Дипломная работа

«Электронный каталог в вузовской библиотеке»

  • 48 страниц
Содержание

Введение…

ГЛАВА 1. СОЗДАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ КАТАЛОГОВ В ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ВУЗОВСКИХ БИБЛИОТЕКАХ.

1.1. Электронный каталог как основное средство библиографического доступа в вузовской библиотеке….

1.2.Электронный каталог в Российских библиотеках….….

ГЛАВА 2. ОПЫТ РАБОТЫ БИБЛИОТЕКИ БАШКИРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ПО СОЗДАНИЮ И ВЕДЕНИЮ ЭЛЕКТРОННОГО КАТАЛОГА…

2.1. Электронный каталог в научной библиотеке Башкирского государственного медицинского университета …

2.2. Онлайновая среда библиотеки Башкирского государственного медицинского университета: этапы и особенности формирования…

2.3. Система поиска и обновления информации в электронном каталоге библиотеки…

Заключение…

Список использованной литературы…

Введение

Актуальность исследования. Электронный библиотечный каталог является ядром и основой функционирования информационно-библиотечных систем, а также одним из основных объектов приложения новых информационных технологий. Сегодня это одна из повседневных реалий жизни каждой вузовской библиотеки. Электронный каталог (ЭК) на базе информирует читателя о составе и содержании библиотечных фондов, а значит, эффективность использования информационных ресурсов библиотек во многом зависит от его качества. Интерактивный каталог представляет библиотеку в глобальных информационных сетях и позволяет значительно упростить доступ к ресурмам библиотеки как студентов так и преподавателей. ЭК в той или иной степени задействован во всех основных библиотечных технологических процессах, поэтому знание его свойств, умение работать с ним необходимо и создателям его информационной базы, и библиотечным технологам, и всем профессиональным и конечным его пользователям.

С развитием информационных технологий, особенно сети Интернет, на первый план выступают проблемы организации информационного обслуживания. Они обусловлены, в первую очередь, противоречиями непосредственно между уровнем подготовленности информационных работников и пользователей.

Объект исследования – электронные каталоги библиотек высших образовательных учреждений.

Предмет исследования – использование электронного каталога в библиотеке БГМУ.

Целью данной работы является изучение электронного каталога библиотеки Башкирского государственного медицинского университета.

Поставленная цель конкретизируется рядом задач:

1. Рассмотреть электронный каталог как основное средство библиографического доступа в вузовской библиотеке;

2. проанализировать уровень использования электронных каталогов в библиотеках России;

3. изучить электронный каталог научной библиотеки Башкирского государственного медицинского университета;

4. пранализировать Онлайновая среда библиотеки Башкирского государственного медицинского университета;

5. рассмотреть электронный каталог как источник поиска информаций.

Степень изученности проблемы. Говоря об электронных каталогах, следует отметить, что в российском библиотечном сообществе идет процесс изучения и практической апробации по этому направлению. С 90–х годов XX столетия российские библиотеки стали активно использовать в своей работе компьютерную технику и Интернет–технологии. В разработках и исследованиях таких известных всему библиотечному сообществу специалистов, как: Я.Л. Шрайберг, Ф.С. Воройский, А.И. Земсков, А.Б. Антопольский, Б.И. Маршак, Б.Р. Логинов, Э.Р. Сукиасян, В.К. Степанов, Е.Д. Жабко, О.А. Лаврёнова, А.И. Вислый и многих других - мы находим объективное и профессиональное рассмотрение указанных проблем [17; 36].

В диссертационном исследовании М.И. Вершинина «Проблемы создания электронного каталога в научных библиотеках» и в его же монографии «Электронный каталог: проблемы и решения» основное внимание уделено лингвистическим проблемам организации электронного каталога, созданию специализированных программных сред, обеспечивающих успешную реализацию его основных функций: поиска и доступа к документальным источникам библиотеки.

Особое место в публикациях, связанных с процессами становления и развития электронных каталогов, отводилось проблемам ретроконверсии карточных каталогов. В диссертационном исследовании Г.А. Кисловской «Ретроспективная конверсия карточных каталогов» проведен анализ процессов создания электронного каталога на основе программ ретроконверсии, и дана оценка роли электронного каталога в работе современной библиотеки.

Тема «электронный библиографический каталог» часто рассматривается в контексте справочного информационно-библиотечного обслуживания. Разработанность данного направления исследований достаточна велика. В публикациях Э. Р. Сукиасяна, Е.Д. Жабко, В.К. Степанова, А.И. Земскова, О.В. Шлыковой и многих других проблемы организации обслуживания и доступа к информационным ресурсам библиотеки рассматривались в свете технологических возможностей автоматизированных систем и работы поисковых сервисов и инструментов, к которым, несомненно, относится электронный каталог.

В публикациях Т.В. Мошковской тема “электронный каталог и его роль во вновь созданной библиотеке или библиотеке «нового поколения»” является основной и приоритетной.

Об электронных каталогах имеются публикации в журналах «Научные и технические библиотеки», «Библиотека», «Библиотековедение», «Библиография». Опыт создания и использования электронных каталогов широко освещает региональная пресса.

Базой исследования является библиотека Башкирского государственного медицинского университета. Проведен анализ виртуальной среды библиотеки, рассмотрены поисковые возможности e-каталога библиотеки.

В ходе решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: общенаучные методы анализа и синтеза, метод классификации, методы сравнения и обобщения источниковедческий теоретический анализ литературы, терминологический анализ.

Научная новизна и теоретическая значимость: Охарактеризованы тенденции развития электронного каталога в вузовской библиотеке, его функционирования. Проанализированы возможности использования элетронного каталога Башкирского государственного медицинского университета.

Структура выпускной квалификационной работы обусловлена логикой исследования и включает: введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложения.

В приложении представлены:

Список использованной литературы состоит из 51 источника

В первой главе Создание электронных каталогов в отечественных и зарубежных вузовских библиотеках. Проанализировано определение понятия электронный каталог, дана характеристика е-каталога, как как основного средства библиографического доступа в вузовской библиотеке. Рассмотрена история появления электронных каталогов в библиотеках России. Проанализированы особенности формирования и функционирования электронных каталогов Российской Национальной библиотеки, Российской государственной библиотеки, Библиографической базы данных «Вся Россия», Сводного каталога «Сигла».

В настояшее время насчитывается большое количество понятий электронный каталог, каждое из которых трактует различные стороны его существование, например, существование в машиночитаемом виде; возможность удаленного доступа с ним; наличие большого количества дополнительных поисковых возможностей по сравнению с традиционными каталогами; удобную форму ведения и работы, как для библиотекаря, так и для читателя и т.д.

Во второй главе. Опыт работы библиотеки башкирского государственного медицинского университета по созданию и ведению электронного каталога. Проанализированы ресурсы библиотеки БГМУ. Рассмотрены особенности функционирования электронный каталога внаучной библиотеке. Выявлены особенности развития онлайновая среда библиотеки Башкирского государственного медицинского университета. Рассмотрены ее ключевые особенности. Система поиска и обновления информации в электронном каталоге библиотеки

Фрагмент работы

1.1. Электронный каталог как основное средство библиографического доступа в вузовской библиотеке

Своевременное получение актуальной информации является необходимым условием для принятия обоснованных решений, экономит время поиска нужной информации и ускоряет процесс решения научных и учебных задач. В настоящее время высшие учебные заведений имеют дело с огромным количеством данных, располагают богатой библиотекой, которые активно применяются студентами и сотрудниками для получения научной, учебной и справочной информации, анализа тех или иных аспектов деятельности учебного заведения. E-каталог библиотеки выступает универсальным средством оперативного предоставления подобного рода информации.

В современной научной теории существует большое количество определений понятия электронный каталог, приведем некотрые из них: Электронный каталог (ЭК) — совокупность программных и аппаратных средств по обеспечению деятельности библиотеки по заказу, каталогизации, поиску, выдаче книг, решения различных задач по отчётности и книгообеспеченности читателей и др. как в локальной вычислительной сети, так и через web-сопряжение .

Электронный каталог прочно вошел в жизнь библиотечного сообщества. Он достаточно многогранен и может рассматриваться с различных точек зрения. Есть множество вариантов определений этого понятия. Большинство из них характеризуют отдельные функции электронного каталога или его назначение, или определяют его структуру и форму существования. В «Справочнике библиотекаря» приведено следующее определение: «Электронный каталог — это библиотечный каталог в машиночитаемой форме, работающий в реальном режиме времени и предоставленный в распоряжение читателей библиотеки».

Другое определение предлагает В. В. Мосягин: «Электронный каталог библиотеки (синоним: библиографический банк данных библиотеки) — совокупность библиографических и лексикографических баз данных в комплексе с СУБД и набором прикладных программ, обеспечивающих принципиально новые возможности поиска по сравнению с традиционными библиотечными каталогами. Объединение различных библиографических и лексикографических БД в единое целое приводит к качественно новому понятию» . Оно характеризует ЭК с точки зрения структуры и расширения поисковых возможностей.

Ряд исследователей, в том числе и российских, отождествляют ЭК с модулем OPAC (Online public access catalog). Подобной точки зрения придерживается и известный библиотековед Э. Р. Сукиасян: «ЭК — то же самое, что и ОРАС».

Определяя понятие «электронный каталог», на наш взгляд, прежде всего, необходимо учитывать, что современный ЭК состоит из трех основных частей, а именно: части, включающей библиографические сведения, части, включающей авторитетные сведения, и части, включающей сведения об экземпляре (циркуляции документа). Такая трактовка ЭК, впервые в отечественном библиотековедении предложена И. Б. Цветковой и основывается на истории развития ЭК . Как известно, автоматизация каталогизации началась с механического перевода в электронную форму библиографических сведений, затем в машиночитаемую форму стали переводиться авторитетные данные, потом — данные о циркуляции документов.

Определение структуры ЭК с точки зрения содержания и наполнения дает понимание его функционирования, обусловленного взаимодействием трех его частей. Однако, очевидно, что даже совмещение приведенных определений и трактовок ЭК не раскрывает всей его сущности, проявляющейся в единстве многообразных функций и свойств.

файлов.

Изначально задача создания автоматизированных каталогов была поставлена в связи с осознанием возможности сократить затраты на выполнение трудоемких технологических операций в сфере каталогизации. Первые усилия в этом направлении относятся к началу 60-х гг. XX в. Это связано с разработкой формата машиночитаемой каталогизации и попытками создания интегрированных библиотечных систем на базе ЭВМ второго поколения, работавших в пакетном режиме, в крупных университетских библиотеках США.

Электронный каталог стал первым достижением, которое могли использовать непосредственно сами читатели. Наибольшую популярность для его обозначения в американской печати получила аббревиатура OPAC (Online Public Access Catalogue – интерактивный общедоступный каталог). Работа в режиме online (режиме реального времени, интерактивном режиме) предполагает подключение терминала потребителя к «живой», действующей базе данных, пополняемой в то же время новой информацией. Первый в мире каталог OPAC был разработан в библиотеке штата Огайо в 1970 г.

Началом же эры OPAC в американских библиотеках считаются 1980-е гг. С момента появления ЭК выделялся среди других информационных ресурсов по трем аспектам: цели разработки, содержание информационных массивов и потенциальные пользователи. ЭК были рассчитаны на неподготовленного пользователя и некоммерческое использование. Прототипом для ЭК послужили карточные каталоги, что определило методы поиска и просмотра. После всеобщего признания рост числа OPAC в США, Канаде, Австралии, Великобритании и других европейских странах сопровождался их постоянным совершенствованием. Судя по активному обсуждению в зарубежной периодике конца 1980-х – начала 1990-х гг. вопросов закрытия карточных каталогов, именно в этот период OPAC стал рассматриваться как полноценный источник информации, вполне способный конкурировать с карточными каталогами.

Достаточно долгое время альтернативой OPAC считались каталоги на микроносителях (РАС – Public Access Catalogue). Понятно, что они не подключались к постоянно пополняемой БД, а содержали только определенную порцию неизменяемой информации. В 1985 г. была разработана и реализована первая коммерческая система каталогизации на компактных оптических дисках (CD–ROM). 1990-е гг., когда распространение Интернета дало основание пересмотреть функции ЭК, можно назвать поворотным этапом в его истории. Необходимость обеспечения информационного обмена на локальном и международном уровнях в режиме реального времени закрепила функции ведущего банка данных библиотек именно за интерактивными каталогами.

Исторически, в зависимости от набора поисковых возможностей, сегодня принято выделять три поколения автоматизированных библиотечных каталогов. Но из-за разнообразия конкретных вариантов ЭК не сложилось единого мнения по поводу характеристик и хронологических рамок существования отдельных поколений. Поэтому мы будем ориентироваться на самые общие подходы.

Чаще всего каталогам первого поколения (1970-е – середина 1980-х гг.) приписывают следующие черты: ограниченное количество полей доступа, нестандартность используемых библиографических описаний, неразвитость поисковых стратегий, авторитетного контроля, режима диалога. В таких каталогах, как правило, отсутствовала возможность поиска по теме, осуществлялся главным образом адресный поиск. Это позволило в свое время характеризовать ЭК как «псевдокарточные» системы.

Первые версии общедоступных автоматизированных каталогов не относили даже к классу автоматизированных информационно-поисковых систем. Однако в 1980-х гг. наметилась тенденция к интеграции ЭК с другими типами АИПС.

Каталоги второго поколения (1980–1990-е гг.) обладают возможностью многоаспектного поиска с использованием булевой логики по ключевым словам, классификационным индексам, предметным рубрикам, более широким применением авторитетных данных, выводом их для пользователей ЭК, ориентацией на необученного пользователя, полидисциплинарностью БД, отсутствием в поисковых образах документов рефератов.

Сообщения о разработке ЭК третьего поколения появились уже в конце 1980-х гг. К нему относятся каталоги, принимающие запросы на естественном языке и самостоятельно преобразующие их. В последнее время высказывается критика уже и в их адрес, обосновывается необходимость смены концепции их развития.

Первые электронные каталоги представляли собой просто перечень записей об изданиях в одном файле, что уже позволяло ускорить поиск нужной книги, газеты, журнала.

Использование электронных таблиц, а впоследствии и СУБД (более-менее широко с 1960-х годов) позволило разделять подобные записи на отдельные поля, такие как название, автор, издательство, год издания, язык, аннотация и др., что позволило более точно задавать поисковые запросы.

В настоящее время ЭК на деле превратились в мощные информационные системы по обеспечению работы библиотек и выполняют широкий круг задач.

Каждый пользователь обычно видит лишь часть возможностей ЭК в зависимости от того, какие задачи решаются им с помощью этого каталога.

Пользователь-читатель обычно знаком через web-сопряжение с собственно библиотечным каталогом в электронном виде, позволяющем в более удобной обстановке быстро найти и, возможно, заказать к выдаче интересующие издания.

Сотрудники отдела комплектования применяют программы ЭК для исследования книгообеспеченности (например, учебного процесса), заказа новых изданий, продолжения подписки, каталогизации и регистрации новых поступлений, различных видов отчётности.

Сотрудники отдела выдачи ведут с помощью ЭК картотеку читателей, получают и обрабатывают заказы на литературу, свои задачи решает руководство библиотеки и т. д.

Электронный каталог заставил по-новому посмотреть на самую устоявшуюся и консервативную библиотечную работу. В ней произошли следующие изменения:

• концентрация усилий по выполнению оригинальной каталогизации в национальных библиографических центрах и заимствование продукции другими библиотеками;

• доступность фондов библиотек через создание online сводных каталогов на региональном, национальном и международном уровнях;

• расширение поисковых возможностей, вследствие применения новой технологии формирования машиночитаемой записи, включая кодированную информацию, аннотации, полные тексты документов, оцифрованные данные, ресурсы интернета;

• обеспечение доступа к ЭК библиотек средствами интернет для удаленных пользователей;

• функционирование ЭК как неотъемлемой части интегрированной библиотечной системы от комплектования до хранения документов.

Заключение

Понятие «электронный каталог» пришло к нам из США. В отличие от нашей страны, в Соединенных Штатах этот термин имеет несколько значений. В настоящее время ЭК на деле превратились в мощные информационные системы по обеспечению работы библиотек и выполняют широкий круг задач.

В России термин «электронный библиотечный каталог» появляется в отечественной печати в середине 1980-х гг. Широкое же распространение этого понятия связано с девяностыми годами прошлого столетия. Именно тогда началось стихийное создание электронных каталогов в тех библиотеках, которым удалось приобрести компьютеры. Далее понятие уточнялось по мере внедрения ЭК в повседневную библиотечную практику, усложнения его структуры и функций.

Библиотека ВУЗа, в свою очередь, направлена, с одной стороны, на обеспечение основных условий для образования и научной деятельности, с другой — на культурное развитие каждого студента. Нужно отметить, что вузовская библиотека также является информационной системой. Предоставляя читателям различных информационных ресурсов, она обеспечивает их важными информациями.

Автоматизация библиотеки БГМУ началась в 1991году. При этом главной целью ставилось создание электронного каталога библиотечного фонда. С 1992года все новые поступления, включая книги и учебники, авторефераты диссертаций, диссертации, сборники научных трудов и конференций, а также статьи из сборников вводятся в электронный каталог.

Электронные каталоги стали зачастую еще одним этапом поиска информации. Учитывая то, что поисковики Интернета осуществляют ту же самую функцию (функцию поиска), что и электронные каталоги, возникает мысль о том, что электронные каталоги - это «информационный центр».

Итак, развитие электронных каталогов достигло уже той стадии, которая позволяет обобщить накопленный опыт и очертить проблематику его ближайшего будущего. Что касается прогноза будущего электронного каталога, то очевидно, что оно будет связано с возможностью создания сводных каталогов корпоративных объединений библиотек, использования общенациональных авторитетных файлов и единых форматов. Можно также предположить, что дальнейшее развитие ЭК будет ориентировано на расширение диалога и средств помощи его пользователям.

Список литературы

1. Бродовский, А.И. Создание имидж-каталогов в ГПНТБ России средствами ИРБИС [Текст] /А.И. Бродский/ Научные и технические библиотеки. – 2009. - № 8. – С. 5-16.

2. Вершинин, М. И. Электронный каталог: проблемы и решения [Текст]: учебно-практическое пособие / М. И. Вершинин. – СПб. : Профессия, 2007. – 232 с. – (Серия «Библиотека»).

3. Горный, Е. Развитие электронных библиотек: мировой и российский опыт, проблемы, перспективы [Текст] / Zhurnal.r*:вестник сетевой культуры. Москва, 2002.

4. Губанова, С.А. Электронные библиотеки и полнотекстовые базы данных [Электронный ресурс] / Тверская областная библиотека им. А.М. Горького: [сайт]. - Тверь, 2003. – Режим доступа: h**t://w*w.tverlib.r*. –Дата обращения (27.10.2014).

5. Дригайло, В.Г. Основы организации работы библиотеки вуза: научно – практическое пособие [Текст] / В.Г. Дригайло - М.: Либерея-Бибинформ, - 2007. - С.513 - 514.

6. Жарикова, Л.А. Электронный библиотечный каталог [Текст] / Л.А. Жарикова, А.А. Маркова, Г.А. Скарук. – Новосибирск, 2006. – 39 с.

7. Земсков, А. И. Будущее электронных библиотек [Текст] / А. И. Земсков / Научные и технические библиотеки. - 2009. - № 4. - С. 26-35.

8. 8. Земсков, А.И. Электронные библиотеки [Текст] : учебник для вузов / А. И. Земсков, Я. Л. Шрайберг. - Москва: Либерея, 2003. - 351 с.

9. Кисловская, Г.А. Ретроспективная конверсия карточных каталогов [Текст] / Г.А. Кисловская. – М.: Либерея-Бибинформ, 2009. – 144 с. – (Библиотекарь и время. XXI век. 100 + 100 выпусков ; № 109).

10. Лавренова, О. А. Электронные каталоги : тенденции и практика РГБ [Текст] / О.А. Лавренова / Научные и технические библиотеки. – 2000. – № 2. – с. 29-35.

11. Информационно-поисковый тезаурус (ИПТ) [Текст] / О.А. Лавренова/ Библиотечная энциклопедия; Российская государственная библиотека. – М.: Пашков дом, 2007. – С.424-425.

12. Лавренова, О. А. Методика разработки информационно-поискового тезауруса [Текст] / О. А. Лавренова / Российская государственная библиотека. – М: Пашков дом, 2001. – 54 с.

13. Миниярова, З. М. Подходы к индексированию в электронных каталогах. Возможности поэлементного поиска [Текст] / З.М. Миниярова / Научные и технические библиотеки. – 2005. – № 12. – С. 25-35.

14. Мосягин В. В. Базы данных, электронный каталог и банк данных библиотеки [Электронный ресурс] / В. В. Мосягин.- Режим доступа: h**t://w*w.gpntb.r*/win/ntb/ntb97/ 5/f5_01.html. - Дата обращения (27.10.2014).

15. Рыбальченко, Е. Н. Использование средств лингвистического обеспечения электронного каталога для релевантного поиска информации и выполнения различных запросов [Текст] / Е.Н. Рыбальченко / Научные и технические библиотеки. - 2011. - № 7. - С. 46-51.

16. Селиванова, Ю. Стандартизация и кооперация: тенденции каталогизации конца XX в. [Текст] / Ю. Селиванова, Т. Масхулия / Библиотечное дело. — 2004. — №6 (18). — С. 18—21.

17. Сизых, И. Лингвистическое обеспечение электронного каталога [Текст] / И. Сизых/ Библиотека. - 2009. - № 6. - С. 35-38.

18. Скарук, Г.А. «Неподготовленный пользователь» электронного каталога: кто он? [Текст] / Г.А. Скарук. – Научно-техническая библиотека. – 2009. - № 7. – С. 12-20.

19. Скарук, Г. А. Тематический поиск в электронном каталоге : проблемы лингвистического обеспечения [Текст] / Г.А. Скарук. -Библиотековедение. – 2001. – № 3

20. Брежнева В. В. Информационное обслуживание : учеб. пособие / В. В. Брежнева, Р. С. Гиляревский. – СПб. : Профессия, 2012. – 368 с.

21. Илларионова лларионова Н. Ф. Веб-сайты как важный информационный информационный ресурс // Мир библиографии иблиографии. – 2009. – – 2009. – №4. – С. 43–46.

22. Положение оложение о Третьем Всероссийском Всероссийском конкурсе конкурсе сайтов публичных публичных библиотек за 2009 г. URL: h**t://w*w.rba.r*/content/activities/tenders/ site/2009.pdf ( ite/2009.pdf (дата обращения бращения: 20.11.2013). : 20.11.2013).

23. Принципы ринципы качества ачества веб-сайтов по культуре культуре. URL: h**t://w*w.minervaplus. ( u/docums/principles_of_quality.pdf (дата обращения обращения: 14.11.2013).

Покупка готовой работы
Тема: «Электронный каталог в вузовской библиотеке»
Раздел: Разное
Тип: Дипломная работа
Страниц: 48
Цена: 1450 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика