Дипломная работа

«Подвижные игры на уроках»

  • 60 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ…. 3

ГЛАВА I. Обзор научно-методической литературы…. 5

1.1 Физическое воспитание школьников в учебной программе общеобразовательных школ….….

5

1.2 Особенности организации физического воспитания в общеобразовательной школе у младших школьников….

14

1.3 Нормирование физических нагрузок в процессе физического воспитания школьников ….

21

1.4 Характеристика игровой деятельности детей как основного вида физической и двигательной деятельности ….

28

1.5 Методика проведения подвижных игр с детьми …. 33

ГЛАВА II. Методы и организация исследования….…. 41

2.1 Методы исследования….… 41

2.2 Организация исследования….… 43

ГЛАВА III. Результаты исследований и их обсуждение… 47

3.1 Результаты тестирований… 47

3.2 Обсуждение результатов тестирований… 48

ВЫВОДЫ… 52

ЛИТЕРАТУРА… 54

ПРИЛОЖЕНИЯ… 57

Введение

Актуальность. Школьные годы – один из важнейших этапов в становлении человека как активного члена общества. В этот период завершается развитие практически всех физиологических систем. Именно в эти годы должна быть создана прочная основа для физического совершенствования человека. При этом необходимо учитывать возрастно-половые и индивидуальные особенности детей, а также резервные возможности их организма на разных этапах развития. Такой подход оградит практику физического воспитания от применения недостаточных и наряду с этим чрезмерных нагрузок, опасных для здоровья.

Среди большого количества разнообразных средств физического воспитания в общеобразовательной школе широко используются подвижные игры, которые оказывают содействие решению различных задач.

Игровая деятельность имеет особенно важное значение в период наиболее активного формирования характера – в детские и юношеские года. Играя, дети усваивают жизненно необходимые двигательные привычки и умения, в них вырабатывается смелость и воля, сообразительность. В этот период игровой методы и средства занимают ведущее место.

Правильное физическое воспитание детей – одна из ведущих задач общеобразовательных школ. Хорошее здоровье, полученное в школьном возрасте, является фундаментом общего развития человека.

Из всех возрастных периодов развития детского организма особое внимание для применения занятий по физической культуре в игровой форме привлекает именно младший школьный возраст. Этот этап отличается от других вступлением ребенка в «зону» интенсивного умственного, физического и двигательного развития, когда необходимо и адаптироваться к новым специфическим условиям деятельности в школе и подтягивать, а может быть, и исправлять отстающие качества и способности на фоне совершенствования целого комплекса других способностей.

Младший школьный возраст всегда привлекал внимание для рассмотрения различных проблем развития физических качеств именно посредством применения подвижных игр как основной деятельности для данного возраста.

На сегодняшний день существует много разнообразных образовательных программ, которые направлены на развитие детей в этом возрастном периоде именно в игровой форме на уроках физической культуры в общеобразовательной школе.

Однако, несмотря на многочисленные исследования, посвященные данной проблеме, картина динамики развития физических качеств остается неясной.

В связи с этим нами была поставлена цель работы: рассмотреть влияние подвижных игр на динамику развития физических качеств в младшем школьном возрасте на уроках физической культуры.

В связи с поставленной целью были выделены следующие задачи:

1. Изучить литературные источники по данному вопросу.

2. Определить упражнения для тестирования младших школьников.

3. Выявить динамику развития физических качеств при применении подвижных игр в младшем школьном возрасте на уроках физической культуры.

В нашей работе объектом исследования будет являться учебный процесс в общеобразовательной школе.

Предметом исследования будет являться подвижные игры на уроках физической культуры в общеобразовательной школе.

Нами выдвигается следующая гипотеза: применение подвижных игр на уроках физической культуры в общеобразовательной школе будет иметь положительное влияние на динамику развития физических качеств младших школьников.

Фрагмент работы

ГЛАВА 1. ОБЗОР НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.1 Физическое воспитание школьников в учебной программе общеобразовательных школ

Школьный возраст является самым благоприятным периодом для развития всех двигательных качеств. Однако в определенные возрастные периоды темпы естественного прогресса в изменении двигательных способностей не одинаковы: ответная реакция детского организма на физическую нагрузку различна на разных этапах роста и развития. Она дает больший и длительно сохраняющийся эффект в определенные периоды, которые называются чувствительными или сенситивными. В эти периоды повышается восприимчивость организма к избирательно направленным воздействиям среды [3].

Начало систематического обучения в школе связано со значительными нагрузками, требующими от детей большого физического и психического напряжения. Соотношение между динамическими и статическими нагрузками по сравнению с предшествующим периодом жизни у первоклассника резко изменяется в сторону преобладания наиболее утомительного статического компонента.

Это, в свою очередь, приводит к нарушению подвижности основных нервных процессов, снижению работоспособности, ухудшению памяти и внимания, нарушению взаимодействия сигнальных систем, негативным эмоционально-волевым проявлениям. В связи с этим одним из важных критериев готовности детей к обучению в школе многие исследователи считают высокий уровень физического развития, физической и психической подготовленности [2].

Подбор средств физического воспитания, создающих условия для целенаправленного развития физических и психических свойств детей, будет способствовать их успешной адаптации к условиям школьного режима.

Правильное физическое воспитание детей – одна из ведущих задач общеобразовательных школ. Хорошее здоровье, полученное в младшем школьном возрасте, является фундаментом общего развития человека.

Еще в прошлом веке всемирная организация здравоохранения провозгласила самый гуманный лозунг за всю историю существования человечества: «К 2000 году – здоровье каждому человеку планеты!» При этом понятие «здоровье» поднимает роль физической культуры на совершенно новый уровень: она становится основой формирования здорового образа жизни человека, который закладывается в школьном возрасте [7].

Ни в какой другой период жизни физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как в первые десять лет. В период школьного детства у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия всесторонней двигательной подготовленности и гармонического физического развития.

Болезненный, отстающий в физическом развитии ребенок быстрее утомляется, у него неустойчивое внимание, память. Эта общая слабость вызывает и самые различные расстройства в деятельности организма, не только ведет к понижению способности, но и расшатывает волю ребенка.

Теория физического воспитания детей школьного возраста учитывает возможности работоспособности организма, возникающие интересы и потребности, формы наглядно-действенного, наглядно-образного и логического мышления, своеобразии преобладающего вида деятельности, в связи с развитием которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка и подготавливается переход ребенка к новой высшей ступени его развития. В соответствии с этим теория физического воспитания детей разрабатывает содержания всех форм организации физического воспитания и оптимальной педагогические условия его реализации.

Превышения требований, ускорение темпа обучения детей, минуя промежуточные звенья программы, следует считать недопустимым, так как это вызывает непосильное напряжение организма, наносящие вред здоровью и нервно-психическому развитию детей. По этому поводу академик А.В. Запорожец отмечал об опасной позиции сторонников так называемой искусственной акселерации, стремящихся неразумно использовать возможности маленького ребенка и путем сверхраннего, максимально форсированного обучения доводить его как можно быстрее до высоких ступеней физического и духовного развития.

Физическое воспитание в то же время комплексно решает задачи умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания. Во всех формах организации физического воспитания детей в школе (уроки, игры, самостоятельная двигательная активность и так далее) внимание учителя направляется на воспитание мыслящего, сознательно действующего в меру своих возрастных возможностей ребенка, успешно овладевающего двигательными навыками, умеющего ориентироваться в окружающем, активно преодолевать встречающееся трудности, проявляющего стремление к творческим поискам [8].

Теория физического воспитания детей школьного возраста непрерывно развивается и обогащается новыми знаниями, получаемыми в результате исследований, охватывающих многообразные стороны воспитания ребенка. Данные исследований, проверенные в массовой практике, вводятся в программы, учебные пособия, учебники и в практическую работу с детьми, содействуя прогрессу всего воспитательно-образовательного процесса. Таким образом, теория физического воспитания детей школьного возраста содействует совершенствованию всей системы физического воспитания [9].

Осуществлять физическое воспитание детей, это значит:

- уметь анализировать и оценивать степень физического здоровья и двигательного развития детей;

- формулировать задачи физического воспитания на определенный период (на пример, на учебный год) и определять первостепенные из них с учетом особенностей каждого из детей;

- организовать процесс воспитания в определенной системе, выбирая наиболее целесообразные средства, формы и методы работы в конкретных условиях;

- проектировать желаемый уровень конечного результата, предвидя трудности на пути к достижению целей;

- сравнивать достигнутые результаты с исходными данными и поставленными задачами;

- владеть самооценкой профессионального мастерства, постоянно совершенствуя его [12].

Общее среднее образование – обеспечивает разностороннее развитие личности – склонностей и способности детей. Делится оно на три этапа. Первый этап – это начальная школа – это 3-4 года обучения. Она призвана обеспечить первоначальное развитие личности ребенка, должна сформировать желание учиться, потребность к двигательной активности, научить элементам по проведению физических занятий в режиме дня, а также поднять уровень физического развития и физической подготовленности учащихся [1].

В соответствии с Концепцией структуры и содержания образования в области физической культуры, предметом обучения в начальной школе является двигательная деятельность с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью у младших школьников совершенствуется не только физическая природа, но и активно развивается сознание и мышление, творчество и самостоятельность. Учитывая эти особенности, программа по физической культуре для учащихся начальной школы ориентируется на решение следующих образовательных задач:

- совершенствование жизненноважных навыков и умений в ходьбе, беге, прыжках, лазании, метании и плавании;

- обучение физическим упражнениям из гимнастики, легкой атлетики и лыжных гонок, подвижным играм и техническим действиям спортивных игр;

- развитие основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, координации и гибкости;

- формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни человека, укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;

- развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, утренней гимнастикой, физкультминутками и подвижными играми;

- обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности [9].

Структура и содержание учебного предмета должны задаваться в конструкции двигательной (физкультурной) деятельности с выделением соответствующих учебных разделов: «знания о физической культуре» (информационный компонент); «способы физкультурной деятельности» (операциональный компонент) и «физическое совершенствование» (мотивационный компонент) [4].

Содержание знаний должны быть отработаны в соответствии с основными направлениями развития познавательной активности человека: знания о природе (медико-биологические основы деятельности); знания о человеке (психолого-педагогические основы деятельности); знания об обществе (историко-социологические основы деятельности).

Раздел «способы деятельности» соотносится с представлениями о структурной организации предметной деятельности, содержание которой отражается в соответствующих способах организации, исполнения и контроля. Содержание раздела «физическое совершенствование» ориентировано на гармоничное физическое развитие школьников, всестороннюю их физическую подготовку и укрепление здоровья. Данный раздел включает в себя жизненно-важные навыки и умения, подвижные игры и двигательные действия из видов спорта, а также общеразвивающие упражнения с различной функциональной направленностью.

Сохраняя определенную традиционность в изложении практического материала школьных программ по видам спорта, в программе жизненно-важные навыки и умения распределяются по соответствующим тематическим разделам программы: гимнастики с основами акробатики, легкой атлетики и спортивным играм, лыжной подготовки и плавания. При этом, подвижные игры, исходя из предметности содержания и направленности, также соотносятся с этими видами спорта [19].

В учебной программе предлагаемые общеразвивающие упражнения согласуются с базовыми видами спорта и сгруппированы внутри их предметного содержания по признакам функционального воздействия на развитие основных физических качеств. Эти упражнения объединены в относительно самостоятельный раздел, который завершает изложение учебного материала по годам обучения по другим разделам программы. Такое распределение материала позволяет отбирать физические упражнения и разрабатывать различные комплексы упражнений, планировать динамику нагрузок и обеспечивать преемственность в развитии основных физических качеств, исходя из возрастно-половых особенностей учащихся, условий проведения различных форм занятий, наличия спортивного инвентаря и оборудования [10].

Формы организации образовательного процесса в начальной школе характеризуются разнообразными уроками физической культуры, физкультурно-оздоровительными мероприятиями в режиме учебного дня и самостоятельными занятиями физическими упражнениями.

Для более качественного освоения предметного содержания настоящей учебной программы рекомендуется уроки физической культуры подразделять на три типа: с образовательно-познавательной, образовательно-предметной и образовательно-тренировочной направленностью [11].

На уроках с образовательно-познавательной направленностью учащихся знакомят с учебными знаниями, способами и правилами организации самостоятельных форм занятий, обучают навыкам и умениям по организации и проведению самостоятельных занятий, с использованием ранее разученного учебного материала. При освоении знаний и способов деятельности целесообразно использовать учебники по физической культуре, особенно в той их части, которая касается особенностей выполнения самостоятельных заданий или самостоятельного закрепления разучиваемых физических упражнений [25].

Уроки с образовательно-познавательной направленностью характеризуются следующими особенностями:

- продолжительность подготовительной части уроков небольшая (до 5-6 мин.) и может включать в себя как ранее разученные «тематические» комплексы упражнений (например, на гибкость, координацию, осанку), так и упражнения общеразвивающего характера, содействующие повышению работоспособности, активности процессов внимания, памяти и мышления. Главное, чтобы используемые упражнения не характеризовались значительными физическими нагрузками, приводящими к утомлению, не вызывали ярко выраженных эмоциональных напряжений;

- в основной части урока необходимо выделять образовательный и двигательный компоненты. Образовательный компонент основной части урока включает в себя учебные знания и способы физкультурной деятельности и в зависимости от объема учебного материала его продолжительность может составлять от 3-4 мин до 10-12 минут. В свою очередь, двигательный компонент – представлен обучением двигательным действиям и развитием физических качеств, и его продолжительность будет зависеть от того, сколько времени потребуется на решение задач, запланированных в образовательном компоненте. При разработке содержания двигательного компонента необходимо включить обязательную разминку, которая по своему характера должна соотносится с поставленными педагогическими задачами;

- продолжительность заключительной части урока будет зависеть от суммарной величины физической нагрузки, выполненной школьниками в его основной части [20].

Уроки с образовательно-предметной направленностью используются по преимуществу для обучения учащихся практическому материалу разделов гимнастики, легкой атлетики, подвижных игр, лыжной подготовки и плавания. На этих уроках, учащиеся также осваивают учебные знания, но только те из них, которые касаются предмета обучения (например, название упражнений или описание техники их выполнения и т.п.).

Заключение

В результате анализа научно-методической литературы и проведенного исследования мы можем сделать следующие выводы:

Из всех возрастных периодов развития детского организма особое внимание для применения занятий по физической культуре в игровой форме и с преимущественным применением подвижных привлекает именно младший школьный возраст. Этот этап отличается от других вступлением ребенка в «зону» интенсивного умственного, физического и двигательного развития, когда необходимо адаптироваться к новым специфическим условиям деятельности в школе и подтягивать, а может быть, и исправлять отстающие качества и способности на фоне совершенствования целого комплекса других способностей.

Согласно современным исследованиям различных авторов, четко указывается, что игровая деятельность имеет особенно важное значение в период наиболее активного формирования характера – в детские года. Играя, дети усваивают жизненно необходимые двигательные привычки и умения, в них вырабатывается смелость и воля, сообразительность. В этот период игровые методы и средства должны занимать ведущее место на уроках физической культуры.

Сравнительный анализ физической подготовки показывает, что уровень физической подготовленности учеников первого класса в ходе занятий физической культурой с преимущественным применением подвижных игр на уроках повышается по каждому виду тестирования.

В нашем педагогическом исследовании была выявлена положительная динамика развития физических качеств у младших школьников при применении подвижных игр на уроках по физической культуре в общеобразовательной школе.

После проведенного исследования необходимо отметить, что развитие физических качеств при помощи подвижных игр в общеобразовательной школе наиболее интересно для детей и, несомненно, будет способствовать гармоничному развитию молодых людей в будущем.

Безусловно, работа с младшими школьниками в игровой форме своеобразна и непроста. Однако, любовь к детям, владение методикой применения и выбора различных подвижных игр, а также знание возрастных особенностей дают возможность педагогу получить профессиональное удовлетворение.

В результате проведенного исследования мы можем утверждать, что применение подвижных игр на уроках физической культуры в младшем школьном возрасте положительно влияет на динамику развития физических качеств.

Список литературы

1. Абрамшин Р.М. Теория и методика физического воспитания. – М.: Просвещение, 1990.

2. Ананьева Н.А., Ямпольская Ю.А. Физическое развитие и адаптационные возможности школьников // Вестник Российской АМН. –1993, № 5.

3. Вавилова Е.Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать. – М.: Просвещение, 1993.

4. Волков В.М. Физические способности детей и подростков. – М.: Здоровье, 1981.

5. Гужаловский А.А. Развитие двигательных качеств у школьников. – Мн.: Народная асвета, 1978.

6. Зимкин Н.В. Физиологический характер и методы определения выносливости в спорте. – М.: ФиС, 1980.

7. Кузнецова В.И. Развитие двигательных качеств школьника, М.: Просвещение, 1987.

8. Кузнецова З.И. Критические периоды развития двигательных качеств школьников // Физическая культура в школе. – 1975. – №1.

9. Лях В.И., Мейксон Г.Б. Физическое воспитание учащихся I-XI классов с направленным развитием двигательных способностей: Программа общеобразовательных учебных заведений. – М.: Просвещение, 1993.

10. Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников: Пособие для учителя. – М.: Издательство АСТ, 1998.

11. Лупандина Н.А. Развитие основных движений школьников. – М.: ФиС, 1988.

12. Мартиросов Э.Г. Методы исследования в спортивной антропологии. – М.: ФиС, 1982.

13. Матвеев Л.П. Теория и методика физического воспитания. – М.: ФиС, 1976, том 2.

14. Методические указания по написанию выпускных квалификационных работ / сост. Р.М. Валиахметов, А.Ю. Костарев, В.И. Щемелинин. – Уфа, БГПУ, 2001.

15. Нормирование нагрузок в физическом воспитании школьников: под ред. Л.Е. Любомирского. – НИИ физиологии детей и подростков АПН СССР, 1986.

16. Основы теории и методики физической культуры: учеб. для техн. физ. культ. / Под ред. А.А. Гужаловского. – М.: Физкультура и спорт, 1986.

17. Петров П.К. Физическая культура: курсовые и выпускные квалификационные работы. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002.

18. Платонов К.К. Проблема способностей. М., Наука, 1972.

19. Поцелдем А.А. Формирование у школьников умения и навыков // Физическая культура в школе. 1992.– №7.

20. Протченко Т.А. Не скудеет Россия талантами // Физическая культура в школе. 1996, № 5.

21. Родионов А.В. Психодиагностика спортивных способностей. – М.: ФиС, 1973.

22. Сальникова Г.П. Физическое развитие школьников. – М.: Просвещение, 1968.

23. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.

24. Теория и методика физического воспитания: учеб. для студентов факультетов физ.культуры пед.институтов по спец 03.03 «Физич. культура» / Б.А.Ашмарин и др. – М.: Просвещение, 1990.

25. Фарфель В.С. Двигательные способности // Теория и практика физической культуры. – 1977, № 19.

26. Филин В.П. Теория и методика юношеского спорта. – М., ФиС, 1987.

27. Харре Д. Учение о тренировке. – М., физкультура и спорт, 1980.

28. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: «Академия», 2000.

29. Хрущев С. В. Врачебный контроль за физическим воспитанием школьников. – М.: Медицина, 1980.

30. Ширин Е.А. Эффективная методика двигательной подготовки школьников. // Пути повышения физической культуры школьников. – Омск: ОГПИ, 1989.

31. Янсон Ю.А. Педагогика физического воспитания школьников. – изд-во РГПУ, Ростов-на-Дону, 1993.

Покупка готовой работы
Тема: «Подвижные игры на уроках»
Раздел: Физкультура и спорт
Тип: Дипломная работа
Страниц: 60
Цена: 2700 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика