика. – 1980.

42. Стасов В. Статьи о музыке. Вып. 1 – М. – 1974.

43. Спутник учителя музыки/С.С.Балашова, В.В.Медушевский, Тарасов Г. и др.: сост. Т.Челышева. – М.: Просвещение. – 1993.

44. Тарасов Л. Музыка в семье. – Л. – 1959.

45. Тарасов Г. Педагогика в системе музыкального образования: Учебное пособие по курсу « Педагогика ( ГМПИ им. Гнесиных – М. – 1986).

46. Туманина Н. Мусоргский. Жизнь и творчество. – М. – 1961.

47. Фарбштейн А.А. Музыка и эстетика. – Л.: М. – 1976.

48. Чичерина Н. Музыка в жизни младенца // Дош. воспитание.

49. Шацкая В. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. – М.: 1975.

50. Эстетическое воспитание в семье/Под. ред. В.А.Разумного. – М. – 1973.

51. Энциклопедический словарь юного музыканта / Сост. В.Медушевский, О.Очаковская. – М.: Педагогика. – 1985.

52. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. С.Ковалев. – М.: СЭ. – 1979.

Покупка готовой работы
Тема: «Нравственное-эстетическое воспитание младших школьников (на материале башкирской музыки)»
Раздел: Музыка
Тип: Дипломная работа
Страниц: 55
Цена: 2600 руб.
Не подошла эта работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Узнайте стоимость
написания вашей работы
Скидка 20% по промокоду Y2022

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Нужна уникальная работа?
Закажите новую работу, выполненную по вашим требованиям
Скидка 20% по промокоду Y2022
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

84 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика